Научная статья на тему 'Анты и авары'

Анты и авары Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
808
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СКЛАВИНЫ И АНТЫ / ГУННЫ / ПРОТОБОЛГАРЫ / АВАРЫ / ДУЛЕБЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Князький Игорь Олегович

Статья посвящена историческим особенностям взаимоотношений славянских племён антов с кочевыми ордами тюрко-монгольских племён в эпоху раннего Средневековья. Особое внимание уделено столкновениям с аварами и отображению этих событий в Русской летописи. Проанализировано летописное известие об обрах и дулебах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анты и авары»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94

Князький Игорь Олегович

доктор ист. наук, профессор МЭИ г. Москва, РФ E-mail: knyazkiy@bk.ru

АНТЫ И АВАРЫ Аннотация

Статья посвящена историческим особенностям взаимоотношений славянских племён антов с кочевыми ордами тюрко-монгольских племён в эпоху раннего Средневековья. Особое внимание уделено столкновениям с аварами и отображению этих событий в Русской летописи. Проанализировано летописное известие об обрах и дулебах.

Ключевые слова

Склавины и анты, гунны, протоболгары, авары, дулебы

Крах скороспелой гуннской империи в Центральной Европе во второй половине V в. облегчил славянам движение на Восточно-Европейскую равнину. В начале VI в., по современному описываемым событиям свидетельству восточно-римского историка готского происхождения Иордана, славяне-анты -сильнейшие из двух великих славянских племен склавинов и антов - «распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину» [2, с. 115]. Здесь антам и предстояло столкнуться с тяжелейшим испытанием для себя - с тюрко-монгольскими кочевыми племенами, нашествия которых на Восточную Европу со времени первого вторжения гуннов становятся постоянными.

В предгорьях Восточных Карпат анты приобрели опыт сражений с кочевниками в конце V - начале VI вв. Среди номадов могли быть и остатки гуннов, и протоболгары (кутригуры и утигуры). Здесь взаимоотношения славян с обитателями степи носили обоюдный резко враждебный характер. По свидетельству византийского историка Менандра, один из наиболее знатных кутригуров «пылал ненавистью к антам» [3, с. 235]. Во второй половине 50-х гг. VI в. анты потерпели от кочевников, скорее всего, от протоболгар, жестокое поражение. Правители антов, по словам Менандра, находились после этого в тяжёлом положении. Беда не приходит одна: вслед за протоболгарами удар по антам нанесли авары. Первые столкновения антов с аварами произошли на рубеже 50-60-х гг. VI в. на землях былой Скифии - в степях Северного Причерноморья. В Восточную Европу авары пришли из глубин Центральной Азии. Они были известны в Китае, немало острадавшем от их набегов. Желая хоть словесно отомстить аварам за их жестокие и разорительные вторжения, от коих китайцев очередной раз не защитила Великая Стена, подданные Срединной империи прозвали их «жуань-жуаны», что в переводе с китайского означало презрительное «черви». Славяне же прозвали аваров «обры». Их историческая память, упустив и позабыв со временем многие детали, тем не менее сохранила жуткие подробности обид, учиненных аварами славянским племенам. Русская летопись содержит достаточно подробный рассказ о нападениях на славян кочевников от протоболгар до печенегов и венгров на протяжении четырех веков: «Славяне, как мы уже говорили, жили на Дунае и пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были насильники славянам. Затем пришли белые угры и завладели землей славянской, прогнав волохов, которые еще прежде захватили славянскую землю. Эти угры появились при царе Ираклии, который ходил походом на персидского царя Хоздроя. В то время были и обры, воевавшие против царя Ираклия и чуть его не захватившие. Эти обры воевали и против славян и примучили дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: если поедет куда обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу три, четыре или пять жен и везти его, обрина. И так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, а умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси до

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

сего дня: «Погибли как обры», - их же нет ни племени, ни потомства. Вслед за этими обрами пришли печенеги, а затем шли черные угры мимо Киева, уже после, при Олеге» [6, с. 20].

Если проанализировать данный отрывок из русской летописи строго исторически, то нельзя не увидеть, что содержит он сведения отрывочные, изложенные достаточно путано. Первыми тюрками, напавшими на славян, оказываются болгары (протоболгары), лишь за ними приходят белые угры (очевидно, гунны), которые изгоняют римлян, захвативших ранее славянские земли. (Под волохами, в данном случае, как доказано В.Д. Королюком, должно видеть римлян) [5, с. 174]. Одновременно появляются и авары (обры). Пытаясь определить историческое время происходивших событий, как войн римлян с гуннами, так и появления аваров, летописец сообщает, что было всё это в правление византийского императора Ираклия. Он правил с 610 по 641 гг. Поэтому такая датировка явно анахронична.

В чем же историческая ценность этого летописного пассажа? Прежде всего, именно в предании об исключительной жестокости аваров в отношении славян, особенно дулебов, обитателей Прикарпатья. То есть, того самого региона, где восточные славяне впервые столкнулись с кочевыми тюрками. Предание, безусловно, носит фольклорный характер. «Причем, как это характерно для фольклорного предания, рисуется не вся совокупность отношений победителей и побежденных, а даются такие детали, которые яснее и нагляднее передают суть этих отношений... Езда на женщинах - какое унижение может быть горше! Это и сохранилось в памяти народа, стало символом того, как обры «примучили» дулебов». А. Шайкин верно отметил, что в рассказе обры наделены характерными приметами эпических противников, которые и терпят поражение, как и положено в эпосе [6, с. 21]. . Особо следует выделить описание погибели обров. Возможно, летописец действительно не знал, что аваров окончательно сокрушили доблестные франки Карла Великого. Славяне также принимали в этом участие, и немалое. Но, думается, летописцу важно было иное: обры сокрушены с Божьей помощью. Бог истребляет их, беря славян под свое прямое покровительство, тем самым выделяя их, как народ «Богоизбранный».

Список использованной литературы:

1. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982.

2. Иордан. О происхождении и деяниях готов. М., 1960.

3. Раннефеодальные государства на Балканах. VI-XII вв. М.,1985.

4. Гръцки извори за българската история. Т-П, София, 1958.

5. Королюк В.Д. Славяне и восточные романцы в эпоху раннего средневековья. М.,1985.

6. Шайкин А. «Се повести времянных лет...» От Кия до Мономаха. М., 1989.

© Князький И.О., 2016

УДК 355.41

Кривчиков Владислав Михайлович

канд. ист. наук, профессор ГрГУ им. Я.Купалы,

г. Гродно, Беларусь E-mail: k.vald68@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННЫХ СОВХОЗОВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ

В НАЧАЛЕ 1920-Х ГОДОВ

Аннотация

Рассматривается деятельность военных совхозов на территории Беларуси в начале 1920-х годов. Приводятся результаты их проверок за 1921 год.

Ключевые слова Военные совхозы, Красная Армия, Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.