Научная статья на тему 'АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВ ПРОШЛОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВ ПРОШЛОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНАЯ ВИТАЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / РУКОВОДИТЕЛИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Татьяна Вячеславна

Целью настоящей статьи явилось апробации предложенной психологической технологии для оказания психологической помощи руководителям по оптимизации уровня субъективной витальности. в ходе проведенного исследования было осуществлено выявление руководителей со сниженным уровнем субъективной витальности; проверка действенности психотехнологии углубленного воображения через образы индивидуальной памяти «Книга сказок»; мониторинг изменения уровня субъективной витальности в процессе психологического воздействия. В исследование приняли участие 23 руководителя органов внутренних дел различных регионов страны, проходящих обучение в Академии управления МВД России. С респондентами была реализована авторская психокоррекционная методика. Полученные в ходе исследования результаты позволяют нам говорить об эффективности и целесообразности проведенных психологических воздействий в рамках предложенной психокоррекционной технологии углубленного воображения через образы индивидуальной памяти «Книга сказок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROBATION OF THE TECHNOLOGY OF PSYCHO-CORRECTIVE WORK TO ACTIVATE THE RESOURCES OF THE PAST EXPERIENCE OF THE INDIVIDUAL WITH THE HEADS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of this article was to test the proposed psychological technology to provide psychological assistance to managers in optimizing the level of subjective vitality. in the course of the study, leaders with a reduced level of subjective vitality were identified; verification of the effectiveness of the psychotechnology of in-depth imagination through the images of individual memory «Book of Fairy Tales»; monitoring of changes in the level of subjective vitality in the process of psychological impact. The study involved 23 heads of internal affairs bodies from various regions of the country who are studying at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author's psycho-correctional technique was implemented with the respondents. The results obtained in the course of the study allow us to speak about the effectiveness and expediency of the psychological influences carried out within the framework of the proposed psychocorrective technology of in-depth imagination through the images of individual memory «The Book of Fairy Tales».

Текст научной работы на тему «АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВ ПРОШЛОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 159.9; ББК 88.4

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-41-45 NIION: 2018-0077-2/23-312 MOSURED: 77/27-024-2023-02-511

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Апробация технологии психокоррекционной работы по активизации ресурсов прошлого опыта личности с руководителями органов внутренних дел Российской Федерации

Татьяна Вячеславна Мальцева

Академия управления МВД России, Москва, Россия, Mtv-psy@mail.ru

Аннотация. Целью настоящей статьи явилось апробации предложенной психологической технологии для оказания психологической помощи руководителям по оптимизации уровня субъективной витальности. в ходе проведенного исследования было осуществлено выявление руководителей со сниженным уровнем субъективной витальности; проверка действенности психотехнологии углубленного воображения через образы индивидуальной памяти «Книга сказок»; мониторинг изменения уровня субъективной витальности в процессе психологического воздействия. В исследование приняли участие 23 руководителя органов внутренних дел различных регионов страны, проходящих обучение в Академии управления МВД России. С респондентами была реализована авторская психокоррекционная методика. Полученные в ходе исследования результаты позволяют нам говорить об эффективности и целесообразности проведенных психологических воздействий в рамках предложенной психокоррекционной технологии углубленного воображения через образы индивидуальной памяти «Книга сказок».

Ключевые слова: субъективная витальность, психологические технологии, психологическая коррекция, руководители органов внутренних дел Российской Федерации

Для цитирования: Мальцева Т. В. Апробация технологии психокоррекционной работы по активизации ресурсов прошлого опыта личности с руководителями органов внутренних дел Российской Федерации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 41-45. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-2-41-45.

Original article

Approbation of the technology of psycho-corrective work to activate the resources of the past experience of the individual with the heads of the internal affairs bodies of the Russian Federation

Tatiana V. Maltseva

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, Mtv-psy@mail.ru

Abstract. The purpose of this article was to test the proposed psychological technology to provide psychological assistance to managers in optimizing the level of subjective vitality. in the course of the study, leaders with a reduced level of subjective vitality were identified; verification of the effectiveness of the psychotechnology of in-depth imagination through the images of individual memory «Book of Fairy Tales»; monitoring of changes in the level of subjective vitality in the process of psychological impact. The study involved 23 heads of internal affairs bodies from various regions of the country who are studying at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author's psycho-correctional technique was implemented with the respondents. The results obtained in the course of the study allow us to speak about the effectiveness and expediency of the psychological influences carried out within the framework of the proposed psycho-corrective technology of in-depth imagination through the images of individual memory «The Book of Fairy Tales».

Keywords: subjective vitality, psychological technologies, psychological correction, heads of internal affairs bodies of the Russian Federation

For citation: Maltseva T. V. Approbation of the technology of psycho-corrective work to activate the resources of the past experience of the individual with the heads of the internal affairs bodies of the Russian Federation // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):41-45. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-2-41-45.

© Мальцева Т. В., 2023

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

41

Введение. Основываясь на проведенных ранее экспериментальных исследованиях, описанных в научных работах [6, 7] в целях решения задач оказания психологической помощи руководителям органов внутренних дел Российской Федерации (далее - руководитель(и)), была сконструирована и апробирована технология работы по активизации ресурсов прошлого опыта личности, основанная на феномене диссоциированной возрастной регрессии в сочетании со сказкотерапией (авторская методика). Целью настоящего исследования выступает апробация данной технологии в ситуации оказания психологической помощи руководителям по оптимизации уровня субъективной витальности [8].

Эмпирическими задачами выступили:

- выявление руководителей со сниженным уровнем субъективной витальности;

- проверка действенности психотехнологии углубленного воображения через образы индивидуальной памяти «Книга сказок»;

- мониторинг изменения уровня субъективной витальности в процессе психологического воздействия.

Материалы и методы. Диссоциированная возрастная регрессия представляет собой феномен мысленно-эмоционального возвращения в какой-то из прошлых моментов своей жизни и его повторного эмоционального проживания. В целях психологической помощи, при адекватном использовании психологом специальных технологий, он позволяет перенести ресурсный опыт в настоящий период времени, «оживить» его через повторное переживание момента радости или успеха, уверенности или компетентности. Данный феномен позволяет оставаясь в реальном возрасте, а также осуществить какие-то действия с памятью о событиях, приводящие к позитивному изменению или соединению с ресурсным чувством, повысить самооценку, укрепить внутреннее «Я», переосмыслить «Я»-концепцию. В раннем детстве приобретаются и принимаются как догматические установки и стереотипы, усваиваются способы поведения, конструктивность или деструктивность которых не осознается.

Технология углубленного воображения через

В дальнейшем личность неоднократно проигрывает их в различных ситуациях как некий сценарий. В случае не конструктивности сценария результатом становятся не желательные жизненные изменения, не приносящие удовольствие и снижающие субъективную витальность.

Среди множества средств, позволяющих раскрыть содержание деструктивных компонентов поведенческого сценария отыгрываемого человеком можно выделить сказкотерапию. Процесс коррекции психологических проблем методом сказкотерапии не раз анализировался в отечественной психологии [1-5, 9]. С помощью данной технологии выстраиваются мысленные связи между действиями героев сказки, сюжетом и ситуацией в жизни клиента, происходит нахождение ресурсной дефицитарности или, наоборот, источника ресурса. Тексты сказок посредством метафор и косвенных внушений обладают достаточно сильным эмоциональным воздействием. Именно знакомясь со сказками, ребенок сталкивается с образцами возможной жизни, примерами ситуаций и стратегий поведения, соотносит с собственным поведением или рассматривает поведение сказочных героев как алгоритмы собственных действий в будущем. Персонажи сказок становятся для детей героями или антигероями, тем самым программируя определенное поведение. На восприятие сказки и ее героев ребенком, большое влияние имею значимые взрослые, тем самым влияя на формирование убеждений, ценностей и норм, оценку тех или иных действий.

В целях поиска ресурса витальности и причин ее дефицитарности, а также возможных сценариев деструктивного поведения, ведущих к снижению жизненных сил была разработана технология углубленного воображения через образы памяти «Книга сказок», суть которой заключается в продвижении вперед по линии жизни клиента от момента раннего детства до реального возраста, отыскивая в каждом возрастном периоде ресурсные моменты через воспоминание сказочных сюжетов. Технология выполняется через создание внутреннего фокуса внимания и прохождения нескольких этапов (табл. 1).

Таблица 1

образы индивидуальной памяти «Книга сказок»

№ Этап Требования Действия Содержание вопросов

1. Подготовительный Клиенту потребуется чистый лист бумаги и ручка. Перед началом техники обсуждается то, что клиент по указанию психолога будет поочередно закрывать глаза, представлять себе то, о чем говорить психолог, находить в памяти ответы на поставленные психологом вопросы, открывать глаза и на листе бумаги будет записывать ответы на эти вопросы. Читали ли Вам в детстве сказки? Кто читал? С какого возраста Вы сами стали читать сказки? С какого возраста Вы перестали читать сказки? Психологу необходимо зафиксировать ответы для ведения дальнейшего процесса.

2. Поиск ресурсов Выполнение указаний психолога. Клиента просят закрыть глаза и представить, как ему читают его самую первую сказку. Подумать над вопросами психолога. Потом открыть глаза и записать ответы Вспомните себя маленьким-маленьким, тогда когда Вы во всем зависели от близких Вам людей. Вам наверняка читали книжки с яркими картинками и скорее всего в этих книжках были сказки. Возможно, Вам сложно вспомнить как это было впервые, но в каждой семье детям рассказывают о том, как они были маленькими и какие книжки и игра они любили, как они играли... Обратитесь к своей памяти.. Вспомните сколько Вам лет, когда Вам прочитали первую сказку? Кто Вам прочитал первую сказку? Какая это сказка? Кто Вы в этой сказке?

№ Этап Требования Действия Содержание вопросов

Внутреннее внимание клиента фиксируется на следующих возрастах, начиная с его первого воспоминания (обычно это 3-4 года, иногда позже): пять лет, семь лет, десять лет, 12 лет, 15 лет, 17 лет (год окончания школы и, возможно, год поступления в высшую образовательную организацию), 25 лет, 35 лет. Далее предложите представить себя совсем недавно. Как видно, подбор возрастов опирается на психологические представления о периодизации возрастного развития. Далее клиента вновь просят закрыть глаза и представить, как ему читают сказку, тогда когда ему 5 лет. Подумать над вопросами психолога. Потом открыть глаза и записать ответы. Таким образом, с каждым шагом осуществляется внутренний поиск, направленный на обнаружение опыта в заданном возрасте, т.е. поиск ресурсов или причин деструкций. Если на какой-либо возраст клиенту трудно найти сказку, необходимо настаивать и давать чуть больше времени, как правило, соответствующая сказка находиться, в противном случае попросите ее придумать. Представьте себя в пятилетнем (7-ми летнем) возрасте. Кто Вам читал сказку? Какая это сказка? Кто Вы в этой сказке? Скорее, всего, научившись читать, Вы сами стали читать сказки, даже если не любили их. Чтение сказок входит в школьное обучение. Вспомните, какую интересную сказку Вы прочитали в десять лет (12, 15, 17...)? Кто Вы в этой сказке? Вспомните себя в 25 лет (35 лет, совсем недавно). С какой сказкой Вам пришлось столкнуться в этом возрасте? Вы ее прочитали для себя или кому-то? Кому? Кто Вы в этой сказке?

3. Диагностика профессионального самосознания Выполнение указаний психолога. Профессиональное самосознание является личностным регулятором профессионального саморазвития и самовоспитания. От того, как руководитель воспринимает и оценивает свои профессиональные достижения и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и уровень субъективной витальности. В целях диагностики представления о самом себе, системы установок относительно собственной личности, соотношения «Я»-реального и «Я»-идеального предлагается представить сказку, которую хотелось бы прочитать в будущем, и ту сказку, персонажем которой представляют клиента подчиненные. Какую сказку Вам бы хотелось прочитать в будущем? О чем она? Кто Вы в этой сказке? Вообразите, пожалуйста, персонажем какой сказки представляют Вас подчиненные? Кто Вы в этой сказке?

4. Обобщения и осознава-ния ресурсов Итогом работы каждого участника становиться список ответов, т.е. ресурсных моментов, а также предполагаемая цель самоутверждения и представление, о том, как меня оценивают мои подчиненные. Далее предлагается на основе полученного списка (кроме двух последних подписей) составить небольшой рассказ о себе и озвучить его, на том уровне открытости, который клиент считает возможным для себя, с правом опустить какой-либо момент. Таким образом, происходит обобщение и осознание ресурсов личности, укрепление внутренних сил, повышение самооценки.

5. Интеграция в реальность. Целью дальнейшей работы является нахождение схожих фрагментов сказки с линией жизни клиента, схожих ресурсов, с полученным личностью жизненным опытом, схожих способов поведения персонажей и клиента, что позитивно влияет на адаптационные процессы личности в целом. Далее предлагается прочитать «про себя» предпоследнюю и последнюю в составленном списке записи. Является ли она отражением профессиональных устремлений? Возможно ли найти общее в целях самореализации? Что сегодня ценят в вас подчиненные? Насколько это отличается от цели вашей самореализации?

При организации эмпирического исследования использовался математико-статистический анализ данных с использованием качественно-количественного анализа, методы математической обработки: для расчета значимости различий использовался U-критерия Манна-Уитни. Применялся пакет прикладных программ Microsoft Excel.

В качестве психологического инструментария были привлечены: русскоязычная версия методики определения субъективной витальности, разработанной в рамках теории самодетерминации Р. Райаном и К. Фредерик в модификации Л. А. Александровой; специализированный семантический дифференциал «Оценка собственной жизненной энергии» (Т. В. Маль-

ЕСКИЕ НАУКИ 43

цевой). Дополнительно проводились индивидуальные беседы и наблюдение.

В исследование приняли участие 23 руководителя органов внутренних дел различных регионов страны, проходящих обучение в Академии управления МВД России, у которых с помощью методики определения уровня субъективной витальности был обнаружен сниженный уровень проявления данного феномена. С респондентами была реализована описанная выше психо-коррекционная методика.

Эмпирические значения

Результаты. Перейдем к анализу полученных результатов. В группе респондентов после проведения психологических воздействий в рамках психокоррекцион-ной методики «Книга сказок», которые были направлены согласно на преодоление сниженного уровня субъективной витальности и проводились в зоне с психологического прошлого личности и были обращены на ее опыт, интегрированность в действительность и развитие субъективной силы, произошли значимые позитивные изменения показателей по используемым методикам (табл. 2).

Таблица 2

критерия U-Манна-Уитни

Названия шкал Среднее значение в группе респондентов «до» воздействия Среднее значение в группе респондентов «после» воздействия Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

объем 7.375 (низкий) 22.875 (норм.) 256.0 0.0001***

сила 7.188 (низкий) 21.125 (норм.) 248.5 0.0001***

качество 6.875 (норм.) 19.000 (норм.) 232.0 0.0003***

динамика 6.375 (норм.) 24.000 (высокий) 256.0 0.0001***

пространство 6.438 (низкий) 21.688 (высокий) 239.0 0.0001***

взаимодействие 6.438 (норм.) 9.250 (норм.) 176.0 0.066

^ 20.938 (низкий) 58.188 (высокий) 256.0 0.0002***

19.750 (низкий) 59.750 (высокий) 256.0 0.0001***

^ 1 14.700 (низкий) 25.200 (норм.) 235.5 0.0003***

^ 1 18.950 (низкий) 27.887 (норм.) 218.0 0.001***

Примечание: знак * - значимость на уровне р<0,05 - очень слабая; ** - р < 0,01 - слабая; *** - р<0,001 - умеренная. V— - уровень субъективной витальности как состояния и Vt-d - уровень субъективной витальности как диспозиции по семантическому дифференциалу.

V— 1 - уровень субъективной витальности как состояния; Vt-d 1 - уровень субъективной витальности как диспозиции по методике Р. Райана и К. Фредерик.

Обсуждение. Показатели тестирования до проведения психокоррекционной методики, оценивающие феномен субъективной витальности - ниже нормы, по результатам тестирования после проведения психологического воздействия они изменились до нормированного уровня и выше. Показатели оценки собственной жизненной энергии, кроме шкал «качество» и «взаимодействие» также претерпели значимые положительные изменения, они изменились до высокого уровня. Нормированными показатели первого тестирования были по шкалам «качество», «динамика», «пространство» и «взаимодействие», по шкалам «динамика» и «пространство» произошло повышение до показателей выше нормированных, по другим шкалам повышение осталось на уровне нормированности.

На основе результатов эмпирического исследования, а также устных высказываний, полученных в ходе индивидуальных сессий психологической коррекции с руководителями ОВД, следует заключить, что у данной группы управленцев проблемы, связанные со снижением витальности, субъективно переживаются только как снижение силы и объема жизненной энергии («не хватает сил на обиды», «не могу даже злиться, сил нет», «хотелось бы радоваться, да сил нет» и т. д.).

Заключение. Полученные в ходе исследования результаты позволяют нам говорить об эффективности и целесообразности проведенных психологических воздействий в рамках предложенной психокоррекционной технологии углубленного воображения через образы индивидуальной

памяти «Книга сказок», направленной на оптимизацию уровня субъективной витальности у руководителей ОВД. Таким образом, предложенная технология может выступать надежным инструментом работы психолога.

Подводя итог, отметим, что поставленные эмпирические задачи были решены, апробация предложенной технологии дала положительные результаты.

Библиографический список

1. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом / И. В. Вач-ков. М. : Генезис, 2015. 288 с.

2. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку : учебное пособие / И. В. Вачков. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Ось-89. 2007.144 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотера-пии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб. : Речь. 2010.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказ-котерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб. : Речь, 2000. 310 с.

5. Каяшева, О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике / О. И. Каяшева. Самара : Бахрах-М, 2012. 286 с.

6. Мальцева, Т. В. Использование диссоциированной регрессии в тренинговых занятиях в период начальной профессиональной подготовки и в группах повышенного психолого-педагогического внимания / Т. В. Мальцева // Профессиональное образование сотрудников органов

внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сборник научных трудов Международной конференции, посвященной празднованию 15-летия Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (30-31 мая 2017 г.) : научное электронное издание (4,19 МБ). М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. 491 с.

7. Мальцева, Т. В. Субъективная витальность: подходы к изучению и интерпретации в науке : монография / Т. В. Мальцева. Рязань : ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2021. 180 с.

8. Мальцева, Т. В. Техники возрастной регрессии как формы проведения тренинговых занятии в образовательной среде ведомственного вуза МВД России / Т. В. Мальцева // Прикладная психология и педагогика. 2017. Т. 2. №. 2. С. 1-10.

9. Нартова-Бочавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии : учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей / С. К. Нартова-Боча-вер // В сб.: Сказки народов мира. Хрестоматия. М., 1996. С. 3-15.

Bibliographic list

1. Vachkov, I. V Introduction to fairy tale therapy, or Hut, hut, turn to me in front / I. V. Vachkov. M. : Genesis, 2015. 288 p.

2. Vachkov, I. V. Fairy tale therapy. The development of self-awareness through a psychological fairy tale : a textbook / I. V. Vachkov. 3rd ed., reprint. and additional M. : Axis-89. 2007. 144 p.

3. Zinkevich-Evstigneeva, T. D. Fundamentals of fairy tale therapy / T. D. Zinkevich-Evstigneeva. SPb. : Speech. 2010.

4. Zinkevich-Evstigneeva, T. D. Practicum on fairy tale therapy / T. D. Zinkevich-Evstigneeva. St. Petersburg : Speech, 2000. 310 p.

5. Kayasheva, O. I. Bibliotherapy and fairy tale therapy in psychological practice / O. I. Kayasheva. Samara : Bakhrakh-M, 2012. 286 p.

6. Maltseva, T. V. The use of dissociated regression in training sessions during initial vocational training and in groups of increased psychological and pedagogical attention / T. V. Maltseva // Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of official activity: state and prospects : collection of scientific papers of the International Conference dedicated to the celebration of the 15th anniversary of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot (May 30-31, 2017) : scientific electronic edition (4.19 MB). Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2017. 491 p.

7. Maltseva, T. V. Subjective vitality: approaches to study and interpretation in science : monograph / T. V. Maltseva. Ryazan : IP Konyakhin A. V (Book Jet), 2021. 180 p.

8. Maltseva, T. V Techniques of age regression as a form of conducting training sessions in the educational environment of the departmental university of the Ministry of Internal Affairs of Russia / T. V Maltseva // Applied psychology and pedagogy. 2017. Vol. 2. No.. 2. Pp. 1-10.

9. Nartova-Bochaver S.K. Folk tale as a means of spontaneous psychotherapy: a textbook for teachers, educators and parents / S. K. Nartova-Bochaver // In the collection: Tales of the peoples of the world. Anthology. M., 1996. Pp. 3-15.

Дополнительная информация об авторе Т. В. Мальцева - профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, кандидат психологических наук, доцент.

Additional information about the author T. V. Maltseva - Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Psychology, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 14.02.2023; одобрена после рецензирования 06.06.2023; принята к публикации 16.06.2023.

The article was submitted 14.02.2023; approved after reviewing 06.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.