ВНЕШНИЕ ОПЕРАЦИИ ФРАНЦИИ В САХЕЛЕ: ПРЕДЕЛЫ АДАПТАЦИИ
Александр Сидоров,
научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОНРАН
Аннотация. В статье рассматриваются военно-политические аспекты внешних операций Франции в Сахаро-Сахельском регионе. На примере Мали показаны возможности и пределы вынужденной адаптации французской модели военного присутствия. Выявлены системные ограничения, не позволяющие в кратко- и среднесрочный период создать условия для выхода Франции с сахельского театра военных действий (ТВД). Сделан вывод о необходимости более активного подключения существующих региональных структур безопасности для стабилизации ситуации в Мали и в приграничных районах.
Ключевые слова: Мали; Сахаро-Сахельский регион; «Бархан»; совместные силы; адаптация; вооруженные террористические группировки.
Keywords: Mali; Sahelo-Saharan region; Barkhane; joint forces; adaptation; armed terrorist groups.
Франция продолжает вести глобальную борьбу с исламским терроризмом внутри страны и за рубежом на разных театрах военных действий (ТВД). Сахело-Сахарский регион, ССР (bande sahélo-saharienne, BSS) - один из театров этой борьбы (самый большой для французской армии с окончания Второй мировой войны), где основные цели Франции еще далеко не достигнуты, в отличие от Ирако-Сирийского региона (Леванта). В конце марта 2019 г. министр обороны Франции Ф. Парли объявила об утрате группировкой ИГ (запрещена в России) всех территорий в Ираке и Сирии1.
Были и остаются весьма амбициозные цели -очистить ССР от вооруженных террористических группировок и обеспечить государствам способность самостоятельно поддерживать свою безопасность и охрану границ. Подобное целеполагание является стратегическим и сохраняется2, но сроки реализации этих целей отодвигаются все дальше, несмотря на усилия Франции, мирового сообщества и региональных организаций.
Конец 2018 - начало 2019 г. дает возможность подвести некоторые итоги более чем шестилетнего активного военного присутствия Франции в
1 Communiqué de Florence Parly, ministre des Armées. Mode of access: https://www.defense.gouv.fr/salle-de-presse/communiques/ communiques-de-florence-parly/23_03_19_communique_florence-parly-ministre-des-armees
2 Dossier de presse Opération Barkhane. 2019, février. P. 7. Mode of access: https://www.defense.gouv.fr/operations/barkhane/ dossier-de-presentation/operation-barkhane
регионе, считая отправной точкой военное вмешательство в Мали в январе 2013 г.
Если рассматривать ситуацию в регионе3 поэлементно, то именно государство Мали оказалось на тот момент самым слабым его звеном, чему способствовало сочетание ряда внешних и внутренних факторов, главные из которых до сих пор продолжают оказывать негативное воздействие не только на Мали, но и на регион в целом. В их числе - непреодоленные последствия ливийского кризиса (открытый ливийский «ящик Пандоры»)4; алжирский фактор (неучастие Алжира в коллективных структурах безопасности в Сахеле, вытеснение остатков исламистских группировок на юг страны и в районы, приграничные с Мали, Нигером, Ливией); наличие значительного внутреннего конфликтного потенциала в Мали, в том числе раскол и нерешительность элит в отношении путей урегулирования ситуации на севере Мали.
В итоге Национально-освободительное движение Азавада (по названию провинции в Мали) - МНЛА (Mouvement national de libération de l'Azawad, MNLA) в одностороннем порядке провозгласило создание независимого государства Азавад в северной части Мали. Это стало возможным в условиях срыва внут-рималийского диалога, проходившего под эгидой Алжира в декабре 2012 г., и фактического бездействия африканских региональных структур безопасности по восстановлению целостности страны.
Франция лучше других представляла себе ситуацию в Мали и прилегающих странах, а также последствия невмешательства на фоне стремительного ухудшения военной обстановки. Решение об операции «Сервал» в Мали было принято 11 января 2013 г. в течение минут5; первые авиаудары по джихадистам последовали уже через пять часов
Кроме северной части Мали, Сахаро-Сахельский регион
включает почти полностью территории Мавритании и Нигера, а также северные части Сенегала, Буркина-Фасо, Нигерии, запад-
ные части Чада и Ливии, юг Алжира. Такое определение границ региона официально принято Европейским союзом и применяется отечественными экспертами. - См. подробнее: Сидоров А. С. Военно-политическая активность Франции в Сахаро-Сахельском регионе // Перспективы. Электронный журнал. 2016, № 4(8), октябрь-декабрь. С. 88.
4 Lebhour K. Mali: le Conseil de sécurité de l'ONU condamne les putschistes. 27.03.2012. Mode of access: http://www.rfi.fr/ afrique/20120327-mali-le-conseil-securite-onu-condamne-putschistes
5 Hollande F. Les leçons du pouvoir. P.: Éd. Stock, 2018. Р. 50.
после подтверждения президента1. Франция действовала по просьбе законного руководства Мали и до начала операции обеспечила себе дипломатическую поддержку на всех уровнях.
Восстановить территориальную целостность Мали удалось достаточно быстро и с минимальными потерями. Этому способствовали: предварительное (с 1 декабря 2009 г. - в Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуаре, Мали, Мавритании, Нигере; с 1 октября 2014 г. -в Чаде) размещение Францией в регионе сил специальных операций (ССО), действующих в рамках миссии «Меч» (Sabre)2; с самого начала массированное применение авиации и боевых вертолетов в сочетании с действиями высокомобильных сухопутных подразделений3 (был учтен опыт недавней ливийской кампании. - Прим. авт.).
Однако, после, казалось бы, успешного завершения операции «Сервал» конфликт постепенно приобрел отчетливый трансграничный характер, возникла необходимость переформатирования операции. С 1 августа 2014 г. операция «Бархан» стала новой и вынужденной обстоятельствами моделью регионального военного присутствия Франции в Африке - моделью с открытым временным мандатом. На официальном уровне операция «Бархан» сейчас рассматривается как военное измерение глобалъного подхода, делается упор на ее граждан-ско-военную составляющую - оказание помощи местному населению (устройство колодцев, прокладка линий электропередачи, организация медицинской помощи, строительство инфраструктурных объектов - всего 70 проектов)4.
Французская сторона отдает себе отчет в том, что сложившаяся в Мали ситуация является следствием слабого присутствия государства на огромных пространствах за пределами крупных населенных пунктов (в основном в сельских районах), коррупции, незаинтересованности или неспособности власти на местах решать текущие проблемы населения. Примечательно, что малийское руководство отказывается допускать, что плохое управление -главная причина всех бед в регионе5.
1 Evry A. de. L'opération Serval à l'épreuve du doute: vrais succès et fausses leçons // Focus stratégique. 2015. No 59. P. 22. Mode of access: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/ fs59devry_0 .pdf
2 Arrêté du 5 juin 2013 portant ouverture de l'agrafe «Sahel» sur la médaille d'outre-mer. Mode of access: https://www. legifrance.gouv.fr/affichTexteArticle.do;jsessionid=652926B9399 FE19022A2504C9E97BDD0.tplgfr25s_1 ?cidTexte=JORFTEXT 000027564102&idArticle=LEGIARTI000029556964&dateTexte= 20141009&categorieLien=id#LEGIARTI000029556964
3 См. подробнее: Goya M. La guerre de trois mois: l'intervention française au Mali en perspectives // Politique étrangère. 2013. Vol. 78. No. 2. Été. P. 160-161.
4 Dossier de presse Opération Barkhane. 2018, décembre. P. 10.
5 Gouëset C. Au Mali, «la France prête trop d'attention au militaire pas assez au terreau du djihadisme» // L'Express. 19.05.2017. Mode of
access: https://www.lexpress.fr/actualite/monde/afrique/au-mali-la-
france-prete-trop-d-attention-au-militaire-pas-assez-au-terreau-du-
djihadisme_1909927.html?link_time=1495213304#xtor=CS3-5083
Неудивительно, что на этом фоне встречает понимание пропаганда джихадистов. И дело не только в том, что они уже давно реализуют стратегию встраивания в социальную ткань, особенно в сельских районах, паразитируя на местных проблемах (слабость государства, плохое управление, безнаказанность). Социальные проблемы не решались в Сахеле десятилетиями, и само их наличие свидетельствует об «изъянах постколониальных моделей государственного устройства и управления»6. Избыточная централизация, сосредоточение власти в столице является «фирменным отличием» государств именно франкофонной Африки.
Джихадисты посредством «Группы поддержки ислама и мусульман» (Groupe de soutien à l'islam et aux musulmans, GSIM) предлагают своего рода контрпроект, альтернативу - идеологию, которая претендует на то, чтобы преодолеть межобщинные противоречия7, выступает как элемент «мягкой силы» исламистского джихадизма на африканской почве8.
Подчеркнем, однако, что изначально «Бархан» -прежде всего военная операция, по определению не нацеленная на решение преимущественно социально-экономических задач. В любой операции такого рода главную сложность для военных представляет определение противника.
Вооруженные террористические группировки (Groupes armés terroristes, GAT), против которых официально направлена операция, в реалиях Мали -расплывчатое и условное понятие. Особенно на фоне целого ряда вооруженных группировок - и подписавших летом 2015 г. Алжирское соглашение о мире и примирении в Мали (Groupes Armés Signataires, GAS), и не подписавших это соглашение, и вооруженных группировок исламистского типа, не обязательно террористических, но настроенных оппозиционно к центральной власти.
Возникают вопросы: как поступать с различными вооруженными группами - самообороны, разного рода «милициями», организованными по этно-национальному признаку; как правильно реагировать на «социально приемлемые» в государствах Сахеля практики (контрабанду, незаконную торговлю продуктами питания, топливом, медикаментами и т.д.), которые обеспечивают экономическое выживание достаточно широких слоев населения. Проблема приобретает остроту еще потому, что очень тонкая черта отделяет эти практики от контрабанды наркотиков, оружия, торговли людьми. Всем вышеперечисленным занимаются иногда одни и те же вооруженные группы, часто не обязательно
Montclos M.-A. L'Afrique, nouvelle frontière du djihad? P.: La Découverte, 2018. P. 103.
7 Chebli D. L'échec de l'intervention française au Mali // Libération. 27.06.2017. Mode of access: https://www.liberation.fr/ debats/2017/06/27/l-echec-de-l-intervention-francaise-au-mali_ 1579931
8 См. подробнее: Манойло A. «Мягкая сила» сетевых террористических организаций // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. М.: ИНИОН, 2018. Вып. 51(67). С. 11-17.
террористы или джихадисты. Для военных «Бархана», как, впрочем, и для сил Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) и Совместных сил «Сахельской пятерки» (Force conjointe du G5 Sahel, FCG5S)1, разделять эти группы на «плохих» и «хороших» -сложная и не свойственная им задача, сопряженная с риском ошибки. Отсутствие же в этом вопросе гибкости и чрезмерные репрессии государственных сил безопасности способны создать дополнительные условия для пополнения рядов джихадистов.
Одна из системных проблем военных «Бархана» и вообще стратегии Франции в Сахеле заключается в том, что в ходе контртеррористических операций они неизбежно вовлекаются в межобщинные разногласия, утрачивая такое ценное качество как беспристрастность. Зачастую французская сторона идет на это вынужденно, в целях военной эффективности. Но эта эффективность продолжает приносить «Бархану» тактические резуль-таты2, одновременно отдаляя перспективы достижения результатов политических.
Так, в регионе Менака (на северо-востоке Мали, недалеко от границы с Нигером) для того, чтобы ликвидировать джихадистов, французские силы проводят операции, привлекая вооруженные отряды «Движения за спасение Азавада» (Mouvement pour le salut de l'Azawad, MSA) и «Группы самообороны туарегов Имгад и их союзников» (Groupe autodéfense touareg Imghad et alliés, GATIA). Однако эти группы, официально поддерживающие правительство Мали, подозреваются в злоупотреблениях в отношении местного гражданского населения3. Поддерживая одни вооруженные милиции / группы самообороны для достижения сиюминутной эффективности в борьбе с джиха-дистами, Франция, вольно или невольно, повторяет ошибку малийских властей. Те негласно поощряют создание таких отрядов, будучи неспособными обеспечить присутствие и контроль государства на всей территории страны, фактически подрывая планы разоружения в Мали. Нынешняя правительственная армия (перспективы значительного увеличения численности и боеспособности которой выглядят весьма туманно. - Прим. авт.) в состоянии обеспечить лишь точечное воздействие на противника. В итоге обеспечением масштабного и длительного присутствия вынуждены заниматься французские силы «Бархана».
С момента выступления президента Э. Макрона на конференции послов летом 2017 г., где он высоко оценил решение своего предшественника о вмешательстве в Мали4, ситуация в регионе изменилась
1 В составе Чада, Мавритании, Буркина Фасо, Мали, Нигера. - Прим. авт.
2 Dossier de presse Opération Barkhane. 2018, décembre. Ibid. P. 1.
3 Firtion P. Macron et l'Afrique (4/5): au Sahel, une politique trop sécuritaire? 10.05.2018. Mode of access: http://www.rfLfr/afrique/ 20180510-macron-afrique-sahel-barkhane-mali-cma-gatia-MSA
4 Discours du Président de la République à l'ouverture de la
conférence des Ambassadeurs, le 29 août 2017. Mode of access:
не в лучшую сторону. Изменились и оценки перспектив стабилизации ситуации в Мали, путей и сроков выхода с ТВД.
На начальном этапе Макрон требовал от армии решительных и быстрых побед, обещал продолжить борьбу с исламистским терроризмом «в том же темпе, с той же интенсивностью и с той же решительностью»5. Постепенно тональность менялась: французское политическое руководство стало увязывать возможности урегулирования конфликта с общей стабилизацией обстановки в регионе и в прилегающих странах6, особенно в Ливии, практически продублировав оценки, содержащиеся в июньском докладе ООН по Мали7. Президент после полуторагодичного погружения в сахельскую проблематику, видимо, осознал, что ни о каком выходе с ТВД в обозримой перспективе не может быть и речи; что тематика борьбы с терроризмом там может обсуждаться лишь в неопределенных временных категориях. В феврале 2019 г. премьер-министр Э. Филипп заявил, что Франция останется «вместе с Мали столько, сколько необходимо»8.
Военные, поскольку их мнения не связаны с электоральными циклами, с самого начала операции «Бархан» более реалистично оценивали сроки ее проведения. На слушаниях в июле 2018 г. генерал Ф. Лекуэнтр, нынешний начальник главного штаба ВС Франции, говорил, что, если нельзя выиграть гибридную войну, надо прежде всего ее не проиграть, не исключая при этом 10-летнюю продолжительность операции «Бархан»9.
В настоящее время Франция в поисках выхода с сахельского ТВД (мы рассматриваем аспекты безопасности) действует по ряду направлений. В военном отношении - пытается переломить ситуацию (с начала 2018 г. по октябрь было «нейтрализовано» 130 террористов)10, максимально используя силы специальных операций как наиболее подходящий инструмент для действий в сетевой, децентрализованной, асимметричной среде; а также поощряет и
https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/08/29/discours-du-
president-de-la-republique-a-l-ouverture-de-la-conference-des-
ambassadeurs
5 Vœux du Président Emmanuel Macron aux Armées, le 19 janvier 2018. Mode of access: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2018/ 01/19/voeux-du-president-emmanuel-macron-aux-armees
6 Discours du Président de la République à la conférence des Ambassadeurs, le 27 août 2018. Mode of access: https://www. elysee.fr/emmanuel-macron/2018/08/27/discours-du-president-de-la-republique-a-la-conference-des-ambassadeurs
7 La situation au Mali. Rapport du Secrétaire général. 6 juin 2018. P. 12. Mode of access: https://minusma.unmissions.org/sites/ default/files/180606_sg_report_on_mali_french_.pdf
8 L'opération Barkhane pour stabiliser la zone sahélienne. Mode of access: https://club.bruxelles2.eu/2019/03/loperation-barkhane-pour-stabiliser-la-zone-sahelienne/
9 Commission de la défense nationale et des forces armées. Mardi 17 juillet 2018. Compte rendu n° 71. P. 25. Mode of access: http:// www.assemblee-nationale.fr/15/pdf/cr-cdef/17-18/c1718071 .pdf
10 Entretien de Mme Florence Parly, ministre des armées, dans «Jeune Afrique» du 28 octobre 2018, sur la lutte contre le terrorisme au Sahel. Mode of access: http://discours.vie-publique. fr/notices/183002153.html
поддерживает - с переменным успехом - инициативы по укреплению партнерства в рамках Совместных сил ЕС05Б.
С конца 2017 г. «Бархан» делал ставку на проведение широкомасштабных и длительных (до 1,5 мес.) операций по контролю местности и проведению зачисток под общим названием Коц/га, решающее значение которой отметила Ф. Парли2 (Куфра - название символичное, связанное с именем и успешными действиями в Ливийской пустыне полковника, а в дальнейшем генерала Леклерка в 1941 г. - Прим. авт.).
Действительно, 2018 год, с точки зрения военного и политического руководства Франции, был плодотворным - в смысле нанесения прямых потерь террористам и их лидерам3. По мнению директора департамента военной разведки генерала Ж.-Ф. Ферле, военная ситуация в Сахеле находится под контролем; в марте 2018 г. в регионе у противника оставалось 450-500 активных боевиков4. Но эти цифры следует интерпретировать осторожно по ряду соображений. С одной стороны, они - зримый показатель «работы» «Бархана» и ССО (хотя по мнению генерала Ф. Леку-энтра, эффективность военных действий не измеряется количеством потерь, нанесенных противнику5), с другой - достоверно неизвестно, какое воздействие эти цифры оказывают на противника, как он переносит потери.
«Нейтрализация главаря позволяет уничтожить сети и пресечь распространение терроризма в регионе», - утверждает Ф. Парли6. Большинство же специальных исследований показывает, что «захват или уничтожение лидера в редком случае приводит к крушению или капитуляции движений, которые они возглавляли»7, скорее, служит своеобразным «социальным лифтом» в террористической среде.
1 См. подробнее: Desgrais N. Afrique: la force conjointe du G5 Sahel, nouveau mythe de Sisyphe? // L'OBS. Mode of access: https:// www.nouvelobs.com/monde/afrique/20180718.0BS9888/afrique-la-force-conjointe-du-g5-sahel-nouveau-mythe-de-sisyphe.html
2 Discours de Florence Parly, le 31 décembre 2017. Mode of access: https://www.defense.gouv.fr/salle-de-presse/discours/ discours- de-florence-parly/allocution-de-florence-parly-ministre-des-armees-au-detachement-de-l-operation-barkhane-a-tessalit-31-decembre-2017
3 Commission de la défense nationale et des forces armées. Compte rendu n° 26. Mercredi 6 février 2019. P. 3. Mode of access: http://www.assemblee-nationale.fr/15/pdi/cr-cdei718-19/c 1819026.pdf
4 Commission de la défense nationale et des forces armées. Compte rendu n° 52. Jeudi 8 mars 2018. P. 20. URL: http://www. assemblee-nationale.fr/15/pdf/cr-cdef/17-18/c1718052.pdf
5 Commission de la défense nationale et des forces armées. Mardi 17 juillet 2018. Ibid. P. 5. Mode of access: http://www. assemblee-nationale.fr/15/pdfcr-cdef/17-18/c1718071.pdf
6 Sahel: satisfaction de paris suite à la neutralisation du numéro deux du GISM. 24.02.2019. Mode of access: http://afrique. le360.ma/algerie-mali/societe/2019/02/24/25219-sahel-satisfaction-de-paris-suite-la-neutralisation-du-numero-deux-du-gism-25219
7 Montclos M.-A. Op. cit. P. 202-203.
Численность и активность противника могут значительно возрасти, например, в зависимости от сезона (сезон дождей с июня по август), от изменения межобщинной ситуации в конкретном районе, от результатов деятельности / бездеятельности правительственных сил. Не поддается точной оценке число пособников и информаторов джихадистов, которые готовы заложить мину за 100 тыс. фр. КФА (эквивалент 152 евро, на фоне минимальной зарплаты в Мали около 32 тыс. фр. КФА)8; о распространении пособничества косвенно свидетельствует расширение минной войны.
Несмотря на присутствие в Мали сил «Бархана» и МИНУСМА, непосредственную поддержку со стороны Франции малийской армии на ТВД, конфликт с севера постепенно распространяется на центральную и восточную части страны, становится трудно локализуемым. Парадоксальным и негативным следствием активных действий в 2018 г. сил «Бархана» и малийской армии стало вытеснение террористических групп за пределы страны и как результат - проекция угроз безопасности на Нигер, имплантация джихадистов в Буркина Фасо. Это сделало риск войны на два фронта вполне реальным: в октябре 2018 г., в ходе визита в Чад 8-9 октября 2018 г., на фоне декларируемых успехов в борьбе с джихади-стами министр обороны Франции допустила возможность распространения операции «Бархан» на территорию Буркина Фасо. Признание, заметим, было сделано задним числом, так как первые боевые операции французских сил в Буркина-Фасо проводились уже с 4 октября 2018 г.9 Фактически речь идет о вынужденном расширении мандата операции на территорию еще одного государства.
«Бархан» «адаптируется»: продвигается в центр Мали, создает новую передовую базу в г. Госси (в 150 км к западу от Гао), чтобы обеспечивать постоянное военное присутствие в Липтако-Гурма - «районе трех границ», где уже полтора года проводятся, казалось бы, успешные контртеррористические операции. Главная причина, на наш взгляд, в другом. База позволит, в случае необходимости, осуществить быстрое трансграничное вмешательство в Буркина-Фасо, если последует просьба руководства страны10.
Результаты подобной военно-политической «адаптации» по меньшей мере спорны. По мнению генерала Д. Кастра, который с 2009 по 2016 г. отвечал за оперативное планирование внешних операций от Афганистана до ЦАР, включая и Мали, мирный
8 Chebli D. Op. cit.
9 Lagneau L. La force Barkhane intervient contre les jihadistes au Burkina Faso, en appui des troupes locales. 9 octobre 2018. Mode of access: http://www.opex360.com/2018/10/09/la-force-barkhane-intervient-contre-les-jihadistes-au-burkina-faso-en-appui-des-troupes-locales/
10 Lagneau L. La force Barkhane installe une base opérationnelle avancée tactique dans le centre du Mali. 2 avril 2019. Mode of access: http://www.opex360.com/2019/04/02/la-force-barkhane-installe-une-base-operationnelle-avancee-tactique-dans-le-centre-du-mali/
процесс там больше не развивается. «Мы можем лишь поддерживать раковую опухоль в операбельном состоянии»1, - так образно он описывает результаты многолетней операции в Мали и Сахеле.
Не лучшим образом обстоит дело с состоянием Совместных сил ЕС05Б, эффективность которых в политическом и военном отношениях во многом оказалась переоцененной2 - дает также о себе знать внешняя и внутренняя несбалансированность самой конструкции. За два с лишним года существования, несмотря на все усилия Франции, ЕС05Б не обрели необходимой сплоченности и устойчивости. В значительной мере это связано с неравным уровнем безопасности в 05Б и разным восприятием угроз, что фактически привело к выделению в 05 группы самых уязвимых - 03 в составе Мали, Нигера, Буркина Фасо. Эти страны направляют основные усилия на контроль региона Липтако-Гурма.
Мавритания, которая в свое время приложила немалые усилия для повышения эффективности своих сил безопасности, предпринимает самостоятельные и небезуспешные усилия в борьбе против террористов. Об этом косвенно свидетельствуют оживление туризма и открытие прямого воздушного сообщения между ее столицей Нуакшотом и Парижем.
Усилия Чада организационно и в военном плане больше направлены на приграничные районы с Ливией, где традиционно базируются оппозиционные нынешнему режиму в Чаде вооруженные группировки. В этой связи, и применительно в первую очередь к факторам безопасности, совершенно неоправданно с точки зрения успешного противодействия террористическим группировкам отсутствие в 05 северного вектора, который включал бы проекцию силы в направлении Алжира и Ливии. Его отсутствие продолжает дестабилизировать пограничные страны и делает всю конструкцию хрупкой.
Это хорошо понимает и Франция, которая неоднократно, но безуспешно пыталась подключить Алжир к официальной поддержке 05 - безуспешно, потому что проблема, на наш взгляд, носит системный характер.
Дело в том, что интенсификацию военных усилий Франции по зачистке пограничных районов Мали Алжир продолжает воспринимать как опасное для него развитие событий. Это вынуждает его закрыть южную границу (подрывая тем самым приграничную торговлю), повысить степень готовности войск, размещенных вдоль границы с Мали и Нигером, и усилить наблюдение за пустынными приграничными районами с целью предотвратить
приток террористов, которые будут пытаться найти убежище на юге Алжира3.
Ситуация в южных районах Ливии, на границах с Алжиром, Нигером и Чадом (регион Феззан с муниципальным центром в г. Себха) также неустойчива. В течение 2018 г. обстановка там менялась в пользу сил маршала X. Хафтара. С учетом стратегического значения региона, это непосредственно затрагивает интересы Чада и Нигера - двух членов «Сахельской пятерки» и активных участников Многонациональных смешанных сил (Force multinationale mixte, FMM) и смешанных чадско-суданских сил (Force mixte Tchad-Soudan, FMTS). В последние месяцы 2018 г. и в начале 2019 г. маршал X. Хафтар усилил операции против вооруженных формирований, оппозиционных правительству Чада во главе с И. Деби - главным военным союзником Франции в Сахеле. Сейчас для последнего в смысле угрозы фактически воспроизводится ситуация чадско-ливийского конфликта периода войны за пограничную полосу Аузу . Как и тогда, французская авиация оказывает непосредственную поддержку своему чадскому союзнику, уничтожая направляющиеся (или вытесняемые Хафтаром из Ливии) колонны оппозиционного чадского Союза сил сопротивления (Union des forces de résistance, UFR)5.
В конце мая 2018 г. было подписано соглашение о военном сотрудничестве между Суданом, Чадом, Ливией и Нигером, предусматривающее «право преследования», что облегчает вооруженным силам Чада борьбу с мятежными формированиями6. Правда, события в Ливии (наступление сил Хафтара на Триполи) и государственный переворот в Судане не добавляют ему устойчивости. Отметим, что среди участников соглашения и на этот раз не было Алжира.
Между тем «договороспособный» Хафтар с середины января 2019 г. добился подчинения местных племен, взял под контроль г. Себха, и в феврале 2019 г. - крупнейшие нефтяные поля Эль-Шарара и Эль-Фил. Парадоксальным образом именно Хафтар
1 Barluet A. Général Castres: «Au Mali, la paix ne progresse plus» // Le Figaro. 23.12.18. Mode of access: http://www.lefigaro. fr/international/2018/12/23/01003-20181223ARTFIG00106-general-castres-au-mali-la-paix-ne-progresse-plus.php
2 Barkhane: Le Sénat met en garde contre un «enlisement» des forces françaises au Mali. Mode of access: http://www.opex360. com/2018/04/28/barkhane-senat-met-garde-contre-enlisement-forces-francaises-mali/Barkhane
3 Sidya Ch. Algérie face aux conséquences collatérales de l'offensive française au Sahel. 11.02.2019. URL: http://afrique. le360.ma/algerie-mali/politique/2019/02/11/25020-algerie-face-aux-consequences-collaterales-de-loffensive-francaise-au-sahel-25020
4 См. подробнее: ЛисенковК.А., Полякова Т.В., Сидоров А.С. Оценка соотношения сил участников регионального конфликта (на примере ситуации в Чаде) // Региональные и локальные конфликты: генезис, урегулирование, прогнозирование : Сб. науч. трудов под ред. А.В. Торкунова. М.: МГИМО МИД СССР, 1988. С. 42-58.
5 Lagneau L. Vers une nouvelle opération militaire française au Tchad?, le 7 février 2019. Mode of access: http://www.opex360. com/2019/02/07/vers-une-nouvelle-operation-militaire-francaise-au-tchad/
Lagneau L. Tchad: De nouvelle frappes françaises ont détruit une vingtaine de pickups «hostiles» venus de Libye, le 6 février 2019. Mode of access: http://www.opex360.com/2019/02/06/tchad-de-nouvelle-frappes-francaises-ont-detruit-une-vingtaine-de-pickups-hostiles-venus-de-libye/
6 Sécurité: accord de coopération entre le Tchad, le Soudan, la Libye et le Niger. 02.06.2018. Mode of access: http://www.rfi.fr/ afrique/20180602-securite-accord-cooperation-entre-le-tchad-le-soudan-libye-le-niger
предстает в настоящее время как единственная реальная сила в борьбе против джихадистского терроризма на юге Ливии, что отмечалось французской дипломатией. Французы приветствовали операции возглавляемой Хафтаром Национальной ливийской армии, которые «позволили ликвидировать важные террористические цели»1.
Итак, ни самостоятельные усилия Франции, ни «адаптация» сил «Бархана», маскирующие фактическое изменение характера ее военного присутствия в Мали и в регионе, ни участие международных партнеров не позволяют говорить о переводе конфликта хотя бы в стадию стабилизации в кратко-среднесрочной перспективе. Франция по разным причинам не в состоянии оказать такое давление на руководство
Мали, которое бы сделало возможным существенное и быстрое продвижение по пути реализации Алжирского 2015 г. соглашения о мире. Это особенно очевидно для США - военного союзника Франции по борьбе с терроризмом в регионе до такой степени, что США ставят под вопрос проведение миротворческой операции в Мали. В военно-силовом отношении ставка на ограниченную «сахелизацию» конфликта себя до сих пор не оправдала: ЕС05Б в реальную военную силу не превратилась. Для изменения ситуации необходимо задействование или реактивизация существующих структур безопасности (например, Совета совместного оперативного комитета штабов -СЕМОС) и привлечение новых влиятельных и мощных игроков.
1 En Libye, le maréchal Khalifa Haftar avance ses pions au pas de charge. 03.03.2019. Mode of access: https://www.france24.com/ fr/20190302-libye-marechal-haftar-sarraj-elections