Научная статья на тему 'Антисанкционная модернизация схемы поставки сырой нефти с заполярных месторождений России'

Антисанкционная модернизация схемы поставки сырой нефти с заполярных месторождений России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / НЕФТЕДОБЫЧА / ТРАНСПОРТИРОВКА СЫРОЙ НЕФТИ / ТАНКЕРЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев М.Н., Уваров С.А.

В статье рассматривается текущая практика транспортировки сырой нефти с арктических месторождений России. С логистических позиций даются рекомендации по ее совершенствованию в национальных интересах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антисанкционная модернизация схемы поставки сырой нефти с заполярных месторождений России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 330.1

М.Н Григорьев

к.т.н., профессор,

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»

им. Д.Ф. Устинова г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

С.А. Уваров д.э.н., профессор,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

АНТИСАНКЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СХЕМЫ ПОСТАВКИ СЫРОЙ НЕФТИ С ЗАПОЛЯРНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается текущая практика транспортировки сырой нефти с арктических месторождений России. С логистических позиций даются рекомендации по ее совершенствованию в национальных интересах страны.

Ключевые слова

Логистика, нефтедобыча, транспортировка сырой нефти, танкеры, национальная безопасность,

Северный морской путь.

В соответствии с ныне действующей схемой транспортировки сырой нефти с арктических месторождений РФ этот продукт доставляется танкерами - челноками (ТЧ) дедвейтом до 70 тыс. т на танкер-накопитель (ТН), дедвейтом до 360 тыс. тонн, предназначенный для приема и хранения нефти. С него затем идет перевалка на танкеры-транспортировщики (ТТ) дедвейтом до 200 тыс. т. [1]. Местом дислокации танкеров - накопителей сырой нефти с наших арктических месторождений является Кольский залив.

Доставка сырой нефти с заполярных месторождений России в настоящее время, прежде всего, ориентирована на страны западной Европы, которые расположены достаточно близко. Однако в условиях экономических санкций, инспирируемых США, нефтяной рынок этих государств по отношению к российским поставкам становится все более недружественным. Происходящее следует воспринимать как подготовку Европы к экспорту американской нефти, которая объективно стоит дороже российской и поэтому ее продвижение нуждается там в политической поддержке. Маркетингово - логистический подход, представленный в [2,3,4,5], дает основание утверждать, что отсутствие выгодных альтернатив для сбыта российской нефти с заполярных месторождений может существенно снизить ее цену и создать трудности для дальнейшего их освоения. Активизация экономических отношений между РФ с одной стороны и КНР, Японией и Южной Кореей с другой стороны, наметившаяся в начале сентября 2016 года, позволяет рассмотреть в качестве одного из вариантов решения проблемы доставку сырой нефти с заполярных месторождений России в азиатско-тихоокеанский регион (АТР).

Для этого предлагается изучить возможность размещения ТН на востоке страны, например, в бухте Провидения. Таким образом, предлагаемая схема будет включать на западе ТН в бухте Белушья Губа на Южном острове архипелага Новая Земля, как это предложено в [1], а на востоке - ТН в бухте Провидения. По сравнению с ныне существующей схемой, когда один ТН находится в Кольском заливе, предлагаемая схема позволяет использовать ТЧ в ледовых условиях, для которых они предназначены, а вне зон присутствия льда - более дешевые ТТ с большей грузоподъемностью. Оценивая состоятельность предложения, следует обратить внимание на то, что КНР заинтересована в поставке своих товаров на запад по кратчайшему маршруту, которым является Северный морской путь (СМП), однако тарифы и условия плавания по СМП настораживают китайский бизнес. Решению противоречия может способствовать

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

следующее обстоятельство. Из бухты Провидения ТЧ будут возвращаться на запад в балласте, в качестве которого используется вода. Оснащение их палуб стойками, на которые можно устанавливать стандартные контейнеры, позволила бы перевозить из бухты Провидения на востоке в бухту Белушья Губа на западе генеральные грузы. Тарифы на перевозку можно было бы назначить крайне привлекательными, поскольку даже небольшая прибыль в этой ситуации повысила бы рентабельность схемы. Недостатком этого предложения является дополнительный пробег ТЧ из бухты Белушья Губа к местам погрузки нефти с заполярных месторождений, однако он составляет малую часть порожнего пробега из бухты Провидения до этих мест погрузки и может быть оптимизирована, руководствуясь принципами логистики [6] и возможностями информационных технологий [7]. Сохранению необходимой ТЧ метацентрической высоты, которую может уменьшить груз на верхней палубе, будет способствовать соответствующая дополнительная балластировка судна, возможности которой у танкера в этой ситуации достаточно. Парусность надводного борта при приеме контейнеров на палубу не возрастет, поскольку увеличится осадка судна за счет принятого груза и дополнительного балласта. Расходы на дополнительное навигационное, информационное и транспортное обеспечение районов бухт Белушья Губа и Провидения, например, с помощью систем [8,9,10,11] сегодня уже составят не главную часть стоимости проекта.

Выше сказанное позволяет сделать вывод, что предлагаемая схема реализуема, ее рассмотрение само по себе может произвести благоприятное для РФ впечатление на биржевых игроков и увеличить котировки отечественной нефти на европейских рынках, активизировать отечественные и зарубежные вложения в обустройство СМП, укрепит в условиях грядущий логистической революции [12] национальную безопасность страны [13].

Список использованной литературы:

1. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Совершенствование логистической схемы транспортировки сырой нефти с арктических месторождений России//Инновационная наука. 2016. № 4-3. С. 77-79.

2. Григорьев М.Н. Маркетинг. Учебник для бакалавров: для студентов вузов, обучающихся по спец. 061500 "Маркетинг", 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)", 4-е изд., доп., Сер. Бакалавр - М., 2012 - 464с.

3. Григорьев М.Н. Программные продукты в маркетинге. Учебное пособие для вузов, Сер. Disciplinae - М., 2004 - 256с.

4. Григорьев М.Н. Современные электронные системы поддержки принятия решений по управлению товарными запасами. - СПб., 2004 - 156с.

5. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии, учебное пособие для студентов вузов - СПб., 2006 - 368с.

6. Григорьев М. Н., С. А. Уваров. Логистика. Краткий курс лекций: учебник по направлению "Менеджмент". - М., 2012 - 200с.

7. Григорьев М.Н. Уваров С. А Информационные системы и технологии в логистике. - СПб., 2006 - 232с.

8. Мищенко И.Н., Волынкин А.И., Волосов П.С., Григорьев М.Н. Глобальная навигационная система «НАВСТАР» //Успехи современной радиоэлектроники. —1980. — № 8. — С. 52 - 83.

9. Шебшаевич В.С., Григорьев М.Н., Кокина Э.Г., Мищенко И.Н., Шишман Ю.Д. Дифференциальный режим сетевой спутниковой радионавигационной системы //Успехи современной радиоэлектроники. -1989. - № 1. - С. 5 - 32.

10. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Информационная система, патент на изобретение RUS 2133508 26.01.1998

11. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Инновационная роль беспилотного транспорта в развитии современной логистики и управления цепями поставок//В сборнике: Логистика: современные тенденции развития Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 133-136.

12. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Мир стоит на пороге великой логистической революции в обществе потребления//Инновационная наука. 2016. № 4-1. С. 134-137.

13. Уваров С.А., Григорьев М.Н. Управление стратегическими запасами нефти как фактор национальной

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070

безопасности//В сборнике: Логистика - евразийский мост материалы XI международной науч-практ. конференции. 2016. С. 256-261.

© Григорьев М.Н., Уваров С.А., 2016

УДК 621.825

В.Ю.Ильичев

к.т.н., доцент кафедры «Тепловые двигатели и теплофизика» Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана г. Калуга, Российская Федерация E-mail: ivl2003@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАСЦЕНТРОВКИ МУФТ РОТОРОВ НА ИНТЕНСИВНОСТЬ

ВИБРАЦИЙ И ОСЕВЫЕ УСИЛИЯ

Аннотация

Рассматриваются процессы, происходящие в соединительных муфтах роторных машин при их работе в условиях расцентровки осей валов. Данные вопросы являются мало исследованными, тогда как в расцентрованных системах наблюдаются быстрый износ и аварии подвижных узлов. Понимание механизмов протекания указанных процессов позволит выработать рекомендации для повышения надёжности работы роторных машин.

Ключевые слова

Осевое усилие, расцентровка валов, вибрация роторов.

Расцентровкой называется взаимное положение осей валов в месте их соединения при разобранной соединительной муфте. Если оси соединяемых муфтой валов совпадают, то расцентровка равна нулю. В реальных агрегатах расцентровка муфт возникает чаще всего из-за несовпадения осей вкладышей опорных подшипников. Причиной несовпадения осей может служить, например, взаимное смещение опор валов при монтаже, при силовых и тепловых деформациях валов и опор при эксплуатации.

Целью данного исследования является выявление влияния расцентровки осей валов в различных типах муфт на вибрации, воспринимаемые опорами, и на осевое усилие, воспринимаемое упорным подшипником. Данная проблема является актуальной и мало изученной, тогда как в роторных машинах, в которых валы соединены с помощью муфт, часто возникают аварии упорных подшипников и быстрый износ взаимно перемещающихся поверхностей - опорных подшипников, частей муфт (при их проскальзывании), уплотнений.

Соединительные муфты роторов можно разделить на три группы: жёсткие, гибкие, подвижные с гистерезисом [2]. Каждый из этих типов муфт при их расцентровке по-разному влияет на интенсивность, спектр вибраций и на осевое усилие.

Жёсткие муфты конструктивно представляют из себя фланцевые соединения валов. Они отличаются простотой конструкции и способностью передавать большие крутящие моменты, но искривление осей соединяемых валов при их применении являются наибольшими, так как при вращении ротора полумуфты не могут перемещаться относительно друг друга. Однако, в работе [2] отмечается, что в жёсткой муфте даже при расположении опор не по одной оси не будет возникать вибраций и осевых усилий в случае, если в месте соединения (в муфте) нет расцентровки. Имеется только статическое нагружение подшипников в плоскости расцентровки (при вращении валы всё время изогнуты в одной плоскости).

Если же жесткая муфта сама смонтирована с расцентровкой (такое соединение называют «колено»), в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.