ID)
Антониус Роббен
антропология смерти
в xxi веке:
обзор литературы
Перевод с английского Сергея Мохова
аправления, интересующие исследователей смерти в XXI в., разрабатывают вполне классические темы, которые занимали умы социальных антропологов начиная с XIX в. К числу таких сюжетов относятся традиционные представления о смерти и покойниках, погребальные традиции и практики оплакивания, а также магия и демонология. Однако необходимо признать, что в последние десятилетия XX в. в интенсивно меняющемся мире появились и новые направления; это проблемы медицинской антропологии, такие как умирание, хосписы, эвтаназия, распространение смертоносных эпидемий и трансплантация органов. Составленный мной специально для «Археологии русской смерти» список литературы наглядно демонстрирует широкий междисциплинарный вектор антропологии смерти. Я разделил этот список на несколько ключевых направлений. С моей точки зрения, это важнейшие работы последних десятилетий.
Смерть и умирание
В этих работах анализируется большое число разнообразных верований, существующих около смерти и умирания. Восприятие смерти как «неизбежного» характерно только для западной культуры, во многих же других культурных формациях мортальные представления имеют процессуальный и циклический характер, т.е. жизнь и смерть в них постоянно сменяют друг друга. Культура также приписывает смерти те или иные значения и коннотации. Например, смерть может восприниматься как предопределенное событие, как завершение и продолжение некоего большого жизненного цикла. В конце концов, антропологи исследуют смерть не как одномоментный акт перехода из одного биологического состояния в другое, но как растянутый во времени процесс. «Жизнь» умершего продолжается и после его биологического распада — он существует в виде духа, имеет шанс на перерождение или воскрешение. Несмотря на огромное влияние западной цивилизации на весь мир, на развитие научно-технического прогресса, на растущую секуляризацию, представления о душе, духах и потустороннем мире сохраняются очень прочно. Важнейшие исследования о смерти и умирании были написаны в XX в. Морисом Блохом, Шароном Кауфманом и Маргарет Лок. Далее представлены исследования, имевшие большое значение в начале XXI в:
Ostlund, Siv Kristin. Doctors, Nurses, and Patients: Who Has Control over Death and Dying? // Anthropology of Consciousness. 2000. 11 [1-2). P. 77-89
Russ, Ann Julienne. Love's Labor Paid for: Gift and Commodity at the Threshold of Death // Cultural Anthropology. 2005. 20 [1). P. 128-155.
Green, James W. Beyond the Good Death: The Anthropology of Modern Dying. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2008.
Willerslev, Rane. The Optimal Sacrifice: A Study of Voluntary Death among the Siberian Chukchi // American Ethnologist. 2009. 36 [4). P. 693-704.
Hamdy, Sherine. Our Bodies Belong to God: Organ Transplantation, Islam, and the Struggle for Human Dignity. Berkeley: University of California Press, 2012.
Governing the Dead: Sovereignty and the Politics of Dead Bodies / ed. by Finn Stepputat. Manchester: Manchester University Press, 2014.
Desjarlais, Robert. Subject to Death: Life and Loss in a Buddhist World. Chicago: University of Chicago Press, 2016.
Скорбь, горе и траур
Эмоции, которые человек переживает, сталкиваясь с утратой близкого, имеют двойственную природу. С одной стороны, это психосоматические реакции — потеря аппетита, стресс, нарушение сна. С другой стороны, это культурно опосредованные формы выражения эмоций. И от одного сообщества к другому эти формы порой кардинально различаются. Например, в некоторых культурах оплакивать умерших могут только женщины, а мужчинам запрещается активно выражать эмоции. С другой стороны, есть культуры, где траур выражается посредством смеха — люди радуются, что умерший отправился к праотцам и скоро встретится с ними. Таким образом, когда мы говорим об исследовании категорий горя и скорби, мы говорим прежде всего о тех культурных причинах, которые привели к формированию той или иной модели их выражения. Подобного рода вопросы ставили еще Фрейд и Дюркгейм. Они одними из первых заметили, что на одни и те же события люди реагируют по-разному. Реакция зависит не только от степени эмоциональной восприимчивости конкретного индивида, но и от окружающего его сообщества. А. Р. Рэдклифф-Браун в своей книге «Жители Андаманских островов»1 показал, что оплакивание может
использоваться не только для выражения утраты, но и для обозначения важных моментов в жизни — например, встречи двух старых друзей. Нэнси Шепер-Хьюз наглядно продемонстрировала, что горе является культурным продуктом, когда она исследовала младенческую смертность в Бразилии. Важные работы в этой области, такие как исследования Бет Конклин, Лоринга Данфорта, Нэнси Шепер-Хьюз и Пирса Витебского, могут быть дополнены следующими исследованиями:
Shepard Jr., Glenn H. Three Days for Weeping: Dreams, Emotions, and Death in the Peruvian Amazon // Medical Anthropology Quarterly. 2002. 16 [2). P. 200-229.
Tsintjilonis, Dimitri. Words of Intimacy: The Dead in Buntao // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2004. 10. P. 375-393.
Clark-Deces, Isabelle. No One Cries for the Dead: Tamil Dirges, Rowdy Songs, and Graveyard Petitions. Berkeley: University of California Press, 2005.
Kwon, Heonik. After the Massacre: Commemoration and Consolation in Ha My and My Lai. Berkeley: University of California Press, 2006.
Oushakine, Serguei Alex. The Patriotism of Despair: Nation, War, and Loss in Russia. Ithaca: Cornell University Press, 2009.
Throop, C. Jason. Latitudes of Loss: On the Vicissitudes of Empathy // American Ethnologist. 2010. 37 (4). P. 771-782.
Allard, Olivier. To Cry One's Distress: Death, Emotion, and Ethics among the Warao of the Orinoco Delta // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2013. 19. P. 545-561.
Mueggler, Erik. 'Cats Give Funerals to Rats': Making the Dead Modern with Lament // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2014. 20. P. 197-217.
Погребальные обряды
Практики погребения являются по-настоящему универсальным ключом к пониманию того, как люди сопротивляются восприятию биологической смерти как процесса, в который они сами включены. Люди намеренно продлевают этапы перехода из одного символического состояния в другое. Вне зависимости от того, верят ли скорбящие в загробную жизнь и духов или нет, никто не подвергает сомнению необходимость ритуального прощания с умершим и произведения над ним каких-либо действий. Большинство антропологов, изучающих практики погребения, следуют структуралистской логике, а именно работам Роберта Герца и Арнольда ван Геннепа об обрядах перехода и вторичном захоронении. Это действительно классические работы в антропологии, которые, несомненно, должен прочесть каждый исследователь, увлеченный проблемами смерти. Несмотря на это, данные работы подвергаются серьезному критическому анализу, который также необходимо учитывать.
Помимо важных исследований Сергея Кана, Питера Меткал-фа и Ричарда Хантингтона, Джонатана Перри, Хикару Судзуки и Кэтрин Вердери в последнее время выходили и другие интересные работы. Они посвящены, главным образом, неустойчивости многих похоронных ритуалов, личным рассказам и переживаниям информантов как отдельной области исследования, субъективному восприятию и анализу культурных факторов. Также необходимо сказать об отдельных исследованиях о связи политики и смерти, о похоронах как проявлении властных механизмов, о формировании новых похоронных институтов — моргов, похоронных бюро.
Robben, Antonius C.G.M. State Terror in the Netherworld: Disappearance and Reburial in Argentina II Death Squad: The Anthropology of State Terror I ed. by Jeffrey A. Sluka. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2000. P. 91-113.
Gable, Eric. The Funeral and Modernity in Manjaco // Cultural Anthropology. 2006. 21 (3). P. 385-415.
Nelson, Christopher. Dancing with the Dead: Memory, Performance, and Everyday Life in Postwar Okinawa. Durham: Duke University Press, 2008.
Morality, Hope and Grief: Anthropologies of AIDS in Africa I ed. by Hansjörg Dilger and Ute Luig. New York: Berghahn, 2010.
Funerals in Africa: Explorations of a Social Phenomenon I ed. by Michael and Joël Jindra. New York: Berghahn, 2011.
Buddhist Funeral Cultures of Southeast Asia and China I ed. by Paul Williams and Patrice Ladwig. Cambridge: Cambridge University Press, 2012.
Vaczi, Mariann. Death in the Cathedral: Mortuary Practices in Sport Stadiums II Journal of the Royal Anthropological Institute. 2014. 20. P. 635-652.
Necropolitics: Mass Graves and Exhumations in the Age of Human Rights I ed. by Francisco Ferrandiz and Antonius C.G.M. Robben. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2015.
Аннотации и сведения об авторах
Нина Тумаркин, профессор истории колледжа Уэллсли [США), научный сотрудник Центра Дэвиса по изучению России и Евразии при Гарвардском университете
Nina Tumarkin, professor of history at Wellesley College, The Davis Center for Russian and Eurasian Studies
E-mail: [email protected]
Интервью о культе Ленина и советской культуре смерти Interview is about the Lenin cult and death in USSR culture
Аннотация: интервью посвящено образу и значению смерти в культуре СССР.
Abstract: The interview discusses the image and the meaning of death in the culture of the USSR.
Ключевые слова: смерть в СССР, Нина Тумаркин, культ Ленина Keywords: Nina Tumarkin, the Lenin cult, death in USSR
Светлана Юрьевна Малышева, доктор исторических наук, профессор кафедры историографии и источниковедения Казанского (Приволжского) федерального университета Svetlana Malysheva, professor of history at Kazan (Volga region) Federal University
Email: [email protected]
Красный Танатос: некросимволизм советской культуры Red Thanatos: the symbolism of the death in Soviet culture
Аннотация: В статье рассматривается специфика дискурса смерти, отраженного в ритуалах, символах, официальных нарративах, повседневных практиках и поведенческих нормах населения Советской России преимущественно первых десятилетий ее истории. Автор подчеркивает значимость анализа дискурса смерти для понимания советской истории и культуры, функции некросимволизма при формировании советской культуры.
Abstract: The article deals with the mortal discourse in Soviet Russia in the first decades of its history, presented in rituals, symbols, official narratives, everyday practices and behavioral norms. The author emphasizes the importance to analyze of a mortal discourse in order to understand the Soviet history and culture, significant functions of a symbolism of death in the Soviet culture.
Ключевые слова: смерть, символизм, советская культура, похороны, кремация
Keywords: death, symbolism, soviet culture, burial, cremation
Михаил Анатольевич Мельниченко, кандидат исторических наук,
создатель электронного корпуса дневников «Прожито»
Michail Melnichenko, founder an electronic database of diaries «Prozito»
Email: [email protected]
Самоубийства советского времени по материалам электронного
корпуса личных дневников «Прожито»
Suicides of the Soviet period based on electronic database
of diaries «Prozito»
Аннотация: публикация дневниковых записей по тематическому запросу «самоубийство».
Abstract: publication of diary notes along thematic «suicide».
Ключевые слова: самоубийства, советские дневники Keywords: suicides, soviet diaries
Анна Анатольевна Котомина, кандидат исторических наук, доцент отделения социокультурных исследований РГГУ, научный сотрудник Изофонда отдела хранения и изучения музейного собрания Политехнического музея Anna Kotomina, assistant professor in RSHU (Moscow), researcher in Polytechnic Museum
Образ смерти в советском киноплакате The image of death on Soviet cinema posters
Аннотация: Статья написана на основании анализа фонда плакатов Государственного центрального музея кино. Было проанализировано более 3000 плакатов 1930-1980-х гг. Систематическая работа с большим массивом плакатов позволила выявить характерные особенности плакатов разных десятилетий. Способ работы с материалом подсказан природой киноплаката, который является объектом массовой культуры и массмедиа. В статье показано, как сюжеты кинофильмов, в которых умирают герои, репрезентировались на советских киноплакатах. Abstract: This article represents the results of study of more the 3000 of cinema posters (1930-1980) from the collection of the State Central Cinema Museum (Moscow). The systematic work with the collection is allowed to detect the perpetually repeated motives in the posters. The results of study are displayed in the article with the dialed analysis of some notable cases. The cases show how the film story with dying heroes finds their regular representation form. Posters are considered to be a part of soviet system of mass-media and cultural industry.
Ключевые слова: советский киноплакат, образ смерти, массмедиа и культуриндустрия
Keywords: cinema poster, image of death, soviet system of mass-media
Сергей Александрович Простаков, аспирант факультета социальных наук НИУ ВШЭ, соавтор проектов «Археология русской смерти» [nebokakcofe.ru) и «Последние 30» [last30.ru)
Sergei Prostakov, post-graduate student, Higher School of Economics, Moscow, Russia
«Афганская» тема в творчестве группы «Несмеяна» The «Afghan» theme in the work of the group «Nesmeyana»
Аннотация: Статья посвящена интерпретации событий Афганской войны [1979-1989) в песнях группы «Несмеяна». Abstract: The article is devoted to the interpretation of the events of the Afghan war [1979-1989) in the songs of the group «Nesmeyana».
Ключевые слова: Афганская война, «Несмеяна», груз 200 Keywords: The Afghan war, «Nesmeyana», cargo 200
Александр Маркович Эткинд, историк культуры, профессор Европейского университета во Флоренции
Alexander Etkind, cultural historian, professor at the European University in Florence, Italy
Интервью о книге «Кривое горе. Память о непогребенных»
The Interview is about «Warped Mourning. Stories of Undead in the Land
of Unburied»
Аннотация: Интервью посвящено проблемам памяти о политических репрессиях и десталинизации в современной России. Abstract: The interview is devoted to the memory of the political repression and de-Stalinization in Russia.
Ключевые слова: десталинизация, горе, память, репрессии Keywords: de-Stalinization, mourning, memory, repression
Кэтрин Вердери, профессор антропологии Городского университета Нью-Йорка
Katherine Verdery, distinguished professor of anthropology at the Graduate Center of the City University of New York
Email: [email protected]
Рубрика «Вопрос — ответ» — это серия коротких блиц-вопросов. The column «Question answer» is a short series of blitz questions.
Ключевые слова: Кэтрин Вердери, смерть и политика Keywords: Katherine Verdery, death and politics
Кира Андреевна Онипко, аспирант кафедры истории русской литературы филологического факультета СП6ГУ Kira Onipko, post-graduate student of Philological Department of Saint Petersburg State University
Email: [email protected]
Бытование некролога в социальном порядке небольшого города Presence of obituary in social order of a small town
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению феномена некролога как средства консолидации и солидаризации жителей небольшого города на примере г. Пушкина (Царского Села) Ленинградской области.. Некролог закрывает лакуну в устройстве городского сообщества, вызванную смертью одного из его членов, одновременно с этим восстанавливая устоявшийся социальный порядок. В статье сделана попытка описать механизм восприятия траурного сообщения читателем и его последующего включения в ситуацию скорби.
Abstract: The article is devoted to research of the obituary phenomenon as a way to consolidate and solidarize the residents of a small town by the example of the town of Pushkin (Tsarskoye Selo). The obituary demonstrates a lacuna in system of urban community, caused by death of one of its members, confirming the existence of firmly established social order at the same time. In the article the mechanics of perception of death notice by its reader are described.
Ключевые слова: некролог, социальный порядок Keywords: obituary, social order
Ренато Росальдо, президент Американской ассоциации этнологов, профессор департамента антропологии университета Нью-Йорка. Renato Rosaldo, president of the American Ethnological Society, Department of Anthropology, University of New York
E-mail: [email protected]
Скорбь и гнев охотников за головами Grief and a headhunter's rage
Аннотация: Ренато Росальдо пишет о ритуале и его связи с эмоциями, а точнее с эмоциями, связанными со смертью. Росальдо признает, что ритуал — это не только программа формальных действий, но и культурная форма выражения эмоций.
Abstract: Renato Rosaldo writes about ritual and the connection it has with emotion, more specifically of the emotions associated with death. Rosaldo recognizes that ritual is not only the program of formal acts but the cultural form of emotion.
Ключевые слова: Ренато Росальдо, эмоции и ритуал, гнев и скорбь Keywords: Renato Rosaldo, grief and rage, emotions and ritual
Иоганнес Фабиан, профессор антропологии Университета Амстердама Johannes Fabian, professor of anthropology at the University of Amsterdam
E-mail: [email protected]
Как умирают другие: размышления об антропологии смерти How others die: reflections on the anthropology of death
Аннотация: Эссе ставит целью включение образа «другого» в теорию антропологии смерти. Главную проблему автор видит в сложности взаимоотношения исследователя и культурно отдаленных от него сообществ. Abstract: The aim of the essay is to reaffirm the «other» as a critical idea in the anthropology of death. The main problem is the inclusion of anthropologist in the distant cultural field.
Ключевые слова: антропология смерти, другой Keywords: other, anthropology of death
Антониус Роббен, профессор антропологии Университета Утрехта Antonius C. G. M. Robben, professor of Anthropology at Utrecht University
Email: [email protected]
Антропология смерти в XXI веке: обзор литературы The anthropology of death in the twenty-first century
Аннотация: Статья представляет собой краткий обзор наиболее важных с точки зрения автора работ по антропологии смерти, опубликованных в последние десятилетия.
Abstract: The article is a summary of the most important [from the point of view of the author) works on anthropology of death, published in the last 10 years.
Ключевые слова: антропология смерти Keywords: anthropology of death
Приглашение к публикации
Уважаемые коллеги!
Российский научный журнал о death studies «Археология русской смерти» объявляет о наборе материалов. Журнал ориентирован на публикацию научных исследований на русском языке по социологии, социальной антропологии, филологии и смежным областям социально-гуманитарного знания, предметом исследования которых является мортальность. Рубрики журнала: «Тема номера», «Рецензии», «Интервью», «Дискуссия», «Переводы».
Главный редактор Сергей Мохов
Редакционная коллегия:
Sergei Kan (Professor of Anthropology and Native American Studies, Dartmouth College)
Михаил Алексеевский (к.ф.н., руководитель Центра городской антропологии КБ Стрелка, Москва)
Анна Соколова (к.и.н., ИЭА РАН, Москва)
Денис Ермолин (к.и.н., Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН, Санкт-Петербург)
Научный редактор Ольга Трефилова
Журнал в рамках death studies «Археология русской смерти» принимает к публикации рукописи ранее не публиковавшихся статей научного характера, обзоров, рецензий. Представляемые материалы должны носить оригинальный характер. Присылая свой текст на рассмотрение, автор подтверждает, что материал не находится на рассмотрении или в печати в других русскоязычных изданиях.
Авторы подаваемых материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, имен собственных и названий, гарантируют наличие разрешения публикации архивных и прочих материалов. Все статьи, поступающие в журнал, проходят через первоначальный отбор на предмет их соответствия формату и жанру журнала. Редакционная коллегия журнала имеет право не принимать к рассмотрению рукописи, не соответствующие предъявляемым требованиям. Статьи, принятые по результатам первоначального отбора к рассмотрению, проходят через систему независимого двойного анонимного рецензирования.
Рецензирование осуществляется членами редакционной коллегии и независимыми экспертами.
Материалы к рассмотрению принимаются круглый год.
Технические требования
Формат файла: Материалы принимаются в электронном виде (документ MS Word, тип файла .doc) на адрес [email protected]
Требования к оформлению:
1. Объем статей до 1,5 а. л. (60 000 знаков, включая непечатаемые символы), рецензий и эссе — до 1 а. л.
2. Используемый текстовый редактор — Word, шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал полуторный. При использовании иных шрифтов
и диакритик присылать дополнительные шрифты и дублировать файлы также в формате pdf.
3. Примечания постраничные, нумерация сносок сплошная, шрифт Times New Roman, кегль 10
Образцы оформления ссылок на литературу в тексте статьи:
ссылки оформляются как сокращения в круглых скобках, номер страницы указывается через двоеточие, например (Зеленин 2004: 35). В случае, если цитируется не страница, а столбец, карта и т.п., после двоеточия указывается: карта № 45; стб. 546 и т.п.
Образцы оформления ссылок на литературу в библиографии
Для монографий, сборников статей, серийных (продолжающихся) изданий:
• На русском языке или с параллельным текстом на русском и иностранном языке (параллельными титульными листами):
Исследования 1990 — Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд / отв. ред. Вяч. Вс. Иванов, Л. Г. Невская. М., 1990. С. 64-99.
Зеленин 2004 — Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1934-1954 / вступит. ст., сост., подгот. текста и коммент. Т. Г. Ивановой. М., 2004.
Евреи Европы и Ближнего Востока: история, языки, традиция, культура = Jews of Europe and the middle east: history, languages, traditions and culture: материалы междунар. науч. конф. памяти Т.Л. Гуриной, 26 апреля 2015 г. / [редкол.: Д.А. Эльяшевич и др.]. СПб., 2015. (Труды по иудаике. История и этнография / Петербургский ин-т иудаики = Transactions on jewish studies / St. Petersburg institute of jewish studies; вып. 10).
На иностранном языке:
Sapir 1973 — Sapir E. Selected writings in language, culture and personality / ed. by D. G. Mandelbaum. Berkeley; Los Angeles; London, 1973.
GUB — Das Geschlechtleben des ukrainischen Bauernvolkes. Leipzig, 19091912. Т. 1-2. Т. 1: Folkloristische Erhebungen aus der russischen Ukraina / aufzeichnungen von P. Tarasevskyj, Einleitung und Parallelen nach Weise von V. Hnatjuk, Vorwort und Erläuterungen von F. S. Krauss; T. 2: In ÖsterreichUngarn / folklorische Erhebungen von V. Hnatjuk. (Beiwerke zum Studium der Anthropophyteia; Bd. 3, 5).
Для статей:
• На русском языке:
Седакова 1983 — Седакова О. А. Материалы к описанию полесского погребального обряда // Полесский этнолингвистический сборник: материалы и исследования / отв. ред. Н. И. Толстой. М., 1983. С. 246-262.
• На иностранном языке:
Adamowski, Doda, Mickiewicz 1998 — Adamowski J., Doda J., Mickiewicz H. Smierc i pogrzeb w relacjach Polakow mieszkaj^cych na Biatorusi // Etnolingwistyka. Problemy j^zyka i kultury. Lublin, 1998. T. 9/10. S. 253-318.
Для электронных источников:
Сафронов 2011 — Сафронов Е. Кладбище в индивидуальном ракурсе (полевые заметки) // Антропологический форум. 2011. № 15 Online. C. 388-396. Электронный ресурс. Режим доступа: http://anthropologie. kunstkamera.ru/files/pdf/015online/safronov_link.pdf.
Статья должна сопровождаться аннотацией на русском и английском языках, название статьи должно быть также переведено на английский язык.