Научная статья на тему 'Санкции в отечественно-историческом процессе'

Санкции в отечественно-историческом процессе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / МИРОВОЙ ОПЫТ / ПРОИЗВОДСТВО / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСЫ / РЕСУРСЫ / SANCTIONS / RESTRICTIONS / IMPORT / EXPORT / WORLD EXPERIENCE / MANUFACTURING / ECONOMICS / FINANCE / RESOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров В., Литвинова Н.

В публикации сделан экскурс в историю применения санкций со стороны западных держав по отношению к России. Указаны причины применения торговых ограничений, запрещения импорта и экспорта определённых товаров. Приведено сравнение наиболее крупных мировых компаний с российскими предприятиями военно-промышленного комплекса. Рассмотрены ответные меры со стороны России на санкции западных государств, применяемые в историческом прошлом и в наше время. Обозначены пути достижения санкционного иммунитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANCTIONS IN THE DOMESTIC-HISTORICAL PROCESS

In the publication made a historical excursion on the application of sanctions by the Western powers against Russia. Denoted reasons for the use of trade restrictions, prohibitions on import and export of certain goods. Cоmparison of the largest world companies with Russian enterprises of the military-industrial complex. Considered retaliatory measures from Russia to the sanctions of Western states, applied in the historical past and in our time. Marked ways to achieve sanctions immunity.

Текст научной работы на тему «Санкции в отечественно-историческом процессе»

ИСТОРИЯ

УДК 93 В. ЕГОРОВ,

доктор исторических наук,

доктор экономических наук, профессор,

первый заместитель директора

Института стран СНГ,

профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова

e-mail: korrka@mail.ru

Н. ЛИТВИНОВА,

эксперт Института международных транспортных коммуникаций Российского университета транспорта (МИИТ)

e-mail: iammermaidprincesss@gmail.com

Ключевые слова:

санкции, ограничения, импорт, экспорт, мировой опыт, производство, экономика, финансы,ресурсы

V. EGOROV,

Doctor of Historical Sciences, Doctor of Economics, Professor, First Deputy Director of the Institute of CIS Countries, Professor REU them. G.V. Plekhanov

N. LITVINOVA,

expert of the Institute of international transport communications of the Russian University of transport

(MIIT)

Keywords:

sanctions, restrictions, import, export, world experience, manufacturing, economics, finance, resources

САНКЦИИ

В ОТЕЧЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

В публикации сделан экскурс в историю применения санкций со стороны западных держав по отношению к России. Указаны причины применения торговых ограничений, запрещения импорта и экспорта определенных товаров. Приведено сравнение наиболее крупных мировых компаний с российскими предприятиями военно-промышленного комплекса. Рассмотрены ответные меры со стороны России на санкции западных государств, применяемые в историческом прошлом и в наше время. Обозначены пути достижения санкционного иммунитета.

SANCTIONS IN THE DOMESTIC-HISTORICAL PROCESS

In the publication made a historical excursion on the application of sanctions by the Western powers against Russia. Denoted reasons for the use of trade restrictions, prohibitions on import and export of certain goods. ^mparison of the largest world companies with Russian enterprises of the military-industrial complex. Considered retaliatory measures from Russia to the sanctions of Western states, applied in the historical past and in our time. Marked ways to achieve sanctions immunity.

Использование санкций по отношению к России со стороны западных держав имеет давнюю историю, уходящую корнями во времена позднего Средневековья. Усиление московского государства в военном и экономическом плане вызывало беспокойство в странах Европы, поэтому ремесленников, врачей, специалистов в различных областях старались изолировать от Руси. Примером этого является судебный процесс над саксонским купцом Г. Шлитте в Любеке в 1548 г. По поручению Ивана IV он должен был завербовать в Европе и «...вывезти оттуда в Москву не только ремесленников, художников, лекарей, аптекарей, типографщиков, но и людей искусных в древних и в новых языках...» [2]. За намерение выполнить поручение Г. Шлитте был осужден и отправлен в тюрьму. Завербованные им также были осуждены, продержаны пять лет в заключении, после чего отправлены на службу в Ливонию. Все это вызвало сильное недовольство русских властей, а итогом стала проблема торгового обмена с Европой. Товары могли перевозиться

только на ганзейских судах (Ганза — политический и экономический союз 130 торговых городов северо-западной Европы) через ливонские порты Ригу, Ревель и Нарву.

Более свежие исторические примеры экономических блокад со стороны западных государств можно увидеть после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. Государства Антанты и их союзники (Великобритания, Франция, США и др.) ввели против Советской России экономическую блокаду, полностью прекратив с ней всякие экономические отношения. Основанием для таких мер послужило начало переговоров в декабре 1917 г. между советским правительством и Германией о заключении сепаратного мира (Брестский мир, подписан 3 марта 1918 г.), национализация предприятий, принадлежащих иностранному капиталу, и отказ от выплат по долгам Российской империи.

После завершения Первой мировой войны и заключения Версальского мирного договора, 28 июня 1919 г. Верховный совет Антанты объявил о полном запрещении всех форм эконо-

мических связей с Советской Россией. К экономической изоляции РСФСР подключилась и Германия, вынужденная исполнять решения стран-победителей. Блокада начала действовать с 10 октября 1919 г. и продолжалась до 16 января 1920 г. В дальнейшем, после окончания гражданской войны и образования СССР, экономические санкции не прекращались практически всю историю существования советского государства. Так, уже в 1925 г. сразу после прошедшего XIV съезда ВКП(б), на котором был принят курс «социалистической индустриализации», США, Великобритания, Франция и другие западные страны выдвинули условия, согласно которым СССР должен был расплачиваться за импортируемое оборудование (станки и машины) только нефтью, зерном и лесом. Предлогом же для «золотой блокады» послужили обвинения в национализации иностранной собственности. Смысл блокады был прост — помешать промышленному развитию СССР. В июле 1930 г. США обвинили СССР в демпинге (сознательном занижении цен на свои товары), при поставках в Соединенные Штаты спичек, угля, асбеста, марганца и других товаров. Ввели протекционистские меры (ввозные пошлины и др.). 3 октября 1930 г. Франция обвинила СССР во вмешательстве в свои внутренние дела, в частности, в финансировании подрывной деятельности компартии. В качестве санкционных мер была введена система лицензирования советских товаров, что привело к их удорожанию и потере конкурентоспособности. В том же году аналогичные

меры против советской продукции ввели Югославия, Венгрия, Бельгия и Румыния.

В 1931 г. Соединенные Штаты запретили импорт советских пиломатериалов из четырех зон европейской части СССР — Кольского полуострова, Карельской автономной республики, Северной области и Зырянской автономной области — в связи с тем, что в этих регионах использовался принудительный труд заключенных.

20 октября 1930 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление «Об экономических взаимоотношениях со странами, устанавливающими ограничительный режим для торговли с СССР». Внешнеторговым организациям было запрещено размещать заказы и производить закупки в подвергнутых санкциям странах и фрахтовать их суда. Было максимально сокращено использование портов этих стран для транзитных и реэкспортных операций через СССР.

Ограничения на торговлю с Францией были отменены в 1931 г. в связи с денонсацией французским парламентом декрета от 3 октября 1930 г. Эмбарго в отношении США снято после официального установления советско-американских дипломатических отношений 16 ноября 1933 г.

В марте 1933 года советские власти арестовали несколько британских инженеров, работавших на строительстве электростанций в СССР, по обвинению в шпионаже и саботаже. Великобритания потребовала немедленного освобождения своих граждан. Однако советский суд признал пятерых британцев виновными, двое

из них были заключены под стражу, остальные высланы из страны на родину. В ответ 26 апреля 1933 г. Великобритания ввела эмбарго на импорт из Советского Союза различных видов зерна, хлопка, леса и нефтепродуктов вплоть до освобождения своих граждан. На следующий день СССР закрыл транзит британских товаров через свою территорию, советским организациям было запрещено размещать заказы в Великобритании, использовать британские порты и т. п. После непубличных переговоров, начатых по инициативе советской стороны, 1 июля 1933 г. британские граждане были освобождены и высланы на родину, взаимные санкции отменены. Согласно советским статистическим данным, объем советско-британской торговли в 1933 г. упал почти в два раза по сравнению с 1932 г. — с 1 млн руб. до 515 тыс. руб.

30 ноября 1939 г. советские войска начали боевые действия против Финляндии. 2 декабря 1939 г. администрация президента США Ф. Рузвельта объявила так называемое «моральное эмбарго» на торговлю с СССР. Одной из причин его введения стали бомбардировки жилых районов Хельсинки советской авиацией. В связи с этим в рамках эмбарго был установлен запрет на поставки в СССР авиатехники, а также материалов для авиапромышленности, таких как алюминий, молибден, и авиабензина. «Моральное эмбарго» было отменено в январе 1941 г., когда США стали рассматривать СССР в качестве потенциального союзника против гитлеровской Германии.

Советско-финская война также привела к исключению СССР из Лиги Наций (США, Германия, Италия и Япония на тот момент не входили в организацию). Соответствующую резолюцию Совет Лиги принял 14 декабря 1939 г. С началом холодной войны США стали применять новый тип экономических санкций против СССР и стран социалистического блока. Они были направлены на перекрытие доступа к передовым технологиям и высокотехнологичной продукции. В марте 1948 г. Министерство торговли США ограничило экспорт стратегических материалов, оборудования и вооружения в СССР и соцстраны Восточной Европы. В 1949 г. эти ограничения были закреплены в Законе об экспортном контроле.

Для реализации ограничительных мер в 1949 г. по инициативе США был создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ; Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, COCOM), который осуществлял надзор за поставкой товаров и технологий западных государств СССР и его союзникам. В КОКОМ входили 17 стран (США, Канада, Австралия, Япония, Великобритания, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Турция). Еще шесть государств сотрудничали с комитетом (Австрия, Финляндия, Ирландия, Новая Зеландия, Швеция и Швейцария), формально не являясь его членами. Комитет разработал стратегию «контролируемого технологического отставания», согласно которой техни-

ка и технологии могли продаваться в социалистические страны не раньше, чем через четыре года после их серийного выпуска. КОКОМ вел три списка товаров и технологий: первый — с полным запретом на экспорт, второй — с экспортом в ограниченном количестве, третий — без ограничений экспорта, но с контролем за их конечным использованием. Любое из государств-участников комитета могло наложить вето на сделку по продаже, предложенную другим участником комитета. КОКОМ прекратил свою деятельность в 1994 г.

В 1951 г. США ужесточили экономические ограничения для экспорта в социалистические государства в связи с войной в Корее (1950—1953 гг.), в которой СССР поддерживал Северную Корею (КНДР), а западные государства — Южную.

В том же году Соединенные Штаты расторгли соглашение о торговле с советским правительством 1937 г., лишив СССР режима наибольшего благоприятствования. В результате таможенные тарифы на советские товары выросли в 4,6 раза по сравнению с уровнем налогообложения товаров других стран. Американский Конгресс принял Закон об оборонной взаимопомощи и контроле (Mutual Defense Assistance Control Act). Со-

гласно этому документу, США могли отказать в экономической поддержке (например, отменить режим наибольшего благоприятствования в торговле) любому государству, которое не присоединится к эмбарго против СССР и «находящихся под его влиянием» стран и продолжит поставки им стратегических товаров. Однако впоследствии под давлением своих европейских союзников США внесли в данный закон множество поправок и исключений, которые привели к тому, что акт фактически не действовал.

Статистические данные показывают, что с 1947 г. объем советско-американской торговли начал резко сокращаться, что отображено в табл.1.

Медленный рост начался только в 1955 г., отметка в 100 млн руб. была преодолена только в 1964 г.

В эти же годы оборот внешней торговли СССР с промышленно развитыми капиталистическими странами Запада в целом рос, пережив лишь небольшое сокращение в 1949—1951 гг., что отображено в табл.2.

При строительстве нефтепровода «Дружба» (велось с 1960 по 1964 г.), который должен был связать СССР и соцстраны Восточной Европы, одной из проблем был недостаток и низкое качество отечественных труб большого диаметра. Поэтому Советский

Таблица 1

Объем советско-американской торговли

год 1946 1947 1948 1951 1952

млн руб. 303,9 170 119 24,3 16,2

Таблица 2

Оборот внешней торговли СССР с промышленно развитыми странами Запада

год 1947 1948 1949 1951 1952

млн руб. 459,1 679 - 565,8 576,8 734,5

Союз организовал закупку таких труб в Западной Европе.

В октябре 1962 г. три крупные германские фирмы Hoesch, Mannesmann и Phoenix-Rheinrohr подписали контракт на их поставку в СССР. Также заказы были сделаны в Италии и других западноевропейских государствах. США расценили активное продвижение СССР на нефтегазовом рынке как «военную угрозу». Для противодействия строительству нефтепровода американская администрация организовала давление на своих союзников по НАТО через структуру Комитета экономических советников альянса. В ноябре 1962 г. подготовленный США проект эмбарго на поставку труб большого диаметра в СССР был одобрен Североатлантическим советом НАТО («за» выступили 13 из 15-ти стран-участниц). При этом эмбарго носило рекомендательный характер. Поначалу Германия и Франция разорвали свои соглашения о поставке 40-дюймовых труб в СССР, что привело к задержке строительства трубопровода на один год. Первая очередь «Дружбы» была построена из труб, произведенных в СССР. Позднее под давлением европейских производителей запрет на поставку труб большого диаметра в СССР был полностью снят.

В 1974 г. в обеих палатах американского парламента рассматривался

Закон о торговле. По инициативе сенатора Г. Джексона и члена Палаты представителей Ч. Вэника в закон была внесена поправка, отменяющая режим наибольшего благоприятствования в торговле, а также предоставление кредитов и кредитных гарантий для стран, которые ограничивают право своих граждан на эмиграцию. Кроме того, поправкой предусматривалось применение дискриминационных тарифов в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой. Поводом для введения данных мер послужил указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г., согласно которому граждане, выезжающие на постоянное место жительство за рубеж и имеющие высшее образование, должны были возместить государству затраты на их обучение в вузах. Наибольшее сопротивление данная мера встретила среди советских еврейских активистов, выступавших за свободу эмиграции в Израиль. Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом США Дж. Фордом 3 января 1975 г. Поправка вошла в документ как ст. 2432 («Свобода эмиграции в торговых отношениях Восток — Запад»). Под действие санкций, помимо СССР, попали Китай, Вьетнам и Албания.

С 1989 г. на действие поправки Джексона — Вэника в отношении

СССР был наложен мораторий в связи с разрешением на свободную эмиграцию из СССР. В 2002 г. США официально признали РФ «страной с рыночной экономикой». 21 ноября 2012 г. поправка Джексона — Вэника была официально отменена в отношении России Конгрессом США.

По данным советской статистики, объем торговли между СССР и США в 1975 г. составлял 1,6 млрд руб., в 1976 г. — 2,2 млрд, в 1977 г. — 1,5 млрд.

В 1975 г. между СССР и США был заключен долгосрочный договор, согласно которому Соединенные Штаты обязались поставлять зерно. Но в ответ на ввод советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 г, США уже 4 января 1980 г. объявили о расторжении зернового контракта. Помимо ограничений на продажу зерновых, в январе 1980 г. была прекращена выдача СССР лицензий на продажу высоких технологий, ограничен экспорт американских товаров, заморожены все совместные культурные и экономические мероприятия, а советским судам было запрещено заниматься рыбным промыслом в водах США.

Согласно данным американских исследователей, зерновое эмбарго не достигло своей цели. Советский Союз приобрел зерно в странах, которые не поддержали позицию США (Аргентина, Канада, Испания, Австралия). При этом американское правительство потратило более 2 млрд долл. на то, чтобы выкупить продукцию своих фермеров. В апреле 1981 г. новый президент США Рональд Рейган объявил об отмене эмбарго.

Еще одной ответной мерой на введение советских войск в Афганистан

был объявленный США бойкот летних Олимпийских игр, проводившихся в Москве летом 1980 г. В общей сложности в бойкоте участвовала 61 страна из числа приглашенных, среди которых были: Западная Германия, Япония, КНР, Канада, Норвегия, Аргентина и др. В США в июле 1980 г. прошли так называемые Олимпийские игры бойкота (Olympic Boycott Games), в которых приняли участие спортсмены из 29 стран, отказавшихся от участия в московских Играх. В качестве ответной меры Советский Союз и страны социалистического лагеря бойкотировали летние Олимпийские игры 1984 г., проводимые в Лос-Анджелесе.

В годы президентства Р. Рейгана отношения между США и СССР обострились, Соединенные Штаты ввели целый ряд экономических санкций против Советского Союза. Первый пакет был объявлен президентом Рейганом 29 декабря 1981 г. Формальным поводом для этого послужили обвинения в том, что СССР принимал участие во «введении чрезвычайного положения в Польше» 13 декабря и репрессиях «по отношению к польскому народу».

Главным решением администрации Рейгана стал запрет на поставку американскими компаниями в СССР электронного и нефтегазового оборудования. Этот шаг должен был воспрепятствовать строительству советского экспортного газопровода Уренгой — Помары — Ужгород, в котором участвовали европейские компании и банки (Deutsche Bank, Creusot-Loire, Mannesmann, John Brown Engineering

и др.). США рассматривали этот проект как угрозу своей национальной безопасности, так как он вел к энергетической зависимости западноевропейских государств от СССР.

В июне 1982 г. власти США ужесточили эмбарго, распространив запрет не только на продукцию американских фирм, но и на оборудование, производимое их филиалами за рубежом, и иностранными компаниями по американским лицензиям. Это решение привело к конфликту между США и их западноевропейскими союзниками. В июле — августе 1982 г. западногерманское, французское, британское, итальянское правительства поддержали своих производителей, объявив американские санкции незаконными. После того как европейские компании поставили в августе 1982 г. нефтегазовое оборудование в СССР, США ввели против них специальные санкции. Результатом переговоров с представителями европейских правительств стало объявление президента США Р. Рейгана об отмене эмбарго на поставку нефтегазового оборудования в СССР (13 ноября 1982 г.). В итоге строительство газопровода Уренгой — Помары — Ужгород завершилось в 1984 г. Однако под давлением санкций масштаб проекта был сокращен: вместо двух запланированных линий газопровода была проложена только одна, построенная частично из советских материалов.

Для компенсации вынужденной отмены части санкций против СССР Р. Рейган подписал в ноябре 1982 г. секретную директиву NSDD-66 (National Security Décision Directive —

документ, устанавливающий главные направления внешней и оборонной политики). Она предусматривала расширение списка экспортных ограничений в отношении СССР в рамках КОКОМ, оказание давления на европейских союзников с тем, чтобы они выделяли кредиты СССР только по рыночным курсам, развитие сферы альтернативной энергетики, чтобы уменьшить зависимость Европы от поставок советского природного газа.

В декабре 1981 г. президент США Рональд Рейган заявил о том, что «Аэрофлоту» будет запрещено совершать полеты в американском воздушном пространстве. Эта мера вступила в силу с 5 января 1982 г. Дальнейшие санкции против советской авиакомпании были введены в сентябре 1983 г., после того как советские системы ПВО сбили Boeing 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, который вторгся в воздушное пространство СССР и не отвечал на предупредительные сигналы.

Федеральное управление гражданской авиации США закрыло авиалинию R-20 для гражданской авиации, что по сути означало блокаду авиасообщений с СССР. В течение двух месяцев отменялись рейсы «Аэрофлота», и воздушное пространство между США и СССР было перекрыто, однако под давлением американских компаний, потерявших один из кратчайших маршрутов между Аляской и Восточной Азией, сообщение было открыто уже 2 октября.

С 12 сентября 1983 г. в Соединенных Штатах был введен запрет на продажу билетов на рейсы «Аэрофлота». Были

закрыты представительства компании в Вашингтоне и Нью-Йорке, запрещены контакты американских авиакомпаний с «Аэрофлотом». Возобновление воздушного сообщения между СССР и США состоялось только в апреле 1986 г. В последующие годы— развала СССР и рыночных реформ в России в 90-е — в части санкций наступило затишье. Но уже в 2000 г. и повторно в сентябре 2002 г. в адрес «Тульского КБ приборостроения» были выдвинуты обвинения в снабжении оружием агрессивных режимов, в частности, Ирака. Затем, в связи с необоснованностью, обвинения были сняты.

Крымские события в феврале — марте 2014 г., вылившиеся в провозглашение независимости Республики Крым и ее принятие по итогам референдума в состав Российской Федерации, явились катализатором объявления новых санкций со стороны США и их союзников. Меры воздействия предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включенных в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включенными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах. Последующее расширение санкций (апрель — май) было связано с обострением ситуации на Юго-Востоке Украины, неофициальной поддержкой ополченцев самопровозглашенных республик

(Донецкая и Луганская народные республики). Организаторы санкций обвинили Россию в поставке оружия пророссийским повстанцам. В списки добавлялись физические лица, против которых вводились санкции, а также крымские компании, конфискованные у Украины. Следующий виток санкций был связан с катастрофой авиалайнера Боинг МН-17 в Донецкой области 17 июля 2014 г., причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев (авиалайнер был сбит), поддерживаемых Россией. К существующим санкциям добавлялись новые, списки с физическими и юридическими лицами еще более расширялись, Европейский инвестиционный банк по рекомендации Европейского совета прекратил финансирование проектов в России. Были введены санкции против концерна ПВО «Алмаз — Антей» и авиакомпании «Добролет», а также против Крыма и Севастополя в сферах торговли и инвестиций. Следующие санкции были направлены против «Сбербанка России», банка ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка». Введено эмбарго на импорт и экспорт оружия в Россию; запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям. Экспортеров обязали получать предварительное разрешение компетентных органов на экспорт определенных видов энергетического оборудования и технологий в Россию. Был введен запрет на поставки в Россию высокотехнологичного

оборудования для добычи нефти в Арктике на глубоководном шельфе и сланцевой нефти. В последующем под различными предлогами, с целью причинения социально-экономического, финансового ущерба, дестабилизации внутриполитической ситуации в Российской Федерации, санкционные списки все более расширялись, увеличивалось количество стран (американских сателлитов), присоединяющихся к санкциям. Всего, на март 2019 года, по данным телеканала РБК, под антироссийские санкции попало 393 физических лица и 517 организаций. Это члены Совета Федерации, Государственной думы, советники президента и парламентариев, журналисты, активно поддерживающие действия России, предприниматели и главы крупных компаний, лидеры общественных движений, связанных с событиями в Крыму и на Донбассе. Список предприятий расширился концернами госкорпорации «Ростех»:

— «Созвездие» (производит комплексы, системы и средства связи для ВС РФ);

— «Калашников» — крупнейший российский производитель оружия;

— «Радиоэлектронные технологии» (производит авионику и средства радиоэлектронной борьбы);

— «НПО Базальт» (производит боеприпасы);

— «Конструкторское бюро приборостроения» (разрабатывает управляемое оружие);

— Объединенная Судостроительная Корпорация;

— Объединенная Авиастроительная Корпорация;

— АО «Концерн "Авиаприборостроение"»;

— АО «Концерн "Орион"»;

— ОАО «Концерн "Сириус"»;

— АО «НПО "Сплав"»;

— ОАО «НПО "Луч"», и другие предприятия, связанные с оборонной промышленностью.

Глядя на данные санкционные списки, задаешься вопросом — почему санкций не было раньше, до крымских событий. Ведь, ни США, ни Евросоюз не заинтересованы в строительстве Россией атомных подводных лодок с баллистическими и крылатыми ракетами на борту, имеющими ядерные боеголовки, или в продаже произведенного Россией оружия развивающимся странам. Например, в Венесуэлу с 2006 года поставлено вооружения почти на 11 млрд долл. (мобильные системы ПВО средней дальности — ЗРК «Бук-М2» и большой дальности — «Антей-2500»; 100 тыс. автоматов Калашникова новой модификации АК-103; истребители Су-30МК2; вертолеты Ми-35М; танки Т-72, БМП-3 и БТР-80). Там же должны были быть построены заводы по производству АК-103 и патронов к ним.

Кроме Венесуэлы крупными традиционными импортерами российского вооружения являются Индия, Китай, Вьетнам и Алжир. На эти страны приходится порядка 70% российских поставок. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), Россия контролирует более 23% мирового рынка вооружений. Основные покупатели российского вооружения не являются американскими сателлитами, поэтому санкции если

и затронут, то сравнительно небольшой процент экспорта вооружений. В числе причин снижения экспорта вооружений не только западные санкции, но и наращивание зарубежными партнерами собственного производства вооружения. Потери от экспорта вооружения российские концерны будут компенсировать конверсионными программами, которые отвечают цели, поставленной Президентом РФ — наращиванию доли гражданской продукции предприятиями ОПК. Планируется до 2020 г. увеличение доли гражданской продукции предприятиями ОПК до 17%, к 2025 г. — до 30% и к 2030 г. - до 50%. Диверсификация оборонных производств также связана с программой перевооружения российской армии. Пик нагрузки на предприятия ОПК планируется до 2020 г., в дальнейшем, даже если государственный оборонный заказ будет оставаться на прежнем уровне, инфляция не позволит получать гарантированно высокую прибыль. Для диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса госкорпорацией «Ростех» и Внешэкономбанком создана коммерческая организация - НПО «Конверсия». Целью создания данной организации как раз является повышение объемов производства предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, построение независимой промышленности, снижение рисков, связанных с использованием иностранного оборудования, в том числе в критически важных отраслях, таких как электроэнергетика, медицина, электроника.

Мировой опыт показывает, что все крупнейшие экономики прошли через диверсификацию производств. Одним из наиболее эффективных примеров этого можно считать конверсию, проведенную в США с 1984 по 1994 гг. Выявив возможные продуктовые альтернативы и рынки сбыта, разработав программы поддержки конверсии на государственном уровне, технологически перестроив предприятия и трудоустроив сокращенный персонал, США смогли сократить мощности по производству вооружений и военной техники, сохранив при этом научно-технический потенциал ВПК.

Так, по данным опубликованного доклада Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), выручка американской компании-производителя известных танков (M1 Abrams) General Dynamics составила в 2017 году $19,5 млрд от продаж вооружений, что составило 63% от прибыли, а 37% пришлось на производство гражданской продукции. Также примером диверсификации производств является одна из крупнейших финансово-промышленных групп США — United Technologies Corp. В ее состав входят следующие представители:

— Carrier Corporation — одна из ведущих в мире компаний по производству систем обогрева, вентиляции, кондиционирования, охлаждения;

— Otis — крупнейший в мире производитель лифтов, эскалаторов и движущихся дорожек;

— UTC Power — компания по производству топливных элементов и энергетических систем;

— UTC Fire & Security — компания по производству систем пожарной безопасности и безопасности продукции и услуг;

— Hamilton Sundstrand — компания оборонного комплекса, разрабатывающая и выпускающая аэрокосмические и промышленные системы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Pratt & Whitney — компания-производитель авиадвигателей, газовых турбин и др.;

— Sikorsky Aircraft Corporation — мировой лидер в разработке и выпуске вертолетов для коммерческих, промышленных и военных нужд.

Из приведенного перечня мы видим широкий спектр производимой американской группой компаний продукции как гражданского, так и оборонного значения.

Реорганизация ВПК в КНР в 1998 г. привела к формированию 11 ориентированных на рынок крупных объединений военной промышленности. В результате их работы доля товаров гражданского назначения в валовой продукции оборонных предприятий Китая достигла 80%. В военной сфере Китайская Северная промышленная корпорация (Norinco) производит оружие от простейшего пистолета Type 54 (клон довоенного советского ТТ) до систем залпового огня и противоракетных систем, а в гражданской — товары от тяжелых грузовиков до оптической электроники. Оборонная промышленность Китая стала базой для гражданской авиации, автомобилестроения и других гражданских отраслей промышленности. При этом конверсионный ВПК Китая не только способствовал бурному развитию китайской эконо-

мики, но и сам существенно повысил свой технический уровень.

В Германии совокупный объем затрат на реструктуризацию крупнейших военно-промышленных компаний в 2002—2012 гг. составил около 5 млрд евро. Проинвестировав эти средства, немецкие промышленники могут относительно оперативно реагировать на изменение объемов оборонных заказов, перераспределяя производственные мощности и рабочую силу между военным и гражданским производствами. В военном производстве занято в общей сложности около 80 тыс. человек, или всего 1% от общего количества занятых в обрабатывающей промышленности. Один из крупнейших промышленных концернов Германии, «Тиссен Крупп АГ», строящий надводные корабли и подводные лодки, является крупнейшим в мире производителем высоколегированной и листовой нержавеющей стали, металлообрабатывающих станков. Занимает ведущие позиции в мире по производству лифтов и эскалаторов, технологических линий и комплектующих к ним для различных видов промышленности, выпускает установки для производства цемента, строит химические заводы, и это неполный перечень продукции и услуг в гражданской сфере. Здесь наблюдается широкий спектр выпускаемой продукции в различных отраслях промышленности.

Теперь рассмотрим соотношение гражданской и военной продукции российского концерна «Алмаз — Антей», объединяющего предприятия, разрабатывающие и выпускающие

вооружение для противовоздушной обороны (ПВО) и противоракетной обороны (ПРО), на которых работает 98,1 тыс. сотрудников (данные на 01.01.2014г). Согласно составленному экспертами американского журнала Defense News рейтингу, концерн «Алмаз — Антей» впервые вошел в первую десятку мировых производителей оружия. В новой версии рейтинга, опубликованной на сайте Defense News, российский производитель систем противовоздушной и противоракетной обороны занял 8-е место с выручкой в размере $9,125 млрд за 2017 г., что на 39% превышает показатель 2016 г. ($6,581 млрд). Как мы видим, несмотря на санкции, объем выручки существенно вырос. Доля же гражданской продукции в общей выручке концерна, по данным того же Defense News, не превышает 1%. На сайте компании сказано, что в рамках проведения диверсификации Концерн планирует занять лидирующие позиции (войти в топ-10) по выпуску высокотехнологичной продукции гражданского назначения (ПГН) и двойного назначения (ПДН), а также довести долю данной продукции до 50% от общего объема.

Из существующих наиболее значимых проблем на пути диверсификации оборонных производств, НПО «Конверсия» на официальном сайте приводит следующие:

— устаревшие целеполагание и KPI менеджмента (ключевые показатели эффективности), не увязанные с решением задач конверсии;

— отсутствие у руководства предприятий представлений о работе

гражданских рынков, их текущих и перспективных трендов;

— краткосрочная внутренняя мотивация менеджмента, ориентированная на выполнение ГОЗ (Государственного Оборонного Заказа).

Санкции же США и их союзников с точки зрения НПО «Конверсия» не являются барьером на пути диверсификации оборонных производств. Для представления о масштабах предстоящей работы кратко рассмотрим несколько ведущих мировых производителей гражданской продукции.

Группа компаний Bosch является ведущим мировым поставщиком технологий и услуг. В компании работает около 410 000 сотрудников по всему миру (данные на 31 декабря 2018 г.). Оборот компании в 2018 году составил 78,5 млрд евро. Деятельность Группы компаний Bosch ведется по четырем бизнес-направлениям: решения для мобильности, промышленные технологии, потребительские товары, строительные технологии и энергетика.

Компания LG четвертая по величине южнокорейская финансово-промышленная группа. Основные направления деятельности — электроника, химическая продукция и телекоммуникационное оборудование. Численность сотрудников — 226 000 чел. (по данным на 2015 г.).

Canon — транснациональная машиностроительная компания со штаб-квартирой в Токио, занимающаяся производством различной продукции для фиксации, обработки и печати изображений, медицинского диагностического оборудования, а также разработкой решений в обла-

сти информационных технологий и телевещания. На конец 2016 г. группа компаний Canon включала 367 консолидированных дочерних обществ, с количеством сотрудников около 198 тыс. чел. по всему миру. Помимо продажи продукции под собственной торговой маркой, Canon производит лазерные принтеры для HP Inc., продаваемые под брендом HP LaserJet Printers.

General Electric — американская многоотраслевая корпорация с количеством сотрудников около 283 тыс. чел. (2018 г.). Производитель многих видов техники, включая локомотивы, энергетические установки, газовые турбины, авиационные двигатели, медицинское оборудование, фототехнику, бытовую и осветительную технику, пластмассы и герметики, а также широкий спектр продукции военного назначения — от стрелкового оружия и бронетехники до военно-космических систем и ядерных боеголовок. Около пятой части доходов от продаж продукции и предоставляемых услуг составляет федеральный клиентский сектор обслуживания военных заказов.

Schneider Electric — французская энергомашиностроительная компания, численность сотрудников — 167 000 (2014 г.). Производитель энергетического оборудования для промышленных предприятий, объектов гражданского и жилищного строительства, центров обработки данных. В российских магазинах электротоваров огромный выбор установочных изделий именно этой компании (розетки, выключатели).

Очевидно, что конкуренцию перечисленным промышленным гигантам смогут создать только крупные российские компании, имеющие соответствующие человеческие и финансовые ресурсы, и конечно, государственная поддержка и помощь в увеличении количества наименований производимых изделий и услуг.

Далее рассмотрим влияние санкций на финансово-экономическое состояние нефтяной компании «Роснефть», наиболее крупной, с численностью сотрудников более 300 тыс. чел.

В соответствии с секторальными санкциями, введенными Евросоюзом, лицам и компаниями из ЕС запрещено покупать и продавать акции и облигации ряда российских госкомпаний, в числе которых оказалась и «Роснефть». Брюссель также запретил европейским банкам оказывать финансовое содействие и предоставлять финансовые услуги попавшим под санкции российским компаниям при привлечении ими капитала. Напрямую «Роснефть» затронул и запрет на закупки оборудования и технологий, которые могут использоваться для проектов подводной добычи и разведки нефти на глубине более 150 м, а также на арктическом шельфе и из сланцевых пород. Все это повлияло на капитализацию компании. «Я в поте лица добиваюсь того, чтобы поднять капитализацию. Она достигала 93 млрд долл. А потом кто-то решает ввести санкции. И моя капитализация, результат моих усилий, снижается до 62 млрд долл.» [11], — сказал Сечин изданию The Financial Times. При этом он добавил, что у компании по-

лучается справляться с проблемами. «Мы будем постоянно работать над повышением эффективности. По завершении крупных инвестиционных программ, связанных с модернизацией наших НПЗ, с вводом наших новых месторождений через три-четыре года, мы сможем высвободить более значительный денежный поток для выплаты дивидендов, при этом повысить еще раз стоимость компании, возможно, до 130-150 млрд, в случае снятия санкций», - цитирует главу «Роснефти» Российское информационное агентство «Прайм». Ресурсы российской нефтяной компании, добавил Сечин, позволяют работать без дополнительных вложений в геологоразведку еще 22 года. Согласно опубликованным данным, за первый квартал 2017 г. чистая прибыль компании, которая относится к акционерам, выросла на 8,3%. По сравнению с аналогичным показателем прошлого года она составила 13 млрд. руб. С начала апреля 2018 г. «Роснефть» стала стремительно дорожать. Меньше чем за месяц, с 9 апреля по 2 мая, акции компании выросли на 35% и приблизились к рекордным значениям (406 руб. за обыкновенную акцию).

Придают уверенность перспективные совместные проекты с венесуэльской национальной нефтяной компанией «PDVSA». Найденные запасы нефти в Венесуэле, по оценкам экспертов, в три раза больше, чем в России. Значимым моментом является и начатое «Роснефтью» строительство на судоверфи «Звезда» в г. Большой Камень серии танкеров класса «Афра-макс» дедвейтом 114 тыс. тонн (в на-

стоящее время идет строительство трех танкеров). Судно предназначено для перевозки до трех сортов сырой нефти и нефтепродуктов, что расширит возможности компании и повысит ее капитализацию. В планах строительства десять танкеров данного класса. В качестве движителей танкеров будут использоваться винто-рулевые колонки, для производства которых создано в январе 2016 г. предприятие ООО «Завод ВРК Сапфир», в котором 50% — у сингапурской структуры General Electric, а 45 и 5% — у структур «Роснефти» и «Интер РАО» соответственно (по данным сингапурского реестра). И здесь важно, что санкции не помешали General Electric принять участие в создании СП, но дали право накладывать вето на поставщиков, попадающих под американские санкции. Пока строительство танкеров идет по графику, спуск на воду первого планируется в 2020 г. По словам И. Сечина, начало выпуска судов типа «Афра-макс» имеет особое значение для всей страны. «Строительство современной верфи крупнотоннажного судостроения ведется на основании поручения президента. Проект предполагает строительство производственных мощностей судостроительного комплекса «Звезда», сопутствующей инженерной инфраструктуры и жилья для работников. Первая часть производственных мощностей верфи введена в эксплуатацию в 2016—2017 гг. С опережением графика на год строится самый большой в России сухой док. Компания «Роснефть» обеспечила пилотную загрузку нового судостроительного комплекса, заклю-

чив контракты на строительство 25 судов», — отметил Игорь Сечин. По его словам, начало выпуска судов типа «Афрамакс» — не только показатель роста технологического, производственного, кадрового потенциала судостроительной промышленности, но и вопрос национальной безопасности и независимости.

Теперь рассмотрим ответные меры российского руководства на введенные санкции. Первой ответной мерой был запрет на въезд в страну деятелям, которые активно поддерживали госпереворот на Украине, в результате которого русские на Украине стали подвергаться гонениям и дискриминации. Следующей мерой стал Указ Президента от 6 августа 2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», который накладывал ограничения на импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. По данным Федеральной Таможенной Службы (ФТС), доля подпавшей под ограничения продукции составила 2,8% ($4 млрд) от общего объема импорта в РФ в первых двух кварталах 2014 г. ($142,4 млрд). Таким образом, в годовом исчислении подпавшие под ответные санкции страны-импортеры могли потерять до $8 млрд. В представленных данных ФТС слово «могли» — ключевое, так как подпавшие под санкции страны-импортеры (США, Евросоюз, Норвегия, Австралия, Канада) могли поставить свою продукцию через посредников, в отношении которых указ не применялся. Список попавшей под

запрет импортной продукции из-за отсутствия импортозамещения неоднократно корректировался. Против Швейцарии и Японии, присоединившихся к санкционному режиму против России еще в 2014 г., ответных экономических мер не вводилось. Поэтому существенно значимыми ответными мерами российские экономические санкции навряд ли являются, скорее, они носят декларативный характер, как и запрет на въезд в страну попавших в списки западных деятелей, активно поддержавших государственный переворот на Украине, у которых в России просто нет интересов.

К более значимым ответным мерам на вводимые США и их сателлитами санкции можно отнести принятый Закон о «нежелательных организациях». 19 мая 2015 г. Госдума приняла законопроект, 20 мая его одобрил Совет Федерации, 23 мая президент РФ подписал Федеральный закон РФ № 129-ФЗ, которым внес соответствующие изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также в федеральные законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Согласно документу нежелательной может быть признана организация, «представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства».

Первой нежелательной организацией, по принятому в России закону, был признан американский «Национальный фонд поддержки демократии» (учрежден Конгрессом США). 29 июля 2015 г. фонд был включен в перечень Минюста. 1 декабря 2015 г. перечень пополнили еще две организации: Фонд «Открытое общество» и Фонд содействия Института «Открытое общество» (фонды Сороса). Они прекратили работу в России еще в 2003 г. 7 декабря 2015 г. в список нежелательных организаций был включен «Американо-российский фонд по экономическому и правовому развитию». Президенту фонда, который является гражданином США, был закрыт въезд на территорию страны до 2025 г. В частности, этой иностранной негосударственной правозащитной организацией (НПО) оказывалась финансовая помощь российским некоммерческим организациям, выполняющим функции «иностранного агента» и участвующим в политических процессах на территории России. Всего нежелательными на текущий момент в перечне Минюста РФ названы 13 организаций.

Замыкают список международные неправительственные организации: «Европейская платформа за демократические выборы» (EPDE; Германия) и «Международный центр электоральных исследований» (IESC; Литва). После признания организации нежелательной блокируются ее безналичные денежные средства и имущество в России, закрываются отделения и филиалы, запрещается распространение информационных материалов, в том числе через СМИ.

Вводится запрет на осуществление в РФ программ или проектов нежелательной организации и ограничение на въезд в Россию лиц, участвующих в ее деятельности, а также на право ими учреждать российские некоммерческие, общественные и религиозные организации. После разрушения СССР деятельность западных НПО на территории России и стран СНГ разворачивалась практически беспрепятственно. За 20 с лишним лет работы американские и западноевропейские НПО создали в России и соседних государствах обширнейшую многоуровневую подрывную инфраструктуру и сети. Одно лишь «Агентство США по международному развитию» (^АГО) за последние 15 лет своей деятельности (в сентябре 2012 г. власти РФ уведомили США о своем решении прекратить деятельность ^АГО на территории Российской Федерации) «инвестировало» в российское гражданское общество более 2,6 млрд. Управляют этими «НПО» кадры с опытом отнюдь не благотворительной работы, попечительские советы западных и клонированных ими российских «НПО» изобилуют членами разведсо-обществ. Подопечные американских «НПО» успешно внедрялись в процесс принятия государственных решений. Поэтому закрытие вышеуказанных организаций, осуществлявших на территории России подрывную деятельность, должно способствовать успешному преодолению потерь от санкций, экономическому росту, повышению благосостояния граждан и, как следствие — внутриполитической стабильности. Отечественные производители

в большей степени только выиграли от сложившихся обстоятельств, а страна в целом снизила уровень зависимости от западных товаров и технологий.

Президент России Владимир Путин заявил, что США «не унизить нас

хотят, они хотят нас подчинить, хотят за наш счет решать свои проблемы. Хотят подчинить нас своему влиянию. Никогда ни у кого в истории в отношении России этого не получалось, и ни у кого не получится» [13].

Список литературы

1. Вооружение ради мира: 20 самых крупных мировых производителей оружия [Электронный ресурс].URL: https://novate.ru/blogs/060315/30296/

[Vooruzheniye radi mira: 20 samykh krupnykh mirovykh proizvoditeley oruzhiya [Elektronnyj resurs]. URL: https://novate.ru/blogs/060315/30296/]

2. Карамзин Н.М. Сочинения Карамзина. Санкт-Петербург: Тип. Смирдина, 1835. - 240 с.

[Karamzin N.M. Sochineniya Karamzina. Sankt-Peterburg: Tip. Smirdina, 1835. — 240s.]

3. Копенгагенские акты, относящиеся к русской истории: Вып. 1. // Ю.Н. Щер-бачев. Москва: Общество истории и древностей России при Моск. ун-те, 1915. С. 28.

[Kopengagenskiye akty, otnosyashchiyesya k russkoy istorii: Vyp. 1. // YU.N. Shcherbachev. — Moskva: Obshchestvo istorii i drevnostey Rossii pri Mosk. un-te, 1915. P. 28]

4. Крупнейшие экспортеры вооружений и их покупатели [Электронный ресурс]. URL: https://topwar.ru/114321-krupneyshie-eksportery-vooruzheniy-i-ih-pokupateli.html

[Krupneyshiye eksportory vooruzheniy i ikh pokupateli [Elektronnyj resurs].URL:

https://topwar.ru/114321-krupneyshie-eksportery-vooruzheniy-i-ih-pokupateli.html]

5. Новичков Н, Федюшко Д. Сильные выручкой. // Военно-промышленный курьер, 2018. №20.

[Novichkov N., Fedyushko D. Sil'nyye vyruchkoy. // Voyenno-promyshlennyy kur'yer, 2018. №20.]

6. Официальный сайт «Роснефти» [Электронный ресурс].URL: https://www.rosneft. ru/press/releases/item/191107/

[Ofitsial'nyy sayt «Rosnefti» [Elektronnyj resurs]. URL:https://www.rosneft.ru/press/ releases/item/191107/]

7. Петрова АД, Блаженкова Н.М. и др. Санкции и их влияние на экономику Российской Федерации: история и современность. Т. 19. // Российское предпринимательство, 2018. №12.

[Petrova A.D, Blazhenkova N.M. i dr. Sanktsii i ikh vliyaniye na ekonomiku Rossiyskoy Federatsii: istoriya i sovremennost'. Т.19. // Rossiyskoye predprinimatel'stvo. 2018. №12.]

8. Разведанные запасы нефти в странах мира [Электронный ресурс].URL: http:// beelead.com/zapasy-nefti/

[Razvedannyye zapasy nefti v stranakh mira [Elektronnyj resurs].URL: http://beelead. com/zapasy-nefti/]

9. Санкции США против России: трехлетняя история с продолжением [Электронный ресурс].URL: https://www.dw.com/ru/санкции-сша-против-россии-трехлетняя-и-стория-с-продолжением/a-39358226

[Sanktsii SSHA protiv Rossii: trekhletnyaya istoriya s prodolzheniyem [Elektronnyj resurs].URL: https://www.dw.com/ru/sanktsii-ssha-protiv-rossii-trekhletnyaya-istoriya-s-prodolzheniyem/a-39358226]

10. Серийное производство танкеров класса «Афрамакс» стартовало на судоверфи «Звезда» [Электронный ресурс].URL: https://www.gazeta.ru/business/ news/2018/11/15/n_12290041.shtml?updated

[Seriynoye proizvodstvo tankerov klassa «Aframaks» startovalo na sudoverfi «Zvezda» [Elektronnyj resurs].URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2018/11/15/n_12290041. shtml?updated]

11. Суслова Е. Цель санкций — повлиять на выборы в России // Газета.RU.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/06/05/10708433.shtml

[Suslova E. Tsel' sanktsiy — povliyat' na vybory v Rossii // Gazeta.RU.2018. [Elektronnyj resurs].URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/06/05/10708433.shtml]

12. США расширили санкционный список по России // Информационное агентство России ТАСС// [Электронный ресурс].URL: https://tass.ru/ekonomika/4906671.

[SSHA rasshirili sanktsionnyy spisok po Rossii // Informatsionnoye agentstvo Rossii TASS// [Elektronnyj resurs].URL: https://tass.ru/ekonomika/4906671.]

13. США хотят не унизить РФ, а подчинить себе, но этого не будет. // Информационное агентство РИА НОВОСТИ. [Электронный ресурс]. URL: https://ria. ru/20141118/1033980565.html

[SSHA khotyat ne unizit' RF, a podchinit' sebe, no etogo ne budet. // Informatsionnoye agentstvo RIA NOVOSTI. [Elektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/20141118/1033980565.html]

14. Фречнер Р. Новые источники о миссии Г. Шлитте // Репрезентация власти в посольском церемониале и дипломатический диалог в XV — первой трети XVIII века. Третья международная научная конференция цикла «Иноземцы в Московском государстве» ... 19-21 октября 2006 года: тезисы докладов. М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2006. С. 144—146.

[Frechner R. Novyye istochniki o missii G. Shlitte // Reprezentatsiya vlasti v posol'skom tseremoniale i diplomaticheskiy dialog v XV — pervoy treti XVIII veka. Tret'ya mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya tsikla «Inozemtsy v Moskovskom gosudarstve» ... 19-21 oktyabrya 2006 goda: tezisy dokladov. M.: Gos. istoriko-kul'turnyy muzey-zapovednik «Moskovskiy Kreml'», 2006. - S. 144-146.]

15. Экономические процессы в 90-е и начало 2000 гг. [Электронный ресурс]. URL:https://textbooks.studio/uchebnikmejdunarodnieotnosheniya/ekonomicheskie-protsessyi-nachalo.html

[Ekonomicheskiye protsessy v 90-ye i nachalo 2000 gg. [Elektronnyj resurs].URL:https:// textbooks.studio/uchebnikmejdunarodnieotnosheniya/ekonomicheskie-protsessyi-nachalo.html]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.