Научная статья на тему 'Антропология познающего субъекта: расширение сознания и текст'

Антропология познающего субъекта: расширение сознания и текст Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
234
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОЗНАЮЩИЙ СУБЪЕКТ / СВЕРХСОЗНАНИЕ / СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сулимов Владимир Александрович

Статья посвящена проблеме расширения социально-культурного сознания познающего (субъекта). Человек-в-культуре, как универсальный субъект современного интеллектуального пространства культуры, обязательно проходит стадию расширения сознания, структура и механизмы которого были описаны в работах П.А. Сорокина и В.В. Налимова. В процессе расширения сознания участвуют логические, сверхлогические и иррациональные (образно-ассоциативные) элементы сознания, создающие общую композицию интеллектуального и нравственного преодоления инерции. Рассматривается инсайтная (бессознательная), порождающая сторона сверхсознания как необходимый элемент интеллектуального развития. В статье показывается ведущая роль текстов культуры как когнитивной интеллектуальной деятельности познающего. Автор делает вывод о необходимости представления деятельности познающего в виде текстоориентированной модели интеллектуального развития личности, учитывающей необходимые и достаточные для освоения интеллектуальные, креативные и духовные (нравственные) практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропология познающего субъекта: расширение сознания и текст»

ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ

о

3 ю о

УДК 008+130.2 ББК Ч111

В.А. Сулимов

Антропология познающего субъекта: расширение сознания и текст*

Статья посвящена проблеме расширения социально-культурного сознания познающего (субъекта). Человек-в-культуре, как универсальный субъект современного интеллектуального пространства культуры, обязательно проходит стадию расширения сознания, структура и механизмы которого были описаны в работах П.А. Сорокина и В.В. Нали-мова. В процессе расширения сознания участвуют логические, сверхлогические и иррациональные (образно-ассоциативные) элементы сознания, создающие общую композицию интеллектуального и нравственного преодоления инерции. Рассматривается инсайтная (бессознательная), порождающая сторона сверхсознания как необходимый элемент интеллектуального развития. В статье показывается ведущая роль текстов культуры как когнитивной интеллектуальной деятельности познающего. Автор делает вывод о необходимости представления деятельности познающего в виде текстоориентированной модели интеллектуального развития личности, учитывающей необходимые и достаточные для освоения интеллектуальные, креативные и духовные (нравственные) практики.

Ключевые слова:

когнитивные процессы, моделирование, познающий субъект, сверхсознание, сознание.

Сулимов В.А. Антропология познающего субъекта: расширение сознания и текст // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 2. -С. 72-76.

© Сулимов Владимир Александрович - доктор культурологии, профессор, доцент, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар; e-mail: vasulimov@mail.ru

Актуальность общего замысла и одно- нование) для моделирования особого состо-

временно основной задачи данной работы яния человека - состояния познающего. связаны с проблемой культурно-антропологического описания современного че- Расширение сознания ловека, включенного в интеллектуальное Критикуя фрейдовское объединение

пространство культуры. Эта проблема, как сфер подсознательного и сверхсознатель-

нам представляется, имеет три основных ас- ного в одно интегрированное образование

пекта: когнитивный (структура и механиз- (бессознательное), П.А. Сорокин предлагает

мы сознания современного индивидуума, иную - четырехуровневую иерархизирован-

направленные на понимание мира-в-себе ную - модель индивидуального сознания:

и себя-в-мире, уровни такого понимания), (1) биологически бессознательное (подсо-

лингвокогнитивный (изучение феномена знание); (2) биологическое сознание; (3) со-

текста как основы, цели и средства субъек- циокультурное сознание и (4) сверхсозна-

тивированного познания мира), социаль- ние. При этом «восхождение» по ступеням

ный (демонстрирующий характер, смысл сознания, которое совершает индивидуум в

и результаты индивидуального развития течение всей своей биологический (и = соци-

в контексте требований, предъявляемых альной) жизни, есть путь к «благоприобре-

культурой). Эти три аспекта, действуя одно- тению» качеств особого экзистенциального

временно, обладают большой степенью кор- состояния личности: социально-культурно-

реляции и существенным объяснительным го «созидательного альтруизма» [10, с. 232-

потенциалом, дающим возможность (и = ос- 233]. На пути от ощущения бытия-в-себе

* Статья выполнена в рамках проекта № 15-13-11003 РГНФ при финансовой поддержке РГНФ и Республики Коми.

до осознания необходимости (творческого, созидательного) служения человек встречается с немалыми трудностями: (1) трудностью понимания мира-в-себе и себя-в-мире; (2) трудностью осознания себя в качестве человека-в-культуре посредством усвоения идей, норм, суждений, целостных текстов и концептуальных единств, часто принадлежащих различных социально-культурным группам, а потому противоречивых и онтологически разорванных; (3) трудностью преодоления собственной интеллектуальной и духовной инертности, лени, социальных мифов и заблуждений, примитивизма повседневности. Столкновение различных (зачастую противоречивых) «эго» в индивидуальном сознании приводит к его разрыву, дезинтеграции, заставляет прикладывать значительные интеллектуальные и нравственные усилия тем, кто не является «врожденным альтруистом», воспитанным в альтруистической среде с детства: «...это объясняет также, почему "благоприобретенные альтруисты"... вынуждены проходить сквозь болезненный процесс дезинтеграции своей личности и позднее - реинтеграции, то есть восстановления ее целостности, если только не покончат жизнь самоубийством, не получат умственных расстройств или не регрессируют до состояния зверства, пассивности или декадентски чувственного хищничества» [10, с. 233]. Разорванность (дезинтеграция по П. Сорокину) личности, не способной достичь понимания чувственным способом и потому теряющей связь между интеллектуальной деятельностью (например, усвоением логицизированных абстрактных знаниевых систем), и достижением социально значимых целей является одним из главных парадоксов познающего. Наоборот, реинтеграция сознания - процесс, симметризированный с расширением познания, чем бы это познание ни было ограничено: собственно научными дискурсивными практиками, порождением/интерпретацией художественного текста, визуальными аллюзиями кинотекстов и сложными ассоциативными конструктами текстовых сгущений Интернет-пространства. В любом случае процесс познания оказывается текстуально обусловленным набором когнитивных состояний все более сложных по смысловому наполнению и способу реализации, а также все более интуитивных и недискретных (континуальных).

Обеспечиваемые общим альтруистическим настроем познающего пиковые переживания в процессе познания (экстаз, прозрение, восторг, откровение) становятся (согласно А. Маслоу) важными составляющими его повседневных интеллектуальных практик [6, с. 205]. Расширительное понима-

ние сознания до особого уровня «позитивного бессознательного» делает путь познания абсолютно оправданным и мотивированным, а познающего - становящимся или самоактуализирующимся субъектом интеллектуального пространства культуры. Общая идеационная демотивация приводит к увеличению дезинтеграции и включению танатосных механизмов «бытия-к-смерти», хорошо описанных М. Хайдеггером [16].

Определение познающего сознания в виде стимулированной «различанием» сложной и неоднородной иерархии когнитивных состояний, построенных по принципу качественного перехода от фокусированного и заинтересованного когнитивного наблюдения (всматривания) к текстообра-зующему когнитивному синтезу, обеспеченному системой «пиковых переживаний», хорошо объясняет этапность процесса познания, представляя собой частичный ре-мейк психологической теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина с той только разницей, что ин-териоризацией естественный процесс познания не заканчивается [2]. Осмысление, как важнейший этап познания, происходит уже в личностно (и нравственно-эстетически) переживаемой ситуации когнитивного синтеза, результатом которого становится текст культуры1. Текст культуры, выступающий в роли произведения, сразу приобретает черты когнитивного и интуитивно-эмоционального синтеза, раскрывая смыслы на грани познанного и даже за его гранью. В деятельности познания текст культуры имеет поэтому наивысшее значение - значение расширения: индивидуального сознания, интеллектуальных и социальных практик, культуры повседневности.

В истории человеческого сообщества (как и в истории социализирующегося и инкуль-турирующегося индивидуума) коммуникация при помощи значимых и осмысливаемых сигналов (знаков) сменяется коммуникацией при помощи высказываний (сложных и составных знаков), а затем - очень быстро в результате развития когнитивной рефлексии - трансформируется в коммуникацию посредством знаков наивысшего уровня -текстов и, наконец, в систему континуальных знаковых образований целостного интеллектуального пространства культуры. Такое изменение знаково-символической социальности всегда оказывается необходимым и возможным в новых социально-культурных условиях, связанных с глобальным процессом - переходом к иному социально-культурному типу общества. Информационное общество, по мнению одного из авторов этого термина - М. Кастельса, является об-

о

3 ю О

ществом горизонтально-сетевых информационных взаимодействий, в ходе которых индивидуум выполняет несколько специальных интеллектуальных действий, включая получение и выбор новой информации и создание сообщений, несущих новую информацию [4]. При обосновании современной картины информационного общества необходимо соотносить три элемента: (а) смысловое высказывание, (б) тезаурусную платформу и (в) сознание - с целью моделирования познавательной деятельности (а еще точнее - когнитивного габитуса) субъекта, определения возможностей когнитивной трансформации субъектной сферы.

С учетом большой динамики когнитивных трансформаций, в результате которых осуществляется смыслообразование, необходимо выделить опорные элементы, служащие «каталитическим реактором» этого процесса. В.В. Налимов определяет в качестве основания процесса смыслообразования триаду «смысл - текст - язык», в которой центральное место принадлежит феномену текста как основного генератора, трансформатора и консерватора смысла: «Любой элемент этой триады может быть определен через два других. Здесь мы обращаемся к так называемому «циклическому определению». Скажем: смыслы - это то, из чего создаются тексты с помощью языка. Тексты - это то, что создано из смыслов с помощью языка. Язык - это средство, с помощью которого из смыслов рождаются тексты. Триада становится синонимом сознания» [7, с. 122]. Текст под воздействием больших информационных пространств (информационно-ассоциативных матриц), в качестве элемента которых он функционирует в современном мире, становится фрагментарным и диффузным, осмысляемым только на границе Иных/Других контекстов и смысло-тексто-вых сгущений. Именно поэтому основной единицей научной (и повседневной) коммуникации становится смысловое высказывание, уже включающее в себя микро-«отражения», ассоциативно-семиотические фрагменты других текстов (и даже, вероятно, их недифференцированные множества). При этом смысловое высказывание (в отличие от коммуникативного высказывания, способного быть, например, просто контактоустанав-ливающим) всегда осуществляет когнитивную функцию, встраивая индивидуальное высказывание в процесс социальной ког-ниции (или = социально-культурный се-миозис). Смысловое высказывание в этом смысле может быть охарактеризовано как нон-игровое, несущее важное и притом новое для адресата сообщение, нераспакованную интегрированную логему, понимание

которой обязательно влечет за собой серьезное интеллектуальное усилие адресата. Но не только. Интегрированная логема (как условная единица смысла) воспринимает, упаковывает и передает не исключительно логическую, но и нравственно-эстетическую часть информации, которая абсолютно необходима для понимания, особенно если речь идет об универсальном субъекте познания - познающем. Оформляя высказывание и понимая его, познающий завершает для себя процесс расширения личности «сейчас и здесь», создавая личностно ориентированный контекст одновременно для всех будущих актов понимания. «Критическая масса» подобных попыток лежит в основании индивидуального тезауруса (и/или по-другому философско-культурологической картины мира), становление которого обуславливает человеческую жизнь как целостное, интегрированное когнитивное состояние.

Попытка моделирования: сознание и текст

Согласно представлению о расширении сознания любая степень осведомленности обладает иррациональной подложкой, определение которой в виде модели невозможно. Особое место в проблематике моделирования познающего сознания занимает теория спонтанного сознания В.В. Налимова. Согласно развиваемой им модели сознания новое понимание рождается путем свертывания исходных представлений (прошлого), задаваемых функцией p (m), спонтанно возникающим фильтром p (y/m) в новой ситуации y (приходящей из будущего).

«Свободная воля осуществляет выбор, через который Будущее, существующее как потенциальное многообразие, воздействует на Настоящее через изменение тяготеющего над нами Прошлого» [7, с. 130]. Это означает, что основным механизмом интеллектуального действия становится когнитивный инсайт, предполагающий не постулирование поэтапно логицируемого вывода, а импортирование его «из будущего», из вневременной трансценденции, выступающей в качестве когнитивного толчка для интеллектуального действия субъекта. Расширяя свое сознание за счет системы инсайтных действий, индивидуум расширяет и трансформирует пространственно-временной код своего существования [5].

Природа познающего сознания в этой системе представлений имеет многоуровневую структуру. Эту структурированную систему сознания В.В. Налимов рисует впервые в книге «Спонтанность сознания» [9], а затем в суммирующей философской работе «Вселенная смыслов» [8], которые, безуслов-

но, перекликаются с основной философской работой П.А. Сорокина «Моя философия - интегрализм», что весьма интересно показано И.Е. Фадеевой в виде проекции на философско-антропологические штудии П.А. Сорокина и В.В. Налимова идей не до конца сформировавшегося философско-ант-ропологического направления - «зырянского космизма» (к нему следует относить также философские работы К.Ф. Жакова) [14]. Говоря о возможности выхода из глобального общественного кризиса ХХ века, П.А. Сорокин видел его в трансформации человека в альтруистически настроенное интеллектуально-интуитивное существо, способное не только жить в мире, но и творить мир по идеальным интуитивным (инсайтным) лекалам: «Человек стал одним из творческих центров всей действительности. В противовес преобладающему в настоящее время мнению человек - это не только несознательное и сознательное творение, он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в моменты "божественного вдохновения" в наилучшие периоды своего интенсивного творчества» [12, с. 531]. Очевидно, что сложная трансформация человека, превращающая его в некоего интеллектуально-смыслового сверхсубъекта творческой деятельности, не может быть проведена (а) извне (так как мотивация играет определяющую роль); (б) легко и естественно (так как противоречит социально-хаптической природе человека); (в) вне текста (так как должна основываться на существенных и сложных смыслах, возникающих, как правило, на границах текстов культуры). Глубоко интимный, внутренний и некомфортный процесс превосхождения себя для... (социального развития, становления культуры, научной деятельности, церковного и социального служения) мы называем Преодолением [13].

Структуру (правда, особую - открытую и динамичную) феномена Преодоления находим у В.В. Налимова. Говоря о самоорганизации сознания и общества, В.В. Налимов указывает на ведущую роль в этой самоорганизации интеллектуальной деятельности, формирующей человека как уникальный субъект Семантической Вселенной. Интеллектуальная деятельность определяется в свою очередь тремя связанными элементами:

- текстом - как универсальным источником смыслов («Всякий серьезный текст является феноменом максимальной сложности. Он не может быть алгоритмически записан короче, чем он есть» [7, с. 108]);

- пониманием - как универсальным интеллектуальным актом, создающим условия для становления творческой личности («Понимание текста всегда личностно» [7, с. 108]);

- текстовой базой личности, сформированной как образ или картина мира с помощью смысловых «координатных осей».

«Кирпичики смысла», располагаясь (концентрируясь) на границах естественного сознания - в зоне понимания, индуцируют формы и способы интеллектуальной активности субъекта, его своего рода «интеллектуальной спонтанности». Соответственно лингвокогнитивный портрет деятельности познающего должен опираться на когнитивные макростратегии, включающие культурные контексты, дискурсы - интерпретации, глобальные стратегии референции. Обосновывая макроуровень в качестве основного уровня организации понимания (и познания) Т. ван Дейк указывает, что «макроструктуры не могут быть заменены каким-либо другим понятием, например, понятием цели, которое часто используется в объяснениях действий или акционального дискурса понимания рассказов. В этом случае могли бы подойти такие понятия, как глобальные намерения, цели или планы, но они определяются в терминах макроструктур» [1, с. 50]. Эти глобальные элементы, «планирующие» познание, отражают прежде всего тезаурусные и инсайтные возможности индивидуального сознания, уже расширенного за счет приобретенного широкого философско-куль-турологического контекста, оперирующего не отдельными словами или высказываниями, а целостными мыслеобразами.

Важно видеть, что инициирующие интеллектуальную деятельность (актуализированные мыслеобразы), очевидно, симметричны элементам, формирующим универсального субъекта современности: человека-в-культуре как генерализованную интеллектуальную личность. Человек-в-культуре при всем изобилии его социально-культурных характеристик точнее всего описывается именно как понимающая личность и одновременно как познающая личность, то есть личность, деятельность которой направлена на понимание, воспроизводство и использование текстов культуры в процессе решения социальных задач и достижения эвристических целей.

Вместо выводов. Универсализм понимания

Вместе с тем понимание - этот универсальный когнитивный акт, который не произволен, а потому не может быть опре-

о

3 ю О

делен однозначно (в частности, как функ- нающего делает необходимым выстраива-

ция двустороннего - адресат-адресантного ние модели интеллектуального развития

акта информационного обмена или эмо- личности как модели текстоориентирован-

циональное со-чувствование). Понимание ной, учитывающей те интеллектуальные,

детерминируется другими факторами: рас- креативные и духовные (нравственные)

ширенным сознанием познающего и инди- практики, которые являются минимально

видуально и/или социально (в процессе сис- обязательными для каждого познающего

тематического образования) осмысленным субъекта. Периферийное положение тек-

культурным контекстом его бытия, постро- стов культуры в образовании, не структу-

енным главным образом на предыдущих и рированность области культуры в качестве

(возможных) будущих попытках смысловой базовой смыслообразующей платфоры (как

интерпретации текстов. В расширенном и игнорирование интегративного и миро-

поле сознания (готовом для восприятия ло- воззренческого потенциала современной

гическим и/или инсайтным способом) тек- культурологии) не только существенно

сты становятся не только эффективными обедняют российское школьное образова-

«генераторами смыслов» (Ю.М. Лотман), но ние, но и прекращают процесс индивиду-

и объектом смыслообразующих интерпре- ального смыслотворчества, возникающий

тационных действий (то есть, собственно, только на границах текста и реальности,

понимания), образуя многослойное поле по- прошлого и настоящего, реального и вир-

нимания: «Текст являет себя в своем сущес- туального. Виртуальность сознания па-

твовании как особое смысловое единство. дает, а затем (или одновременно) падает

Его понимание неотделимо от того контек- кеативность индивидуума, позволяющая

ста, в котором он воспринимается, то есть создавать «новые миры» индивидуально-

ситуации, включающей мыслительный, го сознания. В таких условиях понимание

языковой и культурный опыт сообщества, подменяется нон-интеллектуальным ми-

благодаря которому формируются условия месисом, повтором, технологическим дейс-

осмысленности» [15, с. 25]. Центральное твием, не выходящими на границы текстов

место текстов в процессе становления поз- и потому обессмысленными изначально2.

Список литературы:

[1] Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ.; под ред. В.И. Герасимова. Изд. 2-е. -М.: ЛЕНАНД, 2015. - 320 с.

[2] Гальперин П.Я. Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий // Вопросы психологии. -1960, № 4. - С. 141-148.

[3] Деррида Ж. Поля философии / Пер. с фр. Д.Ю. Кралечкина. - М.: Академический проект, 2012. - 376 с.

[4] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 348 с.

[5] Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. - СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2011. - 288 с.

[6] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. - 2-е изд., испр. - М.: Смысл; Альпина нон-фикшн, 2011. - 496 с.

[7] Налимов В.В. В поисках иных смыслов. 2-е изд. - СПб.; М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. -464 с.

[8] Налимов В.В. Вселенная смыслов // Общественные науки и современность. - 1995, № 3. - С. 122-132.

[9] Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, 1989. - 288 с.

[10] Сорокин П.А. Долгий путь. Автобиографический роман: пер. с англ. - Сыктывкар: СЖ Коми ССР, МП «Шыпас», 1991. - 304 с.

[11] Сорокин П.А. Моя философия - интегрализм // Социологические исследования. - 1992, № 10. -С. 134-139.

[12] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

[13] Сулимов В.А. Преодоление как антропологический феномен: П.А. Сорокин и В.В. Налимов // Пити-рим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века (к 125-летию со дня рождения): Международная научная конференция, Сыктывкар, 21-22 августа 2014 г.: сборник научных трудов / Отв. ред. И.Е. Фадеева. - Сыктывкар: изд-во СыктГУ, 2014. - С. 485-492.

[14] Фадеева И.Е. Антропология Питирима Сорокина: зырянский космизм и русский гнозис // Человек. Культура. Образование. - 2014, № 3 (13). - С. 108-124.

[15] Хаджаров М.Х. Базовые гносеологические процедуры социально-гуманитарных наук // Вестник ОГУ. 2012, № 9 (145). - С. 23-29.

[16] Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - М.: Академический проект, 2013. - 460 с.

1 Под текстом культуры понимается всякое осмысленное произведение, включая научные, художественные, технические, письменные, аудиовизульные, визуальные и другие артефакты культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Технологическим действием становятся «творческие задания» ЕГЭ, строго обусловленные набором формальных признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.