Научная статья УДК 323.173
DOI 10.52070/2500-347X_2021_4_845_47
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФРАНЦИИ В ЗОНЕ САХЕЛЯ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А. И. Емельянов1, Г. М. Сидорова2
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия,
Аннотация. Цель работы - проанализировать антитеррористическую стратегию Франции в части борьбы с джихадистскими группировками, ведущими свою деструктивную деятельность в Африке, в частности в зоне Сахеля. Затрагиваются вопросы внешней политики Франции, которая отстаивает свои интересы в Сахе-ле несмотря на то, что другие европейские государства и партнеры по НАТО не принимают активного участия в контртеррористических операциях в этом регионе. Делается вывод о том, что французская внешнеполитическая стратегия в Африке содержит в себе важный антитеррористический компонент, что выражается в их стремлении предотвратить распространение джихадизма в зоне Сахеля, тем самым, возможно, сократить нелегальную миграцию в Европу, в частности в саму Францию, и в итоге - обеспечить безопасность в Европе.
Ключевые слова: Африка, безопасность, джихадизм, Европейский союз, Сахель, стратегия, терроризм, Франция
Для цитирования: Емельянов А. И., Сидорова Г. М. Антитеррористическая стратегия Франции в зоне Сахеля в рамках европейской безопасности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. Вып. 4 (845). С. 47-63. DOI: 10.52070/2500-347X_2021_4_845_47
Original article
FRENCH ANTI-TERRORIST STRATEGY IN THE SAHEL ZONE WITHIN THE FRAMEWORK OF EUROPEAN SECURITY
A. I. Emelianov1, G. M. Sidorova2
Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia,
Abstract. In the framework of the given article, the author explores the problem of separatism in the Pattani region of the southern part of Thailand. This topic illustrates the complexity of the relationship between the Muslim minority, compactly residing within a certain territory, and, accordingly, the majority of the country's population with its state structures, related to the Thai ethnic group and to Buddhist religion. At the same time, in the context of this case, the problem of separatism is scrutinized together with the process of Muslim radicalization and the formation of separate terrorist groups associated or directly related to Islam or Islamism. The methodology of the research is based upon factor analysis, systematic approach, cross-cultural analysis, synthesis, comparison, and statistical methods.
Key words: Pattani, separatism, radicalization, ethno-cultural conflict, interreligious conflict, terrorism
For citation: Emelianov, A. I., Sidorova, G. M. (2021). French anti-terrorist strategy in the Sahel zone within the framework of european security. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social sciences, 4 (845), 47-63. DOI: 10.52070/2500-347X_2021_4_845_47
Введение
Прежде чем приступить к анализу политики Франции в зоне Сахеля, необходимо дать краткую характеристику джихадизма в са-хельском регионе («Сахель» от араб. cJ^L^ - «берег пустыни» - географическая область в Северной Африке, на юге пустыни Сахара). События последних лет в данном регионе показывают, что джихадизм в Африке имеет мало общего с терроризмом, поразившим многие части света в последнее десятилетие. Он представляет собой своеобразную форму протеста народов, переживающих социально-гуманитарные проблемы после окончания эпохи колониализма. Исследования, проведенные на основе опросов и бесед с пойманными джихадиста-ми показали, что большинство опрошенных лишь немного знали (или не знали вообще) религиозные тексты на момент, когда они вступали в группировки [Кадырова, Саватеев, 2018, с. 84]. Можно предположить, что основными причинами перехода людей к джихадистам являются халатное отношение действующих политических режимов к человеческому фактору, а также высокая коррумпированность государственных структур и т. д.
Таким образом, африканский джихадизм не поддается обычному анализу на основе европейского радикализма или опыту исламских государств [Саватеев, 2006, с. 197]. Остается бесспорным то, что в традиционных африканских верованиях заложено объединение
народов вокруг какого-нибудь харизматичного лидера или с целью защиты своей общины, ведущую и централизующую роль в которой традиционно играет религия. Однако, как показывает практика, этнические, региональные и национальные особенности берут верх над религией, и джихадистским течениям не удается объединиться в одно большое африканское исламистское течение, способное, наконец, стать единой уммой (от араб. V? - «община, нация») во всем регионе [Саватеев, 2014, с. 240].
Важно отметить, что джихадизм, как правило, проявляется в результате конфликтов, давних обид и притязаний стран или народов региона. Взяв на себя роль главного протагониста, чья основная правомерность заключалась бы в провозглашении антиджихадизма, Европа не смогла бы предложить странам Африки подходящего политического режима, способного сплотить людей и обеспечить стабильность и процветание. К тому же заметно бессилие Европейского союза в вопросе разрешения локальных конфликтов в Средиземноморье и в Северной Африке. Например, пастухи, страдающие от засухи, особенно суровой засухи 2018 года, гонят свои стада к общинам оседлых народов в центральной части Мали прямо перед началом жатвы, провоцируя тем самым конфликты с местными жителями, вынуждая местное население формировать общинные ополчения, в число которых, например, входит народ фульбе, чем могут воспользоваться пропагандисты джихадизма для культивации среди недовольных опасных радикальных идей.
На данный момент взаимодействие различных джихадистских движений в зоне может привести к осложнению ситуации на южных рубежах единой Европы. Несмотря на отсутствие в регионе сил, похожих на Исламское государство, деятельность которого запрещена на территории Российской Федерации, способных взять на себя эту роль в регионе активно действуют такие группировки как «Аш-Шабаб» в Сомали или «Боко харам» в Нигерии.
Франция как «локомотив» европейской антитеррористической политики
Франция является одним из ведущих игроков европейской политики в сфере безопасности. Так, Французская Республика старается принимать превентивные меры на подступах к Европе, которые
окажут благотворное влияние на стабильность в Европейском союзе на фоне роста числа предотвращенных и совершенных терактов в европейских странах. Особое внимание французской антитеррористической политики направлено на регион Сахеля, где на данный момент сосредоточено наибольшее число активных террористических группировок, угрожающих безопасности как в указанном регионе, так и европейским государствам, включая Францию. Данная политика поддерживается французскими властями, включая самого президента Франции, который, выступая на XXVI Конференции послов, состоявшейся 27 августа 2018 года, подчеркивал, что военное присутствие французских вооруженных сил в Сахеле является необходимой мерой для обеспечения безопасности самой Франции (URL: https:// www.diplomatie.gouv.fr/fr/le-ministere-et-son-reseau/actualites-du-ministere/conference-des-ambassadeurs-et-des-ambassadrices/editions-precedentes/xxvie-conference-des-ambassadeurs-et-des-ambassadrices-2018-27-31-aout-2018/).
Подходя к вопросу, с точки зрения геополитики, представляется предельно ясным, что французским политикам это выгодно для удержания «пальмы первенства» в Африке, поскольку, как справедливо отмечают исследователи А. Ю. Чихачев и Ю. С. Бирон, так как ни на одном другом театре военных действий (в том числе и на Ближнем Востоке) Пятая Республика не располагает однозначным лидерством положения в составе той или иной международной коалиции. Только в Сахеле, по мнению авторов, французские военные могут получить опыт ведения боевых действий в статусе стороны, которой принадлежит стратегическая инициатива [Чихачев, Бирон, 2018, с. 60].
Эту мысль подтверждает авторитетный отставной французский военный Антуан д'Эври. Он утверждает, что малийский опыт должен успокоить французов в отношении использования «способов» обороны и возможности принимать самостоятельно стратегические решения. Однако потеря бдительности недопустима, вследствие чего представляется необходимым разработать новые средства для противостояния возможным новым угрозам [d'Evry, 2015, с. 23].
Франция ставит перед собой задачу обеспечения безопасности, проводя борьбу с джихадизмом во всей сахельской зоне - от Мали до Чада. Сахельский вопрос фигурирует в ряде важных документов Франции. Например, в Белой книге о защите и национальной
безопасности 2013 года, определяющей комплексную стратегию обороны и безопасности Французской Республики. Эта проблема выступает как главенствующая во внешней политике государства [Livre Blanc, 2013]. В 2017 году в документе «Стратегический обзор национальной обороны и безопасности» подчеркивается, что «проблема са-хело-сахарского региона считается приоритетной для Франции в связи с борьбой с терроризмом и незаконной торговлей», и что «длительное укоренение джихадистских движений» служит угрозой не только Магрибу, но и территориям южнее Сахары, куда ранее уже проникли боевики террористической организации «Исламское государство» (URL: https://www.defense.gouv.fr/content/download/514684/8664656/ file/2017-RS-defl018.pdf). Эта проблематика также находит свое отражение также в Программе по национальной безопасности Э. Макрона (URL: https://en-marche.fr/emmanuel-macron/le-programme/defense).
Ситуация в указанных регионах мира требует от Франции решительных действий, которые выражаются в проводимых ею военных операциях. Одной из наиболее значимых операций вооруженных сил Франции является военная операция «Сервал», начатая в Мали в январе 2013 г. [Филиппов, 2013, с. 465]. Изначально она была направлена на спасение существующего там политического режима от джихадистов, наступавших с севера. По сути, она превратилась в механизм защиты, нацеленный на то, чтобы помешать боевикам прочно укрепиться в регионе и тем самым ликвидировать постоянную террористическую угрозу государствам региона. В результате операции французский контингент войск, прибывший по приглашению президента страны, сохранил политическую стабильность в Мали, что говорит о несомненном успехе данной операции на тот момент.
Подобный случай с Мали достаточно типичен для Африки. Страна, ранее никогда не имевшая развитой демократической политической культуры, записала себя в их ряды в 2000-х гг. Однако сути это не изменило: недостаточно представительные правительственные органы потеряли контроль над многими территориями страны, а вездесущая коррупция лишь вызывает недоверие у населения и негативно сказывается на неспособности формировать устойчивые военные отряды.
Продолжением «Сервала» стала операция «Бархан» [Филиппов, 2018, с. 88]. Она охватила, помимо Мали, еще четыре государства -Мавританию, Буркина-Фасо, Нигер и Чад. Объём задействованных
сил и средств вначале был меньше, чем в ходе операции «Сервал», но затем был доведен до сопоставимого уровня. По состоянию на октябрь 2018 года, в операции участвовали 4 500 французских военнослужащих, 470 бронемашин, 360 автомобилей снабжения, 19 вертолетов, 8 истребителей, 4 беспилотных летательных аппарата, от 6 до 10 транспортных самолетов. Однако этого было явно недостаточно для быстрой победы [Быстров, 2017]. Таким образом, задача оказалась трудновыполнимой для Франции, поскольку небольшие по численности отряды боевиков были рассредоточены на огромной территории.
В 2020 г. Франция укрепила свой военный потенциал в зоне Са-хеля. В начале 2020 года воинский контингент был увеличен с 4 500 до 5 100 военнослужащих (URL: https://www.leparisien.fr/politique/ sahel-la-france-renforce-l-operation-barkhane-de-4-500-a-5-100-militaires-02-02-2020-8250522.php). Французские войска располагаются на трех постоянных базах в городах Нджамена, Ниамей и Гао и на шести аванпостах. По ориентировочным оценкам, военная операция обходится французскому бюджету в 700 млн евро ежегодно (URL: https://www.defense.gouv.fr/content/download/492362/8406707/ DP-BARKHANE-0118.pdf).
Проведение подобных инициатив можно расценивать по-разному. Например, французский исследователь Перуза де Монкло считает идею присутствия Франции в Сахеле «потерянной войной» (Perouse de Monclos, 2020). Российский исследователь В.Р. Филиппов называет французское присутствие в зоне Сахеля «как еще одно проявление африканского вектора внешней политики Франции» [Филиппов, 2018, с. 85]. Появляется твердое убеждение, что присутствие Франции в зоне Сахеля является, скорее всего, продолжением политики неоколониализма, цель которой - укрепление французского влияния в данном регионе Африки.
Проблемы коллективной безопасности в Европе
Несмотря на намерение Франции занимать лидирующее положение в сфере безопасности, Республика всё же стремится к объединению усилий с другими заинтересованными партнерами и взаимодействию в рамках принципов коллективной безопасности. Поскольку обеспечение безопасности в Африке не является приоритетным вопросом в повестке дня Евросоюза, можно говорить о том, что вклад
его стран - членов в борьбу с терроризмом в регионе является, скорее, символичным. Однако Франция привела весомые аргументы в пользу того, что оказание помощи в развитии африканским странам будет лучшей мерой для предупреждения конфликтов, а также образования террористических ячеек, в перспективе угрожающих европейской стабильности. Тем самым ей удалось склонить к сотрудничеству европейские страны в данном вопросе.
План действий, принятый в ходе саммита в Валлетте (Мальта) в ноябре 2015 года утвердил европейскую программу по вопросу миграции, составленную Европейской комиссией в мае того же года. В результате были поставлены новые рамки коллективного взаимодействия, которые показали первостепенные задачи Евросоюза, заключающиеся в депортации беженцев на родину и оказание им помощи в адаптации. Однако такой подход потребовал привлечения больших средств с целью учреждения чрезвычайных фидуциарных (доверительных) фондов и составления плана европейского капиталовложения, исходя из логики «давать больше тем, кто помогает больше» в борьбе с неконтролируемой миграцией и адаптации беженцев на родине. Необходимо инвестировать средства в страны, поставляющие беженцев, чтобы решить проблемы миграции изнутри, а также «улучшить экономические перспективы и повысить социальные возможности, безопасность и развитие» (URL: https://www.consilium. europa.eu/media/21839/action_plan_en.pdf).
Бюджетная поддержка, согласованная в рамках напряженных дискуссий, предметом которых стали непосредственные финансовые возможности Евросоюза, выглядит не только как красноречивый жест. Она также отзывается эхом в других рассуждениях, ведущихся на той же основе. Таким образом, Франция стремится перераспределить свою помощь в развитии в пользу самых бедных стран (решение, принятое Межведомственным комитетом по международному сотрудничеству и развитию 8 февраля 2018 года), а также значительно увеличить свой вклад в официальную помощь в целях развития в течение последующих лет (URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/ pdf/releve_de_conclusions_du_comite_interministeriel_de_cooperation_ internationale_et_du_developpement_-_08.02.2018_cle4ea6e2-2.pdf). Использование других рычагов влияния, таких как Организация Франкофония, борьба с глобальным потеплением и учреждение
многосторонних образовательных фондов, также входит в эту стратегию. Германия, в свою очередь, объявила о разработке собственного решения европейской безопасности c момента саммита G-20, проходившего в Гамбурге летом 2017 года, получившего название «план Меркель». Канцлер Германии сформулировала три основные задачи, стоявшие перед участниками саммита: усиление устойчивости мира к вызовам, обеспечение стабильности развития, а также повышение ответственности при принятии решений. 30 октября 2018 г. во время саммита, состоявшегося в Берлине, в рамках инициативы G-20 «Compact with Africa», начатой с целью привлечения инвестиций в частный сектор Африки, А. Меркель объявила о создании фонда в 1 млрд евро, способствующий развитию малого и среднего бизнеса в Африке и созданию там рабочих мест (URL: https:// www.dw.com/en/compact-with-africa-enthusiasm-wanes-for-the-merkel-plan/a-51269718).
В целях прекращения бессмысленных обсуждений в кулуарах и реальной помощи региону вернуть стабильность и вовлечь в этот всеобъемлющий процесс не только власть имущих, но и простой народ, президент Э. Макрон содействовал созданию Союза помощи Сахелю, который, будучи профинансированным суммой в 6 млрд евро, смог стимулировать рост инвестиций для решения таких проблем, как трудоустройство молодежи, развитие сельского хозяйства, продовольственная безопасность, энергетический кризис и изменение климата, государственное управление, региональная безопасность. Суммарный бюджет Союза составляет 11,6 млрд евро для реализации 800 проектов (URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la- france/securite-desarmement-et-non-proliferation/ crises-et-conflits/l-action-de-la-france-au-sahel/).
В рамках этого объединения по борьбе с джихадистами предполагается формирование системы региональной безопасности, состоящей из трех уровней. Первый включает в себя применение эффективных наземных и воздушных сил по борьбе с джихадистами в лице Франции, поддерживаемой Европой и США. Второй - обеспечение безопасности в регионе силами африканских армий в рамках ооновских миротворческих сил МИНУСМА (англ. MINUSMA), а также выработку предложений в рамках Сахельской группы пяти (G5 Sahel), созданной в феврале 2014 года с целью координации и взаимной
поддержки стран Западной Африки в сфере политики и государственной безопасности. Наконец, третий уровень предполагает поддержку проводимых операций на уровне ООН (резолюции Совета Безопасности ООН). Создание подобной системы региональной безопасности могло бы вполне оправдать борьбу с глобальным терроризмом, ведущейся Францией.
Однако реализация инициативы требует времени. Кроме того, Франция не питает иллюзий в ожидании активной помощи от западных партнеров, которые сосредоточены на решении других проблем. Так, США принимают активное участие в стабилизации региона и обеспечивают военных необходимым оборудованием и разведывательными данными, но они категорически отказываются отправлять в Африку собственные контингенты вооруженных сил, особенно после засады 4 октября 2017 года у нигерийской деревни Тонго-Тонго, приведшую к гибели четырех солдат из отряда «зелёных беретов» США. Она была подготовлена боевиками салафистской джихадист-ской группировки «Исламское государство в Большой Сахаре» (далее - ИГБС) с целью напасть на нигерийских военных и американских спецназовцев, когда те возвращались на базу после миссии по сбору информации о местонахождении Аднана Абу Валида аль-Сахрави, лидера ИГБС.
Кроме того, отношение общественности к военным операциям США на территории развивающихся государств до сих пор остается объектом длительных и неоднозначных дискуссий в мировом сообществе. Так, газета «Ле Монд» пишет, что Париж не скрывает своей озабоченности сокращением сил по борьбе с терроризмом в зоне Сахеля своего главного союзника в этом деле - США. Это ставит в затруднительное положение операции по борьбе с джихадистами в данном регионе Африки [ТепепЬаит, 2020].
Государства Европы также не обещают принимать активного участия в операциях Франции. Прежде всего это вызвано тем, что французская бестактность в прошлых европейских военных операциях, особенно в Чаде, вызывает недоверие у ее партнеров. Главным скептиком в обсуждении данного вопроса является Германия, безуспешно убеждаемая Францией принять участие в осуществлении идеи всеобщей борьбы с исламистами. Германская общественность и ее «рупор» в лице Бундестага, имеющего больший политический вес в Европе,
в отличие от Национального собрания Франции, до сих пор не решается отправить своих солдат сражаться на чужой земле за свой счет.
Настроения европейских лидеров, похоже, объясняется тем, что они опасаются ответственности за перспективную новую миграционную волну из Южной Сахары на север. Существует серьезное сомнение в возможности сельского хозяйства удержать молодое непрерывно растущее население, вынужденное уезжать в крупные города в поисках лучшей жизни. Безусловно, значительная часть мигрантов и беженцев так и не достигает Европы, оседает в соседних африканских странах. Однако возможность этих соседних стран принять у себя мигрантов небезгранична. Таким образом они могут столкнуться с теми же экологическими и демографическими проблемами, тем более, что неравенство в доступе к экономическим благам характерно для всего субконтинента.
Содействуя сохранению мира в регионе, власти европейских государств надеются, что смогут избежать повторения кризисов, произошедших в Сомали, Эритрее или Судане, и остановить поток сотен тысяч беженцев. Чтобы избежать миротворческой военной интервенции в будущем европейцы готовы инвестировать еще больше средств в осуществление превентивных мер, а именно - снижение бедности и экономическое развитие. Несмотря на критику и протесты со стороны специалистов, они считают, что развитие стран Африки - это лучший способ сократить миграцию. Таким образом, наметился глобальный европейский подход к решению проблемы миграции и развития в Африке, с целью предотвратить региональные конфликты, без вмешательства извне.
Такой подход европейских политиков идет вразрез с идеями Франции. Если Франция не найдет поддержки в борьбе с джихади-стами, всеобъемлющая нестабильность региона негативно отразится на Европе. Французский стратегия решения проблемы в Африке показывает, что война с локальным джихадизмом не бывает недолгой, и может завершиться благополучно только при условии, что действия по освобождению территорий от террористов будут сопровождаться переустройством органов государственной власти, что конечной целью этих мер будет улучшение условий жизни населения. Речь идет о том, чтобы заручиться доверием народа, доказывая, что результаты «законных» государственных мер лучше, чем обещания повстанцев,
и в то же время, не позволяя людям быть втянутыми в «спираль» насилия против мирных жителей. Французская армия, даже если она опять вмешается в решающие бои с террористами, как это было в случае войны в зоне Липтако-Гурма в 2018 г. (историческом районе в Западной Африке - территории современных государств Мали, Буркина-Фасо и Нигер), то в этом случае она попытается освободиться от своих военных обязательств и основную часть боевых действий возложить на африканских военных. Для этого мировое сообщество с подачи Франции решило помочь странам Липтако-Гурма сформировать собственные военные отряды и снарядить их всем необходимым, пользуясь взаимодействием трех стран друг с другом: Сахельская группа пяти показалась похвальным проектом, однако летом 2018 г. оказалось, что фидуциарный фонд, созданный в поддержку этого проекта, не привлек новых инвесторов.
Африканский союз, членом которого является Алжир, настороженно настроенный по отношению к Франции и ее инициативам, не собирается начинать подготовку к такой операции. Кроме того, необ-ученность малийской армии и плохое руководство президента Кейта побудило малийцев еще больше ненавидеть главу государства и его европейских союзников. Жестокое нападение, ответственность за которое взяла на себя террористическая организация «Группа поддержки ислама и мусульман», на штаб-квартиру армейских подразделений Сахельской группы пяти 29 июня 2018 г. в г. Севарэ (Мали) показало, что слишком рано говорить о том, что ситуацию можно взять под контроль. Не радуют и результаты африканских военных. Так, в начале 2019 года в рамках партнерства в операции принимали участие военнослужащие из Чада: 34, Мали - 201, Нигера - 62, Буркина-Фасо - 6, Мавритании - 5 (URL: https://www.defense.gouv.fr/content/do wnload/546847/9337736/20181031_NP_EMA%20CABCOM_DP%20 BARKHANE_vf%281%29.pdf).
Три самые опасные группировки: «Аш-Шабаб» в Сомали, «Боко харам» в Нигерии и джихадисты в Мали, до сих пор существуют из-за промахов военных. Несмотря на то, что повстанческие объединения были объявлены официально уничтоженными, им удалось дождаться момента, когда военные ослабят контроль над регионом, и недовольство населения вновь позволит им заниматься вербовкой новых подопечных. Некомпетентность и коррупция в рядах нигерийских
военных руководителей особенно тревожат, так как они во многом объясняют низкое качество проведения военных операций.
Обращают на себя внимание участившиеся внесудебные казни в Мали, которые усиливают недовольство населения государственной властью. Несмотря на то, что г. Бамако пользуется помощью общинных ополчений для борьбы с джихадистами, малийские власти, ввязавшись, по сути, в социальный конфликт, в итоге не смогли его разрешить (ввиду слабости земельной политики, отсутствия навыков по прогнозированию последствий засухи и инвестиций в сельскохозяйственный комплекс). Президент в полной мере не смог воплотить в жизнь Алжирские соглашения 2015 г., утверждающие выход из конфликта. Они были подвергнуты жесткой критике со стороны большинства малийцев, видевших в этих соглашениях поощрение вооруженных восстаний, которые устроили малоизвестные тогда преступные группировки, располагавшиеся за пределами малонаселенной северной части страны. Люди ожидали, по крайней мере, начала процесса разоружения, демобилизации и реинтеграции, которого, в итоге, так и не случилось. Несмотря на тот факт, что Мали ежегодно получает помощь в размере 1 млрд евро, экономический рост страны не позволяет ей искоренить бедность и безработицу среди молодежи, а обвинения в коррупции звучат уже более резко со стороны некоторых спонсоров.
Вот почему джихадисты, временно ушедшие в подполье после операции «Сервал», смогли вновь собрать войска и начать новое военное наступление. Будучи образованными террористической организацией «Аль-Каида в Исламском Магрибе» в рамках террористической организации «Группа поддержки ислама и мусульман», им удалось проникнуть в центр, а затем укрепиться и на юге страны. На данный момент джихадисты продолжают захват Буркина-Фасо, на севере которого произошли более десятка террористических атак, унесших жизни сотен людей в последние месяцы.
Заключение
Могут ли французские вооруженные силы «увязнуть» в бесконечной войне без надежды на возможную победу прежде, чем французская общественность серьезно задумается о необходимости присутствия Франции в регионе? С одной стороны, потери малы, а планирование военных мероприятий принимает во внимание сложности проведения
такого вида операций с постоянным урезанием бюджета. С другой стороны - опасная затея, уносящая жизни десятка военных, может всё же повлиять на общественное мнение и подорвать решимость правительства продолжить военное присутствие Франции в регионе. Уже сейчас военные выражают первые сомнения: безысходности положения больше нельзя не замечать.
Расхождение в восприятии внешних угроз и стратегических задач в Африке показывает, что европейские страны испытывают влияние обостренных эффектов ситуации в неблагоприятном для себя контексте. Таким образом, разобщенность на данный момент среди стран - членов Евросоюза по некоторым центральным темам, касающихся будущего Европы, а именно: миграционная политика, уважение демократических принципов, бюджетные правила для членов еврозоны и ослабление влияния канцлера Германии Ангелы Меркель, которая до сих пор не видит необходимости военного вмешательства в Африку, едва ли позволяют надеяться на твердую приверженность европейцев сражаться с джихадистами в Сахеле. Франция при этом рискует оказаться одной с Сахельской группой пяти, недостаточно обеспеченной и подавленной бессилием малийских военных и властей, что подтверждают недавние события в этой стране.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Кадырова К. А., Саватеев А. Д. Джихад в интерпретации исламских богословов современности // Сборник Института Африки Российской академии наук «Исламистские движения на политической карте современного мира». 2018. С. 80-91.
2. Саватеев А. Д. Исламская цивилизация в Тропической Африке // Институт Африки РАН. 2006. С. 190-270.
3. Саватеев А. Д. Исламский фундаментализм в Африке: миф? Угроза? Реальная опасность? // Ежегодник Института Африки РАН «Африка: слагаемые современного развития». 2014. С. 228-268.
4. XXVIe Conférence des ambassadeurs et des ambassadrices 2018 (27-31 août 2018). Available at: URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/le-ministere-et-son-reseau/actualites-du-ministere/conference-des-ambassadeurs-et-des-ambassadrices/editions-precedentes/xxvie-conference-des-ambassadeurs-et-des-ambassadrices-2018-27-31-aout-2018
5. Чихачев А. Ю., Бирон Ю. С. Французская операция «Бархан»: Pro et Contra // Мировая политика. 2018. № 4. С. 56-66.
6. d'Evry A. L'opération Serval à l'épreuve du doute: Vrais succès et fausses leçons // Focus stratégique. 2015. .№59. 53 p. Available at: URL: https://www. ifri.org/sites/default/files/atoms/files/fs59devry_0.pdf.
7. Livre Blanc. Défense et Sécurité nationale. 2013 // Direction de l'information légale et administrative Available at: URL: https://www.lefigaro.fr/assets/pdf/ Livre_blanc_2013.pdf.
8. Revue stratégique de Défense et de Sécurité nationale (2017) // Ministère des Armées. Available at: URL: https://www.defense.gouv.fr/content/ download/514684/8664656/file/2017-RS-def1018.pdf.
9. Le programme d'Emmanuel Macron pour la défense // La République en Marche. URL: https://en-marche.fr/emmanuel-macron/le-programme/defense.
10. Филиппов В. Р. Малийский кризис 2012-2013 годов // Сборник Института Африки РАН «Год планеты: экономика, политика, безопасность». 2013. С. 420-434.
11. Филиппов В. Р. Приоритеты африканской политики Э. Макрона: операция «Бархан» // Международные отношения. 2018. № 3. С. 80-92.
12. Быстров А. А. О причинах неудачи операции «Бархан» в зоне Сахеля: Москва: Институт Ближнего Востока. 2017. Режим доступа: URL: http:// www.iimes.ru/?p=35817.
13. Sahel: la France renforce l'opération Barkhane de 4500 à 5100 militaires // Le parisien. 2020. 2(2). Available at: URL: https://www.leparisien.fr/ politique/sahel-la-france-renforce-l-operation-barkhane-de-4-500-a-5-100-militaires-02-02-2020-8250522.php.
14. Opération Barkhan // Minisère des Armées de la République Française. Dossier de Presse. URL: https://www.defense.gouv.fr/content/ download/492362/8406707/DP-BARKHANE-0118.pdf.
15. Perouse de Monclos M.-A. Une guerre perdue. La France au Sahel. France, Paris: JCLattes, 2020.
16. Action Plan // Valetta Summit, 11-12 november 2015. Available at: URL: https://www.consilium.europa.eu/media/21839/action_plan_en.pdf.
17. Relevé de conclusions // Réunion du Comité interministriel de la cooperation international et du de éveloppement (CICID). 8 fevrier 2018. Available
at: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/releve_de_conclusions_
du_comite_interministeriel_de_cooperation_internationale_et_du_
developpement_-_08.02.2018_cle4ea6e2-2.pdf.
18. Compact with Africa: Enthusiasm wanes for the 'Merkel Plan' // Deutsche Welle. Available at: URL: https://www.dw.com/en/ compact-with-africa-enthusiasm-wanes-for-the-merkel-plan/a-51269718.
19. L'action de la France au Sahel // 2020. Available at: URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la- france/securite-desarmement-et-non-proliferation/ crises-et-conflits/l-action-de-la-france-au-sahel.
20. Tenenbaum Elie. Lutte contre le terrorisme en Afrique: «La France et les EtatsUnis sont de moins en moins alignés» // Le Monde. 3 (2). Available at: URL: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2020/02/03/en-afrique-la-france-et-les-etats-unis-sont-de-moins-en-moins-alignes_6028212_3212.html.
21. OpérationBarkhane.Dossierdepresse //Ministère desArmées.Availableat: URL: https://www.defense.gouv.fr/content/download/546847/9337736/20181031_ NP_EMA%>20CABC0M_DP%20BARKHANE_vf%281%29.pdf
REFERENCES
1. Kadyrova, K. A., Savateyev, A. D. (2018). Dzhikhad v interpretatsii islamskikh bogoslovov sovremennosti = Jihad in the interpretation of modern Islamic theologians. Sbornik Instituta Afriki Rossiyskoy akademii nauk «Islamistskiye dvizheniya na politicheskoy karte sovremennogo mira» (pp. 80-91). (In Russ.)
2. Savateyev, A. D. (2006). Islamskaya tsivilizatsiya v Tropicheskoy Afrike = Islamic civilization in Tropical Africa (pp. 190-270). Institut Afriki RAN. (In Russ.)
3. Savateyev, A. D. (2014). Islamskiy fundamentalizm v Afrike: mif? Ugroza? Realnaya opasnost'? = Islamic fundamentalism in Africa: a myth? A threat? A real danger? Yezhegodnik Instituta Afriki RAN «Afrika: slagayemyye sovremennogo razvitiya» (pp. 228-268). (In Russ.)
4. XXVIe Conférence des ambassadeurs et des ambassadrices (27-31 août 2018). Available at: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/le-ministere-et-son-reseau/actualites-du-ministere/conference-des-ambassadeurs-et-des-ambassadrices/editions-precedentes/xxvie-conference-des-ambassadeurs-et-des-ambassadrices-2018-27-31-aout-2018
5. Chikhachev, A. Y. Biron, Y. S. (2018). Frantsuzskaya operatsiya «Barkhan»: Pro et Contra = French operation «Barkhan»: Pro et Contra. Mirovaja politika, 4, 56-66. (In Russ.)
6. d'Evry, A. (2015). L'opération Serval à l'épreuve du doute: Vrais succès et fausses leçons. Focus stratégique, 59, 53. Available at. https://www.ifri.org/ sites/default/files/atoms/files/fs59devry_0.pdf
7. Livre Blanc. Défense et Sécurité nationale. 2013 // Direction de l'information légale et administrative Available at. https://www.lefigaro.fr/assets/pdf/Livre_ blanc_2013.pdf
8. Revue stratégique de Défense et de Sécurité nationale (2017) // Ministère des Armées. Available at. https://www.defense.gouv.fr/content/ download/514684/8664656/file/2017-RS-def1018.pdf
9. Le programme d'Emmanuel Macron pour la défense. La République en Marche. Available at. https://en-marche.fr/emmanuel-macron/le-programme/ defense
10. Filippov, V. R. (2013). Maliyskiy krizis 2012-2013 godov = Mali crisis of 2012-2013. Sbornik Instituta Afriki RAN «God planety: ekonomika, politika, bezopasnost» (pp. 420-434). (In Russ.)
11. Filippov, V. R. (2018). Prioritety afrikanskoy politiki E. Makrona: operatsiya «Barkhan» = Priorities of E. Macron's African policy: Operation Barkhan. Mezhdunarodnye otnoshenija, 3, 80-92. (In Russ.)
12. Bystrov, A. A. (2017). O prichinakh neudachi operatsii «Barkhan» v zone Sakhelya = On the reasons for the failure of Operation Barkhan in the Sahel zone. Moscow: Institut Blizhnego Vostoka. Available at: http://www.hmes. ru/?p=35817 (In Russ.)
13. Sahel: la France renforce l'opération Barkhane de 4500 à 5100 militaires (2020). Le parisien, 2 (2). Available at: https://www.leparisien.fr/politique/ sahel-la-france-renforce-l-operation-barkhane-de-4-500-a-5-100-militaires-02-02-2020-8250522.php
14. Opération Barkhan. Minisère des Armées de la République Française. Dossier de Presse. Available at: https://www.defense.gouv.fr/content/ download/492362/8406707/DP-BARKHANE-0118.pdf
15. Perouse de Monclos M.-A. (2020). Une guerre perdue. La France au Sahel. France, Paris: JCLattes.
16. Action Plan (2015). Valetta Summit, 11-12 november. Available at: https:// www.consilium.europa.eu/media/21839/action_plan_en.pdf
17. Relevé de conclusions (2018) // Réunion du Comité interministriel de la cooperation international et du de éveloppement (CICID). 8 fevrier. Available at: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/releve_de_conclusions_ du_comite_interministeriel_de_cooperation_internationale_et_du_ developpement_-_08.02.2018_cle4ea6e2-2.pdf
18. Compact with Africa: Enthusiasm wanes for the 'Merkel Plan' // Deutsche Welle. Available at: https://www.dw.com/en/ compact-with-africa-enthusiasm-wanes-for-the-merkel-plan/a-51269718
19. L'action de la France au Sahel (2020). Available at: https://www.diplomatie. gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/securite-desarmement-et-non-proliferation/crises-et-conflits/l-action-de-la-france-au-sahel/
20. Tenenbaum, Elie. (2020). Lutte contre le terrorisme en Afrique: «La France et les Etats-Unis sont de moins en moins alignés». Le Monde, 3 (2). Available at: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2020/02/03/en-afrique-la-france-et-les-etats-unis-sont-de-moins-en-moins-alignes_6028212_3212.html
21. Opération Barkhane. Dossier de presse // Ministère des Armées. Available at: https://www.defense.gouv.fr/content/download/546847/9337736/20181031_ NP_EMA%20CABœM_DP%20BARKHANE_vf%281°/o29.pdf
Информация об авторах
Емельянов А. И. - кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой теории регионоведения Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета
Сидорова Г. М. - доктор политических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории международных отношений института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета
Information about the authors
EmelianovA. I. - PhD (Political Science), Associate Professor, Head of the Department of the Theory of Regional Studies, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty), Moscow State Linguistic University
Sidorova G. M. - Doctor of Political Science (Dr. habil), Associate Professor, Professor of the Department of the Theory and History of International Relations, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty), Moscow State Linguistic University
Статья поступила в редакцию 12.11.2021;
одобрена после рецензирования 03.12.2021; принята к публикации 06.12.2021. The article was submitted 12.11.2021;
approved after reviewing 03.12.2021; accepted for publication 06.12.2021.