Научная статья на тему 'Апории критики равноправия женщин и мужчин (на примере мобилизации движения «Семья, любовь, Отечество» против закона о гендерном равенстве)'

Апории критики равноправия женщин и мужчин (на примере мобилизации движения «Семья, любовь, Отечество» против закона о гендерном равенстве) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1069
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / GENDER EQUALITY / NEO-TRADITIONALIZM / PRO-FAMILY MOVEMENT / CIVIC ENGAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шерстнёва Наталия Михайловна

Гендерный порядок современного российского общества характеризуется неравным распределением благ и ресурсов между женщинами и мужчинами. При этом идеи феминизма и гендерного равноправия получают в нем неоднозначную оценку. Данная статья посвящена изучению мобилизации 2012 г. против закона о гендерном равенстве. С помощью анализа аргументации участников этого протеста и их конкретных действий выявляются противоречия прошедшей в России мобилизационной кампании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: the aporias of the criticism of equal rights for women and men (case study of the "family, love, fatherland" movement mobilization against the law on gender equality)

This paper is about mobilization campaign against gender equality law that was a result of the proposal this law under the second consideration in January 2012. We examine, firstly, what the participants of this protest campaign declare, secondly, what they do to gain their goals and then we bring to light the contradiction of this mobilization campaign. Accomplish this we have to answer two questions: 1) what the main reasons to criticize the idea of gender equality and appropriate bill; 2) what pattern of femininity is constructed by female participants of this protest campaign. Giving the answer to the first question on the strength of our empirical data we outline the main mobilizing frames within which the gender equality bill is considered. We have outlined three discursive strategies that are used by the activists of this campaign in order to mobilize citizens against the gender equality law: 1) family and national safety; 2) "gender" as unnatural and normative heterosexu-ality; 3) nation building and the institute of the Russian Orthodox Church. Conducted analysis shows that in the rhetoric of this protest the normative femininity is connected with the notion of family that understood as a registered heterosexually marriage the purpose of which is childbearing. This union is a hierarchically organized, paternalistic family with functional gender roles where men and women are prescribed with instrumental and expressive roles respectively. The orthodox religion is also essential for defense and legitimization of the traditional gender order. Normative femininity in the activists' rhetoric is reduced to maternity and private; it is attributed such characteristics as modesty, passivity, subordination, etc. The second task of the mobilization campaign against gender equality bill's observation is to study out to what extant in their collective actions activists follow the principals that they protect. Here we consider the case of social movement organization "Family, love, Fatherland" conducted a broad protest campaign during this mobilization. This analysis have shown that the pattern of femininity demonstrated by the participants of this mobilization at the level of action could be opposite to that they consider as normative one.

Текст научной работы на тему «Апории критики равноправия женщин и мужчин (на примере мобилизации движения «Семья, любовь, Отечество» против закона о гендерном равенстве)»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2013. №1 (21)

УДК 316.423.6

Н.А. Шерстнёва

АПОРИИ КРИТИКИ РАВНОПРАВИЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН (НА ПРИМЕРЕ МОБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ «СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ, ОТЕЧЕСТВО» ПРОТИВ ЗАКОНА О ГЕНДЕРНОМ РАВЕНСТВЕ)

Гендерный порядок современного российского общества характеризуется неравным распределением благ и ресурсов между женщинами и мужчинами. При этом идеи феминизма и гендерного равноправия получают в нем неоднозначную оценку. Данная статья посвящена изучению мобилизации 2012 г. против закона о гендерном равенстве. С помощью анализа аргументации участников этого протеста и их конкретных действий выявляются противоречия прошедшей в России мобилизационной кампании. Ключевые слова: гендерное равенство, неотрадиционализм, родительское движение, гражданская активность.

В январе 2012 г. широкий общественный резонанс вызвала инициатива Елены Мизулиной, депутата от «Справедливой России», вынести на второе чтение проект закона о гендерном равенстве. Полное название закона - «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации (О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин)». В первом чтении закон был принят 16 апреля 2003 г., не вызвав никакого общественного резонанса. С этого времени проект закона находился в комитете по делам общественных и религиозных организаций без рассмотрения. В 2008 г. он был передан в Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, который возглавляла Е.Б. Мизулина. На второе чтение закон был вынесен под влиянием международных организаций - ООН и «Социалистического интернационала», консультативным членом которого является партия «Справедливая Россия». На этот раз данная законодательная инициатива столкнулась с сопротивлением православной и родительской общественности, в связи с чем дату обсуждения законопроекта переносили несколько раз. До сих пор оно так и не состоялось.

Данная статья посвящена анализу протестной кампании, вызванной предложением ко второму чтению этого закона. Кампания рассматривается с точки зрения соответствия обсуждения внутри нее вопроса гендерного равенства конкретным действиям вовлеченных в нее участников.

Методологией исследования стало изучение случая риторики и действий межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество», которое провело широкую протестную кампанию против законопроекта о гендерном равенстве. Эмпирическую базу данного исследования составили семь публикаций, посвященных законопроекту о гендерном равенстве, авторами которых являются вовлеченные в протестную кампанию активисты, а также лозунги, которые использовали участники мобилизации на пикетах против проекта этого закона. Кроме этого, в ходе исследования было прове-

дено два включенных наблюдения на выступлениях лидера движения «Семья, любовь, Отечество» («Семлот») в Санкт-Петербурге1. Совмещение двух методов исследования (дискурсивного анализа текстов и включенного наблюдения) позволяет выяснить степень соответствия конкретных действий активистов кампании декларируемым ими ценностям и принципам, на которые опираются в своей аргументации активисты.

Основной тезис данной статьи сводится к следующему: организационная структура движения «Семлот» и действия его лидера в кампании против закона о гендерном равенстве противоречат риторике движения, что фактически делает невозможной саму критику принципа равноправия женщин и мужчин. Утверждая традиционную модель женственности как нормативную, на практике лидером движения «Семлот» N.2 воспроизводится модель, которая противоречит принципам женственности традиционного гендерного порядка.

Анализ риторики кампании против закона о гендерном равенстве опирается на подход Р. Бенфорда и Д. Сноу к изучению общественных движений [1, 2]. Заимствовав из драматургической теории И. Гофмана понятие «фрейм» («схема интерпретации») [3. С. 81], исследователи адаптировали его для изучения процессов мобилизации, выделив в коллективном действии когнитивное измерение. С точки зрения Бенфорда, Сноу [1, 2, 4] и других исследователей, работающих в данной парадигме, для получения общественной поддержки и достижения своих целей участники движений определенным образом интерпретируют социальную проблему, осуществляя ее «фрейминг» (framing, framing process). Под фреймингом понимается «сознательное усилие группы людей по формулированию разделяемых представлений о мире и самих себе с целью легитимировать и стимулировать коллективное действие» [4. P. 6]. То есть участники движений формулируют схему интерпретации, в рамках которой рассматривают и обсуждают волнующую их проблему.

Законопроект как основание для протеста

Прежде чем перейти к анализу риторики протестной кампании, рассмотрим подробнее законопроект, который ее вызвал. Предложенный ко второму чтению проект закона является первым и на сегодняшний день единственным государственным документом РФ, использующим категорию «гендерного равенства». Под ней в законе понимается «равный правовой статус женщин и мужчин, в том числе обеспечивающий им равный доступ к ресурсам и исключающий гендерную дискриминацию». Таким образом, именно на защиту от «дискриминации по признаку пола» направлен данный законопроект. Женщина и мужчина в нем позиционируются как субъекты права, которые обладают не только равным правовым статусом, но и равными возможностями для его реализации. В отличие от ст. 19.3 Конституции РФ, где закреплен общий принцип равных прав и свобод мужчин и женщин [8], в данном законе выделены основные области, в которых принцип гендерного равенства в России чаще всего нарушается. Это, прежде всего, профессиональная и полити-

1 Встреча проходила в православном театре «Странник» в Санкт-Петербурге 20 января 2012 г. и 01.04.2012 г.

2 Здесь и далее используются символы для обозначения участников движения.

ческая сферы. Так, предполагается, что в результате принятия данного закона будет обеспечено «недопущение гендерной дискриминации» при «приеме на работу, продвижении по работе и в оплате труда», будут созданы «условия для совмещения профессиональных и семейных обязанностей». В политической сфере ожидается также достижение гендерного баланса и обеспечение равного представительства женщин и мужчин на разных уровнях политической власти. Для поддержания этого баланса закон предполагает введение гендерных квот, создание при Правительстве РФ «Комиссии по вопросам гендерного равноправия» и введение должности Уполномоченного по вопросам гендерного равноправия. В качестве санкций за дискриминацию закон вводит требование денежной компенсации «пострадавшему лицу». Размер компенсации определяется с учетом «характера, степени и продолжительности гендерной дискриминации».

Таким образом, закон создает условия и предлагает набор ресурсов (в виде новых ведомств и омбудсмена), которые позволили бы контролировать соблюдение принципа гендерного равенства в отдельно взятой сфере, рассматривая конкретный случай дискриминации внутри ее индивидуального контекста.

Риторика противников законопроекта (на примере МОД «Семлот»)

Предложенный ко второму чтению законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации (О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин)» вызвал негативную оценку и критику со стороны консервативно настроенной общественности. В данной части статьи проводится анализ аргументации межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество» (МОД «Семлот») по поводу данного законопроекта и выявляются дискурсивные стратегии мобилизации сторонников, т.е. схемы интерпретации, в рамках которых активистами движения и рассматривается идея гендерного равенства и соответствующий законопроект. Но прежде, чем перейти к этому, скажем немного о самом движении «Семлот» и дискурсе, в котором действуют его участники.

Несколько слов о движении «Семья, любовь, Отечество»

Движение сформировалось в 2010 г. в результате прошедших в Калининграде общественных слушаний «по вопросам внедрения в России ювенальной системы»1. «Семлот» позиционирует себя как родительское движение, которое выступает за сохранение семейных ценностей и права семьи на автономию. Название движения отсылает к националистическому, просемейному и патриархальному дискурсам, которые в значительной мере определяют характер высказываний участников движения и выбор дружественных им движений для проведения совместных публичных акции. Так, «Семлот» - постоянный участник митингов, которые организует националистическое движение «Народный собор», а лидер «Семлот» параллельно является членом Президиума центрального совета движения «Народный собор». Организационная структура движения «Семлот» имеет одного яркого лидера - женщину К.,

1 Сайт МОД «Семья, любовь, Отечество». (http://www.semlot.narod.ru/about.html Доступ:

10.01.2013)

которая представляет движение в публичном пространстве. Сложно сказать, сколько точно участников оно насчитывает, однако, не считая пикетов, практически все высказывания и действия (выступления на митингах, индивидуальные встречи с родителями, публикации) осуществляются от лица этого руководителя.

Выступления и тексты движения изобилуют религиозно окрашенными суждениями православного толка. Публичные выступления лидера «Семлот» начинаются, как правило, с совместной православной молитвы. Это дает основания предполагать, что в вопросе гендерного равенства движение придерживается мнения о необходимости сохранения традиционного гендерного порядка, при котором мужское и женское оказываются иерархически организованными бинарными оппозициями. Предполагается, что оптимальное распределение гендерных ролей происходит традиционным образом: мужчине предписывается ориентирование на публичное и общественное (достижение экономического благополучия, интеграция семьи в общество), а женщине -на личное и приватное (материнство, забота об эмоциональном благополучии семьи и ее внутренней интеграции). Семья, таким образом, рассматривается как союз мужчины и женщины, предполагающий деторождение, в котором гендерная роль мужчины связана с выполнением инструментальной функции, а женщины - экспрессивной.

Одним из условий успешности движения в социальном поле является соответствие целей движения его собственным убеждениям и ценностям [5. С. 602]. Поскольку представление позиции движения «Семлот» в публичном пространстве осуществляется от лица его лидера - К., именно она рассматривается как выразитель и носитель ценностей и убеждений, лежащих в основе развернувшейся кампании. Таким образом, доверие к движению и его поддержка со стороны аудитории зависят от того, насколько ценности лидера «Семлот», которые репрезентируются не только в ее словах и текстах, но и в действиях, соответствуют тем целям, которые она заявляет в публичном пространстве.

Перейдем теперь к анализу аргументации движения. Для того чтобы определить, насколько активисты движения, а точнее, его лидер в своих действиях следует ценностям и принципам, которые защищает в данной протест-ной кампании, нам потребуется ответить на следующие два вопроса: 1) на каких основных положениях основывается критика идеи гендерного равенства; 2) какая модель женственности конструируется лидером движения «Семлот» в рамках данной протестной мобилизации.

Для ответа на первый вопрос, используя теоретический подход к изучению фреймов коллективного действия Сноу и Бенфорда, выделим основные дискурсивные стратегии мобилизации (интерпретационные схемы), которые используют активисты для интерпретации идеи гендерного равенства. Затем с помощью понятия Дж. Батлер «субверсивные практики» (т.е. практики, подрывающие гегемонный дискурс) [6] рассмотрим конкретные действия N. и то, какие эффекты имеют эти действия в отношении протестной риторики движения.

Интерпретация гендерного равенства

Гендерное равенство - угроза семье и национальной безопасности страны

Как интерпретируется принцип гендерного равенства участниками движения? Какими свойствами он наделяется и что ему противопоставляется в данной кампании активистами "Семлот"? В основе критики идеи гендерного равенства лежит представление движения о традиционной семье как основе сильного государства. Так, в одной из статей лидера N. по поводу нашумевшего законопроекта утверждается, что «отношение к гендеру как к проявлению феминизма маскирует основную цель закона - скрытное, а потому насильственное разрушение национальных устоев, каковыми являются традиционная семья, воспитание, культура, нравственность, вера; кардинальное изменение веками формировавшейся системы ценностей» [9]. Как видно из данной цитаты, понятие гендерного равенства связывается активистами с феминизмом, который, в свою очередь, противопоставляется идее традиционной семьи. Таким образом, в ходе интерпретации закона о гендерном равенстве активистами конструируется два противоположных мира: национальный (традиционный) и мир «гендерного равенства». Первый мир рассматривается как основание «национальных устоев», ценность и объект защиты. Он строится на сохранении гендерных различий и традиционных гендерных ролей. Второй мир интерпретируется как разрушительный для традиционной семьи, поскольку в нем «уничтожаются мужчины и женщины в их изначальном смысле» [10]. В рамках традиционной модели семьи подразумевается равное, но различное участие отца и матери, где каждому предписывается выполнение инструментальной и экспрессивной функции соответственно. Женщина в такой модели семьи, прежде всего, жена и (многодетная) мать, хранительница семейного очага. Большое значение имеет также принцип иерархии, на основании которого между членами традиционной семьи распределяются права и обязанности.

Таким образом, принцип гендерного равенства и феминизм рассматриваются здесь как то, что стирает гендерные различия между мужчиной и женщиной и угрожает национальной безопасности страны. Позиция движения ориентирована на сохранение и воспроизводство традиционных гендерных ролей и традиционную семью, где женщина отказывается от «мужских функций» и сводит свою гендерную роль к материнству.

Гендерное равенство - угроза естественному разделению полов и нормативной гетеросексуальности

Кроме того, что гендерное равенство связывается с размыванием гендерных различий и семейных ролей, оно рассматривается участниками данной мобилизации как угроза естественному разделению полов. Так, в своей статье N. акцентирует внимание на следствиях нового законодательства: «Скоро эта инициатива поделит всех нас по признаку социального пола (не путать с биологическим!), то есть по признаку отношения к своей половой роли -“принимаю, то, с чем родился”, или “выбираю новое”» [10]. Исходя из презумпции биологического разделения полов на мужской и женский, она интерпретирует понятие «гендер» как то, что связано с отрицанием природного и естественного и угрожает биологическому виду: «Переориентирование общественных норм и отношений с неизменного природного и обычного де-

ления на два мира (мужской и женский) на <...> превращение всех нас в сообщество особей, запутавшихся в своих ощущениях (“кто я - мужчина или женщина?”, “я такой постоянно или 3раза в неделю?”, “я уже определился с полом или нахожусь в процессе поиска и эксперимента?”), уничтожит нас не только как народ, но и как вид» [11].

В такой интерпретации происходит делегитимизация термина «гендер», лишая его научности, объективности (гендер - «результат личного выбора»), русскости («в разговорном русском языке это иностранное слово никто не использует») [12]. Искажение термина позволяют карикатуризировать его в глазах общественности, не имеющей другой версии определения понятия.

Проблематизация «гендерного» как противоестественного и враждебного идет еще и путем сведения его к нетрадиционным сексуальным партнерским отношениям: «Законопроект, уже прошедший первое чтение без широкого обсуждения, создаёт правовую базу для легализации извращений, беспрепятственного доступа содомитов и лесбиянок к нашим детям, извращает традиционные семейные ценности, традиционные нормы нравственности, морали, разрушает семейные устои» [13]. В результате высказываний, подобных этому, первоначальный смысл принципа гендерного равенства как равенства прав мужчин и женщин и возможностей в реализации этих прав превращается в «равенство прав извращенцев» [14].

Кроме этого, для легитимизации протеста и повышения убедительности своей позиции участники мобилизации обращаются к теме защите детей. Во многих статьях на тему закона о гендерном равенстве в названии присутствуют яркие наименования, свидетельствующие об антитолерантной позиции движения и его неприятии негетеросексуальных форм партнерства: «гендер-гей-шизофрения», «гендер-гей-политика», «лазейка для содомитов» и т.д. Таким образом, происходит искажение сути понятия «гендер» через определенные акценты и гипертрофированное озвучивание только одного из множества смыслообразующих граней термина.

Гендерное равенство - угроза национальному строительству и институту православной церкви

В контексте третьего фрейма важным пунктом мобилизации родительских организаций против закона о гендерном равенстве является дискурс традиционных для русской культуры ценностей в русле религиозной православной морали. «Вопрос о равенстве позиций мужчин и женщин никогда не был национальной идеей России, для культурных и религиозных традиций народа восстанавливать мужчин и женщин друг против друга всегда было несвойственно <...>. По большому счёту, нормальным женщинам такая борьба тоже неинтересна. Вот за жениха побороться - это да...» [9].

Гендерное равенство здесь рассматривается как нечто чуждое русской культуре, как то, что навязывает ей иную «систему приоритетов и ценностей» и поэтому несет в себе угрозу «традиционным основам» российского общества, семьи и ее «укладу» [15]. Усиление «чуждости» гендерного равенства происходит также с помощью переопределения понятия «равенства» на «противостояние» женщин и мужчин.

Кроме этого, принятие закона о гендерном равенстве в рамках данного фрейма интерпретируется как угроза православной церкви: «Право общест-

венных организаций и граждан обращаться для соблюдения «гендерного равенства» в структуры, уполномоченные защищать гендерное равенство, создаёт риск уничтожения исконной иерархии и патернализма в Церкви и угрозы введения в церковную жизнь женского священства» [9]. В соответствии с данным высказыванием лидера движения «Семлот» правовые структуры (а именно, Комиссия по вопросам гендерного равноправия при Правительстве РФ и Уполномоченный по вопросам гендерного равноправия) в случае принятия закона о гендерном равенстве интерпретируются как угроза православной церкви и ее структуре. Институт православной церкви и православная религия оказываются ценностями, необходимость защиты которых утверждают участники данной мобилизации. Тем самым они утверждают приоритет религии (в основе которой лежит идея иерархии и патриархата) перед гражданскими правами человека.

Основные представления движения о гендерных ролях

В предыдущей части мы выделили три схемы интерпретации движением принципа гендерного равенства и выяснили, что в основе его критики лежит представление о традиционной семье. Из анализа аргументации движения следует, что под видом консервативной риторики защиты традиционных ценностей активисты движения «Семлот» в рамках мобилизации против закона о гендерном равенстве предлагают консервативную концепцию распределения гендерных ролей. Во-первых, роли рассматриваются только в условиях семьи. Во-вторых, в основе формирования последней лежат ценности православной морали, в соответствии с которыми распределяются обязанности между мужчиной и женщиной. С помощью религиозного дискурса и дискурса традиционных ценностей оправдывается иерархия в семье и неравенство занимаемых мужем и женой позиций. В-третьих, статус нормативного партнерства получают исключительно гетеросексуальные отношения. И, наконец, правильной здесь считается только детная и/или многодетная семья. Такой порядок рассматривается как необходимый для сохранения нации (миссия женщины - поддержание демографической безопасности) и легитимируется православной религией. Гендерное равенство воспринимается как чуждое русской культуре и нравственности.

Таким образом, на уровне риторики - нормативная модель семьи, предложенная активистами, требует от женщины быть, прежде всего, женой и матерью, занимать подчиненное положение по отношению к мужу, быть незаметной и пассивной. Эта женщина не является субъектом в том смысле, каким им является мужчина. Ее субъективность ограничивается рамками личного и приватного. В данной риторике женщина лишена права высказывания, чужда публичному и политическому.

Практика реализации гендерных ролей в движении «Семлот» (на примере руководителя движения И.)

В то время как на уровне риторики движение защищает традиционную женственность, воспроизводимая модель женственности лидером движения «Семлот» N. указывает на противоречие между уровнем аргументации и действия. Как отмечалось выше, лидером данного движения является женщина, и именно она публично высказывается от лица движения. Репертуар действий движения включает такие акции, как встречи и беседы лидера «Семлот»

с православной и родительской общественностью, выступления на радио «Радонеж», публикации своих статей на сайте электронного журнала «Русская народная линия». В своих статьях и во время выступлений N. рассказывает о тех законопроектах, которые вызывают у них протест и в которых они видят угрозу семье и родителям.

В ходе выступлений перед аудиторией лидер «Семлот» занимает достаточно властную позицию и монополизирует право на высказывание. Так, во время встречи с родительской и православной общественностью, в ответ на прозвучавшее несогласие одной из слушательниц, руководитель движения N. сказала следующее: «Я не хочу, чтобы мы сейчас отвлеклись на тему убеждения одного из нас - мы не для этого собрались. <...> Иногда у нас бывают люди, которым хочется самому одному высказаться. Сегодня такой человек - это я».

Вместе с тем та модель женственности, которая была сконструирована на уровне дискурса в ходе мобилизации против закона о гендерном равенстве, не предполагает не только того, чтобы женщина оказывалась в публичном поле, но и вообще занимала властную позицию, оказываясь субъектом высказывания и политики. Ситуация, когда у лидера «Семлот» как женщины появляется власть, оказывается в данном случае за рамками нормы и подрывает сконструированный N. дискурс нормативной женственности. Это, в свою очередь, требует оправдания. Так, N. часто ссылается на то, что не по собственному желанию занимает положение в публичной сфере, что она вынуждена это делать и что это необходимо ради некоторой благой цели: «Что делать? Я бы хотела быть слабой женщиной. Но что делать, как юмористы говорят, если в нашей стране то избы горят, то кони скачут? Поэтому все сделано в нашей стране, чтобы мужчина забыл о своем истинном предназначении: быть сильным, воином, отвечать за семью, за страну. <...> ...будучи даже человеком с активной позицией и даже рассказывающей мужчинам, как надо жить, вот в данном случае (улыбается), я, тем не менее, стою на тех позициях, что мы должны все быть на своем месте и бороться за какие-то равенства прав, которые не предусмотрены на самом деле истинным положением дел. И если мы - православные христиане, то понимаем, кто на каком месте должен быть»1.

В поступках N. такие важные для традиционности качества, как слабость, покорность и подчиненность по отношению к мужчине, вытеснены противоположными. Женщина, которую можно увидеть в образе №, не только обладает мнением и высказывает его публично, но и монополизирует право на высказывание, оказываясь тем самым субъектом политики.

Данное противоречие можно объяснить тем, что в консервативных идеологиях (таких как неотрадиционализм или фундаментализм) женщины являются не только их объектами, но и сами принимают активное участие в достижении декларируемых идеологией целей [7]. Именно женщина заключает в себе границы сообщества и через свои действия устанавливает их.

В рассматриваемом случае происходит аналогичная ситуация. В своих публичных выступлениях лидер движения «Семлот» демонстрирует лояль-

1 Выступление N. 1.04.2012 в православном театре «Странник», г. Санкт-Петербург.

ность к просемейному и религиозному православному дискурсу. Она является носителем идентичности этого дискурса и устанавливает границы традиционного общества. С другой стороны, такая позиция дает ей как женщине возможность выйти из сферы приватного и получить определенную власть и безопасность. Перед нами, таким образом, пример одной из возможных стратегий сопротивления женщины в условиях репрессивного, патриархатного дискурса.

Но что же в таком случае происходит с критикой гендерного равенства, которую осуществляет такой субъект? На практике субъект, сформированный идеологией патриархата, действуя таким образом, осуществляет субвер-сивные действия и подрывает консервативный дискурс о женственности (и таким образом критику гендерного равенства) и соответствует больше логике феминистского поведения. При этом на уровне дискурса какая-либо связь с феминизмом отрицается через маргинализацию любых неконвенциональных, не предполагающих иерархию форм отношений. С другой стороны, бессознательно происходит воспроизводство феминистского поведения, что может привести к подрыву неотрадиционалистского дискурса данного движения и критики гендерного равноправия, в частности.

Литература

1. Snow D. A., RochfordE. B. Jr., Worden S. K., BenfordR. D. Frame alignment processes, micromobilization, and movement participation // American Sociological Review. 1986. Vol. 51, № 4. P. 464-481.

2. BenfordR. D., Snow D. A. Frame processes and social movements: an overview and assessment // Annual Review of Sociology, 2000. Vol. 26. Р. 611-639.

3. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН. 2004.

4. McAdam D., McCarthy J.D. and Zald M. Comparative Perspective on Social Movements. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.

5. СмелзерН. Социология. М.: Феникс, 1994.

6. Batler J. Gender trouble: feminism and the subversion of identity. New York (London): Routledge, 1990.

7. Feldman R., Clark K. Women, Religious Fundamentalism and Reproductive Rights// Reproductive Health Matters, Vol. 4, No. 8, Fundamentalism, Women's Empowerment and Reproductive Rights. Nov., 1996. P. 12-20.

Список документов

8. Ст. 19.3. Конституция РФ. «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htmtf1903 Доступ: 10.01.2013).

9. Рябиченко Л. Настоящая правда о гендере // РНЛ (http://ruskline.ru/analitika/ 2012/02/23/nastoyawaya_pravda_o_gendere/ Доступ 09.02.2013).

10. Рябиченко Л. Замена мужчин и женщин «особями пяти полов» как новая государственная стратегия? // РНЛ (http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/19/zamena_ muzhchin_i_ zhenwin_ osobyami_pyati_polov_kak_novaya_gosudarstvennaya_strategiya Доступ 09.02.2013).

11. Рябиченко Л. Игры в «свободу пола» или уничтожение страны - что выбираем? // РНЛ (http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/24/igry_v_ svobodu_pola_ili_ unichtozhenie_strany_ chto_ vybiraem/ Доступ 10.01.2013).

12. Гендер - это лазейка для содомитов // РНЛ (http://ruskline.ru/news_ rl/2012/01/31/ gender_eto_lazejka_dlya_sodomitov/ Доступ 10.02.2013).

13. Народный Собор. Депутат Мизулина открывает дорогу содомитам // РНЛ (http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/27/deputat_mizulina_otkryvaet_dorogu_sodomitam/ Доступ:

10.01.2013).

14. Завтра Дума намерена принять закон о равенстве прав извращенцев // РНЛ (http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/26/zavtra_duma_namerena_prinyat_zakon_o_ravenstve_prav_izvr awencev/ Доступ: 11.01.2013).

15. «Законопроект навязывает чужую для России систему приоритетов и ценностей» // РНЛ (http://ruskline.ru/news_rl/2012/03/4/ zakonoproekt_navyazyvaet_ chuzhduyu_dlya_rossii_ sistemu_prioritetov_i_cennostej/ Доступ: 11.01.201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.