тезисы;;;;;;:
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
V* ОНЛАЙН, ь ФОРМАТ ^
ЕССЕ 2020
— «Антропологический
поворот» к человеку-в-целом и психотехническая подготовка участников образовательных отношений как потенциал развития дошкольного образования в эпоху антропологических угроз
СОРОКОВ Дмитрий Георгиевич
Организация: Московский государственный психолого-педагогический университет
Регион: Россия, Москва
Ключевые слова: современные антропологические угрозы, субъект развития дошкольного образования, «антропологический поворот» дошкольного образования к человеку-в-целом, психотехника, психотехническая подготовка участников образовательных отношений.
«Психотехника» как методологический принцип — «единица» анализа (Л. С. Выготский), объединяющая философию и «умную» практику; теория целостного осмысления человека, жизни и профессии, базис проектирования инновационных антропо-практик [1].
Проблема выбора пути развития дошкольного образования: продолжать гонку за высокотехнологичными, но часто амбивалентными и эклектичными практиками «о разных аспектах жизни и деятельности», или проектировать собственные с опорой на психотехнически единые, но «несовременные», «сложные» концепты?
Цель: проанализировать возможности концептуального «поворота» к человеку-в-целом и психотехнической подготовки участников образовательных отношений в контексте современных антропологических угроз.
1. Современные антропологические угрозы
Приходится задумываться и о перспективных глобальных техногенных рисках «уязвимого мира» [9], и о нечасто опознаваемых антропологических угрозах глобального масштаба [8], тотально «расчеловечивающих» личность и идентичность. Гедонизм отчуждает человека от самого себя, неограниченный техницизм — от природы, виртуальность — от мира предметов и людей, ИКТ-симулякры — от глубины актуального диалогичного общения. Видение подобной реальности требует занятия ценностной философской позиции.
2. «поворот» дошкольного образования к человеку-в-целом
Существуют когнитивные конструкты, осмысляющие жизнь человека как целое; их немного, везде схожа идея решения проблемы: идти не от наличных конкрет-
тезисы !!!!!!! -эг^с^ формат
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ ЕССЕ 2020
ных практик к сумме, а от единой идеи о человеке-в-целом — к комплексу необходимых для ее реализации практик [5]. Не от частей — к сумме, а от целого — к частям!
1. «Несовременная» реформаторская образовательная система Монтессори; ее обучающие и «неклассические» инклюзивные практики эффективны [3], а научно-практический потенциал гуманитарно-антропного учения о ребенке [2], возрастной периодизации [4], сензитивных периодах развития ребенка [7] сверхактуален, но недооценен [10].
2. Современный концепт «жизненных миров» Ф. Е. Василюка, развившего психотехнический подход в психологии [1].
3. Психотехническая подготовка участников образовательных отношений
Используя концепт как общую идею образовательной программы «Педагогическая психотехника», мы разворачиваем эту типологическую конструкцию в отногенети-ческую линию жизненного пути личности, создавая условия для нового переживания и исследования участниками полного цикла собственного личного и профессионального бытия [6], трансформации и трансляции его смыслов. А также для распознавания и осмысления переживаний ребенка с целью установления диалогического общения с ним в любых ситуациях.
Так, в условиях антропологических угроз современности, психотехническая подготовка участников образовательных отношений и «антропологический поворот» к человеку-в-целом позволяют восстановить единство телесно-душевно-духовной жизни (их собственной и ребенка), вернуть целостность и диалогичность той детско-взрослой общности, которая и является субъектом развития дошкольного образования.
Список литературы:
1. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. 240 с.
2. Сороков д. г. Введение в психологию и педагогику детства. М. : Московская государственная академия легкой промышленности. 1996. 48 с.
3. Сороков д. г. Возможности педагогики Монтессори для детей младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья: реабилитация, интеграция, инклюзия? // Воспитание и обучение детей младшего возраста. VIII Международная конференция (ЕССЕ-2019). М. : Издательство Московского университета, 2019. С. 49-50.
4. Сороков д. г. Вслед за Юлией Фаусек // Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. М.: Московский Монтессори-центр, 1994. С. 106-133.
5. Сороков д. г. О холистическом образовании // Педагогика Марии Монтессори : курс лекций. Ч. 2. М. : Московский Монтессори-Центр, 1993. С. 62-71.
6. Сороков д. г. Практикум по методам психологического исследования. М.: Изд-во МГАЛП, 1996. 68 с.
7. Сороков д. г. Что такое сензитивные периоды в развитии детей // Монтессори М. Помогите мне это сделать самому. М. : Карапуз, 2005. С. 203-227.
8. Хоружий С. С. О ценности личного общения в мире гуманитарной коммуникации // Культура и искусство. 2012. № 3 (9). С. 46-49.
9. Bostrom N. The Vulnerable World Hypothesis // Global Policy. 2019. Vol. 10. Issue 4. P. 455476.
10. Lillard A. S. Montessori: The Science Behind the Genius. Oxford: Oxford University Press, 201 7. 496 p.