Научная статья на тему 'Аргументативный дискурс: основные подходы к изучению и проблемы анализа'

Аргументативный дискурс: основные подходы к изучению и проблемы анализа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

2154
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кунаева Надежда Васильевна

В данной статье рассматриваются основные подходы к изучению аргументативного дискурса, приводятся различные точки зрения на аргументацию в целом, а также выявляется круг проблем, связанных с практическим анализом аргументативной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARGUMENTATIVE DISCOURSE: THE BASIC APPROACHES TO ITS ANALYSIS AND THE PROBLEMS INVOLVED

In the article the author highlights the basic approaches to analyzing the argumentative discourse, looks into different views on argumentation in terms of linguistics, and reveals some of the problems concerning the analysis of argumentative discourse at practical level.

Текст научной работы на тему «Аргументативный дискурс: основные подходы к изучению и проблемы анализа»

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

УДК 811.111’42

АРГУМЕНТАТИВНЫЙ ДИСКУРС: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА

Н. В. Кунаева

Воронежский государственный университет

В данной статье рассматриваются основные подходы к изучению аргументативного дискурса, приводятся различные точки зрения на аргументацию в целом, а также выявляется круг проблем, связанных с практическим анализом аргументативной деятельности.

С давних времен аргументация является объектом исследований многих парадигм знания. К числу наук, изучающих особенности аргументации, относятся философия, психология, риторика, логика, лингвистика, когнитология, социология, конфликтология и другие. При этом в различных областях знания термин «аргументация» (от лат. аrgumentum, arguo — «пояснение», «проясняю») трактуется по-разному. Это привело к тому, что на сегодняшний день существует множество определений аргументации, которыми оперируют различные научные дисциплины.

Так, с точки зрения риторики, аргументация определяется как техника речи, направленная на убеждение собеседника, аудитории [1], как способ рассуждения, являющийся мыслительным процессом [2], как приведение одних доказательств для подкрепления или обоснования других [3], как способ доказательства [4], а также как социальная, интеллектуальная, вербальная деятельность, направленная на оправдание или опровержение точки зрения, представленная системой утверждений, направленных на достижение одобрения у определенной аудитории [5].

В традиционной лингвистике текста аргументация рассматривается как законченный результат речемыслительной деятельности, представляющий собой последовательность умозаключений, выводимых законами общей логики и актуализируемых в форме монолога, цель которого состоит в том, чтобы поддержать выдвинутую точку зрения. В качестве основного критерия оценки аргумента выступает степень его убедительности: «The formal tradition of argumentation considers .. .what constitutes a good argument or a bad one in terms of persua-

© Кунаева Н. В., 2007

sive ability» [6:12]. При этом наиболее убедительными считаются доводы, выработанные в рамках научного познания. Здесь наиболее убедительный довод — научный закон. Следовательно, степень успешности аргументации зависит от доли объективной истины в образующих ее аргументах.

С развитием процессуально-деятельностного подхода к изучению дискурсивной деятельности лингвисты предложили иной взгляд на аргументацию. В частности, С. Джейкобс и С. Джексон выразили мнение о том, что аргументацию можно рассматривать не только как монологическую речь, к которой приводятся доводы в пользу выдвинутой позиции, но и как интерактивный процесс, развивающийся между двумя и более коммуникантами [7]. Подобный взгляд на аргументативную деятельность позволил сосредоточить внимание не на конечной цели аргументации, что свойственно традиционному подходу к изучению аргументации, а на самом процессе коммуникации в условиях несовпадения взглядов, целей, позиций.

Кроме того, благодаря тому, что в последнее время в рамки лингвистического анализа активно включается «фактор человека», последователям процессуально-деятельностного подхода стало очевидно, что существенное влияние на отбор доводов в процессе аргументации в дискурсивном взаимодействии оказывает не формальная логика и научный закон, не объективная истина, а мировоззрение аргументатора, его познавательные, идеологические, этические, эстетические и прочие установки; его эмоции, авторитет, сила традиций; его представления о мнении окружающих и многое другое, что имеет сугубо личностный характер, но при этом не является менее ценным, поскольку носит статус субъективной истины для данного аргументатора. Такой взгляд на аргументацию

помог исследователям объяснить, в частности, почему доводы, являющиеся понятными и убедительными для одних людей, могут не быть таковыми для других, и наоборот.

Приблизительно с этого момента в лингвистике появилась необходимость проводить различие между риторическим аргументированием и естественно-языковой аргументацией. Так, в науке о языке нередко стали выделять два основных вида аргументирования — риторическое и оппозицио-нальное (rhetorical argument and oppositional argument) [8]. У некоторых исследователей можно встретить похожее противопоставление — теоретическое vs практическое аргументирование (см., например, [9]).

Согласно Д. Шиффрин, к риторическому виду аргументации следует относить монологические высказывания, направленные в защиту определенной точки зрения, тематически связанной с предметом спора или разногласия, тогда как к оппози-циональному виду аргументации необходимо относить последовательность высказываний одного или нескольких говорящих, открыто защищающих противоположные позиции относительно общего предмета спора или разногласия [8: 37].

Другое противопоставление — теоретическое vs. практическое аргументирование — основано на следующем разграничении: в теоретической аргументации важны правила сохранения истины (truth-preserving rule), чтобы не прийти к ложным заключениям; напротив, практическое аргументирование в спонтанной коммуникации не сводится к истинным или ложным утверждениям, а скорее нацелено на разрешение создавшейся конфликтной ситуации. Правила практической логики если и существуют, то их соблюдение означает способность придерживаться плана, оправдывающего достижение поставленных целей. В качестве объекта практической аргументации выступает единое нормативное суждение [9].

В основе подхода, при котором аргументация рассматривается как интерактивный процесс, лежит фактор разногласия [10: 2]. В теориях, сформулированных в рамках такого подхода, разногласие понимается как когнитивный, или аксиологический, диссонанс; конфликтность, или конфликт в широком смысле слова; несоответствие между объемом пропозиций знаний, которыми обладают участники аргументации.

Речевая деятельность коммуникантов, развивающаяся в условиях разногласия, в современной зарубежной и отечественной лингвистике может

называться по-разному, в зависимости от того, какой термин для обозначения упомянутого выше когнитивного или аксиологического диссонанса предпочитает тот или иной ученый.

Так, например, в современной зарубежной лингвистике можно обнаружить следующие варианты обозначения речевой деятельности в условиях коммуникативного диссонанса: ‘disagreement ’ [11], ‘the adversative episode' [12], ‘the contracting routine' [13], ‘oppositional argument' [8], ‘quarrel' [6], ‘disputes and disputing' [14;15], ‘conflict talk' [16]. При этом одним из наиболее широко используемых терминов является «argument» (см., например, [10; 8; 7; 17; 19]). В отечественной лингвистике можно встретить такие термины, как аргументирование, аргументация, конфликтный диалог, проблемный диалог, речевой конфликт, аргументативный дискурс.

Данные термины используются в исследованиях, объектом которых выступает не текст как законченный, статичный результат речевой деятельности, а дискурс — динамичный процесс актуализации текста в определенных ментальных и прагматических условиях. На этом основании их можно рассматривать как синонимы.

Проведенный краткий обзор показывает, что в современной лингвистике насчитывается большое количество работ, посвященных так называемому «теоретическому» аргументрованию. Благодаря тому, что ученые, работающие в рамках различных парадигм знания, в течение многих десятилетий проявляют особый интерес к проблемам теоретической аргументации, данная область исследования получила тщательно разработанную методику анализа (см., например, [2; 3; 4; 5]). Однако, несмотря на долгую историю изучения и наличие разработанного аппарата анализа, между позициями ученых по сей день наблюдается множество противоречий, тогда как сами исследователи нередко признают, что сформулированные ими положения сложно верифицировать эмпирическим путем.

Дело в том, что большинство из имеющихся на сегодняшний день исследований так или иначе посвящено анализу аргументации на макроуровне — ученые говорят о ее логико-семантической структуре, этапах развития, предоставляют многочисленные определения с позиции отдельных целей и методов, выбранных для их достижения (см., например, [1; 2; 3; 4; 5; 9]. При этом вопрос о том, что же представляет собой когнитивный диссонанс как актуализированное в речевой деятель-

ности столкновение взглядов, целей, позиций, остается открытым.

В современной лингвистике по-прежнему превалирует дедуктивный подход к изучению дискурсивной деятельности. Однако трудно не согласиться с тем, что сформировать точное представление о механизмах осуществления аргументативной деятельности в целом можно только путем тщательного изучения составляющих ее частей, анализируя при этом естественный дискурс, в рамках которого происходит реализация аргументатитвно-го намерения говорящего.

Данные проблемы можно отнести к области микроанализа дискурсивной деятельности. Целью такого анализа является выявление семантических и прагматических признаков, составляющих аргу-ментативый дискурс высказываний, определение конвенциональных способов их реализации в различных социальных ситуациях, а также выявление различного рода факторов, оказывающих влияние на выбор тех или иных речевых стратегий и языковых средств, служащих для репрезентации аргу-ментативных высказываний в естественной коммуникации. При этом на микроуровне аргумента-тивный дискурс понимается как речевое взаимодействие, в ходе которого высказываются мнения, возражения против этих мнений и возражения против высказанных возражений; как процесс, в ходе которого возникает, развивается и разрешается несогласие [17: 225]. Скрупулезное, многоаспектное изучение составных частей аргументативного дискурса — коммуникативных действий, которые совершают участники общения для достижения определенных целей коммуникации, должно помочь исследователям выработать единую, основанную на реальных фактах, научную концепцию аргументативной деятельности.

Первые шаги на пути к подобному анализу аргументативной деятельности были предприняты амстердамскими исследователями Ф. Ван Еемере-ном и Р. Гроотенсдорстом. Эти ученые, рассмотрев аргументацию с позиции теории речевых актов [18], разработали концепцию, в рамках которой аргументативный дискурс представляется как особый вид речевого действия. Так, Ф. Ван Еемерен и Р. Гроотенсдорст определяют аргументирование (arguing) как иллокутивный акт, перлокуцией которого является убеждение собеседника в справедливости мнения оппонента [19]. С целью увеличения объяснительной силы своей теории ученые расширили традиционное понимание речевого акта путем введения понятия «комплексы иллокутив-

ных актов» (ср. «дискурсивное событие»; термин Л. В. Цуриковой [20]), что позволило им объяснять функционирование не только отдельно взятых высказываний, но и целых групп высказываний.

Также работая в рамках теории речевых актов, С. Джекобс и С. Джексон предложили альтернативную модель аргументации, в которой в первую очередь подчеркивается его интеракциональная сущность [7]. С. Джекобс и С. Джексон описывают речевую аргументацию (conversational argument) с позиции структуры и функции. Говоря о структуре речевой аргументации, С. Джекобс и С. Джексон высказывают мнение о том, что, например, несогласие не ограничивается речевым актом несогласия, поскольку акт несогласия не тождественен дискурсу с элементами несогласия, несмотря на выраженное в нем противоречие: «disagreement alone does not equate to having an argument «regardless of affect displayed, contradiction expressed, or opposition perceived» in the disagreement» [7: 125]. С функциональной точки зрения, аргументация рассматривается С. Джекобсом и С. Джексоном как инструмент для достижения определенной цели, а именно — возразить собеседнику, оспорить высказанную им позицию (a means of managing disagreement) [7: 125]. С. Джекобс и С. Джексон также высказали предположение о том, что естественный аргументативный дискурс определяется в известной степени системой взглядов коммуникантов. Данное предположение приводит этих исследователей к еще более общему выводу: для того, чтобы состоялось речевое событие возражение, необходим некий минимальный уровень знания о предмете спора (a minimal level of substantive content) [7: 126].

Важный вывод в рамках теории речевых актов был сделан и другим ученым — Л. Рипсом, который утверждал, что вербализированные споры являются аргументацией только в том случае, если в их структуру входит обмен мнениями о том, стоит ли верить некоторому утверждению или предпринимать определенное действие: «to be an argument a stretch of discourse must involve an exchange of views on whether it is worthwhile to believe some assertion or take some action» [21: 411]. Отсюда исследователь делает более общий вывод о том, что негативные реакции на речевые акты просьбы, приказа, предложения, угрозы и т.п. не относятся к роду речевых действий, свойственных для аргу-ментавного дискурса.

Таким образом, в настоящей статье мы постарались показать, что история изучения практичес-

кого аргументирования началась лишь в последние 20 лет. При этом многие вопросы микроанализа аргументативной деятельности остаются открытыми. Более того, актуальной остается проблема самого выявления и определения круга вопросов, решение которых могло бы помочь ученым в деятельности, направленной на получение комплексного представления об аргументативном дискурсе. Проблема отсутствия тщательно разработанного аппарата анализа дискурса на микроуровне усложняет процесс познания особенностей функционирования практического аргументирования. Однако есть уверенность в том, что научный интерес, проявляемый к этой области языкознания в последнее время, послужит стимулом для поиска новых подходов к достижению практических результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рождественский Ю.В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. — М.: Добросвет, 1999. — 488 с.

2. Брутян Г.А. Очерк теории аргументации / Г. А. Брутян. — Ереван: АН Армении, 1992. — 299 с.

3. БерковВ.Ф. см.в: КлюевЕ.В. Речевая коммуникация / В. Ф. Берков. — М.: ПРИОР, 1999.

4. Асмус В.Ф. см. в: Клюев Е.В. Речевая коммуникация / В. Ф. Асмус. — М.: ПРИОР, 1999.

5. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение / А. П. Алексеев. — М.: 1991.

6. Antaki C. Explaining and arguing: The social organization of accounts / С. Antaki. — London & Thousand Oaks: Sage, 1994.

7. Jacobs S., Jackson S. Argument as natural category: The routine grounds for arguing conversation / S. Jacobs, S. Jackson // The Western Journal of Speech Communication. — № 45. — P. 118—132.

8. Schiffrin D. Everyday argument: The organization of diversity in talk / D. Schiffrin // T. A. Van Dijk (Ed.), Handbook of Discourse Analysis, Vol. 3. P. 35—46. — London, UK: Academic Press, 1985.

9. Баранов А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход) / А. Н. Баранов. — М., 1990.

10. Gilbert M.A. Goals in Argumentation / M. A. Gilbert // Practical Reasoning. — Bonn, 1995.

11. Pomerantz A. Agreeing and disagreeing with assessments: Some features of preferred / dispreferred turn shapes / A. Pomerantz // Structure of social action: Studies in conversation analysis, 1984. — P. 57—101.

12. Eisenberg A. R., Garvey C. Children’s use of verbal strategies in resolving conflicts / A. R. Eisenberg, C. Garvey // Discourse Processes. — № 4. — P. 149—170.

13. Boggs S.T. The development of verbal disputing in part-Hawaiian children / S. T. Boggs // Language in Society. — № 7. — P. 325—344.

14. Brenneis D. Language and disputing / D. Brenneis // Annual Review of Anthropology. — № 17. — P. 221—237.

15. Kotthoff H. Disagreement and concession in disputes: On the context sensitivity of preference structures / H. Kot-thoff // Language in Society. — № 2. — P. 193—216.

16. GrimshawA.D. Conflict talk: Sociolinguistic investigations in conversations / A. D. Grimshaw. — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1990.

17. Muntigl P., Turnbull W. Conversational structure and facework in arguing / P. Muntigl, W. Turnbull // Journal of Pragmatics. — № 29. — P. 225—256.

18. Searle J. Indirect Speech Acts / J. Searle // Syntax and Semantics. Vol. 3: Speech Acts / Ed. By P. Cole, J. Morgan. N.Y.: Academic Press, 1975. — P. 59—82.

19. Eemeren F. H., Grootendorst R. Speech acts in argumentative discussions: A theoretical model for the analysis of discussions directed toward solving conflicts of opinion / F. H. van Eemeren, R. Grootendorst. — Dordrecht: Foris, 1984.

20. Цурикова Л.В. Проблема естественности дискурса в межкультурной коммуникации / Л. В. Цурико-ва. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. — 257с.

21. Rips L.J. Reasoning and conversation / L. J. Rips // Psychological Review. — № 105. — P. 411—441.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.