Научная статья на тему 'Антропометрические и физиометрические характеристики юношей III функциональной группы разных профилей профессиональной подготовки в вузе'

Антропометрические и физиометрические характеристики юношей III функциональной группы разных профилей профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / III ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / III FUNCTIONAL GROUP / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталевич Лариса Федоровна, Колокольцев Михаил Михайлович

Представлены результаты антропометрических и физиометрических параметров студентов III функциональной группы (специальной медицинской группы) технического вуза Прибайкалья разных направлений профессиональной подготовки. Выявлены особенности антропометрических и физиометрических показателей юношей в зависимости от профиля обучения в университете. На занятиях физической культурой необходимо формирование профессионально значимых двигательных качеств будущего специалиста с учетом особенностей физического развития организма студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталевич Лариса Федоровна, Колокольцев Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOMETRIC AND FIZIOMETRICHESKIE CHARACTERISTICS OF THE YOUTHS III OF THE FUNCTIONAL GROUP OF THE DIFFERENT PROFILES OF PROFESSIONAL PREPARATION IN VUZ (INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION)

Results of anthropometrical and physiometric parameters of students of the III functional group (special medical group) of technical college of Baikal region of the different directions of vocational training are presented. Features of anthropometrical and physiometric indicators of young men depending on a training profile at the university are revealed. On occupations physical culture formation of professionally significant motive qualities of future expert taking into account features of physical development of an organism of students is necessary.

Текст научной работы на тему «Антропометрические и физиометрические характеристики юношей III функциональной группы разных профилей профессиональной подготовки в вузе»

6. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. - М.: Владос, 2003. -248 с.

7. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М, 1982; 6-е изд. - М., 2000. - 234 с.

8. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. - изд. 3-е. - М.: Музыка, 1987. -63 с.

9. Панкевич Г.И. Искусство музыки. - М.: Знание, 1987. -112 с.

10. Португалов К.П. Серьёзная музыка в школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. -144 с.

11. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1991. - № 1 (5). - 304 с.

12. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

Педагогика

УДК 37.037

доцент Наталевич Лариса Федоровна

Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск); доктор медицинских наук, доцент Колокольцев Михаил Михайлович

Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск)

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ И ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЮНОШЕЙ III ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В

ВУЗЕ

Аннотация. Представлены результаты антропометрических и физиометрических параметров студентов III функциональной группы (специальной медицинской группы) технического вуза Прибайкалья разных направлений профессиональной подготовки. Выявлены особенности антропометрических и физиометрических показателей юношей в зависимости от профиля обучения в университете. На занятиях физической культурой необходимо формирование профессионально значимых двигательных качеств будущего специалиста с учетом особенностей физического развития организма студентов.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, III функциональная группа, физическое развитие.

Annotation. Results of anthropometrical and physiometric parameters of students of the III functional group (special medical group) of technical college of Baikal region of the different directions of vocational training are presented. Features of anthropometrical and physiometric indicators of young men depending on a training profile at the university are revealed. On occupations physical culture formation of professionally significant motive qualities of future expert taking into account features of physical development of an organism of students is necessary.

Keywords: physical culture, students, III functional group, physical development.

Введение. Снижение показателей здоровья молодежи в Российской Федерации в последние годы отмечают многие исследователи [3, 6, 10]. Установлено увеличение количества студентов вузов, отнесенных по состоянию здоровья для занятий физической культурой к III функциональной группе (специальная медицинская группа - СМГ) [7].

Отмечается, что причинами ухудшения состояния психосоматического и функционального здоровья молодежи являются социально-кризисные явления в современном обществе [1]. Играет роль влияние на здоровье человека неблагоприятных экологических факторов [8].

Недостаточный уровень знаний студентов основ здорового образа жизни может негативно отражаться на состоянии их здоровья [12]. Отрицательно сказывается на здоровье игнорирование роли физической культуры в молодежной среде [5].

Выполнение трудовых операций и их эффективность в значительной степени зависит от физического развития организма специалиста. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузе помогает корректировать характеристики физического развития студентов с учетом условий и характера предстоящей профессиональной деятельности [13].

Студенты вуза, относящиеся к III функциональной группе (СМГ), имеющие различные заболевания, для занятий физической культурой, посещают учебные занятия, программа которых предусматривает значительные ограничения физических нагрузок [10, 11]. В планировании учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» важная роль отводится оценке физического развития студенческой молодежи [2]. Вместе с тем, в литературе не в полной мере отражен вопрос оценки физического развития студентов СМГ в зависимости от их направления обучения в высшей школе. Актуальность настоящего исследования связана с использованием полученных данных для коррекции занятий профессионально-прикладной физической подготовкой будущих специалистов.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования. Оценить физическое развитие студентов III функциональной группы с учетом направлений профессиональной подготовки в вузе.

Материал и методы.

Участники: В исследовании принимали участие студенты 1-4 курсов (n=6606) технического (группа «А», n=4812), гуманитарного (группа «Б», n=924) и творческого (группа «В», n=870) направлений обучения в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ). Для занятий физической культурой юноши по состоянию здоровья отнесены к III функциональной группе (специальная медицинская группа - СМГ). Возраст обследуемых колебался от 17 лет до 21 года.

Организация исследования: Мониторинговое наблюдение за физическим развитием студентов СМГ проводилось в течение 5 лет (2010- 2014 гг.) и включало в себя антропометрические измерения: соматометрия (длина и масса тела, окружность грудной клетки) и физиометрию (пробы с задержкой дыхания Штанге и Генче) [11].

В работе применяли стандартную антропометрическую методику В.В. Бунака (1941) [4]. Обследования проводились на основе принципов добровольности с соблюдением прав и свобод личности, гарантированных статьями 21 и 22 Конституции Российской Федерации. Выполненная работа не ущемляет права и не

подвергает опасности благополучие субъектов исследования в соответствии с этическими стандартами ответственного комитета по правам экспериментов Хельсинкской декларации 2008 года.

Полученные результаты работы обработаны статистическими методами с вычислением объема выборки (n), среднего значение (М - mediana), минимума, максимума, стандартного отклонения (о - сигма), которая определяет границы однородной группы обследуемых и расчета стандартной ошибки.

С учетом нормального распределения изучаемых количественных признаков были использованы параметрические методы обработки полученного цифрового материала [9]. Различия определялись по параметрическому критерию Стьюдента и считались достоверными при уровне значимости Р<0,05.

Результаты антропометрических и физиометрических исследований юношей СМГ 17-21 года в зависимости от направления подготовки в университете приведены в таблице.

Возрастное физическое развитие юношей разных направлений подготовки в вузе (M±m)

Возраст/ направление подготовки Антропометрия Физиометрия

Рост (см) Вес (кг) ОГК (см) Проба Штанге (с) Проба Генче (с)

17 лет («А») 179,2±0,61 68,9±1,00 92,3±0,78 65,1±1,24 38,8±1,23

17 лет («Б») 179,2±1,53 70,7±2,36 95,6±1,91 66,5±4,01 25,0±1,56

17 лет («В») - - - - -

P<0,05 1-2 1-2

18 лет («А») 178,4±0,34 68,7±0,55 92,4±0,45 64,5±1,55 31,8±1,55

18 лет («Б») 179,7±1,25 67,3±1,78 94,7±1,88 57,6±5,00 33,3±2,87

18 лет («В») 182,4±1,36 66,8±2,33 92,2±1,54 77,3±3,43 46,0±2,32

P<0,05 1-3 1-2; 1-3; 2-3 1-3; 2-3

19 лет («А») 178,7±0,39 69,8±0,80 92,6±0,49 67,3±1,86 36,8±1,78

19 лет («Б») 179,7±2,02 67,3±2,17 94,7±1,47 57,6±2,55 33,3±2,53

19 лет («В») 179,0±2,03 64,8±2,83 86,3±2,87 52,6±2,76 35,3±2,87

P<0,05 1-3 1-2; 2-3 1-2; 1-3

20 лет («А») 180,3±0,53 72,4±0,95 93,9±0,66 76,1±4,08 31,0±1,68

20 лет («Б») 176,1±1,04 73,8±2,72 97,8±2,08 53,0±2,98 43,0±3,25

20 лет («В») 182,5±2,32 65,5±2,18 95,0±1,67 43,0±4,09 42,0±3,64

P<0,05 1-2; 2-3 1-3; 2-3 1-2 1-2; 1-3; 2-3 1-2; 1-3

21 год («А») 176,7±0,51 68,9±0,86 92,7±0,71 61,3±2,78 30,9±2,54

21 год («Б») 175,8±1,77 59,8±2,81 86,5±1,86 68,2±3,07 23,4±3,65

21 год («В») 178,0±1,14 62,9±2,85 89,6±1,69 60,4±3,24 45,5±4,71

P<0,05 1-2;1-3 1-2; 1-3 2-3 1-2; 1-3; 2-3

Примечание: - А - техническое, Б - гуманитарное, В - творческое направление подготовки студентов в

вузе

В возрасте 17, 19 лет и 21 год у юношей всех направлений подготовки нет достоверных различий (Р>0,05) в показателе длины тела. В возрасте 18 лет достоверные отличия отмечены между студентами технического и творческого направления обучения. Наибольшее значение длины тела установлено у 18 летних юношей творческого профиля, а наименьшее у представителей технических специальностей. В 20 лет наблюдаются различия (Р<0,05) в длине тела студентов технических и гуманитарных, гуманитарных и творческих направлений подготовки в вузе.

Самыми высокими оказались юноши творческой (182,5±2,32 см) и технической (180,3±0,53 см) специальностей, а самые низкие студенты гуманитарной подготовки (176,1±1,04 см). Разница в длине тела между ними составила 6,4 и 4,2 см соответственно.

Достоверные (Р<0,05) различия массы тела наблюдаются у 19-летних юношей (между группами «А» и «В»), 20-летних студентов (между группами «А» и «В», «Б» и «В») и 21-летних (между группами «А» и «Б», А» и «В»), Наибольшая масса тела регистрируется у юношей в возрате 20 лет гуманитарной подготовки (73,8±2,72 кг), а наименьший - у 21-летних студентов (59,8±2,81 кг) этого же профиля подготовки. Разница массы тела студентов в этих возрастных группах составляет 14,0 кг.

Между группами «А» и «Б» отмечаются достоверные (Р<0,05) различия в значениях показателя окружности грудной клетки (ОГК) у юношей 17 лет. Наибольшее среднее значение ОГК (95,6±1,91 см) выявлено у студентов гуманитарного, а наименьшее (92,3±0,78 см) - у юношей технического направления подготовки. У 19-летних студентов достоверные отличия регистрируются между группами «А» и «Б», «Б» и «В», у 20-летних между группами «А» и «Б», у 21-летних между профилями «А» и «Б», «А» и «В». Наибольшая ОГК регистрируется у юношей в возрате 20 лет гуманитарной подготовки (97,8±2,08 см), а наименьшая - у 19-летних студентов (86,3±2,87 см) творческого профиля подготовки.

При анализе результатов проведения пробы Штанге установлено, что у обследованных в 17 лет достоверных различий не регистрируется. В 18 лет у студентов различия (Р<0,05) наблюдаются между группами «А» и «Б», А» и «В», «Б» и «В». В этом возрасте юноши творческих специальностей могут дольше задерживать дыхание - 77,3±3,43 с, а студенты технического направления показывают время меньше на 19,8% - 64,5±1,55 с.

У 19 -летних юношей наблюдаются различия (Р<0,05) между «А» и «Б», А» и «В» группами. У 20-летних студентов достоверные отличия выявлены между группами «А» и «Б», А» и «В», «Б» и «В». Наибольшее время задержки дыхания на вдохе показывают студенты 20-ти лет технического (67,3±1,86 с), а

наименьшее - творческого профилей подготовки (52,6±2,76 с). В 21 год достоверные отличия имеются у юношей между группами «Б» и «В».

Наибольшее время задержки дыхания на вдохе показывают 18-летние юноши творческого профиля обучения (77,3±3,43 с), а наименьшее - 20-летние студенты того же профиля (43,0±4,09 с).

Анализ результатов проведения пробы Генче показал, что есть различия между группами 17-летних студентов «А» и «Б» (Р<0,05). Наибольшее время задержки дыхания на выдохе показывают юноши технических (38,8±1,23 с), а наименьшее - гуманитарных (25,0±1,56 с) специальностей.

Юноши творческих специальностей в 18-летнем возрасте могут задерживать дыхание на 14,2 сек дольше (46,0±2,32 с), чем студенты, занимающиеся технической подготовкой, и на 12,7 сек, чем юноши гуманитарных специальностей. Достоверное различие наблюдаются между группами «А» и «В», «Б» и «В» у 18 -летних студентов (Р<0,05).

Результаты пробы Генче у 19- летних студентов не выявили достоверных различий между показателями.

Двадцатилетние студенты гуманитарных специальностей на 12 сек дольше (43,0±3,25 с) могут задерживать дыхание на выдохе, чем юноши технического профиля обучения. В 20 лет значимое различие показателей пробы Генче наблюдается между группами студентов «А» и «Б», «А» и «В» (Р<0,05). Время задержки дыхания у юношей в возрасте 21 год составило 30,9±2,54 с в группе «А», 23,4±3,65 с в группе «Б», 45,5±4,71 с в группе «В».

В этом возрасте показатели пробы Генче у студентов гуманитарного направления обучения на 94,4% ниже, чем у юношей творческого и на 47,2% технического профиля обучения (Р<0,05).

Полученные данные по особенностям физического развития юношей разных профилей обучения необходимо учитывать преподавателям при планировании занятий физической культурой в вузе. Необходимо формировать профессионально значимые двигательные качества будущего специалиста с учетом особенностей антропометрических и физиометрических показателей организма студентов.

Выводы:

1. У юношей в возрасте 17-21 год всех трех направлений профессиональной подготовки достоверное различия в показателях длины тела зарегистрировано в возрасте 18 лет (между группами «А» и «В») и 20 лет (между группами «А» и «Б», «Б» и «В»). Наиболее рослыми оказались студенты в возрасте 20 лет творческого направления обучения. Меньшую массу тела (59,8±2,81 кг) имеют юноши гуманитарного профиля обучения в возрасте 21 год, самый большой вес (73,8±2,72 кг) оказался у 20 -летних студентов того же направления.

Во всех возрастах студентов, за исключением 19-летних, в значениях показателей ОГК юношей различных профилей обучения имеется достоверное отличие. Наименьшую ОГК (86,3±2,87см) имеют 19-летние юноши творческого направления, а наибольшую (97,8±2,08 см) 20-летние представители гуманитарного профиля обучения.

2. В пробе Штанге наибольшее время задержки дыхания на вдохе (77,3±3,43 с) отмечается у 18-летних юношей творческого направления обучения, а наименьшее время (43,0±4,09 с) регистрируется у студентов того же профиля в возрасте 20 лет.

В пробе Генче наибольшее время задержки дыхания на выдохе (46,0±2,32 с) показали 18-летние студенты творческих специальностей, а наименьшее (23,4±3,65 с) 21-летние студенты гуманитарного направления обучения.

3. Полученные данные свидетельствуют о существенных отличиях в антропометрических и физиометрических показателях организма юношей, обучающихся на различных специальностях.

4. Учебные программы по профессионально-прикладной физической подготовке в вузе должны учитывать особенности формирования профессионально необходимых физических качеств будущего специалиста в контексте физического развития организма студентов.

Литература:

1. Ашастин Б.В. Дискурсивный подход к исследованию некоторых аспектов здоровьесбережения современной молодежи / Б.В.Ашастин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 41-45.

2. Бартновская Л.А. Оздоровительно-прикладная технология физического развития студенток специальной медицинской группы / Л. А.Бартновская, М.Д.Кудрявцев, В.М.Кравченко, С.С.Ермаков, А. Ю.Осипов, И.Е. Крамида // Физическое воспитание студентов. 2017. № 1. С. 4-9. doi: 10.15561/20755279.2017.0101.

3. Блинков С.Н. Анализ мониторинга физической подготовленности студентов в период учебного года / С.Н. Блинков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 6. - С. 60-62.

4. Бунак В.В. Антропометрия. / В.В.Бунак - М.: Наркомпрос РСФСР, 1941. - 368 с.

5. Ермаков С.С. Особенности мотивации студентов к применению индивидуальных программ физической самоподготовки / С.С.Ермаков, С.Н.Иващенко, В.В.Гузов // Физическое воспитание студентов. 2012. № 4. С. 59-61.

6.Климов И.А. Комплексная оценка физического состояния студентов / И.А. Климов, Н.В. Мищенко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2016. - № 1-1. С. 17-22.

7. Коняева М. А. Значимость профессионально-прикладной физической культуры в структуре здоровьесберегающих компетенций студентов музыкальных вузов / М. А.Коняева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 120-126.

8. Рахманин Ю.А. Окружающая среда и здоровье: приоритеты профилактической медицины / Ю.А. Рахманин, Р.И. Михайлова // Гигиена и санитария. 2014. - № 5. - С. 5-10.

9. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: МедиаСфера, 2002. 305 с.

10. Третьякова Н.В. Теоретические аспекты управления качеством здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях: монография / Н.В.Третьякова; под науч. ред. В.А.Федорова. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2013. 128 с.

11. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов третьей функциональной группы здоровья НИ ИрГТУ / Е.П. Игнатьева, М.М. Колокольцев, В.Ю. Лебединский [и др.] / под ред. проф. В.Ю. Лебединского. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. - 204 с.

12. Халилова А.Ф., Хуснутдинова Р.Г., Ахметвалеева Э.Т. Представления студентов технического вуза о здоровом образе жизни и его развитии в процессе занятий физической культурой / А.Ф Халилова, Р.Г.Хуснутдинова, Э.Т.Ахметвалеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 264-267.

13. Шестерова Л.Е. Организация процесса физического воспитания на основе углубленного курса профессионально-прикладной физической подготовки студентов транспортных специальностей технических высших учебных заведений / Л.Е.Шестерова, Н.В. Чухланцева // Физическое воспитание студентов. 2010. № 3. С. 132 - 134.

Педагогика

УДК 372

ассистент Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент Вагизова Алия Минсуровна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ПРОСВЕТИТЕЛЬ ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению роли творчества Токтогула Сатылганова в воспитании детей. Изучены поэтические песни, поучительные наставления акына-сказителя. Авторы подчеркивают, что просветитель в своем творчестве охватывал все направления воспитания: семейное, трудовое, патриотическое, интернациональное, нравственное, умственное воспитание и воспитание культуры. Особо прослеживаются наставления о любви к своему народу, к Родине, призыв быть гуманными к народу, к родителям, близким.

Ключевые слова: Акын-сказитель, педагогическая теория, воспитание, труд, нравственность, семья, народ, уважение, просветитель.

Annotation. This study is devoted to the study of the role of creativity Toktogul Satylganov in the éducation of children. Studied poetic song, the enlightening instruction of the bard-the storyteller. The authors emphasize that the educator in his work covered all areas of education: family, labor, Patriotic, international, moral, mental education and culture. Especially traced instructions about love for his people, to the Motherland, called to be humane to the people, to parents, relatives.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keyword: Akin-storyteller, pedagogical theory, education, work, morality, family, people, respect, educator.

Введение. Просветитель Токтогул Сатылганов занимался над совершенствованием общественно-педагогической теории второй половины XIX в. В своей просветительской деятельности Токтогул пропагандировал концепцию воспитания среди киргизов как акын-сказитель. Даже в кочевых условиях жизни он распространял от села к селу, от кочевья к кочевью свои непринужденные песни, так Сатылганов подбадривал, заставил почувствовать гордость и вызвал чувство любви и уважения к народу. Он сохранился в истории киргизской общественно-педагогической мысли как муза борьбы народа против социального и национального угнетения, как агитатор теории гуманизма.

Просветитель в своих песнях, стихах, наставлениях обращался к народу о проблемах воспитании. Считал, что дети должны расти добрыми, отзывчивыми, готовыми помочь народу. В развитии детей полагал, что предрасположенность к труду - это и есть благо его будущего, благо народа.

Изложение основного материала статьи. В педагогических наследиях многих просветителей прослеживается забота о будущем поколении, о воспитании достойного человека. В трудах Токтогула прослеживается идея воспитания молодежи через любовь к Родине и своему народу. Он дорожил своей Родиной не только из-за райских пастбищ, вечно белеющими снежными горами, а за то, что там жил народ, который сам создавал свою прекрасную жизнь.

В произведениях как «Здравствуй, желанный народ», «Если крепко сплочен народ», «Взгляни на мой народ» Токтогул воспевал чувство любви к народу. Будущему поколению он подсказал:

Признак плохого человека -

Заботиться лишь о себе,

Признак хорошего человека -

Гореть в заботах о народе [4, с. 66].

Во времена сибирской ссылки Сатылганов Токтогул начал обращать внимание на состояние народов России, которые были лишены прав, и понимал, что надо укрепить их отношения дружбой. Просветитель называл русский народ боорукер эл, т.е. добрым, сердечным, отзывчивым. В стихотворении «Знать желание друга» он говорил: «Клад науки у русских» - так он призывал свой народ взяться за эту науку. Токтогул понимал возможность избавления киргизского народа от средневековой отсталости с помощью изучения русского языка, дружбы с русским народом, и в присоединении через них к прогрессивной культуре.

Распространение Токтогулом теории дружбы народов оказало огромное влияние на воспитание молодого поколения. На основе этой идеи воспитывалось чувство любви и уважения к русскому народу, языку и национальной культуре.

Основой воспитания Токтогул считал предрасположенность к труду во благо своему народу. С особой силой он подчеркивал: «Трудиться с молодости и нравиться народу - большое наслаждение». Сатылганов отмечал, ценность труда состоит не в личном благополучии, а в преуспевании народа.

Возможности трудового воспитания прослеживаются во многочисленных поэтических песнях, поучительных наставлениях Токтогула. Он акцентировал внимание на то, что физический труд благотворно сказывается на здоровье индивида, помогая ему при познании жизни, а также способствует формированию нравственных качеств человека.

Просветитель киргизского народа обращал внимание и на методы трудового воспитания. Он считал, что трудовое воспитание должно осуществляться через учения, личного примера и конечно же с помощью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.