УДК 130.2+140.8
антропосоциоядерный дискурс
и духовное наследие ф.м. достоевского
Е.В. Комлева
Технический университет, Дортмунд, Германия [email protected]
Осмысление социальных аспектов важного в судьбе человечества феномена ядерной энергии и формирование социоядерного будущего предложено дополнить использованием художественного, религиозного и философского наследия Ф.М. Достоевского и опыта исследователей его творчества.
Ключевые слова: ядерный, энергия, социум, Достоевский, культура, философское и религиозное мышление, литература, образ SAMPO.
Исходный тезис и его социокультурные предпосылки
Нельзя сказать, что философия, теология, литература и искусство XX века оставили феномен ядерной энергии, как важную часть бытия, без внимания. Но этого внимания явно мало. И, пожалуй, недостает примеров «высшей пробы» по таланту «исполнителей». В качестве меры человечности ядерной энергии и адекватности человека «новому состоянию» (по К. Ясперсу1) социума предлагаю пытаться использовать адаптированную к проблеме позицию, объединяющую взгляды Достоевского, знатоков его наследия и людей, хотя бы изредка обращающихся к писателю-философу. Достоевский — база для понимания ядерной вселенной и ядерного человечества (как военное, так и мирное предназначение ядерной энергии) через рефлексию светских и религиозных представлений о мироздании, фундаментальных, вне времени и пространства, свойств человека и общества.
Я не являюсь достоевсковедом. Однако это обстоятельство не освобождает от добротной и убедительной для, прежде всего, знатоков Достоевского аргументации выдвинутого предложения. Да простится мне обилие цитат, но столь деликатную задачу — давать совет профессионалам о корректировке набора исследовательских тем — удобно и надежно решать, во многом, путем заимствования отдельных «уколов мысли» (термин Ю. Карякина) «на поле» самой науки о Достоевском и смежных дисциплин и систематизации отрывочной информации.
«Сейчас появилась возможность синтеза всех направлений исследования творчества великого русского писателя..., что только и дает ключ к подлинному его пониманию», — пишет в своей статье К. Степанян2. А. Керенский сравнивал аналитику Достоевского с таблицей Д. Менделеева, поскольку предуга-
3
дывались неизвестные социальные типы.
1 Jaspers K. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen: politisches Bewusstsein in unserer Zeit. Munchen, 1958, s. 17.
2 Степанян К. Достоевский — это писатель, который имеет «космическую» особенность // «Независимая газета», 2009.: URL : http://forum-nameofrussia.ru/showthread.php?t=1597 (дата обращения : 02.03.10).
3 Доброхотов А.Л. Избранное. — М.: Террито-
рия будущего, 2008. — 472 с.
Альтернативы Н. Бердяева: «Распадение космоса» в ядерной войне и сострадание «всему способному страдать», «внутреннее преодоление хаоса, духовное возрождение, эпоха творчества», свобода человека, в том числе с учетом негативных результатов свободы по Достоевскому, как основные составляющие вариантов развития человечества4. С. Фудель сопоставил религиозные прозрения Достоевского и действия (Р. Бредбери. 451 градус по Фаренгейту) как бы последних людей христианской цивилизации, живших в условиях атомного одичания. Идею заучивания наизусть глав Евангелия, чтобы пронести их в темноте, как золотые звенья человечества. По мнению С. Фуделя, это необходимо нам как духовная компенсация грядущей пустоты5. Г. Марсель «от Ясперса, Хайдеггера и Достоевского» обсуждал опасность ядерной войны6.
А. Солженицын сопрягает Достоевского, «забывание Бога» и «край ядерной и неядерной смерти»7. В. Розанов, сравнивая мнения Толстого и Достоевского о науке и искусстве, отмечал большую глубину суждений Федора Михайловича по этому вопросу. В частности, что, по Достоевскому, рациональная
4 Бердяев Н.А. Из записной тетради, в кн.: Дмитриева Н. К., Моисеева А. П. «Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество)».— М.: Высшая школа, 1993. — 271 с. - URL : http:// wwwkrotov.info/library/02_b/berdyaev/1939_480. htm (дата обращения : 02.03.10).
5 Фудель С.И. У стен Церкви // газета «Тихоновский Благовест», № 11, 2007. — URL : http:// wwwhram-st.obninsk.ru/arxiv/2007/gaz475.html (дата обращения : 02.03.10).
6 Марсель Г. Ответственность философа в современном мире / Путь в философию. Антология. М., 2001. С. 254—267. — URL : http://imp.rudn. ru/ffec/philos/chrest/marsel.html (дата обращения: 02.03.10).
7 Солженицын А.И. Темплтоновская лекция. — URL : http://solzhenicyn.ru/modules/ pages/Templtonovskaya_lekciya.html (дата обращения : 02.03.10).
наука в целом — благо, но она не является самодостаточной («не слишком хитра» в противовес толстовскому «слишком хитра»). И. Золотусский, в сопоставлении изучавший творчество Гоголя и Достоевского, не обошел стороной проблему «физиков» и «лириков» — важный атрибут ядерного человечества (книга «Фауст и физики»). Зададимся также вслед за В. Кантором8 вопросом: «Что может дать Достоевский XXI веку?» К Достоевскому обратился и представитель РФ при НАТО Д. Рогозин9.
«Мне Достоевский дал больше, чем все физики мира, — по многочисленным свидетельствам говорил А. Эйнштейн. Эсхатология XIX века (Достоевский) и века ядерного, XX (Л. Леонов) анализируется А. Татариновым10. «У России всего два принципиальных отличия от Гондураса — ядерные боеголовки и Достоевский. И «Братья Карамазовы» не меньше, чем красная кнопка, мешают Западу перевести нас на положение колонии для трудновоспитуемых»11. Достоевский — потенциал глубинной энергии, «парадоксальности глубинного смысла».
8 Кантор В.К. Что может дать Достоевский XXI веку / Dostojewskij-Tage 2006 in Dresden. Dosto-jewskij-Denkmals in Dresden durch Hern Prof. Georg Milbradt, Ministerpräsident des Freistaates Sachsen, anwesend Frau Angela Merkel, Bundeskanzlerin und Herr Vladimir Putin, Präsident der Russischen Föderation. 10.10. - 11.10. 2006. Dresden. - URL : http:// newshse.ru/sites/forum_27_10/Lists/Discussion43/ DispForm.aspx?ID=1 (дата обращения : 02.03.10).
9 Рогозин Д.О. Речь о Достоевском. — URL:http://natomission.ru/society/article/society/ artpublication/52/ (дата обращения : 02.03.10).
10 Татаринов А. Под знаком Апокалипсиса // Литературная Россия, № 23, 2007. - URL : http:// www.litrossia.ru/2007/23/01586.html (дата обращения : 02.03.10).
11 Мельников М. Урок Достоевского от Хилла-
ри Клинтон // Аргументы и Факты, 2009. - URL:
http://www.aif.ru/culture/article/30174 (дата обра-
щения : 02.03.10).
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
духовное наследие и современность
Достоевский, как и рефлексия ядерного феномена, требует полной отдачи ума и души. «Энергия самоутверждения распадающейся души, цепная реакция скандалов, предвестье атомной энергии. На этой энергии и держатся романы Достоевского... Только включившись в роман целиком (условия возникновения цепной реакции), мы проникнемся силой его адской энергии»12. Показана применимость одного из принципов микромира (принцип дополнительности) к литературоведческому анализу творчества Достоевского13.
Достоевский является наиболее известным за рубежом русским писателем и философом. Епископ Венский и Австрийский Иларион — представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях14, В. Гусейнов15 и М. Мельников16 вспоминают о неоднократно обозначавшемся публично интересе представителей администрации США к русскому классику как главному эксперту по современной России. X. Клинтон, например, усвоила из «Братьев Карамазовых», «насколько опасно быть уверенным в своей абсолютной правоте, и насколько важ-
12 Искандер Ф. Эссе и публицистика. — URL: http://lib.ru/FISKANDER/isk_publ.txt (дата обращения : 02.03.10).
13 Абдрашитов А.В., Левин И.В. «Парадоксальность глубинного смысла» и ее раскрытие в концепции дополнительности (сопоставление описаний в квантовой физике и литературе) / Чтения им. В.И. Вернадского, 2002 г. - URL : http://2002. vernadsky.info/h1.html (дата обращения 02.03.10).
14 Искандер Ф. Эссе и публицистика. — URL : http://lib.ru/FISKANDER/isk_publ.txt (дата обращения : 02.03.10).
15 Гусейнов В. Страничка редактора // Вестник аналитики. — 2005, № 1. — С. 5.
16 Мельников М. Урок Достоевского от Хил-лари Клинтон // Аргументы и Факты, 2009. — URL : http://www.aif.ru/culture/article/30174 (дата обращения : 02.03.10).
но уметь ценить точку зрения других»17,18. «Международное сообщество исследователей Достоевского убеждено, что. писатель давно превратился из объекта. литературоведческого.. .в повод поговорить о вопросах более глобальных...»19.
И еще важные обстоятельства, связующие Достоевского и время после него. А. Салуцкий и Л. Аннинский усомнились в том, была бы неизменной позиция Достоевского в контексте нашей современности. «Как повлияло бы создание атомной бомбы на философию Достоевского, доживи он до наших дней? Есть вопрос? Есть»20. «Чернобыль — для того, чтобы дать философов», «только на почве русской культуры и можно будет осмыслить катастрофу... только она к этому готова», «Чернобыль
— тема Достоевского». Такие связи в масштабе вечности, сопоставляя социальные процессы, атомную бомбу и Чернобыль, воспроизводит В. Липневич, рецензируя «Чернобыльскую молитву» С. Алексие-вич21. С другой стороны, по В. Кантору22,
17 Там же.
18 Официальный визит Госсекретаря США Хиллари Клинтон в МГУ. — URL : http://www.fgp. msu.ru/content/view/383/153/ (дата обращения : 02.03.10).
19 Рощина Л. Достоевский в диалоге культур // Голос России. — URL : http://rus.ruvr. ru/2009/08/31/1006897.html (дата обращения : 02.03.10).
20 Салуцкий А.С. Из России, с любовью: Роман о богоизбранности (вступ. статья Л. Аннинского). — М. : Терра-Книжный Клуб, 2006. — 685 с.
— URL : http://books.google.ru/books?id=zrkaisPO Ob8C&pg=PA312&lpg=PA312&dq (дата обращения : 02.03.10).
21 Липневич В. Прощание с вечностью (рецензия): Светлана Алексиевич. Чернобыльская молитва // Новый мир. — 1997, № 6. — URL : http:// magazines.russ.ru/novyi_mi/1997/6/re_obz01-pr. html (дата обращения : 02.03.10).
22 Кантор В.К. Что может дать Достоев-
ский XXI веку. — URL : http://new.hse.ru/sites/
тщательно анализирующему в историческом плане и позицию Достоевского, альтернатива культурной самоизоляции русских как в Европе от России, так и в России от Европы, «единственная альтернатива мировому катаклизму — идеология русского европеизма. Та идеология, что позволяет критически смотреть и на Россию, и на Запад... Это — внутренняя самокритика европейской культуры, способствующая тому, чтобы во всём европейском мире можно было существовать нормально». Иначе «одичавшая, раздираемая на части националистическими и региональными амбициями Россия настигнет своих блудных сынов распадом АЭС или ядерным ударом в любой точке земного шара.».
Лейтмотив анализа творчества М. Булгакова у В. Сахарова — в контексте амбивалентности научного знания сопоставительное обращение во времени от очерка «Киев-город» и повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» назад (к Достоевскому) и вперед (в том числе — к атомной бомбе, Хиросиме и Чернобылю)23. А. Куросава, находившийся под сильным влиянием Достоевского, в своем творчестве не обошел Хиросиму. И в каламбуре В. Пелевина из модного романа «Generation П» соединены разные, в том числе «от Достоевского», культурные реминисценции, «связывая, — по А. Генису, — узлом пласты разных реальностей»: «Скоро, скоро со стапелей в городе Мурманске сойдет ракетно-ядерный крейсер «Идиот», заложенный по случаю 150-летия со дня рождения Достоевского... Все громче раздаются голоса, предлагающие заложить другой крейсер такого типа,
forum_27_10/Lists/Discussion43/DispForm.aspx? ID=1 (дата обращения : 02.03.10).
23 Сахаров В. Сатира должна идти до конца. — URL : http://bulgakov.km.ru/kritika/critica3.htm (дата обращения : 22.05.10).
«Богоносец Потемкин», который так огромен, что моряки называют его плавучей
~ 24
деревней»24.
Л. Сараскина исследует библейские истоки, рефлексию Достоевским и активизацию в США после сентябрьской 2001 года террористической атаки лозунга «Кто не с нами.», а также альтернативы ему25. А. Глюксман, представляя в Мадриде свою книгу «Достоевский на Манхеттене», уже в названии которой сопоставлены явления разных веков, говорил о «спасении через литературу» от «стремления к разрушению», «помешательства насилия». «лишь литература может вам помочь проанализировать это стремление и иссушить его истоки»26. Достоевский является одним из зачинателей самых начальных отечественных вариантов размышлений о возникающей долговременной угрозе, о разломах в сознании и общественных отношениях. О факторах, приведших в конечном счете накануне XXI века к пороговой ситуации на планете по комплексу глобальных проблем27. Особенности войны как явления в истории человечества,
24 Генис А. Феномен Пелевина. — URL : http:// pelevin.nov.ru/stati/o-gen1/1.html (дата обращения : 22.05.10).
25 Марсель Г. Ответственность философа в современном мире / Путь в философию. Антология. М., 2001. С. 254—267. — URL : http://imp. rudn.ru/ffec/philos/chrest/marsel.html (дата обращения : 02.03.10).
26 Интервью. Андре Глюксман: Если бы в ЦРУ читали Достоевского, 11 сентября можно было бы предотвратить («ABC», Испания). — URL: http://www.inosmi.ru/untitled/20020912/158111. html (дата обращения : 22.05.10).
27 Апухтина Н.Г. Отечественные истоки глобально-экологического мышления: историко-философский анализ. Автореферат диссертации на соискание степени докт. фило-софс. наук. — Екатеринбург, Уральский гос. университет, 2000. — 29 с. — URL : http://elar.usu. ru/handle/1234.56789/619 (дата обращения : 22.05.10).
современная глобализация в варианте американизации, российское ядерное оружие как последнее средство отстоять национальную идентичность — вот темы Достоевского по В. Сердюченко28. Метафизику Достоевского и Сталина, оперируя образами ядерной сферы, рассматривает С. Телегин в контексте диалектики и совмещения социальной организации, социальной справедливости и духовной страсти, иррациональной природы, свободы человека, в поисках примеров «философии становления и изменения»29.
Идеологи современной Meta-прозы считают Достоевского предтечей этого литературного направления. А творчество лидера «метафизического реализма» Ю. Мам-леева в России и за рубежом сопоставляют в параллелях с произведениями классика.
Одной из предпосылок выхода за рамки привычной «колеи» применительно к Достоевскому являются внутренние проблемы современного научного «мира Достоевского». «Приходится сильно постараться, чтобы отыскать неисследованный участок, сформулировать свежую гипотезу.. .наука «до-стоевсковедение» уходит в мелкие темы . Впрочем, не ко всем гипотезам Игорь Волгин относится столь сурово. Он с симпатией говорит о физике-ядерщике Владимире Шкунденкове, который пытается находить в поэтике Федора Михайловича связи с. физикой»30. Как подчеркивает В. Борисова, «... некая скрепляющая идея ушла .не зря...
28 Сердюченко В. Как я перестал бояться и научился любить атомную бомбу. — URL : http:// wwwlebed.com/2000/art2324.htm (дата обращения : 22.05.10).
29 Телегин С. Метафизика Сталина // Завтра. — URL : http://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/ zavtra/08/751/51.html (дата обращения : 22.05.10).
30 Раевская М. Достоевский и Нечто // Не-
зависимая газета. — URL : http://www.ng.ru/
science/2004-10-13/12_dostoevsky.html (дата обращения : 02.03.10).
В. Захаров поднимает проблему кризиса в
31
достоевсковедении».
Кроме того, рецепция Достоевского обществом не сводится лишь к науке и другим традиционным видам деятельности и демонстрации интеллекта элиты. Ныне и в этом ракурсе огромные запасы дополнительной информации содержит Интернет. И сетевой интеллект может быть полезным для «синтеза, — по К. Степаняну32, — всех направлений исследования творчества великого русского писателя». Легко ощутить такой потенциал «остального человечества» — общества «достоевсковедов-неформалов». Достаточно, например, поработать в интернетовских поисковых системах с различными комбинациями на основе признаков «Достоевский» и «ядерная/атомная энергия». Этот потенциал нужно применять. После его духовно-гуманитарной трансформации. Не опускаясь по языку и мыслям до уровня некоторых сайтов, но и не пренебрегая присущим сетевой культуре позитивом, не теряя имеющиеся там зерна смысла. Весомое подспорье будет пока гипотетическому антропосоциоядерному сектору достоевсковедения, который мог бы питаться не только от академических печатных, но и от электронных источников знания.
Некоторые обобщения к вопросу о «ядерной миссии» Достоевского
Общественное мнение, долг, разум, который не имеет нравственных критериев в самом себе, приоритет коллективной жизни
31 Борисова В.В. Двадцать лет спустя: ретроспективный взгляд на Достоевские чтения в Старой Руссе / Достоевский и современность. Материалы XX Международных Старорусских чтений 2005 года. — Великий Новгород, 2006. — С. 51.
32 Достоевский — это писатель, который имеет «космическую» особенность // «Независимая газета», 2009. URL : http://forum-nameofrussia. ru/showthread.php?t=1597 (дата обращения : 02.03.10)
и морали. Умение осознать, что грешен и неправ, встать на позицию «вне себя» и «не для себя». Духовная эпидемия, которая грозит человечеству самоистреблением. Религиозно-мифологические символы. Размышления о власти и представителях власти. Сомнение в человеке и вера в него. Преображение человека и человечества. Человек, общество и взаимоотношение между ними. Экологические мотивы. Предчувствия и пророчества. Прогресс и издержки цивилизации. Вера и цивилизация, ответственность. Национальные особенности, в том числе и когда «забвение всякой мерки во всем». Скрытная, но часто присутствующая тема Ильи-пророка, связанная с русской традицией, народными верованиями, небесными явлениями, человеческими страстями, символизмом «щита и меча». Россия, славяне и Запад. Полифонизм и диалог между «сознаниями». Связь всех со всеми. Страстное стремление к истине, критичность в отношении действительности и сиюминутных интересов. Момент принятия решений. Открытость важной для общества информации. Всечеловечность и терпимость. Многонациональное «сожительство». Футурология. Петербург и Семипалатинск. Эти и другие аспекты сопрягают наследие Достоевского и его последователей с философскими гранями ядерного феномена.
Достоевский и сообщество достоевско-ведов характеризуются сочетанием естественнонаучного, технического, гуманитарного образования и образа мыслей с наблюдательностью и интуицией, совестью и религиозностью. «Было стыдно писать», — говорит один из персонажей Достоевского. Дай Бог, чтобы нам не было стыдно за решения в ядерной сфере. нравственный императив, о котором стали много говорить в XX веке, волновал и Достоевского. но во многом сейчас нравственный импе-
ратив — это лишь декларация. Нынешние его авторы пришли к выводу, что в обозримом будущем он невыполним. Где, как не у Достоевского искать ответы на вопросы и конкретику по существу? Достоевский корректировал не совсем точное восприятие своей позиции: «... я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».
Тема XIV Симпозиума Международного Общества Достоевского (2010 г.): «Достоевский — Философское мышление, взгляд писателя». С. Алексиевич, для которой Достоевский является ориентиром, изучает глубину человеческой души через призму трагических ситуаций войны и Чернобыля. Можно не соглашаться с Достоевским. Можно его не любить. Однако мы в связи с ядерной энергией обязаны, по мнению многих философов и теологов, пройти через опасные откровения о человеке и обществе, через максимально полное познание их. Значит, при этом игнорировать Достоевского и исследования его творчества нельзя.
Может показаться, что Достоевский и ядерный феномен несовместимы. Но «глубинный реализм» при рассмотрении человека и общества в таком контексте не вреден. И не мы, как уже отмечено ранее, первые. Кроме того, обозначено несколько вариантов сопряжения Достоевского с современностью. Один их них — найти «магистральный сюжет» для разных времен. Если феномен ядерной энергии во вселенском масштабе и не «магистральный сюжет» (не всегда и не все люди понимали его природное значение для биологической жизни на Земле), то социальные ядерные проблемы с некоторых пор совершенно точно — «магистральная общечеловеческая головная боль». В программе Старорусских чтений «Достоевский и современность» (2009) были темы «Достоевский о
глобализации» и «Достоевский в блокадном Ленинграде». Глобализация и Достоевский сопоставлены и А. Юозайтис на конгрессе «Русская словесность в мировом культурном контексте» (2009). Вот названия некоторых крупных публикаций, говорящие о связи Достоевского с современностью и будущим. И ко многому обязывающие. «XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества» (2000), двухтомник «Достоевский и XX век» (2007), альманах «Достоевский и мировая культура», издается с 1993 года, ежегодник «Достоевский и современность» (с 1987). Современная рецепция Достоевского в мире является весомым доказательством сопряженности его творчества и мировых проблем. Ф. Каутман, например, критически рассмотрел взгляды Достоевского применительно к интегрированному периоду XIX, XX и XXI веков33. Такой подход чётче оттеняет достижения и ошибки Достоевского.
Некоторые профессионалы-ядерщики, как и гуманитарии, чувствуют необходимость формировать по Достоевскому нравственную опору развития отрасли в XXI веке34. «Темная энергия» человека, рефлексия которой занимает важное место в творчестве Достоевского, вызывает ассоциации с «темной энергией» («соседкой» ядерной энергии в физической картине мира) вселенной. Соратник А. Сахарова по теоретической физике Д. Киржниц сравнивает его и с Эйнштейном, и с Достоевским35.
33 Достоевский в XXI веке// Достоевский и мировая культура. — 2000, № 15. — С. 165—173.
34 заркави Абу Мусаб. «Инквизитор твой не верует в Бога, вот и весь его секрет!» Ф. М. Достоевский. ПроАтом [14.09.2007] — URL : http://www. proatom.ru/modules.php?name=News&file=article &sid=1100 (дата обращения : 02.03.10).
35 Киржниц Д.А. Каким запомнился Сахаров-
физик. — URL : http://www.rfbr.ru/old/pub/knigi/
sakharov/d~1_kir.htm (дата обращения : 22.05.10).
Наука о Достоевском: на подступах к ядерной реальности
Полезен вопрос: «Сопрягают ли творчество писателя и ядерное бытие профессионалы науки о Достоевском?» Прямой постановки такой задачи достоевсковедами мне не известно. Однако некоторые из них отразили социоядерные проблемы в своих публикациях. Кроме того, о соприкосновении до-стоевсковедов с этой сферой жизни можно узнать из публикаций их друзей и знакомых, а также социоядерных аналитиков.
А. лосев, философия и проза которого испытали влияние Достоевского, был (как и Н. Бердяев) близок к пониманию соразмерности атомного оружия и возможной гибели цивилизации. Изучавшие Достоевского в пору начальных этапов глобальной гонки ядерных вооружений М. Бахтин, В. Кожинов и Ю. Селезнев одновременно анализировали условия и тенденции «первого ядерного века», гипотетической третьей мировой войны.
Г. Фридлендер: «И сегодня, в эпоху, когда нашей планете грозит опасность ядерной катастрофы, способной разрушить нашу цивилизацию, мысль Достоевского о том, что в истории последнее слово зависит не от внешней необходимости, но от самих людей, — и притом от каждого из них, — от сознательного отношения к силам общественного добра и зла, от нашей способности сделать свободный нравственный выбор между ними, с тем чтобы сохранить себя, свое будущее и будущее своих детей для счастливой и достойной человека жизни на земле, заслуживает, думается, нашего особого внимания. В этой мысли автора Карамазовых содержится предостережение великого романиста, обращенное в его последнем романе-эпопее не только
к его современникам, но и к нам, будущим поколениям»36.
Как отметил Г. Померанц, Достоевский в романе «Преступление и наказание» создал притчу о глубоких негативных следствиях «голого» рационализма. «Дело не в отдельной ложной идее, не в ошибке Рас-кольникова, а в ограниченности любой идейности. «Еще хорошо, что вы старушонку только убили, — говорил Порфирий Петрович. — А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали». Порфирий Петрович оказался прав. Опыт последних веков показал, как опасно доверять логике, не поверяя ее сердцем и духовным опытом. Ум, ставший практической силой, опасен. опасен научный ум со своими открытиями и изобретениями. опасен политический ум со своими реформами. Нужны системы защиты от разрушительных сил ума, как на АЭС — от атомного взрыва»37.
Ю. Карякин, описывая свой путь к постижению Достоевского, анализируя его тексты, обращается к своей жизни и мира, в том числе современной и ядерной. «Есть великие открытия в науке.. .Но есть и великие открытия абсолютно самоубийственной и (или) самоспасительной.. .духовно-ядерной энергии человека в искусстве — НЕСРАВНЕННО «фундаментальнее» всех.науч-ных открытий. Почему.. .Эйнштейн, Малер, Бехтерев... почти абсолютно одинаково
36 Фридлендер Г.М. От «Подростка» к «Братьям Карамазовым» // Dostoevsky Studies, v. 7, 1986. — URL : http://wwwsutoronto.ca/tsq/DS/07/003.shtml (дата обращения : 02.03.10).
37 Померанц Г. Саморегулирующаяся вавилонская башня / Философско-культурологический семинар «РАБОТА ЛЮБВИ» (Цикл встреч 1996— 2001 года). — URL : http://www.igrunov.ru/cat/ vchk-cat-names/pomerants/publ/vchk-cat-names-pomer-publ-babil_tower.html (дата обращения :
02.03.10).
именно так относились к Достоевскому? Да потому, что в человеке, в душе его сходятся, пересекаются все, абсолютно все линии, волны, влияния всех законов мира. все остальные космические, физические, химические и прочие силы. Миллиарды лет ушли на то, чтобы все эти силы сконцентрировались только в одной этой точке.»38. «Второе прочтение.. .было ошеломляющим: я сопоставлял его пророчества с реальностью. «Спутник-топор». Помните? Иван Карамазов спрашивает чёрта: а что будет с топором, если его запустить в космос? — Как что? Превратится в спутник и будет висеть над Землей... А рассуждения в «Идиоте» об угрозе «звезды Полынь»? Кто теперь не знает, что Чернобыль прямо так и переводится: полынь?»39.
Он находит современное прочтение мыслей Достоевского: ««Мы на Земле недолго...» Раньше это относилось к каждому человеку, .теперь — ко всему роду людскому. Раньше счет для человечества шел на неисчислимые века и тысячелетия, теперь — на десятилетия, а может быть, и годы. А если или когда счет пойдет тоже на дни? Никто не может гарантировать, что роковая черта еще не перейдена. Никто.не умеет опровергнуть страшную догадку: а может быть, всемирный «Чернобыль», всечеловеческий «Челленджер» уже запущены, а мы — внутри, летим себе, работаем... А если еще и боимся нажать на ядерную кнопку, то на экологическую жмем все. бездумнее... Произошла встреча.. .челове-
38 Карякин !Ю.Ф. Я мечтал снять в кино «Бесов». Из переделкинского дневника // Новая газета, № 90, 2009. — URL : http://www.novayagazeta. ru/data/2009/090/23.html (дата обращения : 02.03.10).
39 Карякин Ю.Ф. Достоевский и Апокалипсис.
/Русский переплет. — URL : http://www.pereplet. ru/text/kor_dos_apo.html. (дата обращения :
26.12.09).
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ
чества со своей смертью. Произойдет ли. спасительный взрыв его духовных жизненных сил?»40. Или «моделирует» хронику ядерной войны: «.люди могут увидеть. на.. .экране.. .взрыв ядерный (прямой репортаж) и не догадаются, что это они сами именно и взрываются сию минуту... Да что там «могут» — все время слышат, видят, читают.о конце света, о том, насколько тщательно, деловито, буднично идет подготовка к нему, и нетерпеливо поджидают, что после него будет репортаж со стадиона». Или поясняет суть стиля: «Нельзя же.«красиво» писать о Хиросиме. Точно так же и для Достоевского нельзя было. «красиво» модулировать голосом, когда кричал он о смертельной опасности чело-
41
веку и роду человеческому» .
Из симбиоза мыслей о Достоевском и современности — осознание Ю. Каряки-ным смертности человечества и перемена мировоззрения. «XX век превратил «абстрактную» возможность.самоубийства человечества.в предельно реальную.в условиях ядерной и экологической угрозы.и сейчас в полной мере большинство людей еще не осознали грозящую опасность — не только ядерную...» И осознание того, что культура есть единственный способ одоления этой смерти: «Культура утверждает и спасает бытие путем его одухотворения. Благодаря культуре человек не был истреблен животными-соперниками на первой стадии своего существования и благодаря этому же не самоистребился (пока). И весь прогресс человечества — не в цивилизационном смысле конечно, — это беспрерывное его самоспасение от нарас-
тающей смертельной угрозы путем само-
42
возвышения, одухотворения» .
И. Волгин видит необходимость Достоевского как явления в ментальности ядерного мира и сопоставляет в связи с этим в публицистике социальные процессы. «Конечно,. можно. противостоять мировому злу исключительно с помощью авианосцев, ядерных бомб, танков, спецслужб. Но если мы хотим понять, что с нами происходит, если мы желаем лечить не больного, а болезнь, нам не обойтись без участия тех, кто принял на себя миссию "найти в человеке человека"»43. Он в своем творчестве не обошел стороной и ядерные образы. Например, так представлен в его интерпретации вечный вопрос в ядерном контексте: «. Твой выход, человек! Бог что-то медлит. Дьявол что-то мямлит. Последний акт. Идет двадцатый век — быть иль не быть, решай скорее, Гамлет! Будь мужественным, Гамлет, до конца: ждут матери — в Америке, в России. И ждет ответа, словно тень отца, тень мальчика на камне в хиросиме». Или: «Я подражаю взрывам ядерным
44
в неподражаемых мирах» .
л. Сараскина в полемике с современными представителями радикал-либерализма и на базе Достоевского не может обойти феномен хиросимы, обращаясь и к прошлому, и к гипотетическому будущему45.
41 Карякин ЮЮ.Ф. Зачем хроникер в «Бесах»? / Русский переплет. — URL : http://www.pereplet.ru/ text/kor_besi.html. (дата обращения : 25.12.09).
42 Карякин Ю.Ф. Дневник русского читателя // Октябрь, 1997, №11. — URL : http://magazines. russ.ru/october/1997/11/kariakin.html. (дата обращения : 15.11.09).
43 Волгин И.Л. Улица Достоевского («Письма из Переделкина»). — URL : http://www.volgin.ru/ public/894.html (дата обращения : 02.03.10).
44 Волгин И.Л. Стихи: Гамлет, Меня пугают подражательством... [Электронный ресурс] : URL: http://www.volgin.ru/poet/poet1965/ (дата обращения : 02.03.10).
45 Сараскина Л.И. Испытание будущим. Ф.М. Достоевский как участник современной культуры. — URL : http://www.sias.ru/literature/
40 Там же.
В. Дудкин напрямую связывает глобальные и современные опасности для человека, избавление от них, с антропологией Достоевского. В том числе и в связи с угрозами ядерной сферы46.
Может быть, академической науке о Достоевском преодолеть экранирующий новые перспективы барьер традиционности, адаптироваться к незнакомой реальности и прикоснуться к конструированию допустимого ядерного социума помогут «неодосто-евсковеды от метафизического реализма»? Вероятно, даже, немного провоцируя некоторых граждан манерой мышления и письма. «Неодостоевсковеды», которым, видимо, сподручней осваивать новую тематику, сопрягая с ней и классику.
Заключение
Есть влияние ядерного феномена на мышление последователей и исследователей Достоевского, литераторов, гуманитариев разного профиля. И это влияние мы видим на приведенных ранее примерах. Хотя, надо признать, это довольно редкие примеры. Еще раз возвращаюсь к мысли: уместно и обратное. «Вселенная Достоевского» может и должна быть сопричастной познанию ядерного феномена, активно формировать общую социоядерную мен-тальность и принципы безопасного, долговечного и комфортного будущего, а также само это будущее. В том числе — в рамках гипотезы SAMPO47.
Сопричастность и формирование желательно видеть международными. И реа-
saraskina_pryanoe.shtml (дата обращения :
02.03.10).
46 Дудкин В.В. Достоевский — Ницше (Проблема человека). — Петрозаводск, 1994 .— 153 с.
47 Комлева Е.В. Социоядерный антропный принцип и геоядерная прагматика // Минеральное сырье Урала. - 2008, № 5. - С. 44-47.
лизованными, прежде всего объединенными силами светских и религиозных интеллектуалов России, Японии, Германии и Казахстана, учитывая разные и весомые в каждом отдельном случае факторы: результативные традиции этих стран в науке о Достоевском, их исторический путь в XX веке и национальный социоядерный опыт. Возможно, - на интегрированной базе азиатских центров изучения творчества Достоевского и социоядерной тематики (Семипалатинска, Омска, Томска и Барнаула). При этом методологически можно приблизиться к необходимой полноте подхода к проблеме.
При некой шутливой интерпретации, возможно, видимо, как оценку Достоевским ядерного феномена трактовать известные слова Дмитрия Карамазова о том, что он радуется солнцу, когда его видит, и даже тогда, когда его не видит, но знает, что оно есть. И без всяких шуток, ровно по Достоевскому, культурно-исторические мотивы однажды уже защитили один из городов (Киото) от ядерного удара. Спасет «красота» нравственности и нынешний мир.
Литератера
Борисова В.В. Двадцать лет спустя: ретроспективный взгляд на Достоевские чтения в Старой Руссе / Достоевский и современность. Материалы XX Международных Старорусских чтений 2005 года. — Великий Новгород, 2006. — С. 44-53.
Гусейнов В. Страничка редактора // Вестник аналитики. - 2005, № 1. - С. 5.
Доброхотов АЛ. Избранное. - М.: Территория будущего, 2008. - 472 с.
Дудкин В.В. Достоевский - Ницше (Проблема человека). - Петрозаводск, 1994 .- 153 с.
Каутман Ф. Достоевский в XXI веке // Достоевский и мировая культура. - 2000, № 15. -С. 165-173.
Сараскина Л.И. «Кто не с нами.»: библейские истоки революционного лозунга / Достоевский и современность. Материалы XX Международных Старорусских чтений 2005 года.
— Великий Новгород, 2006. — С. 292—315.
Jaspers K. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen: politisches Bewusstsein in unserer Zeit. Munchen, 1958, 506 s.
Абдрашитов А.В., Левин И.В. «Парадоксальность глубинного смысла» и ее раскрытие в концепции дополнительности (сопоставление описаний в квантовой физике и литературе) / Чтения им. В.И. Вернадского, 2002 г. — URL : http://2002.vernadsky.info/h1.html (дата обращения 02.03.10).
Апухтина Н.Г. Отечественные истоки глобально-экологического мышления: историко-философский анализ. Автореферат диссертации на соискание степени докт. философ. наук. — Екатеринбург, Уральский гос. университет, 2000. — 29 с. - URL : http://elar.usu.ru/handle / 1234. 56789 / 619 (дата обращения : 22.05.10).
Бердяев НА. Из записной тетради, в кн.: Дмитриева Н. К., Моисеева А. П. «Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество)».
- М.: Высшая школа, 1993. - 271 с. - URL : http:// www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1939_480. htm (дата обращения : 02.03.10).
Волгин ИЛ. Стихи: Гамлет, Меня пугают подражательством... - URL : http://www.volgin. ru/poet/poet1965/ (дата обращения : 02.03.10).
Волгин И.Л. Улица Достоевского («Письма из Переделкина»). - URL : http://www.volgin. ru/public/894.html (дата обращения : 02.03.10).
Генис А. Феномен Пелевина. - URL : http:// pelevin.nov.ru/stati/o-gen1/1.html (дата обращения : 22.05.10).
Епископ Венский и Австрийский Иларион «Достоевский - гигант, равного которому в истории русской литературы не было». - URL : http:// www.patriarchia.ru/db/text/160365.html (дата обращения : 02.03.10).
Заркави Абу Мусаб. «Инквизитор твой не верует в Бога, вот и весь его секрет!» Ф. М. Достоевский. / ПроАтом [14.09.2007] - URL : http:// www.proatom.ru/modules.php?name=News&file =article&sid=1100 (дата обращения : 02.03.10).
Интервью. Андре Глюксман: Если бы в ЦРУ читали Достоевского, 11 сентября можно было бы предотвратить («ABC», Испания). — URL : http://www.inosmi.ru/untitled/20020912/158111. html (дата обращения : 22.05.10).
Искандер Ф. Эссе и публицистика. — URL : http://lib.ru/FISKANDER/isk_publ.txt (дата обращения : 02.03.10).
Кантор В.К Русский европеец как задача России. — URL : http://magazines.russ.ru/ vestnik/2001/1/kantor.html (дата обращения : 22.05.10).
Кантор В.К. Что может дать Достоевский XXI веку / Dostojewskij-Tage 2006 in Dresden. Dostojewskij-Denkmals in Dresden durch Hern Prof. Georg Milbradt, Ministerpräsident des Freistaates Sachsen, anwesend Frau Angela Merkel, Bundeskanzlerin und Herr Vladimir Putin, Präsident der Russischen Föderation. 10.10. — 11.10. 2006. Dresden. — URL : http://new.hse.ru/sites/forum_27_10 / Lists / Discussion43/DispForm.aspx?ID = 1 (дата обращения : 02.03.10).
Корякин Ю.Ф. Дневник русского читателя // Октябрь, 1997, №11. — URL : http://magazines. russ.ru/october/1997/11/kariakin.html. (дата обращения : 15.11.09).
Карякин Ю.Ф. Достоевский и Апокалипсис. / Русский переплет. 8.08.2001. — URL : http://www. pereplet.ru/text/kor_dos_apo.html. (дата обращения : 26.12.09).
Карякин Ю.Ф. Зачем хроникер в «Бесах»? / Русский переплет. 4.06.2001. — URL : http://www. pereplet.ru/text/kor_besi.html. (дата обращения :
25.12.09).
Карякин Ю.Ф. Я мечтал снять в кино «Бесов». Из переделкинского дневника // Новая газета, № 90, 2009. — URL : http://www.novayagazeta. ru/data/2009/090/23.html (дата обращения :
02.03.10).
Киржниц ДА. Каким запомнился Сахаров-физик. — URL : http://www.rfbr.ru/old/pub/ knigi/sakharov/d~1_kir.htm (дата обращения : 22.05.10).
Комлева Е.В. Социоядерный антропный принцип и геоядерная прагматика // Минеральное сырье Урала. — 2008, № 5. — С. 44—47.
Липневич В. Прощание с вечностью (рецензия): Светлана Алексиевич. Чернобыльская молитва // Новый мир. — 1997, № 6. — URL : http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1997/6/re_ obz01-pr.html (дата обращения : 02.03.10).
Марсель Г. Ответственность философа в современном мире / Путь в философию. Антология. М., 2001. С. 254—267. — URL : http://imp. rudn.ru/ffec/philos/chrest/marsel.html (дата обращения : 02.03.10).
Мельников М. Урок Достоевского от Хил-лари Клинтон // Аргументы и Факты, 2009. — URL : http://www.aif.ru/culture/article/30174 (дата обращения : 02.03.10).
Померанц Г. Саморегулирующаяся вавилонская башня / Философско-культурологический семинар «РАБОТА ЛЮБВИ» (Цикл встреч 1996-2001 года). — URL : http://www.igrunov.ru/ cat/vchk-cat-names/pomerants/publ/vchk-cat-names-pomer-publ-babil_tower.html (дата обращения : 02.03.10).
Раевская М. Достоевский и Нечто // Независимая газета. [— URL : http://www.ng.ru/ science/2004-10-13/12_dostoevsky. html (дата обращения : 02.03.10).
Рогозин Д.О. Речь о Достоевском. — URL : http://natomission.ru/society/article/society/ artpublication/52/ (дата обращения : 02.03.10).
Рощина Л Достоевский в диалоге культур // Голос России. — URL : http://rus.ruvr. ru/2009/08/31/1006897.html (дата обращения: 02.03.10).
Официальный визит Госсекретаря США Хил-лари Клинтон в МГУ. — URL : http://www.fgp. msu.ru/content/view/383/153/ (дата обращения : 02.03.10).
СалуцкийА.С. Из России, с любовью: Роман о богоизбранности (вступ. ст. Л. Аннинского). — М. : Терра-Книжный Клуб, 2006. — 685 с. — URL : http://books.google.ru/books?id=zrkaisPOOb8C
&pg—PA312&lpg—PA312&dq (дата обращения : 02.03.10).
Сараскина ЛИ. Испытание будущим. Ф.М. Достоевский как участник современной культуры. — URL : http://www.sias.ru/literature/ saraskina_pryanoe.shtml (дата обращения : 02.03.10).
Сахаров В. Сатира должна идти до конца. — URL : http://bulgakovkm.ru/kritika/critica3.htm (дата обращения : 22.05.10).
Сердюченко В. Как я перестал бояться и научился любить атомную бомбу. — URL : http:// www.lebed.com/2000/art2324.htm (дата обращения : 22.05.10).
Солженицын ЛИ. Темплтоновская лекция.
— URL : http://solzhenicyn.ru/modules/pages/ Templtonovskaya_lekciya.html (дата обращения : 02.03.10).
Степанян КЛ. Достоевский — это писатель, который имеет «космическую» особенность // «Независимая газета», исторический форум «Мир истории» : Проект «Имя Россия», 2009: — URL : http://forum-nameofrussia.ru/showthread. php?t—1597 (дата обращения : 02.03.10).
Татаринов Л. Под знаком Апокалипсиса // Литературная Россия, № 23, 2007. — URL : http: // www.litrossia.ru / 2007/23/01586.html (дата обращения : 02.03.10).
Телегин С. Метафизика Сталина // Завтра. — URL : http://www.zavtra.ru/cgi//veil// data/zavtra/08/751/51.html (дата обращения : 22.05.10).
Фридлендер Г.М. От «Подростка» к «Братьям Карамазовым» // Dostoevsky Studies, v. 7, 1986.
- URL : http://www.utoronto.ca/tsq/DS/07/003. shtml (дата обращения : 02.03.10).
Фудель С.И. У стен Церкви // газета «Тихоновский Благовест», № 11, 2007. — URL : http:// www.hram-st.obninsk.ru/arxiv/2007/gaz475.html (дата обращения : 02.03.10).