Научная статья на тему '"АПРЕЛЬСКИЕ ЗАМЕТКИ" К 145-ЛЕТИЮ БАРНАУЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

"АПРЕЛЬСКИЕ ЗАМЕТКИ" К 145-ЛЕТИЮ БАРНАУЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА / ДЕПУТАТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Краснов Сергей Васильевич, Лякишева Валентина Григорьевна, Капустян Анастасия Сергеевна

Весной 2022 г. отмечается юбилейная дата барнаульского городского самоуправления, отсчет деятельности которого традиционно ведется с 19 апреля 1877 г. Авторы статьи подчеркивают актуальность выбранной темы новым этапом муниципальных реформ в России, связанным с встраиваемостью местного самоуправления в систему публичной власти, отмечают значимость роли депутатов в решении актуальных вопросов развития муниципальных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Краснов Сергей Васильевич, Лякишева Валентина Григорьевна, Капустян Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"АПРЕЛЬСКИЕ ЗАМЕТКИ" К 145-ЛЕТИЮ БАРНАУЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

вершенствования административно-территориального устройства Алтайского края // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2020. - № 4. - С. 8189.

2. Юдина В.В. О процедуре создания муниципальных округов. // Местное самоуправление на Алтае. - 2020. - № 4 (109). - С. 30-34.

3. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. -URL: https://www. altairegion22. ru/.

4. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай [Электронный ресурс]. - URL:http://akstat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/akstat/ru/.

5. Официальный сайт Залесовского муниципального округа [Электронный ресурс]. - URL: https://zalesovo22.ru/?id_razd=3519.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: Проект закона № 40361-8 [Электронный ресурс]. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8.

УДК 94(571.150-25)

Краснов Сергей Васильевич, Лякишева Валентина Григорьевна, Капустян Анастасия Сергеевна

«Апрельские заметки» к 145-летию Барнаульского городского самоуправления

Аннотация. Весной 2022 г. отмечается юбилейная дата барнаульского городского самоуправления, отсчет деятельности которого традиционно ведется с 19 апреля 1877 г. Авторы статьи подчеркивают актуальность выбранной темы новым этапом муниципальных реформ в России, связанным с встраиваемостью местного самоуправления в систему публичной власти, отмечают значимость роли депутатов в решении актуальных вопросов развития муниципальных территорий.

Ключевые слова: местное самоуправление, представительный орган, Барнаульская городская Дума, депутаты.

Поводом для размышлений на заявленную тему послужило не только 145-летие барнаульского городского самоуправления, но и то, что 2022 г. для многих территорий, в том числе и г. Барнаула, - это год выборов в представительные органы муниципальных образований. Поэтому актуальность темы, связанной с деятельностью представитель-

ного органа (далее - ПО), не вызывает сомнения, так как само его название говорит о том, что в нем представлены интересы населения, он обладает исключительными полномочиями по решению вопросов местного значения, а деятельность депутатов ПО занимает особое место в системе местного самоуправления (далее - МСУ).

Включенность двух авторов на протяжении более 30 лет в исследуемый процесс накладывает отпечаток субъективизма на некоторые оценки, вместе с тем, накануне выборов в барнаульскую городскую Думу (далее - БГД, Дума), мы попытались не только вспомнить ряд событий из ее истории, но и взглянуть на ее деятельность глазами избирателей, чьи интересы представляют наши депутаты. Тем более, что в 2020 г. Конституция Российской Федерации была дополнена тезисом о том, что органы МСУ и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории (гл. 8, п. 3 ст. 132) [1].

Современное городское самоуправление Барнаула возникло не на пустом месте - его лучшие традиции были заложены несколько веков назад и блистательно продолжены в последнее десятилетие перед революционными бурями октября 1917 г. А в настоящее время органы МСУ продолжают начинания своих предшественников, стремясь укреплять достижения деятелей прошлого в деле развития Барнаула - города со славной историей, динамичной, многогранной современной жизнью и заслуживающим достойного будущего.

Так как наши заметки посвящены юбилейному событию, необходимо подчеркнуть, что обращаясь к истории становления барнаульской городской думы, многие исследователи отмечают тот факт, что в качестве одной из особенностей МСУ Барнаула выступает некая неоднозначность в первом периоде его становления и развития, имеют место расхождения в моменте самого создания думы. Проанализировав различные позиции по данному вопросу, можно сделать вывод, что существует два подхода к определению момента появления МСУ в Барнауле и связаны они с самим городом. Согласно первому подходу, уже примерно в 1790 гг. в городе появляется МСУ в лице нового органа под названием «шестигласная дума». В соответствии с этим подходом дума была распорядительным органом и, согласно Городовому положению 1785 г., избирала ее городская община. Свое название «шестигласная» дума получила исходя из разрядов населения, из которых складывалась городская община. Дума состояла из городского головы, 4 гласных и 1 вольнонаемного письмоводителя. Вторая позиция основывается на том, что Барнаул с 1739 г. [2] официально считался заводским поселком и не обладал правом иметь органы

посадского, а с 1785 г. - и «общегородского всесословного» самоуправления, а следовательно, появление шестигласной думы еще нельзя считать точкой отчета становления и развития МСУ в Барнауле, и поэтому оно берет свое полноценное начало только через почти сто лет - уже в 1877 г. Представляется, что этот подход более обоснован и необходимо считать, что именно с этого момента берет свое начало барнаульское городское самоуправление, когда весенним днем 7 (19) апреля 1877 г. состоялось первое заседание только что избранной городской думы. Городским головой был избран статский советник, дворянин, горный служащий Н.А. Давидович-Нащинский, он вел заседание думы, состоявшей из 72 принявших присягу гласных (депутатов), и возглавлял управу из 5 членов. Эти события и явились началом самоуправления в Барнауле [3, 4]. С 1919 по 1993 гг. интересы барнаульцев представляли такие выборные органы как уездный совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а затем городской и районные советы депутатов трудящихся, позднее - советы народных депутатов.

Мы неоднократно обращались к истории данных событий, освещая процессы эволюции барнаульского городского самоуправления, его местные традиции и историографические аспекты [5, 6], поэтому сейчас считаем целесообразным осветить ряд этапов его новейшей истории, берущей отсчет с выборов ПО постсоветского периода, когда после длительного перерыва в марте 1994 г. было решено возобновить деятельность Барнаульской городской Думы.

За 28 лет с момента избрания I созыва БГД прошли значительные изменения в правовых, организационных, экономических и территориальных основах МСУ, что естественно наложило заметный отпечаток на процесс муниципального управления. Деятельность МСУ регламентируется уже четвертым по счету Уставом городского округа [7], а историю разработки и принятия первых Уставов г. Барнаула мы уже затрагивали ранее [8].

Еще раз подчеркнем, что огромная роль в развитии МСУ Барнаула периода 1994-2003 гг. принадлежит главе городского самоуправления В.Н. Баварину, а депутатам БГД ЫП созывов повезло, принимать важные для города решения под руководством одного из лучших «мэров» России. Период работы IV созыва БГД (2004-2008 гг.), совпавшего с принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участники тех событий и эксперты до сих пор называют одним из самых эффективных и слаженных периодов совместной работы депутатов и администрации города по решению вопросов местного зна-

чения в довольно сложных условиях очередных муниципальных реформ. По мнению специалистов, новый закон усилил некоторые «старые» и породил новые проблемы на пути развития местного самоуправления [9].

Мы уже отражали в публикациях некоторые вехи деятельности представительного органа г. Барнаула в различные периоды работы БГД У-У1 созывов [10], отмечая, в том числе, довольно сложные моменты, связанные с отставками главы Барнаула В.Н. Колганова (2010 г.) и главы администрации города В.Г. Савинцева (2015 г.), а также довольно неоднозначный период, связанный с 9-летним функционированием Л.Н. Зубович, сначала в должности председателя БГД, а затем главы города, «волей случая» занявший пост высшего должностного лица Барнаула. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что определенную роль в данных «перестановках» сыграли не только субъективные факторы, но и довольно жесткие «рекомендации» региональной власти, в том числе изменения в законодательстве, связанные с формой избрания главы муниципального образования.

В н.в. на финишную прямую своей деятельности вышла Барнаульская городская Дума VII созыва. Из 40 депутатов, избранных на муниципальных выборах 10 сентября 2017 г. по смешанной избирательной системе, свою работу завершают только 34 народных избранника. В сентябре 2021 г. 4 депутата БГД были избраны в Алтайское краевое Законодательное Собрание (стало доброй традицией, когда набравшись опыта на местном уровне, депутаты БГД повышают свой статус и становятся членами краевого парламента), 2 депутата сложили свои полномочия досрочно в апреле 2022 г.

Возглавляет БГД ее председатель - Г.А. Буевич. В Думе функционируют 5 комитетов: по бюджету, налогам и финансам; по городскому хозяйству; по законности и местному самоуправлению; по социальной политике; по экономической политике и собственности. С сентября 2017 г. по май 2022 г. прошло 39 заседаний БГД, принято 910 решений [11], самым важным из них стало решение от 28.02.2018 по принятию нового Устава г. Барнаула [7]. В феврале 2020 г. на открытом заседании депутаты из числа «конкурсантов» избрали главу города, им стал В.Г. Франк. БГД ведет целенаправленную работу по различным направлениям жизнедеятельности: благоустройство, ЖКХ, социальная сфера, землепользование и застройка, имущественные отношения и пр. Вопросы в сфере молодежной политики решаются депутатами совместно с их младшими коллегами из молодежного Парламента г. Барнаула. Большое внимание традиционно уделяется депутатами работе на окру-

гах, взаимодействию с избирателями. Так в 2021 г. проведено 240 приемов, принято 2640 жителей [11]. Вместе с тем, хотелось бы пожелать нашим избранникам при принятии важных решений больше прислушиваться к мнению горожан, которые «невооруженным глазом» видят изъяны при реализации Генерального плана города и иных стратегических направлений его развития, когда парки, стадионы, площади превращаются в зоны точечной застройки, исчезают объекты историко-культурного наследия и пр. Поэтому может быть стоит почаще вспоминать фразу Л.Н. Толстого «гладко вписано в бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить...» [12].Необходимо также обратить внимания на актуализацию положений, утверждающих полномочия органов МСУ в различных сферах управления и функционирования городского хозяйства.

Считаем, что в соответствии с ФЗ № 131 БГД необходимо оформить статус юридического лица, а также продолжить работу в направлении законодательной инициативы по исключению из ст. 40 закона ограничения на количество депутатов, работающих на постоянной основе: по нашему мнению для БГД оптимальное число депутатов - «профессионалов» было бы 7 чел. (председатель Думы, его заместитель и по 1 депутату в каждом из 5 постоянных комитетов).

Обратим внимание еще на ряд проблемных моментов. В своих статьях «Местное самоуправление - трудное дитя России» и «Совет и мэр в упряжке самоуправления» известный специалист в сфере МСУ Г.В. Барабашев подчеркивает ведущую роль свободно избранного представительного органа, где каждый депутат должен руководствоваться своей предвыборной программой и совестью, а его партийная принадлежность не должна быть помехой здравому смыслу. Ученый отмечает, что к депутатам, несмотря на некоторое дилетантство, должно приходить осознание необходимости опираться на опыт специалистов, мнение экспертов, отклики населения. Различные ветви власти должны «в одной упряжке дружно пахать целину местных проблем». Избирая мэра, население вручает ему мандат не на представительство, а на исполнительскую деятельность, которая не должна входить в противоречие с решениями ПО. Поэтому не должно быть постоянного и единогласного голосования на сессиях, а в ряде случаев квалифицированным большинством депутатов ПО, располагающий стратегическими полномочиями по регулированию и направлению текущего управления, может выразить недоверие главе местной администрации. Барабашев Г.В. еще в начале перестройки организационных форм МСУ рассматривал их многообразие, в т.ч. вариативность норм избрания главы МО, подчеркивал необходимость глубокого анализа происходящих процессов и

поиска оптимальных путей повышения эффективности функционирования МСУ и, в первую очередь, его выборных органов[13, 14].

Освещая историю городского самоуправления, к сожалению, мы не можем воспользоваться информацией из анонсированного в 2017 г. к 140-летию БГД сборника по истории думы, так как, несмотря на заявления одного из депутатов о выходе этой книги в свет, ее поиск в различных источниках результата не дал.

В настоящее время мы все являемся участниками новейшего этапа муниципальных реформ, связанного с обсуждением и принятием в первом чтении Государственной Думой РФ законопроекта о МСУ№ 403618, который в перспективе должен постепенно заменить ФЗ № 131 [15]. На совещаниях различного уровня, форумах и дискуссионных площадках проходят обсуждения этого далеко неоднозначного и достаточно «сырого» с точки зрения экспертов законопроекта, «с мест» идут предложения по внесению изменений в него в части разграничения полномочий, их финансовому обеспечению, уточнению вопросов местного значения, принципов территориального устройства с учетом региональной специфики и пр. Идет поиск новых идей и реализации предложений, обеспечивающих конституционные права граждан на МСУ и взаимодействия государственных и муниципальных органов в сфере единой публичной власти. Председатель городской Думы Г.А. Буевич, депутаты БГД принимают активное участие в обсуждении законопроекта, заостряя внимание на роли ПО в новой конфигурации публичной власти и направляя свои предложения разработчикам документа. Нам также довелось принять участие в вебинаре, организованном 27 апреля Центром МСУ Института управления и регионального развития РАНХиГС, где прошло очень заинтересованное обсуждение предлагаемых новелл. Хотелось бы надеяться, что предпринятые действия будут реально и конкретно способствовать новому, эволюционному периоду в развитии МСУ. Итог во многом зависит как от федеральных и региональных законодателей, так и от муниципальных депутатов, наделенных главными полномочиями - достойно представлять интересы населения своей территории. Еще раз подчеркнем, что значимость ПО еще больше повышается в сложные периоды нашей истории, что налагает огромную ответственность как на народных представителей, так и на избирателей, делегирующих им свое право на принятие важных управленческих решений [14], то есть на всех нас.

В заключение приведем любимую фразу главы городского самоуправления 1994-2003 гг. В.Н. Баварина о том, что нас объединяет одна мощная партия - «Партия барнаульцев»[16].Пожелаем же членам этой

партии победы на выборах в БГД VIII созыва и в реализации самых амбициозных идей и прогрессивных решений на благо родного Барнаула.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

2. Контев А.В. История Алтайского края XVIII-XIX веков: учебник для вузов. - Барнаул: АлтГПУ, 2017. - С. 40.

3. Барнаул: энциклопедия - Барнаул. 2000.

4. Барнаульская городская Дума. 1877-1996: сборник документов. Барнаул, 1999.

5. Краснов С.В., Лякишева В.Г. Об эволюции Барнаульского городского самоуправления, его исторических и местных традициях // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2016. - № 2 (90). - С. 91-95.

6. Краснов С.В., Лякишева В.Г. Барнаульское городское самоуправление: некоторые историографические аспекты 140-летнего пути // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2017. - № 2 (94). - С. 183-187.

7. Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края: принят решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 № 71 (в ред. от 18.03.2022 № 862) [Электронный ресурс]. -URL: http://barnaul.org/pravoportal/ustav.php/.

8. Краснов С.В., Лякишева В.Г. Устав города Барнаула: история процесса разработки, принятия и трансформации // Известия Алтайского гос. ун-та. - 2018. - № 2. - С. 56-60.

9. Невинский В.В., Казанцева О.Л. Местное самоуправление в России: проблемы и перспективы правового регулирования // Российская юстиция. - 2010. - № 1. - С. 5-10.

10. Лякишева В.Г. Представительный орган и его роль в совершенствовании местного самоуправления: некоторые вехи становления и эволюции в г. Барнауле // Алтайский Вестник государственной и муниципальной службы. - 2017. - № 15. - С. 22-31.

11. Официальный сайт Барнаульской городской Думы [Электронный ресурс]. - URL:http://www.duma-barnaul.ru/.

12. Гладко было на бумаге [Электронный ресурс]. -URL: https://www.otrezal.ru/catch-words/89.html.

13. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: МГУ, 1996. -352 с.

14. Актуальные проблемы теории и практики муниципального управления: монография / под общ. ред. Н.Г. Ломовой. - М.-Берлин: Ди-рект-Медиа, 2014. - С. 131-188.

15. Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: Проект закона № 40361-8 [Электронный ресурс]. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8.

16. Владимир Баварин. Самая мощная партия - партия барнауль-цев! // Вечерний Барнаул. - 1999. - №№ 117-118.

УДК 352/354

Самсонова Татьяна Николаевна

Документационное обеспечение применения административных методов управления

Аннотация: В материалах статьи дана характеристика порядка до-кументационного обеспечения применения административных методов в процессе управления. Предлагается обзор состава документов, показаны направления и особенности работы с ними для решения организационных задач в различных системах управления.

Ключевые слова: административные методы управления, доку-ментационное обеспечение управления, система организационно-распорядительных документов, локальные нормативные акты.

Система управления пронизана разнонаправленными информационными потоками. Информация необходима руководству для принятия решений в ходе планирования, организации, мотивации и контроля. Управленческие решения должны быть доведены до исполнителя, а итоги исполнения доступны для контроля и анализа. Управление и его документационное обеспечение взаимосвязанные направления деятельности участников управленческого процесса.

Документационное обеспечение управления - это деятельность, целенаправленно обеспечивающая функции управления документами [1]. При осуществлении управленческого цикла важнейшее значение имеет организационное направление деятельности руководителя, которое основывается на применении административных (организационно-распорядительных) методов управления с целью осуществления управленческого воздействия на персонал.

Применение административных методов базируется на установленных в организационных и распорядительных документах нормах и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.