Научная статья на тему 'Антология гуманной педагогики как источник восходящей истины'

Антология гуманной педагогики как источник восходящей истины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антология гуманной педагогики как источник восходящей истины»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. № 3

КНИЖНАЯ ПОЛКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В.Г. Александрова

АНТОЛОГИЯ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

КАК ИСТОЧНИК ВОСХОДЯЩЕЙ ИСТИНЫ

Большим и значимым событием для творчески мыслящих и творящих сегодня учителей является "Антология гуманной педагогики" ("Издательский Дом Шалвы Амонашвили"), которая являет собой бесцензурное, академически выверенное издание великих книг об искусстве воспитания всех времен и народов. Каждый, читающий эти книги, имеет возможность прикоснуться к Чаше педагогической мудрости, черпая из нее практически бесценные духовные богатства, восполняя их вновь и вновь результатами собственного творчества настолько, насколько оно будет соответствовать новой плюсовой парадигме развития человеческого общества в XXI в.

Большая группа ведущих педагогов России раскрывает богатейший опыт мировой и отечественной педагогики, переводит содержание книг на язык современного педагогического мышления.

По нашему замыслу Антология предлагается каждому студенту гуманитарных вузов и колледжей, каждому учителю и воспитателю, каждому работнику образования, а также родителям.

Издание Антологии Гуманной Педагогики было заветной мечтой известного ученого, академика РАО, доктора психологических наук Ш.А. Амонашвили. Чуть более 10 лет тому назад в Москве он учредил "Издательский Дом Шалвы Амонашвили", получивший лицензию на издательскую деятельность от Госкомпечати Российской Федерации.

Тогда судьба свела Ш.А. Амонашвили с удивительным человеком, высокопрофессиональным издателем, руководившим 25 лет издательством "Просвещение", профессором, членом-корреспондентом РАО Д.Д. Зуевым. Он горячо поддержал идею создания Антологии Гуманной Педагогики и согласился возглавить редакцию "Издательского Дома". Усилия этих двух увлеченных, преданных педагогике людей, привело к тому, что за эти годы издано более 500 тыс. книг, большинство из которых обрели уже своих читателей. Мечта близка к реальности. Но она полностью сбудется лишь

Александрова Вера Геннадьевна — главный научный сотрудник лаборатории гуманной педагогики Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, преподаватель факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова.

145

10 ВМУ, педагогическое образование, № 3

тогда, когда многотомная Антология Гуманной Педагогики украсит полки личной библиотеки каждого студента педагогического вуза и колледжа, каждого молодого учителя, найдет место в духовной сокровищнице опытных учителей, работников народного образования, обогатит фонды педагогических библиотек.

Смысл создания Антологии Гуманной Педагогики заключен в том, чтобы активно содействовать процессу духовного и профессионального становления учителя, обновлению образовательного процесса в школах. Человечество ищет пути преодоления технократизма и разобщенности, вражды и зла в общественной жизни. И путь усиления гуманного педагогического мышления в умах и деятельности сотен тысяч учителей и воспитателей, работников народного образования, в коллективе каждого образовательного заведения, формирования этого мышления в умах и сердцах миллионов родителей и есть один из важнейших путей очеловечивания, облагораживания и духовного возвышения общества.

Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца и через них раскрытия личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Испокон веков призывает она к великому служению планетарной и космической эволюции, ищет свой момент истины. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества.

Источниками этой основы, этой высшей формы педагогической действительности является как классическое, так и современное творчество. Классическое и современное следует рассматривать как единое целое. Это есть вечно развивающаяся и неиссякаемая, вечно одухотворяющая настоящее и устремленная в будущее Чаша Мудрости. Эта Чаша Мудрости неподвластна времени и пространству, ибо она вечна, но каждая эпоха может взять из нее столько, сколько в состоянии взять, и обогатить ее, насколько она в состоянии это сделать.

И как ни утверждай, что педагогика — древняя наука и что мы имеем дело с океаном педагогических мыслей и идей, в действительности нет никакого океана, а есть Чаша Педагогической Мудрости, которая может уместиться на ладони. Перед Антологией стоит задача: сделать попытку суммировать самое главное, что непосредственно истекает из этой Чаши Мудрости, обогащая ее.

Вся Антология раскрывается как четыре составляющих: богословие, философия, психология, педагогика. В этом же самом проекте Антологии Д.Д. Зуев видит условно пять направлений: Мудрость древних, Восток, Запад, Россия, Современность. По

этим направлениям и построена Антология, совместив тем самым в Чаше Педагогической Мудрости Время и Пространство.

В академических кругах часто спрашивают: почему речь идет о гуманной педагогике, а не о мировой педагогике или классическом педагогическом наследии? Что имеется в виду под "гуманной педагогикой"?

Можно ли дать точное определение вечно развивающемуся? Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению эволюционным процессам человечества на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она в основу всякого развития ребенка кладет утверждающее развитие его духовности и человечности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Цели и задачи этой высшей формы педагогического мышления связаны с созиданием облагороженного человека. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах.

Представим на минуту, что в самом начале XXI столетия проводится симпозиум, посвященный проблемам гуманного педагогического мышления. В нем участвуют выдающиеся мыслители всех времен со всех концов света. Звучат имена Иисуса Христа и Моисея, Мухаммеда и Будды, Квинтилиана и Сухомлинского, Пес-талоцци и Корчака, Сократа и Фромма, Ломоносова и Выготского, Руссо и Френе, Толстого и Пиаже, Гегеля и Узнадзе, Монтеня и Вентцеля, Коменского и Конфуция, Сергия Радонежского и Блаженного Августина... Их всего несколько десятков. Результат этого воображаемого симпозиума есть Антология Гуманной Педагогики. Она не есть хрестоматия по истории педагогики, это не педагогическое наследие, это не собрание лучших сочинений выдающихся мыслителей так называемого прошлого. Цель Антологии вовсе не в том, чтобы показать, как хорошо мыслили наши предки. Цель в том, чтобы собрать в Чашу современного педагогического мышления Мудрость, не знающую времени и пространства.

Тома Антологии не нумеруются. Какая разница, когда во времени творили Марк Фабий Квинтилиан или Василий Сухомлин-ский, Сократ или Бердяев, если идеи эти обращены к сегодняшнему учителю. Пусть каждый владелец этого уникального издания сам решит, по какому принципу расположит на своей книжной полке тома Антологии: по алфавиту авторских имен, по хроноло-

гии или по родству содержания. В любом случае он будет иметь дело с ожерельем золотых ключей, при творческом использовании которых сможет открыть вечно восходящую истину воспитания и образования подрастающего поколения.

Каждый том Антологии, как обычно для таких изданий, снабжен вступительной статьей (о личности автора и о ценности взятых у него идей), комментариями, именным и предметным указателями. Однако есть и новизна, которую условно можно назвать: "след Первого читателя". Первый читатель, углубляясь при чтении в мысли того или иного автора, оставляет следы своего соразмыслия, сотворчества, согласия или сомнений, удивления и восхищения с помощью условных знаков, подчеркивания, реплик, оценок, ассоциативных мыслей, планов и т.д. За эти годы первыми читателями томов Антологии стали директор сельской школы член-корреспондент РАО А. Иванов; народный учитель СССР В. Караковский; заслуженные учителя России Е. Кузнецова, С. Коровина, Е. Ямбург, А. Тубельский, Ю. Завельский; учителя и руководители школ Л. Эдуардова, Р. Дименштейн, Н. Богуславская, В. Александрова, М. Хаткевич и многие другие признанные мастера педагогического труда.

Провозглашая основной своей целью становление, развитие, воспитание в Ребенке через раскрытие его личностных качеств Человека Благородного, Школа гуманная стремится помочь тому, кого она привлекает в качестве своих учителей, познать глубину и многообразие гуманного педагогического мышления, дать возможность прикоснуться к Чаше Педагогической Мудрости.

В книгах Антологии используется ранее не применявшийся в практике российского учебного книгоиздания прием столкновения на их страницах не обязательно совпадающих мнений трех участвующих в создании книги лиц: автора классического наследия, составителя и, наконец, "первого читателя" — учителя, сегодня стоящего за кафедрой, за классным столом, смотрящего в глаза сегодняшним ученикам, студентам. Именно учителю доверено право на спор как с классиком, чьи мысли пришли из глубины веков, так и с составителем, отобравшим и трактующим этот материал сегодня. Этим мы хотим добиться того, чтобы учитель изначально получил возможность на формирование своего личного мнения о той концепции, которую ему предлагают в Антологии.

И вот в этом раскрепощении мысли учителя, а значит, и в его праве поступать в каждом конкретном случае так, как подсказывает ему его педагогическая совесть, его личный опыт, конкретные обстоятельства, в которые поставила его педагогическая ситуация, — видится еще одна грань новизны предназначенных читателю книг.

Создатели Антологии исходили из понимания того, что сегодня, как никогда ранее, необходимо наполнить современный учебный процесс глубинными пластами духовности. Вот почему каждый из четырех первых комплектов, состоящий из пяти книг, которые получает читатель в соответствии с условным разделением Антологии на пять направлений, — начинается с книги размышлений об истоках духовности, заложенных в четырех мировых религиях, исповедуемых в России: христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. К созданию этих отправных книг привлечены иерархи соответствующих конфессий, ученые-богословы и преподаватели соответствующих учебных заведений.

Учителя получат, наконец, возможность увереннее, а главное, тактичнее, с учетом понимания проблемы, устанавливать отношения с семьями детей, исповедующих ту или иную веру.

Уже издано 50 томов Антологии. В работе еще пять. Глубина, сочетание мудрости классиков и острого взгляда современника делают книги Антологии Гуманной Педагогики настольными книгами учителя, помогают ему проникать в трепетный мир Ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.