Научная статья на тему '«UPCYCLING» В ИНДУСТРИИ МОДЫ'

«UPCYCLING» В ИНДУСТРИИ МОДЫ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
530
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мода / «upcycling» / экология / осознанное потребление / переработка / fashion / "upcycling" / ecology / conscious consumption / recycling

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — С.Ю. Тощева, О.Р. Андрианова

В статье рассматривается проблема избыточного производства и применения метода «upcycling» в индустрии моды с целью снижения вредного воздействия швейного производства на окружающую среду. А также рассматривается способность внедрения метода «upcycling» в условиях промышленного производства одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«UPCYCLING» IN THE FASHION INDUSTRY

The article deals with the problem of excess production and the use of the ";upcycling" method in the fashion industry in order to reduce the harmful impact of garment production on the environment. The ability to implement the ";upcycling" method in the conditions of industrial clothing production is also considered.

Текст научной работы на тему ««UPCYCLING» В ИНДУСТРИИ МОДЫ»

Рис. 3. Примеры моделей, фрагменты моделей разработок студентов-дизайнеров 1 курса кафедры «КТиД» 2022г.: Ветрук Д., Варданян А., руководитель - доцент Митрохина Т.А.

Рис. 4. Комплект одежды для молодёжных тематических вечеринок, разработанный студентами-дизайнерами 1 курса кафедры «КТиД» 2022 г. Грушевская Д., Соловьева Л., руководитель - доцент Митрохина Т.А.

Изучение и применение метода кастомайзинга в рамках этической и экологической моды является актуальным направлением в дизайне костюма. Кастомайзинг одежды как проектная технология в экодизайне костюма позволяет формировать личностные и социальные качества студента, его ценностные ориентиры.

Список литературы

1. Кастомайзинг. - URL: https://www.elle.ru/encyclopedia/kastomayzing/ (Дата обращения 10.11.2021).

2. Климова Л.А., Глинская Е.В. Создание новых форм в дизайне костюма за счёт преодоления естественной пластики материала /Личность. Коммуникации. Практика. Сборник научных статей / Под. ред. Л.А. Мирской. - Ростов н/Д.: Наука-Спектр, 2020. - С. 94 - 101.

3. Иттен И. Искусство цвета. - М.: Издательство: Д. Аронов, 2014. - 175 с.

DOI

«UPCYCLING» IN THE FASHION INDUSTRY S. Y. Toshcheva1, O. R. Andrianova2

USPTU, Ufa State Petroleum Technical University, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

Annotation. The article deals with the problem of excess production and the use of the "upcycling" method in the fashion industry in order to reduce the harmful impact of garment production on the environment. The ability to implement the "upcycling" method in the conditions of industrial clothing production is also considered.

Keywords: fashion, "upcycling", ecology, conscious consumption, recycling.

УДК 677.03

«UPCYCLING» В ИНДУСТРИИ МОДЫ

С. Ю. Тощева, О. Р. Андрианова

УГНТУ «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа

Аннотация. В статье рассматривается проблема избыточного производства и применения метода «upcycling» в индустрии моды с целью снижения вредного воздействия швейного производства на окружающую среду. А также рассматривается способность внедрения метода «upcycling» в условиях промышленного производства одежды.

Ключевые слова: мода, «upcycling», экология, осознанное потребление, переработка.

Актуальность. Мода, как средство коммуникации, отражает общественно-политическую, экономическую и социальную жизнь общества, а также глобальные проблемы. В индустрии моды на сегодняшний день есть несколько значительных проблем. Это, во-первых, проблема «быстрой моды», из которой вытекает проблема увеличения избыточного загрязнения окружающей среды производством одежды, и, во-вторых, проблема снижения реализации продукции из-за пандемии COVID-19. И дизайнеры так или иначе затрагивают эти проблемы в процессе создания новых коллекций.

Общественность и производители одежды по всему миру обеспокоены проблемой переработки неиспользованной одежды и отходов от производства одежды. В связи с этим новую популярность получило направление «upcycling».

Цель исследования. Целью исследования актуальности рассматриваемой темы является разработка женской коллекции на основе применения метода «upcycling».

Предмет исследования. «Upcycling» (от англ. «вторичное использование») — это творческое преобразование одежды путем придания им нового внешнего вида и функциональности. Новое преобразованное изделие стремится к более высокому качеству по сравнению с качеством исходной вещи [1].

Одним из преимуществ в популяризации одежды, изготовленной методом «upcycling», является ее эксклюзивность. Сейчас потребители ценят тот факт, что попавшая к ним вещь уникальна.

Понимание «upcycling» как термина появилось в ХХ веке. Непосредственно сам способ трансформации старых изделий известен намного раньше. В период до наступления индустриальной революции производство ткани и одежды было дорогим, поэтому старые вещи не выбрасывались, а обновлялись и использовались повторно. Например, даже из небольших остатков материала изготавливали лоскутные одеяла, покрывала, панно. [2]. В военное и послевоенное время, вследствие дефицита материала из-за кризиса, вся имеющаяся одежда также перекраивалась и переделывалась. Материал экономили, заменяли, комбинировали. Женскую одежду перекраивали из мужской, перешивалась солдатская форма, скатерти и парашюты. Одним из главных требований к одежде того времени была долговечность. [3;4]. В 60-е годы ХХ века «upcycling» снова стал популярным из-за движения хиппи. Сторонники этого движения были борцами за мир и экологию и превозносили ценность старой одежды из магазинов секонд-хенд, в связи с чем хиппи часто изготавливали одежду самостоятельно, в том числе применяя метод «upcycling».

На данный момент на место подхода «возьми-используй-выброси» приходит подход цикличного оборота производства одежды, или принцип «устойчивой моды». Теперь в приоритет ставится осознанное потребление и экологическое сознание. В 2014 г. во Франции было создано специальное агентство (Up-Cycling France), которое занимается разработкой и маркетингом предметов, изготовленных методом «upcycling»; Консалтинговая Компания (Green Fashion Consultancy) в Стокгольме разработала «зеленую» стратегию и принципы экологичной моды; в Чехии обрел популярность проект Upcyklace, который является отдельным направлением в индустрии чешской моды [5].

Появляется все больше брендов одежды, работающих в направлении «upcycling». В число таких брендов входят берлинский проект Schmidt Takahashi, который принимает невостребованные вещи от людей и заводит на них ID, затем эти вещи перешивают в более современные и крепят к ним QR-код, с помощью которого каждый может узнать их историю [6]; Vintagelook - российские бренд, основывающийся на свитерах, выполненных в технике пэтчворк. Помимо свитеров, бренд выпускает вязаные жилеты и костюмы с плюшевыми вставками. [7]; Кресс Уэслинг, номинированная на премию Cartier Women's Initiative в 2011 году за проект Elvis & Kresse, в рамках которого испортившиеся пожарные шланги используют для создания ремней и сумок. Часть прибыли от проекта уходит на благотворительность по улучшению текущей экологической ситуации. [6]. Примеры изделий перечисленных выше брендов одежды представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Изделия, выполненные на основе «upcycling»

В России на данный момент немного подобных проектов, но интерес к теме повторного использования устаревших изделий у отечественных дизайнеров и потенциальных потребителей растет.

В исследовательской работе были изучены актуальность изготовления одежды рассматриваемым методом, а также тенденции в мире моды в области переработки устаревшей одежды. В результате проделанной работы были разработаны эскизы коллекции женской одежды, в создании которой должен был быть применен метод «upcycling». В качестве материала для создания данной коллекции служат старые джинсы, футболки, рубашки (сорочки) и джинсовые куртки, вышедшие из употребления. Трансформация изделий заключается в изменении их формы, внешнего вида и функциональной принадлежности с целью обновления старой одежды и придания ей нового назначения. Эскизы коллекции представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Эскизы коллекции с использованием «upcycling»

Заключение. Основной проблемой производства новой одежды из старой являются большая трудоемкость изготовления, более низкие объемы производства изделий по сравнению с обычным производством, невозможность на данный момент внедрения технологии в промышленное производство,

а также спорные вопросы относительно перехода на полное экологичное производство при использовании природных и энергетических ресурсов.

Сегодня дизайнеры и покупатели осознают проблему загрязнения, которая носит острый социальный характер, и более осознанно относятся к проблеме мусора и отходов. Именно поэтому для индустрии важно разработать новые, экологически устойчивые практики обращения с нераспроданными изделиями и материалами, оставшимися после производства.

Список литературы

1. Stewart B. Upcycling: The New Wave of Sustainable Fashion // Triple Pundit: the business of doing better : [Электронный ресурс]: URL: https://www.triplepundit.com/special/sustainable-fashion-2014/upcycling-new-wave-sustainable-fashion (дата обращения: 20.03.2022)

2. История апсайклинга: [Электронный ресурс]: URL: http://logicadesign.ru/istoriya-apsayklinga/ (дата обращения: 20.03.2022)

3. Апсайглинг: [Электронный ресурс]: URL: https://bezotxodov.ru/jekologija/apsajkling#i-2 (дата обращения: 20.03.2022)

4. Мода в послевоенное время: [Электронный ресурс]: URL: https://cetre.ru/category/trend_fashion/moda-v-poslevoennoe-vremya/ (дата обращения: 20.03.2022)

5. Долгова Т. В. Социолингвистическое исследование термина upcycling в современной терминологии индустрии моды // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. №2 (27): [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiolingvisticheskoe-issledovanie-termina-upcycling-v-sovremennoy-terminologii-industrii-mody (дата обращения: 20.03.2022)

6. Upcycling-fashion: [Электронный ресурс]: URL: https://www.lofficielrussia.ru/moda/upcycling-fashion (дата обращения: 20.03.2022)

7. Апсайклинг: [Электронный ресурс]: URL: https://www.the-village.ru/service-shopping/the-village-guide/apsaykling (дата обращения: 20.03.2022)

References

1. Stewart B. Cycling: A new wave of sustainable fashion // Triple expert: business doing better : [Electronic resource]: URL: https://www.triplepundit.com/special/sustainable-fashion-2014/upcycling-new-wave-sustainable-fashion (accessed: 03/20/2022)

2. History of upcycling: [Electronic resource]: URL: http://logicadesign.ru/istoriya-apsayklinga / (accessed: 03/20/2022)

3. Upsigling: [Electronic resource]: URL: https://bezotxodov.ru/jekologija/apsajkling#i-2 (accessed: 03/20/2022)

4. Fashion in the post-war period: [Electronic resource]: URL: https://cetre.ru/category/trend_fashion/moda-v-poslevoennoe-vremya / (accessed: 03/20/2022)

5. Dolgova T. V. Sociolinguistic study of the term professional development in modern terminology of the fashion industry // Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian studies. 2020. No.2 (27): [Electronic resource]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sotsiolingvisticheskoe-issledovanie-termina-upcycling-v-sovremennoy-terminologii-industrii-mody (accessed: 03/20/2022)

6. Upcycling-fashion: [Electronic resource]: URL: https://www.lofficielrussia.ru/moda/upcycling-fashion (date of reference: 03/20/2022)

7. Upcycling: [Electronic resource]: URL: https://www.the-village.ru/service-shopping/the-village-guide/apsaykling (accessed: 03/20/2022)

DOI

UPCYCLING IN CLOTHING ART DESIGN

Bogodukhova E.V.

Abstract: the upcycling method in the project activities of students is considered. New opportunities are revealed in the ecological direction of the artistic design of clothing. The role of the formation of a rational wardrobe in the movement of reasonable consumption is substantiated.

Key words: rational wardrobe, reasonable consumption, constructivism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.