Научная статья на тему 'Евангельские мотивы в последних записях Н. В. Гоголя'

Евангельские мотивы в последних записях Н. В. Гоголя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
273
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ / ПРЕДСМЕРТНЫЕ ЗАПИСКИ ГОГОЛЯ / АПОКАЛИПСИС / GOGOL’S DYING NOTES / GOSPEL MOTIVES / APOCALYPSE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Денисов Владимир Дмитриевич

В статье раскрывается смысл предсмертных записок Гоголя в соотнесении с Евангелием и трудами великого писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOSPEL MOTIVES IN THE LAST RECORDS OF NIKOLAI GOGOL

The article reveals the meaning of Gogol’s dying notes in relation to the Gospel and the works of the great writer.

Текст научной работы на тему «Евангельские мотивы в последних записях Н. В. Гоголя»

В. Д. Денисов

Санкт-Петербург

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ В ПОСЛЕДНИХ ЗАПИСЯХ Н. В. ГОГОЛЯ

v. d. denisov

st. petersburg

GOSPEL MOTIVES IN THE LAST RECORDS OF NIKOLAI GOGOL

В статье раскрывается смысл предсмертных записок Гоголя в соотнесении с Евангелием и трудами великого писателя. Ключевые слова: Евангельские мотивы, предсмертные записки Гоголя, Апокалипсис.

Abstract: Te article reveals the meaning of Gogol's dying notes in relation to the Gospel and the works of the great writer. Key words: Gospel Motives, Gogol's dying notes, Apocalypse.

В середине февраля 1852 г. (ст. ст.) Гоголь, несмотря на врачебную по лощь, угасал в московском доме графа А. П. Толстого на Никитском бульваре. По видимому, писатель понимал, что с ним происходит, и го товился уйти из жизни достойно христианина, в чем то соотнося свою смерть с евангельскими событиями. На одном из сохранившихся лист ков написано: «Как поступить, чтобы признательно, благодарно и вечно помнить в сердце моем полученный урок? И страшная История Всех событий Евангельских...» — и несколькими линиями обозначен про филь человека в коляске с поднятым верхом или в захлопывающейся на последних страницах книге. Видно, художественные способности не оставляли писателя до последних дней, точна была и рука. Четкий каллиграфический почерк, выработанный к середине 1840 х гг., отли чается от неустойчивых крупных строк черновых редакций «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (рубеж 20—30 х гг.) и мелкой скорописи

© Денисов В. Д., 2012

исторических набросков, статей и повестей в середине 1830 х гг. Это почерк явно не чиновника, исписавшего много казенных бумаг, а чело века, разборчиво и красиво пишущего для собственного и для чужого разумения, — того, кто знает цену Слову.

По предположению исследователей, к таким записям принадлежат и две следующих на отдельном листе фразы:

Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной

Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник.

Начало записи указывает на смысл главного труда Гоголя — поэмы «Мертвые души», чье название содержит глубокий духовный смысл1. Для автора души его героев не совсем умерли, ибо каждому человеку дан образ Божий к вечной жизни и надежде на возрождение. Эта еван гельская традиция понимания «мертвой» души, не совсем умершей ду ховно, созвучна христианскому нравственному закону, изложенному святым апостолом Павлом:

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15:22).

С этим была связана идея «Мертвых душ» — духовного воскресения падшего человека, обращения к Богу. Ее должен был воплотить главный герой — Павел Иванович Чичиков, чье имя и отчество сочетают имена апостолов. Апостол Павел до своего обращения был Савлом — одним из самых жестоких гонителей христиан, но затем стал энергично рас пространять Христианство по всему миру; имя Павел означает 'малый', Иоанн (др. евр.) — 'любимый Богом', кроме того, Иван — самый распро страненный тогда этноним России — символизировал «среднего», обыч ного, заурядного человека. Современники вспоминали, что, по замыслу автора, в 3 м томе Чичиков должен был переродиться к жизни духовной, как и другие герои, стремящиеся испытать обновление. Таким образом Гоголь хотел показать, что духовное возрождение — одна из высших спо собностей, дарованных человеку, — доступно каждому, но необходимы духовный труд, испытания и страдания души на пути к Господу.

Вторая часть записи основана на Евангелии от Иоанна (начало 10 й главы):

1 Здесь и далее мы основываемся на комментариях в изд.: Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9 т. / Сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. М., 1994, а также на книге: Воропаев В. А. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии. М., 2008 и на статьях этого автора о позднем творчестве Гоголя и его смерти.

Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овечий, но перелазит в ином месте, тот вор и разбойник; А входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (10:1—6).

То есть добрый пастырь вдохновляет людей, дает возможность по чувствовать себя нужными и ценными. Он прилагает усилия, чтобы вос питать настоящего христианина, утвердить в нем достоинство и стре мится к тому, чтобы люди стали такими, какими хочет видеть их Бог. Пастырь всегда имеет влияние на своих подопечных, внушает им чув ство благоговения, внутренне ободряет. Это мы видим в Иисусе. Он — добрый и мудрый Пастух, взращивающий Свою паству, естественно и благотворно воздействуя на нее, меняет изнутри и завоевывает Своей любовью. А кто идет иным путем, так сказать, «перелазит в другом месте», «тот вор и разбойник».

Если влиять на людей своими праведными поступками, через учение, вдохновение и ободрение, они откроются. «Придверник» — прообраз Духа Святого, Который «открывает путь к сердцам». Поэтому самая главная заповедь в Божьем Царстве — это любовь. Именно любовь по зволяет Духу Святому открывать двери сердец. Как бы ни был «закрыт» человек, тогда его сердце откроется. Такой пастырь всегда помогает людям решить любую проблему — духа и / или плоти, поэтому они сле дуют за ним и знают только его голос:

За чужим же не идут, но бегут от него... (Ин. 10:5).

При этом пастырь всегда оставляет человеку свободу выбора, не ста вит условий, не удерживает ни под какими предлогами: тогда человек сам не захочет уйти. Но, унижая других, пастырь теряет духовную власть и благословение Божье на труд. Священное Писание учит нас не возвы шаться и не превозноситься над другими людьми, а «быть малыми» — тогда Сам Бог возвысит нас. Поэтому пастырь должен принижать себя, чтобы другие утвердились, должен стать ниже тех, которым служит, чтобы они могли опереться на него, как на ступень «лестницы», восхо дящей на Небо:

.Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28).

Перед смертью Гоголь в забытьи произнес: «Лестницу, поско рее, давай лестницу!..» Очевиден символический смысл выражения:

подразумевалась «лестница Иакова», сына Авраама, одного из библей ских патриархов. Заночевав в пути, тот увидел сон о лестнице, что «стоит на земле, а верх ее касается неба. Ангелы Божии восходят и нисхо дят по ней», и стоящий на ней Бог подтверждает обетования, данные предкам Иакова, отдавая ему и его потомству землю, на которой он сейчас спит (отсюда — «Земля обетованная»); проснувшись, Иаков воз лил елей на камень, что лежал у него под головой, и назвал это место Вефиль — Дом Божий (Быт. 28:10—19). В богословии «лестница Иакова» символизирует неразрывную связь неба и земли, а также воплощения Сына Божия, соединившего небо и землю (Ин. 1:51), и Божией Матери. Поэтому в богородичные праздники читают о сне Иакова, в литургии Деву Марию именуют «Лествица небесная, ею же сниде Бог», «Мост, возводяй сущих от земли на небо» (Акафист Богородице), а на ее ико нах, наряду с другими библейскими символами, изображена лестни ца. Таким образом, «дверь, указанная Иисусом», и «лествица» есть живая связь христианина с Богом, а всякий, кто нарушает ее, «есть тать и разбойник».

Другая гоголевская запись «Аще не будете малы, яко дети, не вни дете в Царствие Небесное» — это сокращенная цитата из Евангелия от Матфея:

Аще не обратитеся, и будете малы, яко дети, не внидете в Царствие Небесное (Мф. 18:3).

Пояснения к ней находим в сборнике духовных произведений право славных авторов IV—XV вв. под названием «Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцев наших, в ко тором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется» (эту греческую книгу перевел на русский язык в 1793 г. П. Величковский, она входила в круг чтения Гоголя):

Какие же дела свойственны дитяти? Дитя, если его побьют, плачет, и с ра дующимися с ним радуется; если побранят его, не гневается, и если похвалят, не возносится; если почтут дружку его паче его, не ревнует; если возьмут что из принадлежащего ему, не мятется; если оставят ему мало в наследство, не осведомляется, не входит в тяжбу ни с кем, не любопрится из за своего ему, не ненавидит никакого человека; если беден, не печалится, если богат, не высокомудрствует; если видит женщину, не вожделевает ее; сласть похот ная или многозаботливость не господствуют над ним; никого он не осужда ет, ни над кем не властительствует; никому не завидует; не говорит с само хвальством о том, чего не знает; не смеется над ближним из за внешнего вида его; ни с кем не имеет вражды; не притворяется; не ищет почести мира сего;

не ищет собрания богатства; не сребролюбствует; не бывает дерзок; не лю бопрится; не учительствует со страстию, ни о ком не беспокоится; если раз денут его, не печалится; не держит своей воли; не боится голода, ни злодеев; не боится зверя, ни брани; когда бывают гонения, не мятется. Итак, дело (истинных) младенцев о Христе в чем состоит? Вот в чем, по слову Апостола Петра: отложите убо всяку злобу, и всяку лесть и лицемерие и зависть, и вся клеветы, яко новорождени младенцы (1 Петр. 2:1). <...> Уразумеем же точно слово сие и будем всячески стараться со страхом и трепетом исполнять его всякий час, как только случай к тому будет. Когда враг уязвит нас стрелою неприязни на ближнего, или за то, что оскорбит кто нас, или что обесче стит, или что оклевещет, или что заспорит с нами ближний, чтоб сделать ему уступку, или огорчение нечистое начнет щемить нас, приводя в движе ние злое воспоминание о том, что сделал нам ближний, чтоб омрачить душу нашу гневом и ненавистью, когда что нибудь такое приблизится к душе нашей, поспешим тогда вспомнить слово Господа нашего, которое Он изрек с клятвою, говоря: аминь, аминь глаголю вам: аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царство небесное. Кто не устрашится, слыша слово сие? Или кто из мудрых, желающих спасти душу свою, не выбросит из сер дца своего всякое неудовольствие, какое имеет на ближнего? Или кто из бо ящихся попасть в геенну не исторгнет из сердца своего всякую ненависть, чтоб не быть извержену вне царствия? <...> Тяжко слово сие для держащих волю свою, любящих мир и не познавших (не приявших) дара Святого Духа, потому что на кого низойдет Он, тому подает забвение всякого зла, и нау чает его Своему, — вместо гнева — кротости, вместо вражды — миру, вместо любопрения — смиренномудрию, вместо ненависти — любви, вместо мало душия — долготерпению. Таковы сподобившиеся возрождения (Т. 1. Слово 25. § 10-12).

Мотивы раскаяния и смирения определяют и следующую запись:

Помилуй меня грешного, прости, Господи! Свяжи вновь сатану таинст венною силою неисповедимого Креста!

Начало ее является переложением «Молитвы мытаря» — сборщи ка податей, которого можно было за глаза уже считать грешником. А Христос привел его слова и поведение в церкви как образец истинной молитвы, в отличие от молитвы чванливого фарисея:

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо вся кий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:13—14).

О силе Креста идет речь в стихе из первой части Великого Повечерия, который произносится с поклоном:

Непобедимая, и непостижимая, и Божественная сило Честнаго и Живо

творящего Креста, не остави нас грешных.

Эта сила помогает искоренить и дьявольское в человеке.

Вместе с тем в Откровении Св. Иоанна Богослова говорится о свя зывании сатаны («дракона, змия древнего») «на тысячу лет» царст ва Иисуса и святых, «которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою» (Откр. 20:1—7). Однако, по мысли писателя, сатана уже пришел в мир, настают «послед ние времена», когда «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы...» (2 Тим. 3:2). Так в «Повести о том, как поссо рились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1833) выясняется, что восторженно, с любовью обрисованные повествователем «два по чтенных мужа, честь и украшение Миргорода» — на самом деле «сущест

вователи», которые, говоря словами юного Гоголя, «задавили корою свой

2

земности, ничтожного самодоволия высокое назначение человека» . Их дружба и благочестие показные, они каждое воскресение в церкви, но в сердце лицемерны и немилосердны, а главное — довольны собой, своим положением, домом и собственностью. Так, Иван Иванович «че ловеколюбиво» расспрашивает нищенок, не давая ни копейки.

Человек Нового времени предстает здесь не просто сиротой (как Хома Брут, оставленный Богом, родителями и товарищами) — теперь он почи тает одиночество высшим благом для себя, а свои действия — единствен но правильными и чванится невежеством и грехами как добродетелью. Проявляется это большей частью в мелочах. Съев очередную дыню, Иван Иванович пишет «над бумажкою с семенами: «Сия дыня съедена тако го то числа»» (II, 224) и несколько раз солидно отказывается от чашки чая, прежде чем взять. Зимой и летом он носит меховой кафтан (бекешу): роскошь должна придать ему особый вес в глазах окружающих. В то же

2 ГогольН. В. Полн. собр. соч.: Т. 1-ХГУ М.; Л., 1937-1952. Т. Х. С. 98. Далее цитируем по этому изданию, указывая в круглых скобках через запятую том — римской цифрой, страницу - арабской. В том же письме Г. И. Высоцкому от 26 июня 1827 г. Гоголь высказал опасение, что и его «неумолимое веретено судьбы зашвырнет. с толпою самодовольной черни (мысль ужасная!) в самую глушь ничтожности.» (Х, 101).

время главные герои, когда их не видят, обнажаются частично или сов сем, как бы не доверяя одежде. Но умаление своего достоинства они почитают преступлением и мстят за него, даже если это грозит уничто жить их самих и все нажитое. Такой «смертельной для. чина и звания обидой» Иван Иванович считает «гнусное» уподобление себя «гусаку» (но пропускает мимо ушей более обидный из за сопоставления мужчины с курицей тоже «птичий» глагол «раскудахтался»), ибо он гусаком «ни когда отнюдь не именовался и впредь именоваться не намерен», а дока зательством собственного «дворянского происхождения» считает цер ковную запись о рождении и крещении (II, 249).

Оставленные Богом герои уже не различают добра и зла, враждуют, лгут, грешат бесстыдно и постоянно, ибо полагают, как позднее герои Достоевского, что уже «все позволено». Недаром среди миргородцев нет священника даже в церкви — она «пуста» в праздничный день (II, 275). Очевидно, это последствия апостасии.

Согласно христианскому пониманию истории, процесс апостасии (ново го отступничества от Бога, Который есть любовь) связан. с подчинением человека собственным страстям и желаниям (злоупотреблением внешней свободой). Этот процесс неизбежен и должен завершиться. приходом ан тихриста и победой Христа над ним в Своем Пришествии3.

Ослабление и деградация духовного начала, связующего и удержива ющего «земное» начало мира, по мысли Гоголя, влекут неестественную активность телесного, животного и вещественного, которые обретают некую самостоятельность, как бы выходя из подчинения человеку. Отсюда «самовольство» животных и вещей, отчасти неразличение живого и не живого, а также глупость, скудоумие героев, нарушение ими логики, без удержные болтовня, ложь и бахвальство. Теми же пороками будут стра дать герои «Ревизора» (1836) и 1 го тома поэмы «Мертвые души» (1841).

В сборнике «Арабески» (1835) Гоголь приводит знамения, предваря ющие приход антихриста: падение римского монаршества, проповедь Евангелия во всем мире, речь животных. О том же говорится в петер бургских повестях, где раздробленность столичного мира напоминает о первородном хаосе, указывая на приближение конца света. Потому и возникают такие воплощения антихриста, как ростовщик и его пор трет, юная блудница, похожая на Пресвятую Деву, и собаки, говоря щие, грамотно пишущие задушевные письма. Подобен апостольским

3 Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н. В. Гоголя). М., 1997. С. 33; шрифт изменен автором.

посланиям о «последних временах» монолог художника монаха (здесь отчетлива перекличка с двумя посланиями апостола Павла4).

В изображенном мире Петербурга нормы христианской морали пос тоянно нарушаются, ибо нарушено естественное развитие, и герои, за исключением художника монаха, не молятся и не раскаиваются. Они немилосердны (сослуживцы Поприщина и Башмачкина, Одно Значительное Лицо), кончают жизнь в безумии (Чертков, Поприщин), обожествляют вещь (Башмачкин) и прямо нарушают Заповеди, безудерж но обогащаясь (Чертков, Петромихали), прелюбодействуя (Пирогов, Ковалев) или убивая себя (Пискарев). В повести «Портрет» обращение художника к священнику влечет смерть его жены и маленького сына. Зимой у дома ростовщика находят мертвых старух, которые замерзли, не дождавшись милосердия. Затем «демон в портрете» способен являть ся днем и ночью не только художнику монаху или Черткову, но и множе ству людей в картинной лавке, на аукционе, и способен подменить икону.

В «Портрете» властвует мотив гибельного искушения человека, особенно художника, современным миром. Религиозный живописец запечатлел ужасного ростовщика с мыслью использовать это для «свя щенного изображения» в храме, а когда осознал содеянное, то уда лился в монастырь, где со смирением стал искупать свой грех «по двигами» и созданием высоких, истинно христианских произведений. Обветшавшая монастырская церковь со «множеством деревянных по черневших пристроек», для которой художник монах написал «картину, изображавшую Божию Матерь, благословляющую народ», противопо ставлена петербургскому «ветхому дому» ростовщика Петромихали, дому «со множеством пристроек» на болоте» (III, 431, 441—442) — своего рода «антихраму», где драгоценное неразличимо с негодным (как будет потом в «плюшкинской» куче), где обожествляют деньги, наживу. Именно здесь «нерв» гоголевского Петербурга, а «всемогущий Невский» со знаменитой «выставкой вещей», по сути подменяющих людей, лишь его эманация. Здесь «сам демон зажигает лампы» ночью «для того толь ко, чтобы показать все не в настоящем виде» (III, 46).

Меркантильная суета проспекта не дает прохожим заметить стро ящуюся церковь. В погоне за незнакомой красавицей офицер Пирогов проскакивает «темными Казанскими воротами» (III, 36) мимо храма символа победы России в Отечественной войне. Зато пропавший нос майора Ковалева будет молиться «с выражением величайшей набожно сти» (III, 55) в Казанском соборе5. Возле этого главного храма столицы

4 Маркович В. Петербургские повести Н. В. Гоголя. Л., 1989. С. 66.

5 Цитируем отвергнутую цензурой редакцию «Носа» (в советское время ее сделали канонической).

Православия просят милостыню старухи нищенки с провалившимися носами, а немногочисленные «оглашенные» стоят «при входе» в почти пу стой собор6. Именно там Ковалев спорит со своим носом, а затем, увидев дам, привычно охорашивается, желая привлечь внимание и, если повезет, завести интрижку. Испытание героя пошляка не в силах изменить его на туру: для спасения он обратится не к Богу (что за него делает Нос, пусть лицемерно, пародийно), а к официальной власти — церковной, полицей ской, «газетной», к мирским связям и докторам, ибо верит лишь в силу порядка вещей. Подобное оскудение «храма души» делает невозможным любовь, гармонию, разобщает людей, разрушает христианский мир.

Всему этому писатель хотел противопоставить духовное едине ние людей, живущих по Евангельским истинам. Поэтому «ДРУЗЬЯМ МОИМ» посвящена самая большая запись:

Благодарю вас много, друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя. Считаю долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь ни какими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый свое дело, молясь в тишине. Общество тогда только поправится, когда всякий частный человек займется собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на неболь шой круг людей, его окружающих. Все придет тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пре делы, законные всему. И человечество двинется вперед.

По видимому, начало фрагмента представляет собой реминисценцию Евангелия от Иоанна:

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам.

Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и при носили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

6 Оглашенные — люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры (церковнославянский: оглашенный означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»); в православной церкви они могут находиться только в притворе храма и не участвуют в церковных таинствах.

Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут со блюдать и ваше.

Но всё то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня (Ин. 15:11—21).

Данное соотнесение показывает, что Гоголь обращал свои слова не только и не столько к лицам конкретным, сколько к читателям, пони мающим смысл его Слова (произведений), как говорил Христос Своим ученикам, предчувствуя конец земного пути. И это придает особую силу поучению как последнему слову.

Кроме того, Гоголь здесь исповедует теорию «малых дел» — того Добра, которое каждый гражданин на своем месте мог бы принести окружающим во имя всеобщего благоустройства, — и тем самым воз вращается к полемике с В. Г. Белинским, гневно и безапелляционно от вергнувшим книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847). В так и не отосланном ему письме (создававшемся в конце июля — начале августа 1847 г.) писатель утверждал:

.благосостояние общества не приведут в лучшее состояние ни беспоряд ки, ни [пылкие головы]. Брожение внутри не исправить никаким конститу циям. <.Общест>во образуется само собою, общес<тво> слагается из еди ниц. <Надобно, чтобы каждая едини>ца исполнила долж<ность свою.> <...>

Нужно вспомнить человеку, <что> он вовсе не материальная скотина, <но вы>сокий гражданин высокого небесно<го гра>жданства. Покуда <он хоть сколько нибудь не будет жить жизнью <неб>есного гражданина, до тех пор не <пр>идет в порядок и зе<мное> гражданство.

Вы говорите, что Россия д<олго и напрасно моли>лась. Нет, Россия м<олилась не напрасно. К>огда она молилась, то она спаса<лась <.> Нет, оста вим п<одобные сом>нительные положения <и посмотрим на> себя [честно]7.

Наконец, последняя фраза: «И человечество двинется вперед» не так уж оптимистична, ибо содержит и великий вопрос: куда идет человечество?

Переписка Н. В. Гоголя: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 496.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.