УДК 81+008
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КОГНИТИВНОЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
© 2013 И.А.Дементьева
Самарская государственная академия культуры и искусств
Статья поступила в редакцию 11.12.2012
Статья посвящена исследованию когнитивной и лингвокультурной деятельности человека в рамках антропоцентрической парадигмы, рассмотрению концептуализации и категоризации как основных процессов познавательной (когнитивной) деятельности человеческого разума, интерпретации концепта в качестве базовой единицы ментального мира человека и как следствие культуры. На основе анализа теоретических источников автор статьи раскрывает основные понятия, категории и сущностные аспекты исследуемого подхода. Ключевые слова: антропоцентрическая парадигма, лингвокультурология, когнитивная лингвистика, концепт, концептуализация, категоризация.
На рубеже двух тысячелетий в лингвистике происходит переход от системно-структурной научной парадигмы к антропоцентрической. В центре внимания лингвистов оказывается человек как носитель языка, являющийся представителем определенной культуры. В рамках этой научной парадигмы образовались два научных направления: лингвокультурология, изучающая язык в качестве носителя определенной национально-культурной ментальности, и когнитивная лингвистика, исследующая соотношение языка и сознания, а также роль языка в концептуализации мира.
Антропоцентричность языка в современной лингвистике является ключевой идеей. Антропоцентрическая парадигма - это переключение интересов исследователя с объектов познания на субъекта, т.е. анализируется человек в языке и язык в человеке, поскольку, по словам И.А.Бодуэна де Куртэне, «язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество»1. Данная научная парадигма ставит новые задачи в исследовании языка, требует новых методик его описания, новых подходов при анализе его единиц и категорий.
С позиций антропоцентрической парадигмы, человек познает мир через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем2. Осознание себя мерой всех вещей придает человеку право творить в своем сознании ан-
Дементьева Ирина Анатольевна, преподаватель кафедры лингвистики и межкультурных коммуникаций. Е-тай: whi2008@yandex. ги
1 Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию. 2 тт. - М.: 1963. - Т.1. - С. 37.
2 Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка / / Известия Академии наук СССР. Сер. литературы и языка. — М.: 1993. — Т. 52. - № 1. — С. 5 - 6.
тропоцетрический порядок вещей, исследовать который можно не на бытовом, а на научном уровне. Этот порядок, существующий в голове, в сознании человека, определяет его духовную сущность, мотивы его поступков, иерархию ценностей3. Все это можно понять, исследуя речь человека, т.е. обороты и выражения, которые он наиболее часто употребляет, к которым у него проявляется максимальный уровень интереса. Сущность антропоцентрической модели исследования заключается в том, что человек становится отправной точкой в исследовании тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективы, конечные цели и результаты.
Именно формирование антропоцентрической парадигмы привело к развороту проблематики в сторону человека и его места в культуре4. Как уже было упомянуто выше, продуктом антропоцентрической парадигмы в лингвистике является лингвокультурология. По словам В.В.Воробьева, «сегодня уже можно утверждать, что лингвокультурология - это новая филологическая дисциплина, которая изучает определенным образом отобранную и организованную совокупность культурных ценностей, исследует живые коммуникативные процессы порождения и восприятия речи, опыт языковой личности и национальный менталитет, дает системное описание языковой «картины мира»...»5.
В.Н.Телия, в свою очередь, определяет лингвокультурологию как часть этнолингвистики, посвященную изучению и описанию
3 Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: 2001.
4 Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопр. языкознания. -1995. - № 1.
5 Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учеб. пособ. - М.: 2000. - С. 18.
корреспонденции языка и культуры в их синхронном взаимодействии6. «Объект лингво-культурологии изучается на «перекрестке» двух фундаментальных наук: языкознания и культурологии»7.
Появление лингвокультурологического направления в науке обусловлено стремлением осмыслить культуру как особую форму существования человека в мире и определить роль языка как средства интерпретации человеческой культуры и национальной ментальности.
Лингвокультурология, как и любая научная дисциплина, обладает своим категориальным аппаратом - системой базовых терминов. К числу таких базовых терминов относится понятие «концепт». Термин «концепт» широко применяется в различных научных дисциплинах и как всякий сложный лингвистический феномен не имеет однозначного толкования. Слово «концепт» является калькой с латинского сопсер^з - «понятие», от глагола сопиреге «зачинать», т.е. значит буквально «зачатие». Этимологически эти значения восходят к древнерусскому слову пояти - «схватить, взять в собственность, взять женщину в жены». В лингвистический оборот отечественного языкознания термин «концепт» ввел российский филолог С.А.Аскольдов-Алексеев еще в 1928. В его трактовке «концепт - есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода»8. Это означает, что слово не вызывает в нашем сознании набора признаков, формирующих его словарное значение. По мнению Д.С.Лихачева, «охватить значение во всей его сложности человек просто не успевает, иногда не может, а иногда по-своему интерпретирует его»9. Концепт, по Д.С.Лихачеву, включает в себя как соответствующие значения, так и совокупность ассоциаций, оттенков, связанных с личным и культурным опытом носителя, но вместе с тем он отмечает, что концепты обладают всеобщностью, поскольку если бы они были индивидуальны, общение стало бы невозможным. Концепты, замещая в процессе речи значения и являясь «некими потенциями» значений, облегчают общение10.
6 Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. -М.: 1996. - С. 222.
7 Там же.
8 Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово / Русская словесность: Антология / Под общ. ред. В.П.Нерознака. - М.: 1997. - С. 267 - 279.
9 Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Известия Академии наук СССР. Сер. литературы и языка. — М.: 1993. — Т. 52. - № 1. — С. 5 - 6.
10 Там же. - С. 5 - 6.
Исследования показывают, что концепт семантически глубже, богаче понятия. Концепт приближен к ментальному миру человека, следовательно, к культуре и истории, поэтому имеет специфический характер. «Концепты представляют собой коллективное наследие в сознании народа, его духовную культуру, культуру духовной жизни народа. Именно коллективное сознание является хранителем констант, то есть концептов, существующих постоянно или очень долгое время»11.
В культурологии концепт - основная ячейка культуры в ментальном мире человека12. Концепты возникают в сознании человека не только на основе словарных значений слов, но и на основе личного и народного культурно-исторического опыта, и чем богаче этот опыт, тем шире границы концепта, тем шире возможности для возникновения эмоциональной ауры слова, в которой находят свое отражение все стороны концепта. По мнению Ю.С.Степанова, именно эта особенность позволяет определять концепт - как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека...то, посредством чего человек входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее»13. Концепты не только мыслятся, они переживаются. Они - предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений.
К проблемам, составляющим основу интересов когнитивной лингвистики как науки, определяющей роль языка в процессах познания и осмысления мира, относятся поиск взаимосвязей между когнитивными структурами и презентующими их языковыми единицами; изучение подходов к представлению знаний; объяснение роли, которую играет язык в процессах концептуализации и категоризации человеческого опыта.
Рассмотрение концептов не только как единиц культуры, но и с точки зрения заключенной в них ментальной информации о том или ином объекте и / или явлении действительности представляется чрезвычайно важным для раскрытия их содержания.
По мнению Н.Н.Болдырева, полная семантическая характеристика какого-либо языкового явления, с точки зрения когнитологии, учитывает не только объективные характеристики описываемой ситуации, но и специфику ее восприятия, наличие соответствующих знаний, интенций, выделенности конкретных единиц и
11 Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: 1997. - С. 76.
12 Он же. Константы: Словарь русской культуры. -М.: 2001. - С. 43.
13 Там же.
выбор точки зрения, концентрации внимания на определенных эпизодах14. Все это определяет специфику концептуализации и категоризации мира в качестве ключевых познавательных процессов.
Концептуализация - это осмысление поступающей информации, мысленное конструирование предметов и явлений, которое приводит к образованию определенных представлений о мире в виде концептов, т.е. фиксированных в сознании человека смыслов15.
Современное направление в когнитивной лингвистике связано с экспериенциальным подходом. Данный подход, в отличие от логического подхода к анализу языковых явлений, предполагает учет помимо теоретических аспектов, также и практическое познание. Данное направление представлено теорией выделенно-сти (Рональд Лангакер)16, теорией концентрации и фокусировки внимания (Леонард Талми, Чарльз Филмор)17. Экспериенциальный подход обеспечивает более глубокий анализ значений слов, позволяя выявить те общие знания о мире, которые хранятся в языке и активизируются с его помощью. Особенно наглядно это проявляется при анализе переноса значений. Важным такой перенос знаний о предметах и явлениях считается для осознания абстрактных понятий.
Другой аспект анализа значений языковых единиц и структур связан с тем, как мы выбираем и организуем передаваемую информацию. Это так называемая теория когнитивной выде-ленности. Одним из первых авторов идеи вы-деленности является Р.Лангакер, который исходит из того, что язык не может быть описан как автономная система, независимая от когнитивных процессов. Данная теория связана с процессом непосредственной организации текста. Ее сущность состоит в том, что выделение объекта или ситуации в целом определяется степенью выделенности того или иного элемента18.
Под несколько иным углом зрения рассматривается теория концентрации. Ее принцип основан на сфокусированности внимания на эле-
14 Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Изд. 2-е, стер. - Тамбов: 2001. - С. 22 - 23.
15 Там же. - С.18.
16 Langacker R.A. Foundations of Cognitive Grammar. Vol. 1. Stanford, 1987.
17 Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // В кн. Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XXIII. Когнитивные аспекты языка. - М1988. - С.52 - 92; Talmy L. Toward a Cognitive Semantics. Concept structuring systems. - Cambridge: MIT Press, 2000. Vol. I. Concept structuring systems. 480 p.
18 Langacker R.A. Foundations of Cognitive Grammar.
Vol. 1. Stanford, 1987.
ментах события, привлекающих большее внимание. Другие эпизоды имеют место быть, но они имплицитны, то есть «остаются за рамками описания».
Когнитивная лингвистика сосредоточена на механизмах познания мира посредством языкового сознания. За концептуализацией следует категоризация, так как данные процессы являются взаимовлияющими сторонами классификационной деятельности человеческого разума. Категоризация, как одно из базовых понятий лингвистики, помогает осознать, как мы познаем окружающую действительность, а так же, как и в какой форме, мы сохраняем и применяем полученную информацию.
В интерпретации Н.Н.Болдырева, категоризация - это деление мира на категории, т.е. выделение в нем групп, классов, категорий аналогичных объектов или событий (включая концептуальные категории как обобщение конкретных смыслов, или концептов)19.
Е.С.Кубрякова, в свою очередь, подчеркивает, что нет ничего более основополагающего для мыслительной и предметно-познавательной деятельности человека, чем его способность к категоризации, т.е. к процессу образования категорий как отражающих самые существенные, самые общие итоги своеобразной сортировки всей доступной человеку информации и сведения ее многообразия к определенным классам, разрядам, рубрикам20.
Г.Й.Шмид отмечает, что для лингвистики категоризация имеет весомое значение, поскольку именно она лежит в основе использования слов и языка в целом21. Однако это далеко не единственная роль процесса категоризации. Способность к категоризации является проводником для приобретения новых знаний на основании опыта прошлого. Память бесполезна без категоризации, по утверждению Р.Джакендофа22. Вне способности к категоризации мы не смогли бы функционировать вообще — ни в материальном мире, ни в социальной и интеллектуальной жизни. Изучение процессов категоризации исключительно важно для любых подходов к пониманию мира и себя в нем.
19 Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций .... - С. 24.
20 Кубрякова Е. С. О двоякой сущности языковых категорий и новых проблемах в их изучении (вступительное слово) // Общие проблемы строения и организации языковых категорий. - М.: 1998.
21 Schmid H.-J. An introduction to cognitive linguistics. - London, N.Y., 1996. - P. 37.
22 Jackendoff R. Consciousness and the Computational Mind / R. Jackendoff. Cambridge, MA: MIT Press, 1987. - 356 p.
Развитие когнитивного подхода явилось причиной радикального пересмотра взглядов на сущность процесса категоризации. Классическая теория категоризации была развита еще Платоном и Аристотелем. В ее основу положена классическая «идея вещей». Главным условием классического подхода выступает обязательное наличие у определенной вещи набора конкретных признаков, характерных для той или иной категории. Этими признаками должны обладать все члены категории. Если вещь не обладает необходимым признаком, то она не является элементом данной категории. Следовательно, классический подход непригоден для рассмотрения абстрактных явлений, которые не имеют существенных признаков, столь необходимых для применения классической теории и распределения элементов по категориям.
Когнитивисты же придерживаются прототи-пического подхода к исследованию принципов категоризации вслед за его основоположницей Э.Рош, которой принадлежат наблюдения о прототипах как лучших образцах категории, и, главное, об уровнях категоризации с выделением базового уровня категоризации как центрального для многих видов когнитивной дея-тельности23.
Реальный мир в сознании человека не хаотичен, а структурирован, то есть в нем есть сходства, различия и другие отношения, на основе которых выделяются категории. Категории обладают внутренней прототипической структурой: отдельные члены категории являются психологически более выделенными, чем другие; центры категории, в которых воплощены наиболее характерные признаки, называются про-тотипами24. На основе степени сходства с прототипом можно отнести какой-либо объект к некоторой категории.
На фоне строгих логических Аристотелевских категорий прототипические категории более эффективно обеспечивают и объясняют мыслительные процессы и процессы использования языка. Их эффективность заключается в большей гибкости и способности быстро аккумулировать новые данные25.
Основой формирования классов и категорий служат концепты. Они сводят многообразие наблюдаемых и мыслимых явлений к чему-то единому, распределяют их по определенным
23 Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Л.Г.Лузина, Ю.Г.Панкрац. - М.: 1996.
24 Lakoff G. Classifiers as a Reflection of Mind / / Noun Classes and Categorization. - Amsterdam, Philadelphia: Benjamins, 1986. - P. 13 - 51.
25 Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии.... - С. 18 - 22. - С. 83 - 84.
классам и категориям, дают возможность воспринимать различные предметы как элементы одной категории.
Одним из основных инструментов познания, концептуализации и категоризации окружающего мира является язык. Язык обеспечивает доступ ко всем концептам, независимо от того, каким способом они сформированы, при этом сам остается лишь одним из возможных способов формирования концептов в сознании человека.
Исходя из вышесказанного ясно, что концептуализация и категоризация как основные процессы познания когнитивной деятельности человека требуют весьма серьезного отношения, так как они лежат в основе функционирования человеческого мышления, восприятия мира, практической деятельности и речи. Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей.
Таким образом, смена лингвистических ориентиров привела к формированию новой научной парадигмы. В антропоцентрической научной парадигме рассматривается неразрывное единство языка и человека, где главной функцией языка является отражение совокупности знаний о мире посредством лексико-семан-тических единиц.
Если системно-структурная парадигма характеризовалась исключительно познанием системы языка и его организации, то антропоцентрическая парадигма возникает в результате осознания того, что язык не может быть понят и истолкован в отрыве от его создателя и пользователя.
Представленный теоретический обзор показывает, что в современной лингвистике наблюдается возрастающее стремление расширить область лингвистических исследований. Большое внимание лингвисты уделяют рассмотрению закономерностей и особенностей взаимодействия языка, сознания и культуры, а, следовательно, и изучению новых моделей познания когнитивного мира человека. Это расширяет рамки содержательного анализа языковых явлений, и придает значительно большую глубину и эффективность концептуально-семантическим исследованиям.
ANTHROPOCENTRIC APPROACH TO THE STUDY OF COGNITIVE AND LINGUA-CULTURAL ACTIVITY OF A MAN
© 2013 I.A.Dementieva
Samara State Academy of Culture and Arts
The article is devoted to the study of the cognitive and lingua-cultural activity of a man within the anthropocen-tric paradigm, the consideration of conceptualization and categorization as the main processes of the cognitive activity of human mind, the interpretation of concept as the basic unit of individual's mental world and consequence of culture. On the basis of theoretical analyses the author reveals the principal notions, categories and essential aspects of the analyzing approach.
Keywords: anthropocentric paradigm, linguaculturology, cognitive linguistics, concept, conceptualization, categorization.
Dementieva Irina Anatolevna, the teacher of faculty of linguistics and intercultural communication. E-mail: whi2008@yandex. ru