Научная статья на тему 'Арабо-персидские историки о взаимоотношениях хорезмшаха Джалал ад-Дина Манкбурны с государством атабеков Кермана'

Арабо-персидские историки о взаимоотношениях хорезмшаха Джалал ад-Дина Манкбурны с государством атабеков Кермана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
430
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
Ключевые слова
ХОРЕЗМШАХ ДЖАЛАЛ АД-ДИН МАНКБУРНЫ / ГОСУДАРСТВО АТАБЕКОВ КЕРМАНА / KHOREZMSHAH DJALAL AD-DIN MANKBURNY / STATE OF KERMANS ATABECKS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арабо-персидские историки о взаимоотношениях хорезмшаха Джалал ад-Дина Манкбурны с государством атабеков Кермана»

Д.М. Тимохин

АРАБО-ПЕРСИДСКИЕ ИСТОРИКИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ХОРЕЗМШАХА ДЖАЛАЛ АД-ДИНА МАНКБУРНЫ С ГОСУДАРСТВОМ АТАБЕКОВ КЕРМАНА

Отечественные и зарубежные исследователи монгольского завоевания Центральной Азии особенно подробно останавливались в своих трудах на изучении жизни последнего хорезмшаха Джалал ад-Дина Манкбурны в период с 1219 по 1221 г., то есть во время его противостояния монгольским войскам, возглавляемым лично Чин-гиз-ханом. Безусловно, события этого периода жизни хорезмшаха в значительной степени повлияли на дальнейшую судьбу центрально-азиатского региона, а его поражение в битве у реки Инд в 1221 г. окончательно развязало руки монгольским завоевателям. Однако дальнейшая судьба хорезмшаха не только кажется любопытной с исследовательской точки зрения, но и оказала огромное влияние на историю указанных регионов. Созданное Джалал ад-Дином Манкбурны в период с 1225 по 1227 г. государство на территории Ирака, Кавказа и Западного Ирана вплоть до 1231 г. являлось, по сути, единственным препятствием для дальнейшей монгольской экспансии на запад.

Тем удивительнее, что количество исследований по истории этого государственного образования в мировой историографии крайне невелико. В отечественной науке единственным подробным исследованием этой проблемы является монография З.М. Буниятова1; во всех других исследованиях монгольского завоевания Центральной Азии и Ирана эта проблематика рассматривается либо поверхностно, либо же авторов интересуют отдельные события, связанные с ней. В зарубежной науке можно выделить такие подробные исследования проблемы, как сочинения И.

2 3

Кафесоглу и С. Дабира , где истории этого государства уделяется значительное внимание. Однако необходимо отметить, что в мировой историографии проблемы нет ни одного специального исследования,

посвященного одной из ключевых проблем в истории государства хорезмшаха Джалал ад-Дина Манкбурны, а именно противостоянию между ним и династией атабеков Кермана. Эта борьба не только привела к созданию независимого государства на территории Кермана, но и во многом предопределила дальнейший распад и гибель державы Джалал ад-Дина. Между тем арабо-персидские историки эпохи монгольского завоевания и господства в Центральной Азии подробно описали историю этого противостояния и его исход.

Говоря об арабо-персидских сочинениях, следует выделить труд Моин ад-Дина Натанзи, написанный в 1412 г., известный ранее как «Аноним Искандера»4, поскольку автор посвятил его сыну Тамерлана Искандеру, при дворе которого он жил. Указанный памятник содержит ценную информацию о первых годах существования государства Джалал ад-Дина Манкбурны на территории Западного Ирана и его взаимоотношениях с местными династиями. Он также содержит большой объем информации по истории династии атабеков Кермана и их взаимоотношений не только с хорезм-шахом, но также и с монгольскими правителями и аббасидскими халифами того времени. Автор указанного труда специально выделяет раздел, посвященный ата-бекам этого региона, описывая их историю, начиная с основателя династии - хаджеба5 Барака.

В данной статье будут рассмотрены не только взаимоотношения между хорезм-шахом Джалал ад-Дином Манкбурны и первым представителем династии атабеков Кермана, Хаджебом Бараком, но и отражение этих взаимоотношений в ара -бо-персидских исторических сочинениях. Весьма важно также проанализировать особенности складывания самого госу-

дарства Джалал ад-Дина и выявить то место, которое занимал Керман в политической системе этого государственного образования. Наконец, будет уделено вни-мание изучению причин, приведших к отделению Кермана от государства хорезмшаха , особенностей этого процесса и его результатов.

Прежде всего, необходимо кратко описать ситуацию, в результате которой Джалал ад-Дин Манкбурны вынужден был покинуть Северную Индию и отправиться в Керман. После разгрома в битве на реке Инд в 1221 г. Джалал ад-Дин попытался закрепиться на территории Индии, однако это удалось ему лишь частично. Авторитет Джалал ад-Дина как противника Чингиз-хана был столь велик в Северной Индии, что почти во всех местных владениях читалась хутба с его именем, чеканились серебряные и медные монеты. Но местные правители, несмотря на это, не собирались долго терпеть присутствие столь беспокойного соседа. Ан-Насави пишет об этом: «Однако такая зависимость от султана-пришельца владетелей Северной Индии не устраивала. Ил-Тутмыш, Кубача и другие владетели - князья, предводители войск и наместники областей - договорилось избавиться от Джалал ад-Дина. Они решили прижать войска султана к берегам реки Пянджшир, оттеснив туда, где бы не было

ему возможности для защиты, и травить

6

его, как ящерицу» .

Положение хорезмшаха усугубилось изменой двух его крупных военачальников

- Иезидек Пехлевана и Сункурджика, покинувших его в столь сложный момент. В этих условиях после обсуждения на военном совете Джалал ад-Дин принял решение уходить в Ирак Персидский, бывший тогда под властью его брата Гийас ад-Дина Пир-шаха. «Сторонники ухода из Индии в Ирак (Персидский) отмечали, что это удобная цель для завоевателей, так как там царят самонадеянность и угодливость советников, которые заботятся о собственной безопасности. Они пренебрегают Гийас ад-Дином, считая его опору ненадежной, его политику мягкой, а его самого слабым»7. С другой стороны, в Ираке «большая часть военачальников благоволила Джалал ад-

Дину и они (военачальники. - Д.Т.), несо-

мненно, нуждались в его присутствии» .

После того, как Джалал ад-Дин Манкбурны принял решение покинуть территорию Индии и обосноваться в Ираке Персидском, ему и его войску пришлось с большими трудностями пересечь пустыню между Индией и Керманом. Ан-Насави упоминает о том, что данный поход был крайне тяжелым и для самого хорезмшаха, и для его войска. «Они испытывали в этих пустынях нужду в капле для губ, чтобы увлажнить рот, не говоря уже об отсутствии пищи... Спасшись, Джалал ад-Дин прибыл в Керман с четырьмя тысячами воинов, при этом некоторые из них ехали на коровах и ослах»9. Ан-Насави датирует это событие 621 г.х. (24.01.1224-

12.01.1225), Казвини, подтверждая это, пишет: «В году 621 он вернулся в Персию и затем прибыл в Керман»10.

В Кермане Джалал ад-Дин был вынужден заниматься сложным делом - урегулированием отношений с местной элитой. Он заподозрил в измене и даже хотел убить наместника Кермана, хаджеба Барака, который, как полагают некоторые историки, изначально был верен хорезмшаху: «Когда в Ирак пришло известие о приближении монгольских войск под командованием То-лан-Черви, Барак решил уйти в Индию, где находился Джалал ад-Дин. Едва он достиг Джируфта, как на него напал владетель крепости Джувашир (Гувашир) Шуджа ад-Дин Абу-л-Касим»11. Убив Шуджу ад-Дина, Барак осадил Джувашир, где засел с войсками сын покойного, желая отомстить за нападение не только отцу, но и его сыну. Именно за этим занятием и застал Барака Джалал ад-Дин.

По происхождению хаджеб Барак был кара-китаем или, по крайней мере, долгое время служил Гур-хану кара-китаев, а затем перешел на службу к хорезмшаху Мухаммаду. Об этом упоминает в своем сочинении Моин ад-Дин. «Первым из них (атабеков Кермана. - Д.Т.) был хаджеб Барак, бывший эмиром Гур-хана Кара-китаев, он (и брат его Таянку) [звание эмира улуса] имели. В то время, когда Мухаммад Хо-резмшах в области кара-китаев одержал победы, хаджеб Барак вместе с другим бра-

том, по имени Хамид, поступили на службу

к хорезмшаху и титулы свои под сенью его государства увеличили»12.

Примерно то же самое о происхождении хаджеба Барака говорит и Джувейни. «Ба-рак-Хаджеб и его брат Хамид-Пур были родом из Кара-китая, и в правлении хана Кара-китая Хамид-Пур участвовал в нескольких посольствах к султану. Когда же был захвачен в плен Таянку из Тараза, они были доставлены вместе с ним и добились успехов на службе у султана: Хамид-Пур со временем стал эмиром, а Барак стал хадже-бом»13. Как видим, местные правители легко переходили со службы одному государю на службу к другому. При этом они могли сделать карьеру у каждого из своих повелителей. По всей видимости, Барак либо попал в плен в ходе войны хорезмийцев и кара-китаев, либо же добровольно покинул службу Гур-хана, предполагая, что последнему не выйти победителем из борьбы с тогдашним хорезмшахом - Кутб ад-Дином Мухаммадом.

В «Кембриджской истории Ирана» мы находим следующее изложение истории хаджеба Барака, которое в целом соответствует информации из источников. «Здесь (в Кермане. - Д.Т.) был Барак-Хаджеб, кара-китай по происхождению, который получил титул хаджеба на службе султану Мухаммаду и был прикреплен (затем) к Гийас ад-Дину. Назначенный правителем Исфахана, он поссорился с везиром Гийас ад-Дина и направился в Индию служить Джалал ад-Дину, но его отряд был атакован правителем крепости Джувашир»14.

О ссоре Барака с визирем Гийас ад-Дина, брата Джалал ад-Дина, в источниках нет информации: составители «Кембриджской истории Ирана» использовали, по всей видимости, сочинение Джувейни, но при этом добавили в повествование сведения, которых в источнике нет. «А что до Барака, тот отправился в Ирак к Гийас ад-Дину и поступил к нему на службу, став одним из его главных эмиров и получив титул кут -луг-хана. После подтверждения клятв и договоров Гийас ад-Дин назначил его командующим войска Исфахана. Когда пришло известие о приближении монгольской армии под командованием Толан-Черби, он

(Барак) попросил у Гийас ад-Дина разрешения отправиться в Исфахан, а после этого последовать со своей свитой в Индию через Керман»15. Исходя из сведений, приводимых Джувейни, никакой ссоры с везиром Гийас ад-Дина у Барака не было и, более того, Гийас ад-Дин дал свое согласие на уход Барака в Индию. Последнее выглядит маловероятно не только в силу того, что нигде, кроме труда Джувейни, такая информация не встречается, но и потому, что вряд ли Гийас ад-Дин, чье положение, если верить ан-Насави, было далеко непрочным, будет отпускать одного из своих хаджебов пусть и к собственному брату, тем самым усиливая Джалал ад-Дина Манкбурны.

Как уже говорилось выше, прибыв к крепости Джувашир, Джалал ад-Дин попытался установить хорошие отношения со всеми участниками конфликта: он приблизил к себе сына владетеля Джувашира, женился на дочери Барака, но, даже заподозрив самого Барака в измене, согласился на уговоры везира Шараф ал-Мулка и предотвратил казнь Барака. Шараф ал-Мулк говорил хорезмшаху следующее: «Барак - первый из правителей и знатных лиц страны, добровольно изъявивший покорность. Если поспешить с наказанием его за измену, сердца наполнятся ненавистью, души возмутятся, исчезнут симпатии и изменятся мысли и намерения»16. В итоге Джалал ад-Дин оставил Керман Бараку, а сам направился в Шираз - главный город области Фарс. Именно здесь, в Фарсе, Джалал ад-Дин начинает накапливать силы, заметно ослабляя своего собственного брата, Гийас ад-Дина Пир-шаха.

В европейской историографии сложилось свое видение ситуации, в результате которой Джалал ад-Дин покинул Керман и предоставил Бараку практически полную свободу действий. «Несколько дней спустя (после свадьбы с дочерью Барака. - Д.Т.) он (Джалал ад-Дин) отправился на охоту, от которой Барак отказался, ссылаясь на телесную немощь. Сомневаясь в истинности его мотивов, Джалал ад-Дин отправился обратно, вызвав к себе офицера, которой его (Барака. - Д.Т.) представлял, разобравшись с этим, он уехал в Ирак, но желал предварительно узнать у Барака о положе-

нии дел в этой области. Ответ Барака, хотя и был составлен в весьма вежливой форме, ясно показывал, что Барак хочет оставить Керман самому себе, его намерение стало и еще более ясным, когда он изгнал тех последователей султана, которые остались в Джувашире. Джалал ад-Дин не имел альтернативы, стерпел расстройство своих планов и продолжил свой путь, оставляя Барака укреплять свои позиции и создавать местную династию Кутлуг-ханов (1224-1303)»17.

Данный отрывок из «Кембриджской истории Ирана» не только любопытен, но и весьма показателен, поскольку из него становится ясным, на каких источниках базировались авторы исследования при описании событий этого периода. Нет сомнений, что в этом случае основным памятником стал труд Рашид ад-Дина «Сборник летописей», из которого и были взяты сведения, приведенные выше. «Спустя дня три он поехал на охоту и осмотр пастбищ. Борак-хаджиб под тем предлогом, что у него болит нога, отстал. Султана в пути известили об его притворной болезни и промедлении; тот понял, что от задержки [Борака] в пути родится неповиновение [его султану]. Он послал к нему одного из [своих] особо приближенных [хавасс] со словами: “Так как поход на Ирак в скором времени будет окончательно решен, пусть Борак-хаджиб также прибудет к месту охоты для того, чтобы ввиду его опытности, а особенно осведомленности о делах Ирака, посоветоваться с ним и предпринять согласно одобренному им [соответствующие меры]”. Борак-хаджиб в ответ сказал [послу]: “Причина [моей] задержки - заболевание ноги, совет же мой [таков]: пусть султан как можно скорее осуществит [задуманный] им поход, так как Гувашир не годится для местопребывания престола государства и эта территория не подойдет его приближенным и подчиненным [хашам ва атба’], этой же крепости и владению не избежать [чьей-либо] комендатуры [кутвали] и [чьего-либо] наместничества [наиби]. Никто не сможет быть более расположенным [к султану], чем я, потому что я - старый раб с волосами, поседевшими на службе двору, а кроме того, я завоевал это владение мечом.

Если султан [все же] пожелает вернуться в крепость, [это] ему не удастся!”. [С этим] он отправил назад посла и, выпроводив из крепости остатки свиты султана, приказал запереть ворота»18.

В более ранних арабо-персидских исторических сочинениях сведений о подобном эпизоде с охотой и притворной болезнью мы не находим. Тот же ан-Насави пишет лишь о том, что Джалал ад-Дин заподозрил Барака в измене, хотел казнить, но, как уже говорилось выше, не стал этого делать, после чего покинул пределы Кермана. «И он нашел, что [хаджиб] внешне покорен, дружествен, чистосердечен в своем повиновении и расторопен. Джалал ад-Дин находился в Джувашире, столице государства и местонахождении престола, на протяжении месяца, пока не догадался, что тот замыслил предательство, затаив злой умысел и коварство. Тогда он посоветовался о его деле с лучшими своими сподвижниками, людьми преданными и верными, из числа своих на’ибов и хаджибов. Ур-хан посоветовал ему схватить его, очистить государство Керман и воспользоваться помощью [для похода] против других владений и областей»19. По всей видимости, Рашид ад-Дин в своем описании этих событий либо опирается на информацию из памятников, до нас не дошедших, либо же в значительной степени трансформирует эпизод с изменой хаджеба Барака.

Так или иначе, после прибытия Джалал ад-Дина в Керман Барак начинает прилагать все усилия для того, чтобы хорезмшах покинул пределы его области. Неувязка заключается в том, что с одной стороны, если верить информации из арабоперсидских источников, Барак хочет служить Джалал ад-Дину и для этого даже собирается бежать в Индию, а с другой стороны, старается всеми способами от хорезмшаха избавиться. В данном случае мы можем только высказать свое предположение, поскольку не находим в источниках информацию по этому сюжету. Видимо, Барак, вначале желавший служить Джалал ад-Дину, убедился в слабости хорезмшаха и решил, что в этой ситуации можно попытаться оставить Керман в своих руках. На тот момент у хорезмшаха действительно не

было достаточной военной и политической мощи, чтобы попытаться привести непокорного местного правителя в повиновение. Более того, даже его присутствие в Кермане ничего не могло изменить: Барак заперся в своей крепости и поставил в других ключевых городах региона своих людей, понимая, что у Джалал ад-Дина нет ни времени, ни сил на их осаду. Если у Барака был именно такой план, то он без сомнения удался: в прямую конфронтацию с Бараком Джалал ад-Дин решил не ввязываться.

Покинув Керман, хорезмшах начинает собирать вокруг себя коалицию эмиров и местных правителей, которые были недовольны правлением его брата, Гийас ад-Дина. Первым Джалал ад-Дин приближает к себе атабека Фарса Саад ибн Занги, который «враждовал с его братом Гийас ад-Дином»20. Джалал ад-Дин даже породнился с атабеком, женившись на его дочери, и таким образом Фарс, как и Керман, признали свою зависимость от Джалал ад-Дина. «Так как из-за обид, о которых говорилось выше, владетель Фарса атабек Са’д враждовал с его братом Гийас ад-Дином, Джалал ад-Дин захотел приблизить атабека к себе. Он направил к нему вазира Шараф ал-Мулка, выразив желание посвататься к его дочери. Атабек не замедлил согласиться, проявить покорность и поскакал галопом по ристалищу желаний [Джалал ад-Дина]. Упомянутый (Шараф ал-Мулк) возвратился, успешно добившись цели и щедро удовлетворив пожелание, он перевез благородную [невесту], доставив для чести султаната редкостную жемчужину из раковины [одного] из владений. Породнившись с атабеком, Джалал ад-Дин заручился его поддержкой, и благодаря этому усилилась твердость его намерений»21. Ту же информацию мы находим в сочинении Хамдалла-ха Казвини. «Затем он прибыл в Фарс просить руки дочери атабека Саада I Бен Зенги (5-й атабек Фарса из династии Сальгури-дов), затем направился в Исфахан» 22.

Так начинается процесс постепенного разрастания государства Джалал ад-Дина Манкбурны, в состав которого, кроме Фарса и Кермана, входили практически весь Центральный Иран, Азербайджан и в 1226 году Грузия. Когда хорезмийские войска

захватили Тифлис и самому хорезмшаху, казалось бы, уже нечего было опасаться, хаджеб Барак решил, что наступил удачный момент для окончательного разрыва и выхода из состава государства Джалал ад-Дина. «Султан Джалал ад-Дин пошел из

23

Азербайджана в Горджестан , чтобы им завладеть; и тогда он узнал, что Хаджеб Барак восстал против него, он за 17 дней вернулся из Тифлиса в Керман. Хаджеб Барак вышел и ему (чтобы ему принести оммаж24), и султан даровал ему проще-

25

ние» .

Государство, создаваемое хорезмшахом, начало рушиться. Измена хаджеба Барака стала отправным моментом будущего кра-ха. Джалал ад-Дин не успел, по мнению ан-Насави, даже усмирить Барака, ибо войска ал-Малика ал-Ашрафа начали движение вглубь его территорий, что вынудило султана спешно вернуться в Тифлис.

Совершенно непонятно из рассказа Казвини, по какой причине Джалал ад-Дин все-таки даровал прощение Бараку и оставил его управлять Керманом, хотя это был не первый случай проявления сепаратизма со стороны этого правителя. В сочинении ан-Насави ясно дается понять, что Джалал ад-Дин отправлялся в Керман с желанием раз и навсегда искоренить измену и подчинить эту область себе, поставив там наместником своего брата, Гийас ад-Дина. «Когда султан захватил Тифлис и распространил свои набеги до дальних границ Абхаза, до него все чаще стали доходить известия из Ирака о скверном замысле Барака в отношении покорности [султану] и о том, что он начал переписываться с татарами и обмениваться послами с ними, подстрекая их против султана. Кроме этого, он прекратил установленные в знак дружбы платежи. Шараф ад-Дин ’Али ибн ал-Фадл ат-Тафриши — вазир султана в Ираке — ежедневно сообщал вести о нем [султану]. Однажды от него к султану, когда тот находился в Абхазе, пришло сообщение, что упомянутый (Барак) расположился лагерем на одной из равнин, будучи уверен, что султан далеко. И султана побудил его пыл, представивший трудное легким, а ухабистый [путь] — ровным, к тому, чтобы напасть на Барака в Кермане. Султан отобрал

шесть тысяч легковооруженных воинов и взял с собой своего брата Гийас ад-Дина, обещая ему Керман, когда он будет освобожден от отступника. Ведь Керман был его владением, а он доверил его вероломному и положился на бесчестного»26.

Единственным историком той эпохи, предлагающим вразумительный ответ на поставленный выше вопрос, был Ибн ал-Асир, который пишет следующее: «Когда Джалал ад-Дин услышал об этом, он был в походе, направляясь в Хилат, он отказался от захвата Хилата и устремился в Керман, проходя за день по нескольку дневных переходов. Перед собой он послал вперед посла к наместнику Кермана с почетной одеждой, дабы усыпить его бдительность и нагрянуть к нему внезапно, когда он будет не готов к защите. Однако когда посол прибыл, Барак Хаджеб понял, что это хитрость, поскольку знал, что подобные уловки обычны для Джалал ад-Дина. Он захватил все ценное, чем дорожил, поднялся в мощную крепость и укрылся в ней. Начальникам других крепостей он назначил верных своих сторонников, чтобы они обороняли их. Затем он послал к Джалал ад-Дину послание, говоря в нем: “Воистину, я раб, мамлук. И когда я услышу о твоем возвращении в эту страну, я освобожу ее для тебя. Ведь это твоя страна, и она останется твоей, даже если бы я узнал, что ты навсегда остался в земле Бабека. А сейчас я в крепости, потому что всего боюсь”. Посол Джалал ад-Дина поклялся наместнику, что Джалал ад-Дин находится в Тифлисе. Но тот не принял во внимание его слова. Посол вернулся и сообщил Джалал ад-Дину, что тот не сможет легко захватить крепости, находящиеся в руках Барака Хаджеба, и ему придется осаждать их длительное время. Джалал ад-Дин остановился возле Исфахана, послал Бараку Хаджебу почетную одежду правителя и утвердил за ним независимость правления» .

Сведения из труда арабского историка Ибн ал-Асира, с одной стороны, противоречат некоторым более поздним памятникам, в частности, труду Хамдаллаха Казви-ни, с другой стороны, такие подробности об этой экспедиции хорезмшаха не встречаются и в трудах более ранних историков.

В частности, тот же ан-Насави, который был осведомлен о деятельности Джалал ад-Дина очень хорошо, будучи его придворным секретарем, пишет об этом лишь следующее: «Султан устал, но не достиг желаемого в отношении Барака, так как упомянутый был осторожен. Когда султан узнал, как тот осторожен и насколько [сильно] укрепился, он вернулся обратно, разочаровавшись в том, на что было направле-28

но его старание» . В данном случае сложно сказать, что же имел в виду ан-Насави под термином «укрепился»: в прямом ли смысле это было написано, и тогда точку зрения Ибн ал-Асира следует признать верной, либо же историк имел в виду то, что Барак успел изрядно укрепить свои позиции в Кермане и обзавестись союзниками. В любом случае следует признать сведения арабского историка скорее гипотезой, нежели окончательным решением проблемы: и в силу удаленности Ибн ал-Асира от происходившего в Кермане, и в силу того, что сведения свои он черпал преимущественно из рассказов беженцев, что тоже не может служить доказательством истинности написанного им.

Отсутствие вразумительного ответа на указанный вопрос в арабо-персидских сочинениях той эпохи заставляет нас делать предположения о том, почему же хаджеб Барак не только был прощен, но и остался у власти. Возможно, Барак уже наладил настолько хорошие отношения с соседями, что его опала означала лишь дальнейшую эскалацию конфликта, а может быть, с точки зрения хорезмшаха, Гийас ад-Дин, как преемник Барака у руля управления Керманом, был еще более ненадежным. Так или иначе, даже после прямого выражения неповиновения хаджеб Барак остался у власти в Кермане.

Стоит отметить тот факт, что дальнейшее развитие событий вокруг Кермана до мельчайших подробностей напоминало события почти полувековой давности, когда молодое государство Хорезмшахов -Ануштегинидов боролось за собственную независимость сначала с Сельджукидами, а затем с кара-китаями. В тот период хо-резмшахи, не решаясь на прямое столкновение, копили силы и выжидали удобного

случая для открытого неповиновения. Tак и xаджеб Барак, понимая, что в открытом столкновении Джалал ад-Дина Mанкбypны ему не одолеть, укреплял отношения с соседями и копил силы, дожидаясь благоприятного момента, чтобы открыто заявить о своей независимости.

После того, как xоpезмшаx Джалал ад-Дин покинул пределы Кермана, оставив ситуацию без должного решения, xаджеб Барак в экстренном порядке заручился поддержкой многочисленные союзников для укрепления собственного могущества. При этом для Барака не имело значения, кем являлся его союзник, главное, чтобы этот союзник выступал против Джалал ад-Дина Mанкбypны. Первым таким союзником Кермана стал мятежный брат Джалал ад-Дина, Гийас ад-Дин Пиp-шаx. Через год после событий с усмирением Барака он покинул своего брата в разгар битвы при Ис-фаxане в 1227 г. и бежал сначала к исмаи-литам Аламаута, а затем, как это ни покажется странным, в Керман. Tам на Гийас ад-Дина возлагали поначалу, видимо, большие надежды, но потом поняли, что он не имеет практически никакого политического веса в Западном Иране.

В результате Гийас ад-Дин Пиp-шаx погиб в 1229 г. от руки xаджеба Барака в Кермане и его голова была послана xанy Угэдэю. При этом Барак писал xанy: «У вас было два врага: Джалал ад-Дин и Гийас ад-Дин. Голову одного из ниx я посылаю вам!»29. ^какой реакции со стороны xоpезмшаxа Джалал ад-Дина Mанкбypны не последовало, то ли из-за того, что он не простил брату измену в битве при Исфаxане, то ли у него не было возможности наказать Барака. Со своей же стороны Барак решил, что убийство Гийас ад-Дина Пиp-шаxа будет благосклонно встречено монголами, и те, в свою очередь, станут союзниками Барака.

О гибели Гийас ад-Дина Пиp-шаxа Лео де Xаpтог пишет: «Во время борьбы за власть новый султан (имеется в виду Джалал ад-Дин. - Д.Т.) ни минуты не колебался при совершении злодеяний, не менее ужасные, чем сам стерпел от монголов ; простые люди, уже познавшие жестокость монголов, теперь должны были снова терпеть страдания от рук необученные вои-

нов хорезмийского султана. Чтобы укрепить свои позиции, Джалал ад-Дин приказал убить своего брата Гийас ад-Дина, которого он считал соперником»30. Неясно, из каких арабо-персидских источников взято такое предположение, учитывая тот факт, что гибель Гийас ад-Дина достаточно подробно описана во многих из них и лично Джалал ад-Дин не имел к ней никакого отношения.

Дальнейшая политика хаджеба Барака, начиная с 1226 г. и вплоть до 1231 г., сводилась к попыткам обезопасить свое государство с востока и запада. Как отмечают источники, в обоих случаях он добился успеха. «Барак Хаджеб немедленно отправил послов с большими подношениями и дарами ко двору Багдадского халифа, а затем к Чингиз-хану ради того, чтобы в двух странах союзников иметь. От Святого двора Халифа он получил лакаб кутлуг-султана и от дивана Чингиз-хана он также получил лакаб кутлуг-хана»31. С этого момента можно уже говорить о том, что в Кермане образовалась независимая династия, получившая впоследствии название династии Атабеков Кермана.

Следует добавить, что хаджеб Барак начал укреплять свое государство на внешнеполитической арене и посредством выдачи своих дочерей замуж за могущественных соседних правителей. Моин ад-Дин пишет об этом следующее: «Он (Барак) имел четырех дочерей, которых также при жизни своей выдал замуж за четырех падишахов государств. Старшую из них, Сунадж Тер-кен, отдал Чингиз-хану для Джагатай-хана; и другую, Иагут Теркен, для атабека Кутб ад-Дина Махмуд-шаха Иезди отдал; и Ма-ридж Теркен Махи ад-Дину, эмиру области Иезда, и Хан-Теркен выдал замуж за младшего брата того Кутб ад-Дина»32. Благодаря этим действиям хаджеб Барак заручился еще большей поддержкой соседних правителей и мог быть, по-видимому, спокоен за судьбу своей династии. Безусловно, его столь энергичные действия в этом направлении говорят о наличии продуманной стратегии, благодаря которой удалось не только отстоять независимость в борьбе с таким серьезным противником, как Джалал ад-Дин Манкбурны, но и заложить тот

фундамент, на котором династия Атабеков Кермана просуществовала вплоть до 1304 г.

Рассмотрев историю взаимоотношений Джалал ад-Дина и хаджеба Барака, можно сделать несколько выводов как относительно самой ситуации вокруг Кермана с 1225 по 1231 г., так и о том, какое отражение этот процесс нашел в арабо-персидских исторических сочинениях той эпохи. В первую очередь хотелось бы сказать о том, что отделение Кермана от созданного Джалал ад-Дином государства стало логичным итогом не только деятельности хаджеба Барака, но и бездействия, а также откровенных политических ошибок хорезмий-ского правителя. С самого начала своих отношений с правителем Кермана хорезм-шах не смог проявить присущей ему твердости и жесткости и задушить росток сепаратизма на территории своей державы. Все последующие попытки поставить Барака на место и заставить его подчиняться воле хорезмийского правителя были также не доведены до конца, и винить в этом Джалал ад-Дин должен был только себя. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов политическую дальновидность и изворотливость самого Барака. Используя все доступные ему средства и идя на определенный риск, особенно в случае с убийством Гийас ад-Дина Пир-шаха, он сумел добиться поставленной цели и создать собственную независимую династию. Кроме того, ту легкость, с которой Барак добился своего, следует объяснить и особенностью государственного образования, созданного Джалал ад-Дином Манкбурны. Его держава была результатом политических интриг и военных действий хорезмийского правителя, который в целом ряде случаев оставлял у руля власти на местах политических деятелей, правивших там до его прихода, что создавало благодатную почву для сепаратизма. Поэтому, как только хорезмшах начал слабеть и терпеть поражения, эти местные правители один за другим стали от него отделяться и даже переходить на сторону его противников. Все это, безусловно, было политической ошибкой Джалал ад-Дина Манкбурны, который в ходе своих действий в период с 1225 по 1231 г. зарекомендовал себя как великолепный военачальник, но также и

как весьма слабый политик и администратор.

Арабо-персидские историки эпохи монгольского нашествия на Центральную Азию и Иран в своих сочинениях уделяли много внимания формированию и истории государства Джалал ад-Дина Манкбурны. Противостояние же хорезмшаха и хаджеба Барака, а также вся история отделения Кермана и создания там независимой династии также были описаны этими историками достаточно подробно. Однако, как уже отмечалось выше, некоторые эпизоды этого противостояния, в особенности причины того, почему Джалал ад-Дин пощадил Барака в 1226 г., описаны историками крайне скупо и неясно. Часть эпизодов из поздних памятников, например, труда Рашид ад-Дина, отсутствует в более ранних исторических сочинениях, что требует, безусловно, дополнительного изучения. Отметим также и тот факт, что при описании действий Барака более ранние историки, такие, как Ибн ал-Асир и ан-Насави, достаточно нелицеприятно отзываются об этом правителе, в то время как в более поздних памятниках эта эмоциональность историков исчезает. Это следует объяснять как временем написания памятников, так и тем фактом, что более поздние историки, начиная с Джувейни, находились на службе у монгольских правителей, и выражать такие же мысли в отношении Барака и тем более описывать его изменником, как это было у ан-Насави, явно не входило в их планы. Не будем забывать о том, что одним из первых политических шагов Барака как самостоятельного правителя была отправка посольства к монголам с выражением им своей верности. Наконец, отметим тот факт, что важную роль в изучении политической деятельности Барака играет исторический труд Моин ад-Дина Натанзи, где говорится о политических связях Кермана не только с монголами, но и с Багдадским халифом. Об этом не пишет большинство других историков того времени - то ли по причине незнания, то ли не желая выставлять в дурном свете этого мусульманского правителя.

Данная статья является одним из первых шагов к исследованию взаимоотношений хорезмшаха Джалал ад-Дина Манкбурны и

государства Атабеков Кермана в период с 1225 по 1231 г. Дальнейшее изучение этой проблемы видится нам, безусловно, важной научной задачей. С одной стороны, в силу того, что это позволит несколько лучше понимать особенности формирования и истории государства Джалал ад-Дина Ман-кбурны. С другой стороны, это способствует детальному изучению информации из арабо-персидских исторических сочинений, касающейся как истории государства Джалал ад-Дина, так и истории его противника

- хаджеба Барака и основанной им династии Атабеков Кермана.

Примечания

1 Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов. 1097-1231 г. М., 1986.

2 Kafesoglu I. Harezmsahlar devleti tarihi (485-617/1092-1229). Ankara, 1956.

3 Dabir Seyagi. Sultan Djalal ad-Din Horezmshah. Tehran, 1977.

4 Natanzi Moin ad-Din. Montahab at-tavarih-e Moini. Tehran, 1957.

5 Хаджеб или хаджиб - высокий военный чин в эпоху Сельджукидов и Хорезмшахов.

6 Ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны. Баку, 1973, с. 130.

7 Там же, с. 136.

8 Cambridge History of Iran. Cambridge, 1968, Vol. 5, p. 323.

9 Ан-Насави. Указ. соч., с. 139.

10 Hamdallah Kazvini. Tarihi gouzide. Paris, 1903, Vol. I, p. 425.

11 Буниятов З.М. Указ. соч., с. 160.

12 Natanzi Moin ad-Din. Op. cit, p. 23.

13 Джувейни. Чингиз-хан. История завоевателя мира М., 2004, с. 339.

14 Cambridge History of Iran. Vol. 5, p. 323.

15 Джувейни. Указ. соч., с. 339.

16 Ан-Насави. Указ.соч., с. 140.

17 Cambridge History of Iran. Vol. 5, p. 324.

18 Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 2. М.-Л., 1952, с. 239.

19 Ан-Насави. Указ. соч., с. 134.

20 Там же, с. 135.

21 Там же.

22 Hamdallah Kazvini. Op. cit, p. 426.

23 Горджестан - Грузия.

24 Так переведено с персидского на французский язык.

25 Hamdallah Kazvini. Op. cit, p. 428.

26 Ан-Насави. Указ. соч., с. 162-163.

27 Ибн ал-Acup. Ал-Камил фи-т-тарих. Полный свод по истории. Ташкент, 2006, с. 383-384.

28 Ан-Насави. Указ. соч., с. 164.

29 Djuveini. The History of the World-conqueror. Manchester, 1959, V. 2, p. 268.

30 Хартог Лео. Чингисхан. Завоеватель мира. М., 2007, с. 205.

31 Natanzi Moin ad-Din. Op. cit, p. 23.

32 Ibid, p. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.