Научная статья на тему 'Антропологические проблемы информационной безопасности'

Антропологические проблемы информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
249
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хорунжий А. Г.

Проведен анализ влияния стремительного развития информационных технологий, формирования инфокомму-никаций на жизнедеятельность человека в современном «информационном обществе», где информация становится самоценным продуктом. Показано проникновение информационных и, в частности, сетевых технологий в самые разные сферы жизни от трудовой деятельности до досуга и политики. Продемонстрированы основные негативные тенденции такого проникновения. Особое внимание уделено проблемам его негативного воздействия на человеческую психику и компьютерных преступлений. Отмечена важность взвешенного эргономического подхода к проектированию современных пользовательских интерфейсов, в первую очередь для программных продуктов, связанных с защитой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропологические проблемы информационной безопасности»

А. Г. Хорунжий

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Современные информационные и телекоммуникационные технологии создают объективные предпосылки для появления новых потребностей, формирования нового образа жизни. Происходит становление «информационного общества», в котором одной из главных ценностей является информация. Впервые сформулированное в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Ю. Хаяши понятие «информационное общество» сегодня подразумевает не только высокий уровень компьютеризации производственной и социальной сферы, надежный доступ к достоверным источникам информации, высокий уровень автоматизации производства и избавление человека от рутинной работы, но, прежде всего, производство информации как продукта, полнота, достоверность и своевременность которого обеспечивают надежный доступ и к веществу, и к энергии. Это «...общество, где большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний»1. Разумеется, это утверждение может быть оспорено, поскольку точный подсчет весьма затруднителен, однако работа практически всех офисных служащих, государственных структур и даже рабочих высокотехнологичных производств (а их доля в экономике стремительно растет) так или иначе связана с обработкой информации. Можно считать, что важнейшим признаком информационного общества является заметное превышение производства информационного продукта над материальным (в денежном эквиваленте). В США, например, «до 80 % занятого населения трудится в сфере, связанной с переработкой информации»2.

Технологической базой информационного общества стала информационная революция 1970-х гг., связанная с изобретением микропроцессорной технологии и персонального компьютера, которую Э. и Х. Тоффлеры ставят в один ряд с неолитической и индустриальной революцией3. На заре эпохи персональных компьютеров западные исследователи предсказывали следующие основные последствия начавшейся информационной революции, которые порождаются Третьей, «комбинаторной», волной в экономике (Д. Белл 4):

• во-первых, преобразование и слияние различных систем коммуникации — телефонных, компьютерных, телевизионных — в одну модель (компьюникация);

• во-вторых, замена бумаги «электронными» носителями информации: электронная почта (Internet), электронные банковские услуги вместо чеков, электронная трансляция копий документов, а также газетной и журнальной информации (fax);

• в-третьих, рост телевизионного вещания посредством телевидения, предлагающего множество каналов дополнительных услуг (teletext), возможность осуществления обратной связи с потребителем посредством домашних терминалов, возможность частичной замены транспортных услуг телекоммуникационными системами;

• в-четвертых, принципиальное изменение способов и систем хранения информации и средств ее получения, возможность прямого доступа к информационным банкам данных;

© А. Г. Хорунжий, 2008

• в-пятых, принципиальные сдвиги в сторону новых технологий в системе образования, главным образом за счет компьютерного обучения (лекции и конференции в Internet), применение спутниковой связи для жителей удаленных районов, применение видеокассет и видеодисков.

Интересно, что прогноз не сбывается лишь в отношении «безбумажной эры». Напротив, происходит невиданный в истории бум бумажной промышленности. Для производителей бумаги настал золотой век, причем наиболее перспективной сферой деятельности здесь является производство офисной бумаги. Легкость и доступность печати на современных принтерах стимулируют желание пользователей иметь бумажные копии любых «электронных» документов — от содержания Internet-сайтов до электронной переписки. Определенный вклад вносят и копировальные аппараты. И хотя в дальнейшем бумага, разумеется, будет вытесняться из офисов, это едва ли произойдет в ближайшем десятилетии.

На современном этапе перехода от индустриального к информационному обществу с нарастающей интенсивностью накапливаемые знания, которые нужно фиксировать, хранить, транслировать, распределять, принимать и перерабатывать, превращаются в информационный ресурс. Информационные технологии становятся необходимым средством такой трансформации знания, определяя «совокупность методов, систем и средств, используемых для хранения, обработки, принятия и передачи информации в различных ее формах»5. Развитие таких технологий в сочетании с динамикой производства и общественной жизни уже привело к возникновению информационной среды (информационных сред), которая, поглощая проектировщиков, производителей, заказчиков и потребителей разнообразных товаров и услуг, играет все более активную роль в политике и экономике.

Развитие современных информационных технологий в значительной мере сокращает (если не упраздняет) различные социальные и политические институты, предназначенные для обработки данных. Упрощение доступа к информации способствует облегчению ее централизации, разумеется — в идеале. На самом деле зачастую происходит обратное — увеличение числа чиновников и обслуживающего персонала, «подкармливающегося» от современных технологий. Однако это «плата за проезд», временное явление, обреченное на исчезновение, так же как в 1990-е гг. в вузах исчезла должность «начальник ЭВМ».

Сетевые коммуникации определяют качественное изменение самого способа человеческого общения. Изменяется образ жизни миллионов людей. Сегодня к глобальной сети Internet подключены более 450 млн пользователей. Меняются формы экономической деятельности. Электронная связь порождает принципиально новые формы профессионального и личного общения. Современные «инфокоммуникации» (объединение телекоммуникационных и информационных услуг, определение Международного союза электросвязи) способствуют появлению и удовлетворению новых потребностей, производству новых продуктов и услуг и даже становлению новых отраслей экономики. Наиболее яркий пример такого рода — глобальная сеть Internet, функционирующая на основе коммутации пакетов. Современные сетевые службы (в первую очередь World Wide Web) позволяют пересылать по сети не только разнообразную текстовую информацию, но также изображения, анимацию, звук, голос и видеозаписи. Сеть обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам, библиотекам и банкам данных, дает возможность осуществлять торговые и банковские операции, способствует развитию дистанционного образования. Причем, взрывоподобное развитие этой сети и соответствующих технологий быстро выводит ее на ведущее место среди средств массовой информации и телекоммуникационных систем.

«Интернет становится, пожалуй, самым динамичным и быстро развивающимся технологическим, а теперь и экономическим, культурным, и наконец, политическим феноменом современности. Это развитие можно измерить различными показателями: скоростью обмена данными, количеством пользователей, миллиардами долларов финансовых транзакций и т. д.»6 Первоначально построенная в США, сеть стремительно распространяется по всему миру: сегодня уже более 42 % пользователей 1П:ете; — неанглоязычные, при этом в России число пользователей по весьма приблизительным оценкам превышает 3 млн человек (в связи с принципиальной «открытостью» Сети точная оценка затруднена).

Можно назвать, по крайней мере, четыре основные функции, выполняемые сегодня всемирной сетью Шете;

• Удовлетворение разнообразных запросов пользователей в области досуга. Мы сознательно ставим «досуговую» функцию Сети на первое место, поскольку подавляющее большинство пользователей извлекает из Сети, в основном, развлекательную информацию. Более того, по оценкам специалистов, в условиях коммерциализации масс-медиа вполне реальной становится перспектива поглощения 1Ш:ете1 транснациональной индустрией развлечений.

• Выполнение профессиональных обязанностей: поиск информации, работа с банками данных, «телеработа» и т. п.

• С предыдущей функцией тесно связано удовлетворение культурных и образовательных запросов населения: работа с современными электронными библиотеками, знакомство с шедеврами мирового искусства и архитектуры, «дистанционное образование» и т. д.

• Реализация социальной и политической активности граждан, удовлетворение потребности в общении.

С. Т. Туронок предрекает значительную роль Сети в общинном строительстве благодаря не только виртуальному «исчезновению» разделяющих людей физических расстояний, но и возможности (за счет анонимного характера общения) преодоления расовых, возрастных и половых преград, снятию (посредством асинхронности общения) проблемы временных поясов. «На этих базовых тезисах строится развернутая схема дополнительных возможностей: способствование взаимопониманию, толерантности и готовности принять чужие взгляды и различия; выработка общих ценностей и др.»7

Политическая функция 1Ш;ете1 определяется возможностью постоянной связи в режиме реального времени между властью и гражданами, она снижает зависимость населения от различных государственных чиновников, экспертов, политических организаций и т. п. в вопросах получения и обмена информацией и, в конечном итоге — в вопросах «мобилизации политического участия». Мобилизация добровольцев и фондрайзинг (сбор средств) на предвыборные кампании уже широко используются в США8. «В наиболее экстремальной форме рисуется картина самоуправления посредством электронного опроса общественного мнения, без всякого участия профессиональных коммутаторов» (Т. Westen)9.

Создаются новые возможности для массовой демократии и самоуправления; формируется новая политическая культура с широкой реализацией принципов свободы слова через электронные СМИ; снимаются цензурные ограничения на доступ к информации; реальной становится перспектива общественного управления, основанного на «прозрачности» и демократичности принятия политических решений, всеобщем доступе к информации; повышается правовая грамотность населения. Но при этом социально-экономические

элиты получают дополнительные возможности для политических манипуляций и эффективного управления массами. Кроме того, развитие современных инфокоммуникаций, в целом, обозначило целый клубок социально-экономических проблем, которые либо не носили ранее столь острого характера, либо с ними общество еще не сталкивалось. Высокая степень автоматизации самых разных сторон жизни общества ставит его в зависимость от степени безопасности применяемых информационных технологий.

По мнению Л. Д. Реймана, формируется ряд негативных тенденций, порожденных информационной революцией:

• несанкционированное вмешательство посредством информационных технологий в дела граждан и организаций («хакерство»);

• зомбирующее влияние на общество средств массовой информации, в первую очередь рекламы;

• сложность адаптации к среде информационного общества;

• опасность разрыва между специалистами в области информационных технологий — «информационной элитой» — и простыми потребителями.

Первые две из перечисленных тенденций связаны с проблемой т. н. «информационной безопасности», имеющей, таким образом, собственно технический и социально-политический аспекты. У этой проблемы есть еще один аспект, связанный с широкомасштабным «интеллектуальным загрязнением» социокультурной среды. Щете;, принципиально не подлежащий цензуре, является «зеркалом» современного общества, со всей его грязью и пороками10.

С формированием системы инфокоммуникаций, превращением информации в самоценный информационный ресурс одной из важнейших становится задача защиты циркулирующей в инфокоммуникациях информации — защита от ее искажения и уничтожения, а также от несанкционированного получения и использования. В США каждые 20 секунд совершается преступление с использованием программных средств, при этом ущерб от хищения и повреждения компьютерных данных оценивается приблизительно в 100 млн долларов в год11. Большая часть компьютерных преступлений (по данным ФБР, — более 80 %) связана со «взломом» атакуемой компьютерной системы через Щете;12. Сеть не принадлежит какому-либо «физическому лицу», частной компании или какому-либо государству (ведомству). В большей части фрагментов сети не применяются централизованное регулирование, контроль информации и т. п. Поэтому при наличии достаточной квалификации преступники пользуются практически неограниченной возможностью доступа к любой информации Разумеется, если ее владелец своевременно не позаботился о защите. Хотя и это не дает полной гарантии от «взлома» квалифицированными хакерами. 1П:ете; объективно становится, сколь это ни печально, средой преступной деятельности.

Что же касается разрыва между «информационщиками» и обыкновенным потребителем — он уже состоялся. По нашему мнению, именно здесь опасности нет. Произошло естественное разделение труда. Сегодня даже «продвинутый» пользователь, разговаривающий на профессиональном «информационном» жаргоне, имея достаточный ресурс, скорее доверит ремонт своего компьютера или «тонкую» настройку параметров системы профессиональному специалисту (к примеру, soft-мастеру), нежели станет этим заниматься самостоятельно. Ибо в противном случае результат не гарантирован, а временные затраты достаточно велики. Это нормально, поскольку развитие современных технологий естественно приводит к специализации. Поэтому едва ли можно согласиться с последним опасением Л. Д. Реймана.

По данным Б. Ю. Анина13, наибольший интерес сеть Internet представляет как орудие совершения преступлений в финансово-экономической сфере. Наиболее «примитивная» разновидность таких преступлений — нарушение авторских прав, связанное с незаконным копированием и продажей программ, размещенных на серверах соответствующих компаний. Это порождает порою трудноразрешимые с этической точки зрения ситуации. Так, использование только законно приобретенных лицензионных программных продуктов при повсеместном жестком пресечении распространения и использования «пиратских» копий привело бы в современной России к одновременному коллапсу целых отраслей экономики, и в первую очередь — образовательной сферы. Можно ли использовать незаконно приобретенные программные средства (и тем самым поддерживать нелегальный бизнес!) во имя общественного прогресса — парадоксальная правовая и морально-этическая проблема нашего общества.

Другую группу «сетевых» преступлений составляет нелегальное получение товаров и услуг, в том числе и услуг телефонных компаний. Самый востребованный «предмет» компьютерных преступлений — конфиденциальная информация, которая становится все более ценным товаром. В первую очередь это касается банковской сферы — данных о вкладах и вкладчиках, финансовом положении банка и его клиентах, кредитной и инвестиционной политике и т. п. Помимо несанкционированного использования, такая информация может быть уничтожена или непоправимо модифицирована. Даже сама угроза уничтожения такой информации является эффективным средством шантажа или вымогательства.

Наконец, еще одна разновидность компьютерных преступлений связана с возникновением электронных банковских расчетов и появлением «электронной наличности». Различные способы ее хищения обычно основываются на модификации информации, отображающей эту «наличность».

Наибольшую опасность (это уже, как правило, политически ангажированные преступления) представляет «информационный терроризм» с использованием инфокоммуникаций, бороться с которым чрезвычайно сложно, а ликвидировать последствия чрезвычайно дорого14. Скоординированная атака террористов такого рода способна парализовать работу сети Internet целого государства: разрушить электронные коммуникации, сетевую торговлю, дезорганизовать тысячи предприятий. При этом миллионы домов могут остаться без воды и электроэнергии, нарушится диспетчерская связь авиалиний, будут недоступны телефоны экстренной помощи, остановятся финансовые операции и т. д.

Второй, социально-политический, аспект проблемы информационной безопасности связан с возможностью посредством современных телекоммуникационных систем осуществлять в глобальных масштабах информационно-психологическое воздействие на людей. Так, «американизация» телевидения в Европе уже приводит к «американизации» образа жизни европейцев — стремлению тратить деньги и готовности жить в долг. Следом — Россия. Достаточно пролистать рекламные объявления — обязательно попадутся предложения «выгодного» кредитования.

«Конечным ориентиром фильтрации и направленности информационного потока, — отмечает М. А. Вус, — является создание заданного стереотипа общественного сознания и управление им государственными, политическими, военными, идеологическими и иными структурами... В итоге возникает этап некоего «информационного колониализма», в котором власть основана и осуществляется через средства коммуникации, путем управления «информационными потоками». В своем предельном выражении эта политика проявляется в форме «информационных войн», когда посредством включения в структуру

жизненных ценностей населения колонизируемого государства несвойственных идеалов и устремлений происходит идеологический «захват» государства, создается социальнополитический строй колониальной демократии при сохранении видимости суверенитета и внешних атрибутов западной демократии как средства манипулирования массами15.

Несмотря на начавшуюся отраслевую демассификацию и некоторую культурную стратификацию общества, СМИ продолжают воспитывать современного «массового» человека, формировать его вкусы и предпочтения. В качестве одного из последствий такого воспитания можно назвать психологическое разобщение людей, замену непосредственных контактов компьютерами и телевидением, что противоречит изначально со-бытийной сущности человека. Последствия могут быть особенно опасными на этапе становления человеческой личности, для еще не окрепшей психики ребенка. «Каждый человек, когда он рождается, сталкивается с уже сложившейся и непрерывно осуществляющейся вокруг него и рядом с ним деятельностью. Можно сказать, что универсум социальной человеческой деятельности сначала противостоит каждому ребенку: чтобы стать действительным человеком ребенок должен «прикрепиться» к системе человеческой деятельности» (Г. П. Щедровицкий)16.

Многие исследователи полагают, что в процессе формирования личности молодого человека значительный вред наносят разнообразные (в первую очередь агрессивные) компьютерные игры. Взросление поколения, выросшего на таких развлечениях, способно многократно усилить волну преступности уже через несколько лет. Видеоигры заметно снижают активность предлобных долей мозга, ответственных за эмоции и творческие способности человека. Многие любители компьютерных игр отличаются неадекватных поведением: легко выходят из себя, с трудом могут сосредоточиться и испытывают затруднения в общении с другими людьми. Дистанцируясь от реальности, которая играет второстепенную роль, отходит на второй план, даже вполне зрелые люди могут поступать вопреки собственным интересам. Возможны изменения не только характерологических особенностей и интеллекта человека, но и ухудшение его психофизиологического состояния. Наиболее яркие и печальные следствия такой деградации — «виртуализм», т. е. уход от окружающих проблем в мир виртуальной реальности, генерируемой современным компьютерным обеспечением, и «авитализм», т. е. разрушение психологических барьеров, препятствующих немотивированному нанесению вреда себе или окружающим17. К сожалению, автор, преподаватель вуза, лично наблюдал негативное влияние игр, провоцирующих пользователя в течение многих часов не отходить от компьютера, — и не только на студентов, но и коллег по работе. В одном случае (студент) увлечение игрой привело к шизофрении (аутизму), в другом (преподаватель) — к инсульту. Разумеется, это может быть субъективной точкой зрения, ибо личной статистики (к счастью) недостаточно, но факты заставляют задуматься...

Если социально-политические аспекты информационной безопасности находятся, в основном, вне сферы эргономического проектирования (отчасти они все же связаны с современными требованиями к разработкам информационного дизайна, одной из дисциплин эргономического комплекса), то необходимость применения взвешенного эргономического подхода при рассмотрении собственно технических аспектов информационной безопасности, на наш взгляд, совершенно очевидна. Грамотное эргономическое решение пользовательских интерфейсов современных программных продуктов, предназначенных для защиты и контроля информации в инфокоммуникационных системах, во многом определяет эффективность их применения. Разумеется, это не панацея. Это актуально

лишь для неквалифицированных пользователей сети. Однако, даже не учитывая банальных, подключенных к сети обывателей (а их большинство), можно считать, что именно неопытные пользователи (клерки, секретари и т. п.), а вовсе не программисты и не «продвинутые» пользователи составляют и будут составлять абсолютное большинство лиц, обменивающихся информацией через Шете; Эргономичность, или, как теперь модно выражаться, «юзабилити», программ защиты информации во многом определяет эффективность их работы.

Автор всего лишь обозначил проблемы, которые, к сожалению, нарастают лавинообразно. Предложить радикальный единый рецепт их решения невозможно, но, будем надеяться, они не станут неразрешимыми. Эффективность их решения зависит от взаимодействия самых разных специалистов — от инженеров до философов.

1 Рейман Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 3-9.

2 Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Под ред. М. А. Вуса. СПб., 1999. С. 9.

3 Цит. По: Туронок С. Г. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 51-63.

4 Новая технократическая волна на Западе. М..

5 Воронов Н. В., Пименов В. И. Информационный дизайн — новое направление подготовки специалистов // Дизайн в России: проблемы теории и практики. Первая Всероссийская науч.-практ. конф. 9-10 декабря 1998 г.: Тезисы докл. и выступл. / Отв. ред. Ю. В. Манько. СПб., 1998. С. 44.

6Рейман Л. Д. Указ. соч. С. 3-9.

7 Туронок С. Г. Указ. соч. С. 51-63.

8Рейман Л. Д. Указ. соч. С. 3-9.

9 Westen T. A Digital Election Scenario // Election in Ciberspace: Towards a New Ere in American Politic. Washington, 1996.

10Хорунжий А. Г. Структурные изменения деятельности в процессе становления постиндустриального общества // Проблемы информационной цивилизации: Международный ежегодник. СПб., 2007. Вып. 3. Материалы круглого стола «Информационная цивилизация: потенциал развития» / Под ред. проф. Б. И. Иванова. С 167-174.

11 Информационное общество...

12Анин Б. Ю. Защита компьютерной информации. СПб., 2000.

13 Там же.

14 Информационное общество..

15 Там же.

16 Цит. по: СлободчиковВ. И. Деятельность как антропологическая категория // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 48-57.

17 Информационное общество...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.