Научная статья на тему '"уплотнение жанров" как тенденция медиасферы'

"уплотнение жанров" как тенденция медиасферы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
356
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / ЖАНР / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / НОВОСТЬ / ОТЧЕТ / АНОНС / РЕПОРТАЖ / НАУЧНЫЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шмелева Т.В.

В статье анализируется взаимодействие медиажанров на примере первичного жанра медиасферы новости. Приводятся мнения исследователей о смешении жанров, перечисляются жанры, которые претерпели существенные изменения в современной медиасфере. Для конкретного анализа взяты новости регионального медиаполя одного из новгородских интернет-ресурсов. Анализ четырех новостных текстов ноября 2017 г. показывает, что новость включает в себя отчет, репортаж, научную статью, анонс, биографическую справку. Рассуждения о причинах таких жанровых трансформаций приводят к выводу о полиинтенциональности современного медийного текста, усложнении его авторского начала, соединении разных жанровых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"уплотнение жанров" как тенденция медиасферы»

ЖАНРЫ СМИ

УДК 81'38 ББК81

DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2018-4-20-270-276

Т. В. Шмелева

Великий Новгород, Россия

«УПЛОТНЕНИЕ ЖАНРОВ» КАК ТЕНДЕНЦИЯ МЕДИАСФЕРЫ1

В статье анализируется взаимодействие меди-ажанров на примере первичного жанра медиа-сферы - новости. Приводятся мнения исследователей о смешении жанров, перечисляются жанры, которые претерпели существенные изменения в современной медиасфере. Для конкретного анализа взяты новости регионального медиаполя -одного из новгородских интернет-ресурсов. Анализ четырех новостных текстов ноября 2017 г. показывает, что новость включает в себя отчет, репортаж, научную статью, анонс, биографическую справку. Рассуждения о причинах таких жанровых трансформаций приводят к выводу о полиинтенциональности современного медийного текста, усложнении его авторского начала, соединении разных жанровых качеств. Ключевые слова: медиа, жанр, речевой жанр, новость, отчет, анонс, репортаж, научный дискурс.

Tat'yana V. Shmeleva

Velikij Novgorod, Russia

"CONDENSATION OF GENRES" AS A TREND IN MEDIA SPHERE

The article analyzes media genres interaction through the primary media sphere genre - news. The author gives opinions of researchers on the mixing of genres, lists genres which have undergone significant changes in the modern media sphere. The analysis is based on the news from the regional media field - one of Novgorod s Internet resources.

Analysis of four news texts published in November 2017 shows that the news includes a report, a journalistic story, an academic article, an announcement, a biographical note. Reasoning about the causes of such genre transformations leads to the conclusion about the polyintentionality of the modern media text, the complicacy of its author's nature, the combination of different genre qualities.

Key words: media, genre, speech genre, news, report, announcement, journalistic story, academic discourse.

Сведения об авторе: Шмелёва Татьяна Викторовна, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики.

Место работы: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород.

E-mail: szmiel@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-3360-0518

Ощущение, что с медийными жанрами что-то происходит, буквально висит в воздухе. Однако убедительного объяснения того, что это, каковы его причины и последствия, как к нему относиться, - пока не сформулировано. Еще одна попытка такого рода представлена в этой работе.

Начать можно с выразительного высказывания о жанровых изменениях Л. Г. Кайда: «Ветер перемен, налетевший на современную газетную публицистику, перемешал всю тщательно уложенную колоду жанров. И в этом переполохе еще не устоялись понятия «разрушенных», «обновленных», или

About the author: Tat'yana Viktorovna Shmeleva -Doctor in Philology, Professor of the Department of Journalism.

Place of employment: Novgorod State University, Velikij Novgorod. E-mail: szmiel@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-3360-0518

«новых», жанровых образований. Всё чаще звучит оправдание "жанровых гибридов", вообще никого ни к чему не обязывающих» [1: 98]. Рассматривая газетную публицистику, она видит в ней прежде всего «экспансию эссе» [1: 91], но, расширяя угол зрения, отмечает и более серьезные изменения, которые метафорически обозначает как «жанровый торнадо»: «Исчез памфлет - один из жанров "тяжелой артиллерии" публицистики. До неузнаваемости изменился фельетон. Посерьезнел, поскучнел, посерел и перестал быть похожим на самого себя очерк. По вполне понятным причинам исчезла пере-

10снову статьи составил доклад, прочитанный автором 27 ноября 2017 г. на конференции «Жанры речи и "Жанры речи"», организованной Саратовским национальным исследовательским университетом имени Н.Г. Чернышевского.

© Шмелева Т. В., 2018

довая статья, символ и оплот директивного стиля. Утвердилась статья-исследование, рассыпались по газетной полосе разнообразные "колонки", "мнения", "заметки по поводу", "интервью с ведущим" рубрику известным журналистом. Комментарий ворвался в строгую нейтральную корреспонденцию, оживляя ее авторской нотой. Читателя интервью теперь отвлекают элементы портретного очерка. Заметка все смелее вступает в союз с рекламным анонсом. Рецензия устремляется в другие жанры, окончательно перепутывая все карты» [1: 98].

Другие авторы для описания упомянутых изменений используют термины смешение, трансформация, расслоение, гибридизация жанров [2]. С опорой на последний термин на кафедре журналистики Новгородского государственного университета проведено исследование репортажа; при этом автор рассмотрел собственные тексты, опубликованные в «Новой новгородской газете». Он сумел увидеть в своих текстах «интервьюизацию», «аналитизацию» и «очеркизацию», отметив, что современный репортаж не чужд и «но-востизации», но его этот вектор изменений не привлекает [3]. Полученные результаты коррелируют с выводами исследователей этого жанра в других регионах [4].

Новые возможности рассмотрения медиа-жанров открываются при подходе к ним с позиций теории речевых жанров, в чем убеждает конференция «Речевые жанры в массмедиа», материалы которой составили отдельный выпуск сборника «Медиалингвистика» [5]. В ее материалах [6] подчеркнуто, что в изменения жанров вносят свой вклад такие их параметры, как образ автора и адресата, языковое воплощение.

Разнообразные и разнонаправленные изменения медийных жанров можно обозначить словом «уплотнение», которое использовал в одном из интервью Андрей Битов, рассуждая о «Золотом петушке» Пушкин: «Он создает действительно вещь достаточно безумную, уплотнив все жанры, какие у него были недописанными. В одной сказке есть и маленькая трагедия, и повесть, и перевод с иностранного, и всё, что угодно -в общем, это довольно странное уплотнение жанров» [7]. Кажется, так можно обозначить и одну из тенденций современной медиа-сферы, обратившись к самому, казалось бы, простому медиажанру - новости интернет-изданий в рамках регионального медиаполя, лингвистическим изучением которого занимается наша кафедра [8].

Новость, как хорошо известно, отсутствует в традиционных классификациях журналистских жанров, но современная медийная

практика, в которой большое место занимают интернет-издания, построена таким образом, что именно новость оказывается центральным жанром, что отражает термин «новостная журналистика» [9]. Распространен сегодня взгляд на новость как на «первичный медийный жанр» [10]. Несмотря на это, широко известно, что ей присуща сложность, так, доказано, что наряду с информированием, она выполняет функцию воздействия [11], что, однако, не объясняет того, с какими жанрами она взаимодействует и какие жанры она «впускает в себя». Это предполагается показать в настоящей работе.

Для выявления этого решено взять несколько «рядовых» новостных текстов новгородского медиаполя, точнее интернет-издания «Па-роход.онлайн» (http://parohod.online/), из новостного потока которого подобраны четыре новостных текста, опубликованных 19-21 ноября 2017. Вот что позволяет увидеть эта коллекция, если воспринять ее как материал для попытки типологии новостных текстов (порядок их приведения не значим).

1. Новость-отчет Новгородцы завоевали восемь золотых наград на турнире памяти Игоря Каберова

Накануне в Великом Новгороде завершился традиционный турнир по вольной борьбе памяти Игоря Каберова. Нашим спортсменам соревнования принесли 25 медалей. В девяти весовых категориях новгородцам не было равных. Антон Гамбург завоевал золото в весе до 45 килограммов, а Роман Носов в категории 50 килограммов среди спортсменов старшей возрастной группы. В возрасте до 15 лет Георгий Цхведиашвили победил в категории до 69 килограммов, а Даниил Макаров - в весе 76 килограммов. Три первых места достались новгородцам в турнире возрастной группы 2004-2005 годов рождения. Юрий Михайлов оказался сильнейшим в весе 46 килограммов, в категории до 50 килограммов первенствовал Максим Артюшевский, а Денис Поваров одержал победу в весе 54 килограмма. В младшем возрасте лучшими достижениями новгородцев стали первые места Ивана Сеина в категории до 32 килограммов и Георгия Щёголева в весе 46 килограммов.

Больше кадров с турнира - в нашем фоторепортаже (46 снимков) (Пароход Онлайн 20.11.2017; Ы1р://ра rohod.onHne/news/8008-novgorodtsy-zavoevaH-vosem-zolotykh-nagrad-na-tumire-pamyati-igorya-kaberova/)

Отчетом новость позволяет считать объективированное изложение итогов события -число медалей и фамилии победителей. Соответствует этому жанру и композиция текста: сначала сообщается о событии, а затем информация детализируется за счет сведений об участниках и их спортивных трофеях. Авторское начало текста представлено минимально, полифония отсутствует [12]; источники

полученной информации не указываются, заданный хронотоп текста (здесь, вчера) не меняется, ему соответствует прошедшее время всех глагольных форм.

Этот тип новости можно считать самым распространенным, он, как и отчет, близок к текстам официально-делового стиля, в современной медиасфере коррелирует с пресс-релизом. Часто оказывается, что это не журналистский текст, а именно пресс-релиз, подготовленный пресс-службой заинтересованного ведомства. Но и сами журналисты, получив официальную информацию о событии, легко создают новости-отчеты.

Интересно, что в рассматриваемом случае новость выходит в паре с фоторепортажем, и «сухая» информация дополняется эмоциональными фотографиями, передающими накал страстей на соревнованиях (о чем в самой новости ни слова). Таким образом жанр новости «уплотняется» и за счет визуализации.

2. Новость-репортаж Новгородцы почтили память жертв ДТП

Сегодня в Великом Новгороде прошло шествие, приуроченное к «Дню памяти жертв ДТП». Участники проследовали от пересечения Большой Санкт-Петербургской улицы с улицей Германа к площади Победы-Софийской. Возглавили движение патрульные автомобили Госавтоинспекции с включенными проблесковыми маячками, сотрудники МВД и ГИБДД. Вслед за ними шли старшеклассники, составляющие большую часть шествующих. Замыкали колонну эвакуаторы. На них установили машины людей, попавших в ДТП. Они уже не напоминали транспорт, скорее, - это были металлические искореженные комья.

На площади выступили официальные лица города и области. Протоиерей Игорь Белавенцев отметил: - «Когда видишь количество людей, собравшихся здесь, понимаешь, что новгородцам очень важна тема ДТП, что они небезразличны к этой проблеме».

Однако, школьники на мероприятии то и дело выкрикивали: «Когда это все закончится?!», «Жалко время тратить!». Сопровождавшие подростков взрослые объясняли: «Нас вынудили прийти от школы. Мы здесь не по своей воле».

После приветственной речи в небо выпустили четыреста сорок три белых шара в память погибших. Участники в рамках флешмоба выстроились в живую рамку вокруг символической надписи из машин ДПС «Нет ДТП».

«День памяти жертв ДТП» отмечается по предложению Генеральной Ассамблеи ООН начиная с 2005-го года, каждое третье воскресенье ноября. По данным ВОЗ, Россия занимает первое место среди стран Европы и Северной Америки по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом на 100 000 жителей и 6-е место при пересчете на 100 000 автомобилей, уступая лишь Украине, Албании, Молдавии, Румынии и Белоруссии.

За 10 месяцев в Новгородской области произошло 132 ДТП с участием несовершеннолетних - 1 человек погиб и 145 ранены (Пароход.онлайн.19.11.2017; http: //parohod.online/news/7976-novgorodtsy-pochtili-pamy at-zhertv-dtp/).

Вторая новость поначалу производит впечатление такое же, как предыдущая, то есть воспринимается как отчет. Но в середине текста становится ясно, что автор новости (тексты в этом издании не подписываются, автор остается неизвестным) присутствовал на событии, слышал реплики разных участников. Таким образом, эта новость «уплотняется» за счет репортажности (эффект присутствия). Отсюда увеличивается удельный вес авторского начала [13], что делает текст полифонич-ным. Хронотоп текста расширяется в прошлое за счет бэкграунда, вводящего информацию об истории описанной акции.

Такие новости появляются в тех случаях, когда автор оказывается «на месте происшествия» и может наблюдать происходящее. В них можно видеть первичные новости, тогда как новость-отчет обычно создается как вторичный текст на основе нежурналистского.

3. Новость-научная статья В Новгородской области деревья заболели раком

В Новгородской области выявлены деревья, заболевшие смоляным раком. Общая площадь поврежденных лесов составила более 130 га. Доля поврежденных деревьев в насаждениях находится в пределах 5-20%.

Как сообщили в Центре защиты лесов Новгородской области, заражению подвергаются деревья всех возрастов, но наиболее восприимчивы к смоляному раку древостои в возрасте 30-60 лет, особенно в разреженных насаждениях, на опушках леса, в парках. Заражение происходит от соседних, уже больных деревьев через трещины в коре: заболевшие деревья являются рассадником спор грибов. Способствует заболеванию влажный климат. «В местах поражения смоляным раком (рак-серянка) кора усыхает, шелушится и опадает, образовывая раковые раны. Затем происходит отмирание пораженных тканей и разрушение смоляных каналов, сопровождаемое обильным смолотечением. Кора растрескивается, шелушится и чернеет Рана со временем разрастается, становится вдавленной, пораженный участок ствола деформируется», - пояснил директор Центра защиты леса Новгородской области Роман Глебов.

Продолжительность жизни зараженного дерева от нескольких лет до десятков лет Болезнь ослабляет зараженное дерево, способствует его заселению вредителями, которые могут ускорить его гибель. Смоляной рак вызывает нарушение фотосинтеза. Раковые раны, охватывающие ствол более чем 2/3 его окружности, препятствуют поступлению воды и питательных веществ, что приводит к резкому снижению текущего прироста у больных деревьев и возникновению суховершинности. Основная мера борьбы

со смоляным раком - своевременное проведение лесопатологических обследований и оперативные санитарные мероприятия. При своевременном проведении необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий леса сохранят свои функции (Пароход. Онлайн 20.11.2017; http://paшhod.onlme/news/8010-v-novgorodskoy-oblasti-derevya-zaboleli-rakom/).

Третья новость «уплотняется» научным текстом: она включает научную информацию о болезни деревьев с биологическими терминами. Кроме того, в ней просматривается интервью, в ходе которого получена эта научная информация: сведения излагаются от имени специалиста. Включение в новость научного текста объясняет настоящее время глаголов: наука имеет дела с ситуациями вневременными. Хотя указывается лицо, от которого получена информация (директор Центра защиты леса), она излагается объективированно, что тоже характерно для научного дискурса. Симптоматично, что эта новость показывает результаты взаимодействия как с жанрами своего, медийного дискурса, так и научного, то есть уплотнение происходит в междискурсивном пространстве.

4. Новость-анонс Новгородцев приглашают познакомиться с творчеством художников-земляков

Государственный музей художественной культуры Новгородской земли продолжает знакомить новгородцев с работами ведущих художников нашей области. Сегодня, 21 ноября, возобновил свою работу выставочный проект «Дыхание времени».

- Проект «Дыхание времени», стартовал в нашем музее еще в прошлом году. Это своеобразный календарь памятных дат, связанных с художниками-новгородцами. Осенью свой юбилей отмечает Галина Филиппова, поэтому сейчас в рамках проекта мы представляем именно ее работу, - рассказывает сотрудник музея Ольга Гусева.

Галина Филиппова родилась в Иркутской области, но с шести лет живет в Новгороде. Работала реставратором в Новгородском музее-заповеднике, принимала участие в реставрации настенной живописи Знаменского собора, Георгиевского собора Юрьевского монастыря и других. В творческом багаже Галины Филипповой - пейзажи, портреты, натюрморты. -Галина Георгиевна соединяет в своем творчестве традицию, понимаемую широко и свободно, с глубоко индивидуальным чувством формы. Она прекрасно владеет всевозможными графическими материалами - акварель, гуашь, карандаш, цветные мелки, пастель. Практически в каждой работе мы видим непринужденные фигурки людей с метко охарактеризованными человеческими индивидуальностями, -отмечают в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли.

Выставка одной картины будет работать до 17 декабря.

Добавим, что в музее сейчас также работает и персональная выставка Галины Филипповой «Как

не любить мне эту землю!..» (18+). На ней представлено уже более ста работ автора (Пароход. Онлайн 21.11.2017; http://parohod.online/news/8041-novgorodts ev-priglashayut-poznakomitsya-s-tvorchestvom-khudoz hnikov-zemlyakov-/).

Четвертая новость - новость-анонс - имеет футуральную перспективу, это отличает ее от предыдущих, где речь шла об уже случившихся событиях. При этом большую часть текста занимает интервью. Роль автора текста минимальна: он лишь получает информацию от ее носителя - сотрудника музея. Новость узнается по глагольной форме прошедшего времени (возобновил свою работу), а введение глагольных форм будущего времени (будет работать) делает ее анонсом. Хотя информация о художнице подается как речь сотрудников музея, по стилю она напоминает биографическую справку (Галина Филиппова родилась...), что наводит на мысль о том, что за интервью выдается письменная информация из музея.

Итак, приведены четыре новостных текста, вышедших в течение трех дней ноября 2017 года. Каждый из них, будучи новостью хотя бы потому, что опубликован в новостном издании, соответствует новостным стандартам по объему и отражает актуальное событие, и при этом оказывается «уплотненным» каким-то другим жанром, что проявляется в ее языковом воплощении, полифоничности, специфике хронотопа и авторского начала. При этом следует подчеркнуть, что новость «уплотняют» как медийными жанрами, так и инодискурсными (научного дискурса, например). Есть случайные «уплотнения», а есть уже поставленные на поток. Так, интервьюизация новости - это уже современный канон новости. Связь с визуальными материалами - тоже практически обязательное условие для современной новости, отсюда требование к универсальности журналиста: он должен не только написать о событии, но и сделать фотографии, а часто и провести видеосъемку. Так, каждое из соединений жанров можно объяснить условиями функционирования современной медиасфе-ры, новыми информационными стандартами, поддержанными современными технологиями. Но важнее, как представляется, попытаться увидеть причины таких изменений.

Первую их них можно найти, обратившись к понятию жанрового качества, предложенному В. И. Коньковым [14]. Анализируя очерк, он приходит к мысли, что следует говорить не об очерке как тексте, а об очерковости как стилистической характеристике текста, которая заключается в образном компоненте. Это качество может быть придано репортажу или другому жанру, что и объяснит трансформации жанров. Развивая эту интересную мысль, мож-

но сказать, что в рамках медиасферы тексты могут обнаруживать такие качества, как но-востийность, репортажность, аналитичность. И конкретный текст может обладать рядом таких качеств, что позволяет узнавать в нем несколько жанров. Расширяя пространство такого «узнавания», необходимо будет говорить о таких немедийных жанровых качествах, как научность, отчетность, что мы и обнаружили в анализируемых выше новостных текстах.

Таким образом, приведенное объяснение состоит в том, чтобы в понятие «жанр» ввести новый аспект - жанровое качество, и тогда в изменениях медиажанров придется видеть не взаимодействие жанров, а обогащение (умножение?) жанровых качеств. И «уплотнение» жанров, по А. Битову, - это усложнение жанровых качеств текста, а не накладывание жанров друг на друга. Представляется, что это перспективный вектор развития идей жанровой теории применительно к медиасфере (а может быть, и в более широких масштабах).

Вторую причину можно искать в рамках ин-тент-анализа. В общем виде мысль о причинах смешения жанров в медиасфере уже была высказана: медийная деятельность, в результате которой рождаются медиатексты, полиинтен-циональна, отсюда поинтенциональность медийных текстов. Так или иначе она звучала на особой конференции, посвященной поли-интенциональности медиатекста [15]. Однако кажется, что это нуждается в более детальном и рассмотрении.

Важнейшим жанрообразующим признаком давно было определено коммуникативное намерение, что и есть интенция [16]. Нетрудно заметить, что повседневная речь полиин-тенциональна, то есть в одном речевом жанре может быть реализовано одновременно несколько коммуникативных намерений. Мы приветствуем друг друга, исполняя требования этикета, и одновременно решаем фатическую задачу - подаем сигнал о своем хорошем отношении и готовности поддержать общение (пусть и не в эту секунду). Мы рассказываем о чем-то, чтобы удивить, вызвать сожаление, рассмешить. Анализируя речевые жанры повседневной речи, следует, видимо, говорить не о единственной интенции, а о доминирующей, которая и определяет языковое воплощение жанра, но практически всегда адресату ясны и другие коммуникативные цели автора, в другом случае возникают вопросы типа «При чём тут это?», «Зачем ты это всё рассказал?».

Жанровые системы других сфер - научной, официальной, политической - отличаются строгостью, по существу, эта строгость связана с моноинтенциональностью их жанров: каждый текст должен иметь одну цель и при

этом задано его соответствующее языковое воплощение. Такой же строгостью отличались и жанры русской литературы. Это не значит, что жанровые рамки не нарушались (вспомним роман в стихах Пушкина или поэму в прозе Гоголя: о других таких авторских определениях жанра прозы см. [17]), но это были не массовые явления.

В современной медиасфере жанровая «плотность» медийных текстов ближе к повседневному общению, когда автор текста решает одновременно несколько коммуникативных задач, давая понять при этом, какова его основная интенция. Небольшой объем продемонстрированных новостных текстов, разумеется, не исчерпывает этого явления, но показывает, что довольно часто в новости присутствуют интенции интервью, это становится стандартом современного новостного жанра, элементом его достоверности и одновременно полифоничности, усложнением задач, стоящих перед автором новости, а значит, культивированием полиинтенци-ональности жанра. Интенция отчитаться о проведенном мероприятии, будь оно политическим или спортивным, сопровождает основную массу новостей, которые, как уже было отмечено, обычно имеют прототип в виде пресс-релиза или жанрово на него сориентированы. Интенция репортажности, то есть желание донести до читателя непосредственные впечатления автора, присутствующего там и тогда, усложняет новость сообщением примет происходящего. Наконец, интенция сообщить объективную научную информацию приближает новость к научной статье, что обычно возлагается не на журналиста, а на эксперта, обладающего такими знаниями.

Природа жанровых взаимодействий в ме-диасфере сложна, и предложенная здесь информация, можно надеяться, станет небольшим вкладом в копилку размышлений о них.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кайда Л. Г. Эссе. Стилистический портрет. М.: Флинта; Наука, 2008. 184 с.

2. Колосова А. В. О трудностях жанрового анализа новостных медиатекстов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3(45) : в 3 ч. Ч. II. С. 112-114.

3. Николаев М. О. Репортаж на фоне гибридизации жанров : выпускная квалификационная работа (бакалавриат) / науч. рук. проф. Т. В. Шмелева. Великий Новгород, 2017 (архив кафедры журналистики НовГУ).

4. Захарченко Н. А. Трансформация репортажа в региональной прессе // Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. «Журналистика 2015». М.: Медиамир, Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. С. 70-71.

5. Медиалингвистика : сб. ст. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа / под ред. Л. Р. Дускаевой ; отв. ред. Н. С. Цветова. СПб. : СПбГУ, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2014. 228 с.

6. Шмелева Т. В. Жанр в современной медиасфе-ре // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 8. Памяти Седова Константина Федоровича. Саратов ; М. : Лабиринт, 2012. С. 26-37.

7. Смирнова М. Для чего время? Чтоб его тратить. Рецепты жизни от писателя Андрея Битова // Российская газета. 2017. 25 мая.

8. Новгородское медиаполе : опыты лингвистических исследований : кол. моногр. / под ред. Т. В. Шмелевой. Великий Новгород : Изд-во Новгород. ун-та им. Ярослава Мудрого, 2015. 223 с.

9. Ким М. Н. Новостная журналистика. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2005. 352 с.

10. Тортунова И. А. Новость как первичный жанр журналистского текста // Медиалингвистика : сб. ст. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа / под ред. Л. Р. Дус-каевой ; отв. ред. Н. С. Цветова. СПб. : СПбГУ, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций». 2014. С. 113116.

11. Негрышев А. А. Аспекты речевого воздействия в новостях СМИ : учеб. пособие. Владимир : Изд-во Владимир. ун-та, 2009. 186 с.

12. Шмелева Т. В. Авторское начало в стилистике медийного текста // Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации : тр. и материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. (30 сент. -2 окт. 2010, Тюмень): в 2 ч. Ч. 2 / под ред. О. В. Трофимовой. Тюмень: Мандр и К°, 2010. С. 207-215.

13. Шмелева Т. В. Авторское начало медийного текста : удельный вес // Язык. Дискурс. Текст : V Междунар. науч. конф., посвящ. юбилею проф. Г. Ф. Гавриловой : тр. и материалы. Ч. I. Ростов н/Д : АкадемЛит, 2010. С. 325-327.

14. Коньков В. И. Очерк в системе газетных жанров // Труды кафедры стилистики русского языка. Вып. 3. М. : Факультет журналистики МГУ, 2010. С. 5159.

15. Медиатекст как полиинтенциональная система : сб. ст. / под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветаевой. СПб. : СПбГУ, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2012. 250 с.

16. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 88-99.

17. Маркова Т. Н. Жанровые трансформации в современной прозе (Поиск контекста для описания эволюции медиажанров) // Медиалингвистика : сб. статей. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа / под ред. Л. Р. Дускаевой ; отв. ред. Н. С. Цветова. СПб. : СПбГУ, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2014. С. 36-40.

REFERENCES

1. Kajda L. G. Ehsse. Stilisticheskij portret [Essay. Stylistic portrait]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2008. 184 p. (in Russian).

2. Kolosova A. V. O trudnostyah zhanrovogo analiza novostnyh mediatekstov [On the difficulties of genre analysis of news media texts]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological science. Theory and practice]. Tambov, Gramota Publ., 2015, no. 3(45) : v 3 ch. Ch. II, pp.112-114 (in Russian).

3. Nikolaev M. O. Reportazh na fone gibridizacii zhan-rov : vypusknaya kvalifikacionnaya rabota (bakalavriat) [Reportage on the background of hybridization of genres : final qualifying work]. Nauch. ruk. prof. T. V. Shmel-eva. Velikij Novgorod, 2017 (arhiv kafedry zhurnalistiki NovGU) (in Russian).

4. Zaharchenko N. A. Transformaciya reportazha v re-gional'noj presse [Transformation of the reportage in the regional press]. In : Informacionnyj potencial obshchestva i resursy mediasistemy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Zhurnalistika 2015" [Information potential of the society and media : proc. of intern. sci.-proc. conf.]. Moscow, Mediamir Publ., Fakul'tet zhurnalistiki MGU im. M. V. Lomonosova, 2016, pp. 70-71 (in Russian).

5. Medialingvistika: sb. statej. Vyp. 3. Rechevye zhanry v massmedia: sb. statej. [Medialinguistics. Iss. 3. Speech genres in the media: coll. of art]. Saint Petersburg, SPbGY, In-t "Vyssh. shk. zhurn. i mass. kommunikacij", 2014. 228 p. (in Russian).

6. Shmeleva T. V. Zhanr v sovremennoj mediasfere [Genre in the modern media sphere]. Zhanry rechi: sb. nauch. st. Vyp. 8. Pamyati Sedova Konstantina Fedorovicha [Speech Genres : coll. of sci. art. Iss. 8. Memory of Sedov Constantine Fedorovich]. Saratov, Moscow, Labirint Publ., 2012, pp. 26-37 (in Russian).

7. Smirnova M. Dlya chego vremya? Chtob ego tratit'. Recepty zhizni ot pisatelya Andreya Bitova [For what time? To spend it. Recipes of life from the writer Andrei Bitov]. Rossijskaya gazeta [Russian newspaper], 2017, 25 May (in Russian).

8. Novgorodskoe mediapole: opyty lingvisticheskih issledovanij [Novgorod media field : the essay of linguistic research]. Velikij Novgorod, Izd-vo Novgorod. un-ta im. Yaroslava Mudrogo, 2015. 223 p. (in Russian).

9. Kim M. N. Novostnaya zhurnalistika. [News journalism]. Saint Petersburg, Izd-vo Mihajlova V. A., 2005. 352 p. (in Russian).

10. Tortunova I. A. Novost' kak pervichnyj zhanr zhur-nalistskogo teksta [News as the primary genre ofjournalistic text]. Medialingvistika: sb. statej. Vyp. 3. Rechevye zhanry v massmedia: sb. statej [Medialinguistics. Iss. 3. Speech genres in the media: coll. of art]. Saint Petersburg, SPbGY, In-t "Vyssh. shk. zhurn. i mass. kommunikacij", 2014, pp. 113116. (in Russian).

11. Negryshev A. A. Aspekty rechevogo vozdejstviya v novostyah SMI [Aspects of speech impact in the news media]. Vladimir, Idz-vo Vladimir. un-ta, 2009. 186 p. (in Russian).

12. Shmeleva T. V. Avtorskoe nachalo v stilistike medi-jnogo teksta [Author's component in the style of the media text]. Russkij yazyk kak faktor stabil'nosti gosudarstva

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 nravstvennogo zdorov'ya nacii: tr. i materialy Vtoroj Vseros. nauch.-prakt. konf., 30 .sent. — 2 okt. 2010 g. : v

2 ch. Ch. 2 [Russian as a factor of state stability and moral health of the nation: proc. of the 2nd all-Russian sci.-pract. conf. (Sept. 30 - Oct. 2, 2010, Tyumen'): in 2 parts. Part 2]. Tyumen', Mandr i K°, 2010, pp. 207-215 (in Russian).

13. Shmeleva T. V. Avtorskoe nachalo medijnogo teksta: udel'nyj ves [Author's component of the media text: specific gravity]. Yazyk. Diskurs. Tekst: V Mezhdunar. nauch. konf., posvyash. yubileyu prof. G. F. Gavrilovoj : tr. i materialy. Ch. I [Language. Discourse. Text : V Intern. sci. conf. dedicated to the jubilee prof. G. F. Gavrilovoj]. Rostov-on-Don, AkademLit Publ., 2010, pp. 325-327 (in Russian).

14. Kon'kov V. I. Ocherk v sisteme gazetnyh zhanrov [Essay in the system of newspaper genres]. Trudy kafedry stilistiki russkogo yazyka. Vyp. 3 [Russian Language Stylistic, iss. 3]. Moscow, Fakul'tet zhurnalistiki MGU, 2010, pp. 51-59 (in Russian).

15. Mediatekst kak poliintencional'naya sistema : sb. st. [Mediatext as a polyintense system : call of art.]. Saint Petersburg, SPbGU, In-t "Vyssh. shk. zhurn. i mass. kom-munikacij", 2012. 250 p. (in Russian).

16. Shmeleva T. V. Model' rechevogo zhanra [Model of the speech genre]. Zhanry rechi : sb. nauch. st. Vyp. 1.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Шмелева Т. В. «Уплотнение жанров» как тенденция медиасферы // Жанры речи. 2018. № 4 (20). С. 270-276. DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2018-4-20-270-276

[Speech Genres : coll. sb. sci art. Iss. 1]. Saratov, GosUNTs "Kolledzh", 1997, pp. 88-99 (in Russian).

17. Markova T. N. Zhanrovye transformacii v sovre-mennoj proze (Poisk konteksta dlya opisaniya ehvolyucii mediazhanrov) [Genre transformations in modern prose (Finding the context for describing the evolution of media genres)]. Medialingvistika: sb. statej. Vyp. 3. Rechevye zhanry v massmedia [Medialinguistics. Iss. 3. Speech genres in the media: coll. of art]. Saint Petersburg, SPbGY, In-t "Vyssh. shk. zhurn. i mass. kommunikacij", 2014, pp. 3640 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 20.03.2018

For citation

Shmeleva T. V. "Condensation of genres" as a Trend in Media Sphere. Speech Genres, 2018, no. 4 (20), pp. 270-276 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2311-0740-2018-4-20-270-276

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.