Научная статья на тему 'Антропологические основания аскетической практики в дневнике св. прав. Иоанна Кронштадтского'

Антропологические основания аскетической практики в дневнике св. прав. Иоанна Кронштадтского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иоанн Кронштадтский / духовный опыт / аскетика / антропология / John of Kronstadt / spiritual experience / asceticism / anthropology

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рязанова Татьяна Александровна

Актуальность темы определяется значимостью антропологической проблематики в современном православном богословии. В качестве источников богословской антропологии, наряду с библейской экзегетикой и догматикой, выступает святоотеческий опыт пастырства и аскетики. Православная аскетика всегда опиралась на антропологический фундамент, предполагающий осмысление человека в целостности и единстве его духовно-телесной природы. В статье в этом контексте рассматривается сопряжение в дневнике святого праведного Иоанна Кронштадтского его личного аскетического и пастырского опыта с суждениями по различным антропологическим вопросам. Цель статьи — выявление особенностей рецепции Иоанном Кронштадтским православной аскетической антропологии как основы для практики самопознания и духовно-нравственного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antropologicheskie osnovaniia asketicheskoi praktiki v dnevnike sv. prav. Ioanna Kronshtadtskogo [Anthropological Foundations of Ascetic Practice in the Diary of St. John of Kronstadt]

The relevance of the topic is determined by the fact that anthropological problems occupy a prominent place in modern Orthodox theology. The sources of theological anthropology, along with biblical exegesis and dogmatics, are the patristic experience of shepherding and asceticism. Orthodox asceticism has always relied on an anthropological foundation, which presupposes an understanding of man in the integrity and unity of his spiritual-body nature. The article in this context examines the conjugation in the diary of St. John of Kronstadt, his personal ascetic and pastoral experience with judgments on various anthropological issues. The purpose of the article is to identify the peculiarities of John of Kronstadt’s reception of Orthodox ascetic anthropology as a basis for the practice of self-knowledge and spiritual and moral improvement.

Текст научной работы на тему «Антропологические основания аскетической практики в дневнике св. прав. Иоанна Кронштадтского»

DOI: 10.24412/2686-9497-2021-13-14-18-26

Т. А. Рязанова

Антропологические основания аскетической практики в дневнике св. прав. Иоанна Кронштадтского

Аннотация:

Актуальность темы определяется значимостью антропологической проблематики в современном православном богословии. В качестве источников богословской антропологии, наряду с библейской экзегетикой и догматикой, выступает святоотеческий опыт пастырства и аскетики. Православная аскетика всегда опиралась на антропологический фундамент, предполагающий осмысление человека в целостности и единстве его духовно-телесной природы. В статье в этом контексте рассматривается сопряжение в дневнике святого праведного Иоанна Кронштадтского его личного аскетического и пастырского опыта с суждениями по различным антропологическим вопросам. Цель статьи — выявление особенностей рецепции Иоанном Кронштадтским православной аскетической антропологии как основы для практики самопознания и духовно-нравственного совершенствования.

Ключевые слова: Иоанн Кронштадтский, духовный опыт, аскетика, антропология

Дневники и поучения святого праведного Иоанна Кронштадтского, воспоминания и повествования о нем постоянно переиздаются. Однако, по замечанию прот. П. Хондзинского, богословское наследие кронштадтского пастыря остается практически неизученным и количество серьезных научных исследований его богословских воззрений чрезвычайно мало [10, с. 98]. Между тем, научный анализ этого наследия позволил бы существенно обогатить представления о сфере применимости православной аскетики, которую нередко упрекают в адресованности исключительно монахам.

Дневник св. прав. Иоанна Кронштадтского — это первый опубликованный подробный дневник белого священника, свидетельство духовной жизни от первого лица. До этого авторами аскетических сочинений в основном были монашествующие, и эти сочинения, как правило, написаны в третьем лице. Л. Е. Зайцева отмечает, что св. прав. Иоанн, живя очень активной, деятельной жизнью в миру, ежедневно анализировал свое душевное состояние в подробностях, которые замечают лишь аскетически

настроенные, внимательные к своему внутреннему миру люди. «Дневник также отражает те особенности пастырского служения кронштадтского батюшки, которые не вошли ни в одну из версий его жизнеописания. Например, большинство свидетелей священнослужения о. Иоанна рассказывают, как вдохновенно служил батюшка в храме, как сам читал каноны на утрене, молился со слезами. Из дневника мы узнаем, каких внутренних трудов стоила о. Иоанну такая молитва, и его подвиг, его жизнь становятся еще ближе и дороже нам» [4, с. 106]. Дневник позволяет взглянуть на душевный мир и современные автору исторические события именно его глазами.

В современной интеллектуальной культуре (и в христианском богословии, и в философии) антропологическая проблематика занимает видное место. Православная богословская антропология представляет собой отдельную отрасль, которая рассматривает целостность и единство духовно-телесной природы человека на основе святоотеческого предания. В этой связи дневник св. прав. Иоанна Кронштадтского представляет значительный интерес, так как в нем затрагиваются различные антропологические темы, в частности он позволяет составить представление о воззрениях о. Иоанна о природном составе человека и его предназначении в мире.

Св. Иоанн Кронштадтский полагал ведение дневника необходимым занятием. Свою цель он формировал так: «Сколь можно глубже познать самого себя, то есть познать свою душу, свою природу, свои немощи и недостатки» [9, с. 80]. Дневник в жизни о. Иоанна стал незаменимым средством в деле самопознания. С другой стороны, фиксируемые рассуждения на догматические и нравственно-аскетические темы нередко становились основой для проповедей. То есть этот дневник служил одновременно и духовному возрастанию пастыря, и просвещению, и наставлению его паствы. От первоначального намерения вести записи своих размышлений о различных предметах веры, толкования на книги Священного Писания о. Иоанн переходит к взгляду на дневник как на средство самопознания. Дневниковые записи постепенно приобретают характер покаянного зеркала души, становясь, таким образом, с одной стороны, зафиксированным опытом жизни во Христе, а с другой — горьким опытом познания своих немощей, записывая которые о. Иоанн как бы предупреждает на будущее сам себя.

Святой Иоанн непрестанно следил за своим сердцем, стараясь замечать все нечистое и тотчас же отсекать это, не давая поселиться в душе: «Когда нечистое желание или чувство только зарождается, тогда гораздо легче вырвать его и победить в себе, чем после того, как оно глубоко укоренится» [1, с. 27].

Мы можем выделить ряд антропологических тем, которые затрагивает св. прав. Иоанн Кронштадтский в своем дневнике. Это устроение человека, влияние этого устроения на духовную жизнь, взаимосвязь в человеке духа, души и тела. Определенные антропологические основания имеют его суждения о таких вопросах, как хранение чувств, воспитание воли, очищение сердца, иерархия потребностей, терпение болезней, необходимость освящения через обряды и таинства не только души, но и тела.

При описании состава человека о. Иоанн придерживался дихотомического подхода. Важнейшей составляющей человеческого естества является душа. Св. Иоанн Кронштадтский писал: «Но душа наша есть дыхание Божие и к Богу должна стремиться, презирая все сладости плотские, все земное» [6, т. 6, с. 95]. Поскольку только душа бессмертна, человек не должен привязываться ко всему временному, материальному, к тому, что не является сродным с душой по природе. Отец Иоанн всегда призывал людей обращать особое внимание на свое душевное состояние, осознавать ценность свободы и благодарить Бога за дарования. Воспитание внутреннего человека играет огромную роль в становлении личности и в духовной жизни [2, с. 108].

Стоит отметить, что о. Иоанн отождествлял душу и сердце. В его дневниковых записях эти понятия употребляются как синонимы: «Сердце — то же, что душа; а дух к сродному себе началу должен стремиться, а никак не к тому, что ему вовсе не сродно» [6, т. 3, с. 517]. Сердце, по о. Иоанну, является как бы сердцевиной души, и хотя душа наполняет все тело, но центр ее находится в сердце, ибо сердце человека составляет основу его внутреннего существа, откуда берут свое начало все чувства в человеке, в том числе и разного рода греховные движения. Сердце может являться источником как глубоких духовно-нравственных идей и добра, так и греховных мыслей и поступков. Поэтому важнейшей задачей религиозно-аскетической жизни является непрерывное внимание к своему сердцу, очищение и направление его к добру, святости, истине.

Педагогические суждения о. Иоанна тоже основаны на его антропологических представлениях. В контексте проблемы воспитания св. прав. Иоанн упоминал о том, что гармоничным развитие человека может быть только при условии, что образование затрагивает все силы души — ум, сердце и волю.

Следуя традиции святых отцов, о. Иоанн считал, что тело является видимой оболочкой души. Священное Предание говорит о том, что, создавая человека, Господь сделал его бессмертным не только по душе, но и по телу. Но человек утратил дар бессмертия после грехопадения.

Тело стало смертным, но функция его не изменилась. Тело непосредственно связано с душой. «Тело — служебное орудие души...» [6, т. 3, с. 254]. Следовательно, и отношение к телу должно быть соответствующее. Отец Иоанн строил свою аскетику на представлении о воздействии физической стороны жизни на духовную [7, с. 36]. Основываясь на этом, он определял и аскетические принципы отношения к телу.

«Тело, как земля, ничтожно. Вся важность в душе» [6, т. 3, с. 536]. Очень часто о. Иоанн подчеркивает значимость души, выстраивая своего рода иерархию, в которой тело второстепенно по отношению к душе. «Так как мы состоим из плоти и духа, то для нас, при духовности нашей веры, нужны и видимые обряды, как тело веры» [6, т. 5, с. 11]. Двойное естество человека требует и двойного воплощения веры — не только в духовном пространстве, но и во внешнем, через видимые обряды, которые о. Иоанн называет телом веры. Исходя из представления о том, что как для тела необходимо питание материальное, так и для души необходимо питание духовное, о. Иоанн настаивал на воспитании души посредством благодати, подаваемой человеку в таинствах.

Иоанн Кронштадтский полагал, что забота о теле необходима, но требуется соблюдение меры. Большое значение святой придавал посту, как одному из важнейших средств в борьбе со страстями. Свой личный опыт, подтверждающий духовную пользу соблюдения установленных Церковью постов, он отражал в дневнике: «Несомненна польза поста: легок и духом и телом, и спишь хорошо, и встаешь прездоро-во» [6, т. 3, с. 360]. «Пост благодетелен для души и тела» [6, т. 7, с. 299]. Церковный устав исключает употребление скоромной пищи в пост, но мера соблюдения этого ограничения устанавливается в индивидуальном порядке. Сам о. Иоанн был строгим постником, но иногда по состоянию своего здоровья употреблял скоромное, в чем приносил глубокое покаяние. Оно опиралось не только на верность традиции, но и на его опыт самонаблюдения: он ощущал на себе сильное влияние любой принятой им пищи и устанавливал взаимосвязь между тем, что он употребил, и своим душевным состоянием и поведением. Из этого вытекает его вывод о том, что скоромная пища в пост либо излишнее употребление пищи может в определенной степени способствовать отдалению человека от Бога, от духовной жизни и даже приводить к ожесточению сердца.

Природа любого человека повреждена грехом. Грех — это не только ошибка и преступление против Божией заповеди. Грех отдаляет человека от Бога, а значит, от источника жизни, от добра и нравственной чистоты. Повторяясь, грех все больше сродняет душу со злом и может перерастать в страсть, которая пленяет душу. Согласно православной аскетической

традиции, страсти становятся как бы второй природой человека, ядром его чувств и хотений, под влиянием которых человек реагирует на различные мотивы, вступающие в сферу его сознания [5, с. 80]. Нередко о. Иоанн сравнивает грех с самой тяжелой болезнью. «Грех есть самая застарелая и самая злокачественная болезнь — без боли, и тяжкой боли, его нельзя выгнать из сердца, в котором он сильно пустил свои корни» [6, т. 10, с. 58].

К. В. Кузнецова отмечает, что о. Иоанн на примере собственного опыта и опыта своих духовных чад раскрывает опасность страстей, воздействующих на душу человека через телесную природу [8, с. 488]. Многие душевные опасности подстерегают человека через его главные органы чувств. «Размышляя о том, сколько соблазнов мучительных и ду-шепагубных приходит от лукавого чрез посредство зрения, приходишь к сознанию необходимости вырвать глаз не рукой, а вольной волей...» [6, т. 24, с. 459].

Св. Иоанн всю свою жизнь старался жить по заповедям Христовым и, как внимательный человек, трезвенно относившийся к своему духовному деланию, признавал воздействие на себя падших духов: «Сего дня злой демон палил и теснил меня сомнением в том, что Бог присущ всегда каждому человеку; но лишь я причастился, он исчез, как дым: я ожил, возвеселился, упокоился во Иисусе Христе» [6, т. 3, с. 17]. Любые сомнения в благости и милости Божией о. Иоанн приписывал злой силе. Единственное оружие против врага он находил в благодати и помощи Христа.

Важнейшими столпами духовной жизни о. Иоанна являлись покаяние и молитва: «Покаянием и молитвой Господь избавил меня от козней вражиих и даровал мне мир многократно» [6, т. 21, с. 150]. Покаяние является непременным условием для избавления от грехов. Оно выражает стремление человека к Богу. Но более всего важна милость и благодать Божия, поскольку именно Господь избавляет человека от воздействия падших духов и страстей. Прп. авва Дорофей поучал: «Ибо врач души есть Христос, Который все знает и против каждой страсти подает приличное врачевство. Так, против тщеславия дал Он заповеди о смиренномудрии, против сластолюбия — заповеди о воздержании, против сребролюбия — заповеди о милостыне, и, одним словом, каждая страсть имеет врачевством соответствующую ей заповедь» [3, с. 164]

Во время молитвы все силы души должны стремиться к гармоничному единству, ничто не должно отвлекать от молитвы, как от важнейшего разговора в жизни человека: «Когда молишься, приведи в единство разум, сердце и волю: что мыслит ум, что говорит язык, то пусть чувствует сердце (ничем посторонним не занятое), к тому пусть стремится воля» [6, т. 6, с. 60]. Всем своим внутренним душевным порывом нужно

стремиться к Богу, отрешиться от всех суетных мыслей, собрав воедино все душевные силы. Молитва всегда должна идти из глубины души. А небрежная, невнимательная молитва не способна принести душе духовной пользы: «Молитва поверхностная — что семя при дороге: испускает корни, не проникает в душу, не орошает ее слезами животворными, не обновляет и не претворяет ее в Божию и святую из греховной и многострадальной» [6, т. 24, с. 60].

Еще одним аспектом аскетической антропологии о. Иоанна является рассмотрение болезней в аспекте их значения для духовной жизни человека. Грех праведный Иоанн соотносит со смертью, а сердце человека — с жизнью, полученной от Бога. Святой считает, что без скорбей, болезней и телесных немощей человеческое сердце превратилось бы в бездушный камень, умерло бы для всякого чувствования, сострадания и добра. Через телесные страдания человек имеет возможность очистить свою душу, придя к покаянию, осознать, насколько он ничтожен перед лицом Вечности и силы Божией, в которой только и есть источник истинной Жизни.

Как можно видеть из записей в дневнике, св. прав. Иоанн на практике применял к самому себе святоотеческую аскетику. Каждодневная, практически ежеминутная борьба с грехами описана в его дневниковых тетрадях очень подробно, даже детально. Дневник о. Иоанна показывает наглядный опыт духовной жизни и в то же время развенчивает миф о том, что святые были безгрешными. Этим самым он демонстрирует ложность суждения, что стремиться к святости — это бесполезное занятие для обычных людей, имеющих множество грехов. Дневник о. Иоанна во всей полноте отражает борьбу его души с греховными влечениями.

Иоанн Кронштадтский не ставил перед собой задачу систематического рассмотрения антропологической проблематики или всестороннего описания состава человеческого естества, но фиксировал свой живой опыт в постижении предназначения человека, жизни души и духа, осмысляя его с позиции православной аскетической традиции. При этом в своем дневнике святой затрагивал ряд антропологических тем: устроение человека и влияние этого устроения на духовную жизнь, взаимосвязь духа, души и тела. Его суждения о таких вопросах, как хранение чувств, воспитание воли, очищение сердца, иерархия потребностей, терпение болезней, необходимость освящения не только души, но и тела через обряды и таинства, опираются на определенные антропологические представления.

В дневнике о. Иоанна мы находим упоминания о святых отцах-аскетах, в частности о прпп. Ефреме Сирине, Иоанне Лествичнике, а также о свтт. Иоанне Златоусте, Василии Великом, Григории Богослове. Отец Иоанн писал о том, что наставления и подвиги святых отцов являются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для него ценнейшим примером в борьбе с грехом. Многие из его суждений о грехах созвучны с писаниями святых. Очевидно, что святоотеческая аскетика была в полной мере воспринята и усвоена о. Иоанном не только на уровне доктринальных положений, но и практически, что находит отражение в его дневнике.

Таким образом, дневник о. Иоанна открывает с разных сторон не только размышления святого о составе человека, но и его личный опыт учета строения человеческой природы в аскетической практике. Дневник представляет собой богатейший материал для помощи человеку в осознании собственной уникальности, личной ответственности и разумного отношения к своему душевно-телесному естеству.

Источники и литература:

1. Головин, К. Ф. Святой праведный Иоанн Кронштадтский / К. Ф. Головин. М., 2013.

2. Гусакова, В. О. «Мудро надо жить». Святой Иоанн Кронштадтский о воспитании человека / В. О. Гусакова // Сб. м-лов V Междунар. науч.-практ. Свято-Тихоновской конф. / под ред. М. А. Манойловой, К. А. Шморага. Псков, 2018. С. 107-117. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36652445 (дата обращения: 21.07.2021).

3. Дорофей, авва, прп. Душеполезные поучения и послания / преподобный авва Дорофей. М., 2012.

4. Зайцева, Л. Е. Дневник св. прав. Иоанна Кронштадтского и практическая аскетика // Ежегодная богослов. конф. православ. Свято-Тихоновского гуманитар. ун-та. М., 2010. № 20. Т. 1. С. 105-109. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=24719303 (дата обращения: 21.07.2021).

5. Зарин, С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению / С. М. Зарин. СПб., 1907. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/aske-tizm-po-pravoslavno-hristianskomu-ucheniyu-kniga-1/ (дата обращения: 21.07.2021).

6. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Дневник: в 24-х т. / святой праведный Иоанн Кронштадтский. М., 2005-2019. Т. 3: 1859-1860. 2005; Т. 5: 1862. 2007; Т. 6: 1864. 2009; Т. 7: 1864-1864. 2010; Т. 10: 1866-1867. 2012; Т. 21: 1877-1879. 2017; Т. 24: 1881-1883. 2019.

7. Киценко, Н. Святой нашего времени: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ / Н. Киценко. М., 2006.

8. Кузнецова, К. В. Педагогика материи в богословской антропологии святого праведного Иоанна Кронштадтского // Материалы VIII Междунар. студенч. науч.-богослов. конф. Сб. докл. 2016. С. 485-488. [Электронный ресурс]. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26576301 (дата обращения: 21.07.2021).

9. Некрасова, Ю. В. Опыт духовного самовоспитания в трудах святого Иоанна Кронштадтского // Вестник науки и образования. 2018. № 8 (44). Т. 1. С. 80-82. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35287713 (дата обращения: 21.07.2021).

10. Хондзинский П., свящ. Опытное богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского (вступительная статья) / священник П. Хондзинский // Святой праведный

Иоанн Кронштадтский: избранные сочинения, проповеди, материалы / ред.-сост. священник П. Хондзинский. М., 2011. С. 98-136.

References:

1. Golovin K. F. SviatoipravednyiIoann Kronshtadtskii[Holy Righteous John of Kronstadt]. Moscow, 2013.

2. Gusakova V. O. «Mudro nado zhit'». Sviatoi Ioann Kronshtadtskii o vospitanii chelo-veka ["One Must Live Wisely." Saint John of Kronstadt on the Education of Man]. Sb. m-lov V Mezhdunar. nauch.-prakt. Sviato-Tikhonovskoi konf. [Collection of Materials of the V International Scientific and Practical St. Tikhon's Conference]. Pskov, 2018, pp. 107-117. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36652445 (accessed: 21.07.2021).

3. Dorofei, avva, prp. [Dorotheus of Gaza]. Dushepoleznyepoucheniiaiposlaniia [Soulful Teachings and Messages]. Moscow, 2012.

4. Zaitseva L. E. Dnevniksv. prav. Ioanna Kronshtadtskogo iprakticheskaia asketika [Diary of St. John of Kronstadt and Practical Asceticism]. Ezhegodnaia bogoslovskaia konfe-rentsiia pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta [Annual Theological Conference of the Orthodox St. Tikhon University for the Humanities]. Moscow, 2010, no. 20, pp.105-109. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=24719303 (accessed: 21.07.2021).

5. Zarin S. M. Asketizm po pravoslavno-khristianskomu ucheniiu [Asceticism according to Orthodox Christian Teaching]. St. Petersburg, 1907. Available at: https://azbyka.ru/ otechnik/Sergej_Zarin/asketizm-po-pravoslavno-hristianskomu-ucheniyu-kniga-1/ (accessed: 21.07.2021).

6. Ioann Kronshtadtskii, sv. prav. [St. John of Kronstadt]. Dnevnik [Diary]: in 24 vols. Moscow, 2005-2019, vol. 3: 1859-1860, 2005; vol. 5: 1862, 2007; vol. 6: 1864, 2009; vol. 7: 1864-1864, 2010; vol. 10: 1866-1867, 2012; vol. 21: 1877-1879, 2017; vol. 24: 1881-1883, 2019.

7. Kitsenko N. Sviatoinashego vremeni: otets Ioann Kronshtadtskiiirusskiinarod [Saint of Our Time: Father John of Kronstadt and the Russian People]. Moscow, 2006.

8. Kuznetsova K. V. Pedagogika materiivbogoslovskoiantropologiisviatogo pravednogo Ioanna Kronshtadtskogo [Pedagogy of Matter in the Theological Anthropology of Saint Righteous John of Kronstadt]. M-ly VIII Mezhdunar. studench. nauch.-bogoslov. konf. Sb. dokl. [Materials of the VIII International Student Scientific Theological Conference. Collection of Reports]. St. Petersburg, 2016, pp. 485-488. Available at: https://elibra-ry.ru/item.asp?id=26576301 (accessed: 21.07.2021).

9. Nekrasova Iu. V. Opyt dukhovnogo samovospitaniia v trudakh sviatogo Ioanna Kronshtadtskogo [The Experience of Spiritual Self-education in the Writings of St. John of Kronstadt]. Vestnik nauki i obrazovaniia — Bulletin of Science and Education. Kursk, 2018, no. 8 (44), pp. 80-82. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35287713 (accessed: 21.07.2021).

10. Hondzinskii P., sviashch. [Priest]. Opytnoe bogoslovie sviatogo pravednogo Ioanna Kronshtadtskogo (vstupitelnaia stat'ia) [The Experienced Theology of Saint Righteous John of Kronstadt (introductory article)]. Sviatoi pravednyi Ioann Kronshtadtskii: iz-brannye sochineniia, propovedi, materialy [Holy Righteous John of Kronstadt: Selected Works, Sermons, Materials]. Moscow, 2011, pp. 98-136.

T. A. Riazanova

antropologicheskie osnovaniia asketicheskoi praktiki v dnevnike sv. prav. ioanna kronshtadtskogo

[Anthropological Foundations of Ascetic Practice in the Diary of St. John of Kronstadt]

Abstract:

The relevance of the topic is determined by the fact that anthropological problems occupy a prominent place in modern Orthodox theology. The sources of theological anthropology, along with biblical exegesis and dogmatics, are the patristic experience of shepherding and asceticism. Orthodox asceticism has always relied on an anthropological foundation, which presupposes an understanding of man in the integrity and unity of his spiritual-body nature. The article in this context examines the conjugation in the diary of St. John of Kronstadt, his personal ascetic and pastoral experience with judgments on various anthropological issues. The purpose of the article is to identify the peculiarities of John of Kronstadt's reception of Orthodox ascetic anthropology as a basis for the practice of self-knowledge and spiritual and moral improvement.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: John of Kronstadt, spiritual experience, asceticism, anthropology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.