Научная статья на тему 'АПК РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ: ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ'

АПК РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ: ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕСУРСНАЯ БАЗА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ПРОТЕКЦИОНИСТСКАЯ ПОЛИТИКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СУБСИДИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзанайты Хадзымат Георгиевич, Дзгоев Дмитрий Валерьевич, Дзанайты Зарина Хадзыматовна

В работе представлена развернутая характеристика состояния продовольственной безопасности Республики Северная Осетия - Алания на современном этапе ее развития. Обозначены основные направления, способствующие снижению продовольственной зависимости региона и в целом РФ от ввозимой сельскохозяйственной продукции. Институты государственной власти по определению призваны решать задачу обеспечения продовольственной безопасности. Обеспечение продовольственной безопасности предполагает стабильное использование соответствующего сырья в различных отраслях экономики и надежное сбалансированное питание граждан страны за счет собственной продукции. Впервые в ярко выраженной форме задача обеспечения Российской Федерации и ее регионов отечественными продуктами питания стала в 90-х годах ХХ столетия. Последнее было обусловлено резким трансформационным спадом в экономике. Опережающие темпы политических реформ, по отношению к реформам, происходящим в экономическом базисе крайне отрицательно сказались на основополагающих показателях эффективности производственных систем в агропромышленном комплексе страны. Оказалось, что свободный рынок сам по себе не в состоянии удовлетворять спрос населения в товарах первой необходимости и, безусловно, в продуктах питания, выступающих в качестве необходимого условия как воспроизводства трудовых ресурсов, так и поддержания биологического равновесия. Поэтому вопросам государственного протекционизма на уровне отечественного агропромышленного комплекса необходимо уделять первостепенное внимание. В этом смысле Россия реализует модель догоняющего развития по отношению к промышленно развитым странам, которым удалось создать наиболее эффективную поддержку своих сельскохозяйственных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дзанайты Хадзымат Георгиевич, Дзгоев Дмитрий Валерьевич, Дзанайты Зарина Хадзыматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIC OF REPUBLIC NORTH OSSETIA - ALANIA: FOOD SAFETY

The paper presents detailed characteristics of the status of food security of the Republic of North Ossetia - Alania at the present stage of its development. Main approaches to reducing food dependency of the region and Russia as a whole from imported agricultural products. Institutions of state power, by definition, designed to solve the problem of food security. Food security involves the sustainable use of the relevant raw materials in various industries and reliable balanced diet of citizens at the expense of their own products. For the first time in a pronounced form, the task of ensuring the Russian Federation and its regions, home-made products became in the 90-ies of XX century. The latter was due to a sharp transformation of the downturn in the economy. The advanced pace of political reforms, in relation to the reforms taking place in the economic basis had a negative impact on fundamental performance indicators of production systems in the agro-industrial complex of the country. It turned out that the free market by itself is unable to meet the demand of the population and, of course, in food products, acting as the necessary conditions of reproduction of labor resources and the maintenance of biological equilibrium. Therefore, the issues of state protectionism at the level of domestic agriculture should be given priority. In this sense, Russia is implementing a model of catching-up development in relation to industrialized countries that have managed to create the most effective support for their agricultural producers.

Текст научной работы на тему «АПК РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ: ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

УДК 631:001

Дзанайты Х. Г., Дзгоев Д. В., Дзанайты З. Х.

Dzanajty Kh. G., Dzgoev D. V., Dzanajty Z. Kh.

АПК РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ: ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

AIC OF REPUBLIC NORTH OSSETIA - ALANIA: FOOD SAFETY

В работе представлена развернутая характеристика состояния продовольственной безопасности Республики Северная Осетия -Алания на современном этапе ее развития. Обозначены основные направления, способствующие снижению продовольственной зависимости региона и в целом РФ от ввозимой сельскохозяйственной продукции.

Институты государственной власти по определению призваны решать задачу обеспечения продовольственной безопасности. Обеспечение продовольственной безопасности предполагает стабильное использование соответствующего сырья в различных отраслях экономики и надежное сбалансированное питание граждан страны за счет собственной продукции.

Впервые в ярко выраженной форме задача обеспечения Российской Федерации и ее регионов отечественными продуктами питания стала в 90-х годах ХХ столетия. Последнее было обусловлено резким трансформационным спадом в экономике. Опережающие темпы политических реформ, по отношению к реформам, происходящим в экономическом базисе крайне отрицательно сказались на основополагающих показателях эффективности производственных систем в агропромышленном комплексе страны. Оказалось, что свободный рынок сам по себе не в состоянии удовлетворять спрос населения в товарах первой необходимости и, безусловно, в продуктах питания, выступающих в качестве необходимого условия как воспроизводства трудовых ресурсов, так и поддержания биологического равновесия.

Поэтому вопросам государственного протекционизма на уровне отечественного агропромышленного комплекса необходимо уделять первостепенное внимание. В этом смысле Россия реализует модель догоняющего развития по отношению к промышленно развитым странам, которым удалось создать наиболее эффективную поддержку своих сельскохозяйственных товаропроизводителей.

The paper presents detailed characteristics of the status of food security of the Republic of North Ossetia - Alania at the present stage of its development. Main approaches to reducing food dependency of the region and Russia as a whole from imported agricultural products.

Institutions of state power, by definition, designed to solve the problem of food security. Food security involves the sustainable use of the relevant raw materials in various industries and reliable balanced diet of citizens at the expense of their own products.

For the first time in a pronounced form, the task of ensuring the Russian Federation and its regions, home-made products became in the 90-ies of XX century. The latter was due to a sharp transformation of the downturn in the economy. The advanced pace of political reforms, in relation to the reforms taking place in the economic basis had a negative impact on fundamental performance indicators of production systems in the agro-industrial complex of the country. It turned out that the free market by itself is unable to meet the demand of the population and, of course, in food products, acting as the necessary conditions of reproduction of labor resources and the maintenance of biological equilibrium.

Therefore, the issues of state protectionism at the level of domestic agriculture should be given priority. In this sense, Russia is implementing a model of catching-up development in relation to industrialized countries that have managed to create the most effective support for their agricultural producers.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, ресурсная база, экономические показатели, воспроизводство, протекционистская политика, сельскохозяйственные предприятия, субсидирование.

Дзанайты Хадзымат Георгиевич -

доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ Тел.: 8 928 486 08 20

Дзгоев Дмитрий Валерьевич -аспирант, ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ Тел.: 8 928 486 08 20

Дзанайты Зарина Хадзыматовна -студент, ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ Тел.: 8 928 486 08 20

Государство по определению призвано решать задачу обеспечения продовольственной безопасности. Обеспечение продовольственной безопасности предполагает стабильное использование соответствующего сырья в различных отраслях экономики и надежное сбалансированное питание граждан страны за счет собственной продукции.

В наиболее острой форме задача обеспечения Российской Федерации и ее регионов отечественными продуктами питания стала в 90-х годах ХХ столетия. Последнее было обусловлено резким трансформационным спадом в экономике. Опережающие темпы политических реформ, по отношению к реформам, происходящим в экономическом базисе крайне отрицательно сказались на основополагающих показателях эффективности производственных систем в агропромышленном комплексе страны. Оказалось, что свободный рынок сам по себе не в состоянии удовлетворять спрос населения в товарах первой необходимости и, безусловно, в продуктах питания, выступающих в качестве необходимого условия как воспроизводства трудовых ресурсов, так и поддержания биологического равновесия.

На определенном этапе государство абстрагировалось от поддержания продовольст-

Key words: food security, resource base, economic indicators, reproduction, protectionist policies, agricultural enterprises, subsidies.

Dzanajty Khadzymat Georgievich -

Doctor of Economics, Professor, FSBEI HE «Gorsky State Agrarian University», Vladikavkaz Tel.: 8 928 486 08 20

Dzgoev Dmitriy Valerevich -

Graduate student, FSBEI HE «Gorsky State Agrarian University», Vladikavkaz Tel.: 8 928 486 08 20

Dzanajty Zarina Khadzymatovna -

Student, FSBEI HE Gorsky «Gorsky State Agrarian University», Vladikavkaz Tel.: 8 928 486 08 20

венной безопасности, что неминуемо сказалось на уровне фундаментальных экономических показателей. Здесь, в первую очередь, речь идет об уровне потребления основных групп продовольственных товаров. В результате этого негативного процесса уровень реального потребления снизился на 40-60%, за чертой бедности оказалось более 30% населения страны.

В АПК Республики Северная Осетия -Алания можно выделить ряд этапов, оказавших существенное влияние на динамику обеспечения продовольственной безопасности. Первый этап в целом вписывается в общероссийскую динамику. Так, вследствие обвала курса российской национальной валюты (1998 г.) был создан ряд существенных предпосылок для решения проблемы импортоза-мещения. Рост промышленного производства, в частности, сельскохозяйственного машиностроения по некоторым оценкам составил 2025 % [1]. Последнее было обусловлено процессом импортозамещения, активизации отечественных производителей промышленной продукции. В этот период широкое применение получили следующие инструменты протекционистской политики:

- механизм компенсации инвестиций в АПК;

- оптимизация таможенного тарифного и нетарифного регулирования;

- стимулирование предпринимательской деятельности на сельских территориях и др.

Согласно данным Росстата по РСО - Алания продукция сельского хозяйства (в фактических действовавших ценах, млн. рублей)

увеличилась с 2728,5 млн. рублей в 2000 г. до 25146,9 млн. рублей к началу 2014 г. То есть, превышение составило более 9000% [2]. В том числе в растениеводстве данный показатель составил - 903%, в животноводстве -930% (табл. 1).

Таблица 1 - Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах, млн. рублей) [2]

2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Хозяйства всех категорий

Продукция сельского хозяйства: 2728,5 7639,3 14193,8 15173,6 1780,4 21464,0 23448,4 25146,9

в том числе растениеводство животноводство 1069,9 1658,6 2792,4 4846,9 4946,9 9246,9 4950,3 10223,4 6902,7 10898,6 8348,7 13115,3 8007,4 15441 9668,1 15478,8

Сельскохозяйственные предприятия

Продукция сельского хозяйства: 695,3 930,0 2466,8 2564,6 3453,3 4479,9 5488,2 5822,5

в том числе растениеводство животноводство 445,2 250,1 501,5 428,4 1618,2 848,6 1551,5 1033,1 2516,9 936,4 3045,2 1434,7 3702,4 1785,8 4529,1 1293,3

Хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства: 1858,3 6136,6 10093,9 11016,3 12572,0 14721,6 15061,4 16002,5

в том числе растениеводство животноводство 3752,3 1311,9 1972,2 4164,5 2347,9 7746,0 2423,8 8592,5 3321,2 9250,8 3740,5 1908,1 2194,5 12886,9 2681,9 13320,6

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Продукция сельского хозяйства: 174,9 572,7 1633,2 1572,7 1776,1 2262,5 2898,8 3321,9

в том числе растениеводство животноводство 78,3 96,6 318,6 254,0 980,8 652,3 975,0 597,7 1064,7 711,4 1563,0 699,5 2110,5 788,3 2457,1 864,8

Наибольший фактический прирост произошел в хозяйствах населения. Здесь общий объем продукции сельского хозяйства увеличился с 1858,3 млн. рублей до 16002,5 млн. рублей. Соответственно группа сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, характеризовались следующей динамикой: 695,3 (2004 г.) и 5822,5 млн. рублей (2014 г.); 174,9 млн. рублей (2004 г.) и 3321,9 млн. рублей.

Отсюда становится очевиден огромный резерв наращивания собственной сельскохозяйственной продукции в АПК изучаемого региона. Основным механизмом, стимулирующим данный рост является усиление государ-

ственного регулирования экономических процессов, протекающих в аграрной и смежной с ней отраслях.

О положительном влиянии политики им-портозамещения свидетельствуют и общероссийские показатели. Только за первое полугодие 2014 г. производство свинины составило 884 тыс. т, что превышает соответствующие показатели 2013 г. более чем на 12% [3]. Импортная составляющая в производстве мяса свинины составила 17,2% (2014 г.). Аналогичная динамика по другим видам мясной продукции. При увеличении объемов произведенного мяса на 7,9%, доля импорта снизилась до 10,2%.

Второй этап, стимулирующий процесс импортозамещения в АПК РСО - Алания по времени соотносится с введением экономических санкций против Российской Федерации со стороны стран, входящих в зональную группировку «Европейский Союз». Ответные контрмеры, принятые правительством РФ продолжают стимулировать процесс по им-портозамещению и, соответственно, по укреплению позиций российских аграриев, прежде всего, на отечественном рынке.

Анализ литературных источников [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10] показал, что с целью придания данному процессу необратимого характера следует на государственном уровне решить ряд вопросов, а именно:

- совершенствование кредитной политики;

- увеличение государственного субсидирования отечественных сельхозтоваропроизводителей;

Литература

1. Федоляк Ф. С. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России. М.: Инфра-М, 2014.

2. РСО - Алания в цифрах, 2014. Краткий статистический сборник / Северная Осетия-стат. Владикавказ, 2014. 268 с.

3. Нуралиев С.У. Продовольственный рынок: проблемы становления и перспективы развития. Волгоград: ВолГУ, 2014.

4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

5. Ушачев И.Г. Продовольственная безопасность России в рамках глобального партнерства. М.: ИП Насирддинова В. В., 2013.

6. Аварский Н.Д. Теоретические и практические аспекты товародвижения на агропро-довольственном рынке (зарубежная и отечественная практика). М.: Центр информации ВНИИЭСХ, 2014.

7. Серков А. Ф. Аграрная политика: вызовы и перспективы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. №12.

8. Рыжкова С.М. Основные тенденции и нормативно-правовое регулирование плодоовощного рынка России: теоретические и прикладные аспекты развития современного предпринимательства / под ред. М.А. Эскин-дарова. М.: Перо, 2014.

- восстановление эффективной системы воспроизводства кадрового потенциала для отечественного АПК;

- организация прогрессивной системы материально-технического обеспечения всех сфер отечественного АПК;

- переориентация производителей минеральных удобрений, средств защиты растений на отечественный рынок, за счет введения системы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- развитие системы государственных закупок сельскохозяйственной продукции.

В целом обозначенные долгосрочные направления развития отечественного АПК позволят в среднесрочной перспективе решить ключевую задачу, стоящую перед ним.

References

1. Fedolyak F.S. Importozameschayuschaya strategiya strukturnykh sdvigov v ekonomike Rossii. M.: Infra-M, 2014.

2. RSO - Alaniya v tsifrah, 2014. Kratkij sta-tisticheskij sbornik / Severnaya Osetiyastat. Vladikavkaz, 2014. 268 s.

3. Nuraliev S.U. Prodovolstvennyj rynok: problemy stanovleniya i perspektivy razvitiya. Volgograd: VolGU, 2014.

4. Gosudarstvennaya programma razvitiya selskogo khozyajstva i regulirovaniya rynkov selskohozyajstvennoj produktsii, syrya i prodo-volstviya na 2013-2020 gody.

5. Ushachev I.G. Prodovolstvennaya bezopas-nost Rossii v ramkakh globalnogo partnerstva. M.: IP Nasirddinova V.V., 2013.

6. Avarskij N.D. Teoreticheskie i prakti-cheskie aspekty tovarodvizheniya na agroprodo-volstvennom rynke (zarubezhnaya i otechestven-naya praktika). M.: Tsentr informatsii VNIIEHSKH, 2014.

7. Serkov A.F. Agrarnaya politika: vyzovy i perspektivy // Ekonomika selskohozyajstvennykh i pererabatyvayuschikh predpriyatij. 2014. №12.

8. Ryzhkova S.M. Osnovnye tendentsii i nor-mativno-pravovoe regulirovanie plodoovoschno-go rynka Rossii: teoreticheskie i prikladnye as-pekty razvitiya sovremennogo predprinimatelstva / pod red. M.A. Eskindarova. M.: Pero, 2014.

9. Борхунов Н.А., Родионова О.А. Воспроизводство в сельскохозяйственных организациях в 2014 г. // АПК: экономика, управление. М., 2015. №9.

10. Родионова О.А., Борхунов Н.А. Дивергенция аграрной политики России // Материалы Моск. экон. форума «Новый курс. Время не ждет» 25-26 марта 2015 г. М.: ФГБНУ ВНИИ-ТЭСХ, 2015.

9. Borkhunov N.A., Rodionova O.A. Уо-8рго1гуоё81уо V 8е18коИо^^81;уеппукк о^аш-2а181уакЬ V 2014 g. // АРК: екопош1ка, ирга^е-ше. М., 2015. №9.

10. Rodionova O.A., Borkhunov N.A. Diver-gentsiya agrarnoj po1itiki Rossii // Ма!ейа1у Мо8к. екоп. foruшa «Novyj ките. Уreшya пе zhdet» 25-26 шаЛа 2015 g. М.: FGBNU У№1-ТЕШКИ, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.