НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ НОВОЙ ЭПОХИ*
Проблемы противодействия экстремизму и терроризму обсуждаются российским экспертно-научным сообществом много лет, и за последние годы внимание к этим вопросам существенно возросло. Множится число публикаций различного рода и уровня, однако центральная проблема в борьбе с названными негативными социальными феноменами — разрушение их идеологической основы — остается актуальной и по настоящий момент.
Экстремизм и терроризм представляют собой сложные социально-политические феномены, которые в условиях современного процесса глобализации сформировались в многофункциональную систему, объединяющую определенные социальные силы и способную в целях ведения политической борьбы со своим противником воздействовать на общественное сознание, материальную среду и организационные структуры.
15—17 сентября 2015 г. в Российском университете дружбы народов была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи». Соорганизаторами конференции выступили: Ассоциация социальных педагогов Московской области, Центр изучения социальных конфликтов и профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде Московского государственного областного гуманитарного института, Ассоциация предприятий безопасности «Школа безопасности», Международный центр научных исследований проблем противодействия терроризму.
В работе Конференции приняли участие: депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководители и специалисты федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием, педагогические работники образовательных организаций общего и профессио-
* Подготовлено в рамках Госконтракта № 09^84.11.0073 на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд по теме: «Разработка и реализация научно-методического обеспечения по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в молодежной среде и воспитанию у подростков чувства неприязни к радикальным взглядам».
нального образования, а также активисты молодежных организаций и движений (работающих в сфере образования, воспитания, защиты прав детей, физической культуры и спорта), сотрудники антиэкстремистских подразделений правоохранительных органов, научные работники, представители Общественной палаты Российской Федерации и средств массовой информации. В частности, в ходе работы форума выступили представители Управления делами Президента Российской Федерации, Российской Академии наук (РАН), Министерства иностранных дел Российской Федерации, Национального антитеррористического комитета (НАК), Антитеррористического центра государств — участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ), а также представители из Москвы, Барнаула, Орехово-Зуево, Коломны и др.
Ключевая цель данного научно-практического форума заключалась в профессиональном обсуждении и обобщении опыта антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи, а также в определении основных направлений для дальнейшего совершенствования профилактики проявлений экстремизма и терроризма в образовательной среде современной России.
На Конференции были обсуждены следующие концептуальные вопросы: вы-вление эффективных методик и практик в сфере антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи и подростков; формирование предложений для активизации деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием по профилактике проявлений экстремизма и терроризма среди детей и молодежи.
В докладах и выступлениях отмечалось, что в современных условиях российская образовательная система находится в глубоком кризисе и оказывает негативное влияние на процесс воспитания. Поэтому весьма актуальной в современной России является выработка эффективной, комплексной воспитательной и образовательной целевой программы по формированию духовно-нравственных ценностей, способных стать незыблемой основой в утверждении антиэкстремистских и антитеррористических принципов в сознании людей. Отмечалось, что одной из главных проблем, которая стоит перед обществом и всей педагогической общественностью России, — это концентрация усилий на реанимацию утраченных за последние годы таких социальных ценностей, как патриотизм, интернационализм, которые несут в себе объединяющий потенциал в борьбе с негативными социальными явлениями в общественной среде.
Подчеркивалось, что и терроризм, вырастающий на почве этнического, национального или религиозного протеста, является наиболее жестоким и кровавым. С глубокой озабоченностью говорилось о том, чтобы ряды экстремистов и террористов не пополнялись вновь, требуется взвешенная государственная экономическая и политическая стратегия, призванная ослабить социальные конфликты в обществе, а также искоренить политические и культурные факторы, содействующие проявлениям терроризма и экстремизма.
По мнению многих экспертов, пропаганда идей экстремизма направлена, прежде всего, на молодежь. Распространение в молодежной среде радикалистских
настроений обусловлено весьма широким участием подростков и молодежи в деятельности экстремистских организаций религиозного и политического толка, нарастания протестных настроений в молодежной среде, поиска альтернатив. Именно через Интернет в молодежную среду проникают активно пропагандируемые экстремистские идеи, что, в свою очередь, ведет к деформации политических ориентаций.
Социальная неопределенность, тревожность и риски, деформация общественных ценностей и правосознания негативно влияет на нравственно-психологическое сознание и поведение молодежи, повышается уровень ксенофобии, нетерпимости, молодое поколение (особенно в подростковом возрасте) не имеет достаточно твердой установки на неприятие и тем более противодействие идеям экстремизма и терроризма. При таких условиях деструктивным силам легче использовать мало просвещенную молодежь для пропаганды идей экстремизма и терроризма, раскачивания ситуации в стране, регионе вплоть до прямого негативного влияния на власть.
Квинтэссенцией всех выступлений стал тезис: вся система культурно-образовательных институтов российского общества, других государственных и общественных организаций повседневно должна заниматься формированием чувств национального и межнационального согласия в обществе, высокого чувства гражданства, патриотизма, национальной гордости и психологии партнерства и дружбы между народами и т.д.
Участники конференции сошлись во мнении, что дальнейшее проведение специальных исследований по различным проблемам экстремизма и терроризма имеет не только научное, но и существенное практическое значение. Изучение указанных проблем является исключительно важным также в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также сохранения социально-политической стабильности в стране. Необходимо придать наступательный характер противодействию идеологии экстремизма и терроризма в формате активной контрпропаганды. Данная задача диктует императив привлечения к этой деятельности экспертов в сфере самых различных отраслей знаний. Речь идет прежде всего о педагогах, психологах, социологах, политологах, юристах, которые должны постоянно отслеживать стремительно меняющуюся обстановку, выявлять социальные, политические, идеологические факторы распространения экстремизма и вырабатывать адекватные меры противодействия и экстремизму, и процессам радикализации.
Противодействие процессам радикализации должно включать в себя меры не только организационного, но и идеологического воздействия, потому что без разрушения идеологической пропагандистской инфраструктуры экстремистские и террористические сети способны весьма быстро восстанавливать собственный потенциал за счет привлечения новых сил в различных регионах мира.
В то же время новые информационно-коммуникационные реалии требуют и нового подхода к взаимодействию с молодежью для минимизации негативного влияния информационных источников, пропагандирующих идеологию насилия
и расовой нетерпимости. Ресурсом противодействия деятельности экстремистов является пресечение всевозможных контактов представителей экстремистских организаций с потенциальной молодежной аудиторией, обеспечение безопасной информационной среды, развитие защитных механизмов при помощи применения копинг-стратегий (адаптивной формы поведения, поддерживающей психологическое равновесие в проблемной ситуации), просвещение молодежи и социальной опасности преступлений экстремистской направленности, воспитание ответственного поведения.
Необходимо признать, что на данный момент органы государственной власти зачастую проигрывают на информационном поле экстремистам. Экстремистские сайты необходимо вытеснять созданием как можно большего числа позитивных и интересных сайтов и блогов для молодежи, для этого необходимо привлекать молодых талантливых журналистов, известных блоггеров, знающих молодежь, способных увлечь ее позитивной информацией и научить ее через сеть Интернет давать информационный отпор экстремистским идеям.
Попытки противопоставить «чужим» сетевым структурам «наши» сетевые структуры уже есть. Интересным опытом является, в частности, деятельность «ки-бердружинников», инициированная Лигой безопасного Интернета. Речь идет о добровольческом сообществе граждан (почти исключительно молодых людей), которые ведут борьбу с противоправным контентом в Интернете, прежде всего против детской порнографии и педофилии, но также и против контента, содержащего сцены насилия, в том числе с экстремистским уклоном.
Проблемой этого движения (как и других ему подобных) является отсутствие внятной идеологии противодействия экстремизму. Попытки руководителей Лиги на Первом всероссийском слете кибердружинников предложить в качестве такой идеологии антиамериканизм и «защиту Отечества» вызвала у молодых кибердру-жинников скорее настороженность, чем понимание.
В настоящее время главным направлением противодействия экстремистским тенденциям должно стать, видимо, и конструирование идеологии «позитивного патриотизма» — такого патриотизма, который предлагает молодым людям объединяться не против врагов (США, Запада, исламистов и так далее), а за какой-то внятный образ России XXI в. Эту задачу рано или поздно придется решать.
Исходя из объекта воздействия социальная сущность противодействия идеологии экстремизма (терроризма) должна заключаться в формировании в обществе неприятия этой идеологии, ее осуждения на основе аргументации, понятной и доступной объекту воздействия. Следует учитывать, что экстремистскую (террористическую) идеологию невозможно уничтожить физически, ибо мысль убить нельзя. Бесполезно ее запрещать законодательно, ибо запретный плод привлекает внимание людей. Эту идеологию можно лишь заменить на более привлекательную, понятную и полезную для индивида либо скомпрометировать, найдя убедительные аргументы и, главное, способ их доведения до объекта воздействия.
Стратегически подобный подход противодействия идеологии насилия выглядит приемлемым, однако в тактическом плане возникают проблемы, существенно снижающие его эффективность.
Бесспорно, силовые методы в борьбе с терроризмом и экстремизмом необходимы, но достижение конечной цели в противостоянии этому злу современного мира возможно лишь на основе постоянной системной профилактической работы. Ключевая роль в этом должна принадлежать учреждениям образования, которые призваны не только обучать, но и воспитывать личность, обладающую высокими духовно-нравственными качествами, способную противостоять идеологии экстремизма и терроризма. Следует отметить, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с еще не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.
В настоящий момент крайне актуальным становится требования повышения компетентности (преподавательского состава) педагогов (учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей ссузов и вузов) в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма. В связи с этим представляется исключительно важным включение в ФГОС соответствующего требования к аттестации педагогов. Представляется важным повышение компетентности в сфере антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи и подростков членов Антитеррористических комиссий на местах. В данной связи участники конференции рекомендуют Министерству образования и науки Российской Федерации выйти с предложением в Правительство РФ о том, чтобы все (без исключения) члены указанных ранее комиссий ежегодно и на постоянной основе проходили освоение дополнительных профессиональных программ (в рамках системы повышения квалификации государственных гражданских служащих) по рассматриваемой проблематике.
Н.П. Нарбут,
заместитель председателя
Организационного комитета Конференции
Ж.В. Пузанова,
член Организационного комитета Конференции