Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2015
С.В. КАЗАНЦЕВ
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института экономики РАН
АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ -УГРОЗЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ?1
В марте 2014 г. США и ЕС объявили о начале введения санкций в отношении России. Санкции не были утверждены или одобрены каким-либо полномочным международным органом, однако позднее к ним присоединились некоторые другие страны, в основном члены НАТО и союзники США. Санкции объясняли как меру воздействия на Российскую Федерацию с целью заставить ее безоговорочно выполнять требования Соединенных Штатов и ряда стран Запада в отношении занимаемой РФ позиции в вопросе об Украине. По-существу же, они были направлены на международную изоляцию России, ослабление ее экономики, дискредитацию российского президента и формирование образа страны-изгоя. В статье обсуждаются некоторые аспекты угроз для России в связи с введением санкций.
Ключевые слова: антироссийские санкции, экономические угрозы, Российская Федерация, меры по нейтрализации санкций.
JEL: E22, E44, E60.
I. Санкции как оружие
В международном праве санкция - это «мера воздействия (экономическая, военная, финансовая), применяемая против государства, нарушившего нормы международного права, свои международные обязательства» [1]. Однако по факту их давно применяют не только к нарушителям международного права, а используют как оружие для ослабления и, если удастся, разрушения экономики неугодного государства. Так, правительство Соединенных Штатов Америки использовало их в качестве экономического принуждения Великобритании и Франции признать право США не участвовать в наполеоновских войнах
1 Статья подготовлена на основе материалов работы по плану НИР Института экономики РАН, проект № 0166-2014-0007 «Экономическая безопасность: новые вызовы и стратегия защиты национальных интересов».
в Европе: 22 декабря 1807 г. Конгресс США принял закон об эмбарго2, запретивший экспорт из США сначала во всю Европу, а потом только в Великобританию и Францию. В последние годы, похоже, санкции стали привычным для США видом воздействия (см. табл. 1).
Таблица 1
Санкции США против стран, их руководителей, представителей органов власти и других лиц, наложенные без решения ООН (1950-2014 гг.)
Год Страна, против которой введены санкции
1950 Корейская Народно-демократическая Республика
1960 Республика Куба
1979 Исламская Республика Иран. В начале 2012 г. к американским экономическим санкциям в отношении Ирана присоединились входящие в Европейский Союз государства
1997 Союз Мьянма (Бирмы). В 2003 г. санкции ужесточены
2001 Республика Сербия, Черногория
2002 Республика Зимбабве
2004 Сирийская Арабская Республика
2010 Федеративная Республика Сомали
2011 Республика Беларусь
2012 Государство Ливан, Йеменская Республика
2014 Украина при президенте В. Ф. Януковиче, Российская Федерация. Санкции против России поддержали Организация экономического сотрудничества и развития, Организация североатлантического договора, часть стран «Большой восьмерки», Европейский Союз и некоторые др. государства
Источники: таблица составлена автором на основе материалов сайтов: vestifinance.ru/articles/42079 (дата обращения 23 декабря 2014 г.) и Ьйр://шшш.рго£ь forex.org/wiki/mezhdunarodnye-sankcii.html (дата обращения 23 декабря 2014 г.).
В современном мире «все чаще звучит язык ультиматумов и санкций. Само понятие государственного суверенитета размывается. Неугодные режимы, страны, которые проводят независимую политику или просто стоят на пути чьих-то интересов, дестабилизируются» [2]. Типичными видами международных санкций выступают торговые, финансовые, дипломатические, процессуальные, спортивные, а также запрет на передвижение физических лиц. Санкции Соединенных Штатов тради-
2 Этот закон, названный «Эмбарго, положенное на Судах и Судах в Портах и Гаванях Соединенных Штатов», действовал с декабря 1807 г. до марта 1809 г. и нанес ощутимый вред экономике самих Соединенных Штатов, негативно сказался на репутации Республиканской партии, называвшейся тогда Демократической Республиканской партией (см., например: http://ru.knowledgr.com).
ционно включают запреты на въезд в США и посещение гражданами Соединённых Штатов страны, на которую наложены санкции, запрет на экспорт и импорт, на инвестирование, а также замораживание активов, счетов и операций физических и юридических лиц. Санкции - это силовое воздействие. У них тем больше шансов достичь поставленной цели, чем больше мощь того, кто их применяет, над силой того, к кому они применяются, и чем на более «болевые точки» они направлены.
По ряду параметров Российская Федерация уступает США, ЕС и группе других экономически развитых стран (см. табл. 2), и для ее ослабления также используются международные санкции.
Таблица 2
Отношение валовых внутренних продуктов стран, объявивших санкции против РФ, к валовому внутреннему продукту РФ в 2010 г. и 2013 г. в ценах 2005 г., раз
Страна Отношение
2010 2013
США 15,0 14,5
Япония 5,1 4,8
Канада 1,4 1,3
Страны ЕС 16,4 15,3
В том числе:
Германия 3,3 3,2
Великобритания 3,0 2,8
Франция 2,5 2,4
Италия 2,0 1,8
Испания 1,3 1,2
Другие страны, объявившие санкции 2,1 2,0
Все страны, объявившие санкции 40,0 37,9
Источник: рассчитано автором по данным Мирового банка. http://data.worldbank.org/ ^саЬг/ЫУ.СБР.МКТР.КБ. Дата обращения 29 января 2015 г.
В среднесрочной перспективе соотношение сил останется не в пользу России, и можно ожидать, что борьба против нее в экономической, политической, дипломатической, идеологической, военной, информационной, научной, технико-технологической, культурной и других сферах продолжится. Эта борьба началась не вчера и по крайней мере в вышеперечисленных сферах никогда не закончится. Меж-
дународные санкции служат лишь одним из методов ведения такой борьбы, и интенсивность их применения против Российской Федерации в последнее время нарастает (см. табл. 3).
Таблица3
Международные санкции по отношению к СССР и РФ
Санкции Основное содержание
1974-2012 гг. Поправка Джек-сона-Вэника Ограничение торговых отношений с СССР
12 апреля 2013 г. «Список Магницкого» Запрет на въезд физических лиц на территорию США, замораживание их имущества и банковских вкладов на территории США
2013 г. в связи с событиями в Сирии и прилетом в Россию Э.Д. Сноуденена США начали применять к РФ экономические санкции: запрет на экспорт в РФ определенных видов изделий
6 марта 2014 г. Указ президента США Б.Х. Обамы № 13660 Объявлено «чрезвычайное положение для борьбы с необычной и чрезвычайной угрозой национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов, созданной действиями и политикой лиц, подрывающих демократический процесс и институты на Украине, угрожающих миру, безопасности, стабильности, суверенитету и территориальной целостности, способствующих незаконному присвоению ее активов»*
14 марта 2014 г. Санкции в отношении физических и юридических лиц Запрет на покупку и продажу товаров 119 физических и 23 юридических лиц, управление их имуществом, выплату дивидендов и т. д. В дальнейшем списки были расширены, их действие продлено
20 марта 2014 г. Географические санкции Запрет на инвестиции в инфраструктуру Крыма
17 июля 2014 г. Секторальные санкции Ограничение доступа к международному финансовому рынку ряду российских компаний и банков, запрет на торговлю вооружением
18 декабря 2014 г. (ЕС), 19 декабря 2014 г. (США) Запрет на экспорт в Крым и импорт из него технологий, товаров и услуг, на инвестирование в Крым, санкции к ряду физических и юридических лиц
3 марта 2015 г. Продление на год Указа президента США Б.Х. Обамы № 13660 от 6 марта 2014 г. и всех введенных на его основе санкций против РФ Чрезвычайное положение, объявленное 6 марта 2014 г., и введенные США санкции против РФ продлены еще на год**
Окончание табл. 3
Санкции Основное содержание
12 марта 2015 г. ЕС продлил свои санкции в отношении гражданских и юридических лиц Европейская Комиссия продлила введенные ранее «ограничительные меры» в отношении физических и юридических лиц, «принятые в ответ на действия, подрывающие или угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины»*** до 15 сентября 2015 г.
* Notice Continuation of the National Emergency with Respect to Ukraine. March 03, 2015 www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/03/03/notice-continuation-national-emergency-respect-ukraine.
** «Действия и политика, о которых сказано в этих Указах, по прежнему представляют необычную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политик Соединенных Штатов. Поэтому чрезвычайное положение, объявленное 6 марта 2014 г., введенные в этот день, а также 20 марта 2014 г. и 19 декабря 2014 г. меры преодоления этого чрезвычайного положения должны продолжать действовать и после 6 марта 2015 г. На этом основании в соответствии с разделом 202(d) Национального закона о чрезвычайном положении (50 U.S.C. 1622(d)) я продлеваю на один год чрезвычайное положение, объявленное Президентским указом 13660». Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ 4 декабря 2014 г. www.rg.ru/2014/12/04/poslanie-site.html (дата обращения 5 декабря 2014 г.).
Введенные против Российской Федерации в 2014 г. и продленные международные санкции включают следующие меры3:
- запрет на передвижение физических лиц - на въезд ряда физических лиц в объявившие санкции страны, на транзит этих лиц через территорию таких стран; отказ в выдаче виз членам российской делегации на международный авиасалон «Фарнборо» в июле 2014 г.4; в августе 2014 г. Швейцария отказала российским представителям в участии в авиашоу AIR14 Payerne;
- финансовые ограничения - замораживание средств и экономических ресурсов, которые принадлежат, находятся в собственности или контролируются включенными в санкционные списки физи-
3 См. : Экономические санкции США и Евросоюза в отношении Российской Федерации и ее ответные меры. http://refleader.ru/rnaqasyfsbew.html (дата обращения 10 апреля 2015 г.)
4 «347 человек были заявлены в составе делегации, визы дали 167» (Взгляд. Деловая газета. 14 июля 2014 г. vz.rU/news/2014/7/14/695493.html) (дата обращения 11 апреля 2015 г.). «Дали паспорта стендистам, а всем руководителям делегаций виз не дали или дали через день после открытия выставки». (Взгляд. Деловая газета. 8 апреля 2015 г. www.vz.rU/news/2015/4/8/738785.html) (дата обращения 11 апреля 2015 г.).
ческими и юридическими лицами5; отказ Европейского инвестиционного банка от нового финансирования проектов в России; замораживание Европейским банком реконструкции и развития принятия решений о новых проектах в России; Европейским финансовым структурам запрещено выдавать кредиты или приобретать доли в проектах, подпавших под санкции хозяйствующих субъектов; запрет на инвестирование в Крым; запрет на доступ российских государственных банков на австралийский рынок капитала; в июле 2014 г. США отказались поддерживать проекты Всемирного банка в России;
- ограничения на торговлю - запрет на покупку российского вооружения и ряда товаров; эмбарго на экспорт в Россию вооружений, продукции двойного назначения; в мае 2014 г. США исключили Россию из торговой программы, позволяющей странам с переходной экономикой беспошлинно импортировать в США определенные виды товаров;
- запрет на передачу установленных видов технологий, информации, изделий - для военного использования, высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти и др.;
- свертывание и разрыв политических, научных и культурных связей - отмена политических, научных, культурных, спортивных и других мероприятий - 20 марта 2014 г. отменен намеченный на июнь 2014 г. саммит ЕС-Россия, отказ ЕС (4 мая 2014 г.) от участия в Брюсселе в конференции «Энергетический диалог Россия-ЕС: газовый аспект»; в апреле Германия отказалась участвовать в ежегодных межправительственных российско-германских консультациях в рамках «Петербургского диалога» и пр.;
- замораживание и прекращение сотрудничества в военной сфере -военное сотрудничество с Россией приостановили Великобритания, Нидерланды и Норвегия, заморозили США, прекратили Канада, Украина и Швеция; в марте 2014 г. Германия приостановила выполнение военного контракта с Россией стоимостью 120 млн евро и прекратила экспорт в РФ военной продукции, Украина заморозила поставки оружия и военной техники в Россию; в августе 2014 г. Германия отозвала у компании Rheinmetall разрешение на строительство Центра боевой подготовки для
5 Notice Continuation of the National Emergency with Respect to Ukraine. March 03, 2015 www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/03/03/notice-continuation-national-emergency-respect-ukraine (дата обращения 7 марта 2015 г.). Official Journal of the European Union. Volume 58. 14 March, 2015. eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=0J:C:2015:088:T0C ((Дата обращения 11 апреля 2015 г.).
российских солдат в поселке Мулино Нижегородской области; в августе Израиль запретил поставки военных технологий и бес-пилотников в Россию; в сентябре 2014 г. Франция приостановила поставки в Россию вертолетоносца класса «Мистраль»; - прекращение сотрудничества в гражданских сферах деятельности и с установленным кругом физических и юридических лиц, прекращение реализации совместных проектов - 17 апреля 2014 г. Европарламент принял резолюцию, призывающую входящие в Европейский Союз страны отказаться от строительства газопровода «Южный поток», и 8 июня 2014 г. Болгария приостановила работы по данному проекту газопровода; санкции против ряда российских компаний; в марте 2014 г. Норвегия и Швейцария приостановили участие в переговорах о создании зоны свободной торговли между Европейской ассоциацией свободной торговли и Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана; Новая Зеландия приостановила переговоры с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана о создании зоны свободной торговли и отозвала из Москвы министра торговли Тима Гросера; США приостановили сотрудничество в космической сфере, кроме проекта МКС, и по ряду проектов в области мирного атома, прекратили сотрудничество в рамках «Программы сотрудничества в уменьшении угрозы» (Cooperative Threat Reduction Program или «Программа Нанна-Лугара»6), закрыли доступ гражданам России к объектам Министерства энергетики, в том числе в Брукхей-венскую национальную лабораторию и Фермилаб. Наложенные на Россию санкции - «это, - как сказал президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному собранию РФ 4 декабря 2014 г., -не просто нервная реакция США или их союзников на нашу позицию в связи с событиями и госпереворотом на Украине и даже не в связи с так называемой «крымской весной». Уверен, что если бы всего этого не было, - хочу это подчеркнуть, уважаемые коллеги, особенно для вас, для политиков, для тех, кто сегодня сидит в зале, - если бы всего этого не было, то придумали бы какой-нибудь другой повод для того, чтобы сдержать растущие возможности России, повлиять на нее, а еще лучше использовать в своих интересах. Политика сдерживания придумана не вчера. Она проводится в отношении нашей страны многие-многие годы - всегда, можно сказать, десятилетиями, если не столетиями. Словом, всякий раз, когда кто-то считает, что Россия стала
6 В ее рамках «были уничтожены более 7,6 тыс. ядерных боеголовок, около 2 тыс. баллистических ракет, обеспечена безопасность десятков объектов ядерной инфраструктуры». www.golos-ameriki.ru/content/lugar-interview/2696848.html (дата обращения 11 апреля 2015 г.).
слишком сильной, самостоятельной, эти инструменты включаются немедленно» [3].
О ее продолжении открыто сказано в Заявлении президента США Барака Хусейна Обамы 11 сентября 2014 г.: «Мы усилим и расширим санкции к российскому финансовому, энергетическому и оборонному секторам. Эти меры усилят политическую изоляцию России, а также ее экономические издержки, особенно в областях, важных для президента Путина и тех, кто к нему близок»7. В Указе президента от 19 декабря 2014 г. он подтвердил свою мысль: «Мы продолжим рассмотрение наших санкций и их формата в тесном сотрудничестве с нашими международными партнерами»8.
Б.Х. Обама не случайно говорит о международных партнерах: из опыта военных действий США уяснили, что в войне надо иметь союзников и использовать их по максимуму. При этом потери союзников могут оказаться больше, чем США. Этот принцип они применяют на практике. К инициированным и поддерживаемым Соединенными Штатами санкциям9 против России присоединились10 Австралия, Албания, Великобритания, Германия, Исландия, Канада, Латвия, Лихтенштейн, Молдавия, Новая Зеландия, Норвегия, Франция, Черногория, Швейцария, Япония.
7 Statement by the President on New Sanctions Related to Russia. September 11, 2014. www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/09/11/statement-president-new-sanctions-related-russia (дата обращения 15 декабря 2014 г.).
Обратим внимание на то, что Заявление сделано в день 13 годовщины четырех скоординированных террористических актов на территории США, жертвами которых стали 2977 человек. В.В. Путин охарактеризовал события 11.09.2001 г. как трагедию для всего мира.
8 Obama on Sanctions on Commerce with Crimea Region of Ukraine.
Statement by the President on Executive Order «Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions with Respect to the Crimea Region of Ukraine». iipdigi-tal.usembassy.gov/st/english/texttrans/2014/12/20141219312311.html#axzz3MiZApxRt (дата обращения 22 декабря 2014 г.).
9 Executive Order - EO 13660 - Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine. www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/03/06/executive-order-blocking-property-certain-persons-contributing-situation (дата обращения 12.12.2014 г.); Executive Order - EO 13661- Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine. March 17, 2014. www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/03/17/executive-order-blocking-property-additional-persons-contributing-situat (дата обращения 12.12.2014 г.); Executive Order -- Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine. March 20, 2014. www.whitehouse. gov/the-press-office/2014/03/20/executive-order-blocking-property-additional-persons-contributing-situat (дата обращения 12.12.2014 г.).
10 http://www.profi-forex.org/wiki/mezhdunarodnye-sankcii.html (Дата обращения 23.12.2014 г.); International sanctions during the 2014 pro-Russian unrest in Ukraine. en.wikipedia.org/wiki/International_sanctions_during_the_2014_pro-Russian_unrest_ in_Ukraine (дата обращения 12.12.2014 г.).
II. Меры по нейтрализации антироссийских санкций
Для противостояния мерам по ослаблению экономики Российской Федерации, противодействия вытеснению страны с мировых финансовых и товарных рынков, для преодоления антироссийских санкций следует, прежде всего, наращивать экономическую мощь России. Для этого нужны профессиональные кадры, эффективное управление, благоприятная для развития бизнеса внутренняя социально-политическая и нормативно-законодательная среда, инвестиции и стимулы. Остановимся на инвестициях. Они являются одним из важнейших ресурсов социально-экономического развития современного общества.
Санкции отрезали часть российских хозяйствующих субъектов от ряда зарубежных источников получения финансовых средств. После применения к Российской Федерации так называемых «секторальных санкций» возможности получения займов за границей на срок больше 30 дней существенно сократились. Совокупный внешний долг России в середине 2014 г. был порядка 720 млрд долл. Эта величина сопоставима со всей денежной массой в стране. 53% этого долга приходилось на государство, государственные корпорации и банки11. На обслуживание погашения взятых банками и корпорациями займов в 2014-2015 гг. потребуется, по данным А. Н. Клепача, 160 млрд долл.12 Это существенно сокращает возможности инвестирования в отечественную экономику.
Что касается иностранных инвестиций в экономику России, то основная их масса направляется в добычу полезных ископаемых, оптовую и розничную торговлю и в финансовую деятельность (см. табл. 5). Именно эти отрасли и топливно-энергетический комплекс могут пострадать от сокращения притока иностранных инвестиций в российскую экономику. В высокотехнологичные виды деятельности иностранцы инвестируют мало. В структуре накопленных в 2010-2013 гг. инвестиций США в Россию, например, 44% занимают инвестиции в ТЭК, 28% - в непроизводственную сферу и 23% - в обрабатывающие отрасли [4].
В сложившихся условиях следует перенести упор с внешних на внутренние источники получения финансовых средств. По критерию: «есть в наличии» эти источники делятся на две группы. Одну составляют те, которые уже есть в наличии, вторую - финансовые средства, которые еще предстоит создать.
11 Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству на тему: «О предложениях по ускорению социально-экономического развития России». Здание Государственной Думы. 22 сентября 2014 г.
12 Там же.
Таблица 5
Структура поступления иностранных инвестиций в РФ по видам экономической деятельности в 2005-2012 гг., %
Вид экономической деятельности 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Добыча полезных ископаемых 11,2 16,6 14,4 12,0 12,6 12,1 9,8 11,7
Обрабатывающие производства 33,5 27,5 26,4 32,7 27,1 28,9 21,6 31,9
В том числе производство
кокса и нефтепродуктов 15,1 7,2 3,6 3,2 6,5 11,6 8,3 12,5
металлургическое производство 5,8 6,0 12,3 13,5 5,2 6,7 4,7 8,2
машин и оборудования, электрооборудования,
электронного и оптического оборудования, 3,3 3,9 3,5 4,5 5,9 4,1 2,5 4,4
транспортных средств и оборудования
Оптовая и розничная
торговля, ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых 38,1 23,8 39,1 23,0 27,8 11,6 12,8 16,4
изделий и предметов
личного пользования
Финансовая деятельность 3,4 8,5 3,6 4,8 3,2 33,0 45,6 28,1
Источник: рассчитано по:Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Рос-стат. М. 2010. С. 691-692; Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб. / Рос-стат. М. 2012. С. 587-588, «Российский статистический ежегодник. 2013»; Стат.сб. / Рос-стат. М. 2013. С. 660-661.
В сложившихся условиях следует перенести упор с внешних на внутренние источники получения финансовых средств. По критерию: «есть в наличии» эти источники делятся на две группы. Одну составляют те, которые уже есть в наличии, вторую - финансовые средства, которые еще предстоит создать.
Начинать, естественно, надо с экономного, более эффективного использования того, что уже есть. Не случайно в Президентском послании 2014 г. первой названа именно эта мера. «Что касается бюджетных расходов, - сказал президент, - то ключевыми требованиями здесь должны стать бережливость и максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учет текущей экономической ситуации. На ближайшие три года мы должны поставить задачу ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов в реальном выражении» [3].
Задачу, конечно, поставить можно, но для повышения эффективности и снижения издержек нужны соответствующие предпосылки (наличие высококвалифицированных кадров, передовых научных и технологических разработок, современные технологии, управление и организация, новейшее информационное обеспечение и т.д.) и условия (активное бизнес-сообщество, привлекательный деловой климат, развитая инфраструктура и т.п. Создание всего этого требует дополнительных средств и соответствующей социально-экономической политики. Так, на возможности сокращения величины расходов финансовых средств влияют ценовая, налоговая и амортизационная политики. Они же во многом определяют бизнес-климат, повышают или снижают инвестиционную активность.
Комплекс рачительного использования созданного включает меры как по ограничению вывоза за границу золота, валюты, капитала, «утечки мозгов», так по деофшоризации и возвращению в страну ранее вывезенного. Известно, что в стране уже не один год происходит отток капитала. В первую очередь это связано с различием условий приложения капитала в России и за рубежом, которое исторически сложилось не в пользу нашей страны. В какой-то мере утечка капитала обусловлена его криминальным или полукриминальным происхождением. Позже часть вывезенного капитала возвращается в Россию под видом иностранных инвестиций. «85% иностранных инвестиций, которые мы получаем, - отмечает академик С. Ю. Глазьев, -это офшорные деньги, которые наш бизнес возвращает из офшоров, предварительно отмыв их, уклонявшись от налогообложения, от правоохранительных органов, половину по дороге потеряв, так сказать, ну, половину возвращают»13.
Одним из важных ограничителей темпов экономического развития страны является недомонетизация российской экономики. Отношение объема денежной массы к величине валового внутреннего продукта и отношение объема предоставляемых кредитов в отечественной экономике к ВВП в разы меньше, чем в экономически развитых странах. В первые годы после распада СССР нехватка денег породила бартер и неплатежи. Позже, до 2014 г., она компенсировалась за счет иностранных кредитов.
Ограничение денежной массы в стране и обращение отечественных хозяйствующих субъектов за иностранными займами обусловливалось и проводимой Банком России кредитной политикой. Доля кредитов банков в общем объеме инвестиций в основной капитал у нас менее 10% (в экономически развитых странах она превышает 25%). Этот 10-ти процентный уровень у нас сложился вполне закономерно,
13 Там же.
поскольку средняя ставка по рублевым корпоративным кредитам на срок свыше года в России на 4-5 п. п. выше, чем средняя рентабельность бизнеса.
Снижение ставки рефинансирования Центрального банка РФ также способствовало бы расширению кредитования и, кроме того, повышению конкурентоспособности отечественных производителей. Известно также, что низкая ставка рефинансирования служит действенной противокризисной мерой. Поэтому ее существенно понизили в ряде стран с высоким уровнем экономического развития, например, в США, Японии, установив ставку ниже уровня инфляции и даже сделав ее нулевой. При этом они объявили, что низкие ставки будут действовать продолжительный период времени14.
Для повышения кредитного потенциала банков можно было бы также уменьшить установленный Центральным банком РФ уровень обязательных резервов при кредитовании новых компаний и инновационных проектов15. Понятно, что кроме наращивания кредитных возможностей банков, снижения кредитных ставок нужны еще соответствующее регулирование банковской деятельности и надзор за ней.
Реализация каждого их этих предложений требует осуществления множества мер и даже при самом благоприятном стечении обстоятельств и приложении максимума усилий не даст результат в одночасье. Осуществление всех предлагаемых мер закономерно потребует кардинального улучшения управления всех хозяйствующих субъектов.
Итак, введенные в 2014 г. в отношении Российской Федерации санкции направлены на международную изоляцию России, ослабление ее экономики, дискредитацию российского президента и формирование образа страны-изгоя. Есть основания ожидать, что ближайший среднесрочный период будет весьма трудным для российской экономики в целом и для отечественной финансово-кредитной системы. Непростые внешние и внутриэкономических условия повлекут за собой нежелательные последствия: ухудшение ситуации в сфере внешней торговли и финансов, ускорение оттока из страны капиталов, уменьшение объемов производства и прибыли ряда товаропроизводителей, прежде
14 Отметим, что применение низких ставок предоставления кредитов создает угрозу финансовой эффективности деятельности банков.
15 По мнению А. А. Нечаева, «требования к резервированию кредитов настолько были Центральным банком последнее время ужесточены, что, ну, в общем, кредитовать, действительно, может только очень смелый банк, ну, или очень сумасшедший». См. стенограмму парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству на тему: «О предложениях по ускорению социально-экономического развития России». Здание Государственной Думы. 22 сентября 2014 г.
всего работающих на экспорт, замедление темпов технологического перевооружения производства и т.д.
В этих условиях центр тяжести экономической политики отечественных хозяйствующих субъектов закономерно переносится на использование внутренних источников финансирования, а государства - на содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации, стимулирование и поддержку перспективных видов деятельности, инновационно активных индивидов, секторов экономики и регионов страны.
Литература
1. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. С. 537.
2. Стенограмма выступления президента РФ В.В. Путина на заседании Совета безопасности в Кремле 22 июня 2014 г. www.rg.ru/2014/07/23/ stenogramma.html (Дата обращения 24 июля 2014 г.).
3. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ 4 декабря 2014 г. www.rg.ru/2014/12/04/poslanie-site.html (дата обращения 5 декабря 2014 г.).
4. Гасюк А. Шаткая ситуация // Российская газета. Бизнес. 2014. № 8. С. 5.
5.V. KAZANTSEV
doctor habilitatus in economics, professor, chief research fellow of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Moscow, Russia kzn-sv@yandex.ru
THREATS OF ANTI-RUSSIAN SANCTIONS - ARE THEY DANGEROUS FOR THE RUSSIA'S ECONOMY?
The U.S. and EU announced sanctions against Russia in March, 2014. These sanctions have not been approved or endorsed by any of the competent international bodies. However, later some other countries, mostly members of NATO and US allies, had joined the sanctions. The sanctions were explained as measures of the impact on the Russian Federation to force our state to comply unconditionally the US and some Western countries' requirements on Russia's position on Ukraine. Basically, the aims of these sanctions were the international isolation of Russia, weakening its economy, discredit of the Russian President, and formation of the image of the rogue state. Some aspects of the risk of sanctions for Russia are discussed in this paper.
Keywords: anti-Russian sanctions, economic threats, Russian Federation, sanctions neutralization measures. JEL: E22, E44, E60.