Научная статья на тему 'Санкции США в ответ на воссоединение России и Крыма'

Санкции США в ответ на воссоединение России и Крыма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
601
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
США / РОССИЯ / УКРАИНА / КРЫМ / АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ / Б. ОБАМА / ЗАКОН № 113-95 / ЗАКОН № 1 / USA / RUSSIA / UKRAINE / CRIMEA / SANCTIONS AGAINST RUSSIA / B. OBAMA / PUBLIC LAW 113-95 / PUBLIC LAW 113-96

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воловик А.В.

Весной 2014 г. США запустили механизм санкций против Российской Федерации в ответ на присоединение к ней Крыма. Была заложена законодательная база санкционной политики, а именно: были приняты законы № 113-95 и № 113-96 и президентские указы № 13660, № 13661 и №

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Воловик А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US sanctions in retaliation to Russia’s reunion with Crimea

At spring 2014, after the reunion of Russia and Crimea, USA launched sanctions against Russian Federation. The legislation base for the further sanction was laid, especially there were adopted public laws 113-965 and 113-96, and executive orders № 13660, № 13661 and 13662 were signed.

Текст научной работы на тему «Санкции США в ответ на воссоединение России и Крыма»

УДК 32

А. В. ВОЛОВИК

САНКЦИИ США В ОТВЕТ НА ВОССОЕДИНЕНИЕ РОССИИ И КРЫМА

Весной 2014 г США запустили механизм санкций против Российской Федерации в ответ на присоединение к ней Крыма. Была заложена законодательная база санкционной политики, а именно: были приняты законы № 113-95 и № 113-96 и президентские указы № 13660, № 13661 и № 13662.

Ключевые слова: США, Россия, Украина, Крым, антироссийские санкции, Б. Обама, закон № 113-95, закон № 113-96.

At spring 2014, after the reunion of Russia and Crimea, USA launched sanctions against Russian Federation. The legislation base for the further sanction was laid, especially there were adopted public laws 113-965 and 113-96, and executive orders № 13660, № 13661 and 13662 were signed.

Keywords: USA, Russia, Ukraine, Crimea, sanctions against Russia, B. Obama, public law 113-95, public law 113-96.

21 ноября 2013 г. в Киеве начались антиправительственные выступления на Майдане Незалежности. Протесты достигли апогея к 20 февраля 2014 г., когда президент В. Ф. Янукович подписал договор с представителями оппозиции, согласившись на все требования протестующих, включая тезисы о досрочных выборах. Поскольку подписание соглашения не остановило беспорядки, в ночь с 22 на 23 февраля президент В. Ф. Янукович тайно уехал в Россию [4].

В ту же ночь президент Российской Федерации В. В. Путин отдал приказ о развертывании войск на Крымском полуострове с целью обеспечения стабильности и порядка. Важнейшим итогом этих событий стало проведение референдума 16 марта 2014 г., на котором 93,5 % населения полуострова высказались за вхождение в состав Российской Федерации [5].

Так как власти США сочли эти события угрозой национальной безопасности,

© Воловик А. В., 2017

то в ответ на сложившуюся ситуацию они стали закладывать законодательную базу для сдерживания России. 4 марта 2014 г. Конгресс США начал обсуждение двух соответствующих законопроектов. Речь идет о законопроекте, представленном Палатой представителей США, «О поддержке суверенитета, территориальной целостности, демократии и экономической стабильности на Украине» № 4152, на основании которого был принят законодательный акт № 113-95 [12], и о законопроекте, разработанном Сенатом США, под названием «Программа США по отношению к Украине и соседним регионам» № 2187, на основании которого был принят законодательный акт № 113-96 [13].

В тексте первого из упомянутых законов «осуждалось военное присутствие России на Крымском полуострове и оккупация данного региона, как и любая другая форма экономической, политической или военной агрессии в отношении Украины» [12]. В документе подчеркивался тот факт, что по Будапештским со-

глашениям 1994 г. (Будапештский меморандум по гарантиям безопасности) [3] Россия выступила гарантом суверенитета и территориальной целостности Украины в обмен на передачу Российской Федерации ядерного потенциала СССР, находившегося на украинской территории. Законопроект «О поддержке суверенитета, территориальной целостности, демократии и экономической стабильности на Украине» требовал от Российской Федерации немедленно прекратить развертывание войск в Крыму и вернуть солдат в казармы [13].

Кроме того, документ осуждал экономическое давление Российской Федерации на Украину, Молдавию, Литву и другие страны Восточной Европы, препятствующее дальнейшей интеграции между Европейским союзом и государствами «Восточного партнерства», и политику экономической экспансии российского правительства в отношении соседних ей стран [13].

В тексте документа также говорилось о том, что США должны использовать свое влияние в различных международных организациях, включая МВФ, ООН, Всемирный банк, для оказания как экономической, так и политической поддержки новому правительству Украины, а в дальнейшем для сдерживания интересов Российской Федерации. Законопроект Палаты представителей США содержал и положение о том, что правительство Российской Федерации сознательно перекрыло доступ населению полуострова Крым к свободной информации и предоставило альтернативные источники с некорректной и предвзятой информацией [13].

«Программа США по отношению к Украине и соседним регионам», представленная 27 марта сенатором Митчем Макконеллом, не была пере-

дана на проработку в какие-либо комитеты, и в тот же день Сенат США ее единогласно одобрил [12]. Законопроект Сената США № 113-96 разрешал Федеральному правительству США потратить 10 млн долларов на поддержку радио «Свобода» и радио «Голос Америки» для противодействия российской пропаганде в Крыму и на территории Восточной Европы. Данные СМИ получили поддержку для следующих целей: предоставить населению доступ к корректной и независимой информации; провести независимое журналистское расследование по поводу дезинформации народа российскими и пророссийскими СМИ; увеличить количество неангажированных СМИ и репортеров на территории Восточной Украины и в Крыму; развивать демократические ценности, т.е. ценности свободы, суверенитета и независимости; увеличить размер данной пропаганды на территории Российской Федерации; расширить использование и аудиторию мобильных новостных и мультимедийных платформ, в том числе через социальные сети, а также обеспечить доступ к независимой информации 24 часа, 7 дней в неделю на русском, украинском и крымско-татарском языке [12].

На примере законопроекта № 113-96 видно, как и какими средствами США вели информационную войну против России, а также насколько были едины американские парламентарии в попытке сдержать растущее влияние России.

Законопроекты № 113-95 и № 113-96 стали дорожной картой для президента Б. Обамы в деле проведения политики санкций как ответа на действия России. 6 марта 2014 г. президент Обама подписал указ № 13660, который позволял вводить санкции против лиц и компаний,

ответственных за нарушение территориальной целостности и суверенитета Украины [8].

Барак Обама приказал наложить арест на всю собственность, находящуюся под юрисдикцией США, лиц, которые в дальнейшем будут определены президентом США, секретарем Казначейства и главой Госдепа как те, кто подрывает демократические процессы, нарушает территориальную целостность и суверенитет Украины, ответственен в присвоении государственных активов или предприятий, а также тех лиц, кто является руководителями предприятий, оказавших различную поддержку вышеперечисленным действиям. Ответственность за осуществление положений данного указа была возложена на Государственный департамент и Казначейство, всем органам исполнительной власти США было приказано оказывать содействие по данному вопросу [8].

Первые реальные санкции были введены 17 марта, на следующий день после референдума о вхождении Крыма в состав России. В этот день Б. Обама подписал указ № 13661 о персональных санкциях в отношении высокопоставленных российских политиков, ответственных, по мнению президента, за ситуацию на Украине. В список попали семь человек, в том числе спикер Совета Федерации В. И. Матвиенко, вице-премьер Д. О. Рогозин, помощник президента Российской Федерации В. Ю. Сурков, советник главы государства С. Ю. Глазьев, депутаты Госдумы Е. Б. Мизулина и Л. Э. Слуцкий, сенатор А. А. Клишас [9].

Изданный через три дня указ № 13662 от 20 марта расширял сферу действия указов № 13660 и № 13661. В тексте указа № 13662 сказано, что власти США обнаружили, что действия правитель-

ства Российской Федерации, включая развертывание вооруженных сил на территории Украины и аннексию Крымского полуострова, подрывают демократические процессы и институты на Украине, угрожают миру, стабильности, суверенитету Украины, ее территориальной целостности. Таким образом, действия России, по мнению американских властей, представляли собой необычную и чрезвычайную угрозу для национальной безопасности и внешней политики США. Ограничения предполагали, в частности, запрет на въезд данных лиц на территорию США, а также блокировку их активов и собственности, находящихся под американской юрисдикцией [10].

Расширялась сфера влияния санкций, так, указ № 13662 предполагал введение ограничительных мер против лиц, которые «управляют отраслями экономики Российской Федерации, которые могут быть определены Государственным секретарем по согласованию с секретарем Казначейства как финансовые услуги, энергетика, металло- и горнодобывающая промышленность, машиностроение, оборонная и связанная с ней промышленность». На примере данного фрагмента текста видно, насколько были расплывчаты и неточны формулировки и область применения первых санкций против России [10].

11 апреля 2014 г. Департамент казначейства опубликовал новый санкцион-ный список - на этот раз против семи физических лиц, обвиненных в сепаратизме на территории Крыма и компании «ЧерноморНефтегаз» [14].

28 апреля министерство торговли США заявило, что расширение экспортных ограничений соответствует законодательству об экспортном регулировании и что в дальнейшем мини-

стерство будет блокировать выдачу любых лицензий на экспорт или реэкспорт в Россию или на территорию оккупированного Крымского полуострова любых высокотехнологичных товаров, которые могут быть использованы для развития военного потенциала Российской Федерации. Кроме того, министерство торговли заявило, что предпримет усилия для отмены уже выданных на тот момент экспортных лицензий, соответствующих данным критериям. В санкционный список были внесены также 13 российских компаний [6].

Это были самые первые санкции США против Российской Федерации, их механизм действия только отрабатывался. Основной целью данных ограничительных мер было заставить Россию нести ответственность за действия в отношении Украины и, вероятно, подорвать экономику Российской Федерации. Однако, если посмотреть на экономические показатели - курс национальной валюты и национальные фондовые индексы, то видно, что санкции весны 2014 г. не нанесли урона Российской экономике [1]. Основная причина недостаточного эффекта ограничительных мер заключается в том, что первые санкции были персональные, против определенных лиц и компаний. Данные санкции не представляли непосредственной угрозы для Российской Федерации и ее экономической стабильности, в то время как секторальные санкции (введенные после эскалации конфликта на Донбассе летом - осенью 2014 г.) создали тяжелые условия для жизнедеятельности целых отраслей российской экономики и имели серьезные последствия. Первые санкции и, соответственно, угроза дальнейших мер со стороны США против Российской Федерации не остановили высшее по-

литическое руководство Российской Федерации от поддержки антиукраинских выступлений на Донбассе.

Анализ документов, рассмотренных выше, показывает, что основной целью правительства США была отнюдь не благородная идея поддержки суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины, а также идея о незыблемости международного права. Вероятно, истинной целью высших политических кругов США было сдерживание растущего геополитического влияния России, стремление не дать ей расширить сферу своих интересов и территорию. В документах даже не упоминается, в какой конкретно политической обстановке и ситуации произошло воссоединение России и Крыма: в условиях коллапса власти на Украине, вызванного нелегитимным государственным переворотом. В американских документах не отмечается и тот важный факт, что на референдуме 16 марта произошло волеизъявление народа Крыма: 93,5 % населения проголосовало за вхождение полуострова в состав Российской Федерации [5]. Данная ситуация отражает основную дихотомию современного международного права: с одной стороны, границы послевоенной Европы являются незыблемыми, обязательно должна уважаться территориальная целостность стран - членов ООН, но, с другой стороны, сохраняется право наций на самоопределение. Такое опасное противоречие и в дальнейшем создает условия для неоднозначной трактовки норм международного права. Тем более, республика Крым как автономное образование в рамках государства Украина имела право на самоопределение. При этом Россия гарантировала территориальную целостность Украины по Будапештским соглашениям 1994 г. [3].

Вопрос введения санкций, их юридического обоснования и применения крайне актуален сегодня, поскольку вновь избранный 45-й президент Дональд Джон Трамп неоднократно заявлял о возможном снятии или смягчении санкций [6]. При этом 7 марта 2017 г. на встрече с главой МИД Украины новый глава Госдепа Рекс Тиллерсон увязал от-

мену санкций против России с деэскалацией ситуации на Донбассе и возвратом Крыма Украине [1]. Требование вернуть Крым, который по праву - часть России, никоим образом не будет способствовать налаживанию диалога между США и Российской Федерацией. Вероятно, вопрос отмены санкций станет предметом политического торга.

I ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Динамика курса американского доллара (01.03.2014-01.062014). 2014. URL: http://www. cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx? VAL_NM_ RQ=R01235&date_req1=01.03.2014&date_ req2=01.06.2014&rt=1&mode=1

2. Климкин: Тиллерсон заявил о решительной поддержке Украины. 2017. URL: https://ria.ru/ world/20170307/1489535466.html

3. Письмо постоянных представителей Российской Федерации, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки и Украины при Организации Объединенных Наций от 7 декабря 1994 года на имя Генерального секретаря. 1994. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc. asp?symbol=A/49/765&Lang=R

4. Признания Януковича возмутили Украину. 2016. URL: https://www.gazeta.ru/ politics/2016/11/25_a_10375001.shtml

5. Референдум в Крыму: 93,5 % жителей за присоединение к России. 2014. URL: http:// ru.euronews.com/2014/03/16/live-crimea-referendum-kyiv-asks-russia-to-leave-ukraine

6. Трамп заявил о возможном снятии санкций с России. 2017. URL: https://ria.ru/ economy/20170116/1485743199.html

7. Commerce Department Announces Expansion of Export Restrictions on Russia. 2014. URl: https:// www.bis.doc.gov/index.php/about-bis/newsroom/ press-releases/107-about-bis/newsroom/press-

releases/press-release-2014/665-commerce-dept-announces-expansion-of-export-restrictions-on-russia

8. Executive Order 13660 - Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine. 2014. URL: https://www.treasury.gov/ resource-center/sanctions/Programs/Documents/ ukraine_eo.pdf

9. Executive Order 13661 - Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine. 2014. URL: https://www.treasury.gov/ resource-center/sanctions/Programs/Documents/ ukraine_eo2.pdf

10. Executive Order 13662 - Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine. 2014. URL: https://www.treasury.gov/ resource-center/sanctions/Programs/Documents/ ukraine_eo3.pdf

11. H.R. 4152 - Support for the Sovereignty, Integrity, Democracy, and Economic Stability of Ukraine Act of2014. 2014. https://www.congress. gov/bill/113th-congress/house-bill/4152/text/es

12. S. 2183 - A bill entitled «United States International Programming to Ukraine and Neighboring Regions». 2014. URL: https:// www.congress.gov/bill/113th-congress/senate-bill/2183/text/es

13. Treasury Designates Seven Individuals And One Entity Contributing To The Situation In Ukraine. 2014. URL: https://www.treasury.gov/ press-center/press-releases/Pages/jl2355.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.