Научная статья на тему 'Антропология современности Кубани и Адыгеи: элементы традиционной культуры и инновации'

Антропология современности Кубани и Адыгеи: элементы традиционной культуры и инновации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
215
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ / ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / КУБАНЬ И АДЫГЕЯ / ЭЛЕМЕНТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОСТФОЛЬКЛОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / ANTHROPOLOGY OF THE PRESENT TIME / TRADITIONAL FOLKLIFE CULTURE / KUBAN AND ADYGEA / ELEMENTS OF TRADITIONAL CULTURE / POST-FOLKLORE / PROFESSIONAL SUBCULTURES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Васильев Игорь Юрьевич

Показаны два направления в антропологии современности: изучение сохранившихся элементов традиционной культуры и их бытования в современных условиях; исследование преимущественно символов, на которых основывается идентичность современных групп людей, современных субкультур различных типов, постфольклора, медиалора. Автор утверждает, что на территории Кубани и Адыгеи наиболее востребовано первое направление. При этом есть необходимость изучения восприятия значимых мест памяти, исследования профессиональных субкультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGY OF THE PRESENT TIME OF THE KUBAN AND ADYGEA: ELEMENTS OF TRADITIONAL CULTURE AND INNOVATION

The anthropology of modernity is divided into two directions: the one studies the elements of traditional culture which have remained till our time and their existing in modern conditions; the second investigates mainly symbols on which are based identity of modern people groups, modern subcultures of various types, post-folklore. The existing of traditional culture elements in modern conditions is the most in-demand studying in the territory of Kuban and Adygea. At the same time there is a need of perception study of the significant places of memory connected for example with the Great Patriotic War and research of professional subcultures.

Текст научной работы на тему «Антропология современности Кубани и Адыгеи: элементы традиционной культуры и инновации»

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 172.4 ГРНТИ 13.11.27

АНТРОПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ КУБАНИ И АДЫГЕИ: ЭЛЕМЕНТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ИННОВАЦИИ

И.Ю. Васильев

Научно-исследовательский центр традиционной культуры Государственное бюджетное научно-творческое учреждение культуры Краснодарского края «Кубанский казачий хор» Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Красная, 5

Показаны два направления в антропологии современности: изучение сохранившихся элементов традиционной культуры и их бытования в современных условиях; исследование преимущественно символов, на которых основывается идентичность современных групп людей, современных субкультур различных типов, постфольклора, медиалора. Автор утверждает, что на территории Кубани и Адыгеи наиболее востребовано первое направление. При этом есть необходимость изучения восприятия значимых мест памяти, исследования профессиональных субкультур.

Ключевые слова: антропология современности, традиционная народная культура, Кубань и Адыгея, элементы традиционной культуры, постфольклор, профессиональные субкультуры.

ANTHROPOLOGY OF THE PRESENT TIME OF THE KUBAN AND ADYGEA: ELEMENTS OF TRADITIONAL CULTURE AND INNOVATION

I.Yu. Vasiliev

Research Center of Traditional Culture at GBNTUK KK «Kuban Cossack Choir» Russia, 350063, Krasnodar, ul. Krasnaya, 5

The anthropology of modernity is divided into two directions: the one studies the elements of traditional culture which have remained till our time and their existing in modern conditions; the second investigates mainly symbols on which are based identity of modern people groups, modern subcultures of various types, post-folklore. The existing of traditional culture elements in modern conditions is the most in-demand studying in the territory of Kuban and Adygea. At the same time there is a need of perception study of the significant places of memory connected for example with the Great Patriotic War and research of professional subcultures.

Keywords: anthropology of the present time, traditional folklife culture, Kuban and Adygea, elements of traditional culture, post-folklore, professional subcultures.

© Васильев И.Ю., 2018

Антропологией современности / городской антропологией чаще всего называют изучение методами культурной антропопологии и фольклористики бытовой культуры, обрядности, фольклора, специфики идентичности людей, ориентированных на городские стандарты жизни и живущих во второй половине XX -начале XXI века. Эти люди не обязательно горожане в строгом смысле этого слова, ориентированы на стандарты современного массового общества, ведут образ жизни, сходный с современным городским. Антропология современности нередко тесно смыкается с социологией, в некоторых случаях - с политологией. Для неё характерно внимание к изучению различных субкультур (профессиональных, молодёжных), современному постфольклору, в частности, функционирующему в сети Интернет, а также ньюслору / медиалору -фольклорным и околофольклорным сюжетам, транслируемым через средства массовой информации. Городская антропология в своём «фольклористическом сегменте» уделяет особое внимание взаимодействию постфольклора и профессионального художественного творчества, а также фото- и видеофиксации материала [1, с. 102-115; 2].

Другое направление современной антропологии, гораздо более сходное с традиционной этнографией / этнологией, занимается изучением функционирования форм традиционной культуры в современных условиях. Чаще всего это уже не цельные комплексы традиционной народной культуры, а отдельные фрагменты, так или иначе включённые в комплекс современной культуры. Очень часто это вторичные формы традиционной культуры, которые находятся вне контекста традиционного уклада жизни, в рамках которого они сложились и которые транслируются отнюдь не их традиционными носителями. Это направление занимается инновациями в рамках традиционных культурных комплексов, заимствованиями в их рамках из массовой культуры, других этнических культур, целенаправленно восстанавливаемыми элементами традиционной культуры, ложными подобиями, возникающими без связи с традицией под влиянием сходных условий [3, с. 32-41], тогда как традиционная этнология занимается целостным изучением традиционной народной культуры либо отдельных блоков и элементов в контексте традиционного уклада представите-

лей какого-либо этноса, даже когда это и ретроспективный анализ.

Общее положение фрагментов традиционной культуры в современный период было концептуально описано Н.И. Бондарем во вступительной статье к вышедшему в Краснодаре сборнику «Вторичные формы традиционной народной культуры». Учёный обратил особое внимание на то, что элементы традиционной культуры в настоящее время транслируются уже не непосредственными носителями, а преимущественно через «вторые руки» (через музеи, фольклорные коллективы и пр.). Сохранившееся из народной традиции либо является достоянием отдельных субкультур, либо включено в культурный багаж современного человека в тесной связи с более поздними элементами. В любом случае эти фрагменты традиционной народной культуры подвергаются редукции, их смысл и место в жизни людей часто кардинальным образом меняется.

Такие глубоко укоренённые и в нашем обществе элементы традиционной культуры, как свадебная и погребальная обрядность, в условиях современности необходимо рассматривать особо [4, с. 3-7; 32; 5].

Необходимо отметить работы И.А. Кузнецовой, посвящённые похоронно-поминаль-ной обрядности. На основе описания исследователем этой наиболее консервативной сферы обрядности можно проследить соотношение традиции и инновации применительно к различным временным периодам. И.А. Кузнецовой особо выделяется такой важный традиционный аспект, как манифестирование в погребальной обрядности конфессиональной принадлежности, а также такие значимые моменты, как профессиональная и социальная идентичность (например, погребения криминальных авторитетов 1990-х гг.), а также соотношение общего и специфического в современной погребальной обрядности в целом. Ирина Анатольевна - фотохудожник, поэтому её работы нередко снабжены весьма интересными иллюстрациями [6, с. 188-201].

Проблематика антропологии современности в контексте соотношения традиций и инноваций, изменчивости и стабильности неизбежно должна затрагиваться в комплексных исследованиях, посвящённых компактным группам недавно мигрировавших на данную территорию этносов. Монография «Курды Адыгеи», написанная авторским коллективом

под руководством известного майкопского этнолога А.Н. Соколовой при участии А.Ю. Шад-же, З.А. Жаде, М.А. Ешева, А.Н. Шаповаленко и др. является комплексным описанием основных проявлений социальной жизни и культуры курдов, компактно проживающих в Красногвардейском районе республики Адыгея, в контексте их отношений со старожильческим населением [7]. Подобных работ пока ещё немного, но их число растёт в связи с актуальностью темы миграции и межнациональных отношений.

У курдов хорошо сохранилась социальная организация на уровне родственных связей, бизнес-организация по производству и сбыту сельхозпродукции. Укреплялись и этно-политические структуры, формировавшиеся по территориальному принципу. Однако стремительно уходят в прошлое сложные элементы традиционной культуры (исчезновение ковроткачества, упрощение свадебного обряда). Авторы работы указывают на сходство шкалы ценностей курдских школьников с другими школьниками Адыгеи, их интерес к мировой популярной культуре, элементы недовольства своим положением в семье у девушек [7, с. 33-51, 129-136, 181-183, 202].

Таким образом, наиболее значимое на Кубани направление изучения антропологии современности - выявление элементов традиционной культуры в современном быту и профессиональной культуре. Очень важно изменение социокультурного контекста их бытования в соотнесении с сохранением некоторых элементов традиционности. Большое значение в этой связи приобретает сравнение места данного элемента в традиционной культуре и культуре нашего времени, то, как изменение или сохранение места влияет на смысл элемента.

Другим направлением современной антропологии в более узком и конкретном смысле является изучение постфольклора. В отличие от традиционного фольклора постфольклор, как правило, идеологически маргинален, поскольку фундаментальные идеологические потребности горожан удовлетворяются способами, к устным традициям прямого отношения не имеющими (СМИ, в меньшей степени кино и другими зрелищами, ещё в меньшей - популярной литературой).

Постфольклор включает в себя традиции «спонтанные», для которых характерна не только несанкционированность сверху и

неэлитарность, но и самопроизвольность зарождения и развития.

Подобно массовой культуре, он поли-центричен и фрагментирован в соответствии с социальным, профессиональным, даже возрастным расслоением общества на слабо связанные между собой ячейки, не имеющие общей мировоззренческой основы. По сравнению с традиционным фольклором его жанровый состав обновляется почти полностью, а ассортимент текстов сменяется с небывалой быстротой. Возрастает роль индивидуального авторства в генезисе отдельных произведений, а также «удельный вес» фольклорной импровизации и новотворчества.

Постфольклор недостаточно исследован. Не собран достаточный материал (критический корпус текстов) для общих выводов и дискуссий по ним [7].

Существует и точка зрения, что постфольклор не следует выделять как особую форму фольклора, как особую эпоху в его развитии. Такой точки зрения придерживается В.П. Аникин. Он считает, что современный фольклор - это лишь продолжение фольклора традиционного в новых условиях. Изменилось только конкретное содержание, но суть осталась прежней. Сохранилось обращение к традиционным архаическим темам, клиширован-ность, типизация и т. д. [8, с. 224-240]. А то, что другие исследователи называют постфольклором - только признаки неустойчивости в традиционном фольклоре, переживающем переходную эпоху.

Для доказательства правоты или опровержения этих точек зрения нужны более многочисленные исследования. Но в случае, даже если постфольклор - всего лишь переходная стадия традиционного фольклора, его специфические черты отнюдь не исчезают и могут использоваться для характеристики современного фольклора. Наиболее полно постфольклор развит в рамках различных субкультур. Например, журналистская среда - это профессиональная группа, имеющая признаки субкультуры. Журналисты объединены общим делом и общим миром повседневности. Их сообщество имеет достаточно чёткие социальные границы. Новички в группе должны пройти определённую социализацию. Они должны научиться не только выполнять профессиональные обязанности, но и принимать общие смыслы и ценности, разделяемые в группе.

Журналисткой среде присущ свой фольклор, профессиональный сленг [9, с. 3, 6, 7; 18, 19]. На них остановимся подробнее. В рамках журналисткой среды сложился особый профессиональный фольклор. Это явление характерно для всех устойчивых профессиональных сред. Фольклор журналистов - своеобразный набор устных текстов, имеющих достаточную степень типичности. Профессиональный фольклор выделяет журналистов из среды других профессий. Например, одежда в журналисткой среде мало регламентирована. В равной степени допускается официально-деловой стиль, небрежный городской, стили одежды различных субкультур. Исследование журналистского постфольклора проводилось в 2005-2006 гг. И.В. Карасёвым и И.Ю. Васильевым в рамках авторского проекта по изучению журналистского постфольклора. При проведении исследования использовались методы скрытого интервьюирования и включённого наблюдения. Всего было собрано 27 интервью. Отбирались наиболее распространённые сюжеты. В качестве интервьюируемых выбирались в основном журналисты молодого и среднего возраста, так как они были гораздо доступнее для беседы.

Такое явление, как фольклор журналистов Кубани, выполняет такие важные социо-образующие функции, как социализация и деление на своих и чужих. Причём ставится задача объединить весьма разных людей и сделать их пригодными для активного общения с «чужими». Специфика журналистского сообщества - в тесных его контактах с самыми разными средами и внутреннее разнообразие. Постфольклор отражает коммуникацию с самыми разнообразными людьми. Как за пределами, так и внутри сообщества. Профессиональная социализация и должна подготовить к этим контактам.

Тенденция к выполнению рекреативно-эстетической функции в соответствии со спецификой постфольклора проявляется в несколько заниженном и ограниченном виде. Совместный отдых с коллегами, совместные профессиональные интересы только в ограниченной степени определяют интересы и мироощущение журналиста. Зачастую вне журналистской среды находятся его главные эстетические приоритеты, особенно не связанные со смеховой составляющей эстетики. Специфика журналистского сегмента поля постфольклора -

в открытости для влияния извне и мощном влиянии, оказываемом на другие сегменты. Постфольклор журналистской среды оказывает наибольшее воздействие на формирование регионального ньюслора / медиалора. На журналистский постфольклор оказывает влияние фольклор других профессиональных групп, неформальных объединений. В то же время журналистский постфольклор, благодаря удобному выходу на печатное слово, оказывает большое влияние на другие постфольклорные среды. Зачастую в журналистскую среду возвращается то, что когда-то из неё вышло [10, с. 33-36; 11].

Важной сферой антропологии современности является изучение значимых для современных людей «мест памяти», связанных с идентичностью местных жителей, некоторыми традиционными и современными обрядами и ритуалами [11].

В 2014 г. в рамках проекта нами было проведено анкетирование жителей Краснодара для выявления их восприятия городских памятников. Анкета содержала вопросы о степени известности памятников, об отношении к ним, о связанных с ними обрядовых практиках. В опросе приняло участие 52 чел. разного возраста (от школьников до пенсионеров) и разных профессий - члены творческих союзов, работники культуры, торговли, сферы услуг, охранных структур и т. д.; всего 12 мужчин и 40 женщин. Значительное количество ответов касалось монументов, посвящённых Великой Отечественной войне [12].

В конце 2015 г. профессором Кубанского государственного университета А.В. Барановым проводилось анкетирование по развёрнутой социологической программе «Знание о памятниках, посвящённых Великой Отечественной войне, на Северном Кавказе», координатором являлась И.В. Реброва. Было опрошено 44 студента: 25 женщин, 18 мужчин, в одном случае пол не указан, в возрасте от 17 до 24 лет [13-15].

По той же программе в июне - июле 2016 г. в Кубанском государственной политехническом университете А.А. Купавской и Н.В. Майгур и в Краснодарской городской библиотеке им. Н.А. Некрасова Н.Ф. Лобо-дырёвой было проведено анкетирование студентов и преподавателей вуза, работников и посетителей библиотеки. Было опрошено 46 чел. (24 мужчины и 26 женщин). Из них

35 в возрасте от 17 до 24 лет; 2 - от 25 до 35 лет; 3 - от 36 до 45 лет; 2 - от 45 до 55 лет; 3 - от 56 до 65 лет [16]. Всего по двум видам анкет и программ было опрошено 132 чел.

Было установлено, что в целом осознание важности и значимости памятников продолжает присутствовать. Позиционируется как важное и престижное знание о памятниках, полученное от старших родственников, посещение памятников вместе с родственниками. Считается престижным интересоваться тем, в честь кого они установлены. Двое из троих респондентов, сообщивших об участии в акции «Бессмертный полк», особо подчеркнули, что участвовали в ней вместе с родственниками. Причастность к памяти о Великой Отечественной войне, особенно на уровне семьи, продолжает быть весьма значимой для ощущения себя в качестве полноценного члена общества.

При этом для молодёжи родственники-участники войны в основном уже относятся к поколению прадедов - возрастной группы, малоизвестной или попросту лично не знакомой правнукам. Для молодёжи подобные представления в большей степени имеют абстрактный характер, и в большей степени относятся к разряду «парадных ценностей». Те же респонденты, которые говорили о значимости посещения памятников в четь Великой

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Трубина Е.Г. Городская антропология: трудное наследство специализации // Этнографическое обозрение. 2016. № 4.

2. Неклюдов С.Ю. Несколько слов о «постфольклоре» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/postfolk.htm 10 ; Он же. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/necklu-dov7.htm (дата обращения: 24.05.2018 г.).

3. Чистов К.В. Традиционные и «вторичные» формы культуры // Расы и народы: Современные этнические и расовые проблемы: ежегодник. М. : Наука, 1975. Вып. 5.

4. Бондарь Н.И. Вместо предисловия // Вторичные формы традиционной народной культуры : материалы науч.-практ. конф. Краснодар, 2010.

5. Неклюдов С.Ю. Фольклор и современность: итоги XX в. // От конгресса к конгрессу: Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов : сб. материалов. М., 2010.

6. Кузнецова И.А. Этнокультурные особенности современного городского кладбища (на при-

Отечественной войны вместе с родственниками, в предыдущем блоке вопросов указывали, что бывают рядом с памятниками, только случайно проходя мимо, либо в ходе официальных мероприятий [17].

Память о Великой Отечественной войне, посвященные ей памятники значимы как для коренных краснодарцев, так и для приезжих. Они относительно менее значимы для недавно приехавших в Краснодар людей в возрасте от 17 до 24 лет [17-18].

Можно сделать вывод, что приоритетным направлением развития антропологии на Кубани и в Адыгее является изучение бытования элементов традиционной культуры в современных условиях. Это обусловлено сравнительно большим процентом сельского населения регионов, проживанием представителей множества национальностей, исповедующих разные религии, большим вниманием к элементам традиционной культуры специалистов и органов власти.

Нельзя забывать о необходимости изучения специфики современных урбанистических традиций. В особенности антропологии важнейших «мест исторической памяти» и профессиональных субкультур. Тем более что исторические события и культурные ценности XX в. во многом являются основой нашей современной идентичности и уклада жизни.

REFERENCES

1. Trubina E.G. Gorodskaya antropologiya: trudnoe nasledstvo specializacii // Etnograficheskoe obozrenie. 2016. № 4.

2. Neklyudov S.Yu. Neskol'ko slov o «postfol'klore» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ruthenia.ru/folklore/postfolk.htm 10 ; On zhe. Ustnye tradicii sovremennogo goroda: smena fol'klornoj paradigmy [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ruthenia.ru/folklore/necklu-dov7.htm (data obrashcheniya: 24.05.2018 g.).

3. Chistov K.V. Tradicionnye i «vtorichnye» formy kul'tury // Rasy i narody: Sovremennye ehtnich-eskie i rasovye problemy: ezhegodnik. M.: Nauka, 1975. Vyp. 5.

4. Bondar' N.I. Vmesto predisloviya // Vtorichnye formy tradicionnoj narodnoj kul'tury : materialy nauch.-prakt. konf. Krasnodar, 2010.

5. Neklyudov S.Yu. Fol'klor i sovremennost': itogi XX v. // Ot kongressa k kongressu: Navstrechu Vtoromu Vserossijskomu kongressu fol'kloristov : sb. materialov. M., 2010.

6. Kuznecova I.A. Etnokul'turnye osobennosti sovremennogo gorodskogo kladbishcha (na primere

мере Славянского кладбища г. Краснодара) // Традиционная культура народов Юга России: история, динамика, современное состояние : материалы Все-рос. науч. -практ. конф. Ростов-н/Д. : Печатная лавка, 2016.

7. Соколова А.Н. и др. Курды Адыгеи. Майкоп : ООО «Качество», 2015.

8. Неклюдов С.Ю. Фольклор: типологические и коммуникативные аспекты // Рутения (www. rutenia.ru/); Он же. Фольклор после фольклора // Знание - сила (www. znanie-sila.su).

9. Аникин В.П. Не «постфольклор», а фольклор (к постановке вопроса о его современных традициях) // Славянская культура и современный мир. М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. Вып. 2.

10. Романов П.В, Ярская-Смирнова Е.Р. Мир профессий как поле антропологических исследований // Этнографическое обозрение. 2008. № 5. С. 3, 6, 7.

11. Щепанская Т.Б. Проекции социального контроля в пространстве профессии // Этнографическое обозрение. 2008. № 5.

12. Васильев И.Ю., Карасёв И.В. Традиции и профессиональный фольклор журналистов (на примере Кубани) // Живая старина. 2011.

13. Ваньке А., Полухина Е. Вечный огонь в Александровской саду как публичное место памяти [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://alexandrinavanke.files.wordpress.com (дата обращения: 27.01.2015).

14. Громов Д.В. Посещение достопримечательностей как часть современного свадебного обряда // Традиционная культура. 2008. № 2.

15. Громов Д.В. Свадебные достопримечательности»: ландшафт и современные молодёжные обряды перехода // Очерки русской народной культуры / отв. ред. и сост. И.В. Власова. М. : Наука, 2009.

16. Результаты анкетирования «Памятники города Краснодара», 2014 год, анкеты № 1-52 : рук. отчёт / Васильев И.Ю.

17. Результаты анкетирования «Знание о памятниках, посвященных Великой Отечественной войне, на Северном Кавказе», 2015 год, анкеты № 1-44 : рук. отчет / Баранов А.В..

18. Результаты анкетирования «Знание о памятниках, посвященных Великой Отечественной войне, на Северном Кавказе», 2015 год, анкеты № 146 : рук. отчёт / Майгур Н.В, Купавская А.А., Лобо-дырёва Н.Ф.

Васильев Игорь Юрьевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»; [email protected].

Slavyanskogo kladbishcha g. Krasnodara) // Tradicion-naya kul'tura narodov Yuga Rossii: istoriya, dinamika, sovremennoe sostoyanie : materialy vseros. nauch.-prakt. konf. Rostov-n/D. : Pechatnaya lavka, 2016.

7. Sokolova A.N. i dr. Kurdy Adygei. Majkop : OOO «Kachestvo», 2015.

8. Neklyudov S.Yu., Fol'klor: tipologicheskie i kommunikativnye aspekty // Ruteniya (www. rute-nia.ru/); Neklyudov S.Yu. Fol'klor posle fol'klora // Znanie - sila (www. znanie-sila.su).

9. Anikin V.P. Ne «postfol'klor», a fol'klor (k postanovke voprosa o ego sovremennyh tradiciyah) // Slavyanskaya kul'tura i sovremennyj mir. M. : Gosudar-stvennyj respublikanskij centr russkogo fol'klora, 1997. Vyp. 2.

10. Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R. Mir professij kak pole antropologicheskih issledovanij // Etnograficheskoe obozrenie. 2008. № 5. S. 3, 6, 7.

11. Shchepanskaya T.B. Proekcii social'nogo kontrolya v prostranstve professii // Etnograficheskoe obozrenie. 2008. № 5.

12. Vasil'ev I.Yu., Karasyov I.V. Tradicii i pro-fessional'nyj fol'klor zhurnalistov (na primere Kubani) // Zhivaya starina. 2011.

13. Van'ke A., Poluhina E. Vechnyj ogon' v Aleksandrovskoj sadu kak publichnoe mesto pamyati [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://alexandrinavanke.files.wordpress.com (data obrashcheniya: 27.01.2015).

14. Gromov D.V. Poseshchenie dostoprimecha-tel'nostej kak chast' sovremennogo svadebnogo obryada // Tradicionnaya kul'tura. 2008. № 2.

15. Gromov D.V. Svadebnye dostoprimecha-tel'nosti»: landshaft i sovremennye molodezhnye obry-ady perekhoda // Ocherki russkoj narodnoj kul'tury / Otv. red. i sost. I.V. Vlasova. M.: Nauka, 2009.

16. Rezul'taty anketirovaniya «Pamyatniki goroda Krasnodara», 2014 god, ankety № 1-52 : ruk. otch-et / Vasil'ev I.Yu.

17. Rezul'taty anketirovaniya «Znanie o pa-myatnikah, posvyashchennyh Velikoj Otechestvennoj vojne, na Severnom Kavkaze», 2015 god, ankety № 1-44 : ruk. otchet / Baranov A.V..

18. Rezul'taty anketirovaniya «Znanie o pa-myatnikah, posvyashchennyh Velikoj Otechestvennoj vojne, na Severnom Kavkaze», 2015 god, ankety № 146 : ruk. otchet / Majgur N.V, Kupavskaya A. A., Lo-bodyryova N.F.

Vasiliev Igor Yurievich - Cand. Sc. {History}, Senior Researcher at Research center of Traditional Culture at GBNTUK KK «Kuban Cossack Choir»; [email protected].

Статья поступила в редакцию 26.07.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.