Научная статья на тему 'АНТИНОМИЯ ФАТИЧЕСКИХ И ИНФОРМАТИВНЫХ РЖ В МАССМЕДИА'

АНТИНОМИЯ ФАТИЧЕСКИХ И ИНФОРМАТИВНЫХ РЖ В МАССМЕДИА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ / ФАТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / МАССМЕДИА / SPEECH GENRES / PHATIC SPEECH / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корнилова Наталья Анатольевна

В статье рассматривается применение теории речевых жанров к изучению фатической речи в массмедиа. Выбор речевого жанра предопределяется доминирующей интенцией говорящего - информативной ли фатической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article consists of using the speech genres theory to learn phatic speech in mass media. The main speakers intention (phatic or informatics) determines the choosing of speech genre.

Текст научной работы на тему «АНТИНОМИЯ ФАТИЧЕСКИХ И ИНФОРМАТИВНЫХ РЖ В МАССМЕДИА»

Н. А. Корнилова. Антиномия фатических и информативных рж в массмедиа

6. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра / Жанры речи. Саратов, 1997. С. 88-99.

7. Шмелева Т. В. Медиалингвистика как медийное речеведение // Медиа-текст как полиинтенциональная система: сб. статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб., 2012. С. 56-61.

8. Шмелева Т. В. Жанр в современной медиасфере // Жанры речи: сборник научных статей. Вып.8. Памяти Константина Федоровича Седова. Саратов; М., 2012а. С. 26-37.

I

Наталья Анатольевна Корнилова

Санкт-Петербургский государственный университет

Антиномия фатических и информативных рж в массмедиа

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ,

проект № 14-34-01028

В статье рассматривается применение теории речевых жанров к изучению фатической речи в массмедиа. Выбор речевого жанра предопределяется доминирующей интенцией говорящего — информативной ли фатической.

Ключевые слова: речевые жанры, фатическая речь, массмедиа.

The article consists of using the speech genres theory to learn phatic speech in mass media. The main speakers intention (phatic or informatics) determines the choosing of speech genre.

Key words: speech genres, phatic speech, mass media.

Теория речевых жанров, разработанная в трудах М. М. Бахтина, оказалась очень продуктивной и в настоящее время является одним из ведущих направлений исследований речи. С нашей точки зрения, интерпретативный аппарат генристики плодотворен для разработки теории фатической речи. Во-первых, применяя понятие РЖ к анализу фатической речи, мы приближаемся к раскрытию специфики выражения ее интенциональной природы. Это не случайно: рассуждение о речевых жанрах, как правило,

сопряжено с размышлениями о речевой репрезентации разных коммуникативных интенций. Во-вторых, трансформация жанров в современных массмедиа происходит под влиянием экспансии в них фатического речевого поведения.

В настоящее время к спорным вопросам теории речевых жанров относятся вопросы выделения речевых жанров, соотношения первичных и вторичных речевых жанров, типологии речевых жанров. С нашей точки зрения, наиболее адекватным является текстоцентрический подход (представлен работами С. Гайды, Л. Р. Дускаевой, Т. В. Матвеевой, В. А. Салимовского и др.). Тогда можно говорить об основной идее, которая становится толчком к текстопорождению и в зависимости от коммуникативной ситуации воплощается в форме речевого жанра, причём нюансы речевого воплощения текста зависят от адресанта сообщения, учитывающего запросы адресата.

При текстоцентрическом подходе изменяется представление о делении жанров на первичные (интенциональные высказывания [Матвеева, 2010: 100]) и вторичные (жанр-текстотип, созданный на основе первичных речевых жанров [Матвеева, 2010, с 62]), что объясняет в свою очередь уникальность и неповторимость каждого отдельно взятого произведения: набор первичных речевых жанров предопределяет особенности вторичного. В связи с этим упомянем о полевом принципе организации речевых жанров: «если центральные компоненты каждого из жанровых полей чётко противопоставляет данный жанр всем другим жанрам, то на уровне периферии формальные различия между разными жанрами нейтрализуются» [Федосюк, 1997, с 109]. Иными словами, первичный жанр является элементом структуры вторичного жанра, чёткой грани между жанрами нет. Соответственно, такой подход объясняет взаимопроникновение и взаимовлияние различных журналистских (вторичных) жанров.

Трудность выбора наиболее обоснованного принципа классификации речевых жанров приводит к многообразию типологий, берущих за основу разные признаки речевых жанров. В настоящее время завершённой типологии не существует, в работах разных авторов выдвинут набор критериев для определения жанра

Н. А. Корнилова. Антиномия ФАтичЕских и информативных рж в массмедиа

I

(например, анкета жанра [Шмелёва, 1997, с. 88-89]) или описана структура отдельных жанров [Вежбицка, 1997, с. 23-33], причём список жанров самим исследователям представляется далеко не полным.

Опираясь на исходное положение теории М. М. Бахтина о том, что употребление речевого жанра определяется замыслом, предметом речи и темой, возьмём за основу классификацию речевых жанров, предложенную Н. Д. Арутюновой [Арутюнова, 1992, с. 52-79], которая противопоставляет их по принципу заложенной в них интенции — фатической или информативной. Отметим, что сходные идеи высказывают и другие исследователи речевых жанров. Например, Т. В. Шмелёва в основу описания модели речевого жанра кладёт коммуникативную цель, выделяя при этом четыре класса речевых жанров (информативные, оценочные, перформативные и императивные); отдельно ведет речь о фатических задачах, которые также воплощаются в речевых жанрах [Шмелёва, 1997, с. 88-99]. Т. Г. Винокур также противопоставляет всю речевую деятельность человека по принципу выполнения фатической или информативной коммуникативной цели [Винокур, 1993, с. 5-29]. От этого противопоставления отталкивается В. В. Дементьев, выстраивая схему взаимодействия и противопоставления прямых и косвенных речевых актов [Дементьев, 1997, 1998, 2000].

Таким образом, все речевые жанры находятся между двумя полюсами: реализацией исключительно фатической или информативной коммуникативной задачи. Ни один из полюсов недостижим: каждое речевое взаимодействие определяется комплексом частных интенций, что лишь приближает отдельное речевое произведение к полюсу фатической или информативной речи. В связи с этой идеей, с нашей точки зрения, и следует рассматривать любое речевое произведение, в том числе и функционирующее в сфере медиадискурса.

Итак, для нас речевой жанр — это исторически сложившийся текстотип, обслуживающий определённую сферу человеческой деятельности. Речевой жанр определяется коммуникативной целеустановкой (совокупностью частных целеустановок, во-

площённых в речи) говорящего, стилистико-композиционным оформлением и тяготеет к одному из полюсов человеческого общения — фатическому или информативному. Границы речевых жанров проницаемы в связи с их полевой структурой организации, что объясняет взаимовлияние и взаимопроникновение вторичных речевых жанров.

Сегодня широкое распространение получают речевые жанры, которые ранее не проникали в медиадискурс. В первую очередь это этикетные речевые жанры, остающиеся прерогативой разговорно-бытового дискурса. В соответствии с требованиями ме-диасреды они преобразуются и получают иное стилистическое звучание, создавая и укрепляя контакт с аудиторией.

К получившим в последнее время широкое распространение жанрам стоит отнести также байки, анекдоты, гороскопы. Если раньше они встречались эпизодически, занимая отдельные полосы в информационно-аналитических изданиях, то сейчас, завоёвывая всё большую популярность, становятся самодостаточными и даже организуют отдельные издания с развитой системой тематических блоков. Эти жанры, полностью относящиеся к сфере развлечения, целиком принадлежат фатической коммуникации, развивая её праздноречевой аспект.

Литература

1. Арутюнова Н. Д. Диалогическая модальность и явление цитации // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992. С. 52-79.

2. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Вып. 1. Саратов, 1997. С. 23-33.

3. Винокур Т. Г. Информативная и фатическая речь как обнаружение разных коммуникативных намерений говорящего и слушающего // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993. С. 5-29.

4. Дементьев В. В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. №1. М., 1997. С. 109-121.; Его же. Речевые приёмы иронии и шутки и типология коммуникативных интенций // Фатическое поле языка (памяти профессора Л. Н. Мурзина). Пермь, 1998. С. 33-45; Его же. Ситуации непрямого общения // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000. С. 34-43; Его же. Фатические и информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции: проблемы коммуникативной компе-

Л. М. Гончарова. Рекламный текст в структуре массмедиа: к вопросу о типологии...

I

тенции и типология речевых жанров // Жанры речи. Саратов, 1997. Вып. 1. С. 34-44.

5. Матвеева Т. В. Вторичный речевой жанр // Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010. С. 62.

5. Матвеева Т. В. Жанр // Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010. С. 100.

6. Федосюк М. Ю. Нерешённые вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. № 5. М., 1997. С. 102-120.

7. Шмелёва Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Вып. 1. Саратов, 1997. С. 88-99.

Любовь Марковна Гончарова

Российский новый университет (Москва)

Рекламный текст в структуре массмедиа: к вопросу о типологии жанров (на примере печатной рекламы туристской сферы)

В статье дается характеристика рекламных текстов в общей структуре массмедиа, рассматриваются подходы к жанровой типологии рекламных тестов. Предлагается подход к типологии печатных жанров рекламы сферы туризма.

Ключевые слова: реклама, массмедиа, жанр, типология.

This article reveals characteristics of advertising texts in the general structure of mass-media, considers approaches to the genre typology of advertising tests. An approach to advertising publishing genres ty pology in the sphere of tourism is offered.

Key words: advertising, mass media, genre, typology.

Рекламная коммуникация отражает те языковые процессы, которые происходят в социуме, отображая и изменения на лексическом уровне, и стилистическое разнообразие, и жанровую дифференциацию. В силу тесной связи со сферой массмедиа и журналистскими жанрами многие рекламные произведения обладают всеми признаками массмедийного текста и имеют опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.