ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ АВОСЬКИ КАК ПРЕМИАЛЬНОГО АКСЕССУАРА ПУТЁМ АПСАЙКЛИНГА
М.И. Алибекова канд. техн. наук, доцент С.В. Третьякова, канд. техн. наук, доцент А.В. Будилова, магистрант
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-1-107-110
Аннотация. Анализ современных модных тенденций и изучение коллекций известных модных дизайнеров установил, что тренд на премиум авоську настолько масштабен, что их можно увидеть в линейке аксессуаров почти каждого премиального бренда и брендов масс-маркет. Сумка, являясь аксессуаром, сегодня совмещает в себе утилитарную функциональность и эстетику современных тенденций, переходя из сезона в сезон за счет смены материалов. Метод апсайклинга, техники печворка, крашения легли в основу разработки авторской коллекции уникальных сумок-авосек, которые помогут женщине сделать образ законченным, выразить свою индивидуальность.
Ключевые слова: модный аксессуар, сумка, проектирование, авоська, апсайклинг.
В XI веке в Европе прародительницами сумок были мешочки для монет, которыми пользовались и мужчины, и женщины, а с XIV сумки стали разделять между полами. В случае мужчин сумки или мешочки использовали для хранения монет, сигар и табака, а в случае женщин - туалетных принадлежностей [1]. Подвидом функциональной сумки является авоська. Изначально она использовалась для хранения и переноски овощей. Чуть позже ее стали
использовать женщины для походов за продуктами на рынок. Упоминание о подобной авоське встречается в письме Антона Павловича Чехова к своей сестре 8 февраля 1898 года: «Получила ли мешок из сетки? Это для овощей. Тут кухарки на базар ходят с такими саками». Тот вид, который авоська имеет сейчас, она приобрела в Чехии в 1920-е годы, когда производитель Вавржин Крчил приделал к сеточкам для волос ручки [2] (рис.1а).
1а ' б в
Рис. 1. а-Чешская авоська [2]; б-Авоськи от брендов S. МссаЛпеу и J.Sander [3]
Сейчас авоська - это ультрамодный аксессуар, который перекочевал из весен-не/летнего сезона 2021 года в осен-не/зимний сезон 2021/2022 года за счет смены материалов. Если летом это были авоськи из хлопкового шнура, сплетенные в технике макраме (рис. 1б), то зимний се-
зон - это использование той же техники макраме, например, но с кожаным шнуром (рис. 1в). Таким элегантным образом авоськи перекочевали из утилитарного аксессуара в премиальный и роскошный. Больше всего с роскошными авоськами поработал бренд Prada. Их авоськи охва-
тили всех fashion-блогеров прошедшим летом. Бренд предложил большое разно-
образие премиальных авосек для своих последователей (рис. 2а).
а ——----- - б
Рис. 2. а-Авоськи бренда Prada [3]; б-Авоськи брендов Miu miu, Marni, Bottega Veneta и
Mango [3,4]
Тренд на премиум авоську настолько масштабен, что их можно увидеть в линейке аксессуаров почти каждого премиального бренда и брендов масс-маркет (рис. 2б). Как видно из подборки при создании авосек дизайнеры используют разнообразные материалы и их комбинации, делают подкладки и внутренние мешочки для удобства использования этого аксессуара. Как существует тренд на премиальные авоськи, так существует и тенденция на «зеленый дизайн». В современном мире все больше внимания уделяется экологич-ности производства и используемых материалов, поэтому дизайнеры используют и стоковые ткани, и обрезки швейных про-
изводств, и вещи из секонд хендов. Некоторые дизайнеры применяют интересную технику апсайклинга, а именно, совмещают различные вещи из секонд хендов в абсолютно новом изделии. При этом также применяется техника печворка, аппликаций, покраски, вязания, ткачества и т.д.
На основе проведенного исследования и подборки созданных в этом направлении сумок, был разработан эскизный ряд из 10 сумок-авосек. Плетеный материал для сумки — это находка из секонд-хенда, а эскизы были разработаны с учетом техник крашения, печворка и апсайклинга [5, 6] (рис. 3).
Рис. 3. Авторский эскизный ряд сумок-авосек
Для выполнения в материале была выбрана 3-я модель. Эта модель отличается интересной формой и наличием жестких
деталей, которые в сочетании с мягкой пряжей создают баланс материалов. После выбора модели необходимо было создать
лекала (рис. 4). В качестве материала для верхней части сумки был выбран плотный (350 г/м2) кожзам и подкладочная ткань
для внутренней стороны сумки. Также была выбрана магнитная застежка, которая скрывается внутри сумки.
б
Рис. 4. а-Лекала для сумки-авоськи; б-Результат крашения материала из секонд-хенда; в-
Готовая сумка-авоська в материале
Первым шагом была покраска плетеного материала, который является материалом из секонд-хенда, в нужный оттенок темно-синего цвета (рис. 4б). Использовался краситель для натуральных тканей. Далее, по созданным лекалам были выкроены детали сумки и сшиты между собой. Сложность в работе составил сетчатый материал, который необходимо было выкроить полукругом так, чтобы в процессе вязка не распустилась. Для того, чтобы предотвратить это, материал был проклеен поверх обычным скотчем. Затем вырезан, не доходя до краев 5 см, и на скотче прочерчена линия дна сумки. Скотч способствовал удержанию материала в процессе роспуска пряжи до необходимого места, а
Окончательный вид изделия в точности соответствует задумке и созданному эскизу (рис. 4в).
Авоська стала аксессуаром, заслуживающим внимания. Бренд Prada убедил потребителей в том, что авоська может быть полноценной альтернативой премиальной сумке, причем не только на летний период. Но сумку-авоську совсем не обязательно выполнять полностью из новых материалов. Находки из секонд-хендов могут помочь в создании любого дизайна. С применением техник крашения, печворка, аппликации и многого другого [7,8] можно создавать удивительные апсайклинг изделия, которые при этом абсолютно уникальны, так как выполнены в единичном экземпляре.
затем связаны обе стороны по линии дна.
Библиографический список
1. https://www.grizzlyshop.ru/blog/52501/
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Авоська
3. https://www.farfetch.com/ua/shopping/women/items.aspx
4. https://shop.mango.com/ua-m/женская?gdid=Cj0KCQjwЮmLBhCHAШs AGiJg7k7CO1yn5EXMt4hYOES-ZqYsDDwHPrI77Co_VlmsvMTGDNdsXR cb4YaAuolEALw_wcB&gclsrc=aw.ds
5. Алибекова, М. И. Проблема рационального и бережного природопользования: решение крупных производителей легкой промышленности в сегменте масс-маркет / М.И. Алибекова, А.В. Будилова, Е.Г. Андреева // Материалы докладов 54-й Международной научно-техн. конференции преподавателей и студентов: Материалы докладов конференции В 2-х томах, - Витебск: ВГТУ, 2021. - С. 110-113.
6. Будилова, А. В. Современное ручное ткачество как средство создания уникальной фактуры трикотажного изделия и способ вторичного использования материалов / А.В. Будилова, М.И. Алибекова // Инновации и технологии к развитию теории современной моды «МОДА (Материалы. Одежда. Дизайн. Аксессуары)»: Сборник материалов I Межд. научно-практической конференции, посвященной Ф.М. Пармону. - Москва: ФГБОУ ВО «РГУ им. А Н. Косыгина», 2021. - С. 178-181.
7. Алибекова, М.И. Архитектоника формы в композиции костюма / М.И.Алибекова, В.С. Белгородский, Е.Г. Андреева. - Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2020. - 221 с. - ISBN 9785870558936.
8. Алибекова, М. И. Инновационные технологии в эскизном и художественном проектировании объемных форм костюма / М.И. Алибекова, В.С. Белгородский, Е.Г. Андреева // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. -2021. - № 3(393). - С. 102-106. - DOI 10.47367/0021-3497_2021_3_102.
DESIGNING A TRADITIONAL AVOSKA AS A PREMIUM ACCESSORY BY UPSYCLING
M.I. Alibekova, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
S.V. Tretyakova, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
A.V. Budilova, Graduate Student
The Kosygin State University of Russia
(Russia, Moscow)
Abstract. Analysis of modern fashion trends and the study of collections offamous fashion designers found that the trend for premium fashion is so large-scale that they can be seen in the line of accessories of almost every premium brand and mass-market brands. The bag, being an accessory, today combines utilitarian functionality and aesthetics of modern trends, moving from season to season due to the change of materials. The method of upcycling, pechvorka techniques, dyeing formed the basis for the development of the author's collection of unique avocek bags that will help a woman make the image complete, express her individuality.
Keywords: fashion accessory, bag, design, avoska, upsikling.