Научная статья на тему 'Антиохийский кризис (1892-1898): позиция Григория Хаддада и его роль в избрании патриарха из среды арабов'

Антиохийский кризис (1892-1898): позиция Григория Хаддада и его роль в избрании патриарха из среды арабов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИОХИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ / МИТРОПОЛИТ ГРИГОРИЙ (ХАДДАД) / АРАБЫ / АРАБЫХРИСТИАНЕ / ХРИСТИАНСТВО / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / PATRIARCH OF ANTIOCH / METROPOLITAN GREGORY (HADDAD) / ARABS / CHRISTIAN ARABS / CHRISTIANITY / MIDDLE EAST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бешара Иларион (Дэни)

В начале ХХ в. на Арабском Востоке произошло множество значимых политических событий, повлиявших на историческое развитие региона. Изменения происходили на всех уровнях, и главным их источником было господствовавшее на территории Османское государство. Значительная часть жителей Арабского Востока придерживались христианского вероисповедания. В частности, православные христиане, о которых пойдет речь в настоящей статье, находились в юрисдикции Антиохийского патриархата, бразды правления над которым в то время взял Константинопольский патриархат. Благодаря активности европейских государств в регионе, которые стремились защитить права христиан, проживающих и временно находящихся на территории Османской империи (главным образом католиков и протестантов), правительство было вынуждено пойти на ряд уступок. Так, религиозный эдикт 1856 г. провозгласил полное равенство в правах мусульман и немусульман. Несмотря на эти улучшения, Антиохийская церковь пережила глубочайший внутренний кризис во второй половине ХХ в. Его причины следует искать в том, что паства Антиохийской церкви, состоящая преимущественно из арабов, находилась под греческим управлением, которое, к сожалению, не всегда понимало ее чаяния и удовлетворяло нужды. Понимая это, чада Антиохийской церкви сделали все возможное для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Несомненная заслуга в этом принадлежит митрополиту Триполийскому Григорию (Хаддаду), избранному на пост патриарха Антиохийского в 1906 г. и ставшему вторым в истории Антиохийской церкви арабоязычным патриархом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antioch crisis (1892-1898): the position of Gregory Haddad and his role in electing a patriarch from among the Arabs

At the beginning of the twentieth century. In the Arab East there have been many significant political events that influenced the historical development of the region. Changes occurred at all levels, and their main source was the Ottoman state that dominated the territory. A significant part of the inhabitants of the Arab East adhered to the Christian faith. In particular, the Orthodox Christians discussed in this article were under the jurisdiction of the Patriarch of Antioch, which the Patriarchate of Constantinople took over at that time. Thanks to the activity of European states in the region, who sought to protect the rights of Christians living and temporarily staying on the territory of the Ottoman Empire (mainly Catholics and Protestants), the government was forced to make a number of concessions. Thus, the religious edict of 1856 proclaimed full equality in the rights of Muslims and non-Muslims. Despite these improvements, the Church of Antioch experienced a deep internal crisis in the second half of the 20th century. Its reasons should be sought in the fact that the congregation of the Antioch Church, consisting mainly of Arabs, was under Greek administration, which, unfortunately, did not always understand its aspirations and met its needs. Understanding this, the children of the Church of Antioch did everything possible to change the situation. The undoubted merit in this belongs to the metropolitan of Tripoli, Gregory (Haddad), elected patriarch of Antioch in 1906 and became the second Arab-speaking patriarch in the history of the Church of Antioch.

Текст научной работы на тему «Антиохийский кризис (1892-1898): позиция Григория Хаддада и его роль в избрании патриарха из среды арабов»

Иларион (Дэни) Бешара

диакон, аспирант, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Адрес: 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1 E-mail: elarionbeshara@hotmail.com

Антиохийский кризис (1892-1898): позиция Григория Хаддада и его роль в избрании патриарха из среды арабов

В начале ХХ в. на Арабском Востоке произошло множество значимых политических событий, повлиявших на историческое развитие региона. Изменения происходили на всех уровнях, и главным их источником было господствовавшее на территории Османское государство. Значительная часть жителей Арабского Востока придерживались христианского вероисповедания. В частности, православные христиане, о которых пойдет речь в настоящей статье, находились в юрисдикции Антиохийского патриархата, бразды правления над которым в то время взял Константинопольский патриархат. Благодаря активности европейских государств в регионе, которые стремились защитить права христиан, проживающих и временно находящихся на территории Османской империи (главным образом католиков и протестантов), правительство было вынуждено пойти на ряд уступок. Так, религиозный эдикт 1856 г. провозгласил полное равенство в правах мусульман и немусульман. Несмотря на эти улучшения, Антиохийская церковь пережила глубочайший внутренний кризис во второй половине ХХ в. Его причины следует искать в том, что паства Анти-охийской церкви, состоящая преимущественно из арабов, находилась под греческим управлением, которое, к сожалению, не всегда понимало ее чаяния и удовлетворяло нужды. Понимая это, чада Антиохийской церкви сделали все возможное для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Несомненная заслуга в этом принадлежит митрополиту Триполийско-му Григорию (Хаддаду), избранному на пост патриарха Антиохийского в 1906 г. и ставшему вторым в истории Антиохийской церкви арабоязыч-ным патриархом.

Ключевые слова: Антиохийский патриархат, митрополит Григорий (Хаддад), арабы, арабы-христиане, христианство, Ближний Восток.

Бешара Д. Антиохийский кризис (1892-1898): позиция Григория Хаддада и его роль в избрании патриарха из среды арабов // Христианство на Ближнем Востоке. 2019. № 1. С. 46-55.

Начавшееся в 1724 г. проникновение греческого клира в управление Антиохийским патриархатом закончилось в 1898 г., когда киприот по происхождению член иерусалимского братства Святого Гроба патриарх Спиридон (1891-1898) подал в отставку. В середине марта 1891 г. Иерусалимский синод избрал Герасима патриархом Иерусалимским, несмотря на то что он уже был патриархом Антиохийским. По итогам этих выборов патриарх Герасим встретился со своими антиохийскими единоверцами и рассказал им эту новость, прося их написать юридический меморандум, включив в него интересы двух церквей. На следующий день они отдали эту записку епископам Антиохии, выразив в ней свое несогласие с решением Иерусалимского синода. В результате этого решения патриарх Герасим послал телеграмму Иерусалимскому синоду, поблагодарив в нем его за оказанное доверие и подчеркнув, что его согласие занять предложенную должность зависит от решения Антиохийской церкви и одобрения правительства. Вероятно, эти события показали другим, что Антиохийская церковь имеет твердую позицию. 28 марта, несмотря на то что Антиохийская церковь выступала против этого решения, патриарх Герасим подал в отставку. После этого он собрал епископов, священников и мирян и объявил им о своем решении оставить антиохийский престол. Ввиду сложившейся ситуации патриарх Герасим назначил митрополита Серафима местоблюстителем патриаршего престола, поскольку он был старшим из епископов и уже занимал пост местоблюстителя после смерти патриарха Иерофея1. На заседании от 11 мая правительство утвердило решение, епископам было разослано приглашение явиться в Дамаск 9 июня для выборов нового патриарха2.

Благодаря такому стечению обстоятельств намерение некоторых епископов занять патриарший престол стало очевидным. Среди них были митрополит Триполийский Григорий (Хаддад), Латакийский Мелетий (Думани), Бейрутский Гавриил (Шатиля), Хомский Афанасий и Одасисский Агабий. Однако этими кандидатами не исчерпывались возможные варианты: выкристаллизовались три группы, одна из которых желала видеть будущего патриарха арабом, другая - греком, третья - те, кто не смог определиться в своих желаниях3.

Митрополит Фаворский Серафим, Тарсисский Герман, Аккарский Нико-дим, некоторые дамасские вельможи, а также греческий консул, выступавшие в пользу избрания патриарха из греков, номинировали Спиридона Фавор-Палестинского. На совместном собрании они изложили свое мнение о преимуществах избрания патриарха из числа греков и недостатках избрания его из среды местного населения. В результате совещания было подписано совместное обращение к правительству Высокой Порты, в котором подписавшиеся просили утвердить кандидатуру греческого патриарха, поскольку за это высказались пять из восьми членов Синода. Однако некоторые епископы не согласились с этим выбором. После этого некоторые граждане многократно писали вали4 письма, в которых протестовали

1 Рустам А. Антиохийская Церковь Великого града Божия / Часть 3, первое издание, ан-Нур, Бейрут. С. 241.

2 Дыбс М. Патриарх Григорий IV (Хадад) / Бейрут. Аль-Янбу'а, 2015. С. 45.

3 Курбана И (митрополит). Кризис православного патриархата / Издательство аль-Калима, Триполи, Ливан (слово), 1979. С. 39.

4 Турецкая должность - наместник вилайета.

против этих выборов, утверждая, что их ход противоречил принятому в Антиохийском патриархате уставу. Однако вали не признал факта получения этих писем5, что стало неожиданностью для всех. Причина такого поведения заключалась в том, что политика Высокой Порты в то время была направлена на противостояние всем национально-освободительным, культурным и религиозным движениям6. В этой связи вали приказал назначить перевыборы. 2 октября 1891 г. на пост патриарха Антиохийского был переизбран митрополит Спиридон (Табур), получив голоса большинства митрополитов, кроме Триполийского, Латакийского и Хомского.

Случившееся вызвало беспокойство епископов, желавших избрания патриарха из числа местного населения. Их выступление против избрания греческого патриарха было продиктовано не страхом, но желанием сохранить единство Антиохийской церкви и предотвратить раскол. Как сказал об этом митрополит Григорий, «мы оказались в отчаянии... не говорите о нашем нежелании его принять, словно он наш враг. да не будет этого. я думаю о своем народе. Я думаю о будущем общины, которая прекратит существование, если не наступят времена, когда никто не будет, как написано, "совершать в ней куплю"»7.

После выхода обращения нового патриарха митрополит Григорий снова послал митрополиту Гавриилу письмо, в котором еще раз просил его ответить на предложенный вопрос: «Вот, я получил обращение патриарха. ситуация прояснилась, здесь в Триполи все, как один, против нашего желания, и никто не поддерживает нас. Вы согласны с тем, чтобы я подал патриарху прошение об отставке, чтобы исполнить Ваше желание? Или мне не поминать патриарха на Литургии и дать ему повод оскорблять меня? Если я дам ему прошение об отставке, позволит ли он мне жить там, где я жил раньше8, или закроет передо мной эту дверь, и я буду вынужден жить в доме моего отца.»9

Несмотря на эти трудности, епископы-патриоты чувствовали поддержку многих людей, разделявших точку зрения о необходимости избрания патриарха из числа арабов. Это случилось после ряда бездумных и нечестных поступков, совершенных патриархом Спиридоном. За время правления патриарха Спиридона в Антиохийском патриархате возникло множество проблем, приведших к осложнению ситуации, умножению притеснений паствы со стороны патриарха и его свиты, известной как греческая партия, тогда как с другой стороны ей противостояла партия духовенства и мирян, известная как партия патриотов. Противостояние между двумя группами усиливалось из-за незаконного вмешательства патриарха в дела людей. Это вмешательство усугублялось тем, что османы поддерживали интересы греков в этом вопросе. Эта ситуация привела к столкновениям между

5 Баалбаки Д. Кризис Антиохийского Патриархата 1891-1899, роль митрополита Григория (Хаддада) / Диссертация на соискание докторской степени в области теологии, институт святого Иоанна Дамаскина. Баламанд, Ливан. 1985. С. 85.

6 Курбана И (митрополит). Кризис православного патриархата / Издательство аль-Калима, Триполи, Ливан (слово), 1979. С. 58.

7 Дыбс М. Патриарх Григорий IV (Хадад) / Бейрут. Аль-Янбу'а, 2015. С. 48.

8 Т.е. в Бейруте.

9 Баалбаки Д. Кризис Антиохийского Патриархата 1891-1899, роль митрополита Григория (Хаддада) / Диссертация на соискание докторской степени в области теологии, Институт святого Иоанна Дамаскина. Баламанд, Ливан. 1985. С. 19.

греческим патриархом, с одной стороны, и православными арабами -с другой. В результате верующими были переданы митрополиту Григорию следующие жалобы на самоуправство патриарха Спиридона:

1 Письмо от верующих с жалобами на плохое обращение с ними патриарха Спиридона и его помощников в Дамаске10.

2 Письмо от представителей православных жителей Дамаска, категорически отказывающихся находиться в юрисдикции Антиохийского патриархата, просивших митрополита Григория приехать в Дамаск и окончательно решить возникшие проблемы11.

3 Дамасский совет взаимопомощи испросил митрополита Григория воспрепятствовать продаже земли вакфа Седная (принадлежавшего патриархии) в североливанском городе Аккаре12.

Сам патриарх не беспокоился о происходящих событиях. 28 июня 1897 г., в день святых всехвальных апостолов Петра и Павла (покровителей Анти-охийского престола), некоторые верующие собрались и потребовали его отставки. Вали Хасан Баша услышал о случившемся и лично вышел для разговора с людьми13.

В результате этих событий митрополиты Григорий Триполийский, Ме-летий Латакийский и Афанасий Хомский при поддержке митрополита Бейрутского Гавриила не признавали патриарха до тех пор, пока не пришел строгий приказ от Высокой Порты, в котором митрополиту Гавриилу приказывалось сделать это. Ввиду сложившийся ситуации митрополит Григорий призвал патриотическую группу к непротивлению и признанию патриарха, поскольку он боялся уничтожения Антиохийской церкви и изоляции. По этой причине он произнес следующие слова: «Мне кажется, что вы согласитесь со мной в том, что нужно уступить, хотя и по виду, чтобы нам не втянуть общину в ужасную беду, и тем самым мы принесем жертву во имя мира...»14 Делая это, митрополит Григорий хотел подождать изменения сложившейся ситуации, выработать новый план действий, полагаясь на то, что внезапно что-нибудь повлияет на события, а также на промысел Божий, считая, что они сделали все возможное и теперь им остается лишь передать все в Его руки. Случилось именно так, как они ожидали. События поменялись неожиданным образом после того, как на должность вали Сирии был назначен вазир Назим Паша. Люди начали жаловаться ему, как представителю Высокой Порты, на усиление кризиса в Антиохийской церкви и его негативное влияние на общество. Высочайшая администрация издала приказ о необходимости срочного созыва заседания Антиохийского

10 Архивы Антиохийского Патриархата и всего Востока для православных греков. Ч. I / Департамент документации и исследований Антиохийской церкви. Университет Баламанда, Бейрут, 2001. С.121 . Документ № 484.

11 Там же. С.109. № 421

12 Там же. С.121. № 482

13 Хаирала А А. З. Прекрасный аромат в поздравительной речи, произнесенной им по случаю интронизации Антиохийского Патриарха Мелетия / Баабда, ал-Матбаа ал-Усмания, Ливан.1899.С.53

14 Баалбаки Д. Кризис Антиохийского Патриархата 1891-1899, роль митрополита Григория (Хаддада) / Диссертация на соискание докторской степени в области теологии, институт святого Иоанна Дамаскина. Баламанд, Ливан.1985. С.20

синода в Дамаске для решения возникшей проблемы. 31 января 1898 г. было созвано поместное заседание Синода в Дамаске, на котором присутствовали все митрополиты: Григорий Триполийский, Мелетий Латакийский, Мисаил Тирсидонский, Герман Тарсисский и Аданский, Никодим Аккарский, Афанасий Хомский, Григорий Хамский, Герасим Селевкийский, Вениамин Дияр-бакарский и Нектарий Алеппский. Митрополит Бейрутский и Ливанский Гавриил не смог присутствовать на заседании и уполномочил митрополита Триполийского быть своим представителем. Когда заседание начало свою работу, на повестку дня встал вопрос об управлении антиохийским престолом, неясности курса последующих действий, а также результатах, достигнутых в ходе следования решениям и постановлениям патриарха Спиридо-на. После длительной дискуссии члены согласились с тем, что ему следует уйти в отставку. 6 февраля 1898 г. патриарх принял эту точку зрения, согласившись с членами Преосвященного синода, и оповестил о своем решении Высокую Порту, сообщив также, что Синод избрал митрополита Тирсидон-ского Германа в качестве местоблюстителя патриаршего престола. 23 февраля 1898 г. это решение было утверждено Высокой Портой, а в мае того же года на пост местоблюстителя патриаршего престола вместо Германа был избран митрополит Латакийский Мелетий (Думани), который занимал эту должность вплоть до избрания первого арабского патриарха.

Греческие газеты вели масштабную агитацию в пользу избрания анти-охийского патриарха из числа греков. Среди них был журнал «Ньюлогос» и «Палиникисия». Эту же линию занял журнал «Мисартимисис» Александрийского патриархата, в котором 4 июня 1892 г. была опубликована статья следующего содержания: «Антиохийцы хотят патриарха из среды местного населения, но это желание идет не во благо патриархата и греческой церкви, поскольку:

1 Нет ни одного богослова из числа местного населения, который говорил бы как Иоанн Златоуст и был бы силен как Фотий, чтобы противостоять окружившим страну ересям и пропаганде.

2 Патриарх из среды местного населения окажется неспособным налагать прещения на своих родственников и соотечественников.

3 Существование различных политических партий, ввиду чего он неизбежно окажется неспособным лавировать между ними и станет поддерживать одну из них.

4 Патриарх из местного населения не сможет примирить требования Высокой Порты и чаяния своей паствы15.

Так, митрополиты-патриоты не просто искали достижения своих целей, но оставляли место для действия Божьего. Через год после отставки греческого патриарха патриотически настроенные митрополиты решили, что нужно избрать нового патрираха, поскольку промедление могло повлечь за собой негативные последствия для антиохийского престола. Желание митрополита Григория начало исполняться, когда после отставки патриарха Спиридона Высокая Порта согласилась на избрание патриарха из среды арабов. Однако до 15 апреля 1899 г., из-за отсрочки выборов, осуществление этой мечты находилось в подвешенном состоянии. С 13 по 15 апреля 1899 г. Преосвященный синод собрался и, несмотря на все препятствовавшие

15 Там же. С. 242

этому обстоятельства, принял окончательное решение по вопросу избрания нового патриарха. Целью этого действа было сохранение стабильности среди паствы и Преосвященного синода, а также антиохийского престола в целом после длительного периода ожидания. На заседании Синода, возглавляемом новым местоблюстителем патриаршего престола Мелетием (Думани), большинством голосов было принято решение провести выборы. В своей речи на этом заседании митрополит Григорий с разных сторон показал плачевное положение, в которое попала Церковь в то время, подчеркнув свою осведомленность причинами задержки этих выборов и тем, кто стоял за всем этим: «Поскольку задержка выборов произошла не по нашей вине, мы не несем ответственности за нее. Преосвященный синод видит в проведении выборов с последующим уведомлением Высочайшей администрации пользу для интересов Церкви и общины. Мы осознаем, кто ответственен за вред и порчу, которые произошли и происходят на этом престоле, вызванные отсрочкой выборов до сего времени, и это противодействие будет продолжаться и в будущем»16. В связи с возникшей необходимостью избрания нового патриарха три архиепископа антиохий-ского престола выдвинули свои кандидатуры:

- митрополит Латакийский Мелетий (Думани),

- митрополит Хомский Афанасий (Аталла),

- митрополит Захльский Герасим (Яред).

Члены Синода вошли в церковь и молились, призывая благодать Святого Духа, после чего провели голосование, в результате которого новым патриархом был избран митрополит Мелетий, получивший большинство голосов. Митрополит Захльский получил один голос. После этого двери отворились, и через них вошел народ, и было зачитано постановление Синода. Народ воскликнул: «Достоин!» После этого Мелетий Думани стал первым арабским патриархом Антиохии и всего Востока. 3 октября 1899 г. каноническое постановление было отправлено Высочайшей администрации, и она признала его, скрепив печатью, утвердив тем самым полномочия нового патриарха на своей должности предстоятеля антиохийского престола. Официальное согласие Высокой Порты было получено 23 октября того же года17. В результате Синод решил совершить чин интронизации нового патриарха, который

16 Курбана И (митрополит). Кризис православного патриархата / Издательство аль-Калима, Триполи, Ливан (слово), 1979. С. 113.

17 Хаирала А А. З. Прекрасный аромат в поздравительной речи, произнесенной им по случаю интронизации Антиохийского Патриарха Мелетия / Баабда, ал-Матбаа ал-Усмания, Ливан. 1899. С. 56.

Митрополит Латакийский Мелетий (Думани).

Митрополит Хомский Афанасий (Аталла)

Митрополит Захльский Герасим (Яред)

состоялся в воскресенье 31 октября18. В соответствии с устоявшейся традицией анти-охийского престола митрополит Мелетий торжественно вошел в Дамаск, где в соборе Успения Божьей Матери ему был вручен патриарший посох. Митрополит Григорий не мог сдерживать чувство радости и восторга, поэтому он собрал группу из нескольких мирян и представителей конфессиональных организаций и вручил новому патриарху лавровый венец и оливковую ветвь - знаки победы и благой вести19.

После церемонии интронизации началась Божественная литургия, которую возглавил новый патриарх при сослужении митрополитов Бейрутского, Аккарского, Триполийского, Хомского и Одасисского. После этого митрополит Григорий произнес проповедь, в которой восхвалил Бога за избрание нового патриарха и сказал: «Что воздадим Господу за все благодеяния его к нам? (...) Он сотворил волю боящихся его и услышал моление их и спас их.»20 Митрополит Григорий также усилил свою речь призывом бороться за свои права, но только в рамках следования воле Бога, в случае если Он благоволит этим действиям. По его словам, Бог желает пасти антиохийскую кафедру, как отец, понимающий страдания и мысли своих детей. Благодаря ревности митрополита Григория в служении церкви, его заботе о созидании домов душ паствы Бог пожелал избрать его в качестве преемника патриарха Мелетия и поручить ему кормило корабля Антиохийской церкви, дабы он вел его к праведности и безмятежности.

После избрания патриарха Мелетия (Думани) Антиохийская церковь получила право демонстрировать окружающему церковному миру свою уникальность и самобытность. При рассмотрении этого события в историческом контексте становится очевидным, что для Антиохийской церкви оно послужило колоссальным прорывом, значение которого трудно переоценить. С этого момента стало возможным делить историю Антиохийской церкви на период до и после патриарха Мелетия. Начиная с того периода и до сегодняшнего дня Антиохийская церковь имеет полноценное право голоса в решении общецерковных вопросов наряду с другими поместными церквами.

18 Дыбс М. Патриарх Григорий IV (Хадад) / Бейрут. Аль-Янбу'а, 2015. С. 54.

19 Хаирала А А. З. Прекрасный аромат в поздравительной речи, произнесенной им по случаю интронизации Антиохийского Патриарха Мелетия / Баабда, ал-Матбаа ал-Усмания, Ливан. 1899. С. 67.

20 Там же, с. 75.

+

Лозунг Антиохийской церкви

Литература

Рустам А. Антиохийская Церковь Великого града Божия. Часть 3. - Бейрут. Дыбс М. Патриарх Григорий IV (Хадад). - Бейрут. Аль-Янбу'а, 2015.

Курбана И., митрополит. Кризис православного патриархата. - Издательство аль-Калима, Триполи, Ливан, 1979.

Баалбаки Д. Кризис Антиохийского Патриархата 1891-1899, роль митрополита Григория (Хаддада) / Диссертация на соискание докторской степени в области теологии, Институт святого Иоанна Дамаскина. - Баламанд, Ливан. 1985.

Хаирала. Прекрасный аромат в поздравительной речи, произнесенной им по случаю интронизации Антиохийского Патриарха Мелетия. - Баабда, ал-Матбаа ал-Усмания, Ливан. 1899.

Архивы Антиохийского Патриархата и всего Востока для православных греков. Часть 1. Департамент документации и исследований Антиохийской церкви. - Университет Баламанда, Бейрут, 2001. № 484, 421, 482.

HiLarion (Dani) Bechara

Deacon, postgraduate student of Saints Cyril and Methodius Theological Institute of Post-Graduate and Doctoral Studies

Address: 4/2, bLdg. 1, Pyatnitskaya St., 115035, Moscow, Russian Federation E-mail: eLarionbeshara@hotmaiL.com

Antioch crisis (1892-1898): the position of Gregory Haddad and his role in electing a patriarch from among the Arabs

At the beginning of the twentieth century. In the Arab East there have been many significant political events that influenced the historical development of the region. Changes occurred at aLL Levels, and their main source was the Ottoman state that dominated the territory. A significant part of the inhabitants of the Arab East adhered to the Christian faith. In particuLar, the Orthodox Christians discussed in this articLe were under the jurisdiction of the Patriarch of Antioch, which the Patriarchate of ConstantinopLe took over at that time. Thanks to the activity of European states in the region, who sought to protect the rights of Christians Living and temporariLy staying on the territory of the Ottoman Empire (mainLy CathoLics and Protestants), the government was forced to make a number of concessions. Thus, the reLigious edict of 1856 procLaimed fuLL equaLity in the rights of MusLims and non-MusLims. Despite these improvements, the Church of Antioch experienced a deep internaL crisis in the second haLf of the 20th century. Its reasons shouLd be sought in the fact that the congregation of the Antioch Church, consisting mainLy of Arabs, was under Greek administration, which, unfortunateLy, did not aLways understand its aspirations and met its needs. Understanding this, the chiLdren of the Church of Antioch did everything possibLe to change the situation. The undoubted merit in this beLongs to the metropoLitan of TripoLi, Gregory (Haddad), eLected patriarch of Antioch in 1906 and became the second Arab-speaking patriarch in the history of the Church of Antioch.

Keywords: Patriarch of Antioch, MetropoLitan Gregory (Haddad), Arabs, Christian Arabs, Christianity, MiddLe East.

Bechara H. Antioch crisis (1892-1898): the position of Gregory Haddad and his roLe in eLecting a patriarch from among the Arabs. Christianity in the Middle East, 2019, no. 1, pp. 46-55.

References

Rustam A. Antioch Church of the Great City of God. Part 3. Beirut. Dybs M. Patriarch Gregory IV (Hadad). Beirut. Al Janbu'a, 2015.

Kurban I., Metropolitan. The crisis of the Orthodox Patriarchate. Al-Kalima Publishing, Tripoli, Lebanon, 1979.

Baalbaki D. The Crisis of the Patriarchate of Antioch 1891-1899, the role of Metropolitan Gregory (Haddad). Thesis for a doctoral degree in theology, the Institute of St. John of Damascus. Balamand, Lebanon, 1985.

Hairala. A wonderful fragrance in a greeting speech delivered by him on the occasion of the enthronement of the Patriarch of Antioch, Miletius. Baabda, al-Matbaa al-Usmaniya, Lebanon, 1899.

Archives of the Patriarchate of Antioch and the whole East for the Orthodox Greeks. Part 1. Department of Documentation and Research of the Church of Antioch. Balamand University, Beirut, 2001. No. 484, 421, 482.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.