Научная статья на тему '"АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ" К ЧЕЛОВЕКУ-В-ЦЕЛОМ И ПСИХОТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ УГРОЗ'

"АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ" К ЧЕЛОВЕКУ-В-ЦЕЛОМ И ПСИХОТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / "АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ" ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ-В-ЦЕЛОМ / ПСИХОТЕХНИКА / ПСИХОТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сороков Дмитрий Георгиевич

«Психотехника» как методологический принцип - «единица» анализа (Л. С. Выготский), объединяющая философию и «умную» практику; теория целостного осмысления человека, жизни и профессии, базис проектирования инновационных антропопрактик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сороков Дмитрий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ" К ЧЕЛОВЕКУ-В-ЦЕЛОМ И ПСИХОТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ УГРОЗ»

тезисы;;;;;;:

УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ

V* ОНЛАЙН, ь ФОРМАТ ^

ЕССЕ 2020

— «Антропологический

поворот» к человеку-в-целом и психотехническая подготовка участников образовательных отношений как потенциал развития дошкольного образования в эпоху антропологических угроз

СОРОКОВ Дмитрий Георгиевич

Организация: Московский государственный психолого-педагогический университет

Регион: Россия, Москва

Ключевые слова: современные антропологические угрозы, субъект развития дошкольного образования, «антропологический поворот» дошкольного образования к человеку-в-целом, психотехника, психотехническая подготовка участников образовательных отношений.

«Психотехника» как методологический принцип — «единица» анализа (Л. С. Выготский), объединяющая философию и «умную» практику; теория целостного осмысления человека, жизни и профессии, базис проектирования инновационных антропо-практик [1].

Проблема выбора пути развития дошкольного образования: продолжать гонку за высокотехнологичными, но часто амбивалентными и эклектичными практиками «о разных аспектах жизни и деятельности», или проектировать собственные с опорой на психотехнически единые, но «несовременные», «сложные» концепты?

Цель: проанализировать возможности концептуального «поворота» к человеку-в-целом и психотехнической подготовки участников образовательных отношений в контексте современных антропологических угроз.

1. Современные антропологические угрозы

Приходится задумываться и о перспективных глобальных техногенных рисках «уязвимого мира» [9], и о нечасто опознаваемых антропологических угрозах глобального масштаба [8], тотально «расчеловечивающих» личность и идентичность. Гедонизм отчуждает человека от самого себя, неограниченный техницизм — от природы, виртуальность — от мира предметов и людей, ИКТ-симулякры — от глубины актуального диалогичного общения. Видение подобной реальности требует занятия ценностной философской позиции.

2. «поворот» дошкольного образования к человеку-в-целом

Существуют когнитивные конструкты, осмысляющие жизнь человека как целое; их немного, везде схожа идея решения проблемы: идти не от наличных конкрет-

тезисы !!!!!!! -эг^с^ формат

УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ ЕССЕ 2020

ных практик к сумме, а от единой идеи о человеке-в-целом — к комплексу необходимых для ее реализации практик [5]. Не от частей — к сумме, а от целого — к частям!

1. «Несовременная» реформаторская образовательная система Монтессори; ее обучающие и «неклассические» инклюзивные практики эффективны [3], а научно-практический потенциал гуманитарно-антропного учения о ребенке [2], возрастной периодизации [4], сензитивных периодах развития ребенка [7] сверхактуален, но недооценен [10].

2. Современный концепт «жизненных миров» Ф. Е. Василюка, развившего психотехнический подход в психологии [1].

3. Психотехническая подготовка участников образовательных отношений

Используя концепт как общую идею образовательной программы «Педагогическая психотехника», мы разворачиваем эту типологическую конструкцию в отногенети-ческую линию жизненного пути личности, создавая условия для нового переживания и исследования участниками полного цикла собственного личного и профессионального бытия [6], трансформации и трансляции его смыслов. А также для распознавания и осмысления переживаний ребенка с целью установления диалогического общения с ним в любых ситуациях.

Так, в условиях антропологических угроз современности, психотехническая подготовка участников образовательных отношений и «антропологический поворот» к человеку-в-целом позволяют восстановить единство телесно-душевно-духовной жизни (их собственной и ребенка), вернуть целостность и диалогичность той детско-взрослой общности, которая и является субъектом развития дошкольного образования.

Список литературы:

1. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. 240 с.

2. Сороков д. г. Введение в психологию и педагогику детства. М. : Московская государственная академия легкой промышленности. 1996. 48 с.

3. Сороков д. г. Возможности педагогики Монтессори для детей младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья: реабилитация, интеграция, инклюзия? // Воспитание и обучение детей младшего возраста. VIII Международная конференция (ЕССЕ-2019). М. : Издательство Московского университета, 2019. С. 49-50.

4. Сороков д. г. Вслед за Юлией Фаусек // Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. М.: Московский Монтессори-центр, 1994. С. 106-133.

5. Сороков д. г. О холистическом образовании // Педагогика Марии Монтессори : курс лекций. Ч. 2. М. : Московский Монтессори-Центр, 1993. С. 62-71.

6. Сороков д. г. Практикум по методам психологического исследования. М.: Изд-во МГАЛП, 1996. 68 с.

7. Сороков д. г. Что такое сензитивные периоды в развитии детей // Монтессори М. Помогите мне это сделать самому. М. : Карапуз, 2005. С. 203-227.

8. Хоружий С. С. О ценности личного общения в мире гуманитарной коммуникации // Культура и искусство. 2012. № 3 (9). С. 46-49.

9. Bostrom N. The Vulnerable World Hypothesis // Global Policy. 2019. Vol. 10. Issue 4. P. 455476.

10. Lillard A. S. Montessori: The Science Behind the Genius. Oxford: Oxford University Press, 201 7. 496 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.