В 1918 году на руинах Российской империи, на землях бывшего Эриванского ханства - государства мусульман Закавказья, завоёванного Россией в начале XIX века, и Карской области было создано независимое армянское государство под эгидой дашнаков.
Дашнаки, используя уже государственный ресурс и поддержку стран Антанты, продолжили свою политику уничтожения мусульманских народов, да и не только их. «Достаточно вспомнить войны с Азербайджаном, Грузией, Турцией за короткий период бесславного существования дашнак-ской "республики", зверства, резню, грабежи, которые имели место в Зангезуре, Ша-руре, Мегры, Агбабе, Зангибасаре, Еюк-Ве-ди, в сёлах и деревнях, где окровавленными руками дашнаков тысячи трудящихся тюрок были уничтожены, а их сёла разрушены и превращены в пепелища»1.
«В период диктатуры контрреволюционного Дашнакцутюна (1918-1920 гг.) всё неармянское население считалось вне закона. "Идеи" Дашнакцутюна об "армени-зации" страны путём истребления азербайджанского и курдского населения, живущего на территории Армении, и преследование всех остальных национальных меньшинств разжигали в стране национальную рознь... На протяжении двух с половиной лет своего господства Дашнакцутюн вёл вооружённую борьбу против азербайджанцев, живущих на территории Армении, убивая и грабя мирное население азербайджанских и курдских деревень (бомбардировались также и армянские деревни) под предлогом "невыполнения государственных требований"»2.
А в 1920 году, после подавления майского восстания рабочих и крестьян Армении, Дашнакцутюн бомбардировал азербайджанские и курдские селения и убивал мирных
жителей под лозунгом «Мусульмане - наши враги»3.
Накануне Первой мировой войны в Эри-ванской губернии и Ереване, т.е. на землях, которые вошли в состав независимой Армении под властью дашнаков, до 45% от общего числа населения составляли мусульмане. Ко времени свержения их власти и во время советизации Армении число мусульман здесь сократилось в десять раз. К 1991 году всё неармянское население страны, в том числе и мусульмане, насчитывало 4%. После образования современного Армянского государства политика этнических чисток была возобновлена, и последние мусульмане - азербайджанцы и курды - были изгнаны из Армении и Нагорного Карабаха. К этому остаётся добавить, что в конце 1940-х годов по решению армянских советских республиканских властей в центре Еревана были разрушены и снесены памятники мусульманской архитектуры, остававшиеся со времен Эриванского ханства, вероятно, чтобы ничто не напоминало о том, что когда-то здесь жили мусульмане.
«За период трёхлетнего пребывания дашнаков у власти столкновения на этнической почве приобрели невообразимые масштабы. Один раз дашнаки воевали с меньшевистской Грузией, дважды с Турцией, несколько раз - с Азербайджаном. Внутри страны они вели политику, направленную на физическое истребление турецкого населения. Из-за межнациональных конфликтов контрреволюционное правительство дашнаков с целью уничтожения турецкого населения мобилизовало порядка 40 тысяч человек. Помимо так называемой "регулярной" армии, дашнакское правительство создавало десятки хумб (добровольческие отряды. - Авт.). Дашнакское правительство обратилось за помощью к английским и американским империалистам и получило
от них в значительных количествах снаряжение^»4. «Телеграмма Иваницкого - комиссара провинций Турции, занятых по праву войны. Гасан-Кала. Генералу Левандов-скому. От временного комиссара Гасанка-линского округа Сперанского мной и Представителем особого Закавказского комитета получена телеграмма 18 мая № 2691: последние две-три недели в селения района Пассинской долины переселяется масса семейств армян-беженцев из тыла, большей частью русских подданных, которые занимают самовольно помещения, отведённые для войсковых частей, а также пашни, сенокосы, выгоняя местных жителей-турок. Рассеяние армян по селениям Гасанкалинского округа производится без ведома Окружного комиссариата, препятствуя плану переселения эвакуируемого населения из Эрзинджа-на. Прошу срочного решения приостановить таковое переселение, организованное частными армянскими обществами, дав мне руководящие по сему указания. Сообщая это Штабу армии, по поручению особого Закавказского комитета прошу распоряжения воинским частям оказать комиссару Сперанскому должное содействие. № 1862. Комиссар Иваницкий. Командующий приказал оказать комиссару Сперанскому содейст-вие»5.
Для пресечения действий погромщиков русское командование Кавказского фронта Первой мировой войны даже вынашивало планы вооружения турецкого и лазского населения оккупированных русскими войсками территорий Восточной Анатолии огнестрельным оружием: «4 сентября 1917 года. № 1962. Гор. Тифлис. Доклад Генерал-Комиссару. Вследствие резолюции Вашей на представляемом при сём докладе за № 11353 докладываю: Проект нового положения об управлении занятыми областями Турции предусматривает вооружение сельской милиции во всех вообще сельских общинах края, независимо от их национальности. Таким образом, в силу означенного проекта будет вооружаться и сельская милиция чисто турецких селений. Вопрос этот детально и всесторонне обсуждался комис-
сией, вырабатывавшей положение, причем было признано не делать исключения для турок, так как Лазистан (причерноморская часть Восточной Анатолии. - Авт.) сплошь заселён турками и отуреченными лазами (картлийским этносом, близким к грузинам по языку и исповедующим ислам. - Авт.), деревни коих подвергаются нападениям разбойничьих шаек не менее, чем в других местностях, а поэтому в интересах справедливости и во избежание национальной розни и вражды необходимо дать и туркам орудие самозащиты. К тому же лазистанское население по характеру своему мирное, и с его стороны эксцессов по отношению к (русским. - Авт.) войскам не наблюдалось... Полковник Острянский»6.
Примеру дашнаков в это время последовали оказавшиеся после Первой мировой войны в стане победителей греческие интервенты, чьими руками Антанта решила уничтожить вообще турецкую государственность. Греческие войска высадились в Измире (Смирне), где устроили погром и вырезали до 10 000 мирных турецких жителей, хотя до этого во время кровопролитных боёв между Османской империей и Грецией в годы войны турки «не имели никакого столкновения с греками (турецко-подданными. - Авт.). Греческое население вело себя корректно (по отношению к Османскому государству. - Авт.), соблюдало полный нейтралитет. Оно не принимало никакого участия в деле войны. Оно спокойно ожидало результатов войны. Ему, конечно, никто не мешал симпатизировать и сочувствовать в душе своим сородичам грекам.»7. Казалось, что у греков не было повода для мести туркам после того, как их страна оказалась в стане победителей. Тем не менее, поведение греческих войск в Измире - очевидное свидетельство того, как правящие круги Греции оценили лояльную политику Османской империи в отношении её греческих подданных в годы Первой мировой войны.
Свою лепту в истребление мусульманского населения Анатолии внесла Франция, ныне идущая в авангарде осуждения
Турции за геноцид армян, противник османов в Первой мировой войне, чьи войска оккупировали некоторые районы Турции после её поражения в 1918 году и установили «в оккупированных районах режим террора».
После Мудросского перемирия 30 октября 1918 года французы направили для оккупации турецкой области Киликия из состава своих вооружённых сил три армянских батальона, известные как Армянский легион и имевшие свой флаг. Легион предполагалось задействовать «только в областях Киликии и Малой Армении, которые знакомы армянам (из легиона. - Авт.), так как они являются выходцами оттуда, при первой возможности, которая представится подходящей с военной точки зрения». Там Армянский легион сразу начал мстить турецкому населению. Турецкие авторы говорят о зверствах, в том числе об «изнасилованиях женщин, убийствах невинных женщин и детей и поджогах мечетей, заполненных местными мусульманами». Даже сторонние наблюдатели признают, что армянские легионеры совершали многочисленные преступления. В конечном итоге французы были вынуждены расформировать легион, хотя многие его бойцы остались в Киликии. При этом французы сформировали «отряды жандармерии из состава дашнаков, которые совершают массовые убийства турецкого населения»8. Многие легионеры продолжили свою службу в этих отрядах.
Дашнаки, «воодушевлённые обещаниями освобождения из-под турецкой власти со стороны премьер-министров Великобритании Г. А. Аксвита и Д. Ллойд-Джорджа, претендовали не только на шесть восточных провинций Анатолии, но также и на Кили-кию, чтобы иметь порт на Средиземном море. Союзники (Великобритания, Франция, США. - Авт.) официально обсуждали проект "Великой Армении" от Средиземного до Чёрного моря, включая Киликию и восточные провинции Турции до Трапезунда... Дашнакские банды. вырезали в ряде случаев поголовно целые деревни. Эта программа физического истребления турецкого
населения проводилась вполне сознательно под руководством оккупантов (англичан и французов. - Авт.)»9.
Именно к Франции апеллировали дашнаки в своём стремлении создать армянское государство на руинах Османской империи: «4 февраля 1921 г. По проверенным данным из французских источников, армянское Национальное собрание в Константинополе (Стамбуле. - Авт.) провозгласило единственной полномочной делегацией турецких армян в Европе делегацию Погоса Нубара... Так, Нубар был принят. французским премьером, который выслушал его мнение по киликийскому вопросу. Турецкие армяне через Нубара ведут переговоры с Антантой о предоставлении Киликии и Хараветскому вилайету независимости под протекторатом Франции»10.
Киликия представляла собой плодородную область Турции, где армянское население насчитывало тогда до 33% населения. В
1920 году армянское население Киликии провозгласило независимую республику под протекторатом Франции, создало органы управления и сформировало 10-тысячный «легион армянской самообороны». Правительство недавно образовавшейся на руинах Османской империи Турецкой республики во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком направило в Киликию войска, оттеснив французских оккупантов к морю. Были разгромлены армянские селения и убиты 16 тысяч их жителей. Французы заключили в
1921 году мирный договор с Турцией, согласно которому Франция отказалась от своих претензий на Киликию и бросила её армянскую общину на произвол судьбы. Осаждённые турками в своих опорных пунктах в Хаджине и Зейтуне армянские силы сопротивления после ожесточённых боев были уничтожены. Погибло до 20 тысяч ар-
11
мян .
Активность в решении армянского вопроса за счёт мусульманских народов проявляли и другие державы Антанты. Англия снабдила дашнакскую Армению военным обмундированием и снаряжением на 30000, а США - на 150000 человек12.
В 1922 году «Англия вооружает дашнаков в Керманшахе, в Тавризе (Тебризе. -Авт.) и в горах Карадага... Армянский вопрос очень сильно волнует общественное мнение в Англии и Америке. Как раз по этому вопросу произошли серьёзные разногласия между Францией и Англией»13. Но Великобритания, как уже не раз бывало, укрепившись на Ближнем Востоке, после оккупации Стамбула в марте 1920 года охладела к армянскому вопросу, и на конференции в Сан-Ремо (апрель-май 1920 г.) вопрос о судьбах Армении передаётся США. Дашнаки, отстаивая лозунг «Великой Армении», предполагали вручить мандат на это «независимое» государство США, президент которых В. Вильсон согласился с данным политическим проектом. Таким образом, «Великая и независимая» Армения с Киликией и выходами к Чёрному и Средиземному морям - «это был американский проект, рождённый фантазией победителей (стран Антанты. - Авт.), живших тогда ещё иллюзиями своего могущества; он приводил бы к соотношению на новой территории мусульманского населения к армянскому, как четыре к одному»14.
Это, вне сомнения, вызвало бы у даш-накских лидеров, небезосновательно надеявшихся на поддержку Антанты, соблазн продолжить этнические чистки мусульман для резкого сокращения их числа и упрочения положения армянской общины в предполагаемом армянском государстве, создание которого на долгую перспективу тогда так и осталось нереализованным. Верховный совет Лиги Наций признал, что без внешней поддержки Армения как государство существовать не сможет. Вильсон принял поручение Лиги определить границы, которые надлежит отвести Армении за счёт побеждённой Османской империи, и внёс на рассмотрение союзников по Антанте своё предложение. Согласно ему Армения получала большую часть Эрзурумского и Трапезунд-ского вилайетов с портом (ныне Трабзон) на Чёрном море, а также полностью вилайеты Битлисский и Ванский, общей площадью 30000 кв. миль с береговой линией в 150
миль. В случае реализации этого проекта территория предполагаемого Армянского государства (с выходом к морю) составила бы 150 тысяч кв. км. Но американский Сенат при голосовании по проблемам внешней политики отверг этот мандат большинством, лишив опустошённую и разорённую Армению поддержки США.
Однако отсутствие своей признанной государственности на территории бывшей Османской империи не останавливало дашнаков. После разгрома армянской общины в Киликии силы дашнаков сосредоточились в Закавказье, прежде всего в Карской области (бывшем владении Российской империи), которая после Первой мировой войны перешла под контроль созданного в это время дашнакского Армянского государства. Там, несмотря на очевидное крушение своих «ве-ликоармянских» надежд, они продолжали свою политику воинствующего национализма. Олицетворением её стала деятельность Гарегина Нжде (Тер-Арутюняна), который в
1919 году, после создания Армянского государства, проводил в Зангезуре «армениза-цию» этого района, изгоняя оттуда остатки мусульманского населения и жестоко подавляя восстание 22 азербайджанских сёл. Бывший первый секретарь правительства первой Республики Армения О. Деведжян позже признавал, что Г. Нжде использовался армянскими властями «по очищению Занге-зура от азербайджанцев, а затем по борьбе против (российской. - Авт.) Красной армии». Когда части Красной армии вошли в Зангезур, он возглавил антисоветское восстание, что стоило жизни 12 тысячам русских красноармейцев.
«После разгона парламента (меджлиса Османской империи в Стамбуле) англичанами, оккупировавшими Стамбул 16 марта
1920 года. воспользовавшись смутным положением. они (армянские боевики. -Авт.) производят, прежде всего, "чистку населения". Всё мусульманское население Карской области, Эриванской губернии или уничтожается, или принудительно выселяется на территорию Турции и Персии. Районы Шурагел, Кагызмана, Каракурта, Сары-
камыша, Сурманли превращаются в пепелища, население же десятками тысяч убегает, куда глаза глядят»114. «Копия телеграммы главнокомандующего Кавказским фронтом М.А. Пржевальского от 10 мая сего [1917] за № 4269. Тифлис. Во ген губ еру (военному генерал-губернатору. - Авт.). [В] половине апреля... по донесению начальника разведчиков, партия вольнонаемных турок, работающих в железнодорожном отряде района Ашкалы, заявила ему, что они принуждены будут скоро забастовать, ибо прибывающие из России армяне-беженцы собираются устроить [в] скором времени резню турок. Прошу Ваших распоряжений [для] недопустимости подобных выступлений [со] стороны армян. Пржевальский»16.
Всплеск погромов, которые устраивали дашнакские формирования и греческие интервенты, сошёл на нет на территории Турции только после возрождения турецкой государственности Мустафой Кем ал ем Ата-тюрком1717, а в Закавказье - после установления с помощью российской Красной армии советской власти в Восточной Армении. Это положило конец недолгому существованию—с мая 1918 по декабрь 1920 года - под властью дашнаков так называемой Араратской республики, целью независимости которой было, как откровенно выразился 17 августа 1919 года её начальник Генштаба полковник Зипкевич, «стремление собрать вссь армянский народ, чтобы уберечь его от рассеяния по свету, подобно евреям. Дня этого нужна площадь, освобождённая от мусульман, и нужен покровитель, который защитил бы и поднял экономически будущую Армению...». При этом Россия, уже ставшая советской, была исключена из «покровителей армян» «как страна людей... равно относящаяся ко всем нациям», которая «не позволит армянам выселить татар» (азербайджанцев. - Авт.), тем более, «что
касается экономической помощи, то она может быть оказана Россией только через
I 3
15 лет» . В этом можно увидеть истинное, а именно - потребительское отношение власть имущих дашнакск'ой Армении к России.
Примечания
I Лц-чшп А, А. Контрреволюционная деятельность партии Дашнакцутюн 7 Исторические записки. 1928. №2. С. 106.
" Там же.
J Центральный государственный архив Республики Грузия. Ф. 13. Оп. I. Д. I 14. Л. 94.
4 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2100. Оп. I. Д. 1142.Л. 1.
" Там же. Л. 2.
ь Там же. Л. 4-5.
' Там же. Л. 3.
s Там же. Л. 10.
4 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 64. ün. 1. Д. 22137. Л. 2, 2об.
10 Оризон. 1912. №196. Цит. по: Карамян К.Н. Положение западных армян, «Армянский вопрос» и международная дипломатия в последней четверти XIX века и начале XX века. Ереван, 1972. С. 81; Гуркп-Кряжии В.А. Ближний Восток и державы. М„ 1925. С. 93.
II Мшак. 1914. 20 сентября. № 208. Цит. по: Киракосян Дж\ Западная Армения в годы Первой мировой войны. Ьрсван, 1974. С. 212.
12 Хачикогяян Т. 10 лет Армянской стрелковой дивизии. Тифлис, 1930. С. 4, 6.
1' Хоасепяп Л'. Мувараза ве курулуш или (Десять лет войны и освобождения). Ереван, 1956. С. 3-6.
14 Лалаян A.A. Контрреволюционная деятельность партии Дашнакцутюн. С. 99.
15 РГВИА. Ф. 2100. Оп. 1. Д. 1191. Л. 40-40о6.
1£" РГВИА. Ф. 13227. Оп. 2. Д. 22. Л. 130, I ЗОоб.
1 И ранду ст. Движущие силы кемалистской революции. М.-Л., 1928. С. 67-69.
18 РГВИА. Ф. 13227. Оп. 2. Д. 22. Л. 130об.
-x^oSpS^