Научная статья на тему 'Трансформация духовно-нравственных основ современного предпринимательства'

Трансформация духовно-нравственных основ современного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
242
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS / ENTREPRENEURSHIP / EDUCATION / UPBRINGING / IDEOLOGY / MENTALITY / HOUSEHOLD CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Харсеева Наталия Вячеславовна

В статье рассматриваются уровни трансформации духовно-нравственных основ современного предпринимательства, а именно: ментальный, аксиологический, образовательно-воспитательный, функционально-деятельностный, психологический, идеологический и поведенческий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of of spiritual and moral foundations of modern entrepreneurship

Levels of transforming of spiritual and moral foundations of modern business, namely mental, axiological, the one of education and upbringing, operatively-activitative, psychological, ideological and behavioral are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Трансформация духовно-нравственных основ современного предпринимательства»

2. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. - М.: Художественный журнал, 1999 - 158 с.

3. Иванов Д.В. Эволюция концепции глобализации // Телескоп. - 2012. - № 4. - С. 6.

4. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 412 с.

5. Мангейм Карл. Диагноз нашего времени. -М.: Юристъ, 1994. - 704 с.

6. СергейчикЕ.М. Философия истории. - СПб.: Лань, 2000. - 608 с.

7. Destutt de Tracy Elements d' Ideologie. - Paris, 1827.

8. Destutt de Tracy Mémoire sur la faculté de penser. -Paris, 1798.

9. Gegel G. Werke. - Hamburg, 1968. - Vol. 15. -P. 387-474.

УДК 316.334.2

Харсеева Наталия Вячеславовна

кандидат культурологи Кубанский социально-экономический институт, г. Краснодар

[email protected]

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В статье рассматриваются уровни трансформации духовно-нравственных основ современного предпринимательства, а именно: ментальный, аксиологический, образовательно-воспитательный, функционально-деятель-ностный, психологический, идеологический и поведенческий.

Ключевые слова: духовно-нравственные основы, предпринимательство, образование, воспитание, идеология, ментальность, хозяйственная культура.

Сегодня изменяется роль духовности в обществе периода трансформации, приобретают все более приоритетное значение социально-экономические явления через репрезентацию в культуре. Бесспорно, техногенная цивилизация ищет пути выхода из противостояния радикальных парадигм и концепций экономического развития, и именно духовно-нравственная детерминанта является той силой, которая поможет найти эти пути.

Трансформацию духовно-нравственных основ современного предпринимательства можно проследить на семи уровнях: ментальном, аксиологическом, образовательно-воспитательном, функ-ционально-деятельностном, психологическом, идеологическом и поведенческом.

Ментальный уровень. С началом реформ в России была предпринята попытка коренным образом изменить менталитет русского народа, чтобы

он соответствовал мировым ценностям, которые в итоге оказались либеральными ценностями. Но о губительном влиянии либерализма писал еще в свое время К.Н. Леонтьев: «...Невозможно нам, не губя России, идти дальше по пути западного либерализма, западной эгалитарности, западного рационализма» [7]. Неслучайно поэтому россияне столкнулись не столько с «"положенным", согласно теории, плюрализмом, сколько с нарастающей социальной аномией и общей хаотизацией ментального пространства» [1, с. 142-143]. Другими словами, модернизация России по западному образцу вносит значительные изменения в менталитет народа, тем самым уничтожая этот этический элемент: насаждаются чуждые русской культуре идеалы и ценности, образцы экономического поведения. Такие духовно-нравственные основы хозяйства, как положительная свобода (свобода «для»), первичные данные нравственности (стыд,

Рис. 1. Россия на карте ментальных различий между мегацивилизациями Востока и Запада [6, с. 54]

© Харсеева Н.В., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова .(& № 3, 2014

141

Таблица 1

Выбор между моралью и успехом 2003 и 2011 гг., % [1, с. 235]

Год 2003 2011

Современный мир жесток; для того чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы 34 43

Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные нормы и принципы 65 57

жалость, благоговение), соборность, служение, справедливость, смирение, приоритет духовных ценностей над материальными постепенно заменяются антиподами: негативной свободой, (бесстыдством, жестокостью, нравственным нигилизмом), индивидуализмом, эгоизмом, несправедливостью, гордыней, приоритетом материальных ценностей над духовными. Основы духовного бытия «хозяйствующего человека» трансформируются в основы бытия «экономического человека», а менталитет российского народа, в том числе и в экономическом пространстве, раскалывается на две неравные полярные части.

Ю.В. Латов, Н.В. Латова, благодаря этнометри-ческой методике Г. Хофстеда, интуитивные представления многих мыслителей прошлого и настоящего о российской ментальности перевели на язык математических показателей.

Исследование наглядно доказывает, что российская ментальность находится между западной и восточной. Авторы делают вывод: «Россия чуть ближе к Западу, а потому она, вероятно, все же чуть больше Евразия, чем "Азиопа". Мы, россияне, почти в равной степени отличаемся и от "нормального" Запада, и от "нормального" Востока - мы "не нормальны" и по западным, и по восточным меркам» [6, с. 53].

Аксиологический уровень. Духовно-нравственные основы современного предпринимательства характеризуются трансформацией ценностей, которая проявляется в трех основных направлениях: коллективном (соборном) - индивидуальном, материальном - духовном, традиционном - инновационном. Т.И. Заславская, например, в 1999 году писала, что «православие, державность, соборность, социальное равенство и т.д.» не соответствуют вызовам времени [2]. Поэтому их разными способами пытались вытравливать из сознания русского человека. Примечательно, что замена коллективных ценностей индивидуальными несет в себе не-

гативные последствия для развития хозяйственной культуры страны в целом, поскольку русский национальный дух раскрывается именно в народном единстве, «в соборном бытии, и это бытие он имеет своим содержанием» [10, с. 27]. Соответственно, уничтожая соборность, уничтожают любовь как основу русского духа, а с ней и русского человека как такового.

Также в современной России налицо явное преобладание материальных ценностей над духовными, при этом духовно-нравственные ценности вычеркиваются из процесса реформирования экономики, а безнравственность экономического состояния оправдывается. Социологические опросы показывают, что растет число тех россиян, для которых моральные принципы отодвигаются на задний план (см.: табл. 1).

Соотношение чисел пугающее: еще несколько процентов, и можно будет констатировать, что моральные регуляторы не работают, а, следовательно, и общество не существует. Это подтверждает тот факт, насколько губительными могут быть призывы придать этике успеха статус морально-философской доктрины [11], предложив ее в качестве национальной идеи.

Данные недавнего социологического опроса показывают, что инициатива, предприимчивость доминировали в российском обществе 2001 года.

За десять следующих лет этот показатель падает на фоне возрастающего желания соблюдать традиции, обычаи и жить в стабильном обществе. Это говорит о том, что народ устал от перемен, которые ведут его в никуда. Что же касается самобытности России, то большая часть россиян на протяжении 20 лет не меняют своего мнения о том, что их страна самобытная, и самобытность является непреходящей ценностью, которую нельзя менять на западный образ жизни (см.: рис. 3).

Лишь треть россиян считает, что Россия должна жить по правилам, которые диктует Запад. Таким

О 10 20 30 40 50 60

Рис. 2. Динамика отношения россиян к традиционным ценностям, 2001 и 2011 гг., % [1, с. 156].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

142

ю го чо го 60 то «о

Рост! -мойляциюнлшпцы пИ1

ЦцпГДане гцчипи-тся чаплди1|Г| скряга ЖШН1

Миссии по тти же

фан тж. <гто н совр «киш взмвдше ЛрН1

Е7

68

1 32

1 31

12001

ю го 50 ю го бо то &й

Рис. 3. Динамика отношения россиян к идее самобытности России, 2001 и 2011 гг., % [1, с. 155]

образом, в современной России складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, возрастают достижительные мотивы, падают моральные устои, с другой - предприимчивость, инициатива, стремление к инновациям, которые напрямую связаны с достижительством, постепенно уменьшаются. Но при этом возникает желание следовать сложившимся традициям и укреплять собственную идентичность.

Идеологический уровень. В российское общество долгое время внедряли неолиберальную идеологию, основанную на западных ценностях рынка, свободы, приоритета материального над духовным, которые культивируют утилитаризм и прагматизм, прибыль и наживу. Это привело к тому, что большинство россиян имеют смутное представление о национальных ценностях и идеях, в стране отсутствует общепризнанная идеология, представители старшего поколения находятся в состоянии аномии, у молодежи отсутствуют нравственные идеалы и авторитеты. Российское общество на сегодняшний день не имеет идеала и цели своего развития. Л.П. Карсавин по этому поводу заметил: «При отсутствии веры в идеал мы опускаемся до звероподобного бытия, в котором все позволено, или впадаем в равнодушную лень» [4, с. 215].

Психологический уровень. Ежедневно СМИ через телевидение, радио, журналы, газеты, средства масс-медиа оказывает психологическое воздействие на россиян, которое формирует неконкурентоспособную по качеству личность. Происходит психологическая обработка сознания масс, внедряющая установки, подчеркивающие превосходство западного образа жизни над отечественным [3]. «В результате экономической и информационно-психологической войн была размонтирована "центральная матрица" мировоззрения, население утратило целостную систему ценностных координат. Сдвиг и в сознании, и в образе жизни были инструментами демонтажа того народа, который составлял общество, на согласии которого держалась легитимность советской государственности» [3]. При этом многочисленные российские каналы разлагают моральные устои общества, личностно-содержательную основу человеческого капитала, население теряет способность рефлексировать, в результате страдает экономическая стабильность

страны, которой необходимы духовно-нравственные граждане.

Образовательно-воспитательный уровень. В результате присоединения России в 2003 году к Болонскому процессу произошли значительные изменения в системе российского образования. Новые технологии, которые за годы модернизации и интеграции России в единое европейское образовательное пространство были внедрены согласно договору, нарушили национальную систему образования, являвшуюся одной из самых лучших в мире. ЕС не берет ничего из российской системы высшего образования, а это говорит о том, что не происходит процесса сближения и гармонизации. Россия «имитирует» чуждую ей систему, отказываясь от своей. В результате страдают и преподаватели, и студенты, а главное - отечественная культура. «Российская система высшего образования складывалась почти 300 лет. Это - один из самых сложных и дорогих продуктов отечественной культуры. Но еще важнее тот факт, что система образования - это матрица, на которой наша культура воспроизводится» [8, т. 3, с. 1688], вследствие чего формирование российской интеллигенции возможно только на базе национальной основы. Также в результате внедрения Болонской системы практически утратилась воспитательная функция образования, которая являлась одной из важнейших.

Российская система образования решала задачи не только материального, но и духовного воспроизводства общества. На сегодняшний день надо констатировать, что национальной системы духовно-нравственного воспитания нет, у воспитания нет своей официальной идеологической основы, государство самоустранилось из этого процесса. Воспитательный процесс постепенно убирают из обучения.

Функционалъно-деятельностный уровень. Современные предприниматели, приспосабливаясь к криминализированной и коррумпированной экономике, «вытесняют ценности экзистенциальных форм сознания в глубины бессознательной психики» [5], стремление к наживе становится для них естественным процессом.

Правительство России, реализуя англо-саксонскую модель экономического развития, не учло духовных ценностей, национальных интересов

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .(& № 3, 2014

143

и традиций народа, также не учитывалось и мнение народа о самобытности страны. Не удивительно, что современная экономика оказалась не такой идеальной, какой она представлялась реформаторам 90-х годов. Социальный статус российской «элиты» идет в разрез с их псевдодуховностью. «Чудо», о котором говорил К.Г. Юнг [13], свершилось: «такую богатую от природы страну, как Россия» новая «демократическая» элита привела к обнищанию. Отсутствие государственного регулирования экономики приведет страну к кризису. Об этом свидетельствует мировой кризис капитализма, который возник в результате самоотверженной веры в саморегулируемость рынка. К этому выводу пришел и Дж. Сорос: «Дисциплину рынка следует дополнить еще одним видом дисциплины: поддержание стабильности на финансовых рынках должно быть открыто сформулировано в качестве цели государственной политики» [12, с. 122].

Утрата государством контроля над сырьевыми ресурсами, то есть передача владения природно-ресурсным потенциалом в частные руки, деформирует исторические представления россиян об устройстве социального мира и справедливости.

Поведенческий уровень. Современные предприниматели свободны от нравственных и религиозных норм, зато находятся в зависимости, с одной стороны, от политики, с другой - от криминала, с третьей - от жажды наживы. Это тормозит развитие предпринимательской деятельности и вынуждает предпринимателей приспосабливаться к ненормальной обстановке, ловчить, идти на различные нарушения. Не случайно, что в такой среде появились различного рода фирмы, которые дают противоправные рекомендации и консультации, обучая предпринимателей ведению двойной бухгалтерии, позволяющей уклоняться от уплаты налогов. По словам В.Л. Романова, современной Россией, находящейся в плену рыночных отношений, продолжают руководить возникшие в хаосе реформы и такие социальные патологии, как коррупция, нелегальный бизнес, материально выгодный карьеризм, мошенничество и т.п., которые безуспешно пытается преодолеть государство. «Иначе и быть не может, поскольку корни этих социально-деструктивных аномалий находятся в патологической органике и физиологии "дикой" самоорганизации незрелого сегодня российского рынка» [9].

Подобное положение дел свидетельствует о том, что хозяйственной культуры в стране нет. Экономическая культура вобрала в себя девиант-ные образцы экономического поведения (материально выгодный карьеризм, удовлетворение личных потребностей, коррупцию, нелегальный бизнес, несправедливость, мошенничество, стремление к статусности своего положения), которые становятся нормой и функционируют на рынке и в кругу властных структур как управляющие па-

раметры, выступая в качестве основ духовного бытия «экономического человека».

Проведенный анализ показал, что препятствием развития духовно-нравственных основ предпринимательства в современной России являются: во-первых, нарушение структурной целостности российской культуры вообще; во-вторых, низкий уровень хозяйственной культуры, что обусловлено проведением экономических реформ, несоответствующих традиционным ценностям, игнорированием уникального опыта экономического развития России, отсутствием единых профессионально-нравственных норм российского предпринимательства, а также проблемой идентификации и самоидентификации российского общества; в-третьих, игнорирование духовно-нравственных факторов экономических преобразований; в-четвертых, отсутствие у российского общества на сегодняшний день идеала и цели своего развития.

Библиографический список

1. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров). Аналитический доклад. - М.: Институт социологии РАН, 2011. - 304 с.

2. Заславская Т.И. О социально-трансформационной структуре российского общества // Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://thelib.ru/books/avtorov_ kollektiv/obschestvennyy_razlom_i_rozhdenie_ novoy_sociologii_dvadcat_let_monitoringa-read-3. html (дата обращения: 01.01.2014).

3. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды - как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. - СПб., 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// uchebnikfree.com/vliyaniya-manipulirovaniya-psihologiya/protivostoyanie-negativnomu-vliyaniyu-zapadnoy-19429.html (дата обращения: 14.05.2013).

4. Карсавин Л.П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - М.: Наука, 1993. - С. 174-216.

5. Кондаков В.А. Духовно-культурные основы хозяйственной жизни общества в русской религиозной философии: история и современность: дис. ... филос. наук. - Тюмень, 2004. - 313 с.

6. Латов Ю.В., Латов Н.В. Открытия и парадоксы этнометрического анализа российской хозяйственной культуры по методике Г. Хофстеда // Мир России. - 2007. - № 4. - С. 43-72.

7. Леонтьев К. Кто правее? Письма к В.С. Соловьеву [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knleontiev.narod.ru/texts/kto_pravee.htm (дата обращения: 01.01.2014).

144

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014

Антиномия «внешнего» и «внутреннего» человека в повести Гоголя «Нос»

8. Национальная идея России. В 6 т. - М.: Научный эксперт, 2012.

9. Романов В.Л. Отношения государства и рынка в процессе российских реформ: проблемный аспект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/future/otnosheniya-gosudarstva-i-rynka/ (дата обращения: 01.01.2014).

10. Свешников В. Национальное достоинство // Православная беседа. - 2001. - № 3. - С. 24-28.

11. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чу-рилов В.А. Этика политического успеха: научно-публицистическая монография. - Тюмень; М.: Центр прикладной этики, 1997. - 747 с.

12. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. -М.: ИНФРА-М, 1999. - 262 с.

13. Юнг К.Г. Диагностируя диктаторов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jungland. пе^пойе/1291 (дата обращения: 24.02.2013).

УДК 821.161.1.09

Голубева Светлана Владимировна

Ивановский государственный университет, Шуйский филиал

[email protected]

АНТИНОМИЯ «ВНЕШНЕГО» И «ВНУТРЕННЕГО» ЧЕЛОВЕКА В ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ «НОС»

Статья посвящена осмыслению нравственных аспектов творчества Н.В. Гоголя. На материале повести Гоголя «Нос» рассматривается тема «овеществления» личности. Анализируется проблема двойственности человеческой природы. В контексте святоотеческой мысли раскрывается содержание понятий «внешнего» и «внутреннего» человека, исследуются их характерные признаки.

Ключевые слова: «внешний» и «внутренний» человек, целостность личности, дихотомия добра и зла, «вещь», достоинство, «мертвая душа».

При изучении художественного наследия Гоголя исследователь в первую очередь должен учитывать пожелание самого писателя: «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора» [3, т. 9, с. 246]. Мировоззрение писателя было сформировано святоотеческой традицией. Основным «предметом изучения и наблюдения» для Гоголя был «человек и душа человека», о чем писатель неоднократно заявлял в своей переписке и духовной прозе [3, т. 6, с. 214]. Поэтому проблема личности человека как образа и подобия Божия была основной темой всего творчества писателя. В контексте святоотеческой концепции добра и зла были сформированы гоголевские идеи: «прекрасного человека» [3, т. 6, с. 215], как человека стремящегося к нравственному совершенству, человека благообразного, соответствующего Первообразу, и идея безобразия личности, утратившей свое благообразие, отступив от Бога и упорствуя в грехе. Идея безобразия личности имела свое воплощение в гоголевском концепте «мертвой души», основанном на святоотеческом понимании «мертвой души» как мертвой во грехах. В свою очередь, понятие «мертвой души» соотносится с новозаветным учением о «внутреннем» и «внешнем» человеке. Основные гоголевские идеи были обусловлены проблемой борьбы добра и зла в сердце человека. В произведениях писателя борьба добра и зла зачастую проявляется как противостояние «плотского» и «духовного» начал в человеке, как антиномия «внешнего» и «внутреннего» человека. В художественной литературе проблема «внешнего» и «внутреннего» человека была впервые поставлена именно Гоголем. Он первым в литературе обозначил проблему борьбы добра

и зла в сердце человека, широко используя прием «овеществления» людей, привлекая внимание читателя к свойственному этим персонажам увлечению внешней стороной жизни [8, с. 143].

Повесть Гоголя «Нос» является одним из ключевых и сущностных произведений писателя: в ней сокрыта тайна гоголевского понимания личности человека, отражена художественная антропология писателя. Главной идеей данного произведения является идея замещения и вытеснения личности человека вещью [2, с. 126-128]. В знаменитом неотправленном письме Гоголя к В.Г. Белинскому есть такие слова: «Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства» [3, т. 9, с. 403]. В этой связи повесть Гоголя является попыткой сказать об истинной ценности и истинном достоинстве человека. Эта попытка писателя не случайно транслирует картину «чудесных и чудовищных превращений» в месте человеческого достоинства - лице, поскольку за лицом телесным таится вопрос о «внутреннем лице» человека, о личности, о душе. Сказочный образ носа призван выразить решительное отличие реально ценного в человеке от призрачного социально-знакового «достоинства», призван отделить истинное достоинство человека от ложного, «вечное» от «вещного» [2, с. 132-133].

Катастрофа, произошедшая с майором Ковалевым, прочитывается и как анекдот и как сакральная притча о человеке, потерявшем самого себя, как история о разрушении целостности личности. Забота о телесных удовольствиях, стремление к призрачному месту оборачивается «потерей себя самого». Для всестороннего осмысления ху-

© Голубева С.В., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

145

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.