Научная статья на тему 'Антология гуманной педагогики'

Антология гуманной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антология гуманной педагогики»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 4

КНИЖНАЯ ПОЛКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНТОЛОГИЯ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Издательский дом Шалвы Амонашвили издает 100 томов "Антологии гуманной педагогики". Это бесцензурное и академически выверенное издание великих книг об искусстве воспитания всех времен и народов. Учитель, родитель, студент получают доступ к подлинникам — золотому фонду мировой мудрости. Издание выстроено по условному принципу: мудрость древних, Восток, Запад, Россия, современные педагоги-гуманисты.

Иисус Христос и его ученики Книга подготовлена Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Верим, что она станет для учителя, как и для самого широкого круга читателей, современным руководством, призванным помочь войти в мир и дух Нового Завета — учения, исторически лежащего в основе гуманной педагогики. Книга получила благословение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Антология гуманной педагогики Вып. 1 Конфуций В этой книге публикуются изречения знаменитого китайского мудреца Конфуция и другие важные памятники конфуцианской традиции, которые в совокупности дают живое и полное представление о принципах и методах педагогической школы Конфуция. Публикации текстов снабжены вступительной статьей, примечаниями составителя в тексте и комментариями современного педагога Е.А. Ямбурга — первого читателя этой книги.

Коменский В этом томе читатель познакомится с великим Учителем, проповедником и философом — Яном Амосом Коменским. На страницах книги вы встретите мыслителя, предпринявшего попытку способствовать духовному возрождению молодого поколения. Размышления первого читателя — народного учителя СССР В.А. Караковского помогут увидеть сегодняшнего Коменского, ощутить бессмертие его идей.

Антология гуманной педагогики Вып. 1 Ломоносов Книга, предназначенная учащейся молодежи, учителям, родителям, содержит избранные труды М.В.Ломоносова, представляющие вершинные достижения гуманной педагогики века российского Просвещения. Делается попытка раскрыть феномен Ломоносова-педагога. В качестве первого читателя книги на ее страницах выступает заслуженный учитель школы России, директор московской гимназии "Школа Ломоносова" Евгения Кузнецова.

Выготский Предлагаемый читателю том включает малоизвестные труды одного из основателей педагогической психологии Л.С. Выготского. Особенностью книги является присутствие в ней первого читателя — заслуженного учителя школы Российской Федерации Евгения Ямбурга. Его размышления, заметки на полях помогут осознать обсуждаемые проблемы с точки зрения сегодняшнего дня.

Антология гуманной педагогики Вып. 2 Соломон Впервые в один том собраны и представлены широкой читательской аудитории произведения древней морально-дидактической педагогики, одни из которых были ранее под запретом из-за своего религиозного характера, а другие известны лишь узкому кругу специалистов — историкам и филологам. Эти произведения древних и средневековых авторов, начиная с XXI в. до н.э. по XVI в. н.э., объединены стремлением формировать человеческую личность через высокую эмоционально-образную дидактику с позиций подлинного гуманизма. В данной книге собрана мудрость воспитания, отраженная в жанре притчей и наставлений от отца (физического или духовного) сыну. Ряд переводов выправлен специально для данного издания.

Пророк Мухам-мад Читателю предлагаются тексты Корана, занимающие особое место среди Священных Писаний: в отличие от Библии — это прямая речь Аллаха, переданная его Пророком. Как соотносятся эти тексты с педагогикой? Так поставил вопрос первый читатель отобранных текстов, исламовед, профессор Г.В.Ми-лославский. И ответил: если педагогика — это наука о воспитании человека, то истоки этой науки надо искать в текстах Священного Писания, на основе которых тысячелетиями воспитывались поколения людей.

Книга включает три перевода сур и аятов Корана, несущих идеи гуманной педагогики. Книгу благословил председатель Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России муфтий Равиль Гай-нутдин.

Френе Пожалуй, ни один из известных педагогов Европы XX в. не сражался так яростно и открыто с консерватизмом традиционной школы, как Селестен Френе. Почти неизвестный россиянам, учитель малокомплектной школы, расположенной на юге Франции, создал оригинальную систему образования, пронизанную беззаветной любовью к детям, получившую признание во всем мире. Со страниц Антологии С. Френе обращается к учителям, родителям, ко всему обществу с мудрыми и тонкими советами, как уберечь самое дорогое — детей от опасности, угрожающей им в современном мире.

Толстой Лев Николаевич Толстой больше известен как великий писатель, нежели как педагог. А между тем свои учительские труды он ставил выше литературных произведений. Чем объяснить такую удивительную самооценку? Может быть тем, что в педагогических исканиях Л.Н. Толстого яснее проявляется основание всего его творчества — гуманность, т.е. человечность. Об этом свидетельствует содержание данной книги и философско-педагогиче-ский трактат "О жизни", запрещенный и уничтоженный сразу после издания, описание опыта Яснополянской школы, теоретические и методические статьи, письма. В них все согрето чувством уважения к человеческому достоинству ребенка, любовью к людям, заботой об их благе; раскрываются пути нравственного самосовершенствования человека.

Сухомлинский Творчество В.А. Сухомлинского проходило в реальной жизни на фоне глубокого (зачастую трагического) противостояния двух измерений: мира социалистической педагогической обыденщины (борьба с "сильными мира сего" в педагогике, образовании, издательском деле), и собственно мира Образования, Школы, Ребенка... Этому второму миру он был открыт полностью, ему он был беспредельно верен, ему он без остатка отдал свое сердце.

И сказал Гос- Очередной том впервые в истории россий-подь Моисею ского учебного книгоиздания позволяет читателю получить целостное представление о духовно-нравственном учении иудаизма — древнейшей на земле монотеистической религии. Материал для сборника отобран и прокомментирован известным теологом Д.В. Щедровицким. Помочь учителю и составителю в восприятии приведенных текстов с точки зрения волнующих его сегодня проблем призваны комментарии первого читателя — директора центра лечебной педагогики (Москва) Р.П. Дименштейн. Благословил издание Главный раввин России А.С. Шаевич.

Выдающийся мыслитель и реформатор Махатма Ганди, о котором Британская энциклопедия писала, что он "...был катализатором, если не инициатором, трех главных революций XX в.: революций против колониализма, расизма и насилия" без преувеличения может быть назван одним из наиболее выдающихся педагогов столетия. Оригинальная и самобытная педагогика Ганди, являясь во многом авторской, ориентирована на общечеловеческие ценности, что предопределяет их "вечную" актуальность. Комментирует книгу заслуженный учитель Украины В.Б. Эдигей.

Песталоцци Том включает наиболее значительные статьи и фрагменты из сочинений выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци. В них рельефно обозначены основные направления его педагогического творчества, поиск путей воздействия "на сердце, ум и руку" — сил веры и любви, благодаря которым силы знания, умения и деятельности "становятся силами истинно человеческими". "Исходные начала" всех педагогических подходов Песта-лоцци отталкивались, как он говорил, "от первых порывов моей любви к народу и детям". На памятнике Песталоцци в Ивердоне вычеканена надпись "Спаситель бедных... отец сирот". Таким остался великий педагог-гуманист в памяти потомков.

Ушинский У каждого выдающегося педагога есть завет-

ные идеи, к которым он чаще всего и охотнее всего возвращается при обсуждении вопросов семейного и общественного образования. Есть этот круг идеи, обладающий редкой участью, — не стареть со временем — и у Кон-

Антология гуманной педагогики Вып. 3

Махатма Ганди

стантина Дмитриевича Ушинского. Общечеловеческий, едва ли не вечный смысл этого круга добыт Ушинским из представлений о Человеке как высшем проявлении созерцательных сил Природы, из наук о развитии человека, из мирового опыта совершенствования духовно-нравственного облика личности, ее ума, воли и характера... Из глубочайшей веры в высшее предназначение каждого родившегося на земле человека. Комментирует том заслуженный учитель России А.Н. Тубель-ский (Москва).

Корчак В этом томе наряду с, казалось бы, известными всем учителям работами Януша Кор-чака "Как любить детей" и "Право ребенка на уважение", читатель найдет практически новые для него произведения, подлинные шедевры великого педагога-гуманиста — молитвы для тех, кто не молится, объединенные в цикл "Наедине с Господом Богом".

Будда Более 2500 тысяч лет существует учение, идеи которого исповедует большая часть населения Азии, в том числе буряты, калмыки и тувинцы, проживающие в России. Задача книги — раскрыть гуманистическую направленность учения, показать путь возвышения и познания истины, источник силы и знания в понимании сторонников этого учения.

Антология гуманной педагогики Вып. 4 Живая Этика Являясь результатом взаимодействия наших соотечественников с группой анонимных философов Востока — Учителей, "Живая Этика" объединила древние и современные знания, умозрительную мысль Востока и научную мысль Запада и сформулировала представление о Космической Эволюции Человечества.

Монтессори После десятилетий забвения в нашей стране возрождается и растет интерес к наследию выдающегося педагога Марии Монтессори (1870—1952 г.) — уникальной системе воспитания и образования, ухода от авторитаризма, ориентации на идеалы свободной личности.

Вентцель Автор знаменитой "Декларации прав ребенка" (1917 г.) утверждает право каждого человека, рождающегося на свет, на свободное развитие заложенных в нем сил, способностей и дарований, право на воспитание и образование сообразно с потребностью его личности, его индивидуальностью.

Макаренко Задача книги — познакомить с тем, что является непреходящим в творчестве великого гуманиста, с тем, что при прошлом прочтении его творчества оставалось, по ряду причин, за скобками, но что является сегодня особенно актуальным.

Платон В книге представлены тексты великого древнего мыслителя Платона (427—347 гг. до н.э.). Платон, стоявший у истоков теоретической педагогики, сформулировал вечные педагогические истины: о месте воспитания и обучения в развитии человека, о роли образования в жизни каждого человека и общества, о целях и способах педагогической деятельности и многие другие. Произведения Платона проникнуты гуманизмом, верой в способность человека реализовать себя. Многие педагогические произведения Платона созвучны нашему времени: основные положения платоновской педагогики делают ее необходимой составной частью всякой современной педагогической системы.

Антология гуманной педагогики Вып. 5 Руми Том знакомит читателя с духовно-нравственным и педагогическим мировоззрением суфизма — учения, в течение многих веков лежавшего в основе творческих поисков и достижений величайших поэтов Востока: Руми, Саади, Хафиза, Насими, Джами, Ал-Газали и многих других. Материал для сборника отобран и прокомментирован Д.В. Щед-ровицким. Вступительная статья написана Г.В. Милославским.

Фромм Эрик Фромм — один из наиболее крупных западных мыслителей-гуманистов XX в. Он с тревогой ставил вопросы об острых противоречиях формирования личности и условиях кризиса современной цивилизации. Многочисленные труды Фромма носят междисциплинарный характер, но проблемы воспитания в наиболее широком смысле этого слова занимают центральное место во всем его творчестве.

Зеньковский В.В. Зеньковский (1881—1962) — один из ведущих православных мыслителей русского зарубежья, религиозный деятель, историк русской философии, психолог и педагог. Глубокое проникновение в христианскую антропологию, тонкое понимание детской психологии, а также педагогики позволили ему

8 ВМУ, педагогическое образование, № 4

убедительно показать: при всей зависимости человека от природы и социальной среды динамика внутреннего становления детской души основана на счастливом соединении веры и знания. Центр жизни ребенка по Зеньковскому — его "духовное сердце". Поэтому цели обучения достигаются лишь в здоровом, радостном, воодушевляющем детей потоке воспитания. В предлагаемом сборнике впервые собраны воедино и представлены важнейшие работы или фрагменты сочинений, раскрывающие гуманистический характер его психолого-педагогических идей.

Узнадзе Мир знает Дмитрия Николаевича Узнадзе как выдающегося психолога, создателя теории установки и основателя грузинской психологической школы. Однако мало известно, что он был уникальным педагогом-практиком и автором великолепных педагогических трудов. Труды эти впервые в переводе на русский язык включены в данный том.

Антология гуманной педагогики Вып. 6 Сергий Радонежский Сергий Радонежский стоял у истоков формирования русского народа, его нравственных идеалов, он много сделал для становления и укрепления собственно русского государства, находившегося в те времена в состоянии раздробленности и национального унижения. Природа этого уникального исторического феномена тесно связана с понятием "Школа Сергия Радонежского", в недрах которой воспитывались учителя русской нравственности, чей авторитет в народе в течение нескольких веков был настолько высок, что этот период в народной памяти остался под именем Святая Русь. Значение учительства в тяжкие годы истории страны было высоко как никогда.

Кей-Кавус В книге представлены редкие памятники восточной гуманистической педагогической традиции, существовавшей в рамках средневекового ислама. Это прежде всего наставление сыну, написанное южнокаспийским князем Кей-Кавусом в XI в. и с тех пор перечитываемое каждым новым поколением учителей вот уже более 900 лет. К нему подобраны близкие по жанру сочинения X—XIV вв. Наследие педагогики средневекового ислама предстанет перед читателем кладезем воспитательной мудрости.

Локк "Отец европейского либерализма", создатель педагогической системы, актуальной до сих пор, Джон Локк интересен нам сегодня тем, что еще триста лет тому назад разработал методики, ориентированные на развитие ребенка, а не на механическое усвоение им информации, оторванной от реальной жизни. Прислушаемся к мудрому голосу Локка.

Блонский Самый известный в 20-е гг. в России педагог — "советский Песталоцци", как называли его на Западе, преданный затем на родине анафеме и многолетнему забвению, П.П. Блонский предстает блистательным ученым-теоретиком и глубоко современным учителем-гуманистом.

Сорока-Россин-ский Рассматривая педагогику не только как науку, сколько как этическую систему, регулируемую глубинными ценностями истины, добра и красоты, В.Н. Сорока-Россинский — "Вик-никсор" из знаменитой повести "Республика Шкид" — дорог и близок российскому учительству, особенно сейчас, когда в борьбе с мертвящим школу консерватизмом и авторитарностью формируется гуманное педагогическое мышление.

Иоанн Лествич-ник Труды выдающихся основоположников христианской литературы (П—УГ вв.) Климента Александрийского, Григория Нисского, Ефрема Сирианина и Иоанна Лествичника впервые представлены широкой учительской аудитории. Они — фундамент нравственной традиции в педагогике, основанной на понимании целостной и духовной природы человека.

Антология гуманной педагогики Вып. 7 Лао-Цзы Образованию и воспитанию неизбежно предшествует позиция отношений. Именно с этой точки зрения вглядеться в уникальность философии и практики даосизма позволяют собранные в настоящей книге труд Лао-Цзы, выдержки из важнейших текстов его последователей и художественные зарисовки современности. Человеческий путь от созерцания, отношения к выбору, действию и обратно неизбежный спутник метафизического даоского Пути небытия и недеяния. Проникнуть в древнюю мудрость человеческого пути, приблизить ее к современному читателю-учителю помогают комментарии востоковедов и размышления педагогов.

Монтень Мишель Монтень в мире известен больше как философ-гуманист. А между тем, в своих знаменитых "Опытах", которым великий мыслитель посвятил долгие годы размышлений, анализа жизни человека вообще и самого себя в рамках образовательно-воспитательной традиции Франции позднего Средневековья как гражданина, государственного и общественного деятеля, семьянина, супруга, отца и просто человека с его достижениями и проявлениями слабости, автор поднимает актуальные и поныне психолого-педагогические проблемы: как воспитать человека свободного, умного, духовно богатого и полезного для общества, с чувством собственного достоинства и глубокого уважения к людям.

Каптерев Каптерев — блестящий русский педагог и психолог. Его заслугой является создание единой школьной системы психологически обоснованной дидактики, теории развивающего обучения. Изучение творчества Каптерева поможет понять суть гуманной педагогики.

Вернадский Читателю предлагаются фрагменты творческого наследия великого русского ученого и мыслителя В.И. Вернадского, одного из самых выдающихся ученых планеты Земля первой половины XX в. Многие знают В.И. Вернадского как исследователя в области естествознания, но великий ученый много сил и времени отдавал развитию системы образования молодежи, формированию культурного потенциала нации, сохранению природных богатств России. Размышления и заметки Ш.А. Амонашвили на полях помогут понять огромную значимость трудов В.И. Вернадского для наших современников.

Антология гуманной педагогики Вып. 8 Блаженный Августин В книге представлены не публиковавшиеся в России долгое время основные педагогические сочинения Аврелия Августина, отца церкви ГV—V вв. Они заложили основу всей средневековой системы образования. Для преподавателей педагогических вузов, учителей, работников образования, всех интересующихся гуманистическими традициями христианской педагогики.

Гогебашвили Классик грузинской педагогической мысли Яков Семенович Гогебашвили (вторая половина XIX — начало XX в.) был одним из ярких

ее представителей, воплотивших в жизнь принцип народности и национальности в образовании. Его блистательный учебник родного языка "Дэда эна" не имеет мирового аналога. Идеи педагога о значении родного языка в становлении гражданина и личности, о развитии духовных качеств и воспитании привносят в классическое педагогическое наследие новые ценности, источником которых является национальная культура.

Руссо Великий французский гуманист Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) утверждал, что "природа создала человека счастливым и добрым, а общество искажает его и делает несчастным". Отсюда огромная роль воспитания, согретого подлинной любовью и опирающегося на собственную природу ребенка... В этом суть гуманной педагогики.

Сковорода Этот том призван дать читателю представление о философско-религиозном учении и педагогических взглядах великого украинского мыслителя Григория Сковороды. Его сочинения способствуют осознанию смысла жизни, "наведению мостов" между учителем и учеником для их совместного духовного восхождения.

Лесгафт Выдающийся русский ученый Петр Франце-вич Лесгафт всю свою жизнь посвятил созданию науки о человеке, раскрывая закономерности формирования его тела, интеллекта и духовно-нравственной сферы. Вдумчивое прочтение книги мудрого учителя поможет глубже проникнуть в тайны воспитания личности в сложных условиях работы школы на рубеже веков.

Антология гуманной педагогики Вып. 9 Аристотель Данный том дает представление как об Аристотеле-философе, так и об Аристотеле-педагоге. Он был энциклопедически образованным человеком и передавал своим ученикам большой запас знаний. Но гораздо важнее то, что он сам служил им примером. Если судить по его практической деятельности, связанной с обучением и воспитанием царственного ученика Александра Македонского, то можно сделать вывод, что он был выдающимся педагогом.

Спенсер Выдающийся философ, основоположник английской социологической школы Герберт Спенсер внес крупный вклад в развитие гу-

манного педагогического мышления. В предлагаемый читателю том вошли труды мыслителя, освещающего проблемы содержания и методики обучения, соответствующие этапам умственного развития ребенка, поставленного в положение исследователя.

Гессен Книга знакомит российского читателя с избранными философскими и педагогическими сочинениями известного русского философа, педагога, деятеля общественно-педагогического движения российской эмиграции "первой волны" Сергея Иосифовича Гессена (1887—1950). Большинство произведений публиковалось в 20-е — 50-е гг. XX в. в русской эмигрантской и зарубежной педагогической прессе. Книга предназначена для научных работников, педагогов-практиков, студентов педагогических вузов и колледжей, а также для всех интересующихся культурой и образованием российского зарубежья.

Леонтьев Ученик, последователь, близкий друг Л.С. Выготского, один из лидеров отечественной психологической науки А.Н. Леонтьев подчеркивал: учение — это не простое накопление в голове ученика знаний, умений и навыков. Это перестройка всей детской психики, скачок в духовной жизни ребенка, серия своего рода "взрывов", ломающих прошлый круг представлений и открывающих для ребенка новые перспективы. Сами по себе знания менее важны, чем то, какое место они заняли в сознании ребенка, а особенно — "какой жизненный смысл они приобрели для него и как вооружили его для жизни". Главная задача школы — развитие целостной личности ребенка.

Рерих Выдающийся учитель, мыслитель, художник оставил богатейшее культурное наследие. Философские и педагогические идеи Рериха, лежащие в основе его космического миропонимания, окажутся полезными учителям и родителям в воспитании достойной смены, а школьники и студенты найдут в трудах нашего великого соотечественника много интересного, что поможет их духовному становлению.

Антология гуманной педагогики Вып. 10 Леонардо да Винчи В томе представлены труды гуманистов, великих мастеров и педагогов итальянского Возрождения. Впервые собраны вместе статьи и книги, принадлежащие разным представите-

лям итальянской культуры XV—XVI вв.: философу Пико делла Мирандола и епископу Э.С. Пикколомини, знаменитому архитектору Л.Б. Альберти и гениальному ученому-живописцу Леонардо да Винчи, монаху-философу Т. Кампанелле. Они воссоздают общую атмосферу эпохи, направленную на воспитание творческого человека, свободного в проявлении своих талантов и готового к служению красоте и отечеству.

Тагор Рабиндранат Тагор, слава и гордость индий-

ской культуры последней трети XIX в. — первой половины XX в., поэт, драматург, композитор, первый из Азии лауреат Нобелевской премии в области литературы, был великим просветителем своего народа, выдающимся педагогом. Созданная им в Бенгалии маленькая частная школа выросла до знаменитого в Индии университета, в котором получили образование многие из тех, кто участвовал в освобождении Индии от английской зависимости.

"Письма об эстетическом воспитании" великого немецкого поэта и драматурга XVШ в. Фридриха Шиллера не публиковались в России 50 лет. Три поколения наших учителей выросли, не зная эстетических трудов этого мастера слова. А он впервые обратил внимание образованной публики на то, что без обращения к высокому искусству нельзя сформировать добродетельного и счастливого человека.

Ильин Известный философ русского зарубежья, вы-

сланный в 1922 г. из России большевиками, Иван Ильин и в эмиграции остался верен традициям русской духовности, нравственного воспитания в семье и школе. В этом томе читатель найдет также труды философа, в которых он выступает в качестве художественного критика. Ильин усматривал главный порок человека середины XX в. в его "расколотости", в противоречии между разумом, умом, рассудком и чувствами, думой, сердцем.

Кабалевский В томе собраны статьи по педагогике выдающегося отечественного композитора Д. Кабалевского, создавшего и внедрившего в массовую школу концепцию

Антология гуманной педагогики Вып. 10

Шиллер

музыкально-эстетического воспитания, призванную развить у учащихся ясное понимание того, что музыка — это часть жизни каждого человека, мощный стимул его духовного, нравственного развития. С этих статей началось новое отношение учителей к педагогике искусства, ставшее сегодня одним из действенных средств гуманной педагогики.

Апостол Павел В книге представлено педагогическое наследие учеников Иисуса Христа, ставшее основой педагогических тенденций многих эпох и стран. Собраны тексты, раскрывающие значимость и непреходящую духовную ценность гуманного педагогического мышления. Знакомство с ними чрезвычайно важно сегодня, в условиях утраты мировоззренческой основы отечественного образования.

Антология гуманной педагогики Вып. 11 Штайнер Важнейшей чертой вальдорфской педагогики является ориентация содержания и методики обучения на потребности индивидуального развития ребенка. "Обучение есть прежде всего средство воспитания" — один из главных педагогических тезисов Рудольфа Штай-нера. В умении ясно видеть эти потребности и творчески перерабатывать учебное содержание в соответствии с возрастом, темпераментом и индивидуально-личностными особенностями детей Рудольф Штайнер видел основную задачу учителя. Поэтому важнейшую роль в вальдорфской педагогике играет другой его тезис: "Педагогика — искусство".

Дурылин В книге представлены статьи С.Н. Дурылина (1881—1954) — одного из наиболее выдающихся представителей отечественной педагогики свободного воспитания. С.Н. Дурылин последовательно отстаивал гуманистические идеалы свободы в образовании, резко критиковал традиционную школу и педагогику, выдвигал идеалы воспитания и обучения, созвучные идеям современной педагогики свободы.

Соловейчик В этом томе читателю предлагаются фрагменты творческого наследия одного из крупнейших теоретиков педагогики XX в. — С.Л. Соловейчика. В работах Соловейчика, написанных ярко и талантливо, раскрываются законы внутреннего мира человека, его глубинных этических основ, без знания которых воспитание невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.