ресурсов производства, а значит, в разы снизить количество попадаемых в океан пластиковых и других отходов. Апсайклинг и ресайклинг предметов - это новый уровень дизайна интерьеров, позволяющий создавать не только интересные и функциональные пространства, но и вносящий большой вклад в борьбу с выбросами отходов человечества в окружающую среду. Переработанные материалы дают возможность создавать практичные и удобные предметы интерьера, которые могут прослужить еще десятки лет. Технологический прогресс не стоит на месте, и с большой вероятностью в ближайшем будущем мы увидим новые способы переработки и вторичного использования ресурсов, а спрос и предложение на товары из них будет расти.
Список литературы
1. Upcycling — Текст : электронный // Cambridge Dictionary : [сайт]. — URL: https: //dictionary. cambridge.org/ru /словары/английский/upcycling (дата обращения: 19.07.2022).
2. Circular Economy: How the Ancients Pioneered the Idea of Recycling Waste. — Текст : электронный // Ancient Origins : [сайт]. — URL: https://www.ancient-origins.net/news-history-archaeology/circular-economy-0011311 (дата обращения: 19.07.2022).
3. The Tristan quilt. — Текст : электронный // V&A Explore The Collections : [сайт]. — URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O98183/bed-cover-the-tristan-quilt/the-tristan-quilt-bed-cover-unknown/ (дата обращения: 19.07.2022).
4. Горсткова, Е. И. Мини-дом: народная архитектура / Е.И. Горсткова, О.В. Колпакова. — Текст : непосредственный // Инновации и инвестиции. — 2021. — № 3. — С. 249-252 (дата обращения: 23.07.2022).
5. Музей ЖЭК-арта: теория. — Текст : электронный // Музей ЖЭК-арта : [сайт]. — URL: https://dvor.digital/theory (дата обращения: 25.07.2022).
6. Пластиковое загрязнение. — Текст : электронный // Программа ООН по окружающей среде (UNEP) : [сайт]. — URL: https://www.unep.org/ru/plastikovoe-zagryaznenie (дата обращения: 20.07.2022).
7. Sheth, S. THESE DESIGNERS ARE USING 3D-PRINTING ROBOTS TO TURN THE CITY'S PLASTIC WASTE INTO BEAUTIFUL PUBLIC FURNITURE / S. Sheth. — Текст : электронный // Yanko Design : [сайт]. — URL: https://www.yankodesign.com/2021/11/23/these-designers-are-using-3d-printing-robots-to-turn-the-citys-plastic-waste-into-beautiful-public-furniture/ (дата обращения: 26.07.2022).
8. Галерея бренда 99Recycle. — Текст : электронный // 99Recycle : [сайт]. — URL: https://99recycle.ru/interior (дата обращения: 26.07.2022).
9. Григалашвили, A. Знакомьтесь, это Eburet — табурет, стол и подставка для журналов одновременно / A. Григалашвили. — Текст : электронный // Vogue : [сайт]. — URL: https: //www .vogue.ru/lifestyle/znakomtes-eto -eburet-taburet-stol-i -podstavka-dlya-zhurnalov-odnovremenno (дата обращения: 26.07.2022).
10. About Artek 2nd Cycle. — Текст : электронный // Artek 2nd Cycle : [сайт]. — URL: https://www.artek.fi/2ndcycle/en/about (дата обращения: 27.07.2022).
11. От загрязнения к решению. — Текст : электронный // Программа ООН по окружающей среде (UNEP) : [сайт]. — URL: https://www.unep.org/interactive/pollution-to-solution/?lang=RU (дата обращения: 20.07.2022).
12. Когда появился раздельный сбор мусора в Европе. — Текст : электронный // Коммерсантъ : [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4004877 (дата обращения: 04.08.2022).
13. ЖКХ-арт. — Текст : электронный // pikabu : [сайт]. — URL: https://pikabu.ru/story/shinozavriki_mozhet_vyi_popryatalis_v_afrike_9253879 (дата обращения: 04.08.2022).
14. Ресайклинг, даунсайклинг, апсайклинг: в чем разница. — Текст : электронный // Второе дыхание : [сайт]. — URL: https://vtoroe.ru/2019/08/09/recyling-definitions/ (дата обращения: 04.08.2022).
DOI
THE USE OF HUMAN HAIR AS AN ECO-FRIENDLY SECONDARY RAW MATERIAL
A.V. Kozlova
Samara University of Public Administration «International Market Institute», Samara, Russia
In the modern world, the problem of limiting raw materials is becoming more urgent. In this regard, it becomes necessary to modify the position of consumption and unconscious production, the transformation of this position into a moral and environmental one. The article presents the concept of " environmentally ideal production", the theses of which were expressed by students aged 18-23, and also aims to find out whether human hair is an ecological resource suitable for such production. The results of a brief analysis of
209
environmental data, historical data on the reuse of hair are considered. From the 14th century to the present, human hair has been used as hair ornaments, tapestries, wreaths, and wigs. This continues until the 19th century, then the art of creating hair jewelry finally merges with postiche. Mention is made of the collection of Leila Cohoon, the founder of the largest museum of hair jewelry. In the 21st century, innovative ways of using hair as a recyclable material are emerging, in connection with which they begin to make clothes from them, both at home and in industrial conditions. On a small scale, Alix Bizet was involved in the transformation of hair into clothes, transforming them into jackets, as well as Joanna Cioanca, who knitted 9 objects from her hair with her own hands. The characteristics of the activity and the closed cycle of production of the company "Human Material Loop", the founder of which is Zsofia Kollar, are given. An overview of the work of the Serbian artist Zoran Todorovic "WARMTH", which is pieces of felt made from human hair, is given, as well as the further transformation of this material into the collection of dresses "HairDress", presented by Aleksandra Lalic. As a result, a significant proportion of industrial hair processing projects follow the principles of "environmentally ideal production", but this method of application today has little popularity and needs to be publicized.
Keywords: environmentally ideal production, recycling, postiche, hair clothing, human hair, hair ecology, recycled hair, hair jewelry, hair and ecology, hair processing, recycling of hair.
УДК 687.5
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЛОС В КАЧЕСТВЕ ЭКОЛОГИЧНОГО
ВТОРИЧНО-СЫРЬЕВОГО РЕСУРСА
А.В. Козлова
АНО ВО Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка», Самара, Россия
В современном мире актуализируется проблема ограничения сырьевых ресурсов. В связи с этим становится необходимой модификация позиции потребления и неосознанного производства, преобразование данной позиции в нравственно-экологическую. В статье используется понятие «экологически идеального производства», тезисы которого были высказаны студентами 18-23 лет, а также ставится цель выяснить, являются ли человеческие волосы экологическим ресурсом, подходящим для такого производства. Рассматриваются результаты краткого анализа экологических данных, исторические данные о вторичном использовании волос. С XIV века по настоящее время человеческие волосы используются в качестве украшений из волос, гобеленов, венков, постижёрных изделий. Так продолось до XIX века, затем искусство создания украшений из волос окончательно сливается с постижем. Упоминается коллекция Лейлы Коун - основательницы крупнейшего музея украшений из волос. В XXI веке появляются инновационные способы использования волос как вторсырья, в связи с чем из них начинают изготавливать одежду как в домашних, так и в промышленных условиях. В малых масштабах трансформацией волос в одежду занималась Аликс Бизе, преобразовывая их в куртки, а также Иоанна Чиоанка, которая своими руками связала из волос 9 предметов. Приведена характеристика деятельности и замкнутого цикла производства компании «Human Material Loop», основателем которой является София Коллар. Дан обзор работы сербского художника Зорана Тодоровича «Тепло», которая представляет собой куски войлока, изготовленные из человеческих волос, а также дальнейшего преобразования данного материала в коллекцию платьев «HairDress», презентованную Александрой Лалик. В результате значительная часть промышленных проектов по переработке волос соответствует принципам «экологически идеального производства», однако данный способ применения на сегодняшний день имеет низкую популярность и нуждается в огласке.
Ключевые слова: одежда из волос, человеческие волосы, экология волос, переработка, постиж, волосы как вторсырьё, экологически идеальное производство, постижёрные изделия, украшения из волос, волосы и экология, переработка волос.
Введение
Уже сегодня, в XXI веке, человек сталкивается с жёстким лимитированием трудовых и природных ресурсов, и из-за этого всё больше актуализируется проблема ресурсных ограничений и сырьевого кризиса. Остро встаёт вопрос о поиске нового сырья и способов преобразования уже пришедших в непригодность и подлежащих переработке материалов в ресурсы для повторного использования.
Неизбежно существенной становится необходимость модификации утилитарно-практического отношения предприятий к расходуемым ресурсам, преобразования позиции потребления и бездумного производства в нравственно-экологическую.
Представим себе экологически идеальное производство. Студенты (18-23 лет) высказали следующие утверждения: руководство предприятия заботится не только о получении прибыли, но и об экологической составляющей нашей планеты. Цель любого производственного процесса в такой компании - создание качественного товара с минимальным использованием неперерабатываемых сырьевых ресурсов и с возможностью последующей утилизации изделия, вызывающей минимум отрицательного воздействия на окружающую среду. Характеристики такого производства: изготовление товаров из вторичного сырья, минимализация количества отходов, стремящаяся к их полному отсутствию, т.е. стремление к безотходному производству, малозатратные способы модернизации сырья в изделия, снижение углеродного следа в процессе создания изделия и транспортировки.
На сегодняшний день многие компании (People Tree, Nike, H&M, Gucci, The Empty Industry и др.) ставят своей задачей придерживаться вышеописанных принципов, в связи с чем появляются всё новые идеи по использованию переработанных материалов. В 2020 году компания «Splat» и сеть магазинов «Перекрёсток» (Х5-ритейл) запустили акцию по сбору пластиковых зубных щёток. Собранные щётки переработали в полимерпесчаную тротуарную плитку. В ноябре 2020 года компания «PepsiCo» от лица бренда картофельных чипсов «Lay's» устроила промо-акцию, в ходе которой проводился сбор пустых упаковок от чипсов «Lay's». В последующем эти упаковки преобразуются в покрытие для футбольного поля. 23.07.2022 Самарский хлебозавод №5 совместно с общественной организацией «ЭкоСтройРесурс Самара» провёл акцию по сбору пустых упаковок от хлебобулочных изделий.
Одному из подобных, хоть и непривычных для использования в обыденной жизни, перерабатываемых сырьевых ресурсов и посвящено моё исследование. По многим показателям человеческие волосы могут претендовать на звание экологического ресурса. Цель исследования -выяснить, соответствует ли предложенный материал принципам «экологически идеального производства» и как его можно использовать в практической деятельности человека, а также систематизация данных и исторических фактов, полученных в ходе теоретического обзора информации.
Методы и материалы
В процессе исследования были изучены материалы интернет-ресурсов, научных статей, проведён сравнительный контент-анализ с использованием системного и элементаристского подхода, а также обсуждение результатов исследования и утверждений, представленных в тексте, с представителями подрастающего поколения (студенты, 18-23 лет).
Рассмотрим экологические данные. Средний срок разложения волос, по данным интернет-источников, 50 лет. Сами по себе волосы не представляют угрозы для человека, являясь отходами IV класса опасности, но классифицируются как пожароопасные. При этом самый оптимальный вариант их утилизации (в промышленных масштабах) - сжигание в специальных печах (металлоплавильные, микроволновые печи, циклонные сепараторы), а также вторичное использование путём преобразования волос в постижёрные изделия (парики). В домашних условиях - сжигание с соблюдением требований пожарной безопасности или преобразование биоматериала в компост.
Одно из первых упоминаний о вторичном использовании человеческих волос датируется XIV веком: в этот период начали создаваться различные украшения из волос. Согласно легенде, девушки из шведской деревни для того, чтобы выбраться из бедности, начали делать украшения из собственных волос и продавать их [1]. В период с XIV по XVIII век по большей части создавались заколки, броши, браслеты, бусы, цепочки, серьги, подвески, венки. Порой волосы использовали для изготовления гобеленов: седыми волосами заменяли серебряные нити, так как они, в отличие от нитей, не выцветали и не тускнели со временем. Изначально такие украшения изготавливались как памятная символика (проявление траурной культуры) или же подарок, отражающий проявление дружбы или любви. Одна часть украшений считалась мемориальной, другая изготавливалась как талисманы и обереги.
В фонде МАЭ РАН хранится коллекция из трёх украшений из женского волоса (броши и бусы в обрамлении камней и драгоценных металлов) - дар шведки Сары Шёберг. В работе Шрадер Татьяны Алексеевны [2] упоминается, что данный вид искусства существовал с 1820-х по 1930-е годы в деревне Вомхус, недалеко от городка Мора (провинция Даларна).
Активное распространение данное искусство получило в Викторианскую эпоху (XIX век), большая часть упоминаний об украшениях из волос принадлежит этому периоду.
К концу XIX века украшения из волос обезличиваются, теряя свою принадлежность к конкретной истории. Создание украшений из волос перестаёт быть актуальным и сливается с постижем - искусством, которое зародилось ещё при Людовике XIV (XVIII век). В статье Е. Н. Храмова, М. М. Аюбова и Г. Н. Кулевцова упоминается, что первое использование париков, согласно исследованиям археологов, относится к концу III династии Древнего Египта (примерно 2600 лет до н. э.) [3], при этом постиж является обобщённым понятием, включающим в себя следующие изделия, преимущественно изготавливаемые из натуральных волос: парики, шиньоны, бороды, бакенбарды, ресницы, косы, накладки, усы, локоны, аксессуары из волос и т.д.
Значительная часть постижёрных изделий, дошедших до нашего времени, отображена в коллекции бывшего парикмахера Лейлы Коун (Leila Cohoon) - основательницы уникального Музея украшений из волос в США. В её коллекции насчитывается около 2,5 тысяч экспонатов, датируемых XIV-XX веками, и каждый из них имеет свою историю; по большей части это реликвии, передающиеся из поколения в поколение.
Постижёрные изделия остаются актуальными вплоть до сегодняшнего дня и активно используются как в повседневной жизни (парики, наращивание волос, ресниц), так и в особых для конкретного человека случаях (свадебные мероприятия, тематические вечеринки, конкурсы и шоу-показы, телесъёмки) [4, 5]. Отдельное место занимает использование постижа в создании театральных образов и в киноиндустрии.
В современном мире появляются всё более инновационные идеи для применения человеческих волос как ресурса вторичного пользования. Так, дизайнер из Амстердама София Коллар (Zsofia Kollar) предложила изготавливать одежду и гобелены из прядей, отстриженных в парикмахерских.
София является основателем компании «Human Material Loop» (Человек-Материал-Петля). Human Material Loop собирает и перерабатывает отходы человеческого волоса, которые позже превращаются в пряжу, преобразовывающуюся в текстильные изделия (рис. 1).
Рис. 1. Свитер из человеческих волос, изготовленный «Human Material Loop»
Миссия компании - разработка высококачественного текстиля в замкнутой системе переработки. Целей перед собой компания ставит несколько: сокращение выбросов углекислого газа при производстве и транспортировке товаров, понижение уровня потребления энергии, а также сокращение отходов производства. По исследованиям Софии Коллар, 72 миллиона килограммов человеческих волос в Европе ежегодно попадает на свалки или в дренажную систему, вызывая ряд проблем. Этот факт и стал решающим в процессе создания «Human Material Loop». «В качестве своей цели я хочу придать новый смысл человеческим волосам и подчеркнуть их качество как материала. Здоровые волосы во влажном состоянии могут растянуться на 30% от их первоначальной длины. Волос прочнее медной проволоки того же диаметра. Волосы использовались для очистки разливов нефти в океане, изоляции подводных лодок во время Второй мировой войны, набивки стульев для большего комфорта и даже повышения плодородия почвы. Зачем вы тратите себя впустую, когда мы можем стать материалами для нескольких отраслей?» [6] - пишет София на своём сайте.
И действительно, метод решения, разработанный Софией Коллар, вполне может не только иметь право на существование, но и конкурировать с другими методами переработки и утилизации человеческих волос. Человеческие волосы не требуют транспортировки, они доступны в любом регионе в больших количествах, чего нельзя сказать о хлопке, шерсти и большинстве других материалов, используемых для изготовления одежды. Тот материал, который невозможно использовать для изготовления текстильного изделия, София планирует применить в качестве натурального удобрения -при разложении волосы обеспечивают растения азотом. [7] Таким же образом можно утилизировать и уже отслужившие свой срок изделия, изготовленные из человеческого волоса.
Таким образом, София получает практически безотходное производство с низкими затратами, которое по всем параметрам можно признать разработкой, соответствующей принципам «экологически идеального производства».
Активисты компании «Fashion Revolution» поддержали стремление к замкнутой системе производства. По их заявлению, индустрия моды наносит огромный ущерб окружающей среде. За последние 15 лет, по данным организации, объем производства одежды в мире вырос вдвое, при этом большая часть вещей попадает на свалки или сжигается.
Концепция применения волос в изготовлении одежды активно разрабатывается Софией Коллар, однако данная разработка использовалась и ранее. Так, Иоанна Чиоанка с 16 лет отращивала волосы и на протяжении всей жизни мастерила из них различные изделия своими руками. В состав её гардероба входят 9 вещей: шаль, плащ, блузка, юбка, пара перчаток, кошелек, сумочка и шляпка.
Сербский художник Зоран Тодорович (Zoran Todorovic) представил на Венецианском Биеннале 2009 года (павильон Сербия) инсталляцию под названием «Тепло» («WARMTH»). Она представляла собой 456 кусков войлока, изготовленного из человеческого волоса, размером 120^80 см и 327 отрезков размером 160*120 см (рис. 2). В состав одного квадратного метра такого материала входили волосы примерно 200 человек. Сам Зоран Тодорович в текстовом приложении к выставочной работе писал: «В отличие от других рынков тканей человека, рынок волос считается этически нейтральным. Причина в том, что в большинстве культур органы считаются чем-то высоко ценимым, личным. Волосы же, обрезанные по неритуальным причинам, в основном рассматриваются как не более чем отходы. Следовательно, можно было бы ожидать, что их переработка обычно будет считаться чем-то положительным, таким образом переходя от статуса неучтенных материалов до статуса управляемого ресурса». [8]
Рис. 2. «Тепло» Зорана Тодоровича
В 2011 году Александра Лалик (Aleksandra Lalic) презентовала коллекцию «Hair=dress», изготовленную из войлока из человеческих волос, созданного Зораном Тодоровичем. Александра, рассказывая о коллекции, говорит о намерении вернуть волосы, удалённые с человеческого тела как нежелательные отходы, полученные в процессе эстетизации, в более желанной форме в театральной обстановке модного показа. «Я пыталась выделить чёткие формы, основанные на формах женского тела, которые не следуют за телом, а трансформируют его. Я экспериментировала с материалом, который не подходит для пошива одежды, стараясь превратить его недостатки в преимущества. Основная задача состояла в том, чтобы испытать возможности превратить некрасивую, аморфную, толстую, тяжелую ковровую ткань в красивое платье, что представляет собой процесс смены коннотаций» (рис. 3) [9].
Рис. 3. Дизайнерские платья коллекции «Hair_Dress» Александры Лалик
Французская художница Аликс Бизе (Alix Bizet), представившая свою работу на «MILAN DESIGN WEEK: выставка Touch Base», пришла к ручному процессу валяния человеческого волоса, предпочитая изготавливать из него верхнюю одежду [10]. Одно из таких изделий стало основой обмена между Аликс Бизе и Зораном Тодоровичем совместно с Александрой Лалик. В соответствии с договором, Александра Лалич, по согласованию с Зораном Тодоровичем, шьет платье для Аликс из войлока человеческого волоса промышленного производства из проекта Тодоровича «Тепло». Аликс же презентовала Зорану куртку ручной работы, основным материалом которой являлся свалянный человеческий волос, (рис. 4)
Рис. 4. Аликс Бизе в дизайнерском платье Александры Лалик и Зоран Тодорович в куртке из свалянного
человеческого волоса
Результаты
В таблице приведены результаты сравнительного анализа принципов «Экологически идеального производства» и характеристики человеческих волос.
Таблица - Соответствие человеческих волос как материала для производства одежды принципам
«Экологически идеального производства»
Принципы «Экологически идеального производства» (ЭИП) Соответствие волос как материала для производства одежды принципам «ЭИП» (где 1 - соответствует, 0 - не соответствует) Пояснение
Снижение углеродного следа в процессе производства и транспортировки 1 Волосы являются легкодоступным материалом в любой населённой точке мира, в связи с чем не требуют транспортировки.
Изготовление товаров из вторичного сырья, 1 Волосы в полной мере считаются вторичным сырьём
Создание товара с минимальным использованием неперерабатываемых сырьевых ресурсов 1 На примере Софии Коллар, Иоанны Чиоанки и Зорана Тодоровича выяснилось, что одежду можно создавать из 100% человеческого волоса, без добавления других материалов
Принципы «Экологически идеального производства» (ЭИП) Соответствие волос как материала для производства одежды принципам «ЭИП» (где 1 - соответствует, 0 - не соответствует) Пояснение
Возможность последующей утилизации изделия, вызывающей минимум отрицательного воздействия на окружающую среду 1 Одежда из волос по истечению своего срока службы может быть не просто утилизирована, а переработана в удобрения, положительно воздействуя на природный мир
Малозатратные способы модернизации сырья в изделия 0 На сегодняшний день изготовление одежды из человеческих волос не может являться малозатратным (в экономическом плане) способом модернизации сырья в изделие ввиду того, что данный формат производства ещё не популяризирован и малоизвестен. В условиях ручного труда процесс изготовления будет затратен (учитывая монотонность труда, количество рабочей силы и время, необходимое для изготовления изделия), а в промышленных масштабах требуется специальное оборудование
Минимализация количества отходов, стремящаяся к их полному отсутствию, т.е. стремление к безотходному производству 1 В проекте «HumanMaterialLoop», целью которого является замкнутая система производства, упоминается, что не подходящие для изготовления одежды волосы подлежат преобразованию в компост. Такое производство можно назвать безотходным
Итого: 5 из 6 критериев («84%) имеют положительный результат. Это позволяет сделать вывод, что волосы как материал в значительной мере соответствуют принципам экологически идеального производства.
Заключение
В процессе исследования были выявлены представления современной молодёжи об экологической составляющей производства.
Разумеется, уровня полноценного «экологически идеального производства» достичь невозможно, как и любого другого идеала, однако многие известные бренды стремятся соответствовать ему уже сейчас. Человеческие волосы могут стать новым вторичным ресурсом, находя своё применение как в домашних условиях, так и в промышленных масштабах, что подтверждается работами Иоанны Чиоанки, Аликс Бизе, Софии Коллар и Зорана Тодоровича.
История использования человеческих волос как вторичного сырьевого ресурса начинается с XIV века. С XIV по XIX век волосы использовали для создания украшений, талисманов и оберегов, гобеленов. С конца XIX века искусство создания украшений из волос сливается с постижем (парики, накладные волосы, аксессуары из волос) и с тех пор остаётся актуальным в форме постижёрных изделий.
В XXI веке появляются новые технологии, касающиеся вторичного использования человеческих волос. Необходимость поиска новых экологичных ресурсов вынуждает обратить внимание на волосы как на вторичное сырьё, у которого, в свою очередь, обнаруживается значительный объём преимуществ: доступность в любой точке мира, высокая прочность, сравнительная с медной проволокой того же диаметра, отсутствие необходимости транспортировки, продолжительный срок хранения, вплоть до 50 лет, безвредная для окружающей среды утилизация отслуживших свой срок изделий и не подходящего для производства материала путём компостирования.
Современные дизайнеры решают использовать человеческие волосы для изготовления одежды. Зоран Тодорович создаёт войлок из человеческого волоса, который Александра Лалик преобразовывает в дизайнерскую коллекцию платьев. София Коллар считает необходимым стремление к замкнутой
системе производства. Более того, представляя компанию «Human Material Loop», София демонстрирует безотходное производство с низкими затратами.
Значительная часть промышленных проектов по переработке волос соответствует принципам «экологически идеального производства», описанным студентами, однако на сегодняшний день способ преобразования волос в текстильные или войлочные изделия не является популярным. На данный момент перед человеком стоит необходимость решения проблемы нехватки сырья посредством человеческих волос - одного из самых легкодоступных материалов.
Список литературы
1. Украшения из волос: викторианский стиль, история рукоделия -https://www.livemaster.ru/topic/293641 -ukrashenie-iz-volos-viktorianskij -stil - [Электронный ресурс].
2. Шрадер, Т. А. Обзор скандинавских коллекций в фондах МАЭ РАН / Т. А. Шрадер, Л. Э. Сутягина // Кунсткамера. - 2018. - № 2. - С. 209-215. - DOI 10.31250/2618-8619-2018-2-209-215. - EDN YTUOUH.
3. Храмов, Е. Н. Человеческий волос: история, применение, анализ и перспективы использования / Е. Н. Храмов, Г. Н. Кулевцов, М. М. Аюбов // Вестник Технологического университета. - 2017. - Т. 20. - № 9. - С. 66-70. - EDN YNTPNF.
4. Маринкина, Е. А. Постиж вчера и сегодня / Е. А. Маринкина // Юность Большой Волги: Сборник статей лауреатов XXI Межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи, Чебоксары, 30 мая 2019 года. - Чебоксары: Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики дополнительного образования "Центр молодежных инициатив" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, 2019. - С. 377-378. - EDN TYLSVM.
5. Курышев В. Н. Грим в театральной школе: учебно-методические указания / В.Н. Курышев. -Ярославль: Ярославский государственный театральный институт, 2015.
6. Человеческие гобелены - https://zsofiakollar.com/human-tapestries/ - [Электронный ресурс].
7. Human Material Loop - https://humanmaterialloop.com - [Электронный ресурс]
8. http://www.zorantodorovic.com/wp-content/uploads/2016/09/warmth-venice-biennial.pdf -[Электронный ресурс].
9. The collection Hair_Dress - ALEKSANDRA LALIC - https://www.notjustalabel.com/aleksandra-lalic - [Электронный ресурс]
10. MILAN DESIGN WEEK: выставка Touch Base - https://www.interior.ru/art/363-milan-design-week-vystavka-touch-base-nam-nuzhno-bolshe-trogat.html - [Электронный ресурс].
References
1. Hair ornaments: Victorian style, history of needlework - https://www.livemaster.ru/topic/293641-ukrashenie-iz-volos-viktorianskij-stil - [Electronic resource].
2. Schrader, T. A. Review of Scandinavian collections in the funds of the MAE RAS / T. A. Schrader, L. E. Sutyagina // Kunstkamera. - 2018. - № 2. - С. 209-215. - DOI 10.31250/2618-8619-2018-2-209-215. -EDN YTUOUH.
3. Khramov, E. N. Human hair: history, application, analysis and prospects of use / E. N. Khramov, G. N. Kulevtsov, M. M. Ayubov // Bulletin of the University of Technology. - 2017. - Т. 20. - № 9. - С. 66-70. -EDN YNTPNF.
4. Marinkina, E. A. Postige yesterday and today / E. A. Marinkina // Youth of Big Volga : Collection of articles by the winners of the XXI Interregional conference-festival of scientific creativity of students, Cheboksary, May 30, 2019. - Cheboksary: Budget educational institution of the Chuvash Republic additional education "Center for Youth Initiatives" of the Ministry of Education and Youth Policy of the Chuvash Republic, 2019. - С. 377-378. - EDN TYLSVM.
5. Kuryshev V. N. Grim in the theatrical school: teaching instructions / V. N. Kuryshev. - Yaroslavl: Yaroslavl State Theatre Institute, 2015.
6. Human tapestries - https://zsofiakollar.com/human-tapestries/ - [Electronic resource].
7. Human Material Loop - https://humanmaterialloop.com - [Electronic resource]
8. http: //www .zorantodorovic.com/wp -content/uploads/2016/09/warmth-venice -biennial .pdf -[Electronic resource].
9. The collection Hair_Dress - ALEKSANDRA LALIC - https://www.notjustalabel.com/aleksandra-lalic - [Electronic resource].
10. MILAN DESIGN WEEK: Touch Base Exhibition - https://www.interior.ru/art/363-milan-design-week-vystavka-touch-base-nam-nuzhno-bolshe-trogat.html - [Electronic resource].