МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ
«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.
DOI: 10.21128/1812-7126-2019-3-4-14
АПРЕЛЬ - МАЙ • 2019
Бельгия
26 мая 2019 года состоялись очередные выборы в Палату представителей — нижнюю палату Федерального парламента Бельгии.
Палата представителей состоит из 150 депутатов, избираемых на 5 лет по пропорциональной системе с преференциальным вотумом по методу Д'Ондта.
Территория Бельгии разделена на 11 многомандатных избирательных округов, причём число мандатов в округе зависит от численности населения. На Фландрию, нидерландо-язычную часть страны, приходится 87 мест, на франкоговорящую Валлонию, куда также входит немецкоязычное сообщество Бельгии, — 48 мест, на двуязычный столичный округ Брюссель — 15 мест. Практически все политические партии также поделены по языковому признаку на фламандские и валлонские и выдвигаются в своих языковых округах.
Кроме того, в Бельгии действует конституционно установленный обязательный вотум, поэтому явка избирателей составила 90,01 %.
Из более чем 60 зарегистрированных списков политических партий в распределении мандатов участвовали всего 12.
Больше всего мест в совокупности завоевали фламандские националисты: умеренно
правый «Новый фламандский альянс» получил 25 мест (16,03 %), сохранив лидерство, но потеряв 8 мандатов, и крайне правый «Фламандский интерес», получивший 18 мест (11,95 %) — на 15 больше, чем в парламенте прошлого созыва.
Несколько мандатов потеряли партия, занявшая второе место по количеству мандатов, — валлонская «Социалистическая партия», которая получила 20 мест (9,46 %), а также фламандская «Социалистическая партия — Иные», ставшая четвёртой в избирательной гонке и занявшая 9 мест в парламенте (6,71 %). Впервые выдвигавшаяся самостоятельно «Партия труда Бельгии» получила сразу 12 мест (8,62 %).
Правящая коалиция («Реформаторское движение», «Христианские демократы и фламандцы», «Открытые фламандские либералы и демократы») получила в совокупности 38 мест, потеряв 14 мандатов.
Упрочили свои позиции «зелёные» партии — фламандская «GROEN» и валлонская «ECOLO», получившие в сумме 21 место — на 9 больше, чем в Палате представителей прошлого созыва.
Так как ни одна из партий не получила абсолютного большинства, то после консультаций Короля Бельгии с лидерами партий будет сформировано коалиционное правительство. Правительство должно состоять из семи
франкоговорящих, семи нидерландоговоря-щих министров и «нейтрального» премьер-министра. Обычно переговоры занимают 3—4 месяца.
Бруней
3 апреля 2019 года в Брунее вступил в силу основанный на законах шариата уголовный кодекс.
Уголовный кодекс, в частности, предусматривает смертную казнь посредством по-биения камнями за супружескую измену и гомосексуальные отношения в случае признания обвиняемым своей вины или наличия показаний как минимум четырёх свидетелей, представляющих собой образец высокой морали. Совершившие кражу лица, достигшие 15 лет, подвергаются наказанию в виде ампутации конечностей.
Гомосексуальные отношения запрещены в Брунее с 1984 года, однако вплоть до 2013 года они карались лишением свободы сроком до 10 лет. Новый уголовный кодекс, ужесточивший наказания по ряду статей, был принят по инициативе султана Брунея Хассанала Болкиаха 22 октября 2013 года, однако из-за негативной реакции мирового сообщества вступление в силу рассматриваемых положений было отложено до 2019 года.
Вступление в силу нового уголовного кодекса по прошествии шести лет с момента его принятия снова вызвало жёсткую критику международной общественности. Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет призывала отказаться от принятия закона из-за возможного роста насилия и дискриминации в отношении женщин, сексуальных и религиозных меньшинств. С сообщениями о недопустимости введения в действие уголовного кодекса к Брунею официально обратились Председатель Европейского парламента Антонио Таяни, ряд официальных лиц Великобритании, Австралии, Франции, Австрии; негативно оценили положения закона и правозащитные организации. Европар-ламент принял резолюцию, в которой призвал рассмотреть вопрос о введении санкций против Брунея.
В ответ на критику министр иностранных дел Брунея Эриван Юсуф обратился в ООН с письмом, в котором он пояснил, что положения закона имеют превентивный характер
и направлены на сохранение неприкосновенности семьи и брака. С обращением к Евро-парламенту выступил султан Брунея Хасса-нал Болкиах, в котором объявил о применении моратория на смертную казнь при вынесении приговоров за супружескую измену и гомосексуальные связи.
Великобритания
10 апреля 2019 года на специальном собрании Европейского совета было принято решение о продлении срока для выхода Великобритании из состава Европейского Союза до 31 октября 2019 года.
В силу пункта 3 статьи 50 Договора о Европейском Союзе государство считается вышедшим из Европейского Союза по истечении двух лет с момента уведомления заинтересованным государством Европейского совета о принятии решения о выходе из Евросоюза. Данный двухгодичный срок может быть продлён на основании решения Европейского совета, принятого единогласно и с согласия заинтересованного государства.
На основании письма премьер-министра Великобритании Терезы Мэй Европейский совет на специальном собрании принял решение продлить срок, установленный пунктом 3 статьи 50 Договора о Европейском Союзе, предоставив Великобритании отсрочку для ратификации Соглашения о выходе из Европейского Союза до 31 октября 2019 года. При этом, если Соглашение о выходе из Европейского Союза будет ратифицировано до указанной даты, Великобритания будет считаться вышедшей из Европейского Союза с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором было ратифицировано Соглашение о выходе из Европейского Союза. Ранее Соглашение о выходе уже трижды было отвергнуто Парламентом Великобритании.
Кроме того, Европейский совет отметил, что на период действия отсрочки выхода из Европейского Союза Великобритания остаётся государством — членом Европейского Союза со всеми соответствующими правами и обязанностями. В частности, в связи с тем, что Соглашение о выходе из Европейского Союза не было принято Великобританией в срок до 22 мая 2019 года, последняя участвовала в выборах в Европейский парламент в соответствии с законодательством Европей-
ского Союза. Великобритания также вправе отозвать своё уведомление о решении выхода из Евросоюза в любое время.
Европейский Союз
В период с 23 по 26 мая 2019 года прошли выборы в Европейский парламент Европейского Союза.
Всего в Европарламенте 751 место, которые распределяются среди 28 государств — членов Европейского Союза пропорционально численности населения. Количество мандатов в Европарламенте не изменилось, поскольку выход Великобритании из Европейского Союза был отложен до 31 октября 2019 года, и Соединённое Королевство также принимало участие в выборах.
На выборах в Европарламент нет единой избирательной системы, но действуют несколько общих правил, в частности: 1) выборы проходят по пропорциональной избирательной системе с использованием партийных списков либо системы единого передаваемого голоса; 2) может быть установлен избирательный барьер, но не более 5 %; 3) мандат депутата Европарламента нельзя совмещать с другими должностями в Евросоюзе и государстве — члене Европейского Союза (прежде всего, с мандатом депутата национального парламента и членством в Еврокомиссии).
В пределах одной страны создаются один или несколько избирательных округов. Участие в выборах принимают как национальные политические партии (в том числе партии — члены европейских партий), так и независимые кандидаты.
Явка избирателей повысилась до 50,97 % (на выборах 2014 года составляла 42,61 %).
Победу вновь одержала правоцентристская «Европейская народная партия» (ЕНП), которая завоевала 179 мест (23,83 % голосов), потеряв в Европарламенте 42 мандата. Второе место у «Прогрессивного альянса социалистов и демократов» (ПАСД), занявшего в Европарламенте 153 кресла (20,37 % голосов). По итогам выборов 2014 года политическая группа имела 191 мандат в Европар-ламенте. Хотя ЕНП и ПАСД заняли первое и второе места по количеству мандатов, их коалиция потеряла абсолютное большинство в новом созыве Европарламента, которым они обладали последние 25 лет.
На третье место вышел «Альянс либералов и демократов за Европу» (АЛДЕ), к которому присоединилась партия Президента Франции Эмманюэля Макрона «Вперёд, Республика!». АЛДЕ получил 105 мест (13,98 % голосов) — на 38 больше, чем в Европарламенте прошлого созыва, за счёт второго места во Франции.
Группа «Зелёные — Европейский свободный альянс» получила 69 мест (9,19 % голосов), увеличив своё представительство на 19 мандатов. «Зелёные» заняли второе место в Германии, третье место во Франции и Великобритании.
Две группы евроскептиков заняли 112 мест. Правоцентристская группа «Европа за свободу и прямую демократию» получила 54 мандата (7,19 % голосов) против 48 на прошлых выборах за счёт уверенной победы основанной в феврале 2019 года «Партии Брекзита» в Великобритании. Образованная в 2015 году группа «Европа наций и свобод», объединяющая крайне правых националистов, получила 58 мест (7,72 % голосов) за счёт победы «Национального объединения» Марин Ле Пен во Франции и «Лиги Севера» в Италии.
Теперь новому составу Европарламента необходимо произвести назначения на основные посты ЕС, прежде всего — председателя Еврокомиссии.
Египет
В период с 20 по 22 апреля 2019 года в Египте прошёл референдум по вопросу внесения в Конституцию страны ряда поправок, касающихся организации государственной власти.
С инициативой о внесении конституционных поправок ещё в феврале 2019 года выступила группа депутатов Палаты представителей, состоящих в пропрезидентской коалиции «В поддержку Египта». Следуя установленной процедуре изменения конституционного текста, 16 апреля 2019 года Палата представителей одобрила предложенные поправки: «за» проголосовал 531 из 596 парламентариев, «против» — 22 депутата, 1 воздержался. Уже на следующий день был осуществлён переход ко второму этапу принятия поправок: Национальная избирательная комиссия назначила референдум. Для проведе-
ния голосования было выделено три дня (19, 20, 21 апреля для избирателей за рубежом; 20, 21, 22 апреля — на территории Египта) в целях максимизации явки.
Конституционные поправки, вынесенные на референдум, имели общую задачу — усиление позиций Президента в различных звеньях системы органов власти. Наибольший резонанс вызвали положения об увеличении срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет с сохранением ограничения срока правления до двух каденций подряд. При этом в отношении действующего Президента Абделя Фаттаха ас-Сиси был предусмотрен особый порядок применения данных положений, реализация которых позволит ас-Сиси оставаться на посту Президента до 2030 года.
В сфере исполнительной власти поправки предусматривали возвращение поста вице-президента (Президент вправе назначить одного или нескольких).
В области законодательной власти предлагалась фиксация количественного состава Палаты представителей (450 депутатов) и квот на представительство отдельных категорий населения. Кроме того, предполагалось восстановить упразднённую в 2014 году верхнюю палату Парламента: Сенат, осуществляющий законодательную функцию в ограниченном объёме в составе 180 членов, 60 из которых назначались бы Президентом.
Трансформацию претерпевала и судебная власть: создавался Высший совет судебных органов, возглавляемый Президентом, глава государства также приобретал право назначения ряда должностных лиц — руководите -лей судебных органов, Генерального прокурора, председателя Верховного конституционного суда.
Если пропрезидентские силы ожидаемо выражали безоговорочную поддержку предлагаемых поправкок, то многочисленные оппозиционные партии призывали к их отклонению, устраивая в период кампании референдума различные акции протеста, подавляемые властями.
При явке в 44,33 % от общего числа избирателей (самый высокий показатель для референдумов в Египте за последние 8 лет) блок поправок в Конституцию был поддержан 88,83 % участников референдума.
Поправки к Конституции Египта вступили в силу 27 апреля, с момента объявления
Национальной избирательной комиссией результатов референдума.
Израиль
9 апреля 2019 года состоялись внеочередные выборы в однопалатный парламент Израиля - Кнессет.
26 декабря 2018 года Кнессет принял закон о самороспуске и назначил внеочередные выборы. Досрочный характер выборов был обусловлен кризисом правящей коалиции, апогеем которого стали разногласия относительно законопроекта об обязательном призыве на военную службу ультраортодоксальных евреев.
120 депутатов Кнессета избираются по пропорциональной избирательной системе закрытых списков с заградительным барьером 3,25 % от числа голосов избирателей.
Участие в избирательной гонке приняли 40 партий и блоков, из которых 11 преодолели избирательный барьер. Явка избирателей, составившая 68,46 % от их общего числа, уменьшилась по сравнению с аналогичным показателем на прежних выборах (72,36 %).
В противостоянии за первое место сошлись правоцентристская партия «Ликуд», возглавляемая премьер-министром Биньями-ном Нетаньяху, и центристский блок «Ка-холь-Лаван» во главе с Бени Ганцем и Яиром Лапидом. Победителем из борьбы вышел «Ликуд», получив 26,46 % голосов избирателей и 35 депутатских мандатов и увеличив своё представительство в Кнессете на 5 депутатов. «Кахоль-Лаван» показал не менее достойный результат, набрав 26,13 % голосов, и получил аналогичное число мест в парламенте. В предыдущем созыве Кнессета 11 депутатами была представлена лишь одна из партий, входящих в блок, — «Еш-Атид».
Укрепили позиции и объединения, отстаивающие интересы ультраортодоксальных еврейских общин. Партия ШАС под руководством Арье Дери и блок «Еврейство Торы» во главе с Яаковом Лицманом и Моше Гафни заручились поддержкой 5,99 % и 5,78 % избирателей соответственно, получив по 8 мандатов в Кнессете (по итогам выборов 2015 года партия и блок имели 7 и 6 мест).
Возглавляемая Ави Габаем Партия труда («Авода»), прежде входившая в состав левоцентристского блока «Сионистский лагерь» и
занимавшая 19 депутатских кресел в прошлом созыве Кнессета, смогла в одиночку получить лишь 4,43 % голосов и 6 мандатов соответственно. Снизился и уровень поддержки партий израильских арабов, выступавших на выборах 2015 года единым списком, получившим в итоге 13 мандатов. На сей раз блоки Хадаш-Тааль во главе с Айманом Уда и Ахмедом Тиби и Раам-Балад во главе с Ман-суром Аббасом набрали 4,49 % и 3,33 % голосов, позволившие им занять в совокупности 10 мест в парламенте.
Оставшиеся депутатские мандаты были распределены следующим образом: партия «Наш дом — Израиль» (4,01 % голосов) и блок «Союз правых партий» (3,70 % голосов) получили по 5 мандатов, партии «Ме-рец» (3,63 % голосов) и «Кулану» (3,54 % голосов) — по 4 мандата.
Несмотря на то что по своей численности представители правых партий и блоков в избранном составе Кнессета превосходили депутатов от левых политических сил, Бинья-мин Нетаньяху, которому было поручено формирование правительства, не смог добиться создания правящей коалиции правых. 30 мая Кнессет принял закон о самороспуске и назначении повторных парламентских выборов на 17 сентября.
Испания
28 апреля 2019 года в Испании состоя -лись досрочные парламентские выборы.
В соответствии со статьями 66—69 Конституции легислатура Испании — Генеральные кортесы — состоит из двух палат: Конгресса депутатов (нижняя палата) и Сената (верхняя палата), избираемых сроком на четыре года.
15 февраля 2019 года, после отклонения Конгрессом депутатов проекта бюджета Испании на 2019 год, представленного Правительством, Король Испании по представлению премьер-министра распустил Генеральные кортесы и назначил досрочные парламентские выборы.
Выборы в Конгресс депутатов, состоящий из 350 членов, проводятся по пропорциональной системе по закрытым избирательным спискам.
В свою очередь, из 266 членов Сената 208 избираются по мажоритарной системе —
по 4 сенатора от каждой провинции. Из оставшихся 58 членов Сената по одному сенатору избираются законодательными ассамблеями автономных сообществ. Кроме того, дополнительно от автономного сообщества также избирается по одному сенатору на каждый миллион жителей.
Всего в парламентских выборах приняло участие 75 % избирателей, что почти на 10 % превышает явку на соответствующих выборах 2016 года.
По результатам прошедших выборов победу одержала Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), лидером которой является премьер-министр Педро Санчес. Набрав 28,68 % голосов, партия получила 123 места в Конгрессе депутатов. Также ИСРП получила 139 мандатов в Сенате (121 — по результатам прямых выборов и 18 по итогам выборов в законодательных ассамблеях автономных сообществ).
Следом идет консервативная Народная партия (НП), получившая почти вдвое меньше голосов, чем ИСРП (16,70 %), заняв 66 мандатов в нижней палате Генеральных кортесов. В Сенате партия получила 75 мест (56 по итогам прямых выборов и 19 — по итогам выборов в законодательных ассамблеях). Показатели НП значительно ухудшились — по итогам выборов 2016 года партию представляло 137 депутатов и 130 сенаторов.
На третьем месте с незначительным отрывом — центристская партия «Граждане», завоевавшая 15,86 % голосов и 57 мандатов в Конгрессе депутатов. В то же время в верхней палате от партии будет лишь 10 сенаторов (4 избранных на основе прямых выборов и 6 по результатам выборов в законодательных ассамблеях).
Левая коалиция «Объединившись, мы можем» получила 33 мандата в Конгрессе депутатов, набрав 11,05 % голосов избирателей и всего 6 мандатов в Сенате по итогам выборов в законодательных ассамблеях. Замыкает пятерку лидеров на выборах в Конгресс ультраправая партия «Вокс» («Голос»), получив 10,26 % голосов и 24 места в нижней палате. Также 1 член партии был избран в Сенат законодательными ассамблеями автономных сообществ. Отметим, что по результатам предыдущих выборов партия «Вокс» не имела представителей в Генеральных кортесах.
Остальные партии набрали не более 4 % голосов избирателей на выборах в Конгресс депутатов. В свою очередь, по итогам выборов в Сенат в пятерку лидеров, помимо ИСРП, НП и партии «Граждане», вошли также коалиция Левой республиканской партии Каталонии (ERC) и партии «Суверенитет» («Sobiranistes»), а также Баскской национальной партии, получившие 11 и 9 мест соответственно по итогам прямых выборов и ещё по одному месту по итогам выборов в законодательных ассамблеях.
Латвия
23 апреля 2019 года Конституционный суд Латвии принял решение по делу о проверке конституционности ряда законов в сфере образования по запросу двенадцати членов Сейма, входящих во фракцию Социал-демократической партии «Согласие».
Оспариваемые акты, принятые 22 марта 2018 года, стали частью продолжающейся образовательной реформы. Поправки предусматривают постепенный переход к обучению полностью на латышском языке. Так, согласно оспариваемым законам, с 1-го по 6-й класс не менее 50 % предметов должны преподаваться на латышском языке, а с 7-го по 9-й — не менее 80 %. Экзамен в 9-м классе будет проводиться полностью на латышском языке. С 10-го по 12-й класс будет разрешено только преподавание на государственном языке, при этом для учеников, принадлежащих к национальным меньшинствам, может быть сохранено преподавание национальной культуры, литературы на соответствующем национальном языке при условии, что это не приведет к превышению максимального количества учебных часов. Важно отметить, что предметом данного регулирования является также и преподавание в частных школах, которые ранее имели полную свободу в выборе языка обучения.
По мнению депутатов, обратившихся в Конституционный суд, внесённые измене -ния нарушают право на образование, а также запрет дискриминации, закреплённый в Конституции и международных актах. В обращении также указывалось на необходимость достижения баланса интересов при реализации образовательной политики.
В своём решении Суд подчеркнул, что на государстве лежит обязанность создавать условия для участия этнических меньшинств в государственной и общественной жизни, в то время как такие меньшинства должны стремиться к подобному участию с использованием государственного языка страны проживания. Конституционный суд отметил, что любое лицо, постоянно проживающее на территории Латвии, обязано знать государственный язык. Хотя государство, в особенности в сфере образования, должно поддерживать сохранение и развитие идентичности этнических меньшинств, оно обязано обеспечить получение в государственных и муниципальных школах такого образования, которое будет объединять демократическое общество страны, а не противопоставлять интересы меньшинства интересам большинства. На этом основании Конституционный суд сделал вывод о том, что статья 112 Конституции Латвийской Республики гарантирует каждому образование именно на латышском языке. Таким образом, Конституционный суд посчитал, что установленные новым образовательным законодательством меры не противоречат Конституции.
Решение Конституционного суда вступило в силу с момента провозглашения, оно является окончательным и не подлежит обжалованию.
Литва
12 мая и 26 мая 2019 года в Литве прошли очередные выборы главы государства.
В избирательной гонке приняли участие 9 кандидатов. Для избрания главы государства потребовалось два тура.
Явка избирателей в первом туре, который состоялся 12 мая, составила 57,4 % избирателей.
По итогам подсчёта голосов тройку лидеров возглавила Ингрид Шимоните, кандидат от консервативной партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» и бывший министр финансов Литвы (2009— 2012), набрав 31,31 % голосов избирателей. Второе место занял независимый кандидат, экономист и финансист Гитанас Нау-седа с результатом 30,94 % голосов избирателей. Тройку лидеров замкнул действующий премьер-министр Литвы Саулюс Скверня-
лис, получивший поддержку 19,58 % избирателей.
Менее 5 % голосов избирателей получили кандидат, выдвинутый Социал-демократической партией Литвы, Повилас Витянис Ан-дрюкайтис (4,77 %), независимый кандидат, философ, общественный деятель Арвидас Юозайтис (4,69 %), лидер партии «Избирательная акция поляков Литвы — Союз христианских семей» Вальдемар Томашевский (3,96 %), а также независимый кандидат Миндаугас Пуйдокас (2,60 %). Остальные кандидаты получили менее 1 % голосов избирателей.
Явка на второй тур голосования, прошедшего 26 мая 2019 года, составила 53,88 % избирателей. В решающем туре наибольшую поддержку получил кандидат Гитанас Наусе-да, набрав 65,68 % голосов избирателей, в то время как его соперника — Ингрид Шимо-ните — поддержали лишь 33,04 % литовцев, принявших участие в выборах. Таким образом, Президентом стал Гитанас Науседа.
12 мая 2019 года одновременно с первым туром президентских выборов состоялся референдум по вопросу возможности приобретения гражданами Литвы гражданства другого государства.
Референдум направлен на изменение статьи 12 Конституции Литвы, которая указывает на невозможность гражданина Литвы быть одновременно и гражданином другого государства, за исключением отдельных случаев, предусмотренных Конституцией.
Конституционное нововведение, вынесенное на референдум, содержало следующее дополнение: гражданин Литовской Республики по рождению, приобретший гражданство государства, отвечающего критериям европейской и трансатлантической интеграции, не теряет гражданства Литовской Республики.
Явка избирателей на референдум составила 53,16 %. Идея внесения изменений в действующее законодательство нашла поддержку лишь 37,7 % от общего числа зарегистрированных избирателей (72,35 % участников референдума). Такой показатель не является достаточным для положительного решения вопроса, вынесенного на референдум.
Также на день первого тура президентских выборов был запланирован референдум по вопросу внесения изменений в статью 55 Конституции Литвы в части сокращения чис-
ла депутатов Сейма с 141 до 121, однако явка не достигла требуемого минимума, составив чуть более 47 % избирателей. В связи с этим референдум по данному вопросу был признан несостоявшимся.
Россия
24 апреля 2019 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке».
В соответствии с указом лица, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, имеют право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке в соответствии с частью восьмой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Указ устанавливает также порядок подачи указанной категорией лиц заявлений о приёме в гражданство Российской Федерации и сопутствующих документов, а также срок для их рассмотрения.
1 мая 2019 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».
Федеральным законом вводится новый тип муниципального образования — муниципальный округ. Установлены следующие критерии наделения муниципального образования статусом городского округа: 1) не менее двух третей населения проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах; 2) размер территорий, не занятых городами и (или) иными городскими населёнными пунктами, не должен превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населённых пунктов, входящих в его состав; 3) плотность населения должна превышать в пять и более раз среднюю плотность населения в Российской Федерации.
В связи с введением нового типа муниципального образования уточняются виды преобразования муниципальных образований и порядок изменения их границ. В частности,
предусматривается возможность разделения муниципального и городского округов.
29 мая 2019 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), проводимых 8 сентября 2019 года».
Федеральным законом предусматривается проведение эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве для обеспечения голосования граждан Российской Федерации, находящихся в день голосования на выборах за пределами избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом.
По информации ЦИК России, к 2021 году планируется создать 5 000 таких цифровых участков на всей территории Российской Федерации. Если эксперимент приживётся, то у избирателей появится возможность голосовать на выборах своего региона из любой точки России.
29 мая 2019 года Президент Владимир Путин подписал закон «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва».
Закон определяет дистанционное электронное голосование как голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы. Эксперимент проводится в одномандатном избирательном округе (одномандатных избирательных округах) города Москвы, определяемом (определяемых) Московской городской избирательной комиссией. В целях проведения эксперимента в указанном одномандатном избирательном округе соответствующая территори-
альная избирательная комиссия формирует участковую избирательную комиссию по дистанционному электронному голосованию.
Дистанционное электронное голосование осуществляется одновременно с голосованием, проводимым в порядке, предусмотренном главой IX Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Украина
25 апреля 2019 года Президент Украины Пётр Порошенко подписал закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного».
В пояснительной записке авторы соответствующего законопроекта подчеркнули особую значимость украинского языка как одного из символов украинского государства и фактора обеспечения его территориальной целостности и национальной безопасности. Сославшись на решение Конституционного Суда Украины от 14 декабря 1999 года № 10-рп/99, они обратили внимание на обязательность его использования как средства общения на всей территории государства при осуществлении полномочий органами государственной власти и местного самоуправления.
Согласно последней редакции законопроекта, статус украинского языка как общегосударственного предполагает его использование во всех публичных сферах общественной жизни, помимо государственной и муниципальной службы и документооборота, на нём должны осуществляться образовательный и научный процессы, обслуживание на транспорте и в общественных заведениях, оказываться медицинская помощь.
Владение украинским языком становится обязанностью граждан Украины и одним из условий для получения гражданства. Требования к уровню знания языка определяет создаваемый орган — Национальная комиссия по стандартам государственного языка.
Для защиты государственного языка вводится должность уполномоченного, задачей которого является защита прав граждан Украины на пользование украинским языком. Он вправе вынести предупреждение или наложить штраф на нарушителя предписаний закона.
Законопроект рассматривался в Верховной Раде Украины с 2017 года, ко второму чтению число предложенных поправок насчитывало 2 082, 1 233 из них были отклонены. 25 апреля 2019 года законопроект был рассмотрен во втором чтении. Из 348 депутатов «за» проголосовало 278 депутата, «против» — 38, 7 воздержались, 25 не голосовали. Наибольшее число депутатов, проголосовавших против принятия законопроекта — 31 из 38 человек — были представителями партии «Оппозиционный блок», аналогично проголосовали 2 депутата группы «Партия "Возрождение"» и 5 внефракционных депутатов.
Закон получил неоднозначную оценку на Украине и за рубежом. Так, сооснователь «Оппозиционной платформы — За жизнь» Юрий Бойко указал на создание им атмосферы нетерпимости к языковому разнообразию, а комиссар Совета Европы по правам человека Дунья Миятович во время разработки законопроекта обратилась к депутатам с просьбой обеспечить участие представителей национальных меньшинств в работе над законопроектом.
18 мая 2019 года Россия предложила включить в повестку дня заседания Совета Безопасности ООН рассмотрение закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» как нарушающего «дух и букву комплекса мер по реализации Минских договорённостей». 20 мая 2019 года повестка была отклонена из-за отсутствия достаточного количества голосов: 5 государств — Россия, Китай, ЮАР, Доминиканская Республика и Экваториальная Гвинея — высказались «за», 6 — США, Германия, Франция, Польша, Великобритания и Бельгия — «против», 4 — Кувейт, Кот-д'Ивуар, Перу, Индонезия — воздержались.
31 марта и 21 апреля 2019 года состоялись выборы Президента Украины, по итогам которых главой государства был избран Владимир Зеленский.
В соответствии с Конституцией Украины Президент избирается сроком на пять лет по единому общегосударственному одномандатному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Украины, по системе абсолютного большинства.
Для участия в президентских выборах было зарегистрировано 44 кандидата, 5 из которых сняли свои кандидатуры. Из 39 кандида-
тов, принявших участие в выборах, 20 являлись самовыдвиженцами, 19 — представителями различных партий и общественно-политических движений.
31 марта 2019 года прошёл первый тур выборов, явка на который составила 62,8 % избирателей. Наибольшее количество голосов набрали Владимир Зеленский (30,24 %) и Пётр Порошенко (15,95 %). Во всех областях Украины, за исключением Ивано-Фран-ковской, Львовской и Тернопольской, большинство граждан отдали своё предпочтение Владимиру Зеленскому, несмотря на отсутствие у кандидата политического опыта.
Пётр Порошенко — действующий Президент Украины — озаглавил свою предвыборную программу «Большая страна свободных и счастливых людей» и включил в неё положения о превращении Украины за пятилетний срок в регионального лидера в аграрном, индустриальном, транспортном и 1Т секторах, восстановлении территориальной целостности и улучшении инфраструктурного развития государства.
Кандидат от партии «Слуга народа» Владимир Зеленский — актёр, кинорежиссёр и начинающий политик — заявил о необходимости усиления режима законности, в том числе в части борьбы с коррупцией, регулярного применения механизмов прямой демократии, увеличения темпов роста рыночной экономики и развития социальной сферы.
Также значительную поддержку избиратели выразили Юлии Тимошенко, выдвинутой партией «Батькивщина» (13,40 %), и самовыдвиженцу Юрию Бойко (11,67 %). Остальные кандидаты набрали менее 10 % голосов избирателей.
В соответствии с Законом о выборах Президента Украины, если ни один из кандидатов не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, Центральная избирательная комиссия принимает решение о проведении повторного голосования.
Во втором туре выборов, который состоялся 21 апреля 2019 года, за президентский пост боролись Пётр Порошенко и Владимир Зеленский. Явка составила
По итогам повторного голосования Президентом Украины стал Владимир Зеленский, получивший поддержку 73,22 % избирателей. Пётр Порошенко, в свою очередь,
набрал 24,45 % голосов граждан. Зеленский лидировал во всех областях Украины, за исключением Львовской, преимущественно проголосовавшей за Петра Порошенко.
20 мая 2019 года Владимир Зеленский вступил в должность Президента Украины.
Финляндия
14 апреля 2019 года в Финляндии состоялись парламентские выборы.
Выборы в однопалатный парламент Финляндии — Эдускунту — осуществляются с использованием пропорциональной избирательной системы раз в 4 года. Всего распределению подлежат 200 мандатов.
Явка на выборы составила 72,1 % избирателей. Большинство голосов впервые с 1999 года получила Социал-демократическая партия Финляндии во главе с Антти Ринне. За список партии проголосовало 17,7 % избирателей, принявших участие в голосовании, что позволило партии получить 40 мест в парламенте. На втором месте с небольшим отрывом и результатом в 17,5 % голосов (39 мест в парламенте) оказалась политическая партия «Истинные финны» во главе с Юсси Хал-ла-ахо, позиционирующая себя в качестве партии трудящегося финского народа. Тройку лидеров замкнула правоцентристская партия «Национальная коалиция» под руководством Петтери Орпо, за которую проголосовало 17 % избирателей. Партия получила 38 мест в Эдускунте. Партия «Финляндский центр», победившая на выборах в 2015 году, набрала лишь 13,8 % голосов, что позволило её членам занять 31 кресло в парламенте. Для неё такой результат оказался самым низким с 1917 года. 20 мест в Эдускунте заняли члены партии «Зелёный союз», получив поддержку 11,5 % избирателей. Шестой по количеству полученных мест в парламенте стала партия «Левый союз» с результатом в 8,2 % голосов (16 мандатов).
Ещё 15 мандатов распределились следующим образом. Шведская народная партия, которую поддержали 4,5 % избирателей, получила в парламенте 9 мест, консервативная партия «Христианские демократы» с результатом в 3,9 % голосов — 5 мест. Политическое движение «Сейчас» и Аландскую коалицию в совокупности поддержали 2,9 % избирателей. Их в парламенте представляют по
одному депутату от каждого объединения, причём депутат от Аландской коалиции является в парламенте членом фракции Шведской народной партии.
Парламентские выборы 2019 года стали первыми в Финляндии, на которых ни одна из партий не набрала и 20 % голосов. Партия «Финляндский центр», получившая простое большинство голосов на выборах в Эдускунту прошлого созыва, потеряла 18 мест, остальные — улучшили свои предыдущие результаты либо сохранили прежние позиции.
Чехия
30 апреля 2019 года Конституционный суд Чехии признал не противоречащим Конституции страны запрет на размещение россиян, поддерживающих присоединение территории Крымского полуострова к России, введённый собственником отеля.
В 2014 году, выражая своё отношение к произошедшим геополитическим изменениям в Европе, собственник отеля в Чехии разместил объявление о том, что российским гражданами запрещено останавливаться в его отеле, если они поддерживают вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации. При этом услугами отеля могли пользоваться те российские граждане, которые подписывали специальное заявление о своём несогласии с политикой России по данному вопросу.
Конституционный суд отметил, что установленный запрет на размещение российских граждан не был связан с межнациональной рознью и собственник отеля был вправе устанавливать подобные ограничения. Анализируя спорный запрет, Суд указал, что свобода предпринимательской деятельности не только составляет ценность сама по себе, но ещё и является пространством для самореализации предпринимателя. Отсюда следует, что коммерческим организациям должна быть предоставлена возможность отличать себя от иных коммерческих организаций, что особенно важно для сферы туризма. Суд, указав, что попытки отеля выделиться не должны носить унижающий достоинство характер, подчеркнул, что в данном случае запрет на размещение не носил дискриминационного характера. Предприниматель не отказывался предо-
ставлять услуги всем иностранцам (или всем гражданам России), он отказывался размещать лишь тех, кто поддерживает российскую политику по вопросу присоединения территории Крымского полуострова, которое, по мнению Суда, произошло в нарушение норм международного права.
Конституционный суд посчитал, что, напротив, не соответствовали бы Конституции попытки ограничить собственника отеля в выражении его отношения к той или иной проблеме и, возможно, в стремлении повлиять на её решение, а также в нежелании ассоциироваться с определёнными политическими течениями или идеями. Политика является общественным явлением, и не только государственные институты и политические партии, но и коммерческие организации могут выражать свою политическую позицию и доводить её до гражданского общества.
С учётом приведённых обстоятельств Суд пришёл к выводу, что установленный заявителем запрет не является дискриминационным и соответствует Конституции Чехии.
Южно-Африканская Республика
8 мая 2019 года в ЮАР прошли шестые демократические выборы в Парламент после падения апартеида в 1994 году.
48 партий зарегистрировались для участия в выборах, что на 65 % больше, чем в 2014 году. При этом отмечается низкая явка избирателей по сравнению с 2014 годом — участие в голосовании приняли 66 % от числа лиц, обладающих активным избирательным правом (в 2014 году - 74 %).
По итогам голосования 400 мандатов нижней палаты Парламента - Национальной ассамблеи - распределились между 14 партиями. Лидером по итогам голосования стала партия «Африканский национальный конгресс», получившая абсолютное большинство голосов, что позволило ей занять в Национальной ассамблее 230 мест. При этом Африканский национальный конгресс впервые получил меньше 60 % голосов избирателей — 57,5 %. Основная оппозиционная партия «Демократический альянс» получила 20,77 % голосов и 84 места, а левая партия «Борцы за экономическую свободу» увеличила своё представительство до 44 мест, получив поддержку 10,79 % избирателей.
14 мандатов в Национальной ассамблее получила «Партия свободы Инката», за которую проголосовало 3,38 % избирателей. За партию «Фронт свободы плюс» отдали свой голос 2,38 % граждан, что позволило ей занять 10 мест в нижней палате Парламента.
Оставшиеся места распределились между партиями, получившими менее 1 % голосов избирателей: Африканской христианско-демократической партией, Объединённым демократическим движением, партией «Гуд», Национальной партией свободы, Африканским независимым конгрессом, Народным конгрессом, Панафриканским конгрессом Азании, партией «Аль Джамаа».
В соответствии со статьёй 86 Конституции ЮАР Национальная ассамблея на первом после выборов заседании избирает из числа депутатов Президента республики. 22 мая в связи с отсутствием иных кандидатов место главы государства без голосования занял лидер Африканского национального конгресса Сирил Рамафоса. Избранный Президент пообещал очистить партию и правительство от коррупции и «дурных и девиантных тенденций», а также предложил ускорить перераспределение сельскохозяйственных земель, принадлежащих белому населению, среди чёрных граждан путём внесения в Конституцию изменений, которые позволят экспроприировать земли без выплаты компенсаций.
Ведущая мониторинга — Анна Швец. В подготовке мониторинга участвовали: Ирина Галяева (Бельгия, Европейский Союз), Никита Игумнов (Латвия, Чехия), Юлия Рудт (ЮАР), Таисия Сидоренко (Литва), Мария Старостенко (Израиль, Египет), Анна Трошкина (Бруней, Украина), Александра Урошлева (Финляндия), Анна Швец (Россия), Сергей Явкин (Великобритания, Испания).
Библиографическое описание: Мониторинг конституционных новостей: апрель — май 2019 // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 3 (130). С. 4-14.
Citation
(2019) Monitoring konstitutsionnykh novostey: aprel' - may 2019 [Constitutional watch: April - May 2019]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, vol. 28, no. 3, pp. 4-14. (In Russian).