Научная статья на тему 'ГЕНОЦИД АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАРОДА В 1917-1920 ГОДАХ'

ГЕНОЦИД АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАРОДА В 1917-1920 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
441
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ / INTERETHNIC CONFLICT / ГЕНОЦИД / GENOCIDE / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / CIVIL WAR / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА / THE DEMOCRATIC REPUBLIC OF AZERBAIJAN / ПАРТИЯ ДАШНАКЦУТЮН / DASHNAKTSUTYUN / БАКИНСКИЙ СОВЕТ / BAKU COUNCIL / "26 БАКИНСКИХ КОМИССАРОВ" / "26 BAKU COMMISSARS."

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмудов Ягуб

В статье освещена недостаточно известная российскому читателю трагическая страница истории азербайджанского народа, связанная с направленными против него актами геноцида, относящимися к периоду 1917-1920 годов. Автор показал, что в это время под флагом воинствующего национализма дашнаки взяли курс не просто на образование самостоятельного армянского государства, но и на последовательное его расширение в целях создания «Великой Армении». Причем не только за счет территорий тогдашней Османской империи, но и за счет исторических земель Азербайджана. Этот курс, в конечном счете, нашел свое завершение в политике массового истребления мирного азербайджанского населения в 1917-1920 годах, политике, в полной мере подпадающей под определение геноцида. В статье воссоздана картина массовых убийств мирного азербайджанского населения, организованных радикальными националистами. Описываются события, начиная с чисток Зангезурского уезда в конце 1917 - 1918 годах. Особое внимание уделяется драматическим событиям марта-апреля 1918 года в Баку, Шамахе, Губе, Лянкяране и т.д., инспирированным Бакинским Советом, в ходе которых обнаружилась тесная связь дашнаков и большевиков. Наряду с этим, воссоздана картина масштабного террора 1918-1920 гг. в Зангезуре, Даралагезе, Карабахе, Шуше, Ново-Баязите, Ереване и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENOCIDE OF AZERBAIJAN NATION IN 1917-1920

The article is illuminated enough known to the Russian reader tragic page in the history of the Azerbaijani people associated with him against the acts of genocide relating to the period of 1917-1920. The author has shown that at this time under the banner of militant nationalism Dashnaks headed not only to form an independent Armenian state, but also on the sequence of its expansion and re-creation of "Great Armenia". And not only because of what was then the Ottoman Empire, but also due to historical lands of Azerbaijan. This course, eventually found its culmination in the policy of mass extermination of Azerbaijani civilians in 1917-1920, politics, fully covered by the definition of genocide. The article recreated picture massacres of Azerbaijani civilians, organized by radical nationalists. Describes the events, starting with cleansing Zangezur district at the end of 1917 - 1918 years. Particular attention is paid to the dramatic events of March and April 1918 in Baku, Shamakhi, Guba, Lankaran, etc. inspired by the Baku Council, during which revealed a close relationship Dashnaks and Bolsheviks. Along with this, the picture is recreated scale terror of 1918-1920. in Zangezur, Daralageze, Karabakh, Shusha, New Bayaz, Yerevan, etc.

Текст научной работы на тему «ГЕНОЦИД АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАРОДА В 1917-1920 ГОДАХ»

УДК 94(479.24)«1917/20»

МАХМУДОВ Я.

ГЕНОЦИД АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАРОДА В 1917-1920 ГОДАХ

Ключевые слова: национализм, межнациональная конфликтность, геноцид, гражданская война, Азербайджанская Демократическая Республика, партия Дашнакцутюн, Бакинский Совет, «26 бакинских комиссаров».

В статье освещена недостаточно известная российскому читателю трагическая страница истории азербайджанского народа, связанная с направленными против него актами геноцида, относящимися к периоду 1917-1920 годов. Автор показал, что в это время под флагом воинствующего национализма дашнаки взяли курс не просто на образование самостоятельного армянского государства, но и на последовательное его расширение и воссоздание «Великой Армении». Причем не только за счет территорий тогдашней Османской империи, но и за счет исторических земель Азербайджана. Этот курс, в конечном счете, нашел свое завершение в политике массового истребления мирного азербайджанского населения в 1917-1920 годах, политике, в полной мере подпадающей под определение геноцида. В статье воссоздана картина массовых убийств мирного азербайджанского населения, организованных радикальными националистами. Описываются события, начиная с чисток Зангезурского уезда в конце 1917 - 1918 годах. Особое внимание уделяется драматическим событиям марта-апреля 1918 года в Баку, Шамахе, Губе, Лянкяране и т.д., инспирированным Бакинским Советом, в ходе которых обнаружилась тесная связь дашнаков и большевиков. Наряду с этим, воссоздана картина масштабного террора 1918-1920 гг. в Зангезуре, Даралагезе, Карабахе, Шуше, Ново-Баязите, Ереване и т.д.

MAKHMUDOV, Y. GENOCIDE OF AZERBAIJAN NATION IN 1917-1920

Keywords: nationalism, interethnic conflict, genocide, civil war, the Democratic Republic of Azerbaijan, Dashnaktsutyun, Baku Council, "26Baku commissars."

The article is illuminated enough known to the Russian reader tragic page in the history of the Azerbaijani people associated with him against the acts of genocide relating to the period of 1917-1920. The author has shown that at this time under the banner of militant nationalism Dashnaks headed not only to form an independent Armenian state, but also on the sequence of its expansion and re-creation of "Great Armenia". And not only

because of what was then the Ottoman Empire, but also due to historical lands of Azerbaijan. This course, eventually found its culmination in the policy of mass extermination of Azerbaijani civilians in 1917-1920, politics, fully covered by the definition of genocide. The article recreated picture massacres of Azerbaijani civilians, organized by radical nationalists. Describes the events, starting with cleansing Zangezur district at the end of 1917 - 1918 years. Particular attention is paid to the dramatic events of March and April 1918 in Baku, Shamakhi, Guba, Lankaran, etc. inspired by the Baku Council, during which revealed a close relationship Dashnaks and Bolsheviks. Along with this, the picture is recreated scale terror of 1918-1920. in Zangezur, Daralageze, Karabakh, Shusha, New Bayaz, Yerevan, etc.

Революционная эпоха первой четверти ХХ века - один из самых непростых, противоречивых и трагических периодов в истории Азербайджана. В условиях неблагоприятного для Российской империи развития событий на фронтах Первой мировой войны и стремительного нарастания внутриполитических проблем, в том числе межнациональной конфликтности, масштабный кризис власти 1917-1920 годов не только форсировал движение Азербайджана к обретению своей государственности, но и обернулся колоссальными человеческими жертвами.

В частности, указанные годы оказались буквально пропитанными кровью десятков тысяч азербайджанцев, принесенных в жертву агрессивным устремлениям армянских националистов-дашнаков и их зарубежных покровителей. Под флагом воинствующего национализма дашнаки взяли курс не просто на образование самостоятельного армянского государства, но и на последовательное его расширение и воссоздание «Великой Армении». Причем не только за счет территорий тогдашней Османской империи, но и за счет исторических земель Азербайджана (в том числе, города Иревана и прилегающих к нему территорий). Этот курс на захват исконных земель Азербайджана, в конечном счете, нашел свое завершение в политике массового истребления мирного азербайджанского населения в 1917-1920 годах, политике, в полной мере подпадающей под определение геноцида.

Важно видеть, что политика геноцида в отношении азербайджанского народа проводилась не только дашнакским правительством Армянской (Араратской) Республики, но и, что гораздо менее известно, возглавляемым Степаном Шаумяном Бакинским Советом.

Долгие десятилетия советской эпохи истинная история Бакинского Совета, в том числе, его преступления против азербайджанского народа, фактически находилась под запретом, преподносилась в совершенно искаженном виде. На основе героизации так называемых «26 бакинских комиссаров» был создан миф о «героях-интернационалистах», отдавших свои жизни «во имя интересов трудового народа». Между тем, по существу, как показывает объективное исследование

истории «бакинских комиссаров», начавшееся лишь после распада СССР и восстановления государственной независимости Азербайджана, речь нужно вести о руководителях преступной структуры, виновной в осуществлении геноцида азербайджанцев весной 1918 года.

Серьезный прорыв в деле раскрытия всей правды о деятельности Бакинского Совета был совершен в последние годы. В результате проведенных Институтом истории Национальной Академии наук Азербайджана исследований выявлены многочисленные новые факты, характеризующие деятельность так называемых «26 бакинских комиссаров». В ряде случаев, это были совершенно неожиданные открытия. К примеру, в январе 2009 года, когда расположенный в Бакинском городском парке «Сахиль» некрополь «26 бакинских комиссаров» был перенесен на городское кладбище, в могилах обнаружились останки не 26, а только 23 человек. В связи с этим, Институт истории АН Азербайджана образовал специальную группу ученых, немедленно приступивших к изучению данного вопроса, равно как и к объективному исследованию истории геноцида азербайджанского народа.

В результате научных изысканий азербайджанских историков, Институтом истории в последние годы опубликован целый ряд исследовательских работ и сборников документов, раскрывающих тему геноцида азербайджанцев в 19171920 годах [1]. Особое внимание уделялось поисковой работе по выявлению и доставке в страну документов по истории Азербайджана, в частности, по истории геноцида азербайджанского народа в 1917-1920 годах, хранящихся в архивах зарубежных стран (Турции, России, Грузии, Великобритании, Франции, Германии, Индии). Результатом этой большой работы стало издание ряда ценных сборников исторических документов [2].

Результаты научных исследований, проведенных в последние годы Институтом истории и основанных на вовлечении в научный оборот значительного массива новых архивных документов, дают основание утверждать, что политика геноцида обернулась колоссальными человеческими жертвами. При этом захвативший власть в Баку и, в целом, в Бакинской губернии в ноябре 1917 года, Бакинский Совет (впоследствии Бакинский Совет народных комиссаров), во главе со Степаном Шаумяном, несет прямую ответственность за невиданную по своей жестокости преступную акцию - массовые погромы азербайджанского народа, осуществленные весной 1918 года. В ходе этих событий десятки тысяч мирных, безоружных представителей тюрко-мусульманского населения -азербайджанские тюрки, лезгины, татары, представители других национальностей, вне зависимости от пола и возраста, включая детей, женщин, стариков, были беспощадно уничтожены только по причине своей этнической и религиозной принадлежности.

В поисках виновников этой трагедии, готовившейся и осуществлявшейся

целенаправленно и планомерно, азербайджанские историки пришли к выводу о том, что организатором погромов являлись не только радикальные националисты - дашнаки, но и большевистские руководители Бакинского Совета. Прежде всего, речь идет о его главе и чрезвычайном комиссаре по делам Кавказа Степане Шаумяне, фактически выступившем в роли вдохновителя и организатора этого ужасного преступления.

Полагаем, что для понимания этого, внешне парадоксального, единения большевиков и дашнакских националистов следует учитывать известную историческую традицию сотрудничества таких, казалось бы, различных по своей природе политических сил. Традицию, основанную на взаимодействии большевиков и дашнаков, как на организационном, так и, особенно, на персональном, личностном уровне.

В частности, в последнем случае вновь выявленные архивные документы убедительно доказывают, что, к примеру, Степан Шаумян, долгое время преподносившийся советской исторической наукой в каноническом образе «последовательного большевика-интернационалиста», в действительности в дореволюционный период был не только руководителем местной организации РСДРП, но и одновременно членом крупнейшей и самой радикальной армянской террористической организации - партии «Дашнакцутюн».

По данным и.д. градоначальника Баку подполковника Мартынова, Степан Георгиевич Шаумян, 31 года, заведующий нефтепроводом Шибаева в Балаханах, в 1904-1910 гг. являлся одним из руководителей северокавказской социал-демократии. Согласно агентурным сведениям местных охранных и жандармских структур, Шаумян (в документах - Шаумянц) был и кандидатом Тифлисской социал-демократической организации на выборах в Государственную думу, и участником V съезда РСДРП, и членом «литературного бюро» большевиков, и секретарем Бакинского комитета РСДРП (1909г.) [3, л.л.2-4]. Однако при этом параллельно он самым тесным образом взаимодействовал с армянскими националистами. Более того: «По агентурным сведениям Тифлисского Губернского Жандармского Управления, относящимся к июлю 1908 г., Шаумянц входил в состав Бакинского Комитета армянской революционной партии «Дашнакцутюн»» [3, л.4]. По данным Бакинского Охранного Отделения (сентябрь 1908г.), являясь секретарем Бакинского комитета РСДРП и одновременно членом Бакинского Комитета «Дашнакцутюн», С. Шаумян всемерно поддерживал националистов. В частности, «были получены сведения, что ШАУМЯНЦ оказывает поддержку членам партии «ДАШНАКЦУТЮН», устраивая их на места в Баку и на промыслах» [3, л.5].

Итак, хотя официально Степан Шаумян и позиционировал себя в качестве большевика, на деле он также являлся одним из деятелей националистической партии «Дашнакцутюн». Очевидно, что эта устойчивая близость к националистам,

тесные связи с данной средой, во многом объясняют поведение этого деятеля в трагических весенних событиях 1918 года. Кстати, свое участие в осуществлении геноцида азербайджанцев в марте-апреле 1918 года С. Шаумян в то время признавал вполне открыто. Так, сразу после трагических Мартовских событий 1918 года, в своем донесении правительству Советской России он сообщал: «Если бы они (т.е. азербайджанские политические силы - авт.) взяли верх в Баку, город был бы объявлен столицей Азербайджана ... Мы воспользовались поводом ... и открыли наступление по всему фронту ... у нас были уже вооруженные силы -около 6 тысяч человек. У «Дашнакцутюн» имелось также около 3-4 тысяч национальных частей, которые были в нашем распоряжении. Участие последних придало отчасти гражданской войне характер национальной резни, но избежать этого не было возможности. Мы шли сознательно на это.» [4].

Наряду с Баку, геноцид, согласно прямым указаниям Шаумяна, был учинен и в других регионах Азербайджана. В частности, Степан Лалаян (Лалаев) и Татевос Амирян (Амиров), с ведома и по указанию С. Шаумяна, осуществили массовое истребление азербайджанцев в Шамахе [5]. Печально известный дашнакский боевик Амазасп, учинивший геноцид населения Губы, также действовал в соответствии с указаниями С. Шаумяна. Документы, проведенные исследования доказывают, что руководство Бакинского Совета поддерживало самые тесные связи и с армянскими дашнакскими отрядами, совершавшими геноцид азербайджанцев в западных регионах Северного Азербайджана. Так, непосредственный контакт оно имело с Андраником, которого сам Степан Шаумян называл «народным героем» [6].

Таким образом, из отмеченного выше следует вывод, что уничтожение тюрко-мусульманского населения Азербайджана было реализовано на основе заранее разработанного плана и управлялось из единого центра - Бакинского Совета.

Однако было бы ошибкой свести эти события лишь к личностям отдельных руководителей Бакинского совета. Речь должна идти о принципиальных основах большевистской политики в целом. Прежде всего, следует учитывать тот факт, что на С. Шаумяна, назначенного 16 декабря 1917 года В.И. Лениным чрезвычайным комиссаром по делам Кавказа, была возложена миссия руководителя всей политики большевиков на Кавказе. Причем, согласно декрету Совета народных комиссаров от 29 декабря 1917 года (11 января 1918 года), перед ним, среди прочего, ставилась задача создания «армянской народной милиции» и «независимого армянского государства» на оккупированной территории Восточной Анатолии («Турецкой Армении»). В контексте указанной стратегии большевиков, националисты - дашнаки стали их естественными (хотя и временными) союзниками. На наш взгляд, это была принципиальная позиция большевистского руководства, активно использовавшего в борьбе за власть любые

деструктивные и даже откровенно преступные элементы (вспомним, к примеру, их позднейший союз с Н. Махно).

Применительно к Кавказу конца 1917 - 1918 годов, отметим, что в тот период дашнаки, пользуясь поддержкой великих держав, с одной стороны, и большевистской России - с другой, стремились к образованию «Великой Армении» (в том числе, посредством уничтожения тюрко-мусульманского населения Восточной Анатолии и Азербайджана). Вполне понятно, что для них именно С. Шаумян, являвшийся не только главой местных большевиков, но и одним из старых деятелей партии «Дашнакцутюн», после взятия власти в Баку превратился в самую влиятельную политическую фигуру, способную реализовать этот чудовищный план.

Пользуясь полной поддержкой С. Шаумяна, дашнакские националисты задались целями захвата всего Азербайджана и Восточной Анатолии, подготовки создания так называемой «Великой Армении» и последовательного истребления тюрко-мусульманского населения, как социальной базы азербайджанских национально-политических сил.

Эти цели совпали с планами большевиков, в первую очередь, опасавшихся утратить контроль над нефтяными месторождениями Баку. Соответственно, в дашнаках они видели своих наиболее важных союзников. При этом нельзя недооценивать и роль самого главы Бакинского Совета, всеми силами пытавшегося воспрепятствовать созданию независимого азербайджанского государства. Так, накануне создания Азербайджанской Демократической Республики он настойчиво убеждал руководство Советской России в необходимости опередить мусульманские военные формирования, готовящиеся к освободительному походу на Баку. «Если это будут только елизаветпольские силы, их легко разбить и сразу же очистить путь до Елизаветполя (Гянджи - авт.), а может быть и до Тифлиса, - писал С. Шаумян. - Если за ними будут идти турецкие войска из Батума (и с юга), нам, во всяком случае, необходимо будет занять Евлахский мост и оборонительную линию по Куре. Нужно торопиться в Елизаветполь, чтобы там, а затем и дальше вызвать восстание армян» [7].

Позиция С. Шаумяна нашла полную поддержку большевистского руководства. В период с декабря 1917 по июнь 1918 года Бакинский Совет получил из Советской России всемерную военную и материально-техническую помощь. В частности, на основании указания главы большевистского правительства В.И. Ленина, было принято решение об отправке в Баку 5 тысяч винтовок, 2 миллионов патронов и 35 пулеметов [8]. Общая сумма финансовой помощи, предоставленной большевистским правительством Бакинскому Совету, составила сумму в 82,3 миллионов рублей [9]. Все это имело большое значение для военного и финансового усиления Бакинского Совета и, соответственно, в конечном счете, способствовало реализации этой преступной структурой

политики геноцида азербайджанцев.

Проводя политику большевистского центра и тесно взаимодействуя с дашнаками, Степан Шаумян стал главным организатором заранее подготовленного, целенаправленно и планомерно осуществленного геноцида азербайджанцев. Только за три дня - с 30 марта по 1 апреля 1918 года - от рук карательных армянских отрядов, выполнявших прямые указания Бакинского Совета и его председателя, в Баку, по разным данным, погибли от 10 тысяч до 50 тысяч мирных азербайджанцев.

Таким образом, С. Шаумян и возглавляемый им Бакинский Совет фактически выступили в роли центральной мобилизующей силы воинствующего «великоармянства», радикальные политические организации которого встали на путь уничтожения азербайджанцев и создания на исторических землях Азербайджана армянского государства.

Еще раз отметим, что эта роль «бакинских комиссаров» была предопределена политикой большевистского центра. Об этом, в частности, свидетельствует и тот факт, что в Советской России шла интенсивная организация армянского военного корпуса с целью последующей отправки его на Кавказ. Реализацией этой задачи были заняты армянские генералы А. Багратуни, Л. Тигранян и др. Накануне трагических мартовских событий армянские генералы Докучаев (Докучян), А. Багратуни, Р. Зарьян, И. Баграмян прибыли в Баку и приступили к разработке планов уничтожения мусульманского населения.

Не отказались дашнаки от преследуемых ими преступных задач и после падения возглавляемой С. Шаумяном власти и установления в Баку режима «Диктатуры Центрокаспия». Они продолжали играть ключевую роль и в новой властной системе, все силы которой были мобилизованы для предотвращения освобождения Баку азербайджано-турецкими войсками. В частности, генерал А. Багратуни, признававший, что «оборона Баку имела большое значение в деле защиты пределов России, но особенно исключительное значение оно имело также для армянства», занимал в правительстве «Диктатуры» должность военного министра, а главнокомандующим войсками был назначен генерал Докучаев [10, с.93-152]. Тем самым, военные силы «великоармянства», поначалу привлеченные в Баку с разрешения большевистского руководства в период существования возглавляемого Степаном Шаумяном Бакинского Совета, продолжили свою преступную деятельность, направленную на уничтожение азербайджанцев, и при новой власти - «Диктатуре Центрокаспия».

Кто же они - преступники, осуществившие массовое истребление тюрко-мусульманского населения Азербайджана? Вот схематические исторические портреты некоторых из них.

Одним из тех, кто осуществлял прямое руководство политикой геноцида азербайджанского народа в 1918 году, был Прокофий (Алёша) Джапаридзе. С

декабря 1917 по апрель 1918 года он являлся заместителем председателя Бакинского Совета и председателем Исполнительного комитета Бакинского Совета. 25 апреля 1918 года Джапаридзе был назначен комиссаром внутренних дел Бакинского Совета. Таким образом, он стал одним из лидеров властного органа, реализовывавшего затем политику геноцида азербайджанского народа. Кроме того, Джапаридзе вошел в состав Комитета революционной обороны, образованного 30 марта 1918 года и во многом ответственного за организацию резни азербайджанского населения Баку. Этот факт также подтверждает активное участие Джапаридзе в осуществлении массового уничтожения азербайджанцев.

Не случайно, именно к Шаумяну и Джапаридзе обращался возмущенный злодеяниями националистов Нариман Нариманов. Протестуя против бесчеловечной практики, в письме, опубликованным 3 апреля 1918 года в газете «Гуммет», он, в частности, предостерегал: «Политическая борьба превратилась в национальную. Это пятнает Советскую власть, чернит ее. Если вы в ближайшее время не разорвете эту черную завесу и не снимете это пятно, большевистская мысль и Советская власть здесь не удержится» [11, с.123].

Нельзя не признать, что Н. Нариманов оказался абсолютно прав. Именно чудовищные преступления против мирного азербайджанского населения, на наш взгляд, в решающей степени предопределили падение советской власти в Баку. Кстати, позднее, в статье, вышедшей в феврале 1919 года под названием «Взгляд на захват Кавказа», Н. Нариманов еще раз напомнил об этом своем безответном обращении к С. Шаумяну и П. Джапаридзе. При этом он подчеркнул, что суть данного обращении изначально состояла в требовании, чтобы те доказали мусульманам - мартовские события произошли вопреки желанию Советской власти. «Но, к сожалению, - писал Н. Нариманов, - на мои слова не обратили внимания» [11, с.188].

А вот и еще один из очевидных многочисленных фактов, доказывающих активное участие Джапаридзе в геноциде азербайджанского народа. Участник преступлений против тюрко-мусульманского населения - «большевик» Н. Асриянц позже вспоминал: «В феврале 1918 года Т. Амиров собрал нас и сообщил о том, что мы должны выполнить задание С. Шаумяна и А. Джапаридзе. С. Шаумян заблаговременно известил нас о том, что в час ночи будет сигнал. По этому предупредительному сигналу мы должны были штурмом занять штаб «Мусавата», что мы и сделали» [12, л.76].

Приверженность Прокофия Джапаридзе политике насильственного подавления азербайджанцев, вылившейся в массовое истребление мусульманского населения Баку и всей губернии, неоднократно подтверждалась и его собственными заявлениями. Так, выступая на заседании Бакинского Совета 25 марта 1918 года, за несколько дней до начала геноцида азербайджанцев, Джапаридзе прямо заявил о том, что армия Бакинского Совета должна стать

реальной силой, с помощью которой будет вестись борьба «против всех врагов нашей Советской власти». То, что под «врагами» Джапаридзе имел в виду не только азербайджанские политические силы, защищавшие интересы азербайджанского народа, но и простых граждан, подтвердилось уже вскоре - в конце марта - начале апреля 1918 года, в дни, окропленные кровью тысяч и тысяч мирных азербайджанцев.

Известно, что лидеры партии «Мусават», в целях приостановления массовых расправ над азербайджанским народом, вынуждены были принять ультиматум Комитета революционной обороны. 31 марта они прибыли в здание Исполнительного комитета Бакинского Совета, где провели переговоры с председателем Исполнительного комитета Бакинского Совета Джапаридзе. Однако, несмотря на принятие азербайджанскими лидерами ультиматума, их переговоры с Джапаридзе не привели ни к каким результатам. Более того, трое из представителей Мусульманского комитета, возвращаясь с переговоров, были застрелены по дороге дашнакскими убийцами [12, л.69].

Комитет революционной обороны, нарушив под различными предлогами переговоры, проведенные 31 марта, продолжил бойню мирного азербайджанского населения, и 1 апреля выступил с новым ультиматумом. Именно П. Джапаридзе озвучил требования данного ультиматума, сводившиеся к тому, что, если мусульманские организации не признают до 3-х часов дня власть Бакинского Совета, военные действия со стороны последнего будут продолжены. В свою очередь, в ходе новых переговоров мусаватист Абдул Кязимзаде прямо заявил, что ответственность за происходящие трагические события ложится на советские войска и дашнакские военные части. К слову, уже 2 апреля, то есть уже после принятия азербайджанскими лидерами ультиматума, П. Джапаридзе написал С. Шаумяну, что «из Ташкента и Севера» подходит подмога Бакинскому Совету, а потому для успокоения мусульман им можно даже предоставить автономию. Для того, чтобы на трагические события в Баку была надета революционная личина, скрывающая националистическую составляющую террора, комиссаром мусульманской части города был назначен Мешади Азизбеков [13].

Еще одним видным организатором геноцида тюрко-мусульманского населения в Баку и других регионах Азербайджана в 1918 году являлся Григорий Корганов (Корганян). В качестве председателя Военно-революционного комитета большевистской Кавказской армии Корганов сыграл важную роль в создании военных частей (Красная гвардия, Красная армия, Каспийская военная флотилия) Бакинского Совета. При этом именно он осуществлял координацию между учинившими истребление азербайджанцев большевистскими дружинами, Красной гвардией и дашнакскими отрядами.

Корганов входил в состав Комитета Революционной Обороны (КРО) города Баку, созданного 30 марта специально с целью насильственного подавления

«врагов народа», под которыми подразумевались национальные силы Азербайджана и, главное, сама их социальная опора - азербайджанское население. Подчеркнем, основной целью создания вооруженных сил Бакинского Совета на деле стала не защита советской власти, а именно разгром «желающих объявить автономию Азербайджана» национальных сил. По воспоминаниям большевистского деятеля Н. Колесниковой, С. Шаумян признавал, что если бы не возглавляемый Г. Коргановым ВРК Кавказской армии и его решительная деятельность, Бакинский Совет был бы разогнан [10, с.93-152].

Союз большевиков и националистов привел к трагическим последствиям. «Карательные отряды», отправленные по инициативе Шаумяна и приказу Корганова в Лянкяран и Шамаху, уничтожили десятки тысяч азербайджанцев. Так, по приказу Г. Корганова двухтысячный «карательный отряд» под командованием Амазаспа отправился в Губу, где была кровью «написана» еще одна страшная страница истории азербайджанского народа. Именно Г. Корганов, получив соответствующее указание С. Шаумяна, распорядился организовать отряд Амазаспа исключительно из представителей дашнакской партии и снабдить его пулеметами и пушками. Один из активных участников «карательной операции» в Губе Серго Мартикян с большим воодушевлением сообщал в телеграмме на имя Г. Корганова о выполнении его поручения и взятии Губы дашнакским отрядом.

После трагических событий марта 1918 года произошло окончательное закрепление большевистско-дашнакского режима в Баку и Бакинской губернии. Огромную роль в этом сыграло объединение так называемых красноармейских сил с дашнакскими вооруженными формированиями. В контексте общности целей, на встрече С. Шаумяна и Г. Корганова с руководителями Армянского национального совета и партии «Дашнакцутюн» была достигнута договоренность о роспуске совета, расформировании армянских национальных воинских частей и слиянии их с «интернациональными советскими войсками» [10, с.93-152].

Совместными усилиями большевики и дашнаки сделали все, чтобы воспрепятствовать национальному самоопределению Азербайджана. Так, уже 6 июня 1918 года, через несколько дней после провозглашения Азербайджанской Демократической Республики, Корганов, занимавший в это время пост комиссара по военно-морским делам Бакинского Совета народных комиссаров, дал приказ о наступлении советско-дашнакских войск на Гянджу. Примечательно, что все офицеры, находившиеся у него в подчинении, были армянами (начальник штаба Аветисов, командир корпуса Казаров, командир 3-й бригады Амазасп, комиссар той же бригады Микоян и др.). Именно по приказу Корганова 1 июля 1918 года был подвергнут бомбардировке Гёйчай, а карательный отряд Татевоса Амиряна - одного из самых жестоких участников акций геноцида азербайджанцев в Баку и Шамахе, учинил расправу над мирным населением этого города.

Активным участником акций геноцида азербайджанского народа в 1918 году являлся и Анастас Микоян. В официальных советских документах отмечалось, что А. Микоян якобы был членом коммунистической партии с 1915 года. Однако некоторыми высокопоставленными представителями советского официоза все же признавался тот факт, что до революции Микоян был членом дашнакской партии. Так, например, существуют высказывания Л. Троцкого [14] и Н. Нариманова [15] о том, что даже в 1917 году А. Микоян был не большевиком, а членом партии «Дашнакцутюн». С другой стороны, из воспоминаний самого А. Микояна следует, что с ноября 1914 года, то есть с начального периода Первой мировой войны, в составе возглавляемого армянским боевиком Андраником отряда добровольцев он активно участвовал в военных действиях против османской армии и в акциях геноцида мирного населения в Восточной Анатолии. В этих боевых действиях А. Микоян был ранен. Вылечившись, он в 1917 году приехал в Баку, где и познакомился со Степаном Шаумяном [16]. Подчеркнем, что именно в этот период член партии «Дашнакцутюн» Анастас Микоян и присоединился к большевикам.

Согласно обнаруженным недавно новым архивным документам, также выясняется, что весной 1918 года А. Микоян принял самое активное участие в событиях геноцида мирного населения Баку и Шамахи в составе 3-й бригады Амазаспа. Он являлся комиссаром этой армяно-дашнакской военной бригады. Кстати, об этом говорится и в воспоминаниях самого А. Микояна, и в других источниках [17]. Из них же следует, что во время геноцида азербайджанцев в марте 1918 года А. Микоян возглавлял дашнако-большевистских боевиков, штурмовавших крепостные ворота Баку [18].

Таким образом, А. Микояна, как и других националистов - дашнаков, следует считать одним из наиболее злостных преступников, виновных в геноциде тюрко-мусульманского населения Азербайджана и Восточной Анатолии. Важно учитывать и то, что именно Микоян являлся одним из ключевых создателей многих тайн в истории «26-и», творцов всей той путаницы, которая была искусственно организована с целью стереть следы исторической правды. До конца жизни он испытывал беспокойство в связи с возможным раскрытием правды о «26 бакинских комиссарах», а потому продолжал всевозможными ложными сообщениями препятствовать тому, чтобы был распутан клубок тайн относительно действительной роли в этих событиях дашнако-большевистских преступников. Однако не вызывает сомнений то, что рано или поздно деяния Микояна будут полностью раскрыты. Для этого, разумеется, должно быть приложено еще много усилий, прежде всего, проведены соответствующие исследования в архивах ряда зарубежных государств.

Тогда, возможно, прояснятся многие загадки новейшей истории, к примеру, остающийся туманным вопрос о том, как А. Микояну - активному участнику

геноцида азербайджанцев в 1918 году, удалось избежать участи «26 бакинских комиссаров».

В ряду организаторов геноцида азербайджанцев следует особо выделить и Татевоса Амиряна. В советский период он ложным образом преподносился азербайджанскому народу в качестве одного из героев, одного из «26 бакинских комиссаров», хотя в действительности являлся махровым террористом, дашнакским карателем. Некоторое время Амирян непосредственно возглавлял банду, которая в целях финансового обеспечения партии «Дашнакцутюн», членом которой он являлся, занималась в Баку грабежом квартир, взятием в залог детей богатых азербайджанцев, возвращавшихся родителям только после получения крупной суммы денег. Кроме того, Татевос Амирян был известен и своим участием в организованном партией «Дашнакцутюн» покушении на османского султана Абдулхамида II. После неудачи этой террористической акции, Амирян бежал в Баку, где вновь стал заниматься грабежами и разбоем. В начале 1918 года, в самый канун геноцида азербайджанцев, Татевос, вместе со своими братьями Александром и Арменаком, образовал вооруженный конный отряд из членов дашнакской партии. Именно этот отряд Татевоса Амиряна и был привлечен Степаном Шаумяном к участию в геноциде азербайджанского народа.

В частности, возглавляемые Татевосом Амиряном дашнакские боевики проявили особую жестокость в массовом уничтожении мирного азербайджанского населения Баку и Шамахи. В материалах созданной в период Азербайджанской Демократической Республики Чрезвычайной Следственной Комиссии (ЧСК) говорится, к примеру, о сожжении бандитами во главе с Татевосом Амировым здания благотворительного общества «Исмаилийе» - уникального архитектурного строения. В Шамахе Амирян и возглавляемые им вооруженные бандиты уничтожали азербайджанцев, не разбирая пола и возраста. Его отрядами были сожжены все мечети города, включая знаменитую Джума-мечеть - выдающийся архитектурный памятник, возраст которого насчитывал к тому времени восемь веков [19]. Тем самым, Татевос Амирян, наравне со своими братьями Александром, Арменаком и Арсеном, несет прямую ответственность за совершение массовых убийств мирных азербайджанцев в 1918 году.

Одним из преступников, проявивших особую жестокость при осуществлении геноцида азербайджанского народа, был Степан Лалаян (Лалаев). Действуя по прямому указанию С. Шаумяна, дашнак Лалаян, наравне с Татевосом Амиряном, в марте-апреле 1918 года учинил невиданное насилие над мирным тюрко-мусульманским населением Баку и Шамахи. «Карательные отряды» Лалаяна и Амиряна стерли с лица земли мечети и другие исторические памятники Шамахи. Именно они сожгли упомянутую выше Джума-мечеть города Шамахи. Причем вместе с укрывшимися в ней детьми, женщинами, стариками. В целом, массовому уничтожению подверглась значительная часть 40-тысячного населения

Шамахи, не сумевшая спастись бегством, включая, в частности, известных представителей интеллигенции, общественных деятелей, одним из которых являлся бывший член Государственной Думы России Мамед Таги Алиев.

Важное свидетельство преступных действий Степана Лалаяна приводит очевидец событий, большевик П. Бочаров. В своих воспоминаниях он отмечал, что отряд Лалаяна, имевший «обширный мандат» от Бакинского Совета, сделал так, что за одну ночь Шамахи не стало, а население города было уничтожено. Дашнакские головорезы разорили 53 шамахинских селения, истребили более 8 тысяч мирных жителей, в том числе 2560 женщин и 1277 детей [20].

Злодеяния карателей были столь велики, что вызвали колоссальный общественный резонанс, который было невозможно замалчивать совершенно. Поэтому, в целях сокрытия многочисленных фактов насилия, Исполнительный комитет Бакинского Совета 22 апреля 1918 года принял резолюцию о положении в Шамахинском уезде. В соответствии с ней, для выяснения шамахинских событий была образована следственная комиссия под руководством большевика Кожемяки. Результатом проверки стал арест Степана Лалаяна, обвиненного в массовом истреблении людей. Однако вскоре этот убийца был освобожден. Причем по личному распоряжению С. Шаумяна. А через 3-4 дня была ликвидирована и сама комиссия по расследованию шамахинских событий [21].

Следствие возобновилось уже позднее. Материалы Чрезвычайной Следственной Комиссии, созданной в 1918 году правительством Азербайджанской Демократической Республики, доказали, что Лалаян был одним из самых жестоких убийц, возглавлявших военные операции по массовому уничтожению азербайджанцев в городах Баку и Шамаха в марте-апреле 1918 года.

Еще одним дашнакским палачом, привлеченным С. Шаумяном к участию в геноциде азербайджанского народа, являлся Амазасп Срванцтян. Первый опыт террористической деятельности Амазасп приобрел на территории Ванского региона Турции. Он был активным участником армянского националистического движения, преследовавшего цель очищения целых областей Турции и Азербайджана от коренного тюркского населения и создания на этих землях армянского государства [19]. С началом революции 1905 года он перевел свою преступную деятельность в Карабах, где получил печальную известность из-за учиненных им жестоких расправ над мирным азербайджанским населением. За проявленный им «героизм» в ходе операций по уничтожению мирного азербайджанского населения Карабаха партия «Дашнакцутюн» присвоила Амазаспу, не щадившему даже грудных младенцев, звание «генерала» [22].

Царское правительство не потерпело зверств этого дашнакского палача и в 1908 году сослало его в Сибирь. Совершив побег из ссылки, Амазасп вновь появился в Восточной Анатолии. В условиях Первой мировой войны он оказался востребованным. Сформированный им вооруженный отряд был даже включен в

состав российской армии. При отступлении российской армии из Восточной Анатолии Амазасп бежал в Баку, где приступил к активному формированию армянских вооруженных отрядов, в дальнейшем использованных для уничтожения азербайджанцев. Во время Мартовского геноцида 1918 года Степан Шаумян широко пользовался «услугами» Амазаспа. В качестве уполномоченного главы Бакинского Совета и одного из руководителей действовавшего в Баку Армянского национального совета Амазасп стал одним из наиболее злостных вершителей геноцида азербайджанского народа [19].

После завершения кровавой операции в Баку С. Шаумян отправил возглавляемые Амазаспом военные силы националистов, состоявшие исключительно из дашнаков, в Губу [23, л.л.5-8]. Дашнакский палач, накопивший «богатый опыт» уничтожения мирных азербайджанцев в Карабахе и Баку, на сей раз устроил страшную бойню мирных жителей Губы. При этом во время Губинских событий Амазасп хвастался по поводу учиненных им злодеяний: «Я -армянский герой ... Я вырежу весь мусульманский род от Каспийского моря до Шахдагских гор» [23, л.л. 5-6].

По некоторым данным, в ходе трагических событий в Губе весной 1918 года отрядами во главе с Амазаспом были убиты 2 тысячи мирных азербайджанцев [19]. «Заслуги» Амазаспа были высоко оценены С. Шаумяном. После трагических событий в Губе Амазаспа назначили командиром созданной Бакинским Советом бригады, состоящей из армяно-дашнакских боевиков. Должность комиссара этой бригады была возложена на Анастаса Микояна. Впрочем, столкнувшись с азербайджано-турецкими войсками близ Шамахи, «герой армянского народа» Амазасп не осмелился вступить в открытый бой. Бросив возглавляемую им бригаду на поле битвы, он бежал в Баку. Видя приближение азербайджано-турецких войск к Баку, ближайший соратник Шаумяна Амазасп в очередной раз решил спастись бегством. Но вскоре он объявился в Лянкяране, где вновь продемонстрировал «героизм» на ниве истребления безоружного мирного населения. В последующем, из Лянкярана Амазасп бежал в Иран, а оттуда перебрался в Армянскую Республику. После установления советской власти в Армении Амазаспа арестовали. В тюрьме его зарубили топором. Армянские коммунисты, видимо, не простили Амазаспу предательства С. Шаумяна.

В организации и непосредственном осуществлении геноцида азербайджанского народа активное участие принимал и еще один из ближайших подручных С. Шаумяна Багдасар Авакян. Накануне Мартовского геноцида 1918 года Авакян в массовом порядке раздавал оружие и патроны националистически настроенным армянам, которые, вне зависимости от социального положения, начали объединяться вокруг возглавляемого Коргановым Военно-революционного комитета. В начале апреля 1918 года Авакян был назначен комендантом Баку и его районов, превратившись в одну из основных фигур, задействованных в

процессе практической реализации политики геноцида азербайджанцев [24].

Сегодня, по мере исследования архивных документов, становится все более ясно, что история «26 бакинских комиссаров» - преступников, совершивших геноцид азербайджанского народа, в советское время была искажена в далеко идущих целях. И азербайджанскому народу была представлена сфальсифицированная история, полная путаницы и вымыслов. Для того, чтобы история Мартовского геноцида 1918 года была правдивым образом представлена народу необходимо еще пролить свет на многие вопросы. Каковы же эти вопросы, преднамеренно запутанные, а потому требующие полного прояснения?

На наш взгляд, одним из первых вопросов, в частности, является вопрос о гибели самих комиссаров.

Как известно, организаторы геноцида азербайджанского народа и непосредственные исполнители этого чудовищного преступления, стремясь избежать заслуженного наказания, совершили попытку к бегству. Однако 14 августа 1918 года они были задержаны в море правительством «Диктатуры Центрокаспия» и возвращены в Баку. Их - 35 человек - разделили на две группы. 32-х отправили в Шамахинскую тюрьму; 3-х - Степана Шаумяна, Сурена Шаумяна и Григория Корганова заключили в Баиловскую тюрьму. Спрашивается, почему? По какой причине Степана Шаумяна отделили от общей группы?

Далее. Когда перевозивший дашнако-большевистских «комиссаров» пароход «Туркмен» 17 сентября 1918 года доплыл до порта Красноводск, на нем находились не 35, а 38 человек. Арестованных вновь разделили на две группы. 21 человек были заключены в Красноводскую тюрьму. 17 человек, включая Степана Шаумяна и двоих его сыновей, а также П. Джапаридзе, А. Микояна и других, поместили в другой тюрьме. Почему? Должна быть выяснена причина этого «разделения».

Следующий вопрос: по каким соображениям и по какому принципу из 38 красноводских узников были выделены для расстрела 26 человек? Действительно ли список «26-и» был обнаружен в кармане Корганова? Разве мог такой многоопытный конспиратор, как Корганов, донести в своем кармане до Красноводской тюрьмы написанный им в Баиловской тюрьме «список» (и это при неоднократных его обысках!)? Не является ли подобного рода утверждение абсурдным? А по какой причине к «комиссарам» были причислены рядовые чиновники «Бакинской коммуны» и даже дашнакский командир Татевос Амирян? И это при том, что ближайший соратник Степана Шаумяна - Анастас Микоян, находившийся с бывшим главой Бакинского Совета в одной тюрьме, смог выйти на свободу?! Пожалуй, это и есть самая большая загадка во всей этой истории!

На наш взгляд, разгадку тайны о «26-и» следует искать в раскрытии именно этого запутанного вопроса, с которого и берут свое начало все неясности в «комиссарском» деле!

Отдельный вопрос: действительно ли 20 сентября 1918 года были расстреляны все лица, известные под именем «26 Бакинских комиссаров»? И был ли среди расстрелянных сам глава этих преступников, организатор геноцида азербайджанцев Степан Шаумян? Полное выяснение этого вопроса требует расширения научных исследований. Ведь, как отмечалось, при перенесении могил «26-и» из Бакинского парка «Сахиль» на городское кладбище были обнаружены останки не 26, а 23 человек. Предварительная судебно-медицинская экспертиза установила, что одним из трех лиц, чьи останки не были идентифицированы по возрастному принципу, является именно Степан Шаумян.

В связи с этим особый интерес вызывает ряд архивных документов. Согласно одному из этих документов, накануне расстрела «26-и» предпринимались попытки обмена С. Шаумяна и других военнопленных на членов союзной миссии. К слову сказать, одним из авторов идеи «обмена», по некоторым данным, был сам С. Шаумян [25].

Значительный интерес вызывает и другой документ, обнаруженный в ходе архивных изысканий. Из него следует, что в течение 10 дней - в период с 20 сентября по 1 октября 1918 года, то есть уже после расстрела «26 бакинских комиссаров» (20 сентября 1918 года), Степану Шаумяну предоставлялся в Красноводской тюрьме продовольственный паек. Интересно, что в списке заключенных, получавших продовольствие, вторым после Степана Шаумяна значится Анастас Микоян [26]. По нашему убеждению, это очень серьезный документ, требующий своего осмысления и инициирующий новые исследования.

Зададимся вопросом: как получилось, что оба центральных персонажа - С. Шаумян и А. Микоян, получавшие уже после гибели «26-и» продовольственный паек в Красноводской тюрьме, избежали «комиссарского» расстрела в туркменской пустыне? Причем впоследствии один из них - А. Микоян - достиг значительных высот в иерархии советского руководства, а другой - С. Шаумян, если судить по ряду убедительных свидетельств, скрылся и прожил оставшуюся часть жизни в Индии? В этой связи, заметим, что в 1989 году заслуженный деятель искусств Азербайджана, профессор Муса Багиров, посетив Индию в составе делегации деятелей культуры СССР, побывал в городе Калькутте в доме, где собственно и проживал «комиссар» С. Шаумян.

На пребывание последнего в Индии после даты расстрела «26-и комиссаров» указывают и ряд других веских свидетельств. Достоверно известно, что арестованными «комиссарами» чрезвычайно интересовалась английская разведка. Англичане намеревались схватить и вывезти «комиссаров» в Индию. Привлекает внимание и то обстоятельство, что более других английское командование интересовали Шаумян и Джапаридзе. Все это, а также тот факт, что впоследствии Анастас Микоян и его сын Серго Микоян обращались в архив Дели, после чего ими были сделаны сомнительные заявления об отсутствии в этом

архиве каких-либо материалов, касающихся «26-и», требуют проведения более широких исследований о преступниках, совершивших геноцид азербайджанского народа весной 1918 года.

Институт истории Национальной Академии наук Азербайджана проводит широкие исследовательские работы в целях раскрытия подлинной истории «26 бакинских комиссаров». Можно не сомневаться в том, что эти научные изыскания позволят также полностью прояснить все вопросы истории Мартовского геноцида 1918 года.

Однако уже сегодня ясно, что учиненный армянскими националистами геноцид азербайджанского народа был продолжен и после марта - апреля 1918 года, в условиях агрессии против Азербайджанской Демократической Республики со стороны Армянской Республики, созданной 29 мая 1918 года на исконных землях Азербайджана - в Иреване и его окрестностях. Очевидно, что Армянская Республика реализовывала политику геноцида и этнических чисток в отношении азербайджанского населения, проживавшего на территории одной из исторических частей своей Родины - в Иреванском регионе. Об осуществленных войсками Армянской Республики актах массового истребления мирных азербайджанцев свидетельствуют многочисленные источники, в том числе архивные документы.

В частности, согласно выписке из донесения уполномоченного нагорной полосы мусульманского населения 5-го участка Исмаила Султанова на имя Гянджинского уездного начальника, с 13 апреля 1919 года «началось нашествие войск Араратской республики на мирные мусульманские селения Геокчинского р-на, Ново-Баязетского уезда, с целью очистить территорию от мусульманского населения, населяющего восточную в северную окраины озера Геокча и по настоящее время разгромлено, сожжено и очищено 22 селения с 60.000 населением. Задача Араратской республики уже решена, более мусульман в Геокчинском районе не существует, по настоящее время уничтожены в Ново-Боязетском уезде 84 мусульманских селения, из них 22 селения уничтожены между 13-20 числами сего апреля месяца ...» [27].

В другом, значительно более позднем документе - письме уполномоченного министра призрения Азербайджанской Республики в Армении Теймур хана Макинского министру призрения АДР от 2 сентября 1919 года отмечается: «События последних дней сделали положение мусульман трагическим. 50-60 селений, вернувшиеся на свои места, вновь разгромлены, а уцелевшая часть населения, бросив свое имущество, хлеб на корню и в амбарах, разбежалась.... Эмигрировало из Новобаязетского, Эчмиадзинского и Эриванского уездов до 150 000 мусульман. В настоящее время в границах Армении осталось сравнительно небольшое количество мусульман, но и это количество с каждым днем уменьшается под давлением погромов и страха перед

ними. Ныне совсем не осталось мусульман в Новобаязетском районе. В Эриванском уезде, в подчиняющихся правительству Армении районах мусульман имеется не более 25 000 душ, в Эчмиадзинском столько же (25 000), а в Сурмалинском (опять лишь в подчиненных правительству Армении районах) 15 000 человек. Кроме того в Эривани проживает 13 000 тысяч беженцев и местного населения. В Александропольском уезде мусульман всегда было мало. Таким образом, при учете нуждающихся мусульман Эриванской губернии цифра всего населения будет равняться максимум 80 000 - минимум 70 000 душ» [28].

В ноте министра иностранных дел АДР Мамед Юсифа Джафарова министру иностранных дел Республики Армения от 22 сентября 1919 года указывалось: «Начиная с января 1918 г. до прихода турок в Эриванскую губ., армяне названной губернии разгромили более 300 селений, перебив большинство мусульман этих селений . Армянская администрация за короткое время с 17 по 31 августа успела разгромить и перебить мусульман до 50 сел Эчмиадзинского, Сурмалинского, Эриванского и Новобаязетского уу.» [29].

Факты массового истребления азербайджанского населения, проживавшего на территории искусственно созданной внешними силами на исконных азербайджанских землях Армянской Республики, были подтверждены и в официальных документах советского времени. Так, в своей докладной записке «Наша политика в Азербайджане за два месяца (май-июнь) после переворота», адресованной в 1920 году председателю Совета Народных Комиссаров РСФСР В.И. Ленину, председатель Совета народного хозяйства Азербайджанской ССР Николай Иванович Соловьев констатировал: «... при образовании Армянской Республики в ее пределах было 250 мусульманских селений, все они были уничтожены, теперь там нет ни одного мусульманина» [30].

Одной из основных мишеней воинствующих армянских националистов в ходе трагических событий 1918-1920 годов являлась и исконно азербайджанская область Зангезур. Пользуясь сложившейся в регионе сложной ситуацией, вызванной последствиями Февральской революции 1917 года и ходом Первой мировой войны, они уже в 1917 году разрушили 109 селений Зангезурского уезда [31]. В последующем, в период с декабря 1917 по август 1918 года только на территории I участка Зангезурского уезда было уничтожено 16 селений, убиты 708 мирных азербайджанцев [32].

Согласно материалам созданной правительством Азербайджанской Демократической Республики Чрезвычайной Следственной Комиссии, прежде всего, согласно докладу следователя по особым делам Н. Михайлова, в 1918 году население Зангезура подверглось чудовищным истязаниям со стороны армянских националистических формирований. Возглавляемые Андраником армянские отряды неоднократно вторгались на территорию Зангезура, требуя от местного азербайджанского населения признания власти Армянской Республики.

Сталкиваясь с сопротивлением азербайджанцев, националисты уничтожали мусульманские селения и их жителей. Оставшиеся в живых вынуждены были бежать из родных земель. В документах говорится о свыше 50 000 беженцев из Зангезура, нашедших убежище, в частности, на территории соседнего Джебраильского уезда. Согласно документам ЧСК, погромщиками было уничтожено 115 зангезурских селений. Были убиты 7729 местных жителей (в том числе 3257 мужчин, 2276 женщин, 2196 детей), ранены 2339 человек [33].

После проведения этой этнической чистки, в ходе советизации Южного Кавказа, Зангезур - историческая область Азербайджана - была включена в состав Армении. Тем самым Азербайджан лишился части своей территории размером в 4505 кв км.

Агрессивная политика Армянской Республики была направлена и на захват Карабаха - неотъемлемой части Азербайджана. Население этой области также подверглось геноциду со стороны армянских вооруженных формирований. Летом-осенью 1918 года территория Карабаха, входившая в Гянджинскую губернию, подверглась нападениям армянских вооруженных формирований, возглавляемых одним из наиболее известных палачей азербайджанского народа - Андраником Озаняном. В этой связи, на чрезвычайном заседании парламента 20 декабря 1918 года премьер-министр Азербайджана Фатали Хан Хойский заявил, что Андраник преследует «цель отторжения Зангезурского и Шушинского уездов от Азербайджана и присоединения их к Армении» [34].

Рассказывая о преступных действиях банд Андраника, газета «Азербайджан», сообщая об уничтожении ими многих азербайджанских деревень, констатировала, что « ... одномиллионное мусульманство, начиная с Эривани и кончая Шушой, изнывает, разоряется и погибает.» [35].

Кровавые результаты деятельности отрядов Андраника нашли отражение в материалах Чрезвычайной Следственной Комиссии. В докладе следователя по особым делам Н. Михайлова, возглавлявшего Комиссию по расследованию преступлений армянских вооруженных банд против мирного мусульманского населения в Карабахе и Зангезуре, приведены многочисленные факты насилия, которому подверглись азербайджанцы - жители Джеванширского, Шушинского и Джебраильского уездов Гянджинской губернии [36].

Н. Михайлов раскрывает, в частности, трагедию мусульман Келанинского общества Джеванширского уезда в условиях «специального усиления вооруженной силы армян предгорной полосы для скорейшего и успешного истребления мусульман того района». Как отмечалось в докладе: «совершенно рабская жизнь мусульманского населения названного общества продолжалась долгие месяцы в некоторых селениях до сентября и в других даже до декабря месяца 1918 года, когда мусульмане, доведенные до отчаяния решились, с какими бы то ни было даже человеческими жертвами, пробиться через охватившее их

кольцо армянских банд и переселиться кто и как попало в мусульманские селения низменности. Это удалось им, но со страшными потерями. Мусульмане беженцы потеряли все свое движимое имущество, сельскохозяйственный инвентарь, лишились почти всего своего скота, дома их и хозяйственные постройки разгромлены совершенно и что самое главное из мусульман, особенно женщины и дети погибли с голода, холода, болезней и других лишений, сопряженных с бегством. Многие беженцы были перебиты в пути преследовавшими их армянами, другие же жители - больные, старики, старухи и даже калеки, лишенные возможности бежать, были перебиты в самих селениях» [36].

Акции геноцида в отношении азербайджанцев продолжались и в 1920 году. Так, 22 января 1920 года министр иностранных дел АДР Ф.Х. Хойский отправил ноту армянскому МИД, в которой заявил следующее: «Мною получены сообщения от моего правительства о том, что 19-го сего января войсками армянского правительства совместно с вооруженными бандами начаты наступательные действия из Зангезура в направлении Шушинского уезда, причем подвергаются истреблению все лежащие по пути их движения мусульманские села, 9 из коих разгромлены в последние дни ... армянские войска, выполняя, по-видимому, определенный план своего правительства, вновь начали уничтожать мусульманские селения, подвергая жителей бесчеловечному истреблению...» [37].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь, 23 января 1920 года член азербайджанского парламента Джалил Султанов телеграфировал из Карягина (Джебраила) руководству АДР о том, что армянские регулярные войска уничтожили 15 азербайджанских селений в промежутке между Ходжаханом и Галадараси [38].

Для пресечения агрессии правительство Азербайджана направило в край 20-тысячный корпус, возглавляемый генерал-майором Габиб беком Салимовым. И в течение почти всего апреля 1920 года азербайджанская армия освобождала от армянских экстремистов Карабах и Зангезур.

Многочисленные сведения об учиненном армянами в 1917-1920 годах геноциде азербайджанского народа отложились в документах целого ряда иностранных архивов. В них, в частности, содержатся ужасающие факты о преступных деяниях армянских агрессоров против мирного населения Нахчывана.

Так, в документах турецкого архива Ba§bakanhq Osmanli Arxivi (BOA) имеются данные о том, что с лета 1919 по 1921 год армянские вооруженные отряды учинили массовую расправу над мирным населением Нахчыванского уезда. В период 1918-1920 годов подверглись истреблению тысячи жителей Шарурского и Садаракского областей Нахчывана. Армянскими вооруженными формированиями были убиты проживавшие в 54 селениях Даралаязской области 57 240 мирных азербайджанцев. Общее число азербайджанцев - жителей региона, подвергшихся геноциду со стороны армянских националистических формирований, составило 64 408 человек [39].

Наряду с этим, документы BOA свидетельствуют также о геноциде тюрко-мусульманского населения Восточной Анатолии (Карса, Игдыра, Баязита, Муша, Вана, Эрзурума, Трабзона, Кагызмана и других городов и областей) в 1917-1920 годах. Причем десятки тысяч жителей региона - азербайджанцев, османских турок были убиты армянскими военными формированиями только из-за своей этнической принадлежности.

Внушительный фактический материал, свидетельствующий об учиненном армянскими националистами геноциде азербайджанского народа в рассматриваемый период, содержится и в английских документах, хранящихся, в частности, в Британской библиотеке. Так, Верховный комиссар Великобритании на Кавказе Оливер Уордроп оценивал события марта 1918 года следующим образом: «Что касается армянского правительства, я хочу отметить, что большевистские эксцессы в Баку в марте 1918 г., были по всеобщему мнению мусульман, организованы армянами» [40].

Согласно докладу британского бригадного генерала Р. Гортона от 8 декабря 1918 года, в ходе мартовских событий было разрушено 180 деревень и убито много азербайджанцев [41].

Важно подчеркнуть, что акты геноцида азербайджанцев имели место и в последующем. Так, очередное обострение обстановки произошло в конце 1919 года. Причем попытки примирения сторон вновь не увенчались успехом.

В частности, в рапорте Уордропа, направленном в Лондон 2 октября 1919 года, подчеркивалось: «Совсем недавно армяне разрушили 60 мусульманских деревень в регионах Ново-Баязит, Александрополь и Ереван» [42]. В сообщении Уордропа от 11 декабря 1919 года указывалось: «по сведениям командующего Карабахом, 1 декабря регулярные армянские войска с двумя пушками и 6 пулеметами напали на 9 татарских деревень в проходе (ущелье) Кигы (Kigy Pass), сожгли и ограбили их. 26 ноября собрали вместе всех мирных мусульман из области Охчу (Okhchi); мужчин военного возраста взорвали динамитом, а все остальное население, включая женщин и детей, были перебиты (уничтожены) в мечети. Зангезурские мусульмане в панике» [43].

В донесении Уордропа от 4 декабря 1919 года отмечалось: «Азербайджанское правительство сообщает мне сведения из Зангезура и Даралагеза о недавней массовой резне мусульман, совершенной армянскими регулярными отрядами и уничтожении 15 деревень. Я направил протест в Иревань, требуя немедленного расследования и наказания виновных и направления армянской делегации на встречу с Азербайджанцами без промедления» [44].

15 декабря 1919 года Уордроп сообщал: «Премьер-министр Азербайджана направил телеграмму (обвиняя) армянские регулярные артиллерийские войска, которые устроили резню, уничтожая деревни Зангезура. Он отмечает, что 9

декабря деревни Кедаклаклу, Аскерлу и Перчеван (Kedeclaklu, Askerlu and Perchevan) юга восточнее Горуса, были уничтожены и что осажденные мусульманские деревни в Охчу и Кыгы Гленс (Ohchi and Kigy Glens) юго-западнее Горуса, были разрушены артиллерийским огнем, а все население убито. Он сказал, что Азербайджан не имеет ни единого солдата в Зенгезуре. Его Превосходительство просит направить офицеров из нейтральных стран, чтобы разоружить армян в Зангезуре, в противном случае Азербайджан будет вынужден принимать меры по обеспечению добрососедства» [45].

В донесении Уордропа, отправленном 30 декабря 1919 года, указывается: «Согласно сообщениям, полученным сегодня, армянское правительство 21 декабря начало военные действия против мусульман Зангибазарского района. Тем же числом была уничтожена деревня Каргабазар (Kargabazar), а 22 декабря также уничтожена деревня Улуханлу (Ulukhanlu). Борьба сейчас идет за деревню Чобанкер Каракышлак (Chobanker Karakishlasch). Если эти сообщения верны, то Армения бесспорно нарушила соглашение от 23 ноября» [46].

В еще одном донесении Уордропа, датированном 28 января 1920 года, отмечалось: «Продолжают поступать сообщения об армянской агрессии в Зангезуре, что усиливает недовольство населения, требующего принятия правительством Азербайджана незамедлительных мер» [47].

Таким образом, очевидно, что активизация армянских националистов в 1917-1920 годах имела своим следствием колоссальные человеческие жертвы среди мирного азербайджанского населения, позволяющие сделать вывод о проводившейся дашнаками политике геноцида.

Институт истории НАНА прилагает значительные усилия для исследования осуществленного армянскими националистами геноцида азербайджанцев. Развенчивая фальсификации авторов, на протяжении долгих десятилетий целенаправленно искажавших историю региона, в том числе и события трагической эпохи революционных потрясений и гражданской войны 1917-1920 годов, азербайджанские историки, тем самым, восстанавливают историческую правду, возвращают народу его историю такой, какой она была в действительности.

Исследования в этой области чрезвычайно актуальны по той причине, что политика оккупации азербайджанских территорий, этнических чисток и геноцида азербайджанцев нашла свое продолжение на закате СССР, когда в 1988-1989 годах из Армении были изгнаны последние 300 тысяч азербайджанцев - коренного населения Иреванского и Зангезурского регионов, исторически являвшихся частью Азербайджана. Эта антиазербайджанская политика сопровождалась невиданной жестокостью и насилием в отношении мирного населения. Ее вопиющим проявлением стало массовое убийство жителей азербайджанского

города Ходжалы, совершенное в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года - одно из самых ужасных преступлений против человечности в ХХ веке.

Изучение трагических событий 1917-1920 годов, связанных с разгулом воинствующего национализма и уничтожением мирного населения Азербайджана, сегодня сохраняет свою очевидную актуальность. Она обусловлена не только потребностями сохранения исторической памяти народа, установления исторической истины (хотя это чрезвычайно важно), но и, главное, задачами недопущения трагических событий, с неизбежностью порождаемых идеологией радикального национализма, в том числе, носителями идеологии «великоармянства». Сегодня, в условиях очевидной дестабилизации системы международных отношений, в том числе, на Ближнем и Среднем Востоке, особенно важно понимание опасности тех разрушительных начал, которые несут с собой национально окрашенные радикальные политические течения.

Литература и источники

1. Геноцид азербайджанского народа в марте 1918 года. - Т.1. - Баку, 2009; Геноцид азербайджанского народа в марте 1918 года. - Т.П. - Кн.1. Геноцид в Гянджинской губернии. - Баку, 2010; Геноцид азербайджанского народа в марте 1918 года. - Т.П. - Кн.2. Геноцид в Иреванской губернии. - Баку, 2010; Геноцид азербайджанского народа в марте 1918 года. - Т.Ш. Воспоминания. Сборник документов. - Баку, 2014; Геноцид азербайджанского народа 1918 года. Организаторы и палачи. - Баку, 2013; Нифталиев И. Геноцид азербайджанцев в Иреванской губернии (1918-1920). - Баку, 2014; Наджафли Г. Геноцид, совершенный армянами против тюрко-мусульманского населения Восточной Анатолии, Нахчыванского и Иреванского регионов в 1918-1920 годах. (На азербайджанском языке.) - Баку, 2014; Гёзалова Н.Р. Геноцид тюрко-мусульманского населения Азербайджана в архивных документах Британской библиотеки. (На азербайджанском языке). - Баку, 2014; Мустафа Н. Геноцид азербайджанцев в Иреванской губернии (1918-1920). (На азербайджанском языке). - Баку, 2014; Мустафа Н. Вандализм. Геноцид против исторических названий. (На азербайджанском языке). - Баку, 2014; Абышов В. Геноцид азербайджанского народа в Баку в марте 1918 года. (На азербайджанском языке). - Баку, 2014; Абышов В. Геноцид азербайджанского народа в Шамахинском уезде (1918-1920). (На азербайджанском языке). - Баку, 2014; Абышов В. Геноцид азербайджанского народа в Губинском уезде. (На азербайджанском языке). - Баку, 2014; Мамедзаде Н. Геноцид азербайджанцев в Карабахском регионе Азербайджана (1918-1920). -Баку, 2014; Исмайлов К. Геноцид азербайджанского народа в Зангезуре (19181920). (На азербайджанском языке). - Баку, 2014.

2. Подробное описание Иреванской провинции. - Баку, 2009; Подробный реестр Иреванской провинции. - Баку, 2009; Подробное описание Гянджа-Гарабагской провинции. - Баку, 2010; История Азербайджана в архивных документах (19171920). - Т.1. Документы Российского государственного архива социально-политической истории. - Баку, 2010; История Азербайджана в архивных документах (ХУШ - начало XX вв.). - Т.1. Документы Российского государственного военно-исторического архива. - Баку, 2010; Документы Османских архивов правительства Турецкой Республики. - Баку, 2010; История Азербайджанской Демократической Республики в архивных документах Великобритании. - Баку, 2011; История Азербайджана в архивных документах. ХУШ век. Документы Центрального государственного архива Республики Дагестан Российской Федерации. - Баку, 2011; История Азербайджана в архивных документах (апрель-декабрь 1920 г.). - Т.П. Документы Российского государственного архива социально-политической истории. - Баку, 2012; История Азербайджана в архивных документах (ХУШ-ХХ вв.). - Т.1. Документы Российского государственного исторического архива. - Баку, 2012; История Азербайджана в архивных документах (XIX - начало ХХ века). - Т.1. Архивные документы Британской библиотеки. - Баку, 2012; История Азербайджана в архивных документах (начало XX века). - Т.П. Документы Российского государственного военно-исторического архива. - Баку, 2012; История Азербайджана в архивных документах (XX век). - Т.П. Документы Российского государственного исторического архива. - Баку, 2012; История Азербайджана в архивных документах (XX век). - Т. III. Документы Российского государственного исторического архива. - Баку, 2012; История Азербайджана в архивных документах (XIX-XX вв.). Переселение армян на земли Северного Азербайджана. Документы Государственного архива Азербайджанской Республики. - Баку, 2012; История Азербайджана в архивных документах (XIX-XX вв.). - Т.1. Документы Центрального государственного исторического архива Грузии и Центрального архива новейшей истории Грузии. - Баку, 2013; История Азербайджана в архивных документах (1918-1920). - Т.1. Документы Политического архива Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германии. - Баку, 2013; История Азербайджана в архивных документах (1918-1920). - Т.П. Документы Политического архива Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германии. - Баку, 2014.

3. Архив политических документов при Управлении делами Президента Азербайджанской Республики (АПДУДПАР). Ф.276. Оп.8. Д. 412.

4. Шаумян С.Г. Избранные произведения. - М., 1978. - Т.2. - С. 246.

5. Азербайджан. - 1918. - 8 октября.

6. Микоян А. Дорогой борьбы. - М., 1971. - С.42.

7. См.: Мамедзаде Н. Степан Шаумян - главный организатор геноцида тюрко-мусульманского населения Азербайджана // Геноцид азербайджанского народа 1918 года. Организаторы и палачи. - Баку, 2013. - С.36-60.

8. История Азербайджана. - T.III. - Баку, 1963. - С.123.

9. История Азербайджана. - Баку, 1954. - С.201; Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.2. Оп.1. Д.6112, Д.6192, Д.27142; В.И.Ленин. Неизвестные документы. 1891-1922. - М., 2000. - С.239.

10. См.: Исмаилов К. Военный организатор геноцида азербайджанцев - Григорий Николаевич Корганов (Корганян) // Геноцид азербайджанского народа 1918 года. Организаторы и палачи. - Баку, 2013.

11. Нариманов Н. Избранные произведения. - Т.2. - Баку, 1989.

12. АПДУДПАР. Ф.276. Оп.2. Д.20.

13. Бюллетень КРО г. Баку и его районов. - 1918. - 7 апреля.

14. XVII Общебакинская партийная конференция Азербайджанской Коммунистической партии (б). 28 октября - 6 ноября 1927 года. Стенографический отчет. - Баку: Красный Восток, 1927. - С.87.

15. Nsrimanov N. Ucqarlarda inqilabimizm tarixins dair. i.V.Stalins msktub. - Baki, 1992. - S.26.

16. Баграмян Х. Мои воспоминания. - Ереван, 1979; Микоян А. Так было. - М., 1999; http: //militera.lib.ru/memo/russian/mikoyan/index.html.

17. Микоян А. Дорогой борьбы. - М.,1971; Гаджиев А., Агаев В. Геростратова слава // Бакинский рабочий. - 1992. - 12 мая.

18. См.: Нифталиев И. Анастас Микоян - участник геноцида азербайджанцев и главный фальсификатор истории Бакинской коммуны // Геноцид азербайджанского народа 1918 года. Организаторы и палачи.- Баку, 2013.- С.76-92.

19. Рустамов Р. «Советский партизан», дашнак Татевос Амирян (Амиров) -беспощадный убийца мирных азербайджанцев // Геноцид азербайджанского народа 1918 года. Организаторы и палачи. - Баку, 2013. - С.153-170.

20. См.: Абышов В. Преступный соратник С. Шаумяна - палач геноцида азербайджанцев Степан Лалаев (Лалаян) // Геноцид азербайджанского народа 1918 года. Организаторы и палачи. - Баку, 2013. - С.171-230.

21. Азербайджан. - 1918. - 21 октября.

22. Архив Отдела изучения военной истории и стратегии Генерального штаба Турецкой Республики. Шкаф Первой мировой войны. Полка 401. Д. 1578. Л.Л. 124, 1-67.

23. Государственный архив Азербайджанской Республики (ГААР). Ф.1061. Оп.1. Д.95.

24. Известия Бакинского Совета. - 1918. - № 36.

25. АкоповГ.С. Степан Шаумян. Жизнь и деятельность. - М., 1973. - С.259.

26. АПДУДПАР. Ф.303. Оп.1а. Д.20. Л. 126.

27. Азербайджан. - 1919. - 17 мая.

28. Азярбайъан халгына гаршы 1918-ъи ил март сойгырымы. 3 ъилддя. II ъилд, 2-ъи китаб: Иряван губернийасында сойгырымы. 1918-1920-ci illsr, s.194.

29. ГААР. Ф.970. Оп.1. Д.184. Л.Л. 16-17.

30. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.324. Оп.2. Д.17. Л.38.

31. ГААР. Ф.970. Оп.1. Д.253. Л.Л. 11, 18-19.

32. Азербайджан. - 1918. - 13 ноября.

33. См: Azsrbaycan xalqina qar§i 1918-ci il soyqmmi. Ssnsdlsr toplusu. 3 cildds, II cild, I kitab. Gsncs quberniyasinda soyqirimi. 1917-1920-ci illsr. Baki, 2011, s.265-287.

34. Azsrbaycan Xalq Cumhuriyysti (1918-1920). Parlament (stenoqrafik hesabatlar). I cild. Baki, 1998., s.97-101; Азербайджанская Демократическая Республика (19181920). Парламент. Баку, 1998. С.62-65.

35. Азербайджан. - 1918. - 10 декабря (27 ноября); АПДУДПАР. Ф.268. Оп.23. Д.503. Л.Л.29-32.

36. ГААР. Ф.970. 0п.10. Д.161. Л.Л.1-9; Ф.100. Оп.2. Д.791.

37. Азербайджанская Демократическая Республика (1918-1920). Внешняя политика (документы и материалы). - Баку, 1998. - С.529-530; Азербайджан. -1920. - №17. 25 января; АПДУДПАР. Ф.276. Оп.9. Д.54. Л.Л.28-29.

38. ГААР. Ф.970. Оп.1. Д.113. Л.17.

39. BOA, HR SYS. 2878/93.

40. Decipher from Mr. O. Wardrop (April 1, 1920), L/P&S 172.

41. Notes by brigade general R. Gorton (December 8, 1918) // Azerbaijan Democratic Republic. Great Britain's Archrivals Documents, Baku, 2008, p.83.

42. Decipher from Mr. O. Wardrop (October 2, 1919)// Azerbaijan Democratic Republic. Great Britain's Archrivals Documents, Baku, 2008, p.265.

43. Decipher №196 from Mr. O. Wardrop (December 11, 1919).

44. Decipher № 179 from Mr. O. Wardrop (December 4, 1919).

45. Decipher № 202 from Mr. O. Wardrop (December 15, 1919).

46. Telegram from 'en clair' from Mr. O. Wardrop (December 30, 1919).

47. Decipher (№52) from Mr. O. Wardrop (January 28, 1920).

МАХМУДОВ ЯГУБ - доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Национальной Академии наук Азербайджана, Заслуженный деятель науки Азербайджанской Республики, директор Института истории им. А.А. Бакиханова Национальной Академии наук Азербайджана. Республика Азербайджан, Баку (ymahmudov@mail.ru)

MAHMUDOV, YAGUB - Doctor of History, Professor, Corresponding Member of the National Academy of Sciences of Azerbaijan, Honored Scientist of the Republic of

Azerbaijan, Director of the Institute of History named after A.A. Bakikhanov of Azerbaijan National Academy of Sciences. The Republic of Azerbaijan, Baku.

УДК 94(479.24)«1914/20»

ТУРИЦЫН И.В.

КОЛОНИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА И НАЦИОНАЛИЗМ ЭПОХИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ АЗЕРБАЙДЖАНА)

Ключевые слова: империализм, колониальная политика, национализм, Южный Кавказ, Азербайджанская Демократическая Республика, Первая мировая война, межнациональная конфликтность.

В статье рассмотрена проблема эволюции колониальной политики великих держав в Азербайджане в 1914-1920 гг., исследовано ее влияние на региональный политический процесс, в том числе, на сферу межнациональной конфликтности. Автор показал, что в рамках Первой мировой войны судьба Азербайджана определялась столкновением интересов великих держав в контексте распада Российской империи. Представляя для них вопрос второстепенный, в сравнении с основной задачей раздела «турецкого наследства», фатально вовлеченный в мировую войну и последующую интригу Азербайджан стал предметом циничной торговли. При этом доминирование в регионе Англии в 1918-1920 гг. не только не способствовало его успешному развитию, но, напротив, создало массу проблем, в том числе, межэтнических.

TURITSYN, I.V.

COLONIAL PRACTICE AND NATIONALISM PERIOD OF THE FIRST WORLD WAR (ON THE MATERIALS OF AZERBAIJAN)

Keywords: imperialism, colonial policy, nationalism, the South Caucasus, the Democratic Republic of Azerbaijan, the First World War, ethnic conflict.

The article considers the problem of the evolution of the colonial policy of the great powers in Azerbaijan in 1914-1920 years. Studied its effect on the regional political process, including in the sphere of inter-ethnic conflict. The author has shown that in the framework of the First World War determined the fate of Azerbaijan clash of interests of the great powers in the context of the collapse of the Russian Empire. Presenting the question for them, minor in comparison with the main task of this section "the Turkish inheritance" fatally involved in World War I and the subsequent intrigue, Azerbaijan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.