Научная статья на тему 'Антиномия «Внешнего» и «Внутреннего» человека в повести Гоголя «Нос»'

Антиномия «Внешнего» и «Внутреннего» человека в повести Гоголя «Нос» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1385
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВНЕШНИЙ" И "ВНУТРЕННИЙ" ЧЕЛОВЕК / ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДИХОТОМИЯ ДОБРА И ЗЛА / "ВЕЩЬ" / ДОСТОИНСТВО / "МЕРТВАЯ ДУША" / "OUTER" AND "INNER" PERSON / "THING" / "DEAD SOUL" / PERSONAL INTEGRITY / RIGHT AND WRONG DICHOTOMY / DIGNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голубева Светлана Владимировна

Статья посвящена осмыслению нравственных аспектов творчества Н.В. Гоголя. На материале повести Гоголя «Нос» рассматривается тема «овеществления» личности. Анализируется проблема двойственности человеческой природы. В контексте святоотеческой мысли раскрывается содержание понятий «внешнего» и «внутреннего» человека, исследуются их характерные признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antinomy of «outer» and «inner» person in Nikolai Gogol's story «The Nose»

The paper considers moral aspects of creative work of Nikolai Gogol. The theme of a person's «reification» is considered on the material of Nikolai Gogol's story «The Nose». The problem of the duality of human nature is analyzed. The meaning of “external” and “internal” man is revealed, their characteristic features in the context of patristic thought are investigated.

Текст научной работы на тему «Антиномия «Внешнего» и «Внутреннего» человека в повести Гоголя «Нос»»

8. Национальная идея России. В 6 т. - М.: Научный эксперт, 2012.

9. Романов В.Л. Отношения государства и рынка в процессе российских реформ: проблемный аспект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/future/otnosheniya-gosudarstva-i-rynka/ (дата обращения: 01.01.2014).

10. Свешников В. Национальное достоинство // Православная беседа. - 2001. - № 3. - С. 24-28.

11. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чу-рилов В.А. Этика политического успеха: научно-публицистическая монография. - Тюмень; М.: Центр прикладной этики, 1997. - 747 с.

12. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. -М.: ИНФРА-М, 1999. - 262 с.

13. Юнг К.Г. Диагностируя диктаторов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jungland. пе^пойе/1291 (дата обращения: 24.02.2013).

УДК 821.161.1.09

Голубева Светлана Владимировна

Ивановский государственный университет, Шуйский филиал

svgolubeva@bk.ru

АНТИНОМИЯ «ВНЕШНЕГО» И «ВНУТРЕННЕГО» ЧЕЛОВЕКА В ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ «НОС»

Статья посвящена осмыслению нравственных аспектов творчества Н.В. Гоголя. На материале повести Гоголя «Нос» рассматривается тема «овеществления» личности. Анализируется проблема двойственности человеческой природы. В контексте святоотеческой мысли раскрывается содержание понятий «внешнего» и «внутреннего» человека, исследуются их характерные признаки.

Ключевые слова: «внешний» и «внутренний» человек, целостность личности, дихотомия добра и зла, «вещь», достоинство, «мертвая душа».

При изучении художественного наследия Гоголя исследователь в первую очередь должен учитывать пожелание самого писателя: «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора» [3, т. 9, с. 246]. Мировоззрение писателя было сформировано святоотеческой традицией. Основным «предметом изучения и наблюдения» для Гоголя был «человек и душа человека», о чем писатель неоднократно заявлял в своей переписке и духовной прозе [3, т. 6, с. 214]. Поэтому проблема личности человека как образа и подобия Божия была основной темой всего творчества писателя. В контексте святоотеческой концепции добра и зла были сформированы гоголевские идеи: «прекрасного человека» [3, т. 6, с. 215], как человека стремящегося к нравственному совершенству, человека благообразного, соответствующего Первообразу, и идея безобразия личности, утратившей свое благообразие, отступив от Бога и упорствуя в грехе. Идея безобразия личности имела свое воплощение в гоголевском концепте «мертвой души», основанном на святоотеческом понимании «мертвой души» как мертвой во грехах. В свою очередь, понятие «мертвой души» соотносится с новозаветным учением о «внутреннем» и «внешнем» человеке. Основные гоголевские идеи были обусловлены проблемой борьбы добра и зла в сердце человека. В произведениях писателя борьба добра и зла зачастую проявляется как противостояние «плотского» и «духовного» начал в человеке, как антиномия «внешнего» и «внутреннего» человека. В художественной литературе проблема «внешнего» и «внутреннего» человека была впервые поставлена именно Гоголем. Он первым в литературе обозначил проблему борьбы добра

и зла в сердце человека, широко используя прием «овеществления» людей, привлекая внимание читателя к свойственному этим персонажам увлечению внешней стороной жизни [8, с. 143].

Повесть Гоголя «Нос» является одним из ключевых и сущностных произведений писателя: в ней сокрыта тайна гоголевского понимания личности человека, отражена художественная антропология писателя. Главной идеей данного произведения является идея замещения и вытеснения личности человека вещью [2, с. 126-128]. В знаменитом неотправленном письме Гоголя к В.Г. Белинскому есть такие слова: «Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства» [3, т. 9, с. 403]. В этой связи повесть Гоголя является попыткой сказать об истинной ценности и истинном достоинстве человека. Эта попытка писателя не случайно транслирует картину «чудесных и чудовищных превращений» в месте человеческого достоинства - лице, поскольку за лицом телесным таится вопрос о «внутреннем лице» человека, о личности, о душе. Сказочный образ носа призван выразить решительное отличие реально ценного в человеке от призрачного социально-знакового «достоинства», призван отделить истинное достоинство человека от ложного, «вечное» от «вещного» [2, с. 132-133].

Катастрофа, произошедшая с майором Ковалевым, прочитывается и как анекдот и как сакральная притча о человеке, потерявшем самого себя, как история о разрушении целостности личности. Забота о телесных удовольствиях, стремление к призрачному месту оборачивается «потерей себя самого». Для всестороннего осмысления ху-

© Голубева С.В., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

145

дожественного наследия Гоголя некоторые современные исследователи обращались к личности и творчеству Григория Сковороды - украинского религиозного философа-проповедника XVIII века, отмечая сходство моральной философии и проповеднического пафоса творчества двух писателей. По определению Сковороды, «потеря самого себя» есть неизбежное следствие жизни «внешнего человека». «Внешний» человек, по словам философа, «влюбившийся в видимую плоть, для того везде гонится за видимостью, понеже усматривает в ней светлость и приятность, жизнь, красу и силу» [4, с. 146]. «Врачевательное» слово Сковороды, обращенное к плотскому человеку, можно смело отнести и к Ковалеву: «Ты любил сам себя, т.е. прах твой, а не сокровенную Божию истину в тебе, которой ты никогда не видел, не почитал ее за бытие» [4, с. 153].

Все беды, - писал Гоголь в письме к матери (от 22 декабря 1851 года), - случаются «оттого, что мы мало заботимся о главном. А если бы прежде подумали о Божеском, отложивши все земное, - само собой устроилось земное, как и Сам Спаситель сказал: «Ищите прежде правды и Царствия Небесного, а сия вся вам приложится» [3, т. 9, с. 506]. Часто в письмах предупреждая своих родных сестер «не связывать себя земными узами», Гоголь просил их воздерживаться от всякого рода излишеств, призывая даже полюбить бедность и «не заводить у себя ненужных вещей». Именно посредством вещей, пленяющих сердце и подталкивающих человека к стяжанию и приобретательству, человек «так способен оскотиниться», - писал Гоголь своим домашним, - что «заплывет телом душа - и Бог будет позабыт» [3, т. 9, с. 451]. По мнению писателя, именно вещь является личиной зла, за которой скрывается враг человеческой души - дьявол.

В понимании Гоголя одной из первых ступеней на пути становления и нравственного совершенствования личности является самосознание человека относительно личности Христа. В этой связи весьма интересны аллюзии М. Вайскопфа, который для описания «внешнего человека» приводит образ «курносого», используемый Г. Сковородой. «Курносый» есть «тот, кто лишен носа сего», «Исаакова носа», который «везде чувствует сладчайший дух <...> повсеместного присутствия Божия». Безносые у Сковороды - это «не познавшие себя и сами с собой раздружившиеся», они «не чувствуют внутри себя благоухания Божия» [4, с. 153-154]. То есть люди, не нашедшие в себе Бога, не осознавшие своей духовной первоосновы и, следовательно, не постигнувшие цели и смысла своей жизни. Безносые Сковороды и есть те самые гоголевские «мертвые души», к каким по праву можно отнести и майора Ковалева, потерявшего свой нос. Итак, в сознании человека, не идентифицирующего себя относительно личности Христа, не осознавшего

себя образом Божиим, и само понятие личности человека, и понятие достоинства личности трансформируются в фальшивую значительность и ложное величие. У русских, - писал В. Набоков, - есть специальное название для самодовольного величественного мещанства - пошлость. Пошлость в понимании Гоголя есть главным образом «ложная, поддельная значительность» [9, с. 197-199].

Гоголевское понимание достоинства личности сформировано святоотеческой традицией. В «Выписках из поучений святых Отцов и учителей Церкви», сделанных Гоголем, содержится важная мысль о том, что человек своего величия и достоинства достичь автономно от Бога не может, так как величие человека есть «величие в нас Самого Бога» [3, т. 8, с. 502-504]. В отличие от христианского понимания достоинства личности, достоинство персонажей «Петербургских повестей» определяется внешними признаками: чинами, сюртуками, шинелями, перстнями, усами, бакенбардами и т.п. Среди внешних атрибутов человеческого достоинства встречается даже нос, символизирующий вещь. В мире «Петербургских повестей», где размывается грань между личностью и вещью, даже «пудель» становится «казначеем» [3, т. 3, с. 48], а нос в чине статского советника делается знатной, весьма уважаемой особой. Следует сказать, что нос может стать «значительным лицом» лишь в том обществе, где человек ценится не сам по себе, а по внешним признакам, по вещам, которыми он обладает. Однако и ковалевский нос, представляющий собой персонифицированную сумму амбиций и дефектов души майора, пытающийся казаться «личностью», и сам Ковалев, утративший подлинность своего лица, по своей сути являются «суррогатами личности» [1, с. 172], «манекенами», лишенными подлинного человеческого облика [7, с. 23].

Поиски потерянного носа являются парадоксальной попыткой майора обрести свою утраченную целостность, стремлением найти утерянное достоинство, восстановить искаженный образ -лицо, а по сути - динамическим движением за миражом в пустоту. Поскольку в сознании чиновника достоинство человека отождествляется с внешними признаками личности, нос замещает в сознании Ковалева Бога, становясь его идолом. Парадокс заключается в том, что вместо «образа и подобия» Божьего, майор стремится обрести «образ и подобие» вещи, открывающей путь к наградам, чинам, социальной значимости. Таких людей можно назвать «парадоксальными паломниками, странствующими не в поисках святыни, а влекомыми своими же, доводимыми до абсолюта, пороками» [1, с. 174]. Евангельскую заповедь: «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33), майор Ковалев выполняет с точностью до наоборот. Он пытается прежде «приложить себе все остальное», в данном случае нос

(олицетворение его амбиций), и тем самым обрести царство земное вместо Божьего. С нашей точки зрения, в гоголевской повести обозначена проблема профанации идеи обожения человека, ее трансформации в идею «овеществления» личности.

История, происшедшая с Ковалевым, не оборачивается прозрением, а возвращение носа на свое место закрепляет положение персонажа как «внешнего», плотского, духовно мертвого человека. Приглашенный Ковалевым врач не смог помочь майору, потому что, как дает понять автор повести, поверхностная косметическая операция по восстановлению искаженного облика человеческого, не сопровождающаяся исправлением порочной души, не имеет никакого смысла. Использование Гоголем в сюжете повести персонажа врача, свидетельствует о том, что для решения подобной проблемы необходим Небесный Врач; о том, что операция по восстановлению целостности личности нужна не внешняя, но внутренняя, духовная.

В письме к А.С.Данилевскому (от 20 июня 1843 года) Гоголь, объясняя свое понимание внешней и внутренней жизни человека, дает четкое определение: внутренняя жизнь есть жизнь в Боге, внешняя - вне Бога. Внешней жизнью живет тот человек, который, не имея внутри себя центра, под влиянием своих страстей, влечется без борьбы потоками жизни [3, т. 9, с. 202]. Эту же мысль писатель развивает в письме к матери и сестрам: Горе возлюбившему что-нибудь на земле больше Бога! Человек, возлюбивший «всякую светскую дрянь» больше Бога, живущий лишь внешнею жизнью, по мнению писателя, не способен адекватно оценить все происходящее с ним и вокруг него [3, т. 9, с. 191-200]. В сознании такого человека происходит подмена истинных смысложизненных, телеологических и аксиологических ориентиров ложными. В повести «Нос» Гоголь пытается в поэтической форме сказать о том, что все стремления человека бывают тщетными, если он забывает о Боге. В письме к графу А.П. Толстому (конец июля 1849 года), Гоголь писал: «скучны все житейские заботы. Аще не Господь созиждет дом, всуе все попечения» [3, т. 9, с. 464]. Вот как поясняет эти слова пророка Давида святитель Иоанн Златоуст: «Никто ни из строителей, ни из стражей, пусть не надеется на свою силу, но да призывает на помощь Бога». По мысли святых отцов, дом души будет стоять дотоле, доколе хранит его Господь, а когда сие хранение удаляется по каким-либо причинам, то сбываются слова Господа: «се оставляется дом ваш пуст (Матф.23:38)» [5, с. 315-316]. Подобная пустота и была отражена Гоголем не только во внешности - на лице майора Ковалева, «гладком как блин», но и в его душе, которая без Бога оказалась пустой, лишенной своего истинного достоинства.

Самоутверждение личности на автономных от Бога началах есть источник дробления, распа-

дения личности, обеднения ее внутренней жизни, грех. Грех есть момент разлада, распада и развала духовной жизни. Во грехе душа становится «потерянной», потерявшей в себе саму себя, свое бого-подобие. Греховная душа есть «потерянная душа», и потерянная не только для других, но и для себя самой, потому что не соблюла себя, утратив в себе образ первозданной красоты. «Потерянная душа» в гоголевском понимании есть по меткому замечанию И.Анненского, душа «выскобленная, опустелая, выветрившаяся, не та, которая выходит из рук Создателя» [2, с. 141]. Такие «потерянные», «выскобленные» души были изображены Гоголем в «Петербургских повестях», бездуховный мир которых «омертвел и рассыпался на детали, на вещи». Человека там «замещает предмет его туалета», поэтому там «совсем нет лиц, а есть только юбки, перстни, ножки или великолепные бакенбарды» [7, с. 84]. Вещь, функция, место в чиновничьей иерархии заменяют и вытесняют в человеке его духовную первооснову.

Проблема личности человека, согласно позиции писателя, заключается в двойственности человеческой природы, о которой писал в своих посланиях апостол Павел. Суть этой проблемы состоит в противостоянии «плотского» и «духовного» начал в человеке, в противоборстве «внешнего» и «внутреннего» человека: «если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будите» (Рим. 8:13). Трагедия этой дихотомии состоит в нарушении установленной Богом иерархии: в подавлении духовного начала плотским, во власти «внешнего» человека над «внутренним». Важно отметить, что апостол не унижает тела, а показывает превосходство души, ее господствующее положение [6, т. 9, ч. 2, с .638]. Под плотью Новозаветная доктрина подразумевает не тело, освященное Богочеловеком, а «мудрование плотское», т.е. помышления, пристрастные к земным, житейским интересам [6, т. 9, ч. 2, с. 643-646], образ жизни одними житейскими (материальными) интересами и потребностями.

Итак, анализ философских аспектов творчества Гоголя, включающих в себя постановку вопроса о соотношении личности и вещи, помог нам выявить, что «внешний» человек является опорой зла, опорой дьявола; «внутренний» человек, соответственно, - опорой Бога, опорой добра. Идеалом «внутреннего» человека является высшая, трансцендентная действительность - Царство Божие, которое в христианском сознании осмысляется как полнота бытия, вечная жизнь. Средством достижения Царства Божьего является стяжание благодати. Идеалом, целью и смыслом жизни «внешнего» человека является земное благоденствие, достигаемое всесторонним удовлетворением плотского начала человека. Средством достижения «земного рая» становится стяжание вещей. В силу того, что

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

147

«внешний» человек стремится достичь полноты земного бытия посредством вещей, вещь наделяется божественными атрибутами и становится идолом, абсолютной ценностью «внешнего» человека. Если достоинство личности (в христианской традиции) определяется причастностью к Божественной природе, то достоинство «внешнего» человека определяют вещи, к которым относится внешние признаки личности.

Подводя итог, следует сказать, что утрата высших нравственных ценностей, жизнь телесной, материальной жизнью, полной страстей и житейских интересов, в нравственном мире Гоголя есть смерть души. Для характеристики «мертвой души» в сочинениях писателя использовался образ «внешнего человека», который соотносится с зеркально-вещной метафорой Гоголя. Духовный мир таких героев настолько ничтожен, что вещь всецело может выразить их внутреннюю сущность. Персонаж повести «Нос» вполне соответствует концепции «внешнего» человека. Майор Ковалев символизирует собой личность раздробленную, утратившую свою целостность, свое благообразие, заключающее в себе истинное достоинство личности, как образа Божьего. Вещью в контексте данной повести является часть тела, а именно нос - персонифицированная сумма амбиций майора, сумма, свойственных Ковалеву дефектов души. Нос является не только знаком социального и нравственного достоинства Ковалева, но и наделяется онтологическими функциями: только он может «означить» существование майора. Для «внешнего» человека жизненно важным является обрести видимую форму существования, противоположную исчезновению, ничтожеству, небытию. Означить свое существование, «быть» в гоголевском смысле значит стать «видимым людям», и в самой этой видимости обрести свое значение,

достоинство. Кажущееся, мнимое бытие, по сути «небытие», является псевдодушой гоголевских персонажей. Поиски майора собственного носа символизируют погоню человека за своими иллюзорными мечтами, за призрачным достоинством, которое в мире «Петербургских повестей» достигается посредством вещи. Таким образом, вещь наделяется божественными атрибутами и становится идолом, абсолютной ценностью «внешнего» человека, замещающей в его сознании Бога.

Библиографический список

1. Бельтраме Ф. К вопросу о парадоксальности богоискания в повести Гоголя «Нос» // Гоголь как явление мировой литературы. Сб. ст. под ред. Ю.В. Манна. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 400 с.

2. Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. - М.: Сов. Россия, 1985. - 296 с.

3. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 9 т. / сост., коммент. В.А. Воропаева, И.А. Виноградова. - М.: Русская книга, 1994.

4. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1997. - 340 с.

5. Зигабен Е. Толковая псалтирь. - М.: Издание Донского монастыря, 1993. - 420 с.

6. Иоанн Златоуст, святитель. Полн. собр. соч. в 12 т. - М.: Православное братство «Радонеж», 2003.

7. Ким Хюн И. Проблема души человека в Петербургских повестях Н.В. Гоголя: дис. ... канд. фил. наук. - М., 2004. - 140 с.

8. Коржова Е.Ю. Духовная лестница Н.В. Гоголя: Личность и творчество. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009. - 615 с.

9. Набоков В.В. Николай Гоголь // Новый мир. -1987. - №4. - с. 174-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.