Научная статья на тему 'Апробация модулей инновационной образовательной программы'

Апробация модулей инновационной образовательной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2163
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МОДУЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Писарева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Апробация модулей инновационной образовательной программы»

С. А. Писарева,

профессор кафедры педагогики

АПРОБАЦИЯ МОДУЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Инновационная система подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере реализуется через образовательные программы бакалавриата и магистратуры, а также программы дополнительного образования и программы повышения квалификации. Обновление существующих образовательных программ и создание новых программ возможно благодаря реализации сопоставимых модулей, ориентированных на освоение студентами той или иной гуманитарной технологии. Если студент выбирает отдельные модули, то они встраиваются в существующие образовательные программы. А если студент выбирает только модули инновационной образовательной программы, то для получения степени магистра ему необходимо освоить еще и инвариантный модуль «Методология гуманитарного исследования в социальной сфере». Такова базовая модель освоения модулей, описанная в инновационной образовательной программе.

Однако для того чтобы предоставить всем студентам возможность выбора модулей с получением соответствующей квалификации в области гуманитарных технологий в социальной сфере, необходимо получить достоверную информацию о том, насколько эти модули ориентированы на достижение именно этой цели. Поэтому в перечне мероприятий инновационной программы предусмотрены мероприятия по разработке программы апробации модулей и ее проведению.

Апробация в широком смысле предполагает испытание (одобрение, утверждение) материалов в условиях, наиболее приближенных к реальности, и принятие решения о внедрении (или невнедрении) разработанных учебных материалов в массовую практику. Проведение апробации необходимо для понимания того, как разработанные материалы работают в жизни, насколько близко они разработаны к замыслу авторов идеи и заказчиков.

В процессе апробации авторы вместе с преподавателями, ведущими обучение по

разработанным учебным материалам, собирают информацию о том, как шла реализация разработанных материалов. Это дает возможность внести исправления, проработать отдельные детали, предложить более конкретные руководства преподавателям в системе профессионального педагогического образования и методистам в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров. Такая работа увеличивает шансы сделать материалы эффективными.

В рамках инновационной образовательной программы нашего университета единицей апробации является образовательный модуль. Внутри модуля апробируется целостный учебно-методический комплекс (УМК), объединяющий все курсы данного модуля. УМК любого образовательного модуля инновационной образовательной программы в соответствии с разработанным техническим заданием должен содержать:

1) рабочую учебную программу модуля и отдельных дисциплин, входящих в модуль;

2) методические рекомендации (материалы) для преподавателя, характеризующие средства, методы обучения, способы учебной деятельности; 3) методические указания для студентов, описывающие рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, а также выполнение самостоятельной работы, в том числе научно-исследовательской, и содержащие учебные материалы для самостоятельной работы студентов; 4) материалы к промежуточной и итоговой аттестации студентов по модулю; 5) аннотацию модуля для электронного путеводителя и электронного справочника для студентов, с указанием возможностей выбора.

Апробация проводится с целью испытания разработанных образовательных модулей в реальных условиях и последующего принятия решения о возможности (или невозможности) внедрения разработанных образовательных модулей в практику подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области гуманитарных технологий в социальной

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

сфере. В процессе апробации необходимо получить ответы на три вопроса. Во-первых, каковы преимущества апробируемого образовательного модуля. Во-вторых, каковы недостатки апробируемого образовательного модуля. И, в-третьих, каковы реальные возможности встраивания апробируемого образовательного модуля в реализуемые университетом образовательные программы основного и дополнительного образования.

Апробацию проводит базовый факультет. Руководителем апробации является руководитель рабочей группы разработчиков образовательного модуля в том случае, если апробация проводится этой группой. Если апробация проводится без участия группы разработчиков, то руководитель апробации назначается по согласованию с дирекцией инновационной образовательной программы и деканом факультета. Отметим, что в реальных условиях образовательной практики апробацию проводили и планируют проводить разработчики модулей.

Общая схема апробации может быть описана в четыре этапа. Первый этап заключается в подготовке профессорско-преподавательского состава и студентов к апробации модулей. На втором этапе проводится экспертиза УМК преподавателями, принимающими участие в апробации. Здесь необходимо отметить, что если апробацию проводят сами разработчики модуля, то этот этап может быть пропущен. Но если проводится апробация инвариантного модуля, то, наоборот, целесообразно расширение круга экспертов, в число которых могут войти преподаватели, читающие методологические курсы в образовательных программах гуманитарной направленности. Для экспертизы разработанного УМК используются следующая совокупность критериев: 1) критерии соответствия — данная группа критериев позволяет оценить, насколько УМК соответствует жанру, требованиям, предъявляемым к инновационным учебно-методическим материалам, и собственно концепции инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»; 2) критерии согласованности позволяют вы-

явить, в какой мере цели УМК согласуются с целями, проектируемыми результатами и способами организации освоения предлагаемого содержания; 3) критерии необходимости и достаточности ориентированы на выявление необходимости и достаточности содержания УМК.

Для каждой группы критериев в программе разработан соответствующий диагностический инструментарий.

Затем наступает третий — наиболее трудоемкий и длительный по времени этап — этап сбора информации об апробируемом УМК в процессе преподавания. И наконец, четвертый этап состоит в анализе полученных результатов и подготовке отчетных материалов.

Первый этап является подготовительным, но важным с точки зрения содержания апробации, так как именно на этом этапе происходит согласование ценностных позиций, концептуальных взглядов, теоретических замыслов разработчиков УМК образовательного модуля и субъектов апробации. Все последующие этапы могут образовывать повторяющийся цикл. Иными словами, если возникает ситуация повторной апробации УМК образовательных модулей после их значительной доработки, коррекции, то нет необходимости повторять первый этап, вся апробация может быть начата со второго этапа.

Временные рамки апробации определяются учебным планом, регулирующим введение образовательных модулей инновационной образовательной программы. Так, модули, входящие в качестве составной части в существующие образовательные программы подготовки магистров, и модули, являющиеся основой для разработки новых магистерских образовательных программ, скорее всего, рассчитаны на освоение в течение одного семестра. Поэтому время апробации будет определяться сроками семестра. Модули, являющиеся основой разработки дополнительных образовательных программ для студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров, специалистов и магистров, а также программ повышения квалификации, могут быть реализованы в иные сроки. Соответственно и время апробации может быть изменено.

Важным условием остается следующее: апробация проводится в течение всего учебного времени реализации образовательного модуля. Кроме этого, апробация — процесс непрерывный. Нельзя на одном занятии учитывать критерии апробации, а на другом нет.

Необходимо отметить еще одну особенность апробации — ее открытость. К процедуре апробации образовательных модулей инновационной образовательной программы целесообразно привлечение работодателей.

В части оценки содержания образовательных модулей возможно участие работодателей в экспертизе УМК модуля с целью выявления соответствия содержания модуля целям инновационной образовательной программы, выраженным в требованиях к гуманитарных технологам, на подготовку которых и ориентированы апробируемые модули. На этом этапе работодатели могли бы с большой степенью определенности охарактеризовать востребованность такого специалиста. Дополнительную информацию для многих работодателей может дать анализ содержания УМК модулей, так как подавляющее большинство работодателей принадлежит к сфере образования и имеет базовое педагогическое образование.

В организационном плане участие работодателей было бы чрезвычайно значимым в процессе организации практической части модуля, различных форм социального взаимодействия обучающихся с социальной сфе-

рой (круглые столы, консультативные встречи, обсуждение актуальных проблем развития сферы образования средствами гуманитарных технологий и т. д.).

На наш взгляд, важно участие работодателей в процедуре анализа результатов апробации для определения направлений совместной работы по подготовке гуманитарных технологов, совершенствованию содержания модулей, разработке нормативной базы и т. д.

Определение круга работодателей, привлекаемых к процедуре апробации, должно учитывать несколько рисков. Первый риск связан с приоритетной практико-ориентированностью работодателей. Этот риск может проявиться в их неготовности обсуждать вопрос в качестве какого специалиста могут быть приняты на работу выпускники, имеющие дополнительную квалификацию в области гуманитарных технологий. Второй риск связан с неготовностью работодателей принять участие в организационной стороне апробации, т. е. предоставить свои площадки для организации практики студентов, включиться в процесс расширения и укрепления социального взаимодействия обучающихся с социальной средой.

В заключение необходимо отметить, что разработанная программа апробации содержит требуемый инструментарий и формы отчетности. Полный пакет документов представлен в дирекцию инновационной образовательной программы и учебно-методическое управление нашего университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.