УДК 929.659
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК1
И.Ю. Васильев
Научно-исследовательский центр традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия) e-mail: [email protected] SPIN-код: 8437-3902
Авторское резюме
Социальные сети уже использовались как источники для исследований в сфере общественных наук, фольклористики. Они могут быть использованы и как исторический источник. Прежде всего, как массовый источник, подвергнутый машинной обработке. Таким образом, можно получить сведения о восприятии разными группами людей тех или иных исторических событий, их ментальности. Материалы блогосферы могут стать существенным подспорьем для биографической составляющей исторической науки. Они могут выступать и одним из источников для изучения фактологической составляющей исторических событий.
Ключевые слова: социальные сети, блогосфера, исторический источник, постфольклор, медиалор, массовый источник, историческая личность, событийная история.
SOCIAL NETWORKS AS A HISTORICAL SOURCE
Igor Vasilyev The research center of traditional culture «The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia) e-mail: [email protected]
Abstract
Social networks have already been used as sources for research in social sciences and folklore studies. They can also be used as a source for historical research - first of all, as a massive volume of data processed with the use of computers. In this way it is possible to study the perception by different groups of people of various historical events and mentality of a time period. The blogosphere can help to add a biographic component to historical science. They can also be one of the sources for studying factual components of historical events.
Keywords: Xavier social networks, blogosphere, historical source, post-folklore, medialore, mass source, historical figure, event history.
* * *
1 Работа выполнена в рамках реализации Государственного задания на 2016 г. № 007-01114-16 ПР, проект «Геополитические трансформации в Каспийско-Черноморском регионе: инструменты поддержания нестабильности» по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН № Ы3 «Пространственное развитие России в веке: природа. Общество и их взаимодействие. Проблемы развития полиэтничного макрорегиона в условиях дестабилизации Каспийско-Черноморского зарубежья», номер проекта АААА-А15-115102010113-6, 0256-2015-0083.
В современной исторической науке остро стоит вопрос введения в оборот новых источников. Поскольку многие прежние их виды близки к исчерпанию. Так же новые источники необходимы для освещения новых аспектов реальности. С появление сети Интернет в жизни учёных произошли существенные изменения. Стали доступнее научные труды, многие виды традиционных источников. Но появились и новые их виды (Информационные ресурсы).
Например, с появлением в Интернете профессиональных форумов и различных сообществ в социальных сетях существенный шаг вперёд сделала антропология профессий и изучение постфольклора. В Интернете современный фольклор получил очень удобную площадку, как для бытования, так и для изучения. Различные сегменты Интернета могут выступать как носители этих источников (например, фольклора представителей какой - либо профессии), либо сами порождать новые виды источников (Щепанская 2003: 141).
Одним из их видов являются социальные сети (блогосфера). Это набор мощных интернет-платформ, где отдельные пользователи Интернета или их группы могут легко создавать управляемые ими сегменты.
Специфика блогосферы в том, что посредством социальных сетей самые разные люди могут самостоятельно насыщать Интернет текстами, фото- и видео материалами, выражать и пропагандировать свою точку зрения. Хотя подавляющее большинство блогеров не слишком востребованы и непопулярны, в целом блогосферавесьма полно отражает жизнь общества и влияет на неё (Чобанян; Браславец 2009).
Социальные сети, прежде всего, дают представление о пожеланиях блогеров по поводу того, какой они хотели бы видеть реальность. Причём в данный конкретный момент. Реакция блогосферы на какое-либо историческое событие - это попытка быстрого построения виртуальной реальности. Которую, причём, очень быстро можно изменить.
Например, вооруженное противостояние на Донбассе продолжается уже третий год. И уже сформировался многочисленный и разнообразный корпус источников для изучения этих многогранных военно-политических событий. Это и многочисленные кино- и фотодокументы, записи в социальных сетях, публикации в СМИ. Война на Донбассе - это война в Интернете. Любая война всегда порождала особую виртуальную реальность, состоящую из пропаганды, намеренной дезинформации, «самопроизвольных» слухов, воспоминаний «по горячим следам» и через много лет, художественного и научного осмысления, памятников и других видов мемориалов. А с появлением Интернета «виртуальная» сторона войны стала во много раз значительнее и выпуклее, формируется гораздо быстрее.
Именно это в должной степени и отразила книга Е.В. Семёновой «Украина: русофобия, репрессии, геноцид (2014-2015). Материалы для будущего трибунала». Эта книга, помимо прочего один из первых сборников материалов, который может быть использован для изучения событий на Украине и на Донбассе в 2013 - 2015 гг. (Семёнова 2016).
Блогосфера отражает направление мыслей той или иной социально-политической группы, очень чётко выражает чей-либо социальный заказ по
конкретному поводу. Целенаправленные многолетние наблюдения над определёнными сегментами блогосферы могут немало рассказать о ментальности, системе ценностей, картине мира различных категорий населения. Исследователи постфольклора, например, фольклора различных профессиональных групп, накопили в данной сфере уже немалый опыт. Кроме профессионального фольклора, блогосфера весьма полно отражает ньюслор (медиалор) мифологические представления, тиражируемые прессой; специфику циркулирования слухов (Щепанская 2003: 141).
Так же она отражает эволюцию направления мыслей того или иного общественного деятеля, известного человека. В плане просопографического анализа она, несомненно, открывает новые горизонты.
Для работы с материалами блогосферы необходима быстрая обработка и анализ массового материала, различные виды контент-анализа и пр. (Браславец 2009). Необходимо быстрое и массовое сохранение и паспортизация материалов блогосферы. Для чего, несомненно, необходимы соответствующие компьютерные программы. Нередко - «двойного назначения», но без возможности считывать личную и закрытую информацию, такую, как переписка, «подзамочные» посты и пр. Необходимы специализированные программы по быстрому поиску и группировке материала на подобие интернет - поисковиков, только более компактные и узконаправленные. Работа с материалами блогосферы относительно «традиционным» образом, как со значимым самим по себе письменным текстом, возможна лишь в случае, когда объектом исследования является отдельный блогер.
Полноценным историческим источником может быть только сохранённая копия или скриншот, правильным образом паспортизированные (с обязательным указанием URL, даты обращения, количества подобных электронных документов, имеющихся в распоряжении исследователя с разбивкой по адресам ссылок и датам). Необходимо выделение типов и подтипов документов, так или иначе близких друг другу. Т.е. социальные сети являются историческим источником прежде всего как обработанный массовый материал, а не отдельные документы.
В контексте социальным сетей работа с такими источниками, как фото и видеоматериалы приобретает особую специфику. Необходима работа с массовым материалом, выявление сходства и различия, типологизации сходных друг с другом документов.
Такой материал может быть историческим источником не только по вопросам умонастроений и деятельности пропаганды. Они могут служить и для выяснения деталей и особенности того или иного исторического факта, события, личности. Но обязательно на основе более «традиционных» источников, таких, как архивные материалы, мемуары, устноисторические материалы и пр., после их введения в научный оборот. С которыми материалы блогосферы должны обязательно сопоставляться. Особое место занимают блоги, где публикуются «классические» исторические источники: документы органов власти, отрывки из летописей и пр. (см. например: Славянские древности).
Таким образом, представляется, что материалы социальных сетей нужно рассматривать как массовый источник, подлежащий машинной обработке. Как
исторический источник они наиболее пригодны для имагологических исследований, изучения идеологической борьбы на стыке истории, политологии и социологии. С точки зрения событийной истории материалы социальных сетей должны использоваться вместе с как можно более обширным перечнем других видов источников.
ЛИТЕРАТУРА
Браславец 2009 - Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы // Вестник ВГУ. Серия: Филология и журналистика. 2009. № 1.
Информационные ресурсы - Информационные ресурсы Интернета как исторический источник / Электронный ресурс: http://studme.org (дата обращения - 11.08.2016).
Семёнова 2016 - Семёнова Е. Украина: русофобия, репрессии, геноцид (2014-2015). Материалы для будущего трибунала. М., 2016.
Славянские древности - Славянские древности (сообщество при научно-образовательном портале, посвященном истории и культуре славянских народов «Славянские древности» / редактор М.И. Жих) / Электронный ресурс: https://www.facebook.com/slavdrevnostiru (дата обращения -11.08.2016).
Чобанян - Чобанян К. Социальные сети как источник информации и форма интерактивности телевизионных программ / Электронный ресурс: http://www.relga.ru (дата обращения - 11.08.2016).
Щепанская 2003 - Щепанская Т.Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Том IV. № 1.
REFERENCES
Braslavec 2009 - Braslavec L.A. Social'nye seti kak sredstvo massovoj informacii: k postanovke problemy [Social networks as mass media: to statement of a problem], in: Vestnik VGU. Serija: Filologija i zhurnalistika [Bulletin of VSU. Series: Philology and journalism], 2009, № 1 [in Russian].
Chobanjan - Chobanjan K. Social'nye seti kak istochnik informacii i forma interaktivnosti televizionnyh programm [Social networks as source of information and form of interactivity of television programs], Electronic resource: http://www.relga.ru (Date of access - 11.08.2016) [in Russian].
Informacionnye resursy - Informacionnye resursy Interneta kak istoricheskij istochnik [Information resources of the Internet as historical source], Electronic resource: http://studme.org (Date of access -11.08.2016) [in Russian].
Semjonova 2016 - Semjonova E. Ukraina: rusofobija, repressii, genocid (2014-2015). Materialy dlja budushhego tribunal [Ukraine: russophobia, repressions, genocide (2014-2015). Materials for future tribunal], Moscow, 2016 [in Russian].
Shhepanskaja 2003 - Shhepanskaja T.B. Antropologija professij [Anthropology of professions], in: Zhurnal sociologii i social'noj antropologii [Magazine of sociology and social anthropology], 2003, Tom IV, № 1 [in Russian].
Slavjanskie drevnosti - Slavjanskie drevnosti (soobshhestvo pri nauchno-obrazovatel'nom portale, posvjashhennom istorii i kul'ture slavjanskih narodov «Slavjanskie drevnosti» / redaktor M.I. Zhih) [Slavic antiquities (community at the scientific and educational portal devoted to history and culture of the Slavic people «Slavic antiquities» / the editor M.I. Zhikh)], Electronic resource: https://www.facebook.com/ slavdrevnostiru (Date of access - 11.08.2016) [in Russian].
Васильев Игорь Юрьевич - Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия). Igor Vasilyev - Candidate of Historical Sciences, Senior research associate of the Research center of traditional culture «The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia). E-mail: [email protected]