Научная статья на тему 'АРФИСТКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ ЕКАТЕРИНА ВАЛЬТЕР-КЮНЕ'

АРФИСТКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ ЕКАТЕРИНА ВАЛЬТЕР-КЮНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е.А. ВАЛЬТЕР-КЮНЕ / ИСТОРИЯ АРФОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА / ОРКЕСТР МАРИИНСКОГО ТЕАТРА / А.Г. ЦАБЕЛЬ / А. Г. РУБИНШТЕЙН / Э. Ф. НАПРАВНИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Подгузова М.М.

Предлагаемая статья посвящена личности выдающейся отечественной арфистки Екатерины Вальтер-Кюне (1870-1931) и впервые содержит попытку анализа её исполнительской деятельности. Её имя в нашей стране и за рубежом, в основном, связывают лишь с авторством Фантазии на темы оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» для арфы. Однако она являлась и виртуозной исполнительницей, солисткой оркестров Итальянской оперы и Мариинского театра, профессором Санкт-Петербургской консерватории. Как представляется, значимость деятельности Е. А. Вальтер-Кюне в отечественном арфовом искусстве в настоящее время оценена не верно, так как творчество арфистки ещё не становилось предметом научного исследования. Обращаясь к личности Екатерины Адольфовны, до сих пор отечественное музыкознание в сфере арфового искусства апеллировало лишь к сведениям общего характера. Вновь открытые архивные источники, представленные в публикации, помогают детализировать ранее имеющиеся сведения, а также формируют иной взгляд на уровень исполнительского мастерства Е. А. Вальтер-Кюне, что в корне меняет ранее сложившиеся об этом представления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARPIST OF THE ST. PETERSBURG IMPERIAL THEATERS EKATERINA WALTER-KüHNE

The publication is dedicated to the personality of the outstanding domestic harpist Ekaterina Walter-Kühne (1870-1931). Her name in our country and abroad is mainly associated only with the authorship of Fantasia on the themes of P. I. Tchaikovsky's opera “Eugene Onegin” for harp. However, she was also a virtuoso performer, a soloist with the orchestras of the Italian Opera and the Mariinsky Theatre, and a professor at the St. Petersburg Conservatory. It seems that the significance of the work of E. A. Walter-Kuhne in the domestic harp art is not currently assessed correctly, since the work of the harpist has not yet become the subject of scientific research. Turning to the personality of Ekaterina Adolfovna, until now, domestic musicology in the field of harp art has appealed only to general information. The proposed article is for the first time devoted to the performing activities of a harpist. The newly discovered archival sources presented in the publication help to detail the previously available information, and also form a different view of the level of E. A. Walter-Kühne’s performing skills, which radically changes the previously established ideas about this.

Текст научной работы на тему «АРФИСТКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ ЕКАТЕРИНА ВАЛЬТЕР-КЮНЕ»

УДК 78.071.2

Марина Михайловна Подгузова

Кандидат искусствоведения, редактор Отдела компьютерных технологий и информационной безопасности Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (Москва, Россия). E-mail: marina.podguzova@gmail.com. SPIN-код: 4149-2646

АРФИСТКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ ЕКАТЕРИНА ВАЛЬТЕР-КЮНЕ

Предлагаемая статья посвящена личности выдающейся отечественной арфистки Екатерины Вальтер-Кюне (1870-1931) и впервые содержит попытку анализа её исполнительской деятельности. Её имя в нашей стране и за рубежом, в основном, связывают лишь с авторством Фантазии на темы оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» для арфы. Однако она являлась и виртуозной исполнительницей, солисткой оркестров Итальянской оперы и Мариинского театра, профессором Санкт-Петербургской консерватории. Как представляется, значимость деятельности Е. А. Вальтер-Кюне в отечественном арфовом искусстве в настоящее время оценена не верно, так как творчество арфистки ещё не становилось предметом научного исследования. Обращаясь к личности Екатерины Адольфовны, до сих пор отечественное музыкознание в сфере арфового искусства апеллировало лишь к сведениям общего характера. Вновь открытые архивные источники, представленные в публикации, помогают детализировать ранее имеющиеся сведения, а также формируют иной взгляд на уровень исполнительского мастерства Е. А. Вальтер-Кюне, что в корне меняет ранее сложившиеся об этом представления.

Ключевые слова: Е. А. Вальтер-Кюне, история арфового исполнительства, оркестр Мариинского театра, А. Г. Цабель, А. Г. Рубинштейн, Э. Ф. Направник

Для цитирования: Подгузова М. М. Арфистка Санкт-Петербургских императорских театров Екатерина Вальтер-Кюне // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. -2022. - Вып. 31. - С. 72-78.

Имя Екатерины Адольфовны Вальтер-Кюне (1870-19311) - блистательной арфистки, профессора Санкт-Петербургской консерватории, солистки оркестров Итальянской оперы и Мариинского театра - в настоящее время находится на периферии не только мирового, но и отечественного музыкознания в области арфового искусства.

О жизни и творчестве Е. А. Вальтер-Кю-не имеются сведения лишь общего характера, представленные в книге «Арфа в моей жизни» [4] легендарной отечественной арфистки Ксении Александровны Эрдели2, являвшейся ученицей Екатерины Адольфовны в Смольном институте. До настоящего времени личность Е. А. Вальтер-Кюне не становилась предметом исследовательского внимания, а профессиональная дея-

тельность - темой научного изучения. Однако и сейчас известно, что она была одной из ведущих арфисток своего времени.

Интересно, что исполнительница закончила Санкт-Петербургскую консерваторию, получив диплом профессиональной пианистки. Её педагогами были К. Я. Лютш и А. Г. Рубинштейн. Игре на арфе она обучалась частным образом у блистательного арфиста-виртуоза А. Г. Цабеля3. По-видимому, её музыкальное дарование было настолько значительным и разносторонним, что позволяло в совершенстве владеть обоими инструментами и вести масштабную концертную деятельность на каждом из них.

К. А. Эрдели в своей книге отмечала, что «блестящая исполнительница-арфистка...

пользовалась громадным успехом у петербургской публики» [4, 56]. Однако, как писала далее Ксения Александровна, «Екатерина Адольфовна не давала самостоятельных открытых концертов, но много выступала в артистических салонах Петербурга» [4, 56]. Последнее высказывание, многократно цитировавшееся, в том числе, и в зарубежных изданиях [см.: 5], не имея такой цели, постепенно сформировало представление о Е. А. Вальтер-Кюне как о салонной арфистке, исполнявшей в основном лёгкую для восприятия музыку и, как следствие, отличавшуюся поверхностной трактовкой произведений.

Однако, как представляется, данное мнение является в корне ошибочным и неверно отражает действительный исполнительский уровень арфистки. На наш взгляд, опровергает вышеназванное суждение, например, тот факт, что Е. А. Валь-тер-Кюне с одинаковым успехом принимала участие в концертах как арфистка и как пианистка, о чём свидетельствует одна из сохранившихся рецензий: «Мисс Катрин Кюне блестяще выступила в качестве солистки, исполнив Концертино для арфы4, и была встречена с большим одобрением... Названная барышня - одновременно прекрасная пианистка (ученица Рубинштейна), о чём уже упоминалось на первом вечере квартета. Как виртуозная арфистка (ученица Цабеля), она имеет выдающийся талант. Продолжительные аплодисменты по окончании выступления способствовали выходу исполнительницы на бис»5.

Постепенно струнный инструмент вытеснил фортепиано, и Екатерина Адольфовна полностью посвятила себя карьере арфистки. Концерты с её участием проходили не только в нашей стране, но и за рубежом: во Франции, Германии, Финляндии. Рецензенты, присутствовавшие на выступлениях, отмечали, что «большой успех имела талантливая Е. А. Вальтер-Кюне, ослепившая публику каскадами glissando

своей арфы, становящейся под её пальцами обаятельным инструментом»6.

Да, Екатерина Адольфовна не имела сольных выступлений, однако широкая концертная география и к тому же постоянное участие в музыкальных мероприятиях Императорского русского музыкального общества, являвшихся мерилом высокого исполнительского мастерства, на мой взгляд, достаточно серьёзно опровергают сложившееся мнение.

Соглашусь здесь и с высказыванием А. Д. Тугай, что «утвердившаяся за Вальтер-Кюне, с лёгкой руки К. Эрдели, репутация салонной исполнительницы несколько односторонняя» [з, 96]. Кроме масштабной концертной деятельности в пользу последнего из названных мнений говорит и то, что Екатерина Адольфовна в некоторой степени унаследовала далёкий от поверхностности исполнительский стиль одного из своих педагогов, А. Г. Рубинштейна, что относилось не только к её игре на фортепиано, но и на арфе. И это подтверждали рецензии, авторы которых не только отмечали «выдающийся талант» Е. А. Вальтер-Кюне, но и писали о её «блестящем и высоко оцененном исполнении»7. Поддержим в этой связи и мнение исследователя: «...из заявлений современной прессы ясно, что игра Кюне на арфе была сформирована стилем интерпретации её педагога по фортепиано Антона Рубинштейна. В её исполнении красота звука, техническая точность и глубина интерпретации соединились в совершенный синтез» [6; здесь и далее перевод наш. - М. П.].

Одной из сторон исполнительской деятельности арфистки являлась работа в оркестрах Санкт-Петербургских императорских театров: Итальянской оперы и Мариинского.

Точный период службы Екатерины Адольфовны в качестве солистки оркестра Итальянской оперы ещё предстоит установить. Известно лишь, что она работала в те-

атре в 90-х годах XIX столетия и в 1898-м ушла из него.

О деятельности исполнительницы в Ма-риинке удалось обнаружить более точные сведения. Впервые представленные в данной публикации документы фонда Дирекции императорских театров Министерства императорского двора, хранящегося в Российском государственном историческом архиве8, помогают пополнить и значительно детализировать имеющуюся информацию.

В 1903 году ведущий солист оркестра Мариинского театра - арфист-виртуоз А. Г. Цабель был вынужден уволиться из театра по состоянию здоровья. На освободившееся место театральная дирекция объявила конкурс.

Творческое состязание состоялось 22 ноября 1903 года. Наряду с Е. А. Вальтер-Кюне в нём участвовало ещё семь выдающихся арфистов того времени.

Приведём сохранившийся Протокол экзаменационной комиссии9.

В субботу, 22 ноября состоялись в присутствии Его Превосходительства господина Директора приёмные конкурсные испытания арфистов, желающих занять вакантное место арфиста-солиста в оркестре Мариинского театра.

Заявление на конкурс подали 13 кандидатов: Амосов10, Вальтер-Кюне, Половцева11, Поломарен-ко12, Вагнер13, Набокина-Штейнберг14, Андреев15, Тайман, Шоллар16, Омэ11, Эрдели, Берг и Тройче, из коих 3 последних не явились на конкурс.

Восьми участвующим в конкурсе было предложено играть выученную пьесу соло по собственному выбору, а потом им было сделано испытание в чтении нот слиста.

Экзаменационная комиссия в составе: Направника, Крушевского, Блуменфельда, Дриго, Кёлера и заведующего оркестрами Кучера, выслушав всех вышеуказанных кандидатов, нашла лучшими из них Вальтер-Кюне, Вагнер и Омэ.

По обсуждении достоинств каждого из трёх наилучших кандидатов, комиссия дала предпочтении госпоже Вальтер-Кюне и постановила:

предложить ей занять вакацию арфиста-солиста в оркестре Мариинского театра.

Вместе с тем бъло постановлено: при будущей вакации арфиста иметь в виду выдающуюся кандидатку госпожу Вагнер.

Направник, Кёлер, Крушевский, Дриго.18

Как видно из документа, в результате отбора, проходившего в условиях серьёзной конкуренции, комиссия, состоявшая из ведущих музыкантов, предложила занять вакантное место солистки оркестра именно Е. А. Вальтер-Кюне.

Таким образом, на смену блистательному А. Г. Цабелю в оркестр пришла не менее выдающаяся его ученица. А. Д. Тугай в книге «Арфа в России» отмечала: «...талант и яркая творческая индивидуальность арфистки позволили ей заменять учителя везде: на концертной эстраде, в оркестре, в консерватории» [3, 95].

Необходимо отметить, что поступив в театр, Екатерина Адольфовна полностью взяла на себя все обязательства ушедшего Альберта Генриховича, который исполнял не только оркестровые партии, но и виртуознейшие балетные соло.

Его Превосходительству господину Директору Императорских театров

Докладная записка Заведующего оркестрами Представляя при сем Протокол экзаменационной комиссии, честь имею почтительнейше просить Ваше Превосходительство разрешить на основании сея постановления определить с 1 декабря с. г. на место арфиста-солиста в оркестр Мариинского театра (вместоуходящего в отставку господина Цабеля) госпожу Валь-тер-Кюне, с окладом жалования 1800 рублей в год, с обязательством играть в опере и балете первую партию арфы и все solo, и уплачивать за пользование арфой, принадлежащей госпоже Вальтер-Кюне, по 2 рубля за репетицию и по 5рублей за спектакль.

25 ноября 1903 года.19

Так началась работа Екатерины Адольфовны в одном из ведущих отечественных театров, которая, однако, была весьма непродолжительной. Уже через четыре года она подала прошение об отставке.

Его Превосходительству Господину Директору Императорских театров

Прошение

от Солистки на арфе Е. А. Вальтер-Кюне

В виду чрезмерно утомительной и тяжелой для меня службы в балете и опере вместе, покорнейше прошу Ваше Превосходительство об отставке моей.

Суважением, Е. Вальтер-Кюне.

29 января 1907 года.20

Как видим, Екатерина Адольфовна, исполняя принятые на себя обязательства, играла в балетном и оперном оркестрах театра, «совмещала преподавание в консерватории» [4, 54] и руководство классом арфы в Смольном институте. Семейная жизнь арфистки была не менее насыщенной. На тот момент она была матерью уже троих детей, что, безусловно, требовало не только повышенного внимания и заботы к домочадцам, но и значительного времени, посвящаемого семье.

Отметим, что театральная дирекция не спешила отпускать талантливую арфистку и отклонила её первое прошение об отставке.

Санкт-Петербургская Контора Императорских Театров

Артистку-арфистку Екатерину Вальтер-Кюне не уволить (выделено в оригинале. -М. П.), согласно Прошению, от службы Дирекции с 1 февраля 1907года.

31 января 1907 года.21

Нужно сказать, что было предпринято несколько попыток отговорить арфистку

от ухода из театра, основной причиной для которого послужила чрезмерная профессиональная нагрузка, несовместимая с положением многодетной матери. Вероятно, высокий профессионализм и уникальный талант позволили Е. А. Вальтер-Кюне стать незаменимой солисткой оркестров императорских театров, что в который раз опровергает мнение о ней как о салонной исполнительнице.

Приведём письмо главного дирижёра Мариинки Э. Ф. Направника, хранящееся в фонде музыканта в архиве Российского института истории музыки. Оно адресовано исполнительнице по случаю её увольнения и наполнено искренним признанием и сожалением о прекращении творческого сотрудничества.

Екатерина Адольфовна.

Очень и очень опечален Вашим уходом из состава оркестра Императорских театров Санкт-Петербургской Русской оперы. Я до последней минуты надеялся, что Вы Ваш гнев перемените на милость и останетесь и впредь украшением нашего оркестра. Я предложил для этого господину Директору просить облегчить Вашу служебную деятельность, без прекращения Вашего оклада. Увы! На это не последовало Вашего согласия.

Расставаясь с огорчением и грустью с Вами, позвольте пожелать Вам от всей души всего-всего наилучшего и просить Вас оставить в доброй памяти искренне Вам преданного и душевно Вас уважающего Э. Направника.

5 февраля 1907 года.22

Как видим, Е. А. Вальтер-Кюне не изменила своего решения. Широкомасштабная профессиональная деятельность не давала возможности полноценно заниматься семьёй и детьми. Вероятно, это стало причиной дальнейшего сокращения карьеры, которая у тридцатисемилетней арфистки в тот момент находилась на самом взлёте. В 1908 году Екатерина Адольфовна постепенно начала передавать К. А. Эрдели сво-

их учеников в Смольном, а уже в 1911-м она уволилась из института, и класс арфы полностью перешёл под руководство Ксении Александровны.

Сокращалось и количество концертов. Отечественные и зарубежные газеты последнего десятилетия XIX столетия, а также Отчёты о деятельности ИРМО пестрели упоминаниями о выступлениях арфистки. Однако издания подобного рода, относящиеся к началу XX века, почти не содержат такой информации.

Постепенно из большого числа творческих сфер Е. А. Вальтер-Кюне были исключены концертирование, работа в оркестре. Основным направлением деятельности арфистки стала педагогика. Екатерина Адольфовна преподавала в Санкт-Петербургской консерватории с 1904 года до эмиграции в 1917-м.

По-видимому, именно семья стала её истинным призванием, на алтарь которой было положено профессиональное служение. Вероятно, это и послужило причиной для некоторого забвения и небрежения к личности Е. А. Вальтер-Кюне. Значительную роль в этом сыграли и последние почти полтора десятка лет, проведённые в эмиграции сначала в Финляндии, а потом - в Гер-

мании, где, скорее всего, профессиональная деятельность арфистки продолжалась в ещё более ограниченной степени. В настоящее время в нашей стране и за рубежом её имя чаще всего связывают лишь с авторством Фантазии на тему оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» для арфы.

В этой связи необходимо отметить, что помимо исполнительского и педагогического талантов Екатерина Адольфовна обладала и способностями транскриптора. «Сложность аранжировки, почти симфоническое звучание и со вкусом применённые типично арфовые приёмы» [6] являются отличительными чертами всех её обработок. К сожалению, достаточно редко исполняются в нашей стране (а за рубежом не звучат совсем) Фантазия на темы оперы Р. Вагнера «Тангейзер», Фантазия на темы оперы Ш. Гуно «Фауст», а также аранжировка Парафраза Ф. Листа на темы оперы Дж. Верди «Риголетто» и редакции балетных каденций.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что Е. А. Вальтер-Кюне как исполнитель, преподаватель и транскриптор внесла значительный вклад в отечественное арфовое искусство, истинную ценность которого ещё предстоит установить.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В отечественных изданиях годы жизни арфистки обозначены как 1870-1930. Зарубежные публикации опираются на дату, указанную в Некрологе одной из немецких газет - 19 марта 1931 года. Её мы и будем считать достоверной.

2 Эрдели Ксения Александровна (1878-1971) - выдающаяся отечественная арфистка. Солистка оркестра Большого театра, профессор Московской консерватории. Народная артистка СССР (1966).

3 Цабель Альберт Генрихович (1834-1910) - русский арфист, композитор, педагог немецкого происхождения. Солист Мариинского театра, первый профессор по классу арфы в России. Преподавал в Санкт-Петербургской консерватории.

4 Вероятно, речь идёт о Концертино для арфы с оркестром К. Обертюра, ор. 175, первой исполнительницей которого в России была Е. А. Вальтер-Кюне.

5 Signale für die musikalische Welt. 1892. № 71. S. 1125.

6 Российская музыкальная газета. 1908. № 15/16. С. 387.

7 Signale für die musikalische Welt. 1892. № 71. S. 1125.

8 РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 486. О службе артистки-арфистки Екатерины Вальтер-Кюне.

9 Здесь и далее в цитатах орфография и пунктуация оригинала сохранены.

10 Амосов Николай Иванович (1881-1944) - арфист, педагог. Преподаватель по классу арфы в Императорской придворной певческой капелле, Центральном музыкальном техникуме, Музыкальной школе-десятилетке при Петроградской консерватории, профессор Петроградской консерватории. Являлся

солистом оркестров оперы Народного дома Николая II в Санкт-Петербурге, Театра музыкальной драмы, Венской и Итальянской оперетт, Большого театра, Ленинградской государственной филармонии, Узбекского театра оперы и балета.

11 Половцева-Литвинова М. В. (годы жизни неизвестны) - арфистка, закончила Московскую консерваторию по классу арфы И. И. Эйхенвальд.

12 Поломаренко Иван Александрович (1876-1965) - арфист. Ученик А. Г. Цабеля и Ф. Шоллара. Арфист оркестров Лейб-гвардии Преображенского полка, графа А. Д. Шереметева, Ленинградского Малого оперного театра. Автор пьес для арфы, а также монографии «Арфа в прошлом и настоящем: История, конструкция, сведения для композиторов, применение в оркестре» (1939).

13 Вагнер Шарлота Елизавета (1876-?) - арфистка Мариинского театра в 1903-1922 годах.

14 Набокина-Штейнберг Ф. П. (годы жизни неизвестны) - арфистка, ученица Е. А. Вальтер-Кюне и К. А. Эрдели в Санкт-Петербургской консерватории.

15 Андреев Дмитрий Андреевич (1883-?) - концертирующий арфист, автор транскрипций для своего инструмента.

16 Шоллар (Шоллар-Гольцман) Мария Францевна (Фёдоровна) (1885-1952) - арфистка, солистка Императорского Мариинского театра (в 1935-1992 годах - Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) в 1907-1952 годах. Преподаватель класса арфы Ленинградской консерватории в 1940-1941 годах.

17 Омэ Генрих Иосиф Антон (1873-?) - арфист оркестра Большого театра в 1898-1914 годах.

18 РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 486. Л. 2.

19 РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 486. Л. 1.

20 РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 486. Л. 12.

21 РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 486. Л. 13.

22 Архив РИИИ. Ф. 21. Оп. 2. № 16. Направник Э. Ф. Письмо Вальтер-Кюне Е. А.

ЛИТЕРАТУРА

1. Подгузова М. М. Альберт Цабель - первый профессор по классу арфы в России // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10, № 1. С. 133-145. DOI 10.31862/2309-1428-2022-10-1-133-145

2. Помазанский А. Е., Прохоров И. О. Иван Александрович Помазанский: музыкант и человек // Musicus : Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корса-кова. 2018. № 4 (56). С. 26-34.

3. Тугай А. Д. Арфа в России. Санкт-Петербург : Композитор, 2007. 152 с.

4. Эрдели К. А. Арфа в моей жизни. Санкт-Петербург : Люмьер, 2015. 196 с.

5. Govea W. M. Nineteenth- and Twentieth-Century Harpists: a biocritical sourcebook / forew. by Sally Maxwell. Westport : Connecticut : London : Greenwood Press, 1995. 368 p.

6. Grönke К. Kühne, Walter-Kühne, Walter-Kiune, Walter-Kuhne, Catherine, Catharine, Ekaterina Adol-fowna. URL: https://www.sophie-drinker-institut.de/kuehne-catherine (дата обращения: 29.09.2022).

Marina M. Podguzova

Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow, Russia. E-mail: marina.podguzova@gmail.com. SPIN-KOfl: 4149-2646

HARPIST OF THE ST. PETERSBURG IMPERIAL THEATERS EKATERINA WALTER-KÜHNE

Abstract. The publication is dedicated to the personality of the outstanding domestic harpist Ekaterina Walter-Kühne (1870-1931). Her name in our country and abroad is mainly associated only with the authorship of Fantasia on the themes of P. I. Tchaikovsky>s opera "Eugene Onegin" for harp. However, she was also a virtuoso performer, a soloist with the orchestras of the Italian Opera and the Mariinsky Theatre, and a professor at the St. Petersburg Conservatory. It seems that the significance of the work of E. A. Walter-Kuhne in the domestic harp art is not currently assessed correctly, since the work of the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

harpist has not yet become the subject of scientific research. Turning to the personality of Ekaterina Adolfovna, until now, domestic musicology in the field of harp art has appealed only to general information. The proposed article is for the first time devoted to the performing activities of a harpist. The newly discovered archival sources presented in the publication help to detail the previously available information, and also form a different view of the level of E. A. Walter-Kühne's performing skills, which radically changes the previously established ideas about this.

Keywords: E. A. Walter-Kühne; history of harp performance; Mariinsky Theater Orchestra; A. G. Zabel; A. G. Rubinshtein; E. F. Napravnik

For citation: Podguzova M. M. Arfistka Sankt-Peterburgskikh imperatorskikh teatrov Ekaterina Val'ter-Kyune [Harpist of the St. Petersburg Imperial Theaters Ekaterina Walter-Kühne], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2022, iss. 31, pp. 72-78. (in Russ.).

REFERENCES

1. Podguzova M. M. Al'bert Tsabel' -pervyy professorpo klassu arfy v Rossii [Albert Zabel is the first harp professor in Russia], Musical art and education, 2022, vol. 10, no. 1, pp. 133-145. DOI 10.31862/2309-1428-2022-101-133-145 (in Russ.).

2. Pomazansky A. E., Prokhorov I. O. Ivan Aleksandrovich Pomazanskiy: muzykanti chelovek [Ivan Pomazansky: musician and man], Musicus, 2018, no. 4 (56), pp. 26-34. (in Russ.).

3. Tugay A. D. Arfa vRossii [Harp in Russia], St. Petersburg, Kompozitor, 2007, 152 p. (in Russ.).

4. Erdeli K. A. Arfa v moey zhizni [Harp in my life], St. Petersburg, Lyum'er, 2015, 196 p. (in Russ.).

5. Govea W. M. Nineteenth- and Twentieth-Century Harpists: a biocritical sourcebook, forew. by Sally Maxwell, Westport, Connecticut, London, Greenwood Press, 1995, 368 p.

6. Grönke К. Kühne, Walter-Kühne, Walter-Kiune, Walter-Kuhne, Catherine, Catharine, Ekaterina Adolfowna, available at: https://www.sophie-drinker-institut.de/kuehne-catherine (accessed September 29, 2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.