Научная статья на тему 'Современная медиапрактика c позиций теории речевых жанров'

Современная медиапрактика c позиций теории речевых жанров Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРАКТИКА / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / КОММУНИКАТИВНОЕ НАМЕРЕНИЕ / ИНТЕНЦИЯ / ПОЛИИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ МЕДИЙНОГО ЖАНРА / SPEECH GENRE / COMMUNICATIVE INTENTION / POLYINTENTIONALITY OF MEDIA GENRE / MEDIAPRACTICE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шмелева Татьяна Викторовна

Предлагается в осмыслении современной медиапрактики обратиться к теории речевых жанров. Рассмотрена возможность характеристики медиажанров в аспекте коммуникативного намерения (интенции) с учетом их полиинтенциональности и интенциональной доминанты.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is proposed to turn to the speech genres theory through the understanding of modern mediapractice. The possibility of mediagenres characteristics is described in terms of communicative intention taking into account their polyintentionality and intentional dominant.

Текст научной работы на тему «Современная медиапрактика c позиций теории речевых жанров»

Т. В. Шмелева. Современная медиапрактика c позиций теории речевых жанров

I

под. как системно определяемые коммуникативные параметры, а также их варианты; возможность стилистического потенциала языковых средств при использовании вне типичной медиасфе-ры — информационных жанров в аналитических и др.

Таким образом, аналитические медиажанры в пространстве современной коммуникации представляют собой открытую систему, коррелирующую со временем и функциями массовой коммуникации как коллективной рефлексии на изменяющийся мир. Являясь открытой системой, медиажанры лабильны, диффузны как по структуре, так и по языковым репрезентациям. Однако они сохраняют признаки коммуникативного маркера социума, специфичности, структурных и доминантных языковых характеристик и, следовательно, предполагают рассмотрения как целостности.

Литература

1. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие / А. А. Тер-тычный. 4-е изд., испр. и доп. М., 2011.

2. Шилина А. Г. Русскоязычный женский журнал Украиныв аспекте теории языка (синергетический анализ): Монография. Симферополь, 2012.

Татьяна Викторовна Шмелева

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Современная медиапрактика о позиций теории речевых жанров

Предлагается в осмыслении современной медиапрактики обратиться к теории речевых жанров. Рассмотрена возможность характеристики медиажанров в аспекте коммуникативного намерения (интенции) с учетом их полиинтенциональности и ин-тенциональной доминанты.

Ключевые слова: медиапрактика, речевой жанр, коммуникативное намерение, интенция, полиинтенциональность медийного жанра.

It is proposed to turn to the speech genres theory through the understanding of modern mediapractice. The possibility of mediagenres characteristics is described in terms of communicative intention taking into account their polyintentionality and intentional dominant.

Key words: mediapractice, speech genre, communicative intention, polyintentionality of media genre.

Традиционная теория журналистских жанров сегодня не может удовлетворять хотя бы потому, что медиапрактика уже не исчерпывается журналистскими жанрами: активно завоевывают медиапространство жанры рекламы и пиар-деятельности, вносит коррективы интернет-коммуникация. Один из путей поисков адекватной теории жанров в рамках понимания медиапрактики как медийной речи, а медиалингвистики — как медийного рече-ведения [Шмелева, 2012] видится в обращении к опыту жанрове-дения и, в частности, к анкете речевого жанра как инструменту его описания [Шмелева, 1990; 1997; 2012а].

Не вызывает сомнений, что важнейшим жанрообразующим моментом и в медиасфере оказывается коммуникативное намерение, или, как сейчас всё чаще говорят, интенция [Дускаева, 2012]. Уже сложилось представление, что для медиасферы актуальны пять типов интенций:

1) информировать (осведомлять),

2) разъяснять с опорой на анализ и оценки,

3) убеждать, рационально и эмоционально воздействуя,

4) развлекать,

5) привлекать и побуждать.

Однако из этого не следует вывод, что медийные жанры четко разделяются на пять интенциональных типов: уже не требует доказательств полиинтенциональность медиажанра [Дускаева, 2012], обладающего «симультанным пучком интенций разного уровня» [Коньков, 2012, c. 181], из чего следует явление ин-тенциональной асимметрии, заключающейся в наличии двух планов коммуникативных намерений авторов медиатекстов: эксплицитного и имплицитного [Негрышев, 2009, c. 35]. Гене-

Т. В. Шмелева. Современная медиапрактика с позиций теории речевых жанров

I

ральной интенцией медиасферы оказывается информирование, что объясняет его присутствие в любом медиажанре, по-лиинтенциональность медиажанра можно выразить формулой «информирование + ...».

Так, интенция информирования присутствует в аналитических жанрах: анализ события предполагает хотя бы краткое изложение сведений о нем; без информирования невозможна реклама (рекламное объявление), но для ее эффективности актуализируется скрытое побуждение (рекламный слоган); особого типа информационная интенция — формировать положительный образ (имидж) институции или персоны — сформировала пиар-деятельность, вызвав к жизни новый тип текста — пресс-релиз, который адресуется журналистам и служит «сырьем» для медиатекстов. Интенция развлечения не выработала «своих» жанров, а реализуется в информационных (инфо-тейнмент) [Майдурова, 2011, с. 39].

Собственно информационные жанры не свободны от «чужих» интенций. Так, новость (она, кстати, не числится в списках классических журналистских жанров) — один из самых «чистых» жанров, однако он несет в себе оценки хотя бы в силу того, что новостные события включают пресуппозитивную оце-ночность, и почти никогда не возникает вопроса: хорошая это новость или плохая. Не лишены новости и интенции воздействия, более того, есть точка зрения, согласно которой «в новостях воздействующая функция является основной» [Негрышев, 2009, с. 6].

Таким образом, можно характеризовать жанры, учитывая иерархию интенций и определяя в каждом случае интенциональную доминанту. Тогда снимается противоречие между информационными и аналитическими жанрами: все они включают информационный компонент как реализацию генеральной интенции, но в аналитических интенциональная доминанта — разъяснять с опорой на анализ и оценки. Так называемые «художественно-публицистические» жанры толкуются как публицистические при понимании публицистичности как реализации интенции — убеждать, рационально и эмоционально воздействуя (понятно при этом,

что так называемая художественность и есть средство убеждения и воздействия). Общеизвестный факт сокращения пространства публицистики в современном медиапространстве объясняется тем, что приемы, которые принято называть художественными, легко входят в медиатексты информационные и аналитические, обеспечивая их интенции воздействия [Негрышев, 2009]. Таким образом, определение интенциональной доминанты медиатекста позволит определить иерархию его целей.

Разделяя вопросы интерпретации медиажанров и их терминологического обозначения, отмечу, что медийная жанровая терминология требует серьезного и, возможно, критического рассмотрения. Объяснить различие между заметкой и информационной корреспонденцией или очерком и зарисовкой может не каждый практикующий журналист. Именно в таких случаях, кроме интенций, следует принять во внимание другие жанрообра-зующие моменты: событийную основу (диктум), образ автора и образ адресата, фактор прошлого и фактор будущего, языковое воплощение [Шмелева, 2012а].

Не стоит ждать, что обращение к понятию речевого жанра даст построить простую и понятную типологию медиажанров, но вполне можно надеяться, что, так понимая медиажанр, удастся наполнить его содержанием, которое вберет в себе важнейшие моменты современной медиаречи и поможет в интерпретации медиапрактики.

Литература

1. Дускаева Л. Р. Интенциональность медиаречи: онтология и структура // Медиатекст как полиинтенциональная система: сборник статей / под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012. С. 10-17.

2. Коньков В. И. Иерархия коммуникативных интенций в речевой структуре газетного текста // Там же. С. 179-183.

3. Майдурова О. Ф. Информационные жанры в региональных новостных телепрограммах: актуальные тенденции: учебно-методическое пособие. СПб., 2011.

4. Негрышев А. А. Аспекты речевого воздействия в новостях СМИ: учебное пособие. Владимир, 2009.

5. Шмелева Т. В. Речевой жанр (Возможности описания и использования в преподавании языка) / Russistik Русистика: науч. журн. актуальных проблем преподавания рус. языка. Berlin, 1990. № 2. С. 20-32.

Н. А. Корнилова. Антиномия ФАтичЕских и информативных рж в массмедиа

6. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра / Жанры речи. Саратов, 1997. С. 88-99.

7. Шмелева Т. В. Медиалингвистика как медийное речеведение // Медиа-текст как полиинтенциональная система: сб. статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб., 2012. С. 56-61.

8. Шмелева Т. В. Жанр в современной медиасфере // Жанры речи: сборник научных статей. Вып.8. Памяти Константина Федоровича Седова. Саратов; М., 2012а. С. 26-37.

I

Наталья Анатольевна Корнилова

Санкт-Петербургский государственный университет

Антиномия ФАтичЕских и информативных рж в массмедиа

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ,

проект № 14-34-01028

В статье рассматривается применение теории речевых жанров к изучению фатической речи в массмедиа. Выбор речевого жанра предопределяется доминирующей интенцией говорящего — информативной ли фатической.

Ключевые слова: речевые жанры, фатическая речь, массмедиа.

The article consists of using the speech genres theory to learn phatic speech in mass media. The main speakers intention (phatic or informatics) determines the choosing of speech genre.

Key words: speech genres, phatic speech, mass media.

Теория речевых жанров, разработанная в трудах М. М. Бахтина, оказалась очень продуктивной и в настоящее время является одним из ведущих направлений исследований речи. С нашей точки зрения, интерпретативный аппарат генристики плодотворен для разработки теории фатической речи. Во-первых, применяя понятие РЖ к анализу фатической речи, мы приближаемся к раскрытию специфики выражения ее интенциональной природы. Это не случайно: рассуждение о речевых жанрах, как правило,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.