Научная статья на тему 'Патриарх Григорий IV Хаддад (1906-1928) и его роль в Антиохийской церкви'

Патриарх Григорий IV Хаддад (1906-1928) и его роль в Антиохийской церкви Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
321
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИОХИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ / СИРИЯ / ЛИВАН / АРАБЫ / ХРИСТИАНСТВО / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ANTIOCHIAN PATRIARCHATE / SYRIA LEBANON / ARABS / CHRISTIANITY / MIDDLE EAST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бешара Дэни

Патриарх Антиохийский Григорий IV (Хаддад) сыграл важную роль в достижении гармонии между различными слоями общества. В то время в этом была острая необходимость ввиду того, что на Востоке смешалось все: христиане и мусульмане, османы и европейцы, крестоносцы и защитники, злые и озлобленные, политики и крестьяне. В результате этого потерялись принципы и люди ожесточились, стремясь достигнуть своих интересов, с одной стороны, и добыть кусок хлеба с другой. Любовь и хорошие отношения вот чего патриарх Григорий добился между сыновьями этой эпохи, и об этом свидетельствовали наши деды, которые были его современниками в его последние дни в Ливане и Дамаске. Однако патриарх памятовал о событиях, происходивших с апостолами, когда в Антиохии людей впервые стали называть христианами, и поэтому он охранял эту истину со всей своей верой, чтобы впоследствии никто не говорил, что христиане сами покинули Антиохию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriarch Gregory IV Haddad (1906-1928) and his role in the Church of Antioch

The Patriarch of Antioch Gregory IV (Haddad) played an important role in achieving harmony between different sectors of society. At that time, there was an urgent need for this, since everyone in the East was mixed: Christians and Muslims, Ottomans and Europeans, crusaders and defenders, angry and embittered, politicians and peasants. As a result of this, principles were lost and people became hardened, trying to achieve their interests on the one hand, and to get a piece of bread on the other. Love and good relations that is what Patriarch Gregory achieved between the sons of this era, and our grandfathers, who were his contemporaries in his last days in Lebanon and Damascus, testified to this. However, the patriarch remembered the events that took place with the Apostles, when people in Antioch were first called Christians, and therefore he guarded this truth with all his faith, so that no one would later say that the Christians themselves left Antioch.

Текст научной работы на тему «Патриарх Григорий IV Хаддад (1906-1928) и его роль в Антиохийской церкви»

Иларион (Дэни) Бешара

диакон, аспирант, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Адрес: 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1 E-mail: elarionbeshara@hotmail.com

Патриарх Григорий IV Хаддад (19061928) и его роль в Антиохийской церкви

Патриарх Антиохийский Григорий IV (Хаддад) сыграл важную роль в достижении гармонии между различными слоями общества. В то время в этом была острая необходимость ввиду того, что на Востоке смешалось все: христиане и мусульмане, османы и европейцы, крестоносцы и защитники, злые и озлобленные, политики и крестьяне. В результате этого потерялись принципы и люди ожесточились, стремясь достигнуть своих интересов, с одной стороны, и добыть кусок хлеба - с другой. Любовь и хорошие отношения - вот чего патриарх Григорий добился между сыновьями этой эпохи, и об этом свидетельствовали наши деды, которые были его современниками в его последние дни в Ливане и Дамаске. Однако патриарх памятовал о событиях, происходивших с апостолами, когда в Антиохии людей впервые стали называть христианами, и поэтому он охранял эту истину со всей своей верой, чтобы впоследствии никто не говорил, что христиане сами покинули Антиохию.

Ключевые слова: Антиохийский патриархат, Сирия, Ливан, арабы, христианство, Ближний Восток.

Бешара Д. Патриарх Григорий IV Хаддад (1906-1928) и его роль в Антиохийской церкви // Христианство на Ближнем Востоке. 2019. № 4. С. 55-73.

Гантос Хаддад родился 1 июля 1859 г., его отец Георгий ибн Гантос был сапожником, а его мать Хинд Ибнат Асаф Салим - из североливанской деревни Кфаршима. Кроме Гантоса у них было два сына, Ассаф и Наама, и две сестры, Сусанна и Амаль1. Их родной деревней была Абия (район аш-Шуф Горного Ливана), расположенная близ столицы Ливана - Бейрута. По мнению американского миссионера-протестанта и переводчика Библии на арабский язык доктора Корнилия Ван Ален Ван Дика2, эта деревня была одним из самых красивых мест Ливана. Здесь доктор Ван Дик основал среднюю школу, которая впоследствии стала первой школой для подготовки американских миссионеров3. В 1866 г. она превратилась в Сирийский протестантский колледж, который окончил будущий патриарх Григорий IV и который с 1920 г. и по сегодняшний день является Американским университетом Бейрута4.

Как многие дети в деревне, Гантос окончил начальную школу и продолжил обучениевсреднейшколеАбии,находившейсяподуправлениемамериканских миссионеров (управлявших ей вплоть до года его выпуска в 1872 г.). Люди во всей округе говорили о Гантосе, который был очень хорошим учеником, был искусен в изучении иностранных языков и математики, выделяясь среди своих одноклассников. В то время его способности заметил митрополит Бейрутский и Ливанский Гавриил Шатиля, который попросил его отца дать ему своего сына, чтобы он поступил в основанную им церковную школу5 и выучился там, пока его не перехватили протестанты (как рассказывала об этом Сумейя Хаддад - дочь сестры патриарха Хаддада)6. Отец Гантоса не отказался отдать своего сына, чтобы митрополит дал его выдающемуся творческому ребенку те возможности, которые не мог дать он сам.

После приезда в Бейрут в 1871 г. в жизни этого подающего большие надежды ребенка начался новый этап. Там митрополит встретился с Гантосом и почувствовал его любовь к аскетике, созерцанию, увидел его смышленость, просвещенность и смирение и отправил его учиться в церковную школу. 10 мая 1872 г. митрополит взял Гантоса и 10 других учеников и отдал их хорошему преподавателю7. В течение трех лет (1872-1875) Гантос освоил все предметы, обогнав своих сверстников в смышлености, став для всех примером в учебе и послушании. Он в совершенстве овладел несколькими языками, среди которых были его родной язык - арабский, греческий, которому его учил архимандрит Христофор Жбара, русский, преподаваемый митрополитом Гавриилом (Бейрутским и Ливанским), а также турецкий8.

1 Дыбс М. Патриарх Григорий IV (Хадад) // Бейрут. Аль-Янбу'а, 2015. С. 33.

2 Доктор Ван Дрик был отправлен в Ливан в 1840 г. Американским советом по делам иностранных миссий в качестве миссионера-медика Голландской реформаторской церкви.

3 Язбик Ю.И. Ливанские газеты // Т.2. Бейрут. Ведущий издательский дом Ливана, 1983. С. 387.

4 Американский университет Бейрута существует и по сей день. Режим доступа официального сайта: http://www.aub.edu.lb.

5 Бек АА. Хороший жемчуг (для невесты Антиохийской церкви). С. 114-115.

6 Дыбс М. Патриарх Григорий IV (Хадад) // Бейрут. Аль-Янбу'а, 2015. С. 34.

7 Асаад Х.И. Исторические цепи (духовное и гражданское президентство в христианской церкви) // Хомсский Пресс, 1924. С. 85.

8 Там же. С 87.

Юноша изучил многие религии и философии, исламское право, которое преподавал ему один из лучших учителей этой дисциплины того времени -шейх Юсуф аль-Асир, благодаря чему он стал очень хорошо разбираться в вопросах наследственного права. На этом он не остановился, но изучил книгу «Путь красноречия» багдадского поэта и шиитского улема Шафира Рази, одну из самых сложных исламских книг, рассказывающую об исламских канонах. Вдобавок к этому он переписал «Натурфилософию» Аристотеля, желая тщательно ознакомиться с западной философской мыслью.

После того как он усовершенствовался в науке и получил опыт, учитель похвалил выпускника перед митрополитом Гавриилом, после чего 24 декабря 1875 г. митрополит назначил его своим секретарем в Бейрутской митрополии. Через два года его деятельность стала известна всей митрополии, и он стал примером ревностной деятельности и верного служения. Все это вызывало одобрение бейрутского митрополита, и не сомневаясь он постриг его в монахи 19 декабря 1877 г. и нарек ему имя Георгий в монастыре Саидат ан-Нурия в деревне Хамат. После этого он продолжал усердно трудиться на протяжении двух лет, показывая хорошие результаты и принося большую пользу. 29 августа 1879 года он был рукоположен во дьяконы, после чего митрополит Гавриил дал ему много заданий, в которых необходимо было показать свои обширные познания и организационные способности. Он поручил дьякону Георгию непростую работу, связанную с переводами, а также организацией работы воскресных школ. Его деятельность основывалась на курсе, который взял митрополит Гавриил (Бейрутский и Ливанский) и который был направлен на ограничение деятельности западных миссионеров (католических, протестантских и пр.) среди православных приходов. Последние привлекали бедных и неимущих, а также молодежь и других православных через снабжение их потребными для жизни вещами, услугами здравоохранения, предоставление рабочих мест и тому подобные вещи. Таким образом, задачей Георгия стала организация всевозможных путей дать людям вышеобозначенные блага внутри церкви, наиболее важными из которых были:

1 Основание газеты «Аль-Хадия»9 для воскресных школ Бейрута10. Дьякон Георгий основал ее в 1883 г.11

2 Греческие статьи и речи различных представителей духовной власти переводились на арабский язык, особенно материалы газеты «Спаситель», и публиковались в газете «Аль-Хадия».

3 Модернизация типографии святого Георгия в Бейруте.

4 Контроль над печатью и содержанием книги «Аль-Бук аль-Инджили»12 в типографии святого Георгия (Общества св. апостола Павла в Бейруте, основанного в 1883 г.), переведенной Афанасием Мхалляа' (митрополитом Хомским), к которой Григорий написал введение13.

9 «Хадия» в переводе на русский язык значит «подарок».

10 Файяд С. Григорий IV, патриарх Антиохийский и всего Востока, и его роль в кризе Антиохийского патриархата // Институт святого Иоанна Дамаскина. - Баламанд, Ливан, 1988. С. 1.

11 Там же. С. 35.

12 Евангельская труба.

13 Дыбс М. Патриарх Григорий IV (Хадад) // Бейрут. Аль-Янбу'а, 2015. С. 35.

5 Перепечатывание нескольких книг по церковному богослужению, включая «Великий часослов», Псалтирь и несколько важных для церковной жизни статей и книг14.

6 Основание библиотеки для хранения книг, манускриптов и важных документов в митрополичьем доме15.

Как было сказано раньше, все эти труды были благословлены епископом Гавриилом и проводились по его плану. Они осуществлялись для того, чтобы защитить людей от уклонения в другую веру ввиду прозелитской активности иностранных миссионеров. Большое распространение в то время получили униатские проекты папы Льва XII (1823-1829), желавшего присоединить христиан Востока к католической церкви16. Его деятельность распространялась по всему Ближнему Востоку и получала широкую поддержку правительств стран Запада, желавших использовать католический фактор для распространения своего влияния в регионе17. Для этой цели они основали Американский университет, больницы и дом престарелых, в результате чего многие православные перешли на их сторону.

Григорий Хаддад - пастырь епархии Триполи аш-Шам18

Стал диаконом в 1880 г.19 Служба дьяконом Бейрутской митрополии дала ему необходимый опыт для того, чтобы вести людей в тихое пристанище. Как было сказано ранее, он занимался церковным образованием людей и развитием социального обслуживания и содействовал развитию дружеских отношений между представителями всех религий и общин. Особенно это проявлялось в его взаимодействии с мусульманами, нацеленном на достижение гражданского мира. Во всем Антиохийском патриархате люди узнавали об опыте его деятельности - не только в Ливане, но и в Сирии, где паства Алеппской епархии20, овдовевшая раньше триполийской, старалась перенять его опыт. По свидетельству племянницы патриарха Григория Сумейи, это был не первый, но второй случай, когда паства Триполийской епископии выдвигала кандидата на должность своего архиерея. Однако митрополит Гавриил не разрешил ему занять эту должность в то время, поэтому он послал Синоду письмо с извинениями и отказался от этого

14 Архив Митрополии Бейрута для православных греков. Ч. II. Департамент документации и исследований Антиохийской церкви. Университет Баламанда, Бейрут, 1999. Документ № 1523.

15 Там же. № 1523.

16 Суттнер Эрнст. Христианство Востока и Запада: зримые проявления. 2004. URL: www. agnuz.info/library/books/Hristvos_zap/page19.htm С. 4.

17 Журнал Аль-Рисала, № 4. 1985. С. 45-46.

18 В то время государства Ливан в его современных границах не существовало. Город Триполи находился на территории региона аш-Шам. Впоследствии, в 1920 г., регион вошел в состав новообразованного государства Ливан.

19 Рустам А. Антиохийская церковь Великого града Божия // Часть 3, первое издание, ан-Нур, Бейрут. С. 234.

20 Алеппо - город на севере Сирии, на границе с Турцией.

предложения21. Когда они во второй раз выдвинули кандидатуру дьякона Григория на должность митрополита Триполийского, митрополит Бейрутский Гавриил рукоположил его в сан священника. Это произошло 6 мая 1890 г. Через четыре дня после этого патриарх дал ему епископскую хиротонию, поставив его митрополитом Триполийским22. На хиротонии присутствовали патриарх Герасим, митрополит Иринопольский Серафим и митрополит Аккарский Никодим23.

Подобно его работе в Бейрутской митрополии и применяя идеи своего учителя - митрополита Бейрутского и Ливанского, он уделял внимание делам пастырства, помогая детям своего народа. Там он построил много церквей, в числе которых были:

• церковь святого Симеона в деревне Фиа' - район аль-Кура (Триполи) в 1892 г.24;

• церковь святого пророка Илии в деревне Крубаш - район Сгарта25;

• церковь Архангела Михаила в районе деревни Махалля аль-Кубба -Триполи26.

Он приложил максимум усилий для того, чтобы жители получили необходимые социальные услуги. Для этого он основал триполийское православное братство, которое помогало нуждающимся и неимущим и через которое он узнавал все больше и больше сынов своей паствы27. Он также основал следующие заведения:

1 Похоронная ассоциация (аль-Мина - Триполи) в 1896 г.

Его главной задачей было погребать бедных и неимущих усопших, а также ухаживать за больными и помогать нуждающимся.

2 Православная христианская благотворительная организация (аль-Мина -Триполи) в 1899 г. Ее основной целью было помогать нуждающимся семьям едой, лекарствами и медицинскими услугами. И сегодня ей принадлежит дом престарелых, служением которого является поддерживать неимущих пожилых людей финансово, что осуществляется при помощи нескольких спонсоров28.

3 Организация «Благотворительный центр Надежда» (Бишмиззин - аль-Кура) в 1904 г. Молодежь, занимающаяся волонтерской деятельностью.

21 Дыбс М. Патриарх Григорий IV (Хадад) // Бейрут. Аль-Янбу'а, 2015. С. 39.

22 Маалуфа И И. Годовщина первого года после смерти доктора глаз и бренд воздействия Григория IV (Haddad) // Бейрут, 1929. С. 6.

23 Рустам А. Антиохийская Церковь Великого града Божия // Часть 3, первое издание, ан-Нур, Бейрут. С.235.

24 Дыбс М. Патриарх Григорий IV (Хадад) / Бейрут. Аль-Янбу'а, 2015. С. 56.

25 Там же.

26 Ааблас Д.Ф. Триполи. Мечети и церкви / Инша ас-Сахафа, уа-Таббаа уан-Нашр», т. I, 1988. С. 137.

27 Аттиа А. Пресса между религией и государством / Бейрут: Нахар, 1999. С. 126.

28 Томас Ж.А. Православные люди и камень (в городе Ал-Минаа с 1725 по 1996 год) // Издательство аль-Калима (слово), первое издание.1979. С. 119.

Эту организацию основали после одобрения пастыря29. 4 Общество православных женщин, нацеленное на оказание помощи сиротам (аль-Мина - Триполи), в 1906 г.30

Что касается позиции и взгляда на будущее, он стремился усовершенствовать деятельность школы Кафтин, которая успешно работала на протяжении четырех лет (в период с 1893-го по 1897-й), выпустив ряд крупных мыслителей. Пастырь сделал открытой возможность обучаться в этой школе для всех слоев общества, от его любви к науке и обучению он принимал некоторых студентов безвозмездно, беря с одних четверть платы, с других половину, а с третьих - ничего31. Несмотря на осуществляемое им пасторское руководство и тяжкое бремя, которое оно приносило, у него хватало сил на основание библиотек в школе и митрополии, среди которых:

1 Школа Фиа', основанная в 1891 г. В 1910 г. началось строительство другой школы в ее составе32.

2 Школа пророка Илии (в настоящий момент Национальная средняя православная школа), открытие которой началось с торжественной литургии в храме пророка Илии (1900)33.

Мы увидим, насколько большое значение митрополит придавал этому событию: на литургии присутствовали президент православных школ севера Сирии Артемий Иванович Тарасов, Ольга Беленкова, президент православной школы для девочек. Куратор учебных и врачебных заведений в Сирии и Палестине, член Государственного совета и почетный член Императорского православного палестинского общества Н.М. Аничков писал об этой школе в своем отчете: «...в Триполи есть женское довольно многолюдное училище, а в эл-Мине такое же мужское, содержимое на средства Высокопреосвященного и благотворительных обществ... [Мы] посетили ел-Минское мужское училище, помещающееся в церковном доме.»34.

Эти хорошие отношения с московскими школами в Ливане и Сирии заставили местное население, и особенно митрополита Гавриила, полюбить русский народ35. Последний принимал их в своей резиденции в Бейруте, после чего они вместе осматривали школы ИППО, находившиеся под руководством Марии Александровны Черкасовой. Архиепископ Арсений в своей книге «В стране священных воспоминаний» описывает свои исполненные великой радости чувства: «Преосвященный [Григорий] в сопровождении М.А.-ны, учительниц и нас посетил все классы, начиная

29 Саба Р. Аспекты истории ал-Кура в Османской империи // Материалы первой конференции в Кура 16 и 23 апреля 1994. С. 277.

30 Журнал Аль-Калима, архиепархия Триполи, май - июнь 1982. С. 18.

31 Нофал А.Х. Переводы ученых Триполи и его писатели // Университетские издания, Триполи, Ливан, 1984. С. 134.

32 Саба Р. Аспекты истории ал-Кура в Османской империи // Материалы первой конференции в Кура 16 и 23 апреля 1994. С. 277.

33 Имя этой епархии поменялось с Триполи аш-Шам на Триполи и аль-Кура после великого разделения Ливана.

34 Московские школы Ливана. Бейрут. Санкт-Петербург. 2012. С. 166

35 Там же. С. 11.

со старших и кончая младшими, в которых находятся дети чуть ли не с трех лет. Это нечто вроде детских садов, где дети с самого малого возраста приучаются к новой обстановке и ограждаются от опасности попасть в школы инославные»36. Обычно Антиохийский синод утверждал подобного рода миссионерскую деятельность этих школ, нацеленную на защиту людей от опасности быть потерянными и потерять православную веру37.

В 1901 г. начали приезжать студенты для обучения в семинарии. В нее поступило около 450 учеников. Когда в 1912 г. этот юноша покинул Антиохию, за ним последовало множество образованных молодых людей. После этого по приказу патрирха он путешествовал в Россию, где поступил в Казанскую духовную академию и окончил ее. После этого в 1921 г. в монастыре Баламанд патриарх совершил над ним дьяконскую хиротонию, а в 1925 г. поставил его архимандритом. В 1934 г. патриарх отправил его служить в митрополию Триполи и аль-Кура, а в 1940 г. по решению Синода соделал его митрополитом Хомским (территория Центральной Сирии)38.

Что касается выпускников этой семинарии и других иностранных семинарий, то митрополит Григорий старался использовать их силы, дабы поставить их на служение церкви. Этим людям он доверял, несколько из них он послал на обучение. Перед тем как он стал патриархом, он рукоположил их на священническое служение в различных местах.

Патриотическая оборона Арабской Антиохийской церкви

По словам родственницы Григория Хаддада Фриды Хаддад Аббас39, сказанным ею на посвященной патриарху Григорию конференции в Абее, «митрополит склонял других митрополитов к тому, чтобы присоединиться к «арабо-антиохийскому фронту», возглавляемому митрополитом Бейрутским и Ливанским Гавриилом Шатиля, который добился исполнения своих целей, когда 15 апреля 1899 г. на пост патриарха Антиохийского впервые был избран арабский патриарх Мелетий ад-Думани»40. Когда это произошло, митрополит Григорий сказал воодушевляющее слово о патриотическом единстве, любви к Богу и Его Церкви41.

Митрополит Григорий выразил радость Антиохии об этой божественной перемене, когда Антиохийский престол посетил новый дух и начал пребывать на нем с того дня и поныне. Спиридон I был последним греческим патриархом, с которым сотрудничали антиохийские митрополиты, стараясь решить сложившийся кризис Антиохийского патриархата и утвердить арабов на его руководящих постах. Благодаря этому в конечном счете состоялось избрание первого арабского патриарха.

36 Там же. С. 36.

37 Там же. С. 49, 152.

38 Дыбс М. Патриарх Григорий IV (Хадад) // Бейрут. Аль-Янбу'а, 2015. С. 111.

39 Информация получена из личной беседы с митрополитом Георгием Хударом, проведенной 30.08.2015.

40 Абс Ф.Х. Конференция Абеи в истории, Григорий IV, Патриарх Антиохийский и всего Востока, ноябрь, 1999. С. 5.

41 Хаирала А.А.З. Прекрасный аромат в поздравительной речи, произнесенной им по случаю интронизации Антиохийского Патриарха Мелетия / Баабда, ал-Матбаа ал-Усмания, Ливан, 1899. С. 75-82.

Избрание Григория (Хаддада) на пост Антиохийского патриарха

26 января 1906 г. патриарх Мелетий (Думани), чье правление длилось с 1899 по 1906 год, из-за тяжелого инсульта скончался42. Другие поместные церкви не очень любили патриарха по нескольким причинам43, самой важной из которых было то, что он был первым арабским патриархом.

После погребения почившего патриарха 20 апреля 1906 г. Преосвященный Антиохийский синод собрался для выставления кандидатур на пост нового патриарха. На основе законов, составленных во время правления патриарха Мелетия, подобно тому, как это принято при избрании вселенского патриарха, была испрошена позиция народа. В Дамаске собрался совет под председательством митрополита Хомского Афанасия, в который вошли члены Синода и церковные служащие44. На заседании все члены Синода могли номинироваться на пост патриарха после их утверждения триполийским вали, который должен был дать свое согласие на их участие в кампании. Митрополит Хомский Афанасий получил большинство голосов, а митрополит Григорий - всего четыре голоса45. 5 июня 1906 г. синод собрался на восьмое национальное заседание, чтобы избрать нового патриарха. На заседании, возглавляемом местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Афанасием Хомским, присутствовали следующие епископы: Григорий, митрополит Хамы, Григорий Триполийский, Арсений Латакийский, Павел Джубейльский и Батрунский, Герасим Бейрутский, Василий Аккарский, Стефан Алеппский, Александр Тарсийский, Германий Захлийский, священник Илия и несколько влиятельных фигур из числа мирян. Кроме того, митрополиты Диарбаканский и Междуреченский в письме от 12 апреля 1906 г. и Сурский и Сайдасский в письме от 23 мая 1906 г. делегировали митрополиту Триполийскому право представлять свои интересы на заседании. После этого митрополит вывел своих кандидатов46.

Предварительно каждый из избирателей написал имена трех кандидатов, из которых, по его мнению, необходимо было выбирать будущего предстоятеля. По окончании этой процедуры митрополит Хамы Григорий взял избирательные листовки и прочел имена кандидатов. Большинство голосов получили следующие три кандидата47:

• митрополит Триполийский Григорий,

• митрополит Хамы Григорий,

• митрополит Бейрутский Герасим.

42 Рустам А. Антиохийская Церковь Великого града Божия // Часть 3, первое издание, ан-Нур, Бейрут. С. 323.

43 Якушев М. И. Первый патриарх-араб на Антиохийском престоле // Восточный архив. 2006. №. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/pervyy-patriarh-arab-na-antiohiyskom-prestole (дата обращения: 10.02.2020).

44 Рустам А. И во святую соборную и апостольскую Церковь // Материалы библиотеки аль-Булисия, Ливан. С. 405.

45 Рустам А. Антиохийская Церковь Великого града Божия // Часть 3, первое издание, ан-Нур, Бейрут. С. 325.

46 Там же. С. 326.

47 Хури Ф. Блаженнейший патриарх Антиохии и Всего востока. Москва, типография Н. Ефимова, 1906. С. 4.

В течение этого заседания, проходившего в патриаршем храме Успения Пресвятой Богородицы, на пост нового патриарха был единогласно избран митрополит Григорий. Незамедлительно после этого Синод издал резолюцию, в которой подтвердил, что избрание патриарха проходило согласно каноническим правилам и по воле Святого Духа, посланного от Бога. После этого местоблюститель взял текст и зачитал его перед столпившимся перед церковью народом.

6 августа 1906 г. Высочайшая администрация ратифицировала избрание нового патриарха и издала решение назначить его инаугурацию на воскресенье, 13 августа 1906 г., в патриаршей церкви Успения Пресвятой Богородицы в Дамаске48. Так, согласно подсчетам специалиста по истории Антиохийской церкви доктора Асада Рустама, Григорий Хаддад стал 166-м патриархом Антиохийским со времен апостолов Петра и Павла49.

Взойдя на престол, новый патриарх начал свое служение с возобновления связей Антиохийской церкви с другими поместными церквами, несмотря на противостояние некоторых. Подобно тому патриарх стремился к установлению единства паствы внутри своей канонической территории (что видно из описания его пастырской деятельности), он стремился и к единству с братьями вне ее пределов (в лице глав других поместных церквей), о чем будет сказано впоследствии. 14 августа, на следующий день после своей инаугурации, он начал посылать письма патриархам и главам поместных церквей.

12 июля 1907 г. Вселенский патриарх разослал восточным патриархам ответ на их письма, в котором, в частности, написал следующее: «После того, как мы обсудили и рассмотрели полученные нами от Ваших святейшеств письма... касавшихся антиохийского вопроса, мы ожидаем возможности провести с Вами личную встречу, о которой мы договаривались раньше.» Хотя патриархи и медлили с ответом на письмо, извещавшее их об избрании нового патриарха, антиохийские митрополиты не заставили ждать себя в признании его патриархом Великой Антиохии и всего Востока. Это становится ясным из письма Вселенского патриарха другим патриархам Востока, в котором он говорил о настойчивости Антиохийского синода в требовании признания Григория законным патриархом: «.мы получили письмо от митрополитов Антиохийского престола, просящих поскорее дать ответ, с которым мы запоздали, на письмо мира50, полученное нами оттуда.» В конечном итоге патриарх Константинопольский Иоаким дал свой ответ на извещение об избрании нового патриарха от 14 августа 1909 г., в котором признал законность избрания и братское единство с патриархом Великой Антиохии и всего Востока Григорием. В нем, в частности, было сказано следующее: «Мы жмем Вашу руку братским рукопожатием с радостью в сердце. и особенно мы показываем нашу радость, видя Ваше почтенное Преосвященство главою Церкви. со всею точностью поддерживающее правые догматы. посему мы видим в Вас нашего всечестного брата.»51 25 сентября 1909 г. свой ответ дал патриарх Иерусалимский, также признавший законность избрания нового патриарха, в котором он благодарил Бога, «удалившего искушения при

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48 Там же. С. 329.

49 Там же. С. 401.

50 В традиции восточного протокола «письмом мира» называется письмо, рассылаемое новоизбранным патриархом другим патриархам с извещением их о своем избрании.

51 Рустам А. Антиохийская Церковь Великого града Божия // Часть 3, первое издание, ан-Нур, Бейрут. С. 333-334.

помощи уз любви»52. Таким же образом патриарх Александрийский 25 декабря 1909 г., после празднования Рождества Христова по новому стилю, отправил поздравительное письмо, в котором подтвердил свое братское отношение и признание патриарха Григория. Письмо было озаглавлено следующим образом: «Высокопреосвященному брату и Патриарху Богоспасаемого града Великой Антиохии и Всего Востока, Господину Всечестному Григорию, нашему союзнику в служении Божественных таинств, от Фотия Божьей милостью Папы и Патриарха Александрий...»53.

Подобным образом и Греческая церковь 25 декабря 1909 г. признала патриарха Григория. В этот день митрополит Афинский Феофилакт отправил ему письмо следующего содержания: «.Мы пожимаем Вашу руку братским рукопожатием и со всей сладостью обращаемся к вам. Мы воссылаем мольбы и моления Господу нашему Солнцу Правды Иисусу Христу, от Девы воссиявшему. Ради благостояния и славы нашей сестры Апостольской Церкви богоспасаемого града Великой Антиохии, которая среди прочих получила великое именование христианской.»54.

В результате этих событий между четырьмя патриархатами воцарилась братская дружба. После трехлетнего ожидания патриарха Григория любовь и мир по Божьему промыслу воцарились вновь, чтобы Его земная церковь была сохранена от разобщения и гибели. Именно сейчас Ему было угодно умилосердиться, «да не рекут языцы, где есть Бог их» (Пс. 78:10) и «что воздадим Господу за то, что Он дал нам» (Пс. 115:3).

Забота об отлученных

Патриарх и члены Преосвященного синода Антиохии прилагали совместные усилия для осуществления должного пастырского руководства над своими чадами в условиях многочисленных затруднений, с которыми приходилось сталкиваться народу в то время. Однако это было непросто: так, Синод, возглавляемый патриархом Григорием, решил учредить избрание новых епископов после смерти многих из числа престарелых. В результате прошедших выборов кафедры получили следующие епископы.

Патриарха Григория интересовала реальная, а не теоретическая пастырская работа, поэтому он активно боролся за то, чтобы привлекать в церковь людей извне. Так, вестник Императорского православного палестинского общества от 3 июля 1911 г. писал следующее: «.Недавно у Святой Церкви появился новый соперник в лице масонства, которое, в связи с приходом к власти в Турции нового режима, распространило свое влияние по всему Востоку, и даже в Сирии и Палестине. Что касается Антиохийского Патриархата, возглавляемого ревнивым и бесстрашным Святейшим Патриархом Григорием, в последнее время он начал понемногу приготавливаться, собирая силы, к отражению масонской атаки, и не только внутри Церкви, путем распространения книг и листовок, разоблачающих масонское учение и защищающих христианское вероучение, но также и проповедуя в народных собраниях»55. Кроме того, церковь хотела

52 Там же. С. 334

53 Журнал Аль-Наама, 15 июня, 1909. С. 459-462.

54 Журнал Аль-Наама, 29 января, 1910. С. 491-492.

55 Журнал Аль-Калима, 15 января, 1912. № 2. С. 37.

открыть свою типографию в патриархии, а также начать выпуск журнала «ан-Наама»56 и печатать необходимые духовные книги57.

Конечно, церковная пастырская работа была тесно связана с социальной работой, заповеданной нам Христом. Поэтому патриарх старался содействовать основанию различных благотворительных обществ, нацеленных на помощь бедным и участие в их страданиях.

Забота об образовании людей

Патриарх занимался деятельностью школы «аль-Асия», с 1917 г. потерявшей покровительство Российского Императорского православного палестинского общества по причине начала Первой мировой войны и потери Россией влияния в регионе. Основанные обществом школы превратились в высшие учебные заведения, носившие исключительно светских характер и потерявшие связь со своими церквами, больницами и монастырями. Поэтому патриарх вместе с национальными школами очень интересовался этими учебными заведениями, чтобы наладить их деятельность и вернуть в прежнее русло58.

Следуя этому курсу пастырской деятельности, чада Антиохийского престола проявляли усердие в деятельности, направленной на открытие школ, несмотря на тяжелую политическую ситуацию, царившую в стране во время Первой мировой войны и после нее. Школы были основаны во всех районах города Антиохии59 в 1909 г.60, кроме того, в Ливане в 1910 г. были основаны школы Фи'а61, в 1911 г. в ливанском городе Дума - школа святого Иоанна Крестителя62, школа для мальчиков в Марджаиюн и для девочек в Тире и Сидоне (основанная Российским Императорским православным палестинским обществом)63, школа аль-Бустан (основана в районе Матн преподавателем арабского языка Патриаршей школы между 1910 и 1915 гг.64), школа ас-Салям, основанная митрополитом Бейрутским по указу султана, и другие частные школы. Также в Сирии в 1910 г. в Хомсе митрополитом Афанасием была основана православная гимназия65.

56 В пер. с ар. «Благодать».

57 Рустам А. Антиохийская Церковь Великого града Божия // Часть 3, первое издание, ан-Нур, Бейрут. С. 346.

58 Заитун Дж. Школы «Асия». Путь в один с половиной века (1840-1990) // Издание Антиохийского Патриархата и всего Востока для православных греков, Дамаск, 1991. С. 77.

59 Территория современной Турции.

60 Журнал Аль-Наама, 15 июль, 1909. С. 681.

61 Саба Р. Аспекты истории ал-Кура в Османской империи // Материалы первой конференции в Кура 16 и 23 апреля 1994. С. 277.

62 Журнал Аль-Наама, февраль, 1913. С. 138.

63 Стивен Н. История епархии Тир и Сидон и ее окрестностей для православных греков // Типографии Полин, Бейрут, 1999. С. 67-68.

64 Комиссия православных исследований. православные известные люди в Ливане. руководством посла Генри Абу-Фадиля и журналистки Лулу Саибаа, первое издание, Ливан, 1995. С. 58.

65 Рустам А. Антиохийская Церковь Великого града Божия // Часть 3, первое издание, ан-Нур, Бейрут. С. 339.

Патриарх не ограничивал свою деятельность в сфере образования и науки пределами своей страны, но также посылал множество людей учиться за границу, как на канонические территории Антиохийского патриархата, так и за их границы. Многие студенты были отправлены учиться в Баламандский университет и Американский университет Кафтина. Патриарх также послал множество молодых людей учиться за границу в Россию, Грецию, Румынию и прочие страны Европы. В музее Императорского православного палестинского общества сохранился список учащихся в российских духовных школах студентов Антиохийского патриархата. Список насчитывает 11 сирийских студентов, среди них студенты Киевской духовной академии, Московской духовной академии, МГУ, Лазаревского института и пр. Путем сопоставления арабских и русских списков сирийских студентов, пребывающих на обучении в России, нам удалось установить, что четыре из них были чадами Антиохийского патриархата, среди них: Епифаний Заид (из Дейр Атие), священник Афанасий Клейде (Дамаск), Абдо Жезара Снеж (Хомс), Михаил Искендер (Хомс).

Иностранные визиты

В целях укрепления дружественных связей с другими церквами и Османским королевством того периода 9 февраля 1913 г. патриарх отправился в турне, имевшее историческое значение, конечной точкой которого была Российская империя, куда он был приглашен императором Николаем II на торжественные празднования, устраиваемые по случаю 300-летия дома Романовых66. Во время этой поездки патриарх Григорий также совершил визит в Измир и Константинополь, где встретился с рядом людей, обладавших высоким социальным и политическим статусом, и заверил их в том, что Антиохийская церковь пребывает в союзе братской любви с внешним по отношению к ней миром, несмотря на то что в последнее время эта связь ослабла из-за царившей в стране сложной политической ситуации67.

Поездка в Измир

Первой остановкой на пути патриарха в Россию стал турецкий город Измир. Там он был встречен делегацией вилайета Абдин и тысячами чад православной церкви, проживавших там. Вали Хусейн Назим Паша обеспечил патриарха всем необходимым для передвижения по городу. Таким образом, патриарх посетил воинскую часть, встретился со своим другом Исмаилом Фадилем Пашой. Затем он посетил измирскую церковь, где его ожидал митрополит Хризостом с представителями клира68.

66 Рубанков К.С. Празднование 300-летия дома Романовых (1913 г.) в воспоминаниях членов династии и их приближенных // Сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности. Кострома, 26-27 марта 2009 года: материалы конференции. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009.

67 Рустам А. Антиохийская Церковь Великого града Божия // Часть 3, первое издание, ан-Нур, Бейрут. С. 349.

68 Журнал Аль-Калима, май, 1913. № 5. С. 280.

Поездка в Константинополь

В порту Астана патриарха встретило должностное лицо церемониала, представлявшее высочайшее правительство, после чего он был сопровожден в приемный зал османского вали, где встретился с доверенным лицом его святейшества патриарха Константинопольского. Кроме того, на встрече присутствовала делегация посольства России, а также доверенное лицо патриарха Иерусалимского. Там 16 февраля произошла встреча с его величеством султаном Мухаммадом V. После этого он поехал в резиденцию Вселенского патриарха, заехав по пути в дом великого визиря и департамент юстиции. Святейшего патриарха сопровождали члены Преосвященного синода Вселенского патриарха в священническом облачении вплоть до кафедрального собора, где состоялась его историческая встреча с патриархом Константинопольским Германом V69.

Приезд в Россию

Об этом событии мы узнаем из дошедшего до нас письма патриарха Григория, написанного на французском языке и опубликованного в журнале «Ан-Ниама», которое он послал в патриархию в Дамаск и в котором описал происходившие с ним события. Он описывал свое прибытие следующим образом: «Наш приезд был встречен с большим энтузиазмом, и затем мы приняли участие в панихиде, на которой молились в кладбищенской церкви о упокоении почивших о Боге царей, затем мы приняли участие в Божественной литургии в церкви монастыря Александра Невского, окончившейся пением многолетия, и получили внимание высочайших особ во время предстояния перед Императорским Величеством, и его Величество с его матерью облобызали крест из рук нашего ничтожества, и мы преподали ему поздравления и пожелали многих лет.»70. Во время пребывания в России патриарх участвовал в одном заседании Преосвященного синода, подарившего ему крест-медальон - тот самый крест, который подарил Преосвященному синоду отец Николая II71.

Смерть патриарха Григория IV

После того как патриарху провели операцию на глазах в Бейруте, по причине того что он потерял зрение, 19 ноября 1928 г. в ливанском районе Сук аль-Гарб прошло заседание Синода, однако сессия не была окончена, поскольку 12 декабря патриарх скончался. После этого Синод возглавил избранный его членами новый местоблюститель патриаршего престола Арсений, митрополит Латакийский, которого патриарх Григорий перед своей смертью обязал возглавить заседания Синода и продолжать их проведение72. Когда факт смерти патриарха Григория был обнародован,

69 Журнал Аль-Наама, февраль, 1913. С. 723-726.

70 Журнал Аль-Наама, март, 1913. С. 803.

71 Журнал Аль-Калима, архиепархия Триполи, май - июнь 1982. С. 34.

72 Священный Синод Антиохийской церкви. Декларация о кризисе Константинопольского Патриархата престолом Антиохии: От Священного Синода Антиохийской Церкви предстоятелям поместных церквей и светских властей и православного народа / Патриаршая канцелярия. Латакия.1931. С. 4-5.

его тело было торжественно перенесено в Бейрут, где его положили для того, чтобы члены его паствы могли попрощаться с ним и проводить его в последний путь73. Весть о кончине патриарха дошла до слуха людей во всех уголках Ливана и Сирии, и все хотели принять его тело в своем городе и приложиться к нему, прежде чем оно было доставлено в Дамаск. Так, его принял муфтий ливанского района аль-Бика'а доктор Мухаммад Амин Каз'ун, который плакал над его гробом и кричал: «О, если бы наша вера дозволяла признать пророком кого-то после Мухаммада, я сказал бы, что ты пророк». Впрочем, вопреки этому правилу, мусульмане Дамаска все равно называли его «Мухаммад Григорий»74.

Когда тело патриарха прибыло к воротам Дамаска, его встретили более чем 50 000 человек. В его честь сирийская артиллерия дала 100 и один выстрел. На церемонии также присутствовали всадники и кавалеристы, которых послал король Фейсал ибн Хуссейн из Ирака в знак своего соболезнования о кончине приснопамятного национального символа. Учащиеся православных школ Асии, члены православных обществ, полицейские и военные сопровождали тело на пути в Успенский храм. Там его облекли во священнические облачения и посадили на стоящее в центре храма седалище, прежде чем погрести его в патриаршей гробнице75. С кончиной патриарха Григория церковь потеряла основополагающий столп, поддерживающий ее в трудный для нее период. В этой связи после смерти патриарха канцелярия Антиохийской православной церкви в Латакии опубликовала декларацию, в которой, в частности, было написано следующее: «Корабль Святой Апостольской Антиохийской Церкви напоролся на скалу искушения и был подвергнут испытанию сверх силы после смерти премилостивого Патриарха Григория IV, 22 года прослужившего в страхе Божием»76.

Заключение

Результатом политикипатриархаГригория стало утверждение православного присутствия в обществе, потерявшем жизненные принципы, и наделало много шума против интересов православных христиан на Ближнем Востоке. Он не соглашался с тем, что православным на их земле должно быть стыдно за свою конфессиональную принадлежность, но показывал всем, что наш Мессия в Своей любви и жертве на Кресте стоит выше политики, чьих-то личных интересов, тирании и всех земных вещей. Поэтому мы знаем, что патриарх - это тот человек, который был обладателем пяти талантов и получил пять талантов сверху (Мф. 25: 20), чтобы сохранить этот вклад. Он стал живым Евангелием, которое каждый может прочитать в живом присутствии этой личности, о его правде и роли, которую он сыграл в жизни, как научил нас наш Господь в своем «Евангелии жизни».

73 Журнал Аль-Рисала, № 1, 1948. С. 55.

74 Дыбс М. Патриарх Григорий IV (Хадад) / Бейрут. Аль-Янбу'а, 2015. С. 39.

75 Заитун Дж. Школы «Асия». Путь в один с половиной века (1840-1990). Издание Антиохийского Патриархата и всего Востока для православных греков, Дамаск, 1991. С. 87.

76 Священный Синод Антиохийской церкви. Декларация о кризисе Константинопольского Патриархата престолом Антиохии: От Священного Синода Антиохийской Церкви предстоятелям поместных церквей и светских властей и православного народа. Патриаршая канцелярия. Латакия, 1931. С. 1.

Литература

Ааблас Д.Ф. Триполи мечети и церкви. Инша ас-Сахафа, уа-Таббаа уан-Нашр. Т. I. 1988.

Абс Ф.Х. конференция Абеи в истории, Григорий IV, Патриарх Антиохийский и всего Востока. Ноябрь, 1999.

Американский университет Бейрута существует и по сей день. Режим доступа официального сайта: http://www.aub.edu.lb

Архив Митрополии Бейрута для православных греков. Ч. II. Департамент документации и исследований Антиохийской церкви. Университет Баламанда, Бейрут, 1999. Документ № 1523.

Асаад Х.И. Исторические цепи (духовное и гражданское президентство в христианской церкви). Хомский Пресс, 1924.

Аттиа А. Пресса между религией и государством. Издательство Нахар, Бейрут, 1999.

Бек А.А. Хороший жемчуг (для невесты Антиохийской церкви).

Дыбс М. Патриарх Григорий IV (Хадад). Бейрут. Аль-Янбу'а, 2015.

Журнал Аль-Калима, 15 января, 1912. № 2.

Журнал Аль-Калима, архиепархия Триполи, май - июнь 1982.

Журнал Аль-Калима, май, 1913. № 5.

Журнал Аль-Наама, 15 июля, 1909.

Журнал Аль-Наама, 15 июня, 1909.

Журнал Аль-Наама, 29 января, 1910.

Журнал Аль-Наама, март, 1913.

Журнал Аль-Наама, февраль, 1913.

Журнал Аль-Рисала. 1948. № 1.

Журнал Аль-Рисала. 1985. № 4.

Заитун Дж. Школы «Асия». Путь в один с половиной века (1840-1990). Издание Антиохийского Патриархата и всего Востока для православных греков. Дамаск, 1991.

Комиссия православных исследований. православные известные люди в Ливане. руководством посла Генри Абу-Фадиля и журналистки Лулу Саибаа. Ливан, 1995.

Маалуфа И.И. Годовщина первого года после смерти доктора глаз и бренд воздействия Григория IV (Haddad). Бейрут, 1929.

Московские школы Ливана. Бейрут. Санкт-Петербург, 2012.

Нофал А.Х. Переводы ученых Триполи и его писатели / Университетские издания, Триполи, Ливан, 1984.

Рубанков К. С. Празднование 300-летия дома Романовых (1913 г.) в воспоминаниях членов династии и их приближенных. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009.

Рустам А. Антиохийская Церковь Великого града Божия. Ч. 3., ан-Нур, Бейрут.

Рустам А. И во святую соборную и апостольскую Церковь. Материалы библиотеки аль-Булисия, Ливан.

Саба Р. Аспекты истории ал-Кура в Османской империи. Материалы первой конференции в Кура 16 и 23 апреля 1994.

Священный Синод Антиохийской церкви. Декларация о кризисе Константинопольского Патриархата престолом Антиохии: От Священного Синода Антиохийской Церкви предстоятелям поместных церквей и светских властей и православного народа. Патриаршая канцелярия. Латакия, 1931.

Стивен Н. История епархии Тир и Сидон и ее окрестностей для православных греков. Бейрут, 1999.

Суттнер Эрнст. Христианство Востока и Запада: зримые проявления. 2004. URL: www.agnuz. infoAibrary/books/Hristvos_zap/page19.htm

Томас Ж.А. Православные люди и камень (в городе Ал-Минаа с 1725 по 1996 год). Издательство аль-Калима (слово), первое издание, 1979.

Файяд С. Григорий IV, Патриарх Антиохийский и всего Востока и его роль в кризисе Антиохийского Патриархата. Институт святого Иоанна Дамаскина. Баламанд, Ливан, 1988.

Хаирала А.А.З. Прекрасный аромат в поздравительной речи, произнесенной им по случаю интронизации Антиохийского Патриарха Мелетия. Баабда, ал-Матбаа ал-Усмания, Ливан, 1899.

Хури Ф. Блаженнейший патриарх Антиохии и Всего востока. - Москва: Типография Н. Ефимова, 1906.

Язбик Ю.И. Ливанские газеты. Т. 2. Бейрут. Ведущий издательский дом Ливана, 1983.

Якушев М.И. Первый патриарх-араб на Антиохийском престоле // Восточный архив. 2006. №. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pervyy-patriarh-arab-na-antiohiyskom-prestole (дата обращения: 10.02.2020).

HiLarion (Dani) Bechara

Deacon, postgraduate student of Saints Cyril and Methodius Theological Institute of Post-Graduate and Doctoral Studies

Address: 4/2, bLdg. 1, Pyatnitskaya St., 115035, Moscow, Russian Federation E-mail: eLarionbeshara@hotmaiL.com

Patriarch Gregory IV Haddad (1906-1928) and his role in the Church of Antioch

The Patriarch of Antioch Gregory IV (Haddad) played an important role in achieving harmony between different sectors of society. At that time, there was an urgent need for this, since everyone in the East was mixed: Christians and Muslims, Ottomans and Europeans, crusaders and defenders, angry and embittered, politicians and peasants. As a result of this, principles were Lost and people became hardened, trying to achieve their interests on the one hand, and to get a piece of bread on the other. Love and good relations - that is what Patriarch Gregory achieved between the sons of this era, and our grandfathers, who were his contemporaries in his Last days in Lebanon and Damascus, testified to this. However, the patriarch remembered the events that took pLace with the ApostLes, when peopLe in Antioch were first caLLed Christians, and therefore he guarded this truth with aLL his faith, so that no one wouLd Later say that the Christians themseLves Left Antioch.

Keywords: Antiochian Patriarchate, Syria Lebanon, Arabs, Christianity, MiddLe East.

Bechara D. Patriarch Gregory IV Haddad (1906-1928) and his role in the Church of Antioch. Christianity in the Middle East, 2019, no. 4, pp. 55-73.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aablas D.F. Tripoli mosques and churches. Insha al-Sahaf, wa-Tabbaa one-Nashr. " T. I, 1988.

Abs F.Kh. Abei Conference in History, Gregory IV, Patriarch of Antioch and the whole East, November, 1999.

Al-Naam Magazine, February 1913. Al-Naam Magazine, January 29, 1910. Al-Naam Magazine, July 15, 1909. Al-Naam Magazine, June 15, 1909. Al-Naama Journal, March 1913.

Al-Oalim Journal, Archdiocese of Tripoli, May - June 1982. Al-Risal magazine. 1948. No. 1. Al-Risal magazine. 1985. No. 4.

Archive of the Metropolis of Beirut for the Orthodox Greeks. Part II. Department of Documentation and Research of the Church of Antioch. University of Balamanda, Beirut, 1999. Document No. 1523.

Asaad H.I. Historical chains (spiritual and civic presidency in the Christian church). Homs Press, 1924.

Attia A. Press between religion and the state. Nahar Publishing House, Beirut, 1999. Beck A.A. Good pearls (for the bride of the Church of Antioch).

Commission of Orthodox studies. Orthodox famous people in Lebanon. the leadership of Ambassador Henry Abu Fadil and journalist Lulu Saibaa. Lebanon, 1995.

Dybs M. Patriarch Gregory IV (Hadad). Beirut. Al-Yanbu'a, 2015.

Fayyad S. Gregory IV, Patriarch of Antioch and the whole East, and his role in the crisis of the Antioch Patriarchate. Institute of St. John of Damascus, Balamand, Lebanon, 1988.

Khairala A.A.Z. A wonderful aroma in a congratulatory speech delivered by him on the occasion of the intronization of the Patriarch of Miletus of Antioch. Baabda, al-Matbaa al-Usmaniya, Lebanon, 1899.

Khuri F. His Beatitude Patriarch of Antioch and the Whole East, Moscow, typography of N. Efimov, 1906.

Maaluf I.I. the anniversary of the first year after the death of the eye doctor and the brand exposure of Gregory IV (Haddad). Printing Press, Beirut, 1929.

Moscow schools of Lebanon. Beirut. St. Petersburg, 2012.

Nofal A.Kh. Translations of Tripoli scholars and his writers / University Press, Tripoli, Lebanon, 1984.

Rubankov KS. Celebration of the 300th anniversary of the Romanov dynasty (1913) in the memoirs of members of the dynasty and their entourage. Kostroma: KSU named after N.A. Nekrasova, 2009.

Rustam A. Antioch Church of the Great City of God. Part 3., en-Nur, Beirut.

Rustam A.I. in the hoLy cathoLic and apostoLic Church. MateriaLs from the AL-BuLicia Library, Lebanon.

Saba R. Aspects of the history of aL-Our in the Ottoman Empire. MateriaLs of the first Kura conference on ApriL 16 and 23, 1994.

Stephen N. The history of the diocese of Tire and Sidon and its environs for Orthodox Greeks. Beirut, 1999.

Suttner Ernst. Christianity of East and West: visibLe manifestations. 2004. URL: www.agnuz. info/Library/books/Hristvos_zap/page19.htm

The American University of Beirut exists to this day. Access mode of the officiaL website: http:// www.aub.edu.Lb

The HoLy Synod of Antioch Church. DecLaration on the crisis of the Patriarchate of ConstantinopLe with the throne of Antioch: From the HoLy Synod of Antioch to Primate of LocaL churches and secuLar authorities and the Orthodox peopLe. PatriarchaL Office. Latakia, 1931.

The JournaL of AL-OaLim, January 15, 1912. No. 2.

The JournaL of AL-OaLim, May 1913. No. 5.

Thomas J.A. Orthodox peopLe and stone (in the city of AL-Minaa from 1725 to 1996). AL-OaLim PubLishing House (word), first edition, 1979.

Yakushev M. I. The first patriarch-arab on the throne of Antioch // East Archive. 2006. No. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/pervyy-patriarh-arab-na-antiohiyskom-prestoLe (accessed: 02.10.2020).

Yazbik Yu.I. Lebanese newspapers. T.2. Beirut. Lebanon's Leading PubLishing House, 1983.

Zaitun J. SchooL "Asia". The path to one and a haLf centuries (1840-1990). Edition of the Antioch Patriarchate and the entire East for the Orthodox Greeks, Damascus, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.