Научная статья на тему '«Архаизмы» сознания в эпоху глобализации как духовный потенциал самопроизводства общностей'

«Архаизмы» сознания в эпоху глобализации как духовный потенциал самопроизводства общностей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / ВЕРА / УВЕРЕННОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ / АРХАИЗМ / CONSCIOUSNESS / SELF-CONSCIOUSNESS / SYSTEM / STRUCTURE / FAITH / CONFIDENCE / ETHNIC COMMUNITIES / ARCHAISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зарипов Айрат Янсурович

Статья посвящена анализу одного из древнейших элементов сознания как вера. В данном случае автором она интерпретируется как элемент сознания, выработанный эмпирическим путем и ставший неотъемлемым показателем человеческой жизнедеятельности, а не как составляющая часть религиозности, как принято ее воспринимать. Рассматривая онтологию веры, автор подчеркивает, что ее основа — сама действительность. Наблюдая за ней и рефлексируя ее, у человека постепенно выработалась уверенность в неизбежности некоторых событий, например, смена времен года, дня и ночи, рождение и смерть и т.д. Именно наблюдения за такими объективными явлениями, связанными с естественными природными процессами, породили уверенность в неизбежности будущих событий и придали уверенность человеческому бытию, его поступкам и позволили индивидам «планировать» свою жизнь. Можно также предположить, что и сознание конструировалось в соответствии с окрепшей верой человека в реальность бытия, своего существования. Опыт в совокупности с простейшими аналитическими приемами разума постепенно превратил веру в обыденность, вытолкнув ее на «периферию» в структуре сознания. Именно поэтому, на наш взгляд, она и перестала восприниматься как естественный, важный, необходимый элемент сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIOUS ARCHAISMS IN THE EPOCH OF GLOBALIZATION AS THE SPIRITUAL POTENTIAL FOR COMMUNITY SELF-PRODUCTION

The paper deals with belief, one of the earliest elements of consciousness. The author interprets it as an element of consciousness produced empirically that has become an essential indicator of human activity but not an integral part of religiosity. Analyzing the ontology of belief the author emphasizes that it is based on the reality. Observing and speculating about this phenomenon man has gradually developed his confidence in the inevitability of some events, such as the alternation of seasons or day and night, birth and death etc. The very observation of phenomena related to natural processes has given confidence to the human, his actions and allowed him to plan his life. One can also assume that consciousness was developed in accordance with the human's strong faith in the objective reality and his existence. Experience together with the simple analytical skills the human mind uses has gradually transformed the faith into something ordinary placing it on a peripheral part of the consciousness structure. That's exactly why, to the author's mind, faith has not been perceived as a natural and necessary element of consciousness.

Текст научной работы на тему ««Архаизмы» сознания в эпоху глобализации как духовный потенциал самопроизводства общностей»

ФИЛОСОФИЯ. ПРАВО

, №¿я, .-Ts № tri ¿fe ite ^ tfi ¿ъ ifi ikite

Л.Я. Зарипов УДК III

«АРХАИЗМЫ» СОЗНАНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ КАК ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ САМОПРОИЗВОДСТВА ОБЩНОСТЕЙ*

Статья посвящена анализу одного из древнейших элементов сознания как вера. В данном случае автором она интерпретируется как элемент сознания, выработанный эмпирическим путем и ставший неотъемлемым показателем человеческой жизнедеятельности, а не как составляющая часть религиозности, как принято ее воспринимать. Рассматривая онтологию веры, автор подчеркивает, что ее основа — сама действительность. Наблюдая за ней и рефлексируя ее, у человека постепенно выработалась уверенность в неизбежности некоторых событий, например, смена времен года, дня и ночи, рождение и смерть и т.д. Именно наблюдения за такими объективными явлениями, связанными с естественными природными процессами, породили уверенность в неизбежности будущих событий и придали уверенность человеческому бытию, его поступкам и позволили индивидам «планировать» свою жизнь. Можно также предположить, что и сознание конструировалось в соответствии с окрепшей верой человека в реальность бытия, своего существования. Опыт в совокупности с простейшими аналитическими приемами разума постепенно превратил веру в обыденность, вытолкнув ее на «периферию» в структуре сознания. Именно поэтому, на наш взгляд, она и перестала восприниматься как естественный, важный, необходимый элемент сознания.

Ключевые слова: сознание, самосознание, система, структура, вера, уверенность, этнические общности, архаизм

Airat Ya. Zaripov

CONSCIOUS ARCHAISMS IN THE EPOCH OF GLOBALIZATION AS THE SPIRITUAL POTENTIAL FOR COMMUNITY SELF-PRODUCTION

The paper deals with belief, one of the earliest elements of consciousness. The author interprets it as an element of consciousness produced empirically that has become an essential indicator of human activity but not an integral part of religiosity. Analyzing the ontology of belief the author emphasizes that it is based on the reality. Observing and speculating about this phenomenon man has gradually developed his confidence in the inevitability of some events, such as the alternation of seasons or day and night, birth and death etc. The very observation of phenomena related to natural processes has given confidence to the human, his actions and allowed him to plan his life. One can also assume that consciousness was developed in accordance with the human's strong faith in the

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-13-02009, «Научно-образовательный потенциал региона и пути повышения эффективности его использования».

Зарипов Айрат Янсурович, доктор философских наук, профессор Уфимского государственного авиационного технического университета, e-mail: zaya62@rambler.ru

objective reality and his existence. Experience together with the simple analytical skills the human mind uses has gradually transformed the faith into something ordinary placing it on a peripheral part of the consciousness structure. That's exactly why, to the author's mind, faith has not been perceived as a natural and necessary element of consciousness.

Key words: consciousness, self-consciousness, system, structure, faith, confidence, ethnic communities, archaism

XXI век отмечен глобальными продвижениями человечества в разных отраслях познания окружающего мира. Но он так и не решил проблему взаимоотношений между разными странами, их народами, этническими общностями. Научные достижения, внедренные в нашу обыденность, сделали представителей различных стран ближе в понимании объективных проблем, но при этом ни в духовных, ни в социальных отношениях континенты и страны не стали ближе друг к другу. Наличие Интернета стало фактором сближения индивидов, но не народов.

Современные требования к бытию индивида стали технократическими — иметь e-mail, зарегистрироваться в социальных сетях в Интернете, указать номер мобильного телефона и т.д. Против этого никто претензий не имеет. Но при всем наборе этих технологических новшеств пропадает чувство личной сопричастности к событию, личного присутствия индивида в той или иной ситуации. Понятно, что виртуальность экономит время, но при этом отсутствует сопричастность к событию, включенность в момент, сопереживание. Картина мира, или «горизонт событий», сужается, упрощается и происходит «субъективизация», т.е. отношение к нему становится субъективным. Такое отношение к нему вырабатывается со слов тех, кто поставляет информацию. И находясь за пределами событий, мы эту ситуацию принимаем на веру и реагируем на нее в соответствии со своим мировоззрением, эмоциями, хотя это не всегда может соответствовать реальному положению вещей.

Рассуждая о тех или иных сложностях восприятия мира, хочется еще раз обратиться к вечным проблемам философии — бытию и феномену сознания. Наличие бытия, как осязаемой реальности, не вызывает сомне-

ний практически ни в одних философских направлениях, в то время как сознание, как субъективная реальность и отражение этого самого бытия, всегда притягивает пристальное внимание каждого поколения мыслителей, пытающихся вскрыть в нем новые структурные элементы, найти потаенный смысл его происхождения. Уже не только философы, психологи, культурологи и другие представители социально-гуманитарного знания, которым принадлежала ведущая роль в его изучении, но и специалисты естественнонаучных направлений предлагают новые подходы к данному феномену.

При всем обилии теорий до сих пор не выстроено цельной композиции сознания. Это касается и этнического сознания и самосознания, которые в эпоху глобализации проявили себя, с одной стороны, как архаизмы в структуре глобального человеческого сознания, с другой — как наиболее конструктивный элемент в самосохранении общностей. Вопреки общепринятому мнению о глобализации сознания, они явно продемонстрировали свою способность к самостоятельной реализации, выработке общепланетарного сознания в процессах глокализации, стремлению общностей к самосохранению. И, на наш взгляд, главную роль в данном процессе сыграл такой архаичный элемент сознания, как вера.

Говоря об архаичности данного элемента сознания, нам хотелось подчеркнуть его перманентность, атрибутивность. «Архаизация» сознания произошла еще потому, что она не всегда воспринимается как элемент сознания, а больше как некий результат обыденно-практического опыта. С нашей точки зрения, вера есть феномен, выработанный в недрах сознания на основе практической деятельности человека и ставший его инвариантом, позволяющим индивидам

субъективировать и планировать свои действия и поступки в соответствии со своими потребностями, но без гарантии их реализации.

Понятие «вера» в повседневной жизни мы привыкли связывать только с религией и религиозным сознанием. Однако это упрощает исследовательские подходы к данному феномену, т.к. это понятие более глубокое и фундаментальное. На уровне религии вера не требует объяснения, размышления, а выступает как акт восприятия уже утвержденного кем-то постулата (как окончательное, абсолютное, бесспорное), т.е. как доктрина. В данном случае мы сознательно избегали понятия «знание», т.к. оно не соответствует данной трактовке веры.

Понятие «вера» гораздо шире, чем принято его воспринимать, выступает не только основой религии, но и знаний, опыта, наших мыслей и поступков, может быть априорной, социальной, интеллектуальной, эмпирической и т.д. Следовательно, вера может иметь основания, коренящиеся не только в сфере самого бытия, но и нашего сознания. В справедливости последней части утверждения можно убедиться в распространенном определении сознания, принятом в отечественной философской науке [I]. С философской точки зрения, вера выполняет особую роль в структуре сознания, т.к. помогает индивиду «в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов» [2]. Интерпретируя данное утверждение, возникает вопрос: может ли индивид построить некую модель (пусть и мысленную), если он не верит в результаты своих действий? С одной стороны, ответ кажется очевидным, а с другой — не бесспорным.

Во всех словарях, энциклопедиях понятие «вера» признается как некритическое усвоение индивидом чего-либо без доказательств, принятие им за истину любых утверждений без проверки. В данном случае вера становится «слепым поводырем» человека с неизвестными последствиями для него. С точки зрения религиозной веры, возможно, это и справедливо, но с точки зрения бытовой, обыденной веры, здесь есть противоречия. Во-первых, индивид уверен

всегда, что «завтра» наступит, и эта вера не связана с религией, а подтверждена всем ходом развития человечества. Во-вторых, он продолжает опыт предыдущих поколений, и его появление на свет связано с верой предыдущих поколений в его «завтра». В-третьих, личный опыт подсказывает, что его будущее так же неизбежно, как смена дня ночью, времен сезона, т.е. он верит в будущее и «обязательное» существование данного мира. В-четвертых, он уверен, что это существование продолжится в его детях, иначе преемственность поколений невозможно было бы представить (инстинкты самосохранения и размножения, хоть они и относятся к первой сигнальной системе, тоже можно рассматривать как подсознательную реализацию «веры в завтра»).

Без веры, на наш взгляд, сознание невозможно. Как ни странно, она не является структурным элементом сознания ни индивида, ни общностей, ни общества. Мы зачастую употребляем ставшие привычными понятия: «мы верим в то», «мы надеемся на это» и т.д. При этом не отдаем себе отчета в том, что мы апеллируем к самому себе, своему сознанию, опыту, и, наконец, к вере. Все это происходит бессознательно, т.к. вера укоренена в нашу жизнь, мы ее считаем обязательным элементом своей экзистенции и потому не отдаем отчета в ее присутствии, т.е. не можем существовать без нее.

Формирование веры в сознании индивида начинается с детства, некритически, подражательно, бессознательно [3, с. 94]. Он не проявляет сомнения в достоверности того, что его окружает (формирование пространства жизненного мира происходит позже). Он не знает, а просто аудио- и визиализиру-ет собственное этносоциальное пространство, бытие и верит в него (не важно, связано это с действительностью или нет). В данном случае мы сталкиваемся с неосознанным усвоением обыденного мира, но оно и есть основа бытия веры. И эта вера в существование реальности, окружающего пространства, мира, предметов в нем, людей, языков, культур (пусть и иллюзорная, фантасмагорическая, мистическая, неосознанная) не обременена никакими учениями, мировоззрениями, идеологиями. И именно

данная вера впоследствии становится одним из важнейших элементов нашего сознания, а наличие этнического многообразия придает этой вере этническую окраску.

Постепенно приспосабливаясь к окружающей реальности, подрастающая личность укрепляет собственную веру в свое существование посредством индивидуального самоосознания, тем самым удостоверяясь в существовании не только действительности, но и самого себя в ней, становясь непосредственной ее частью. Личность становится включенной в данную реальность, и, следовательно, «уверена» в нерасторжимой целостности и единстве этих двух начал — себя и реальности. И эта вера основана на обыденной практике. Такие же процессы сопровождают и выработку этнического сознания и самосознания, в которых индивид уверенно идентифицирует себя с той или иной общностью.

Поскольку сознание предстает перед исследователем любого направления как феноменальное явление, то и связи между его элементами всегда были и будут мистифицированы. И потому рассматриваемый элемент «вера» не всегда может попасть в его структуру. Так произошло в марксисткой философии: вера не вошла в структуру сознания индивида. Она вообще выпала из его гносеологии, поскольку ей был придан лишь один онтологический статус — религиозный. Можем ли мы утверждать, что вера входит в структуру сознания или это — явление, лежащее за его предалами? Присутствует ли вера в обыденной жизни или жизни ученого, политика, государственного деятеля? Правильно ли мы делаем, что принимаем те или иные решения, если нет опыта в данных областях? На что мы опираемся, когда принимаем решения по тем или иным вопросам — на знания или веру?

На наш взгляд, ответы на эти вопросы коренятся в самом бытии, нашедшие отражение в нашем сознании, процессе познания, накопления опыта — в вере. Это понятие особенное, оно не связано с гносеологией и религией. Мы рассматриваем веру как часть обыденности, повседневности, как укорененную в само бытие и выступающую как неизбежный и неистрибимый его элемент.

Особенность данной веры заключается в том, что она выступает фундаментальной основой бытия в сознании индивидов и общества, задает вектор общественного развития и становится предпосылкой возникновения других ее форм. С нашей точки зрения, именно такая роль должна отводиться вере в структуре сознания (хотя во всех учебниках философии она не находит своего подтверждения в его структуре).

Опираясь на повседневный опыт и на процесс накопления знаний, можно с уверенностью констатировать: вера является частью нашего сознания, придающей уверенность нашим поступкам, решениям, действиям. Без веры наше сознание и поступки стали бы невозможными, как и сама вера без ее онтологизации. Рассматривая веру как часть сознания, мы не стремимся придать ей абсолютную значимость, а хотим подчеркнуть, что без веры сам процесс формирования нашего сознания стал бы невозможен. Отказываясь верить в саму действительность, люди никогда не смогли бы рефлексировать объективную реальность и перевести ее в сложный понятийный аппарат, хоть каким-то образом обозначив ее существование. Таким образом, отражение веры объективно, но ее выражение субъективно. Отсюда и многообразие вер в нашей жизни.

Включая веру в структуру сознания, мы также хотим подчеркнуть, что с ее помощью каждый индивид имеет возможность вписаться в общественную жизнь, стать ее частью. При этом его индивидуальная вера выступает как неотъемлемая часть общей веры человечества, также как индивидуальное сознание является нерасторжимой частью общественного. Вера, придающая поведению индивида стабильность, уверенность, чувство единства с другими людьми на основе единого бытия с ними, становится неотъемлемым элементом его сознания и самосознания и играет существенную роль в его дальнейшей деятельности.

В повседневной жизни мы не рассуждаем о вере, т.к. поступаем в соответствии с нашей убежденностью, уверенностью в том, что так делалось и до нас, что это общепринято, и уверены, что поступаем правильно. И наша вера в правильность житейских ре-

шений поддерживает нашу психологическую стабильность, дает возможность планировать нашу жизнь, вселяет уверенность в наши планы на будущее, способствует реализации наших поступков. Мы планируем нашу жизнь, мероприятия с твердой убежденностью, что они воплотятся в жизнь. Это основа обыденной веры, которая зиждется на диалектических законах развития, функционирования и существования бытия.

Вера основана на обыденных знаниях, добытых эмпирическим путем. Хотя принято считать, что такие знания не проникают в глубь явлений, тем не менее, на данном уровне имеется возможность сделать определенные выводы об окружающем мире, явлениях и процессах, происходящих в нем. Добытые сведения, знания закрепляются в индивидуальном и общественном сознании посредством вербальных и невербальных форм коммуникации — в виде пословиц и поговорок, примет, традиций, обрядов, ритуалов. Впоследствии они становятся неотъемлемой частью «жизненного мира» или верой того или иного общества, органически включаясь в их общественное сознание. Они, сохраняясь в языке, менталитете, традициях, транслируются из поколения в поколение, создавая новый фундамент веры в них.

Обладая преемственностью, любая форма веры (религиозная, научная, обыденная) сохраняет для индивида и общества особую ценность, т.к. дает возможность двигаться дальше на основе достигнутого, с другой стороны, способствует комфортному и безболезненному вписыванию индивидов в новые условия бытия. Накопленный опыт во всех сферах общественной жизни воспринимается каждым новым поколением, но перерабатывается критически и по мере совершенствования тех или иных общественных отношений подвергается коррекции — уточняется, обогащается, дополняется, а может и упрощаться в зависимости от определенных условий.

Данное положение с одинаковой силой действует не только в обыденной жизни, но и применимо к науке, политике, общественной жизни. Новое поколение воспринимает знания предыдущего на веру и на ее основе продолжает их укреплять. Но когда эта вера

перестает соответствовать действительности, происходят революции — социальные или научные, которые утверждают новую веру, с новыми канонами, законами, парадигмами.

В истории философии вопрос соотношения веры поднимался, но звучал в другой плоскости — затрагивал соотношение веры и знания в эпоху средневековья. В данном случае подразумевалась вера религиозная, а не обыденная. С нашей точки зрения, само знание покоится на вере. Процесса знания не могло бы быть, если бы мыслители, исследователи, ученые не верили в то, что их открытия, учения, теории не пригодились бы в дальнейшем. Именно вера в их потребность и необходимость становится тем критерием, который и двигает само познание. Другими словами, в данном процессе вера выступает не только как результат рефлексии мира, а как побудительный мотив, толкающий исследователя к поиску, размышлению, открытию. Она становится первоисточником поиска, хотя отчасти может быть и иррациональна, внерассудочна, интуитивна.

Появившиеся знания есть результат размышлений, изысканий, творчества, т.е. проявлений способностей человеческого разума. Но наш разум сам покоится на вере, вере в самого себя. «Я мыслю, следовательно я существую», — провозглашал Р. Декарт. Он верил в торжество человеческого разума, его возможность к глубокому познанию окружающего мира, способность привнести в него определенные изменения. И в этом высказывании явно сквозит вера во всемогущество, творческий потенциал, силу и мощь человеческого разума. Признаки веры ощущаются и в самом высказывании: мыслить невозможно без существования, а существование невозможно без веры в сущность бытия. И сам разум, и само бытие объективны, и эта объективность зафиксирована нашим разумом, сознанием.

Вера выступает как необходимый элемент существования индивида, его духовное, психологическое, интеллектуальное и эмоциональное отношение к действительности, к реальным или воображаемым явлениям и процессам, воспринимаемым им некритически, бездоказательно, иногда и бессознатель-

но. Но вера помогает каждому из нас вписаться в бытие без ущерба для психики, т.к. «пребывает» в нашем сознании с детства. И такое понимание веры, основанное на структурах самой действительности, еще раз убеждает в ее онтологическом статусе, и следовательно, в ее нерасторжимом единстве с бытием и нашим сознанием.

В структуре сознания вера присутствовала всегда. Ее можно считать одним из основных и необходимых элементов в его структуре. С позиций сегодняшних исследований она может восприниматься как архаизм, но такой, который всегда поддерживал уверенность в человеке в существовании окружающего мира и его перманентности. Вера настолько укоренилась в нашем сознании, что мы перестали считать ее элемен-

том сознания и самосознания индивидов и общества.

Но тем не менее именно вера стала тем потенциалом в воспроизводстве этнических общностей, который был и остается ведущим детерминантом в структуре этнического сознания и самосознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Спиркин А.Т. Сознание и самосознание. — М.: Республика, 1992. — 816 с.

2. Сознание, его структура и источники. — Режим доступа: www.ruclass.ru/node/616

3. Витгенштейн Л. О достоверности / пер. Асеева Ю.А., Козловой М.С. // Вопросы философии. — 1991. — № 2.

К сведению читателей

Вышла книга:

Хусаинова Л.М. Башкирское письмо: монография. филиал БашГУ, 2012. — 119 с.

Стерлитамак: Стерлитамакский

Монография посвящена истории башкирского письма, изучению основных этапов его формирования. В отдельных главах дается обзор видов фонографического письма, представлены интересные материалы об азбуках и алфавитах башкир, составленных до XX в.

Книга предназначена для филологов, преподавателей и студентов, а также для тех, кто интересуется вопросами возникновения и развития письма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.