Научная статья на тему 'Аптечный мерчандайзинг как инстумент эффективного маркетингового управления'

Аптечный мерчандайзинг как инстумент эффективного маркетингового управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5551
714
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЧАНДАЙЗИНГ / АПТЕКА / MERCHANDISING / PHARMACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Е.С., Бабаскин Д.В.

Аптечный мерчандайзинг рассматривается как фактор влияния на поведение потребителей. Проанализирован комплекс мероприятий, повышающий эффективность маркетингового управления розничными фармацевтическими организациями. Особое внимание уделено приемам и правилам, позволяющим направить маршруты покупателей к определенным зонам торгового зала. Представлены рекомендации по выкладке товаров с целью повышения их привлекательности для потенциальных покупателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHARMACEUTICAL MERCHANDISING AS AN INSTRUMENT OF EFFECTIVE MARKETING MANAGEMENT

Pharmaceutical merchandising is considered as a factor of influence on behaviour of consumers. The analysis of a complex of actions which increases efficiency of marketing management of the retail pharmaceutical organizations is carried out. Acceptances and rules which change a route of buyers to certain zones of a trading floor are considered. Recommendations about laying out of goods on show-windows are submitted.

Текст научной работы на тему «Аптечный мерчандайзинг как инстумент эффективного маркетингового управления»

УДК 614.27.007

АПТЕЧНЫЙ МЕРЧАНДАЙЗИНГ КАК ИНСТУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Е.С.Егорова, Д.В.Бабаскин

PHARMACEUTICAL MERCHANDISING AS AN INSTRUMENT OF EFFECTIVE MARKETING MANAGEMENT

E.S.Egorova, D.V.Babaskin

Институт медицинского образования НовГУ, Eugeniya.Egorova@novsu.ru

Аптечный мерчандайзинг рассматривается как фактор влияния на поведение потребителей. Проанализирован комплекс мероприятий, повышающий эффективность маркетингового управления розничными фармацевтическими организациями. Особое внимание уделено приемам и правилам, позволяющим направить маршруты покупателей к определенным зонам торгового зала. Представлены рекомендации по выкладке товаров с целью повышения их привлекательности для потенциальных покупателей. Ключевые слова: мерчандайзинг, аптека

Pharmaceutical merchandising is considered as a factor of influence on behaviour of consumers. The analysis of a complex of actions which increases efficiency of marketing management of the retail pharmaceutical organizations is carried out. Acceptances and rules which change a route of buyers to certain zones of a trading floor are considered. Recommendations about laying out of goods on show-windows are submitted. Keywords: merchandising, pharmacy

Аптекарское дело началось в России в 1620 г. с утверждения аптекарского приказа и аптекарской палаты. До 1710 г. кроме военно-полевых аптек существовала только одна придворная аптека в Москве. Указом от 22 ноября 1701 г. Петр I разрешил открыть первые 8 «вольных» аптек в столице [1].

В настоящее время увеличение числа аптечных учреждений явилось одной из причин обострения конкуренции на фармацевтическом рынке. Это привело к тому, что предложение в настоящее время опережает спрос, т. е. рынок продавца преобразовался в рынок потребителя. Аптекам теперь приходится прилагать значительные усилия по привлечению клиентов, чтобы поддерживать конкурентоспособность и достигать максимальной прибыли [2]. Большое значение для успешной деятельности фармацевтической организации имеет ряд факторов, среди которых не последнее место занимает мерчандайзинг.

Если обратиться к терминологии, то мерчандайзинг в переводе с английского «merchandising» — планирование и стимулирование сбыта. Мерчандай-зинг — это область маркетинговой деятельности, направленная на сосредоточение внимания покупателей на определенных товарах [3].

Впервые мерчандайзинг как набор не связанных между собой элементов маркетинга появился в период Великой депрессии в США в 1930-1935 гг. Этот период был отмечен поисками методов, способных вывести фирму на новый уровень, обеспечивающий выживание и конкурентоспособность. Мерчандайзинг медленно развивался в виде отдельных методов и приемов продвижения товаров, и так продолжалось до 60-х гг. прошлого столетия, когда рынок продавца плавно начал переходить в рынок покупателя. Возросла конкуренция

между продавцами, большая часть товара не находила своего покупателя. Мерчандайзинг стал востребованным и начал развиваться быстрыми темпами [4].

Согласно различным исследованиям, в 60-70% случаев принятие решения о покупке происходит в аптеке. Мерчандайзинг позволяет увеличить число этих покупок.

К аптечному мерчандайзингу можно отнести следующие аспекты:

1. Организация торгового пространства (торговый зал, планирование зон).

2. Планирование, формирование и оформление витрин (выкладка).

3. Размещение и доступность информации для потребителя в аптеке [5].

Организация торгового пространства — это не просто создание маршрута и расстановка оборудования. Торговый зал легко украсить и обновить, но гораздо труднее изменить его логику, особенно если аптека уже открылась и работает.

Весь комплекс оперативных мер (ассортимент, специальные акции и программы лояльности для покупателей) в неэффективно спланированном торговом зале не позволяет полностью реализовать имеющийся у аптеки потенциал продаж [6].

Торговое пространство должно организовываться так, чтобы посетители распределялись по аптеке в соответствии с типом спроса, не теряли времени в ожидании своей очереди. Планировка должна способствовать тому, чтобы посетитель во время визита обошел максимальную часть торгового пространства, захватывая зоны для товаров с импульсными покупками, места для новинок, продвигаемых препаратов и выкладок-консультаций.

Сфера применения мерчандайзинга — пространство, ограниченное стенами аптеки. Рациональное использование площади торгового зала и правильное размещение оборудования, товаров и кассовых мест, а также четко организованная система движения покупательских потоков в аптеке являются одной из основных задач мерчандайзинга. Специалисты по маркетингу давно используют основные закономерности движения покупателей в торговом зале:

— 80-90% покупателей обходят все точки продаж, расположенные по периметру торгового зала, и лишь 40-50% посетителей посещают внутренние ряды;

— большинство покупателей движется внутри магазина против часовой стрелки;

— большинство покупателей правши, поэтому двигаются справа налево и обращают внимание на товары с правой стороны по ходу своего движения;

— покупатели не любят начинать маршрут со средних рядов, они не любят возвращаться обратно и любят «срезать углы»;

— наиболее «горячими» областями являются места начала потока покупателя и зоны касс [7].

Маршрут, по которому покупатели обходят аптеку, может и должен корректироваться для того, чтобы все участки торгового зала посещались с высокой частотой. Корректировать маршрут покупателей можно следующими способами:

— при помощи так называемых «товаров-приманок» или «товаров-магнитов». Наиболее часто разыскиваются покупателями позиции, выбор которых они в состоянии выполнить самостоятельно: БА-Ды, анальгетики, противопростудные препараты. Товары, создающие поток посетителей, легко выделяются в аптеке, их размещают в глубине торгового зала, дальше от входа и касс;

— посредством создания барьера из торгового оборудования на его пути. Покупатели будут вынуждены изменить свой курс;

— с помощью сужения проходов по ходу нежелательного направления и их расширением в сторону оптимального пути.

При планировании торгового пространства необходимо помнить о некоторых особенностях поведения потребителей: 95% покупателей, входящих в аптеку, останавливаются, пройдя 1/3 пути. Посетители, зайдя в аптеку, не сразу проявляют активность и осуществляют покупки: во-первых, они еще не полностью освободились от полученных на улице впечатлений, а во-вторых, оказались под воздействием новых и неожиданных раздражителей, внимание их в этот момент рассеяно и имеет низкие показатели концентрации и устойчивости. Посетители не останавливаются, они движутся в глубь зала, а следовательно, товары, размещенные в зоне адаптации, не получают достаточного внимания со стороны покупателей.

В зоне адаптации желательно размещать товары, характеристики которых хорошо известны посетителю и объективность восприятия которых не требует большой концентрации внимания.

Хорошо известные покупателю товарные позиции могут выступать в качестве факторов, обеспе-

чивающих нормализацию активности.

По мере продвижения в глубину торгового зала посетитель привыкает к обстановке и новым условиям: концентрация его внимания выходит на прежний уровень, а посторонние раздражители не воспринимаются, он готов к осуществлению запланированных покупок. В этой зоне покупатель в высокой степени сосредоточен на выборе запланированных товаров.

Выбрав требуемые товары аптечного ассортимента, покупатель чувствует, что «выполнил свой долг», теперь его ничего не задерживает, и, естественно, он начинает убыстряться по направлению к выходу. Этот этап маршрута и часть торгового зала условно называют зоной возвращения. В зоне возвращения раздражители не так возмутительны для покупателя, поскольку он ищет, чем еще занять свое внимание, теперь уже свободное от отягощения конкретной потребностью приобрести товар [7].

В торговом зале аптеки должны быть представлены удобные для восприятия посетителями рубрикаторы. Это помогает покупателям лучше сориентироваться, а также действует как напоминание о покупках «на будущее», «на всякий случай». Зонирование и использование средств навигации должно быть нацелено на то чтобы клиент имел возможность совершить выбор за короткий промежуток времени. Рубрикаторы должны быть заметными, используемый шрифт — хорошо читаемым.

Желательно, чтобы все знаки были выполнены в едином стиле и согласовывались со стилем аптеки. Элементы справочно-информационного характера лучше располагать на уровне немного выше уровня глаз. Использование напольных рисунков (стрелок-указателей, «следов») эффективно только на больших площадях.

Многие аптеки сталкиваются с ситуацией, когда парафармацевтические товары довлеют над лекарственными препаратами: их ассортимент больше, размер упаковки значительно превышает размер лекарственных «емкостей». Для выкладки препаратов должно отводиться не менее 30-50% витринных площадей и для их экспозиции необходимо выделить доминирующие места, в частности, рядом с кассой. Это подчеркнет достаточный лекарственный имидж аптеки.

Задачами планирования, формирования и оформления витрин являются презентация товара для облегчения покупателям их поиска и выбора, создание импульса для покупки сопутствующего товара, обеспечение покупателей информацией о наличии товаров.

Основные мерчандайзинговые ошибки при оформлении витрины следующие: выкладка всего ассортимента и максимальное заполнение витрины, отсутствие популярных позиций, демонстрация только дорогих товаров.

Эффективность демонстрационных ресурсов торгового зала зависит от их расположения относительно покупательского потока и удаленности от пола. Для этого представляется целесообразным рассмотреть, как соотносится система выкладки товаров с поведением посетителей.

При горизонтальной выкладке однородный товар представлен вдоль по всей длине полки, в этом случае самые сильные места находятся в центре полки и справа от центра. Соответственно, боковые места и слева от центра к «горячим зонам» выкладки не принадлежат — их принято считать слабыми.

При вертикальной выкладке обеспечиваются хорошее представление товаров и быстрая ориентация посетителей. «Золотые» места такой выкладки находятся на уровне глаз и на уровне рук, слабые места, соответственно, — на уровне ног и на уровне шляпы.

В мерчендайзинге существуют следующие правила и рекомендации по выкладке, которые определяются законами психологической способности к восприятию [8]:

1. Правило фейсинга: одно наименование товара должно быть представлено в нескольких единицах. Создание ощущения множественности товара ведет к увеличению товарооборота.

2. Правило «Локомотив»: в соседстве с ведущим брэндом по данной группе препаратов можно разместить тот, к которому необходимо привлечь внимание.

3. Принцип чересполосицы: чередование дорогих препаратов в выкладке с более дешевыми, при этом разброс цен не должен быть большим.

4. Принцип «стен замка»: самая покупаемая позиция располагается в виде стен замка по краям, при этом более слабая находится по середине и «заимствует» популярность.

5. Правило «Радуга»: цвет — один из самых серьезных аргументов в привлечении внимания покупателя. Самый сильный раздражитель — оранжевый цвет, за ним следуют желтый, красный, зеленый, темно-красный и пурпурный. Привлечь внимание к группе товаров можно с помощью цветовых контрастов: поместить рядом упаковки контрастных цветов, разместить в центре группы самый яркий товар; расположить препарат на контрастном фоне.

У большинства аптек витринная площадь ограничена, и встает задача отбора наиболее «достойных» товаров для выкладки. Нередко при этом отдается предпочтение дорогостоящим товарам. В действительности устойчивой связи между уровнем цены и прибыльностью товаров нет: нередко дорогие товары малорентабельны, а многие доступные позиции являются лидерами по прибыльности.

Не стоит забывать, что к мерчандайзингу также относится грамотное размещение информации для потребителя. POS-материалы (от англ. point of sale — место продажи) должны направить покупателя к необходимому товару. Наиболее часто в аптеке используют листовки, мобайлы, воблеры, монетницы, коробки под чеки, диспенсеры, некхенгеры. POS-материалы должы:

— находиться непосредственно возле точки продажи рекламируемого товара или на пути следования к нему;

— быть хорошо видны потенциальному покупателю;

— постоянно обновляться.

Таким образом, знание и соблюдение мерчан-дайзингового подхода позволяет создать мотив для покупки, удовлетворить потребность покупателя в полной мере, увеличить объем продаж и прибыль.

1. Новикова Э.В., Ермолаева Е.В. Аптеки в России: ретроспективный анализ // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. №1 (6). С.128.

2. Вишневер В.Я. Некоторые вопросы анализа конкуренции на фармацевтическом рынке // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сб. научн. тр. 2015. №2. С.22-26.

3. Епимахова А.Ю. Когнитивно-коммуникативный подход к заимствованию в профессиональных сферах языка // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2011. №24 (239). С.137-139.

4. Красильников А.Б., Кузьменкова В.Н. Развитие маркетинга в торговом деле на примере розничных торговых сетей // Проблемы современной экономики. 2015. №2 (54). С.202-205.

5. Коржавых Э.А., Егорова С.Н., Яровиков Г.С. Определение понятий «фармацевтический мерчандайзинг» и «аптечный мерчандайзинг» // Фармация. 2012. №5. С.24-26.

6. Синицына М.Е. Повышение конкурентоспособности организации методом внедрения мерчандайзинговых технологий // Инновационный вестник регион. 2012. №1. С.46-53.

7. Дегтярь О.Н. Мерчандайзинговый подход к выкладке товаров в магазине самообслуживания // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2009. №4-2. С.185-188.

8. Федорова И.И. Мерчандайзинг как эффективный инструмент маркетинга торгового предприятия // Kant. 2013. №3 (9). С.56-60.

References

1. Novikova E.V., Ermolaeva E.V. Apteki v Rossii: retrospek-tivnyi analiz [Drugstores in Russia: retrospective analysis]. Biulleten' meditsinskikh Internet-konferentsii - Bulletin of Medical Internet Conferences, 2016, vol. 6, no. 1, p. 128.

2. Vishnever V.Ia. Nekotorye voprosy analiza konkurentsii na farmatsevticheskom rynke [Some questions of the analysis of the competition in the pharmaceutical market]. Problemy sovershenstvovaniia organizatsii proizvodstva i upravleniia promyshlennymi predpriiatiiami: mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov, 2015, no. 2, pp. 22-26.

3. Epimakhova A.Iu. Kognitivno-kommunikativnyi podkhod k zaimstvovaniiu v professional'nykh sferakh iazyka [Cognitive and communicative approach to loan in professional spheres of language]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo uni-versiteta - CSU Bulletin, 2011, no. 24 (239), pp. 137-139.

4. Krasil'nikov A.B., Kuz'menkova V.N. Razvitie marketinga v torgovom dele na primere roznichnykh torgovykh setei [Developing of marketing in commerce: example of retail trade networks]. Problemy sovremennoi ekonomiki - Problems of Modern Economics, 2015, no. 2 (54), pp. 202-205.

5. Korzhavykh E.A., Egorova S.N., Iarovikov G.S. Opredelenie poniatii «farmatsevticheskii merchandaizing» i «aptechnyi merchandaizing» [Definition of the concepts "Pharmaceutical Merchandising" and "Pharmacy Merchandising"]. Farmatsiya - Pharmacy, 2012, no. 5, pp. 24-26.

6. Sinitsyna M.E. Povyshenie konkurentosposobnosti organizat-sii metodom vnedreniia merchandaizingovykh tekhnologii [Increase in competitiveness of the organization by introducing merchandising technologies]. Innovatsionnyi Vestnik Region, 2012, no. 1, pp. 46-53.

7. Degtiar' O.N. Merchandaizingovyi podkhod k vykladke tova-rov v magazine samoobsluzhivaniia [Merchandising approach to the laying out of goods in self-service shops]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava - Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2009, no. 4-2, pp. 185-188.

8. Fedorova I.I. Merchandaizing kak effektivnyi instrument marketinga torgovogo predpriiatiia [Merchandising as an effective marketing tool of a commercial enterprise]. Kant, 2013, no. 3 (9), pp. 56-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.