ПРИРОДОАНТРОПОСОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ: ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
КОМЛЕВА Елена Владимировна
Аннотация: в социокультурном пространстве выполнен поиск методологического аналога для рефлексии феномена ядерной энергии с позиций представлений о человеке и обществе. Полезным признано обращение к антропосоциальному компоненту православия. Очерчено представление о вселенском и цивилизационном родстве феноменов. Сформулированы основные вопросы применительно к их сопряжению, намечены варианты ответов. Приведены конкретные примеры, при анализе которых предлагаемый методологический перенос мог бы быть реализован.
Annotation: within the socio-cultural space there has been searched for an analogous methodology to reflect on the phenomenon of nuclear energy from the perspective of concepts of man and society. It has been proven as benefitial to refer to the anthropo-social component of Orthodoxy. There has been outlined the idea on the universal and civilizational relationship of these phenomena. The main questions concerning their connection have been formulated as well as some ways to answer them. There are given some examples of the suggested methodological transfer.
Ключевые слова: православие, ядерная энергия, толкование, методология, подземное международное ядерное хранилище.
Key words: Orthodoxy, nuclear energy, interpretation, methodology, international underground nuclear waste storage facility.
Падучая звезда, тем паче - астероид на резкость без труда твой праздный взгляд настроит.
И. Бродский
Предисловие
Нельзя сказать, что гуманитарные науки: философия, теология, литература и искусство XX-XXI веков оставили амбивалентный феномен ядерной энергии (основные понятия: URL: http://narfu.ru/aan/archive/AaN_2012_5.pdf), как важную часть бытия, без внимания (см., например, три мои статьи по адресу: URL: http://e-conf.nkras.ru/konferencii/econf/filos.html), тем более, в условиях глобализации и информатизации. Но этого внимания явно мало. И, пожалуй, недостает примеров, индивидуальных и коллективных, «высшей пробы» по таланту «исполнителей». Нет достойной методологической базы для полноты смотрения, толкования и формирования антропосоциоядерных смыслов.
Такая база (в том числе научная) может быть создана через фундаментальные аналоги, которые необходимо выбрать. При этом, например, в высокого уровня системе «человек и его научно-технические творения» необходим уже более внимательный взгляд на самого человека, особенно при использовании ядер-
ной энергии, чтобы смягчать последствия абсолютно «внутренне присущей» потенциальной опасности и неизбежных повторений аварий (ШЬ: http://www.proatom.m/modules.php?na-me=News&fїle=artide&sid=4376). Полезно социокультурное соосмысление феноменов ядерной энергии и религии, прежде всего - подход от постулатов и богословских достижений христианства и православия. Обозначим лишь предпосылки и контуры такого подхода, не забывая и, конечно, что взаимодействие рационального и иррационального в жизни, несомненно, более представительно. Мы не будем затрагивать вопросы веры в Бога, аналогично, в какой-то мере, учебным курсам «Основы православной культуры». Это личное дело каждого. Кстати, и ученые не лишены своей веры: не все научные знания им известны из собственного опыта, многое в науке принимается на веру, многое долго является спорным. Например, журнал «Атомная стратегия» (октябрь 2012 г.) тему долгожданной реализации ядерного синтеза в промышленных масштабах образно вводит с помощью религиозного термина («Вопрос веры») и традиции священных книг.
Мы не будем представляться сторонниками исключительно обрядово-потребительской, начетнической, ханжеской, напыщенно-демонстрационной, поверхностной религиозности, как признак деградации, захлестнувшей Россию. Мы не будем призывать к молитвам «за» или «против» в контексте проблемного поля ядерной энергии (общаться с Богом - это еще надо уметь, что далеко не каждому дано). Справедливо сказано (Лук., 18, 8): «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?». Будем все же направляемы этим аналогом, но лишь глубинной спецификой методологии православия и, в контексте сопряжения феноменов, основными вопросами «зачем?», «почему?» и «как?». Плодотворно побуждающая к добру методология православия - факт.
Особое значение предлагаемый подход имеет для российского Севера и Сибири. Известно, что именно в Сибири расположены уникальные российские (и крупнейшие мировые) ядерные предприятия военно-промышленного комплекса: Сибирский химический комбинат (рядом с Томском) и Красноярский горно-химический комбинат. Именно этим комбинатам мир обязан тем, что не было Третьей мировой войны - ядерной. Эти комбинаты (да еще ПО «Маяк» на Урале) материально обеспечили ядерное сдерживание (свод международных норм и правил реальной непростой жизни), пользу которого в тех конкретных исторических условиях теперь оспаривают лишь политиканствующие краснобаи, но не серьезные историки. В одном из первых документов, подписанных И. Сталиным в рамках развертывания Атомного проекта СССР, в Томске, на базе Томского политехнического института, было предписано готовить кадры для ядерной отрасли всей страны. Учитывая позитивный экономический потенциал ядерных невоенных технологий, ныне ядерное сдерживание/спасение применительно к широкому спектру вызовов приобретает расширенное толкование.
Но Север и Сибирь и пострадали немало в «первый ядерный век». Тобол, Иртыш, Обь, Енисей - все эти реки получили отпечаток ядерной индустрии. Для изучения и этих последствий (в перспективе, в кооперации с ядерными научно-производственными центрами, расположенными в верховьях гидросети) создано структурное подразделение РАН в Тобольске. Норильск и нефтегаз шельфа Карского моря (и восточнее) не могут работать без атомных ледоколов. Безопасность страны не
мыслится без ядерной инфраструктуры Севера. Подземные ядерные взрывы производили в некоторых северных районах. Есть еще много подобных фактов. Это все история. А как дальше быть с наличием и дальнейшим развитием ядерной индустрии и военных объектов Сибири и Севера? Раньше никто никого об этом не спрашивал. Строили - и все. Так надо было. Теперь, в новых условиях и с учетом прожитого, возможно и нужно принимать решения (и при необходимости оформлять их юридически) иначе. И еще: давным-давно судьба показала Сибирь Ф. Достоевскому, без обращения к которому антропосоциальную ядерную тематику не осилить.
Вселенское и цивилизационное родство
У ядерного и религиозного феноменов много общего в базисе и пограничных темах. Ядерной энергии (равно как космологическим и геологическим процессам) присущи элементы вечности по сравнению с жизнью человечества, а также прямой «вклад» в реальность его существования. Что в сфере социальных явлений имеет хоть как-то схожие параметры времени и значимость для осмысления генезиса человека и проявления людей как цивилизации? Конечно же, прежде всего, религия, а также ее мировоззренческая составляющая. Христианство и православие ориентируют человека и общество на вечность, рассматривают ключевые земные проблемы в таком ракурсе, с позиций динамичной вечности, немаловажным элементом которой представляется процесс спасения/исцеления/очищения/совершенствования человека «как бы из огня». Они дают идеалы и нормы, иногда парадоксальные, земной (внешней и внутренней) жизни людей -добра и зла, чтобы иметь достойную перспективу будущего для популяции. Вне концепции вечного человека и вечного человечества социально-экономические проблемы современности и будущего неразрешимы. Большинство же людей стремятся лишь обеспечить «здесь и сейчас» достаток себе и близким. «После нас -хоть потоп» - это за рамками православия.
Человек принадлежит двум мирам - материальному и духовному. С одной стороны, мы -дети энергии и вещества звезд. Мы состоим из молекул, атомов и атомных ядер, то есть ядерная энергия не только вне, но и внутри нас. В прямом и переносном смыслах. С другой, -«Бог - Отче наш». Уже начало материального
мира и биологической жизни, как известно, трактуют именно эти две концепции. Недавно найденный (величайшее научное открытие последних пятидесяти лет) бозон Хиггса самими физиками назван «частицей Бога». От них же и «Троица» - название первого в мире испытания технологии ядерного оружия.
Страны христианской культуры первыми освоили ядерную энергию. Западные христианские философы и теологи первыми в ядерном мире обозначили проблемы нового уровня касательно сути и будущего, как христианства, так и человечества (включая исторические и правовые - особенно К. Ясперс) в целом1. Причем при поиске источников информации по антро-посоциоядерной тематике обращает на себя внимание одна особенность. В этических, политологических, исторических, теологических, экологических и публикациях других жанров выделить доминирующую национальность авторов сложно. При многоплановом же философском осмыслении ядерного феномена, на наш взгляд, более представлены исследователи немецкоязычного генезиса, напрямую или косвенно связанные с немецкой культурой. Это собственно философы К. Ясперс, М. Хайдеггер, Г. Пихт, Э. Фромм, В. Хесле, К.-О. Аре1, G. Ropohl, D. НеппЛ, а также физики-философы А. Эйнштейн, М. Борн, В. Гейзенберг, К.Ф. Вайцзеккер, Р. Оппенгеймер и др. Хотя некоторые из них, в силу известных событий 1930-1945 годов, инициировали и исследовали тематику за пределами Германии. Дополнительно к общеизвестным достоинствам немецкой философии ситуацию сформировали, видимо, также традиции ядерной физики (немецкие исследования в этой области в первой половине XX века являлись ориентиром для мировой науки) и трагический опыт нацизма в этой стране. Общеизвестно, что и другая близкая философская проблематика - философия техники -обязана своим появлением и развитием немецкой культуре. В некоторой степени, получается, что теперь слово за светскими и религиозными интеллектуалами стран восточно-христианской культуры, а также - культуры Востока в целом.
Зачем нужно?
Согласно христианству и православию мир устроен так, что есть рай и ад. Человече-
1 Jaspers K. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen : politisches Bewusstsein in unserer Zeit. Munchen, 1958. 506 s. ; Garrison J. The Darkness of God: Theology after Hiroshima. London
: SCM Press, 1982. 238 p.
ство должно выбирать между ними. С полным осознанием и того, и другого. Ядерная энергия деяниями людей может на Земле обеспечить либо одно, либо другое. Познание ядерной энергии (в антропосоциальном контексте) и ее использование имеют обнадеживающий смысл только в единстве с глубоким пониманием (как основы действий в ядерной сфере и их правовой регламентации) сути человека и общества.
Православие приводит к мысли, что наше нынешнее (и атеистов, и верующих) так называемое нормальное состояние глубоко ненормально по существу. Потенциал человека велик, но нельзя, чтобы он «неочищенный» проявлял себя в полной силе. Богоподобная природа человека с огромным потенциалом глубоко повреждена. Как следствие, социальное, политическое и научно-техническое развитие человечества вопреки первоначальным благим, казалось бы, намерениям привело к возможности краха земной цивилизации. В глобальном плане необходимо очеловечить человечество, победить внутреннее зло в человеке, чтобы не случались все новые и «совершенные» «Содо-мы» и «Гоморры». Причем апологеты православия (например, профессор-богослов А. Осипов) доказывают это вполне светски, научно, логично, исторично, на фактах2. Важно, что в контексте ядерной опасности о главенстве фактора зла в человеческих душах хотя бы иногда говорят и светские аналитики (URL: http: //nucleamo. ru/text .asp?16980).
Добавим, что далеко не все ладно с чистотой души и действиями и у российских профессионалов и менеджеров ядерного дела. А также укажем на немалое количество прямых и тяжких нарушений ими моральнонравственных норм и государственного законодательства (см., например, дискуссии и опросы на сайте агентства ПРоАтом). Впрочем, о неадекватности людей и общества ядерной энергии говорили еще А. Эйнштейн, Р. Оппен-геймер, Ю. Харитон, А. Сахаров, С. Фейнберг и другие известные физики. А это - !?!? Социологи и психологи, изучите, пожалуйста, материалы этого и других атомных/ядерных сайтов, официальных и не очень, в сравнении!
Хотя у православия (тем более, у исторически конкретных православных церквей) пока нет озвученного и однозначного, на все случаи «ядерной» жизни мировоззренческого «рецеп-
2 Осипов АИ. Аудио-лекции. URL: http://www.aosipov.ru/ audio/audio_obshchii_spisok_lektsij.html
та», они располагают общечеловеческим опытом, который формировался тысячи лет. Опыт этот и истина Откровения (если принять таковое за факт) позволяют черпать из них многое вновь и вновь. И это хороший базис при грядущем соосмыслении, совместно атеистами и верующими, ядерного феномена и человечества. Непродуктивно упорствовать и блокировать продвижение, сосредоточившись исключительно на анализе истинности и правомочности религии. Целесообразно методологически учиться у мировоззрения, которое «во веки веков». Поэтому в предстоящем соработниче-стве предпочтительны каноны и апологеты религии. Хотя без внимания не должны быть оставлены и доводы критиков религии, особенно когда они мотивируют всестороннее обсуждение вопросов методологии.
Мы не призываем критиковать религию или примитивно подстраиваться под ее каноны. Мы ищем для духовно-гуманитарной рефлексии ядерного феномена достойные интеллектуальные ракурсы и ресурсы, основания, позиции, концепции, принципы, подходы, нормы. И тут богатейший опыт религии как особого рода мировоззрения и устойчивого социального явления никак нельзя не использовать. При тщательности и корректности обращение к этому феномену возможно без ущерба для религиозных канонов и без нареканий со стороны светских философов, гуманитариев в целом по роду занятий и гуманистов по духу, потому что христианство, в изначальном смысле, если не считать его Откровением, - это тогда все равно некая чья-то гениальная «задумка», пример пути, который может обеспечить позитивное изменение гибнущего мира через изменение человека. И в этом, пожалуй, можно увидеть мощную рациональность, казалось бы, абсолютно иррационального явления. Иной возможный путь для ядерного человечества - емкий, лаконичный и убийственный образ предначертанной гибели цивилизации - связан с доминирующей ныне ментальностью людей (миниатюра А. Азимова «Они не прилетят»).
Богословам в духовно-гуманитарном осмыслении феномена ядерной энергии и формировании приемлемого социоядерного будущего, думается, должна быть отведена важная роль, особенно православным. База - оставшаяся, на фоне радикальных изменений (искажений первоначальной сути) других ветвей христианства, ориентация православия на внутренний мир человека, на его духовное са-
мосовершенствование. Лишь православие еще имеет шанс не увлечься исключительно омир-щением и социализацией, не отойти от первоначальной и главной задачи христианства - видеть глубинный корень всех бед и радостей, потерь и благ, земного и вечного, индивидуального и общечеловеческого бытия. В итоге - сохранить стремление к полноте очищения души, внутреннего мира человека, к пониманию и искоренению причины, а не только проявлений зла, создать базу для норм земного бытия. Православие не может претендовать на абсолютно достоверное изложение истории. Но стоит понять его представления о том, как люди не должны жить.
Почему возможно?
Православие исторически является культурным фундаментом России. Оно естественным образом сопряжено со всеми гранями бытия страны. В частности, антикризисный потенциал наследия православия, русской интеллектуальной культуры и Ф. Достоевского рассматривают В. Океанский, Ж. Океанская и А. Се-ропян (Шуйский филиал ИвГУ).
Многие известные ученые (в том числе и физики) сочетали науку с верой в Бога. Есть примеры и того, что, даже дистанцируясь от религиозной веры, физики признают полезность (в естественно-научном контексте) обращения к религиозным догматам (например, иКЬ: http://www.proatom.m/modu1es.php?name= News&fПe=artide&sid=4294 ; http://www.proatom. ru/modu1es.php?name=News&fi1e=artide&sid=4418).
Апологеты православия «идут в народ» научно-технической сферы. Ныне Русская православная церковь (РПЦ) активна не только в сфере традиционных печатных и электронных каналов информации, но и в Интернете.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Без упования на Господа... невозможен подлинный успех в области ядерной энергии»3. Наука и религия методологически во многом не являются абсолютными антагонистами. В глобальной проблеме возможности познания мироздания (в познании микромира и мегамира особенно) их взгляды сходятся -адекватно познать нельзя. Наука и религия не только не антагонистичны, но и моральнонравственно начинают сближаться.
3 Приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам слушаний «Ядерные вооружения и национальная безопасность России». ИЯЬ: http://pravsarov.nne.ru/
соП;еп1/риЬНса^оп/461/552/486/518.Мт1
Протоиерей Д. Кирьянов отмечает: «С момента возникновения во второй половине XX века междисциплинарной области исследований ”наука и религия” сформировалось множество концептуальных подходов. соотнесения науки и религии». Рассматривалась даже «программа "критического реализма” как моста между наукой и религией», а также - методологические параллели4. Достаточно известно к тому же, на большем уровне обобщения, что христианство, например, методологически взаимодействовало и взаимодействует с различными нехристианскими культурами.
Различные религии уже высказывались по поводу ядерного оружия5. Адекватная религиозная оценка «мирного атома», видимо, впереди. Обращение к достижениям мыслителей религиозной философии, практическому опыту церквей и религиозных средств массовой информации может дать многое. Русская православная церковь, например, считает, что «внедрение» незыблемых духовных ценностей в научно-техническое творчество далеко выходит за национально-государственные рамки, непосредственно относясь к поискам оснований для строительства общечеловеческой цивилизации в новом тысячелетии6.
Всемирный Русский народный собор (ВРНС) провел в Сарове слушания «Ядерные вооружения и национальная безопасность России» и «Проблемы взаимодействия Русской православной церкви и ведущих научных центров России». Митрополит (в то время) Кирилл на упомянутых слушаниях «Ядерные вооружения и .» с предупреждением процитировал св. ап. Павла: «Ибо, когда будут говорить: ”мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес, 5, 3). Эта мысль в первоисточнике дается в контексте темы Мессии, спасения человека, Суда Божьего, эсхатологических представлений, постоянного духовно-нравственного бодрствования и работы для людей.
Знаковым событием в процессе сближения подходов естественных наук и религии к познанию мира явилось присвоение в 2010 году патриарху Кириллу степени почетного док-
4 Кирьянов Д.В. Наука и религия: многообразие методологических подходов // Тр. Тобол. духов. семинарии. Вып. 2. Тобольск : Тобол. духов. семинария, 2G11. С. 117-134.
5 Ethics and weapons of mass destruction: religious and secular perspectives / ed. by S.H. Hashmi, S.P. Lee. Cambridge, 2GG4. 533 p.
6 Доклад патриарха Алексия II на юбилейном Архиерей-
ском соборе РПЦ, 2GGG.
тора НИЯУ МИФИ, а в 2012 году - МГУ. Во время работы XVI ВРНС (2012) вновь неоднократно вспоминали мысль: «Православию есть что сказать миру». В 2012 году в МИФИ (как и в Уральском горном университете) открыта кафедра теологии. Ее заведующим стал глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (почетный профессор УрГГУ). А кафедру в Уральском горном университете возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (см., например, поиск на сайте «Православие и мир» по признаку «МИФИ»). В январе 2013 года на физическом факультете МГУ состоялась конференция «Христианство и наука». В давние времена заложен православный фундамент в традиции технического образования России и Санкт-Петербургского горного университета (иКЬ: http://www. voskres.ш/oikumena/koz1ov.htm;http://www.imcmon tan.ru/team/pub1ication/history.pdf). Шахтеры Украины при формулировании принципов дальнейшего развития отрасли и в реальной практике (наука и бизнес) обращаются к религиозным ценностям в сочетании с учетом современных социально-экономических и технологических тенденций7 (иКЬ: http://forbes.ua/ma-gazine/forbes/1332961 -mo1itva-shahtera).
На примере Сарова, его многогранного служения Отечеству, многими раскрывается суть органичного сближения РПЦ и Минатома, предопределенного уникальным значением Церкви и ядерной сферы в контексте защиты, спасения России - в прошлом, настоящем и будущем. С другой стороны, «Физики без священников - современные папуасы», - так резковато оценивает ситуацию относительно ядерного центра в Сарове православный журнал «Фома»8.
Профессор-богослов А. Осипов в 19911999 годах был сопредседателем резонансной ежегодной Международной конференции «Наука. Философия. Религия» в Объединенном институте ядерных исследований. Он более двадцати лет успешно читал лекции и дискутировал в аудитории физиков-ядерщиков, напоминая об ответственности ученых, в 2011 году получил в Дубне почетную награду ОИЯИ за
7 Литвинский Г.Г. Священные заповеди горняка / Форум гірників - 2012 : матеріали мїжнар. конф. Донецк, 2012. Т. 1. С. 7-16.
8 Физики без священников - современные папуасы. Беседа с сотрудниками Российского федерального ядерного центра, г. Саров // Фома : православ. журн. для сомневающихся. 2003. № 2 (16) ; Новый Мир. 2004. № 2.
выдающиеся достижения в богословии и многолетнее сотрудничество с этим институтом. Он же при толковании догмата Святой Троицы как удачные аналогии неоднократно использует концепты «человек» и «атом»9.
Потенциальные методологические сопряжения
Назовем лишь некоторые ракурсы возможного, по нашему мнению, методологического сопряжения феноменов:
- космизм/вселенность;
- «Бог есть любовь»;
- «страх любви»: страх от любви к другому и за него;
- Троица;
- единение с человеком;
- всечеловечность («и иудей, и эллин...»);
- видение человеком и обществом собственных пороков и недостатков;
- спасение человечества от человечества;
- «дух творит себе форму»;
- «по делам и мыслям нашим .»;
- проблема войны и мира;
- вера в свое дело, идейная твердость, святоотеческие традиции;
- научно-техническое творчество без са-мовознесения, самообожения;
- правильная вера - правильная жизнь.
Мы не имеем достаточных знаний и других оснований для того, чтобы предлагать соотнесение православных канонов и внутренней научно-технической специфики ядерной сферы с коррекцией устоявшихся на сегодня форм/признаков этой специфики. Подобно тому соотнесению и коррекции, на которые, в определенной мере, решился В. Жиров в ра-боте10 применительно к проблемам структурирования живой материи. Но соработничество, взаимодействие РПЦ и светского общества по «принципу дополнительности» в оценке, «наречении имен» и реализации внешних, в ан-тропосоциальном контексте, ядерных достижений, по нашему мнению, необходимо и полезно, как во благо стремление сотрудничать, терпеливое взаимодействие религии и науки с целью кропотливой, толерантной актуализации/идентификации социального статуса/зна-
9 Осипов А.И. Аудио-лекции.
10 Жиров В.К. Человек и биологическое разнообразие: православный взгляд на проблему взаимоотношений // Вестн. МГТУ. 2008. Т. 11. № 4. С. 609-626.
чения научных результатов и рационального природопользования, а также экологическая роль современных монастырей11.
Современность и прагматика «точек роста»
Современная ситуация, важной особенностью которой является необходимость объединения духовно-гуманитарных и научно-технических усилий для разработки технологий влияния на процессы формирования антропогенно радиоактивной среды обитания человека и управления ею, подсказывает и первоочередные практические задачи, мотивирующие реализацию предлагаемого подхода. Одна задача, например, связана с поиском нового облика ядерной энергетики (иКЬ: http://akademiagp.ru/ v-vo1kovi-ostrecovv1ast-i-nauka-tochki-opory/).
Другая задача обусловлена прежним путем развития ядерной техносферы. С. Кириенко в июне 2011 года сообщил (Г оссовет по модернизации при Д. Медведеве), что Росатом внедряет идеологию прогноза и мониторинга условий существования АЭС по всему жизненному циклу (более ста лет), включая стадию снятия станций с эксплуатации (демонтажа) после длительной выдержки. Будет справедливо, если в чем-то аналогичную идеологию применят к объектам хранения/захоронения ненужных ныне ядерных материалов или заведомо отходов (тысячи/миллионы лет). В таких случаях без ориентации на вечное человечество, без наук и практических знаний о Земле не обойтись.
В России есть два ядерно-религиозных центра территориального совмещения ядерных и религиозных функций - Саров и Сергиев Посад. Высказано предположение о третьем12. А четвертому (С-Петербургу) в этом качестве лучше бы и не бывать. Рассматривая в связи с ядерной энергией различные социальные институты, за рубежом предложили для гарантии надлежащего общественного внимания к долгой судьбе радиоактивных отходов создать «ядерное высшее пасторство»13. Такие меры тем более необходимы, поскольку уже в начале пути, например в США, сроки решения проблемы
11 Жиров В.К. Указ. соч. С. 609-626.
12 Комлева Е.В. Антропосоциоядерный феномен // Век глобализации. 2011. № 2. С. 140-149.
13 Weinberg A. Social Institutions and Nuclear Energy. In:
Science 177 (1972). S. 27-34 ; Hocke P., Grunwald A. Wohin mit dem radioaktiven Abfall? Perspektiven fur eine sozialwissenschaftliche Endlagerforschung. Berlin : Sigma, 2006. 157 s.
отходов после уже понесенных серьезных затрат вновь в 2013 году значительно отодвинуты (URL: http://energy.gov/sites/prod/files/Strategy% 20for%20the%20Management%20and%20Dispos al%20of%20Used%20Nuclear%20Fuel%20and% 20High%20Level%20Radioactive%20Waste.pdf). И это в то время, когда, прежде всего из-за проблемы отходов, неумолимо возрастает внутренний деструктивный потенциал и приближается обрушение мировой «ядерной пирамиды» (URL: http://stringer-news.com/pub-
lication.mhtml?Part=50&PubID=16239). Скоро срочно понадобятся не долговременные, оставшиеся не при делах узковедомственные фантазии прежних времен, а едва ли не «объединенных наций» относительно простые, надежные, экономичные и эффективно контролируемые обществом программы скоротечной и практически одновременной утилизации многих компонентов ядерного наследия. Прежде всего программы на основе изучения и использования нового потенциала земных недр.
Думается, что в инициативно российском варианте в рамках многогранной концепции SAMPO14 нечто подобное «ядерному пасторству» возможно. Оно могло бы быть связано прежде всего с системой приграничных сочетаний с не исключительно общественной, но государственной, религиозной и горного дела (разумеется, в пределах компетенций каждой из сторон) скрепой лежащей между ними территории. В конечном итоге - страны в целом. А именно:
1) подземное международное ядерное хра-
нилище в пределах Печенгской геологической структуры плюс Трифонов Печенгский мужской монастырь (URL: http://www.pravmir.
ru/trifonov-pechengskij-monastyr-obitel-dlya-poka-yavshixsya-razbojnikov/) Мурманской и Мончегорской епархии;
2) аналогичный объект в Краснокаменске плюс молодое Краснокаменское благочиние Читинской и Краснокаменской епархии.
Печенгская структура - единственное место на Земле, где надежно, по данным геофизики и бурения, установлена граница между корой и мантией (А. Жамалетдинов. URL: http:// geoksc.apatity.ru/images/stories/Print/zh21 .pdf). Здесь удачно сочетаются «краевые условия».
14 Комлева Е.В. Рефлексия ядерно-нефтегазовой ситуации Севера Европы: интересы и потенциал Германии как партнера России // Геофиз. журн. Киев, 2008. Т. 30. № 2. С. 3-31 ; Она же. Геологические, экологические и политические аспекты хранения и захоронения ядерных материалов // Там же. 2012. Т. 34. № 6.
Высокое инженерное качество отдельных породных блоков для размещения подземных сооружений15 сопровождается направленностью движения метеорных вод вне этих блоков по зонам структурных нарушений далеко вглубь земной коры, а не выдавливанием их к дневной поверхности16. Печенга максимально обеспечит выполнение рекомендаций МАГАТЭ по защите полезных ископаемых. Главное, скоро известные месторождения (по крайней мере, их подавляющее большинство) исчезнут, а новые практически невероятны при высочайшей геологической изученности территории. Не изменится коренным образом ситуация на данной площадке даже при использовании новых технологий и организации поисковых и разведочных работ относительно традиционного и нового для Печенги сырья, о гипотетических результатах которых предполагает в общем по региону А. Калинин (URL: http://zo1otodb.ru/artic1es/geo1ogy/p1acer/ 10553). Новые исследования по высоколиквидным полезным ископаемым здесь беспроигрышны. При отрицательном результате или, в крайнем случае, локальной находке они усилят доказательную базу в части подземного ядерного объекта вне месторождений. В РАН (Н. Лаверов) такой же подход к Краснокамен-ску считают «единственно верным» (2011. URL: http://www.ras.ru/FStorage/Down1oad.aspx? Іd=bb9c25dd-630b-4f87-8d3e-6fad9a0ba9ca ; 2005. URL: newmdb.iaea.org/GetLibraryFi1e.aspx? RRoomID=694). «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» может работать при существующих запасах урана не более 30-35 лет.
Причем многое применительно к этому варианту (при суммарной стоимости только обоснования и строительства - не менее 200 миллиардов долларов) будет зависеть от профессионализма и духовно-нравственных качеств российских геологов, геофизиков, горняков, ядерщиков и других специалистов, от успешности комплексного светского сопровождения и окормления проекта со стороны РПЦ в партнерстве с другими религиозными институтами, в том числе представляющими западное христианство, конфуцианство и буддизм.
15 Комлева Е.В. Геологические, экологические и политические аспекты хранения и захоронения ядерных материалов.
16 Милановский С.Ю., Николаевский В.Н. Процессы переноса (миграции) в системе трещин земной коры // «Сейсмо-2012». URL: http://www.ukrdgri.gov.ua/ukrdgri_site/CS-2012_Mi1a-novskiy_Paper.pdf
Символично, что Рождество Христово - это симбиоз звезды и пещеры, пещеры и звезды. Такие же уровни затрат в сотни миллиардов долларов в каждом отдельном случае уже реально осуществлены или запланированы на ликвидацию эколого-экономических последствий катастроф на Чернобыльской и Фукусим-ской АЭС, рекультивацию территорий военных радиохимических производств периода противостояния СССР и США, утилизацию АЭС, АПЛ и ядерных боеприпасов.
Ни при каких обстоятельствах, например, не должны возникать идеи ядерной трансформации будущих никелевых рудников в зоне воронежского чернозема, уже ныне функционально встраиваемых в межрегиональную (урало-таймыро-кольскую) и международную (по сбыту продукции) систему. Хотя геологические предпосылки, а также схемы ведения и качество подземных горных работ применительно к сульфидным медно-никелевым месторождениям кристаллических щитов Земли, как правило, способствуют вторичной эксплуатации рудников с целью использования выработанного при добыче руды пространства для захоронения токсичных отходов разного происхождения. С другой стороны, и «ружье на стене» - уже реально обсуждаемое хранилище вблизи Красноярска (URL: http://nucle-arno.ru/text.asp?16757 ; http://nuclearno.ru/text. asp?16993) или Челябинска (URL: http://
nuclearno.ru/text.asp?17005) - при его долгой жизни обязательно «выстрелит» как повод для внешнего, разрушающего «принуждения к миру» не на границе, а в центре России.
Примечательна также ситуация «метеоритного дождя» 15 февраля 2013 года. Вот уж точно по И. Бродскому: «Падучая звезда, тем паче - астероид на резкость без труда твой праздный взгляд настроит». Относительно этого грозного природного явления (равно как и, в какой-то мере, невольной «имитации» им реальной ракетной атаки на наземные объекты ядерного Урала или на подземный комплекс горы Ямантау) не приведены достоверные факты его надежного фиксирования достаточное время в режиме online государственными службами России. Не было даже обозначено упреждающих действий (хотя бы и, прежде всего, информационных) по выполнению своих функциональных обязанностей учеными, а также гражданскими и военными охранителями неба, земли и населения. Или их возможности и обязанности не охватывают все опасные варианты развития событий относительно наземных
объектов размещения ядерных материалов? Видимо, эти возможности и обязанности объективно ограничены (с чем, пожалуй, придется согласиться (см., например, URL: http://nucle-arno.ru/text.asp?1б91б ; http://www.bbc.co.uk/ russian/russia/2G13/G2/13G215_chelyabinsk_vpk.s html ; http://news.mail.ru/inregions/ural/74/inci-dent/12063966/ ; http://ria.ru/defense_safe-ty/ 20130220/923880067.html). Тогда (плюсуя и субъективные негативные факторы) на земной поверхности, в центральной зоне России (С-Петербург, Воронеж, Челябинск, Томск, Красноярск) долговременных и новых ядерных объектов тем более не должно быть. Еще и потому, что Челябинск показал полную неготовность населения к таким событиям, отсутствие у людей навыков поведения в угрожающих обстоятельствах. Забыто предостережение Павла (1 Фес, 5, 3)!
Странным образом «падучая звезда» над ядерным Уралом почти совпала по времени с обнародованием через два года (!?) того факта, что значительная часть населения России не избежала влияния Фукусимы (URL: http:// www.bellona.ru/articles_ru/articles_2G13/Minpriro dy-Fukushima). Причем то, что в феврале 2G13 года Минприроды РФ признано свершившимся фактом, сразу и долго после Фукусимы на официальном же уровне трактовалось невозможным никогда даже в принципе. Соответственно не было и в этом случае упреждающих действий по информированию и защите населения. А структуры Росатома и после доклада Минприроды отстаивали правильность своих несбывшихся прогнозов по Фукусиме и ее влиянию на Россию. А также критиковали японские власти за якобы чрезмерные (не как после Чернобыля) долговременные меры по защите населения, демонтажу станции и глубокой санации территории (URL: http://www. proatom.ru/modules.php?name=News&file=articl e&sid=4377). А если бы в феврале 2013 года от «небесного цунами» пострадали наземные хранилища радиоактивных отходов и плутония ПО «Маяк», то как долго мы бы слышали, что радиационная обстановка на Урале и в стране «в норме»?
Хотелось бы, чтобы пришло понимание того, что, вне зависимости от конкретных параметров и причин ряда не столь давних событий (Челябинск-40, Чернобыль, Фукусима, «челябинский метеорит» и др.), в совокупности - это «тренировки» перед очередными глобальными ядерными «неприятностями». В свое время при покровительстве известных стран
Израиль без объявления военных действий разбомбил на территории суверенных Сирии и Ирака ядерные реакторы. События на севере Африки, в Сирии и вокруг Ирана ныне не дают оснований считать, что забыты подобные способы решать международные проблемы с коренным изменением геополитической ситуации. Для каких будущих регионов, объектов и исполнителей нарабатывается такой военнополитический опыт? Негосударственные террористические организации вообще не связаны даже формально какими-либо юридическими обязательствами и моральными нормами относительно ударов по притягательным для них объектам ядерной инфраструктуры.
Взаимодействие религиозной и светской культур в антропосоциоядерном измерении, например, Китая и России, особенно в их приграничных районах, важно по нескольким причинам. Не только потому, что обе страны обладают ядерным оружием, входя в тройку ведущих ядерных держав, не только потому, что Россия и Китай в партнерстве развивают гражданскую ядерную энергетику, не только потому, что обе страны планируют на своей территории долговременные приграничные крупные хранилища подземного типа для неиспользуемых ядерных материалов (Красно-каменск и Бейшан), не только потому, что в традициях великого символа Китая ныне создана Китайская подземная ядерная стена (иЯЬ: http://army-news.ru/2013/01/ssha-bespoko-yat-razmery-kitaj skoj -podzemnoj -yadernoj -steny/). Такое взаимодействие необходимо еще и для того, чтобы в сознании наших народов по этим вопросам место серьезного и плодотворного осмысления не занимали международные суррогатные образы, по-своему отражающие настоящее и формирующие будущее. Будем надеяться, что плодотворному сотрудничеству послужит и визит патриарха Кирилла в Китай (2013).
Амбивалентная шкатулка с демоном (как аналог ядерной энергии), генерирующая добро или зло в зависимости от помыслов владеющего ею человека, отправлена подальше от греха -на Север, в сочетании с виртуальной китайско-финской границей и заговором финно-китай-цев против владельца углеводородного сырья. Так, в контексте реинкарнации мифов карелов, финнов и китайцев, трактуют Сампо создатели финско-японско-эстонско-нидерландского фильма «Воин Севера». Это один из вариантов таких суррогатов, неузнаваемо искажающий границы, основанный, впрочем, во многом на упрощенных кальках с реальностью. Ведь уже
сейчас осваиваются китайцами и передаются фактически под управление Китая территория и природные ресурсы по соседству с ядерным Краснокаменском (URL: http://nuclearno.ru/text. asp?17164).
Экономическое положение, например, Мурманской области хронически сложное. Надежды на Штокман не сбылись. Ситуация относительно будущего экспорта в Европу ба-ренцевоморского газа продолжает меняться не в пользу России (URL: http://voprosik.net/chto-pomenyala-ustupka-mestorozhdenij-norvegii/). Вполне возможно, что область, более того, будет импортировать норвежский газ (URL: http://news. mail. ru/inregions/nordwest/51/econom ics/127SS26G/?frommail=1). Дешевая электроэнергия Мурмана (основа инвестиционных проектов), благодаря известным реформам, разом стала дорогой для потребителей. Общие объемы промышленного производства области в традиционных отраслях «застыли» на уровне 2001 года. Налицо свертывание позитивных ожиданий относительно проекта «Мурманский транспортный узел», неясные перспективы развития на уровне очередных ожиданий в части добычи и переработки новых видов твердых полезных ископаемых («Российская газета» от 4 и 11 декабря 2G12 года, кризис СевТЭК-2G12 и темы «Инвестиционная область»). Инновации области «на нуле» («Мурманский вестник» от 1S декабря 2G12 года). Основные показатели качества экономики Мурмана, вопреки многотрудной работе по созданию разных стратегий развития области и Печенгского района, в сравнении с другими северными регионами за несколько лет по официальным федеральным данным - устойчиво «ниже средне-го»17. О том же «глас народа», простого и ученого (URL: http://bloger51.com/2012/11/3S132; «Мурманский вестник» от 7 февраля 2013г.; http://vk.com/club1659S761, программа «Север мой» от 11 февраля 2013 года). Настораживают итоги последней переписи. Закрывающиеся рудники стали проблемой горной науки (URL: http://www.kolasc.net.ru/russian/news/arc12/interna-tional%20project.pdf). Губернатор М. Ковтун призвала искать новые ориентиры для развития и работы, а также учиться «жить без Штокмана» (URL: http://news.mail.ru/inregions/nordwest/51/
17 Победоносцева Г.М. Развитие российской территории Арктики и особенности социально-экономического положения Мурманской области // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы : материалы межрегион. науч.-практ. конф., Апатиты, 14-16 ноября 2012 г. Апатиты, 2012. С. 41-43.
po1itics/12473115/?frommai1=1). Скоро, кстати, и горняков Норильска будут трудоустраивать в других регионах (ШЬ: http://cccp-revive1.b1og-spot.ru/2012/06/гс^у skaj a-geo1ogia-umer1a.htm1).
Такой ядерно-религиозный объект поэтому надолго был бы «палочкой-выручалочкой» для Мурмана. Примем во внимание, что с 2011 года начато проектирование (функциональноаналогичного наземному хранилищу реакторных отсеков Сайда Губы, финансирование Германии) комплекса переработки радиоактивных отходов и накопительной площадки временного хранения контейнеров в Губе Андреева (финансирование Италии). Губа Андреева расположена недалеко от Печенги. Анализ (ШЪ: http://proatom.ru/modu1es.php?name=News &fi1e=artic1e&sid=3670) истории реабилитации одноименной береговой базы ВМФ показывает следующее. За почти двадцать лет развития базы под международным контролем темпы и общие объемы вывоза радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива с базы кратно уменьшились по сравнению с советским периодом, когда эта функция, кстати, не являлась главной. С.В. Кириенко заявляет о практически полном и успешном завершении основных работ (умалчивая об их сути), хотя последние по разгрузке хранилищ и не начинались. Авторы анализа (В.А. Перовский и А.А. Аникин) вынуждены предположить: процесс реабилитации базы затянут и сознательно. Добавим - чтобы сохранить имевшиеся предпосылки и создать облагороженную территорию для дальнейшего развития в прежнем направлении обновленного объекта перевалки и временного хранения ядерных материалов, но другой генерации. Ситуация (Ц^: http://www.b-port.com/news/item/103956.htm1) продолжает быть адекватной мыслям о потенциале береговых баз в качестве внешних терминалов Печенги.
Заметим, что в России есть, пожалуй, лишь два научных учреждения (ИГЕМ РАН и Горный институт Кольского НЦ РАН), которые имеют опыт исследований горногеологических проблем применительно к Пе-ченге и Краснокаменску, а также ядерных -к некоторым объектам бывшего СССР.
Все чаще в России, в том числе в ядерном контексте, всплывает тема - «грязные» деньги и безопасность. Церковь уже настораживала о подобном. Протоиерей В. Воробьев («Проблемы взаимодействия.») напоминал, что при смене идеологии некоторые сотрудники ядерных центров «превратились из тех, кто делал ядерный щит Родины, в тех, кто его предал».
По его мнению, это результат разложения духовности народа. Протоиерей призывает к подвигу в воспитательной работе, ибо «плодотворным бывает только чрезмерное, а все вялое остается без плода». Эти мысли важны и применительно к ядерным хранилищам, чтобы общество не сомневалось в безопасности построенного США наземного хранилища оружейных материалов около Челябинска, обреченного на вечную реконструкцию хранилища-саркофага в Чернобыле, аварийных «хранилищ» затопленных АПЛ и грядущих подземных хранилищ, в том числе Печенгского и Краснокаменского.
«Главный вопрос атомной энергетики сегодня не технологический, а психологический», - сказал, подводя итоги состоявшегося в рамках Петербургского экономического форума - 2012 круглого стола «Атомная энергетика: год после Фукусимы» генеральный директор Росатома С. Кириенко (URL: http:// www.pro-atom.ru/modules.php?name=News&file= article&sid=3854). «Атомная энергетика в России умрет без поддержки общественности», -заявил журналистам первый заместитель гендиректора Росатома А. Локшин в кулуарах VII Международного общественного форума-диалога «Атомная энергия, общество, безопасность - 2012» (URL: http://www.ria.ru/atom-tec_news/20120905/743554229.html). Чиновники говорили, скорее всего, о сиюминутных частностях, не ведая того, что называется, «попали в яблочко».
Осмысление ядерного феномена и укоренение в социуме ядерного техно в значимых для цивилизации, легитимных и безопасных масштабах, как и религии (по крайней мере -христианства), глобально должно иметь цель не погубить человека, а спасти его. Ядерный пример, экзаменованный в координатах канонов православия и в контексте социоядерного антропного принципа и социокультурной парадигмы (URL: http://narfu.ru/aan/archive/AaN_ 2012_5.pdf ; http://www.dialog21.ru/biblio/kom-leva.htm), послужит формированию гуманистической, особенно касательно будущих поколений, социоядерной ментальности, индивидуальной и государственной, созданию цивилизованных мировоззренческих и социальногуманитарных оснований, правовых норм мудрого развития других амбивалентных относительно всего человечества наук и технологий, число которых впредь будет лишь множиться. Предлагаемый подход необходим для решения стратегических вопросов развития человечества, действий по поиску элементов духовно-
гуманитарных начал комплексной безопасности, в том числе в сфере энергетики. Впрочем, как и в других. В совокупности это может способствовать консолидации народов и стран перед лицом глобальных вызовов, грозящих им уничтожением, выработке механизма осознания всеобщей сопричастности и ответственности человечества за свою судьбу, а также эволюции, а не инволюции духовно-культурной природы/основы морально-этических, правовых и научно-технических систем18. Это главный способ ответить на вопрос: «А крепок ли фундамент?» (ЦЯ^: http://www.proatom.ru/ mou1es.php?name=News&fi1e=artic1e&sid=4418).
Послесловие
И, наконец, последнее. Более ранняя попытка постановки темы обозначена в предыдущих моих публикациях (URL: http://noc.
chgaki.ru/?page=conf ; http://www.proatom.ru/ modules.php?name=News&file=print&sid=11S ; «Религия и феномен ядерной энергии: контуры социокультурного сопряжения; специальный диплом за статью на конкурс научных работ «Ответственность религии и науки в современном мире», ноябрь 2GG5 года, Библейско-Богословский институт святого апостола Андрея, Москва ; URL: http://helion-ltd.ru/komleva-sp-11 -2008/ ; http://helion-ltd.ru/philosophical-base/ ; http://www.voskres.ru/economics/komleva. htm ; http://e-conf.nkras.ru/konferencii/econf/fi-los.html ; http://www.lawin-russia.ru/node/164207 ; http://www. sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10627. html и др.). Она соответствует тенденции общего усиления гуманизации и гуманитаризации естественно-научной и технической сфер.
Благодарю за поддержку исследований и ценные комментарии профессора Brigitte Falkenburg.
18 Литвинский Г.Г. Священные заповеди горняка / Форум гірників - 2012 : матеріали міжнар. конф. Донецк, 2012. Т. 1. С. 7-
16 ; Пугина О.А., Агапов Д.С. Материальная и духовная природа правовых систем // Юрид. наука. 2012. № 1. С. 18-23.