Научная статья на тему 'Антироссийские санкции и ответные меры со стороны России'

Антироссийские санкции и ответные меры со стороны России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНКЦИИ / SANCTIONS / ЕВРОСОЮЗ / EUROPEAN UNION / РЕГИОН / REGION / ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / ECONOMIC AND POLITICAL INSTABILITY / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / RETALIATORY MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов А. В., Афанасьев А. И., Попова В. С.

В статье решается задача аргументации введения ответных мер на антироссийские санкции и увеличение доли местной продукции на региональном рынке в связи с импортозамещением. Влияние санкций на экономику России одновременно привело к негативным последствиям, но и дало стимул к перспективам развития экономической системы и переходу ее на кардинально новый качественный уровень. Россия также ввела отдельные санкции в отношении Евросоюза, задавая позитивные тенденции развития инновационных технологий в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-RUSSIAN SANCTIONS AND RETALIATORY MEASURES FROM RUSSIA

The article solves the problem of argumentation for introduction of retaliatory measures on anti-Russian sanctions and increasing share of local products in regional market in connection with import substitution. The impact of sanctions on Russian economy led to negative consequences, but simultaneously gave stimulus to economic system development and its transition to a radically new quality level. Russia has also imposed separate sanctions against the EU, setting positive trends in development of innovative domestic technologies.

Текст научной работы на тему «Антироссийские санкции и ответные меры со стороны России»

УДК 327.8

ГЕРАСИМОВ А. В., АФАНАСЬЕВ А. И., ПОПОВА В. С. GERASIMOV A. V., AFANASYEV A. I., POPOVA V. S.

АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ И ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ СО СТОРОНЫ РОССИИ

ANTI-RUSSIAN SANCTIONS AND RETALIATORY MEASURES FROM RUSSIA

Аннотация. В статье решается задача аргументации введения ответных мер на антироссийские санкции и увеличение доли местной продукции на региональном рынке в связи с импортозамещением. Влияние санкций на экономику России одновременно привело к негативным последствиям, но и дало стимул к перспективам развития экономической системы и переходу ее на кардинально новый качественный уровень. Россия также ввела отдельные санкции в отношении Евросоюза, задавая позитивные тенденции развития инновационных технологий в стране.

Ключевые слова: санкции, Евросоюз, регион, ответные меры, экономическая и политическая нестабильность, импортозамещение.

С каждым годом национальные экономики разных стран становятся более развитыми и самостоятельными, вместе с этим усиливается и мировая глобализация. Сейчас немногие страны идут по пути полного (замкнутого) обеспечения экономического сектора за счет собственных внутренних ресурсов. Большинство даже не могут представить возможность автономного существования. Именно поэтому правительства государств вынуждены укреплять внешнеэкономические связи своих стран, чтобы полностью обеспечить себя необходимыми для жизни и процветания материальными, социальными и духовными благами. Однако события 2014 г., связанные с взаимными экономическими санкциями Евросоюза и России, заставили отказаться от пути, по которому наша страна шла много лет, и доказа-

Summary. The article solves the problem of argumentation for introduction of retaliatory measures on anti-Russian sanctions and increasing s h are of local products in regional market in connection with import substitution. The impact of sanctions on Russian economy led to negative consequences, but simultaneously gave stimulus to economic system development and its transition to a radically new quality level. Russia has also imposed separate sanctions against the EU, setting positive trends in development of innovative domestic technologies.

Keywords: sanctions, the European Union, region, retaliatory measures, economic and political instability, import substitution.

ли, что нельзя полагаться только на международное сотрудничество.

После распада СССР правительству России понадобилось в течение более чем двадцати лет приложить не мало усилий для возращения стабильности в политическую и экономическую среду. Существенным препятствием для дальнейшего долгосрочного роста выступили санкции США и Европы в отношении России. Обусловленные иллюзорной военной агрессией на Украине, санкции мирового сообщества были нацелены на воспрепятствование нормальному взаимодействию отечественного бизнеса с западным.

Антироссийские санкции представляют собой ряд ограничительных мер со стороны Европейского союза, США и стран-сателлитов Запада, направленные против

России и ее граждан. Обычно санкции вводят с целью ослабления экономики страны и изменения позиций по крупным международным вопросам. Согласно международному праву, для введения санкций в отношении любой страны необходимо одобрение совета безопасности ООН, но США и Европейский союз зачастую игнорируют эти требования и устанавливают ограничения по собственному усмотрению.

За всю историю современной России санкции, связанные с кризисом на Украине, являются самыми масштабными по количеству задействованных стран и принятых ограничительных мер. Инициатива по принятию санкций поступила от США с целью изоляции России на мировой арене и препятствию возрождения российской экономики [2].

В марте 2014 г. Западом были объявлены санкции в отношении России, которые затронули экономические интересы банковского, нефтяного и оборонного сектора, а также высокотехнологичных и других отраслей [1].

Первая санкционная мера была введена в действие 4 марта 2014 г., когда США заморозили инвестиционное и военное сотрудничество с Россией. По распоряжению президента США Барак Обамы, 6 марта 2014 г. было опубликовано распоряжение «О блокировании собственности некоторых лиц, способствующих ситуации на Украине». Европейским Союзом были приостановлены переговоры о смягчении визового режима.

Позже, 20 марта, Евросоюз объявил об отмене саммита Россия - ЕС, назначенного на 3 июня, и ограничил выдачу всех видов виз жителям Крыма. Апрель 2014 г. ознаменовался тем, что НАТО приостановил сотрудничество с Россией, кроме переговоров на уровне послов. Чуть позже Европар-ламент рекомендовал отказаться от строительства газопровода «Южный поток».

В июне и июле 2014 г. было заморожено финансирование новых проектов и введены ограничительные меры в отношении многих ведущих российских финансово-кредитных организаций, таких как: «Сбербанк», «ВТБ»,

«Газпромбанк», «Внешэкономбанк», «Рос-сельхозбанк». Поступил отказ в поддержке проектов Всемирного банка в России от США и Канады, в параллели с этими ограничениями продолжались расширения санк-ционных списков.

Чуть позже от санкций США также пострадал нефтегазовый сектор России и входящие в него компании. Были введены ограничительные меры в отношении крупнейшего месторождения «Газпрома» в Охотском море. Примерно в тоже время Европейский союз начал ограничивать доступ к рынку капитала широкому перечню российских организаций. Россию лишили права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Другим примером является приостановление обслуживания платежных карт систем Visa и MasterCard на всей территории Крыма. В конечном счете, антироссийские санкции были разработаны Евросоюзом до 31 июля 2016 года, впоследствии в марте 2016 года США было объявлено о продлении санкций РФ еще на год [2].

Таким образом, ключевыми санкциями, оказавшими влияние на экономику России, являются [3]:

- ограничение доступа к выгодным кредитным ресурсам ряду российских банковских организаций. Вследствие этого в России произошел рост ставок по кредитам, чему также способствовало повышение Центральным Банком РФ ключевой ставки для снижения скорости падения стоимости национальной валюты. Кроме того, из-за недостатка финансирования со стороны иностранных банков произошло увеличение поддержки из средств федерального бюджета таких компаний как «Роснефть» и «Газ-промнефть», что, в свою очередь, способствовало ускорению инфляционных процессов и росту цен;

- снижение возможностей приобретения ценных бумаг иностранных компаний юридическими и частными лицами Российской Федерации, а также ограничение оборота ценных бумаг российских компаний на мировом ранке. Следствием стало снижение рейтингов ряда российских компаний в мире, но рост их значимости на внутреннем

фондовом рынке;

снижение объемов инвестиций со стороны стран Евросоюза в российские компании - как прямых, так и портфельных. Последствием стало увеличение цен на продукцию компаний с долей иностранного капитала. В качестве примера могут выступать компания «Сириус», концерн «Алмаз-Антей», автомобильные заводы «ГАЗ» и «АвтоВАЗ» и другие;

вывод иностранного капитала из российской экономики в целом, начавшийся в марте 2014 г. и действующий по настоящее время. Рост налогов (на добычу полезных ископаемых, недвижимость, акцизы и так далее), изменения в социальной сфере (тенденции к повышению пенсионного возраста и т.д.) стали главными факторами нестабильности и снижения доверия иностранных инвесторов. В результате в России начался финансовый кризис, основными причинами которого большинство экспертов-аналитиков называют отток капиталов из страны, рост инфляции и снижение стоимости рубля.

В сущности, санкции, затронувшие газовую сферу, являются несвоевременными не только для России, но и для Европы, так как в ближайшие годы поставлять американский газ на территорию Евросоюза не представляется возможным. В европейских странах пропускная способность регазифи-кационных СПГ-терминалов составляет не более 198 миллиардов кубометров газа в год. Несмотря на то, что в ближайшие годы планируется к двадцати имеющимся терминалам добавить еще шесть, ежегодная пропускная способность увеличится лишь на 30 миллиардов. Экспортные терминалы США на данный момент отсутствуют вовсе [4].

Не стоит также забывать, что существующие договоренности с «Газпромом» на поставку газа будет не просто разорвать, поскольку на сегодняшний день корпорация «Газпром» работает не только на территории России, но и на газовых месторождениях в Индии, Вьетнаме, Киргизии, Ливии и др. На мировой арене наша государственная компания является лидером и ее вытеснение с европейского рынка невозможно, пока

США и Европа не смогут решить проблему функционирования экспортных терминалов [4].

К числу санкций относится запрет на оказание услуг европейскими компаниями и гражданами стран ЕС по разработке и добыче нефти на глубоководье, на сланцевых месторождениях и в Арктике.

Санкции, сконцентрированные против ряда российских компаний, таких как «Сириус», «Станкоинструмент», «Химком-позит», концерн «Калашников», Тульский оружейный завод, «Технологии машиностроения», «Высокоточные комплексы», концерн ПВО «Алмаз-Антей», НПО «Базальт», основаны на запрете поставок товаров и технологий двойного назначения в страны Евросоюза [6].

Санкции, обрушившиеся на российский банковский сектор, в первую очередь охватили самые крупные финансово-кредитные организации. Санкционные меры в данном случае состоят в том что [6]:

- в данных организациях европейским компаниям и гражданам стран ЕС запретили совершать операции с ценными бумагами сроком обращения свыше 30 дней;

- в европейских банках закрыты счета российских компаний, прекращено инвестиционное консультирование, запрещено управление портфелем инвестиций и размещение ценных бумаг;

Некоторые страны присоединились и поддержали часть санкций, выдвинутых США и Европейским Союзом. Кроме того, ими были разработаны собственные санкци-онные меры [7]:

- Австралия (поддержала санкции США и разработала санкционные списки против компаний и граждан РФ);

- Албания (поддержала индивидуальные и общие санкции Евросоюза);

- Грузия (от ввода санкций отказ а-лась, но объявила об отмене нескольких межгосударственных встреч);

- Израиль (прекратил поставку военных технологий и оружия);

- Исландия (присоединилась к большей части санкций, предложенных Евросоюзом в отношении индивидуальных и

общих ограничений);

- Лихтенштейн (поддержал большую часть индивидуальных и общих санкций Евросоюза);

- Молдавия (присоединилась к большей части санкций Евросоюза, приостановила вещание нескольких телеканалов РФ);

- Норвегия (последовательно присоединялась к санкциям Евросоюза и приостановила военное и экономическое сотрудничество);

- Новая Зеландия (поддержала санкции в банковской сфере, предложенные Австралией, и ввела персональные санкции);

- Украина (поддержала большую часть индивидуальных и общих санкций Евросоюза, прекратила информационное вещание телеканалов РФ);

- Швейцария (разработала общеэкономические и персональные санкции);

- Черногория (присоединилась к части персональных и общих санкций Евросоюза);

- Япония (разработала персональные и общеэкономические санкции и прекратила переговоры, касающиеся спорных территорий и смягчения визового режима).

Опубликованные 17 сентября 2015 г. итоги опроса ВЦИОМ отражают отношение населения России к противостоянию с США и Западом. Несмотря на то, что 47% граждан ощущают негативное влияние санкций, большая часть опрошенных, а именно 69%, считают, что Россия правильно поступила, оказав поддержку ополчению Донбасса. Примерно 51% опрошенного населения готовы нести экономические потери ради продолжения внешнеполитического курса на Украине. Среди респондентов 37% не желают испытывать лишения и неудобства. В целом можно сделать вывод, что россияне ощущают влияние санкций на уровень жизни населения и экономическое развитие страны, но при этом большинство не готово изменять геополитические позиции из-за требований Запада.

По данным этого же опроса, отношение россиян к США стало негативнее. Если в сентябре прошлого года отрицательно настроенных респондентов было 68%, то по последним данным, их доля возросла до

70% опрошенных. Внутренняя политика страны, напротив, стала больше поддерживаться обществом, по данным опроса «Левада-центра» от 21 декабря 2015 г., 57% респондентов, являющихся гражданами РФ, готовы и хотят видеть Президентом страны после 2018 г. действующего главу государства, а 11% согласны поддержать кандидата, который продолжит политику В.В. Путина. По мнению 48% опрошенных респондентов в России нет достойной замены Владимиру Путину.

В ходе анализа ситуации нельзя не обратить внимания на падение цен на нефть. К тому же, по прошествии длительного периода времени выходит из под санкций Иран. Выход данной страны на рынок повышает риски, связанные с влиянием России на рынке нефти и газа и реализацией углеводородов на Западе.

Уровень жизни населения страны после введения санкций стал снижаться. Основными факторами, влияющими на жизнь россиян, являются: снижение покупательской способности, нестабильность национальной валюты, экономические санкции, геополитическая ситуация и политика правительства.

Однако на данный момент социальное недовольство во многом находится под контролем Правительства РФ, которое предугадывает потребности населения, удовлетворяет его основные нужды и препятствует возникновению общественных проблем.

В действительности экономика России во многом зависит от изменения отношений с Западом. При этом реинтеграция Крыма и действия на Донбассе послужили поводом для экономического и политического давления со стороны США и Евросоюза. Экономика России сильно зависит от иностранной валюты и имеет сырьевую направленность, что делает ее уязвимой во времена внешнеполитической нестабильности. Не смотря на действия мирового сообщества, Россия смогла разглядеть потенциальные возможности в сложившейся ситуации и незамедлительно начала разрабатывать системные изменения в экономике и политике страны, что было неожиданным

шагом для Вашингтона и Брюсселя.

Правительство нашей страны приняло решение вводить ответные санкции в отношении западных стран, запрещающие ввоз продовольственных товаров на территорию России. Таким образом возникла ситуация обоюдной зависимости. От данного противодействия в первую очередь пострадали страны Евросоюза, которые ранее осуществляли крупномасштабные поставки сельхозпродуктов на территорию РФ. Запрет на ввоз европейских продовольственных товаров помог прийти к выводу, что в стране обязательно должна быть собственная производственно-хозяйственная база, которая сможет обеспечить своих граждан основными товарами и сельхозпродуктами с уменьшением объема импорта. Кроме того, дальнейшим планом стало расширение сотрудничества с более дружественными к России государствами - например, со странами Таможенного союза (Белоруссии и Казахстана), а также странами Азии и Латинской Америки (еще до конца 2014 г. был увеличен объем поставок из Бразилии, Аргентины и Ирана).

В России начался процесс импорто-замещения многих товаров, ввоз которых был прекращен в связи с санкциями, некоторые продукты никогда ранее не производились в нашей стране. Так, в Свердловской области начали производство мясного деликатеса - хамона, сыра пармезана - в Татарстане, камамбера и маскарпоне - на Алтае, моцареллы в Оренбурге.

В декабре 2014 г., находясь с визитом в Турции, Президент России Владимир Путин объявил о нецелесообразности строительства газопровода «Южный поток» из-за неконструктивной позиции Евросоюза и отсутствия разрешения Болгарии на строительство. Компанией «Газпром» было принято решение больше не возобновлять проект «Южный поток», уже имеющуюся инфраструктуру планируется использовать для нового газопровода в Турцию пропускной способностью 63 миллиарда кубометров газа в год, из которых Турция будет получать 14 миллиардов кубометров.

Отмена строительства «Южного по-

тока» была неожиданной и оказала негативное влияние на страны, которые планировали принять участие в этом проекте (Австрия, Болгария, Венгрия, Италия, Сербия). Они лишились дополнительного источника российского газа и доходов от транзита (по разным оценкам, Болгария потеряет из-за приостановления «Южного потока» от 400 до 750 миллионов евро).

Экономические ограничения со стороны Европы повлияли на изменение внешней политики России. Страна начала углублять двухсторонние связи со странами Востока, где главным дипломатическим и политическим союзником стал Китай. Причиной тому также послужило то, что азиатские страны и Китай в их числе отказались вводить антироссийские санкции с целью сохранения партнерских отношений с Российской Федерацией [7].

В условиях санкций Министерством экономического развития России был разработан комплекс мероприятий по поддержке и развитию экономики в каждой из отраслей. Основными аспектами данного комплекса выступают [5]:

- федеральные целевые программы развития соответствующего сектора экономики, предполагающие государственное финансирование различных отраслей хозяйства. При этом особое внимание обращено на высокотехнологичные производства. Российская экономика связывает перспективы развития с несырьевыми отраслями и перерабатывающими производствами в топливно-энергетическом комплексе. Также разрабатываются льготные программы кредитования для производителей, которые осуществляют техническую и технологическую модернизацию;

- инвестиционное развитие инфраструктуры государства. Сюда относят запланированное строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги в Москве, скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург, реконструкцию Транссиба. Планируется, что данные мероприятия позволят решить часть логистических проблем страны, которые препятствуют выходу на новые рынки и препятствуют расширению сбыта

продукции на них. Грядущие международные мероприятия, в числе которых Чемпионат мира по футболу 2018 г., способствуют развитию инфраструктуры регионов и притоку капитала;

налоговое и таможенно-тарифное регулирование, которое позволяет активно влиять на участников рынка и изменять экономический климат в стране. В условиях санкций целью налоговой политики становится привлечение капитала в экономику России. Вводятся специальные льготные налоговые режимы для инвесторов, охватывающие различные отрасли производства и экономические зоны их деятельности. Одновременно планируется дальнейшее расширение Таможенного союза;

- программы поддержки малого и среднего предпринимательства, которые крайне важны в условиях санкций, так как малый и средний бизнес (предприятия пищевой, текстильной промышленности, сельское хозяйство) особенно уязвим в условиях экономической нестабильности. Малым и средним предприятиям, которые только выходят на рынок, предоставляют льготные налоговые и страховые периоды. На модернизацию производства и приобретение основных производственных фондов в лизинг выделяются государственные субсидии. Планируется, что эффективной мерой станет упрощение требований трудового законодательства для малого и среднего бизнеса. Предприниматели смогут расширять штат сотрудников и за счет этого увеличивать объемы производства [8].

В сложившейся ситуации для стабильного развития национальной экономики необходимо повысить инвестиционную привлекательность, продолжить развитие международного сотрудничества с азиатскими странами и поддержку отечественных производств, ориентированных на импорто-замещение. Успешная реализация намеченных задач позволит обеспечить экономике Российской Федерации наиболее благоприятные условия для экономического роста и развития.

В настоящее время в России актуальной проблемой остается поиск потенциаль-

ных точек роста в условиях санкций Евросоюза и ряда других государств, поскольку взаимные ограничения привели к кардинальным изменениям в экономическом порядке. Негативными последствиями от введения антироссийских санкций для экономической системы России являются:

- падение цен на нефть и снижение котировок национальной валюты;

- необходимость в дополнительных отчислениях из федерального бюджета с целью поддержки отраслей, попавших под санкции;

- существенные потери, связанные с расторжением договоров с иностранными компании (демонтаж «Южного потока», отказ «BMW» от строительства завода на территории России и т.д.);

- снижение покупательной способности населения при росте цен на большинство товаров (электроника, автомобили, продукты питания и т.д.).

По официальному заявлению Президента Российской Федерации Владимира Путина, по состоянию на март 2015 г. экономика страны потеряла порядка 150 млрд. долларов.

Положительными тенденциями в развитии экономики Российской Федерации на фоне действия санкций являются:

- расширение рынков импорта и сбыта продукции;

- акцент на развитие аграрного сектора страны;

- тенденции к развитию инновационных технологий в стране;

- расширение производственной базы в противовес сбыту полезных ископаемых.

Таким образом, экономические санкции против Российской Федерации одновременно принесли как негативные последствия, так и дали толчок к перспективному развитию экономической системы и переходу на новый уровень развития внешней политики. Россией было принято решение ввести ответные санкции в отношении Евросоюза, которые также способствовали использованию внутренних источников для роста национальной экономики.

Литература

1. Борисевич А.С., Абалакин А.А. Влияние санкций на экономику российской федерации // Инновационная наука. - 2015. № 4-1. - С. 23-25.

2. Булатова А.И., Абелгузин Н.Р. Влияние санкций на экономику России // Актуальные проблемы экономики и права. -2015. - № 3(35). - С. 26-37.

3. Влияние санкций на экономику России [Электронный ресурс]. - URL: http:// biznesklubonline.com/stati/556-vliyanie-sanktsij-na-ekonomiku-rossii/ (дата обращения: 10.09.2017).

4. Влияние санкций на экономическую ситуацию в России [Электронный ресурс]. - URL: http://monavista.ru/news/vliyanie _sankcij_na_ekonmicheskuyu_situaciyu_v_ros sii/ (дата обращения: 10.09.2017).

5. Думнова Н.А., Лазаренко А.Л., Солдатова М.А. Проблемы и перспективы развития региональной экономики в условиях санкций // Фундаментальные исследова-

ния. - 2015. - № 2-13. - С. 2891-2894.

6. Санкции против России. Список России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.aif.ru/dontknows/actual/1159761 (дата обращения: 09.09.2017).

7. Список антироссийских санкций [Электронный ресурс]. - URL: http:// ruxpert.ru/%D 1%EF%E8%F 1%EE%EA_%E0 %ED%F2%E8%F0%EE%F 1%F 1%E8%E9%F 1%EA%E8%F5_%F 1%E0%ED%EA%F6%E8 %E9#.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.86.D0. B8.D0.BE.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D1.8 1.D0.BF.D0.B8.D1.81.D0.BE.D0.BA (дата обращения: 08.09.2017).

8. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 2; под научной ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. - 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.