Особенности привязанности, копинга и жизнестойкости матерей младших школьников с РАС: академический и психотехнический подходы к интерпретации и поддержке
Сороков Дмитрий Георгиевич, Куликова Ирина Сергеевна (Москва) Московский государственный психолого-педагогический университет
Аннотация. В статье описаны особенности привязанности, копинг-стратегий и жизнестойкости матерей детей младших школьников с РАС в сравнении с группой матерей детей без ОВЗ. Результаты интерпретированы с позиции академического подхода (концепций привязанности, совладающего поведения и жизнестойкости), а также с позиции психотехнического подхода Ф.Е. Василюка. Представлены принципы «ресурсной поддержки» родителей детей с РАС, в т.ч. с помощью программы «Педагогическая психотехника».
Ключевые слова: матери детей с РАС, привязанность, копинг-стратегии, жизнестойкость, психотехнический подход Ф.Е. Василюка, «педагогическая психотехника».
Attachment, coping and hardiness of mothers of primary school children with ASD: academic and psychotechnical approaches to interpretation and support
Dmitry G. Sorokov, Irina S. Kulikova (Moscow) MSUPE, Counseling and Clinical Psychology Department
Abstract. The aim of the study was to identify the characteristics of attachment, coping strategies and the structure of hardiness in mothers of children of primary school age with ASD in comparison to a group of mothers of children without disabilities. The results obtained are interpreted along the lines of the academic approach (modern concepts of attachment, coping behavior and hardiness), as well as the psychotechnical approach (after F.E. Vasilyuk). The authors present possible ways of "resource support" of parents of children with ASD through an original program called "Pedagogical psychotechnics".
Keywords: mothers of children of primary school age with ASD, attachment, coping strategies, hardiness, psychotechnical approach (after F.E. Vasilyuk), "pedagogical psychotechnics".
Замысел статьи - сравнить возможности академического и психотехнического (по Ф.Е. Василюку [3]) подходов к интерпретации конкретных результатов оригинального эмпирического исследования и выдвижению путей «ресурсной» психологической поддержки.
Эмпирическое исследование
Цель: выявить особенности привязанности, копинг-стратегий, общей жизнестойкости и ее компонентов у матерей детей младшего школьного возраста с РАС. Выборка: 70 женщин (жительниц Москвы и еще 14 регионов РФ) в возрасте от 30 до 45 лет: 41 мать младших школьников без ОВЗ и 29, имеющих ребенка с РАС (по МКБ-10: расстройства спектра F84.0-F84.5); в том числе 14 матерей из Москвы (РАС-Москва) и 15 - из регионов (РАС-регион). Особенность подвыборки РАС-Москва: обучение детей в ресурсных классах, поступление в которые стоило активных усилий матерей. Выбор возраста детей обусловлен актуализацией проблемы их включения во внешние социальные структуры. Методики: авторские варианты структурированного интервью [16], клинической беседы [15]; «Опросник привязанности к близким людям» [8]; «Опросник способов совладания» [6]; «Тест жизнестойкости» [7].
Результаты и их обсуждение в контексте академического подхода
1. Особенности привязанности матерей детей с РАС: у матерей детей с РАС (N=29) по сравнению с «нормотипичной» выборкой (N=41) значимо выше избегание привязанности (p=0,001; p<0,001). Здесь вероятно проявление особенностей функционирования системы привязанности взрослого человека (вторичных стратегий деактивации [24]): опыт воспитания ребенка с РАС может способствовать развитию стремления к когнитивному, эмоциональному и физическому дистанцированию, подавлению потребности в близости, что порождает ощущение «псевдобезопасности» с позитивным убеждением в собственной способности справляться со стрессом. Подобная «выученная» самоподдержка препятствует критичной адекватной оценке отдельных аспектов собственной личности и особенностей коммуникации;
приводит к компенсаторно завышенной самооценке, порождая неадаптивные формы совладающего поведения, не позволяющие восстанавливать эмоциональное равновесие, что в перспективе может привести к возникновению психосоматических расстройств [25].
2. Особенности копинг-стратегий: зафиксировано значимое преобладание и сверхинтенсивность неадаптивного эмоционального конфронтативного копинга у матерей РАС-регион по сравнению с РАС-Москва ф=0,033; p<0,05). У женщин РАС-регион выявлены прямые корреляционные связи между беспокойством в привязанности и неадаптивными копингами: эмоциональным («принятие ответственности - самообвинение» г=0,552; p<0,05) и поведенческим («бегство - избегание» г=0,689; p<0,01). У подвыборки РАС-Москва иные корреляции: между избеганием привязанности и сверхинтенсивными адаптивными когнитивными копингами («самоконтроль» г=0,668; p<0,01; «планирование» г=0,789; p<0,01).
Т.е. внутри РАС-выборки (при общей склонности таких матерей к избеганию привязанности) выделены «полярные» модели проявления стратегии деактивации, названные нами «прямой» и «компенсаторной». В РАС-регион - «прямая»: эмоционально и поведенчески неадаптивная (что усиливается с ростом беспокойства в привязанности); скорее временно-защитная, нежели совладающая; очевидно непродуктивная для поддержки развития ребенка с особенностями [13]. В РАС-Москва - «компенсаторная» модель с неочевидной контрпродуктивностью и тенденцией дистанцироваться от зависимых отношений посредством поддержания завышенной самооценки через дефензивное компенсаторное самосовершенствование (усиливающееся с ростом избегания): с выученной самоподдержкой, чрезмерной рационализацией, активной мобилизацией ресурсов, произвольными проблемно-фокусированными усилиями по контролю над ситуацией и ее изменению. Также с дефицитом эмоциональности, интуитивности, спонтанности в «видении» ребенка и в отношениях с ним.
3. Особенности жизнестойкости матерей детей с РАС: жизнестойкость - ключевая личностная переменная, опосредующая влияние хронических стрессогенных факторов на физическое здоровье, успешность деятельности [22], а также на психическое здоровье [20].
3.1. У матерей детей с РАС (N=29) в сравнении с показателями матерей детей без ОВЗ (N=41) значимо ниже общая жизнестойкость ф=0,037; p<0,05) и выраженность компонента вовлеченности ф=0,036; p<0,05); схожие тенденции зафиксированы по компонентам контроля ф=0,092; p<0,1) и принятия риска ф=0,073; p<0,1). Т.е. матери детей с РАС острее переживают отчужденность, угрозы изменений со стороны изменчивого мира, беспомощность и дисконтроль в ситуации неопределенности, стремясь к комфорту и безопасности.
3.2. При сравнении подвыборок матерей детей с РАС и «нормотипичных» с учетом региона проживания видна существенная разница: в регионах различия отсутствуют, а в РАС-Москва значимо ниже развиты общая жизнестойкость ф=0,018; p<0,05) и компонент принятия риска ф=0,016; p<0,05). С учетом специфики матерей РАС-Москва (с их «выученной» самоподдержкой, активными проблемно-фокусированными усилиями по изменению ситуации), речь может идти об ограниченности их возможностей по безусловному принятию опыта общения с собственным аутичным ребенком как части жизненного опыта.
3.3 Внутри РАС-выборки выделен ряд факторов, влияющих на жизнестойкость.
3.3.1. Трудовая занятость: при наличии полной трудовой занятости, в сравнении с женщинами-домохозяйками и находящимися на неполной занятости, у матерей детей с РАС значимо выше общая жизнестойкость ф=0,014; p<0,05) и все ее компоненты: вовлеченность ф=0,031; p<0,05), контроль ф=0,012; p<0,05), принятие риска ф=0,073; p<0,1 - тенденция). Таким образом, стабильная занятость матери вне дома - важный защитный фактор среды, что подтверждают и актуальные зарубежные исследования о факторах жизнестойкости [1], и наши исторические и современные данные относительно родителей детей с иными ОВЗ [17, 18].
3.3.2. Сопутствующие хронические заболевания у детей с РАС. У матерей таких детей по сравнению с матерями детей с РАС без хронических заболеваний, значимо преобладают показатели компонента принятия риска ф=0,022; p<0,05), выходя на сверхнормативные показатели. Т.о., сопутствующие заболевания детей с РАС могут становиться «триггером» склонности их матерей действовать в отсутствии гарантий успеха, на свой страх и риск [10].
3.3.3. «Фактор детности». В сравнении с матерями, воспитывающими своего единственного ребенка с РАС, у матерей, воспитывающих двоих детей (один из которых с РАС), ниже показатели общей жизнестойкости (p=0,008; p<0,01) и всех ее компонентов: вовлеченности (p=0,031; p<0,05), принятия риска (p=0,008; p<0,01), контроля (p=0,06; p<0,1 -тенденция). При этом влияние очередности рождения детей с РАС не выявлено.
В связи с полученными результатами выглядят очевидными стандартно-типовые рекомендации по психологической поддержке матерей детей с РАС в рамках «академического» подхода (которые на практике обычно, увы, реализуются механистично и эклектично): в связи с избеганием принятия могут быть предложены просветительские программы (психотерапия - роскошь); а в связи с особенностями копинга и жизнестойкости -соответствующие тренинги: в лучшем случае, адаптированный вариант HELP С. Мадди [23].
Обсуждение результатов и принципа поддержки в психотехническом контексте
Существуют когнитивные конструкты, осмысляющие жизнь человека как единое целое; их немного, но везде схожа идея решения проблемы: идти не от наличных конкретных практик к их всегда механической сумме, а от единой идеи о человеке-в-целом - к комплексу необходимых для ее реализации практик [14]. Не от частей - к сумме, а от целого - к частям!
Такова теоретико-методологическая основа реформаторской образовательной системы Марии Монтессори: ее классические обучающие и «неклассические» инклюзивные практики по-прежнему эффективны [11], а научно-практический потенциал гуманитарно-антропного учения о ребенке [17, 21], возрастной периодизации [12] и сензитивных периодах его развития [19] сверхактуален [9, 21], но по-прежнему недооценен; прежде всего, в нашей стране [17, 21].
Таково же и научное наследие Ф.Е. Василюка, развившего психотехнический подход в психологической и психотерапевтической теории и практике [3]. В частности, психологическая типология жизненных миров и типология критических ситуаций, описанные в классической «Психологии переживания» [4] и более поздних его работах [2, 5 и др.].
Взглянув с этой позиции на выявленные в ходе нашего эмпирического исследования значимые отличия диагностических показателей матерей младших школьников с РАС - в привязанности к ребенку (повышенное избегание), копинге (либо более активное использование неадаптивных эмоциональных и поведенческих, либо адаптивного когнитивного, но зато сверхинтенсивное) на фоне достаточно критичного снижения общей жизнестойкости и всех ее компонентов - можно отметить, что этот симптомокомплекс в целом напоминает описанный Ф.Е. Василюком феномен «мерцающего кризиса» [2]. С хроническим, систематическим «соскальзыванием» в более «слабый» жизненный мир (причем преимущественно во «внутренне простой», с «односоставной» организацией) без содержательной переработки событий, с полной потерей ощущения их цельности в контексте собственной жизни и общения с ребенком. А пониженная жизнестойкость наших респонденток позволяет предположить, что эти «сдвиги» реализуют отнюдь не механизм переживания ими критической ситуации, а механизм ее перманентного возникновения.
Используя концепции жизненных миров и критических ситуаций Ф.Е. Василюка в качестве общей идеи тренинговой программы «Педагогическая психотехника», мы, как в свое время и задумывали совместно с ним, разворачиваем эти типологические конструкции в онтогенетическую линию жизненного пути личности, создавая условия для нового переживания и исследования участниками полного цикла собственного личного и родительского опыта; для образования, трансформации и трансляции новых смыслов. А также для распознавания и осмысления переживаний их «особенного» ребенка с целью установления диалогического общения с ним в любых ситуациях.
Таким образом, базирующиеся на психотехническом подходе принципы (с гуманитарно-антропным «поворотом» к человеку-в-целом, с восстановлением видения телесно-душевно-духовного единства собственной и детской жизни, с возвращением целостности и диалогичности детско-взрослой общности) представляются нам основой для проектирования современных, подлинно ресурсных, повышающих жизнестойкость
психолого-педагогических концепций, адресных программ и практик поддержки семей детей с РАС, а также и всех участников образовательного процесса.
Литература
1. Арчакова Т. О. Жизнестойкость против факторов риска // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. Т. 1. № 2009-1. URL: https://psyjoumals.ru/pj/2009_1/22860.shtml (дата обращения: 29.08.2020)
2. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журн. 1995. Т. 16. №3. С. 90-101.
3. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. 240 с.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
5. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психол. журн. 1995. Т. 16. №5. С. 104-114.
6. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2007.
7. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
8. Сабельникова Н.В., Каширский Д.В. Опросник привязанности к близким людям // Психол. журн. 2015. Т. 36. № 4. С. 84-97.
9. Сороков Д.Г. Актуальные проблемы адаптации Монтессори-педагогики в России // Альманах Межрегиональной альтернативной Монтессори-ассоциации. 1994. №1. С. 45-54.
10. Сороков Д. Г. Введение в психологию и педагогику детства. М.: МГАЛП, 1996.
11. Сороков Д.Г. Возможности и риски неклассической педагогики Монтессори в образовании и социализации детей с ОВЗ (из опыта работы): реабилитация и интеграция vs «подлинная» инклюзия // Семья и дети в современном мире. Т. VI. СПб.: РГПУ, 2020. С. 1217-1229.
12. Сороков Д. Г. Вслед за Юлией Фаусек // Богуславский М. В., Сороков Д. Г. Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. М.: ММЦ, 1994. С. 106-133.
13. Сороков Д. Г. Основы психологии развития. М.: МГАЛП, 1996.
14. Сороков Д.Г. О холистическом образовании // Педагогика Марии Монтессори : курс лекций. Ч. 2. М.: Московский Монтессори-Центр, 1993. С. 62-71.
15. Сороков Д. Г. Практикум по методам психологического исследования. М.: МГАЛП, 1996.
16. Сороков Д. Г. Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии. М.: Форум, 2010.
17. Сороков Д. Г. Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек. М.: Форум, 2010.
18. Сороков Д. Г. Современная московская молодая семья (по результатам апробации системы социо-психологического мониторинга). М.: Пробел-2000, 2012.
19. Сороков Д. Г. Что такое сензитивные периоды в развитии детей // Монтессори М. Помогите мне это сделать самому. М.: Карапуз, 2005. С. 203-227.
20. Berant E., Mikulincer M., Florian V. Attachment Style and Mental Health // Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. 27. Р. 956-968.
21. Lillard A.S. Montessori: The Science Behind the Genius. Oxford : Oxford University Press, 2017.
22. Maddi S.R. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness // Encyclopedia of Mental Health. San Diego: Academic Press, 1998. P. 323-335.
23. Maddi S.R. The Hardiness Enhancing Lifestyle Program (HELP) for Improving Physical, Mental and Social Wellness. Oakland: University of California, 1994.
24. Mikulincer M., Shaver Ph.R. Attachment in adulthood: Structure, dynamics, and change. NYLondon: Guilford Press, 2007.
25. Mikulincer M., Shaver Ph.R. The Attachment Behavioral System in Adulthood: Activation, Psychodynamics, and Interpersonal Processes. Advances in Experimental Social Psychology. 2003. 35. Р. 53-152.