Научная статья на тему 'АПСАЙКЛИНГ РЕКЛАМНЫХ БАННЕРОВ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ОСОЗНАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ'

АПСАЙКЛИНГ РЕКЛАМНЫХ БАННЕРОВ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ОСОЗНАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
260
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / дизайн одежды / апсайклинг / переработка баннеров / коллекция / Мондриан / переработка текстиля / ecology / fashion design / upcycling / banner recycling / collection / Mondrian / textile recycling

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Е.С. Федосеева

Статья посвящена теме создания коллекции при помощи такого метода переработки, как апсайклинг, описанию влияния «быстрой моды» на экологическую ситуацию, теме создания коллекции из переработанных текстильных материалов и баннеров. Была проведена исследовательская работа на выявление сущности и основных свойств формы, анализ разнообразия и специфики модных решений при пошиве изделий с учетом особенности апсайклинга, вдохновленного Мондрианом. Раскрывая особенности алгоритма переработки целого изделия методом «апсайклинг», описывается суть нового тренда в индустрии моды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPCYCLING OF ADVERTISING BANNERS AS ONE OF THE TYPES OF CONSCIOUS CONSUMPTION

The article is devoted to the topic of creating a collection using such a processing method as upcycling. Also, descriptions of the influence of ― "fast fashion" on the ecological situation. Creating a collection of recycled textile materials and banners. Research work was carried out to identify the essence and basic properties of the form, analysis of the diversity and specificity of fashion solutions when tailoring products, considering the features of upcycling inspired by Mondrian. The essence of the new trend in the fashion industry is described, revealing the features of the algorithm for processing the whole product using the ―upcycling‖ method.

Текст научной работы на тему «АПСАЙКЛИНГ РЕКЛАМНЫХ БАННЕРОВ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ОСОЗНАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»

DOI

UPCYCLING OF ADVERTISING BANNERS AS ONE OF THE TYPES OF CONSCIOUS CONSUMPTION

E.S. Fedoseeva

Pskov State University, 180000, Pskov, Pskov region, Russia

The article is devoted to the topic of creating a collection using such a processing method as upcycling. Also, descriptions of the influence of "fast fashion" on the ecological situation. Creating a collection of recycled textile materials and banners. Research work was carried out to identify the essence and basic properties of the form, analysis of the diversity and specificity of fashion solutions when tailoring products, considering the features of upcycling inspired by Mondrian. The essence of the new trend in the fashion industry is described, revealing the features of the algorithm for processing the whole product using the "upcycling" method.

Ключевые слова: ecology, fashion design, upcycling, banner recycling, collection, Mondrian, textile recycling

УДК 7.06

АПСАЙКЛИНГ РЕКЛАМНЫХ БАННЕРОВ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ОСОЗНАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Е.С. Федосеева

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»,180000, Псков, Псковская область,

Россия.

Статья посвящена теме создания коллекции при помощи такого метода переработки, как апсайклинг, описанию влияния «быстрой моды» на экологическую ситуацию, теме создания коллекции из переработанных текстильных материалов и баннеров. Была проведена исследовательская работа на выявление сущности и основных свойств формы, анализ разнообразия и специфики модных решений при пошиве изделий с учетом особенности апсайклинга, вдохновленного Мондрианом. Раскрывая особенности алгоритма переработки целого изделия методом «апсайклинг», описывается суть нового тренда в индустрии моды,

Ключевые слова: экология, дизайн одежды, апсайклинг, переработка баннеров, коллекция, Мондриан, переработка текстиля.

Введение

Масс маркеты и некоторые бренды, такие как Adidas, Nike, Levi's, H&M, начинают тенденцию создания коллекций из переработанных материалов, потому что природные ресурсы ограничены и при чрезмерном их потреблении окружающая среда не может сама себя восстановить, и всем это становится понятно. Вяткина А.А. в своей статье говорит, что «Мода - это глобальная индустрия, которая является одним из главных источников загрязнения» [1]. В процессе работы над созданием одежды используется много энергетических и водных ресурсов, которые впоследствии загрязняют мировой океан, также загрязнение флоры и фауны происходит от работы швейных фабрик.

В настоящее время тренды очень часто сменяют друг друга, масс-маркеты продолжают ориентироваться на именитые бренды, стараясь успеть за модными тенденциями, и отшивают много однотипной одежды из материалов среднего качества, так называемый fast fashion. «Fast fashion («быстрая мода») означает частый выпуск коллекции модной одежды, которая повторяет тренды с модных показов от именитых дизайнерских домов». [2] Быстрая мода приводит к утилизации в больших объемах некачественной и бракованной продукции, что негативно влияет на окружающую среду.

Основная часть

Заинтересовавшись тенденцией масс-маркетов на коллекции из переработанных материалов, а также увидев, что появляется все больше пунктов приема ненужной одежды, было решено углубиться в тему утилизации текстильных материалов. В процессе было обнаружено, что вследствие "быстрой моды" сменяются не только коллекции, но и баннеры, рекламирующие их. Создание непосредственно ткани для баннеров и нанесение краски на них сопровождается выбросом вредных веществ в атмосферу. Ткань для баннеров сделана из химических смесей, она очень долго разлагается, и если использовать сжигание как способ ее утилизации, то вреда будет не меньше.

Из всего вышеперечисленного мы можем сформулировать проблему исследования: «Апсайклинг рекламных баннеров как один из видов осознанного потребления».

Актуальность данной темы подтверждается в статье Жданова Б. Ю, который говорит, что «в последнее время лидерами по устойчивому развитию модной индустрии являются такие крупные компании, как Adidas, Nike, Levi's, H&M и др.» Многие компании начинают заботиться о невозобновляемых ресурсах, таких как вода и электроэнергия, которые используются в огромных количествах для создания и покраски одежды. Открывается все больше пунктов приема поношенной одежды и внедряется recycling. Также Б.Ю. Жданов сделал вывод, что "потребитель в прогрессивном обществе предпочитает более экологичные товары, поэтому компании стараются соответствовать стандартам устойчивой моды, разрабатывают соглашения для минимизации воздействия на окружающую среду, вкладывают огромные средства для снижения негативного эффекта на природу от своей продукции" [9].

Вопрос вторичной переработки текстиля является актуальным, так как вторичная переработка во всем мире набирает популярность. И с каждым годом упоминаний в статьях, книгах, журналах становится все больше и больше. Так, Астафьев А.В. в своей статье подчеркивает, насколько становится популярным апсайклинг среди компаний в модной индустрии [3].

Не только именитые бренды, но и значимые личности стараются «жить без мусора». Например, Беа Джонс, которая является одним из самых известных популяризаторов концепции «zero waste». «Отказ, сокращение, повторное использование, переработка и компостирование» является девизом образа жизни автора концепции. Женщина считает, что избавление от мусора в интересах людей всей планеты и является не трендом, а необходимостью [4].

Также популяризацией данной темы в настоящее время заняты дизайнеры и художники. Н.А. Швачка и Г.В. Перушкевич в своей работе подчеркивают: «В настоящее время дизайнеры и художники разных стран все больше и больше используют для создания своих проектов уже бывшие в употреблении вещи, пришедшие в негодность, и преобразуют их в нечто совершенно иное, привлекая тем самым внимание общественности к экологическим проблемам» [6].

Все это стало настолько актуальным, что технологии переработки, а именно апсайклинг активно используется и в учебном процессе, что подтверждает статья доцента МГУТУ им. К.Г. Разумовского, Гордеевой Т.А. [5]

Целью исследовательской работы является определение способов популяризации апсайклинга рекламных баннеров среди большого количества людей при помощи создания коллекции.

Задачи исследования:

1. Дать определение понятиям upcycling, recycling;

2. Определить влияние "быстрой моды" на модную индустрию;

3. Описать основные методы переработки апсайклинг;

4. Описать новый тренд в индустрии моды;

5. Создать авторскую коллекцию с применением метода апсайклинг.

Самая волнующая проблема в настоящий момент - это загрязнение окружающей среды. А создание различных материальных благ происходит с огромным количеством вредных выбросов в атмосферу. Утилизация старой или непригодной для использования продукции также наносит колоссальный вред окружающей среде. Одним из наиболее важных ресурсов для комфортной жизни каждого человека является текстильная продукция. Ежедневно на изготовление новой одежды затрачивается огромное количество ресурсов. Нерациональное использование приводит к массовой утилизации того, что могло послужить еще несколько лет [7].

Таким образом, следствием массовой утилизации текстиля является то, что текстильные изделия от общего объема веса твердых бытовых отходов составляют приблизительно пять процентов. В мире выбрасывается 3,5 млн. мусора каждый день. Получается, на текстиль приходится 175 тыс. Тонн [7].

Большая утилизация вещей происходит из-за того, что люди начинают с каждым годом приобретать все больше продукции индустрии моды. Среднестатистический потребитель стал покупать в 2014 году на 60% больше одежды в сравнении с началом 21 века. [8] На данный момент идет большое производство вещей из материалов, которые не разлагаются естественным путем, что усугубляет проблему с утилизацией огромного количества отходов. А также под влиянием «fast fashion» происходит увеличение производства одежды. Вследствие большого предложения и недостаточного спроса около 20% производимой одежды не покупают, поэтому вещи быстро попадают на свалки. [9]

Таким образом, все большее увеличение производства продукции индустрии моды сформировало понятие "fast fashion". Это тенденция на продвижение актуальных в данный момент вещей, без расчёта на продолжительное использование и дальнейшую переработку [7]. По данным Greenpeace, в России более 2 млн тонн выброшенной одежды остается на мусорных полигонах, не попадая на последующую переработку [7].

Люди, узнавая о глобальной проблеме отходов и загрязнения, все больше обеспокоены этой ситуацией, начинают интересоваться вопросами улучшения экологии планеты, тем самым погружаясь в тему переработки вещей. Осознанное потребление и экологичный образ жизни становятся ведущими

этическими трендами, указывающими на смену ценностных ориентиров. [10] И в настоящее время, благодаря широкой огласке, появляются такие понятия, как осознанное потребление, «zero waste», «устойчивая мода». На наш взгляд, осознанное потребление - это сформированная система ценностей и особый подход к жизни, отражающий отношение человека к миру. [11]

Фэшн индустрия также не может оставаться в стороне, так как связана с этой глобальной проблемой, таким образом появился термин «sustainable fashion». «Устойчивая мода» — это явление, которое изменяет представление производителей и потребителей о способах переработки сырья и отходов, образе жизни и привычках. [7] Данное явление предполагает обращение к экологическому стандарту, «замедлению» темпов обращения стиля, переработке.

В деятельности по переработке материалов, проявлении индивидуальности и борьбе за сохранение ресурсов появляются такие методы, как Recycling и Upcycling.

Ресайклинг означает «повторный цикл», а также с английского переводится как «процесс производства сырья из вторичных отходов». Это любой процесс, в котором отходы перерабатываются в новые продукты, материалы или вещества, подходящие для использования по первоначальному либо по какому-то иному назначению. [13] Обычно этим методом перерабатывают бумагу, пластик, стекло, металл, и данные материалы могут трансформироваться до полной неузнаваемости, но при этом качество последующего продукта ухудшается.

В таком методе, как upcycling при креативности и мастерстве получаются товары более высокого качества. Апсайклинг - процесс, когда бывшие в употреблении или залежалые на складах вещи используют для пошива новых коллекций. [12] Этот метод переработки предполагает доработку, возможность дать вторую жизнь старым вещам, но не предполагает полное перерабатывание или восстановление вещей. Этот процесс является трудозатратным, сравнимым с искусством, результатом которого становится уникальная вещь. Результатом данного метода переработки является сокращение отходов. Таким образом, апсайклинг хоть и не спасает мир, но больше не вредит окружающей среде. Стремление к переиспользованию старых вещей сформировало новое понятие — апсайклинг (upcycling) — творческое преобразование отходов в предметы искусства, бытовые изделия, аксессуары, одежду [7].

Апсайклинг в современном обществе выполняет множество положительных задач, к которым, в первую очередь, относятся

1. Сохранение ресурсов нашей планеты и предотвращение распространения мусора;

2. Спасение наиболее полезных и значимых вещей от мусорного бака;

3. Определенное противостояние обществу перепотребления и глобализации;

4. Сохранение этнокультурных ценностей;

5. Сохранение живой истории, продолжающей существовать в переделанных вещах [14].

Переработка и доработка изделий требует определенных изменений в костюме, таких как конструктивные и стилистические. При переработке одежда может потерпеть как минимальные изменения, так и полную потерю узнаваемости, образуя уникальную вещь в единственном экземпляре [15]. Для полного видоизменения изделия индустрии моды можно использовать замену частей изделия на контрастные, изменение формы, окрашивание. Для минимальных изменений используют изменение фактуры изделия, замену деталей, отделку декором. Все вышеперечисленные факторы в совокупности придают новую стилистику изделию.

Таким образом, можно выявить основные направления конструктивных и стилистических приемов в переработке готовых изделий:

1. Контраст элементов композиции изделия;

2. Контраст использованных материалов изделия;

3. Применение реконструктивного метода формообразования;

4. Асимметрия деталей кроя, цветовых пятен и расположения объектов декора;

5. Нарушение привычных пропорций и баланса;

6. Лоскутное шитье, пэчворк;

7. Соединение разных оттенков на основе контраста, нюанса, на основе дополняющих цветов и по принципу цветовых гармоний;

8. Соединение элементов одежды из разных ассортиментных групп;

9. Аппликации и дополнительный декор;

10. Самостоятельная набойка принта;

11. Крашение ткани изделия [16].

Применение такого метода переработки, как апсайклинг, позволяет создавать одежду, которая относится к разным стилям. Для того чтобы менять ассортимент, достаточно уменьшать или увеличивать длину какой-либо детали или изделия в целом, менять конструктивные особенности, для того чтобы получить новую форму, добавлять отличающиеся ткани по толщине, материалу, цвету, добавлять на изделие индустрии моды различные нашивки, фурнитуру, принты.

Демонтаж и утилизация рекламных баннеров магазинов индустрии моды происходит каждый 3-6 месяцев в связи со сменой фэшн сезонов. Виниловые баннеры - это непрозрачный материал, представляющий собой полиэфирную сетку или ткань, покрытую с обеих сторон пластифицированным винилом. В большинстве виниловый баннер имеет одностороннее или двустороннее лаковое покрытие, которое улучшает адгезию самоклеящихся пленок. Отсюда видно, что баннеры в своем составе содержат большое количество химических соединений, при утилизации которых методом сожжения выделяется огромное количество вредных веществ, что, в свою очередь, подтверждает актуальность и необходимость их апсайклинга.

Выполнена авторская коллекция с использованием метода апсайклинга, которая включает в себя пять образов, вдохновлённых моделями 70-х годов, а также творчеством Пита Мондриана. Данные источники вдохновения послужили основой для разработки моделей с учетом последних тенденций в фэшн индустрии.

Для коллекции характерны разнообразие форм, использование либо вырезанных частей баннера, либо баннер целиком, элементы одежды, выполненные из цветных тканей, напоминающих части картин Пита Мондриана, и использование сетки.

Исходя из примеров для вдохновения, в качестве референса был создан мудборд (рис. 1), на основе которого был разработан эскизный ряд коллекции одежды под названием «Sunny-70» (рис. 2).

Рис. 1. Мудборд

Рис. 2. Эскизы

В соответствии с эскизами была изготовлена коллекция в стиле 70-х годов (рис. 3), состоящая из пяти образов и включающая в себя 11 элементов одежды:

1. Укороченный топ, состоящий из разноцветных лоскутов ткани с полочкой прорезь;

2. Капри белого цвета с черной сеткой от колена, а также декоративными элементами, выкроенные из банера и пришитыми по длине изделия;

3. Платок квадратной формы, выполненный из лоскутов разного цвета;

4. Платье А-силуэта с полочкой прорезь, выкроенное из банера, а также с черной сеткой по низу изделия;

5. Плащ, состоящий из двух баннеров с нижним слоем черной сетки;

6. Кроп-топ на завязках, выполненный из разноцветных лоскутов ткани;

7. Юбка-солнце, состоящая из локутов ткани разного цвета на резинке;

8. Топ, выполненый из белой тонкой ткани с декоративными элементами на груди, выкроенными из баннера;

9. Юбка-карандаш до колена на высокой талии, выполненная из разноцветных лоскутов ткани, а также с длинной черной сеткой по нижнему краю изделия;

10. Укороченный пиджак на завязках, изготовленный из различных лоскутов ткани, с черной сеткой от локтя;

11. Асимметричная мини-юбка на высокой талии, выполненная из двух банеров разного цвета.

Перед началом раскроя баннеров они были очищены от загрязнений, а также было выбрано четкое

расположение выкроек изделий коллекции для наиболее экономного использования ткани баннеров. Было решено использовать лоскуты разных цветов от предыдущих коллекций, а также остатки мягкого фатина черного цвета.

Для таких изделий, которые состоят из лоскутов ткани разных цветов, для начала было сшито полотно из этих кусков ткани, а затем был произведен раскрой деталей для изделий коллекции.

Рис. 3. Коллекция

Вещи из готовой коллекции «Sunny-70» могут использоваться как готовые образы, так и отдельно, являясь яркой самостоятельной единицей в совокупности с базовыми вещами.

Заключение

Исходя из исследования, можно сделать вывод, что апсайклинг одежды является важной и перспективной деятельностью в экономическом и экологическом плане. Поношенная одежда отдается бесплатно в различные пункты сбора или в те же самые секонд-хенды, где "сырье" является очень дешевым, а в результате переделки, апсайклинга, получается уникальное изделие в единственном экземпляре.

Список литературы

1. Вяткина, А. А. "Осознанное потребление" (zero waste) как актуальный вопрос развития индустрии моды / А. А. Вяткина, Ю. С. Дулуба, И. В. Светличная // Экономика, менеджмент и сервис: проблемы и перспективы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 20-22 ноября 2019 года. - Омск: Омский государственный технический университет, 2019. - С. 189-199.

2. Кравец, К. А. Экономика замкнутого цикла в индустрии моды / К. А. Кравец // Научные междисциплинарные исследования: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Саратов, 20 мая 2021 года. - Москва: "КДУ", "Добросвет", 2021. - С. 168-175.

3. Астафьев, А. В. Апсайклинг / А. В. Астафьев // Декада экологии: материалы Х юбилейного международного конкурса, Омск, 11-19 мая 2016 года. - Омск: Омский университет дизайна и технологий, 2016.- С. 147-149.

4. Джонс Б. Дом без отходов. Как сделать жизнь проще и не покупать мусор. М.: Попурри, 2019.

304 с.

5. Гордеева, Т. А. Апсайклинг - устойчивый тренд в индустрии моды / Т. А. Гордеева // Концепции в современном дизайне : Сборник материалов II Всероссийской научной онлайн-конференции с международным участием, Москва, 03-12 декабря 2020 года. - Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2020. - С. 137-139.

6. Швачка, Н. А. Переработка готовых изделий методом апсайклинг / Н. А. Швачка, Г. В. Першукевич // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. - С. 240.

7. Изергина, М. Апсайклинг праздничной одежды как способ популяризации осознанного потребления одежды / М. Изергина, М. В. Лопатина, Н. Н. Орехова // Костюмология. - 2021. - Т. 6. - № 2.

8. История развития сектора моды. URL: https://fashionista.com/2016/06/what-is-fast-fashion (дата обращения 20.01.2021)

9. Жданов, Б. Ю. Экологические аспекты модной индустрии, их влияние на загрязнение окружающей среды / Б. Ю. Жданов // Экологическая безопасность в условиях антропогенной трансформации природной среды : сборник материалов всероссийской школы-семинара, посвященной памяти Н. Ф. Реймерса и Ф. Р. Штильмарка, Пермь, 22-23 апреля 2021 года. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2021. - С. 366-367.

10. Курилина Н. С. Индустрия моды и система ценностей современного общества / Н. С. Курилина, Г.И. Петушкова // «FUTURE FASHION» Сборник трудов международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн». - С-Пб, 2020. - 162с. - С.130-134.

11. Турижанова, А. И. Экологическое поведение и осознанное потребление / А. И. Турижанова // Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 27 июня 2020 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 244-247.

12. Сергеева, В. И. Переработанный текстиль в дизайне костюма как отражение тренда на осознанное потребление / В. И. Сергеева, Н. С. Курилина // Всероссийская научно-практическая конференция "ДИСК-2020" : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского форума молодых исследователей "Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века", Москва, 24-26 ноября 2020 года. - Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2020. - С. 275-280.

13. Тихомирова, А. От трэша к тренду: бум продления и изменения жизни вещей в Германии 2010-х годов [Электронный ресурс] / А. Тихомирова // Теория моды: науч. метод. журн. - 2014. - № 33. -Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/5364. - (Дата обращения: 23.01.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Герасимова Е., Чуйкина С. Общество ремонта // Неприкосновенный запас. 2004. № 2 (34).

15. Першукевич, Г. В. Основы теории и методологии дизайн-проектирования. Дизайн индивидуального костюма: учеб. пособие / Г. В. Першукевич. - Омск: ОГИС, 2002. - 220 с.

16. Киселева, Т. В. Особенности формообразования и конструктивного моделирования современной одежды / Т. Киселева. - Благовещенск: изд-во БГПУ, 2008. - 314 с.

References

1. Vyatkina, A. A. "Conscious consumption" (zero waste) as an urgent issue of fashion industry development / A. A. Vyatkina, Y. S. Duluba, I. V. Svetlichnaya // Economics, Management and Service: Problems and Prospects: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Omsk, November 2022, 2019. - Omsk: Omsk State Technical University, 2019. - pp. 189-199.

2. Kravets, K. A. Closed-cycle economics in the fashion industry / K. A. Kravets // Scientific interdisciplinary research: collection of articles of the XIV International Scientific and Practical Conference, Saratov, May 20, 2021. - Moscow: "KDU", "Dobrosvet", 2021. - pp. 168-175.

3. Astafyev, A.V. Upsikling / A.V. Astafyev // Decade of Ecology: materials of the X anniversary International Competition, Omsk, May 11-19, 2016. - Omsk: Omsk University of Design and Technology, 2016. -pp. 147-149.

4. Jones B. House without waste. How to make life easier and not buy garbage. M.: Potpourri, 2019.

304 p.

5. Gordeeva, T. A. Upcycling - a steady trend in the fashion industry / T. A. Gordeeva // Concepts in modern design : A collection of materials of the II All-Russian Scientific Online Conference with international participation, Moscow, December 03-12, 2020. - Moscow: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art)", 2020. - pp. 137-139.

6. Shvachka, N. A. Processing of finished products using upcycling / N. A. Shvachka, G. V., Pershukevich // international student scientific Bulletin. - 2018. - No. 5. - P. 240.

7. Izergina, M. Upcycling clothes as a way to promote informed consumption of clothing / Izergina M., M. V. Lopatina, N. N. Smith // Cosmologia. - 2021. - Vol. 6. - No. 2.

9. History of the fashion sector. URL: https://fashionista.com/2016/06/what-is-fast-fashion (accessed 20.01.2021)

10. Zhdanov, B. Yu. Ecological aspects of the fashion industry and their impact on environmental pollution / B. Yu. Zhdanov // Ecological safety in the conditions of anthropogenic transformation of the natural environment: a collection of materials of the All-Russian school-seminar dedicated to the memory of N. F. Reimers and F. R. Shtilmark, Perm, April 22-23, 2021. - Perm: Perm State National Research University, 2021. -pp. 366-367.

11. Kurilina N. S. Fashion industry and the system of values of modern society / N. S. Kurilina, G.I. Petushkova // "FUTURE FASHION" Proceedings of the international scientific and practical conference "Innovation and design". - S-Pb, 2020. - 162s. - p.130-134

12. Turizhanova, A. I. Ecological behavior and conscious consumption / A. I. Turizhanova // High technologies, science, and education: current issues, achievements and innovations: Collection of articles of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference, Penza, June 27, 2020. - Penza: "Science and Education" (IP Gulyaev G.Yu ), 2020. - pp. 244-247.

13. Sergeeva, V. I. Recycled textiles in costume design as a reflection of the trend towards conscious consumption / V. I. Sergeeva, N. S. Kurilina // All-Russian scientific and practical conference "DISK-2020»: Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference within the framework of the All-Russian Forum of Young Researchers "Design and Art - strategy of project culture of the XXI century", Moscow, November 24-26, 2020. - Moscow: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art)", 2020. - pp. 275-280.

14. Tikhomirova, A. From trash to trend: the boom of prolonging and changing the life of things in Germany in the 2010s [Electronic resource] / A. Tikhomirova // Fashion theory: scientific. method. journal. -2014. - No. 33. -Access mode: http://www.nlobooks.ru/node/5364. - (Accessed: 23.01.2018)

15. Gerasimova E., Chuikina S. Repair Society // An inviolable reserve. 2004. № 2 (34).

16. Pershukevich, G. V. Fundamentals of the theory and methodology of design. Individual costume design: study. manual / G. V. Pershukevich. - Omsk: OGIS, 2002. - 220 p.

17. Kiseleva, T. V. Features of shaping and constructive modeling of modern clothing / T. Kiseleva. -Blagoveshchensk: publishing house of BSPU, 2008- - 314 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.