УДК 572+378+271.2
Нифонтова Ольга Ивановна (Белгород)
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДУХОВНЫХ АКАДЕМИЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Аннотация: В письменном рукописном наследии представителей духовно-академической философии первой половины XIX века обнаруживается немалое количество антропологических трудов. В них рассматривается духовная составляющая человеческой природы, которая, наряду с биологической и психической, важна для реконструкции целостного представления о человеке. Но на сегодняшний день антропологические труды преподавателей духовных академий первой половины XIX века малоизвестны, и существует необходимость в их серьезном исследовании.
Ключевые слова: Богословская антропология, природа человека, первозданное состояние, состояние падения, последствия грехопадения, состояние восстановления, антропологические рукописи.
Духовно-академическая антропология
Интерес человека к познанию самого себя, своей природы, свойств, поведения и других составляющих человеческой личности никогда не ослабевает и не зависит от исторических обстоятельств, уровня развития той или другой цивилизации, политики или географических условий. В некотором смысле можно сказать, что вся история человечества представляет собой длительную попытку найти ответ на вопрос о самом себе: своем происхождении, природном составе (внешнем и внутреннем), причинах своей смертности.
Возникновению науки о человеческой природе — антропологии — способствовали те же попытки человечества познать себя. Современная антропология имеет два основных направления: биологическое (занимающееся изучением внешних видимых сторон человеческой природы) и небиологическое (занимающееся изучением духовного и психического мира человека). Светские ученые чаще всего изучают биологическую составляющую, а также психическую часть небиологического состава. Что же касается духовной природы человека, то она остается малоисследованной ими по причине отсутствия у светских ученых высокого уровня духовных знаний.
Вследствие этого духовная составляющая человека получает свое освещение в трудах религиозных деятелей, представителей ученого монашества. Светской науке, к сожалению, зачастую не известны их имена и труды. А они существуют, сохранились и дошли до нас в рукописном виде в большом количестве в составе письменного наследия духовно-академической ветви отечественной философии первой половины XIX века. Современным исследователям антропологии следует обратить внимание на данный пласт рукописных трудов, так как без понимания духовной составляющей человеческой личности две другие части, биологическая и психическая, не могут давать сколько-нибудь целостного представления о природе человека.
Святитель Филарет — инициатор «Богословского Человекословия»
Возникновению большого количества рукописных работ антропологического характера в духовно-академической среде первой половины XIX века способствовал процесс реформирования отечественных духовных школ. Одним из следствий реформ стало создание отечественных лекционных курсов по различным Богословским дисциплинам на русском языке. Это был своего рода прорыв, так как
в XVIII веке обучение в духовных учебных заведениях осуществлялось на языке латинском, что создавало определенные трудности в учебном процессе как для воспитанников, так и для преподавателей. Сложность латинского языка, на котором до нас дошли многие такого рода рукописные тексты XVIII века, подтверждается тем фактом, что даже современные латинисты испытывают трудности, пытаясь расшифровать написанные в XVIII веке тексты. В качестве примера такого рода рукописей можно назвать следующие: Prolegomena Theologica (Введение в Богословие) неизвестного автора (Prolegomena Theologica, вторая половина XVIII в. 42 л.); Sacra Theologia sive Institutiones (Священное Богословие) иеромонаха Мефодия (Смирнова), ректора Лаврской семинарии (Sacra Theologia... конец XVIII в., 290 л.); Prolegomena. De theologia in genere (Введение в общее Богословие) неизвестного автора (Prolegomena, конец XVIII в., 163 л.); Theologiae liber II de Deo homine (Богословие о Богочеловеке) неизвестного автора (Theologiae liber II de Deo homine, середина XVIII в., 545 л.); Theologia scholastica (Богословие схоластическое) Иоанна Волчанского и Иларио-на Левицкого (Theologia scholastica, первая половина XVIII, 471 л.); Tractatus Theologiae de Incarnationis (Богословие нравственное) неизвестного автора (Tractatus Theologiae de Incarnationis, начало XVIII в., 344 л.) и многие другие.
Назревшую необходимость создания лекционных курсов по Богословским дисциплинам на русском языке особенно явственно осознавал свт. Филарет (Дроздов). В своем «Обозрении богословских наук в отношении преподавания их в высших училищах» (Филарет (Дроздов). 1885. С. 123-151) им был разработан подробный многоаспектный план духовно-академических дисциплин, в который входили следующие виды Богословия: Естественное (Theologia Naturalis), Откровенное (Theologia Revelata), Коренное или Собирательное (Theologia Radicalis, alias Collectiva), Производное или Систематическое (Theologia Derivativa, alias Systematica), Огласительное (Theologia Catechetica), Совер-шительное (Theologia Consummativa), Посредствующее или
Толковательное (Theologia instrumental seu Hermeneutica), Составительное (Theologia Constitutiva), Применительное (Theologia Applicativa), Историческое частное (Theologia Historica specialis), Учительное всеобщее (Theologia Didactica universalis), Пророческое (Theologia Prophetica), Прообра-зовательное (Theologia Typica), Символическое (Theologia Symbolica), Отеческое (Theologia Patristica), Положительное (Theologia Positiva), Отрицательное, иначе Обличительное (Negativa, alias Polemica), Созерцательное (Theologia Contemplativa seu Dogmatica), Деятельное (Practica), Собеседо-вательное (Theologia Homiletica), Правительственное, или право каноническое (Theologia Rectrix seu Jus Canonicum), пастырское (Theologia Pastoralis), Отрешенное (Theologia absoluta), Относительное (Theologia relativa), Богословское мирословие (Cosmologia Theologica), Богословское духосло-вие (Pneumatologia Theologica), Богословское Человекосло-вие (Anthropologia Theologica).
В плане свт. Филарета дисциплина, посвященная изучению природы человека, носит название «Богословское Человекословие» и занимает последнее место в иерархической структуре курсов. Можно предположить, зная основательность святителя, что вышеприведенная иерархия Богословских дисциплин у него не являлась случайной, а имела определенную продуманную логику, согласно которой приступать к изучению Богословской антропологии человека можно было лишь освоив все предыдущие виды Богословия. Богословская наука о природе человека, таким образом, являлась заключительной дисциплиной, в которой синтезировались знания из всех остальных существующих видов Богословских наук.
Свт. Филарет не ограничился написанием одного только плана Богословских дисциплин, но и стремился к осуществлению своей цели — созданию намеченных в плане лекционных письменных курсов на русском языке, в том числе и курса Богословской антропологии. И хотя сам святитель не смог написать его по причине многочисленных каждодневных дел на занимаемой высокой церковной должности,
однако антропологические фрагменты присутствуют в двух его книгах: «Толкование на книгу Бытия» (Филарет (Дроздов). 2004) и «Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие» (Филарет (Дроздов). 1835). Свт. Филарет подчеркивал необходимость появления антропологического труда с обозначенным в плане названием «Богословское Человекословие», отмечая его преимущественную важность перед другими дисциплинами (Филарет (Дроздов). 1885. С. 139).
Пожелание свт. Филарета (Дроздова) о создании курса лекций по Богословской антропологии исполнили его ученики по духовной академии, а впоследствии — духовно-академические преподаватели, архим. Кирилл (Богословский-Платонов) и архим. Евтихиан (Лестев). Оба стали авторами рукописных курсов лекций под названием «Богословское Че-ловекословие» (Богословие догматическое. Человекословие. 1830-е гг. 192 л.; Богословие догматическое. Человекословие. 1830-е гг. 165 л.; Богословие догматическое. Человекословие. 1830-е гг. 267 л.; Богословие созерцательное. XIX в. 72 л.; Богословие созерцательное. XIX в. 65 л.; Богословие созерцательное. XIX в. 110 л.), которые представляли собой антропологическое учение, составленное по плану свт. Филарета.
Свт. Филарет считал, что антропологическое Богословское учение должно последовательно рассуждать о первобытной совершенной природе человека; о разрушениях в ней, произошедших после грехопадения; о длительном процессе восстановления человека и о его последней судьбе в вечности. Архиеп. Кирилл (Богословский-Платонов) и архим. Евтихиан (Лестев) стремились придерживаться направления, заданного свт. Филаретом. Интересно, что в их работах исследуется природа не только души, но и тела, подчеркивается их неразрывная связь и взаимовлияние друг на друга, то есть частично затрагивается и биологическая антропология. Рассуждая о природе человека в первобытном состоянии и в поврежденном, архиеп. Кирилл и архим. Евтихиан по плану свт. Филарета исследуют изменения, произошедшие в уме, воле и теле человека. Сам святитель считал, что поврежденному
человеку свойственны «аа) Слепота ума, бб) Рабство воли, вв) Смерть духовная и телесная, гг) Грех прирожденный» (Филарет (Дроздов). 1885. С. 139).
Достаточно большой объем антропологических рукописей «Богословское Человекословие» посвящен восстановлению разрушенной природы человека. С точки зрения духовно-академических мыслителей, процесс восстановления происходит поэтапно. Бог готовит человечество к восстановлению через постепенные ветхозаветные откровения, установления заветов, пророчества о Спасителе Сыне Божием, которые с точностью исполняются в Новом Завете. Сын Божий воплощается в человеческой поврежденной смертной природе и своим Божеством сообщает ей бессмертие, которое может получить любой желающий человек с помощью установленных Сыном Божиим на земле таинств Крещения, Покаяния, Исповеди, Евхаристии и жизни по Евангельским принципам. В часть антропологического учения о восстановлении природы человека входят следующие пункты:
«у) О постепенном действии восстановления в отношении к каждому человеку, или о приложении всеобщего благодатного домостроительства (de applicatione reconomfe salutis), где рассматриваются:
аа) Начало восстановления, или призывание ко спасению, и виды оного,
бб) Сообщительное орудие восстановления (medium 5oxi%ov), которое есть слово аа) Закона и бб) Евангелия.
вв) Принимательное орудие восстановления (medium AnrcuxBv), которое есть вера. гг) Степени восстановления:
аа) Обращение, bb) Возрождение, cc) Оправдание, dd) Освящение и ee) Обновление.
5) О запечатлении и утверждении действий восстановления, то есть,
аа) о видимых печатях сокровенно действующей благодати, или таинствах и
бб) о плодах и свидетельствах туне приемлемой благодати, то есть, добрых делах
дд) О последней судьбе человека, и притом
а) Каждого порознь, то есть о состоянии по смерти; в) Целого рода человеческого, то есть
аа) о великой брани между царством Христовым и царством тьмы, и победе первого; бб) О воскресении, вв) О суде, гг) О состоянии в вечности» (Филарет (Дроздов). 1885. С. 139).
Необходимость исследований духовно-академической антропологии
При первоначальном исследовании антропологических рукописей «Богословское Человекословие» архиеп. Кирилла (Богословского-Платонова) и архим. Евтихиана (Лестева) была выявлена целостность и глубина их трудов.
В ходе дальнейших исследований было обнаружено, что в содержании антропологической рукописи архим. Евтихи-ана (Лестева) некоторые части им заимствованы из трудов свт. Филарета, остальные дописаны самостоятельно; а содержание рукописи архиеп. Кирилла (Богословского-Платонова) частично заимствовано из рукописи по догматическому богословию митр. Григория (Постникова), который тоже занимался вопросами Богословской антропологии (Богословие догматическое. Первая четверть XIX в. 104 л.).
Чуть позже была проанализирована рукопись архиеп. Ев-лампия (Пятницкого) «Введение в деятельное богословие» Пятницкий, Евлампий. 1830-е годы. 189 л.), которая, как оказалось, также содержит достаточно подробное антропологическое учение о природе человека. Объясняется это тем, что архиеп. Евлампий был знаком со свт. Филаретом, вел с ним переписку и принадлежал к научному сообществу, возникшему вокруг святителя. Таким образом, духовно-академические антропологические труды первой половины XIX века во многом обязаны своим появлением свт. Фила-
рету (Дроздову), вокруг которого сосредотачивалось ученое монашество, получавшее направление для своей научной деятельности.
На основе анализа рукописных курсов данных четырех духовно-академических авторов можно сказать, что несмотря на различия в названиях, все труды в своем содержании рассматривают вопросы антропологии, подробно исследуя духовную природу человека в различных состояниях. Но рукописных лекций духовно-академических преподавателей первой половины XIX века довольно большое количество, они не ограничиваются трудами четырех вышеназванных авторов. Все они ждут своего исследования, находясь в открытом доступе Российской государственной библиотеки. Конечно, одному человеку невозможно охватить такое количество рукописного материала. Поэтому хочется обратить внимание научного сообщества на большой пласт неисследованного антропологического наследия, который может уточнить наши представления о духовной составляющей человеческой личности, а также прояснить для нас историю становления духовно-академической традиции в ее антропологическом аспекте и дополнить картину биологических и психических направлений в исследовании природы человека духовным направлением.
Литература и источники
Prolegomena. De theologia in genere [рукопись]. [Б. м.], конец XVIII в. - 163 [из них 8 чистых] л. OR Ф.173.1 № 337.
Prolegomena Theologica [рукопись]. [Б. м.], вторая половина XVIII в. - 42 [из них 2 чистых] л. OR Ф.173.1 № 246.
Sacra Theologia, sive institutiones theologicae, sacra scriptu-ra potissimum fundatae et studiosis litterarum in Laurensi schola, seminarium vulgo dicta, traditae Rectore hujus seminarii et The-ologiae magistro Hieromonacho Methodio. Liber primus, conti-nens Prolegomena theologica. Книга 1 [рукопись]. [Б. м], конец XVIII в. - I+290 [из них 111 чистых] л. OR Ф.173.1 № 248.
Theologia scholastica [рукопись:]: De homine in statu innocen-tiae, tum de Ultimo fine hominis et actibus humanis. Tum de pecca-tis. Tum de gratia. Tum de tribus virtutibus theologicis Fide, spe et charitate. Tum demum de sacramentis. In collegio Kijovomohilae-ano. Dictata Gonsuetis disputationibus et auctoritatibus. Illustrata ad... honorem perpetuum cultum, ac venerationem. Inchoata Anno... 1723 die 13 7-bris I Величковский, Яков- писец. [Б.м], первая половина XVIII в. — I+471 [из них 7 чистых] л. OR Ф.173.1 № 240.
Theologiae liber II de Deo homine [рукопись]. [Б. м], середина XVIII в.— 545 [из них 8 чистых] л. OR Ф.173.1 № 244.
Tractatus Theologiae de Incarnationis [рукопись:]: в 4 т. Б. м., первая половина XVIII в. Т. 1: Богословие нравственное. [рукопись]. [Б. м.], начало XVIII в. — 344 [из них 5 чистых] л. OR Ф.173.1 № 261.
Богословие догматическое. Отделение 2 [рукопись]. [Б. м.], первая четверть XIX в. — 104 [из них 3 чистых] л. OR Ф.304.2. № 160.
Богословие догматическое. Человекословие. Книга 1 [рукопись]. [Б.м.], 1830-е гг. 192. Штампы отдела рукописей. OR Ф.173.4. № 120.
Богословие догматическое. Человекословие. Книга 2 [рукопись]. [Б.м.], 1830-е гг. 165. OR Ф.173.4 № 121.
Богословие догматическое. Человекословие. Книга 3 [рукопись]. [Б.м.], 1830-е гг. 267. OR Ф.173.4 № 122.
Богословие созерцательное: 2 [рукопись]: курс лекций Кирилла |Богословского-Платонова|, читанных им в Московской духовной академии. [Б. м.], XIX в.— 72 [II] л. OR Ф.304.2 № 156.
Богословие созерцательное: 3 [рукопись]: курс лекций Кирилла !Богословского-Платонова!, читанных им в Московской духовной академии. [Б. м.], XIX в.— 65 [III] л. OR Ф.304.2 № 157.
Богословие созерцательное: 4 [рукопись]: курс лекций Кирилла !Богословского-Платонова!, читанных им в Московской духовной академии. [Б. м.], XIX в.— 110 [II] л. OR Ф.304.2 № 158.
Пятницикий, Евлампий. Введение в деятельное богословие [рукопись:]: лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. [Б. м.], 1830-е годы.— I+189 [из них 3 чистых] л.; OR Ф.173.2 № 43.
Филарет (Дроздов), архим. Обозрение богословских наук в отношении преподавания их в высших духовных училищах // Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: В 5 т. Т. 1. СПб. 1885. С.123-151.
Филарет (Дроздов), митр. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Издание третье. [Ч. 1-3]. СПб., 1835. 877 с.
Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. М.: Лепта-Пресс, 2004. 831 с.