Научная статья на тему 'Новостной мем как интернет-жанр'

Новостной мем как интернет-жанр Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1507
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МЕМ / ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / НОВОСТНОЙ МЕМ / ИНТЕРНЕТ-ЖАНР / ВТОРИЧНЫЙ ЖАНР / INTERNET MEME / INTERNET DISCOURSE / VIRTUAL DISCOURSE / NEWS MEME / INTERNET GENRE / SECONDARY GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максимова Софья Алексеевна

Введение. Виртуальный дискурс находится в постоянном движении и развитии, дискурсивные параметры претерпели существенные изменения за последние 10 лет. Состав интернет-жанров также подвижен: меняются функции жанров, происходит процесс интеграции различных жанров, а также дифференциации выделения множества подтипов в рамках одного жанра. Рассматривается жанр новостного мема, представляющего собой одну из разновидностей интернет-мемов. Цель описать специфику новостного мема как интернет-жанра в сравнении с жанром новости. Материал и методы. При анализе материала были использованы общенаучные и собственно лингвистические методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный метод, методы интерпретации и классификации, метод сплошной и дифференцированной выборки. Материалом для исследования послужили публикации, размещенные в социальной сети «ВКонтакте» (61 новостной мем). Результаты исследования. Новостной мем был проанализирован по модели, предложенной Т. В. Шмелевой, проведен сравнительный анализ с жанром «новости»: коммуникативная цель новостного мема оценочная, как правило, негативного плана, у жанра новости информативная. Автор новости журналист, профессионал. Автор новостного мема стилизован под обычного человека, носителя народного мнения. Дистанция между автором новостного мема и адресатом отсутствует. Фактор прошлого для новости это событие, о котором необходимо сообщить адресату. Для мема фактор прошлого это текст новости. Фактор будущего является для новости факультативным элементом. Новость самодостаточный текст. Для новостного мема фактор будущего обязательный элемент, представленный в форме комментариев. Диктум для жанра новости событие, произошедшее в реальном мире. Диктум для новостного мема социальные, экономические и другие проблемы, связанные с этим событием. Как правило, эта связь оказывается формальной. Структура новостного мема имеет четыре части: анонс основной новости, ссылка на первоисточник, иллюстрация и комментарии. Карнавальное начало мема реализуется в иллюстрации, где неожиданным образом раскрывается то, что было заявлено в анонсе. Заключение. Систематизировав и обобщив описанные параметры, можно дать определение жанру. Новостной мем это вторичный интернет-жанр, базирующийся на тексте новости, поднимающий острые социальные, политические, этические проблемы в ироничной форме и стилизованный под мнение народных масс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEWS MEME AS INTERNET GENRE

Introduction. Virtual discourse is in constant motion and development, the discursive parameters have undergone significant changes over the past 10 years. The composition of internet genres is also unstable: the functions of genres change, the process of integration of different genres takes place, as well as differentiation it is when we highlight many subtypes in the limits of one genre. In this article we are going to explore the genre of news meme, which is one of the varieties of Internet memes. The aim of this article is to describe the specifics of news meme as an Internet genre in comparison to the news genre. Materials and methods. During the analysis of material we used general scientific and proper linguistic methods of research, such as: descriptive method, comparative method, methods of interpretation and classification, method of continuous and differentiated sampling. The material for the study was the publications posted on the social network VKontakte (61 news memes). Results and discussion. The news meme was analyzed according to the model proposed by T. V. Shmeleva, a comparative analysis was conducted with the “news” genre: 1. The communicative aim of news meme is, as a rule, of negative kind, while the news genre is usually of informative kind. 2. The author of the news is a journalist and a professional. The author of the news meme is stylized as an ordinary person and a public opinion holder. There is no distance between the author of the news meme and the addressee. 3. The factor of the past for news is an event, which we have to report to the addressee. For a meme, the factor of the past is the text of the news. 4. The factor of the future is an optional element for news. News is an all-sufficient text. For a news meme, the future factor is a required element, presented in the form of comments. 5. Dictum for news genre is an event which happened in real world. Dictum for a news meme is social, economic and other problems associated with this event. As a rule, this connection is formal. 6. Formal organization. The structure of news meme has four parts: announcement of main news, link to the source, illustration and comments. The carnival beginning of the meme is realized in the illustration, where in an unexpected way it reveals what was stated in the announcement. Conclusion. After systemazing and generalizing the described parameters we can give the definition to the genre. News meme is a secondary Internet genre, which we base on the news text and which raises the acute social, political, ethical problems in an ironical form and which we stylize to the opinion of the masses of people.

Текст научной работы на тему «Новостной мем как интернет-жанр»

УДК 81'38: 81'42

DOI 10.23951/1609-624X-2017-5-95-101 НОВОСТНОЙ МЕМ КАК ИНТЕРНЕТ-ЖАНР

С. А. Максимова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Введение. Виртуальный дискурс находится в постоянном движении и развитии, дискурсивные параметры претерпели существенные изменения за последние 10 лет. Состав интернет-жанров также подвижен: меняются функции жанров, происходит процесс интеграции различных жанров, а также дифференциации - выделения множества подтипов в рамках одного жанра. Рассматривается жанр новостного мема, представляющего собой одну из разновидностей интернет-мемов.

Цель - описать специфику новостного мема как интернет-жанра в сравнении с жанром новости.

Материал и методы. При анализе материала были использованы общенаучные и собственно лингвистические методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный метод, методы интерпретации и классификации, метод сплошной и дифференцированной выборки. Материалом для исследования послужили публикации, размещенные в социальной сети «ВКонтакте» (61 новостной мем).

Результаты исследования. Новостной мем был проанализирован по модели, предложенной Т. В. Шмелевой, проведен сравнительный анализ с жанром «новости»: коммуникативная цель новостного мема оценочная, как правило, негативного плана, у жанра новости - информативная. Автор новости - журналист, профессионал. Автор новостного мема стилизован под обычного человека, носителя народного мнения. Дистанция между автором новостного мема и адресатом отсутствует. Фактор прошлого для новости - это событие, о котором необходимо сообщить адресату. Для мема фактор прошлого - это текст новости. Фактор будущего является для новости факультативным элементом. Новость - самодостаточный текст. Для новостного мема фактор будущего - обязательный элемент, представленный в форме комментариев. Диктум для жанра новости - событие, произошедшее в реальном мире. Диктум для новостного мема - социальные, экономические и другие проблемы, связанные с этим событием. Как правило, эта связь оказывается формальной. Структура новостного мема имеет четыре части: анонс основной новости, ссылка на первоисточник, иллюстрация и комментарии. Карнавальное начало мема реализуется в иллюстрации, где неожиданным образом раскрывается то, что было заявлено в анонсе.

Заключение. Систематизировав и обобщив описанные параметры, можно дать определение жанру. Новостной мем - это вторичный интернет-жанр, базирующийся на тексте новости, поднимающий острые социальные, политические, этические проблемы в ироничной форме и стилизованный под мнение народных масс.

Ключевые слова: интернет-мем, интернет-дискурс, виртуальный дискурс, новостной мем, интернет-жанр, вторичный жанр.

Введение

В современной действительности цифровизация затрагивает все сферы человеческого бытия. Виртуальная реальность моделирует окружающую действительность. В связи с этим сложилась особая сфера существования языка - виртуальный дискурс.

О. В. Лутовинова определяет виртуальный дискурс как текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности [1, с. 3]. Существует множество моделей описания виртуального дискурса, а также интернет-дискурса [1-5], однако динамичность данного явления приводит к постоянной трансформации его дискурсивных параметров. Так, например, технический прогресс ведет к изменению основного канала связи: в исследованиях начала 2000-х гг. в качестве такового указывается компьютер [2], в современной действительности на первый план выходят различные гаджеты: телефон, смартфон, планшет. Техническое развитие ведет за собой изменения лингвистического плана, например, неактуальной становится игра с рас-

кладкой клавиатуры (з.ы. вместо р^.), совмещение латиницы и кириллицы, цифр и букв, использование клавиши «Caps Lock» для передачи экспрессии: подобные действия было удобно выполнять с помощью компьютера, но неудобно с помощью смартфона. Функция автозамены в телефоне ведет к сокращению числа ошибок, и языковая игра с орфографическими нормами (хАрАшо, афф-тар, собираца, превед [6, 7]) постепенно уходит в прошлое.

Участники дискурса также меняются. Во-первых, доступность интернета ведет к увеличению их числа. Во-вторых, стирается анонимность и маргинальность пользователей интернета. Это, в свою очередь, ведет к изменениям интернет-жанров. Например, блог, изначально имея дневниковую основу, начинает выполнять медийную функцию и уподобляется интернет-СМИ [3]. Интернет-посты также утрачивают свою частность и приватность и приравниваются к открытому высказыванию [8].

Вестник ТГПУ (ТБРВБиПеПп). 2019. 5 (202)

Жанровый состав виртуального дискурса очень подвижен: одни жанры приходят на смену другим, иногда «поглощая» уже существующие. Например, некогда популярный жанр «демотиватор» слился с жанром мема и стал одной из его разновидностей. Иногда в рамках одного жанра может выделяться множество поджанров, имеющих специфические признаки. Возникает вопрос о сложности систематизации жанров и построения типологии, зыбкости границ в жанровой системе виртуального дискурса, а также о наличии ядерных и периферийных жанровых признаков [9].

Одним из самых популярных на сегодняшний день жанров является интернет-мем. Сам термин «мем» был введен Ричардом Доккинзом в 1976 г. в книге «Эгоистичный ген». Мем в соответствии с концепцией Р. Доккинза является единицей хранения и передачи культурной информации. К мемам относятся мелодии, идеи, модные слова и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок, теория Дарвина и т. д. [10].

В виртуальном дискурсе термин деформируется по смыслу и наполняется новым значением. Так, М. А. Кронгауз дает следующее определение понятия: «под интернет-мемом имеется в виду любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т. п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях» [11, с. 88]. По Кронгаузу, главное отличие от «док-кинзовского» мема состоит в том, что интернет-мем не воспроизводит, не копирует, а, наоборот, искажает информацию, стремится к новым, подчас абсурдным и неожиданным контекстам [11].

Опираясь на концепцию М. М. Бахтина, разделяющего все речевые жанры на две категории -первичные и вторичные [12], мы можем говорить о том, что мем всегда вторичен и содержит отсылку к чему-то первичному: тексту, картине, фильму, комиксу, фотографии и т. д. Содержание интернет-мема связано с игрой, с первичной информацией. Соответственно, для человека, не знакомого с виртуальным дискурсом, смысл мема останется непонятен, и смеховая реакция в таком случае не последует. Для адекватной интерпретации данного интернет-жанра необходимо наличие общего для коммуникантов информационного фона: знание первоисточника (фильма, картины, цитаты), а также определенного типа речевого поведения - игра с этим первоисточником в рамках определенного канона, помещение его в некий нелепый контекст.

Интернет-мем может быть отражением культурных стереотипов, свойственных для конкретной нации и конкретного языкового сообщества. В частности, С. В. Канашина рассматривает мемы с Бараком Обамой, Рональдом Макдональдом, мемы, посвя-

щенные американским ценностям и реалиям, и приходит к выводу, что для представителя иной культуры недоступно понимание всех сторон языковой игры и иронии данных креолизованных текстов [13].

Помимо вторичности, одной из важнейших жанрообразующих черт интернет-мема является карнавальное, смеховое начало. Юмор бывает связан с неожиданной концовкой-кульминацией, игрой с фоновой картинкой, первичным текстом. Юмористическая составляющая также дополняется лексическими и грамматическими особенностями языка мема: неправильное написание или контекстуальное употребление слова, нарушение грамматических норм, употребление безличных конструкций, опущение местоимений [14].

Если говорить о функциях интернет-мема, то, как правило, в качестве основной выделяется развлекательная. Так, М. А. Кронгауз считает, что самые популярные мемы создаются случайно, стихийно, без каких-либо прагматических целей, опираясь исключительно на языковую игру. Мемы могут быть нелепы и абсурдны, и очень сложно установить причины их популярности [11].

Опираясь на все вышесказанное, перечислим основные жанровые черты интернет-мема: воспроизводимость, вторичность, карнавальное начало и развлекательная функция, отсутствие авторства, отражение социальных, этических и других проблем, связь с культурой.

В данной статье подробно остановимся на одной из разновидностей жанра - новостном меме. Цель данной статьи - описать специфику новостного мема как интернет-жанра в сравнении с первичным для него жанром новости.

Материал и методы

При анализе материала были использованы общенаучные и собственно лингвистические методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный метод, методы интерпретации и классификации.

Для сбора материала использовался метод сплошной и дифференцированной выборки мемов в пабликах социальной сети «ВКонтакте».

Материалом для исследования послужили публикации, размещенные в социальной сети «ВКон-такте» и др. (61 новостной мем).

Результаты

Совокупность интернет-мемов неоднородна по своему составу, единой классификации, которая охватывала бы все разновидности данного жанра, не существует. Так, например, выделяются мемы-картинки, видеомемы, креолизованные и текстовые мемы [15]. Данная типология охватывает формальный признак данного жанра. Возможно также

разделить мемы в зависимости от специфики первичного текста, на базе которого они созданы, а также проанализировать взаимодействие первичного и вторичного жанра.

В частности, новостной мем базируется на жанре новости и его смысл тесным образом связан с первичным текстом. Мы провели сравнительный анализ жанров в соответствии с параметрами, выделенными Т. В. Шмелевой при составлении модели речевого жанра [16, 17].

1. Коммуникативная цель

Цель новости - информативная. Предполагается, что новость должна содержать объективный рассказ о событиях, отвечать на вопросы: Кто? Что? Где? Почему? Каким образом? [18].

Цель новостного мема - оценочная. Как правило, в мемах присутствует оценка негативного плана, и связана она не с самим событием, а с социальными, этическими, экономическими и другими проблемами. Новостная информация является лишь поводом для того, чтобы обратить внимание адресата на какие-либо актуальные темы.

Сравним заголовок и анонс новости и новостной мем.

Анонс новости информационного агентства ТАСС: Дед Мороз отказался от пенсии. Он подчеркнул, что «полон сил и энергии» [19].

Новостной мем:

В новостном меме (рис. 1) содержится фрагмент анонса новости: опущена информация о причинах отказа от пенсии. Причины отказа сформулированы иначе и перемещены в иллюстративную, «карнавальную» часть мема.

Дед Мороз отказался от своей пенсии

http://news.lenta.ch/nscq

Рис. 1

Нейтральное слово «пенсия» в меме заменяется на «копейки». В данном контексте употреблено переносное значение слова, которое свойственно разговорному стилю и имеет пренебрежительную коннотацию. Нейтральная лексика заменяется на оценочную, что помогает осуществить переход от

описания события к проблемным темам. Таким образом, в новостном меме поднимается проблема низких пенсий, а также в лаконичной форме («я на корпоративах больше заработаю») описано положение пенсионеров, вынужденных искать дополнительный заработок. Цель новости в данном случае - рассказать об интервью Главного Деда Мороза, цель мема - дать оценку негативного плана некоторым социально-экономическим фактам.

2. Автор и адресат

Автор новости - это официальное лицо, он имеет доступ к материалам, событиям, задача автора -передавать объективные сведения адресату. Автор дистанцирован от адресата в силу того, что имеет определенный доступ к информации.

Автор новостного мема - это неофициальное лицо, он стилизован под среднестатистического представителя данного языкового коллектива и пользователя интернета. Дистанция между автором и адресатом отсутствует.

Для создания образа автора новостного мема используются определенные языковые средства. Например, нейтральная лексика новости заменяется стилистическими синонимами (используются сленг, разговорная, просторечная лексика, слова, имеющие экспрессивно-эмоциональную окраску). Выше был приведен пример замены слова «пенсия» на разговорное, стилистически окрашенное слово «копейки».

На рис. 2 присутствуют две лексические замены. Вместо нейтрального «пенсионерка» используется «старушка» - слово, имеющее уменьшительно-ласкательный суффикс и соответствующую коннотацию.

В Самарской области мужчина помог пенсионерке расчистить снег во дворе. Ну как помог - за деньги.

А потом и вовсе ее ограбил.

Вряд ли старушка^Ц ожидала, что её... ^Л ^ОБЧИСТЯТ^

Емш

Рис. 2

Глагол «обчистить» употребляется в данном контексте одновременно в двух значениях, в одном

Вестник ТГПУ (ТБРПБulletin). 2019. 5 (202)

из которых является стилистически окрашенным, просторечным синонимом глагола «ограбить», присутствующим в анонсе [20].

Языковые средства дополняются визуальными приемами. К таким относятся размещение простых, «детских» рисунков или имитация неумелого использования графических редакторов. Создатель мема позиционирует себя не как профессионал (дизайнер или художник), он создает образ человека «от народа», равного адресату.

3. Фактор прошлого

Под фактором прошлого Т. В. Шмелева подразумевает события, предшествующие данному речевому жанру. Для жанра новости фактор прошлого, как правило, связан с экстралингвистической стороной - конкретными происшествиями, о которых необходимо сообщить в СМИ. Бывают ситуации, когда новость является реакцией на предыдущие новости, например, в случаях, когда появляется новая информация о событии, корректирующая или опровергающая ранее сказанное.

Новостной мем тесно связан с коммуникативным прошлым, это всегда реакция на уже существующий текст. Мем базируется на первичном тексте и трансформирует его содержание, играет с его смыслами.

4. Фактор будущего

Под фактором будущего имеется в виду перло-кутивный эффект, ответная реакция адресата. Реакция на новости, размещенные в интернет-порталах, может быть зафиксирована в комментариях. Но подобная функция существует не всегда, и комментарии являются факультативным элементом для данного жанра. Новость - это самодостаточный, целостный текст.

Для новостного мема комментарии читателей паблика - обязательный элемент. Как правило, мем бывает создан так, чтобы провоцировать ответную реакцию: в мемах поднимаются актуальные, животрепещущие темы, часто в саркастичной форме, с использованием экспрессивной лексики, сленга. Также в текстовой части мема может содержаться призыв поддержать игру, создать собственный мем и разместить его в комментариях: «Вдохновившись новостью про анимешника Маска, мы предлагаем вам кое-что крутое: ПОКРЕАТИВИТЬ. Расчехляйте фотошопы, пилите свои шедевры и кидайте их в комменты!»

5. Диктум

Под диктумом Т. В. Шмелева подразумевает событийную основу высказывания. Для жанра новости такой основой является непосредственно событие, произошедшее в реальном мире.

В новостном меме смещаются акценты и переводятся в плоскость социальных, политических,

экономических проблем, актуальных в современной действительности. Рассмотрим рис. 3.

Рис. 3

В данном примере новость содержит информацию об изменении годовой температуры. В анонсе содержится основная информация первичного текста. Но далее содержание искажается. Переносное значение слова «таять» позволяет представить в иллюстративной части картину, где «тают» надежды, зарплаты, рубль. Таким образом, диктум новости - погода; диктум новостного мема - экономика.

6. Формальная организация

Новостной мем состоит из четырех частей: анонс, интернет-ссылка на первоисточник, иллюстрация, комментарии.

Элементы структуры новостного мема отражают этапы трансформации смысла первичного текста. Новость содержит определенную информацию -Х, однако в новостном меме возникает совершенно иное содержание, обозначим его как У. Начинается мем с анонса - фрагмента из текста новости Х1. В анонсе содержится краткая информация, взятая из новости, но это не обязательно основная мысль текста, как правило, берется именно тот фрагмент, который соответствует замыслу мема и на основе которого можно осуществить трансформацию смысла.

Далее следует иллюстративная часть, в ней присутствует связка Ъ, которая помогает осуществить переход к новому содержанию. Иллюстрация отражает игровое, карнавальное начало, и связка, как правило, представляет собой ассоциативные ряды или языковую игру, основанную на многозначности слов. Таким образом, смысл трансформируется в соответствии со следующей цепочкой: X ^ Х1 ^ Ъ ^ У.

Завершается новостной мем комментариями, в которых закрепляется новый смысл У. Комментарии, как правило, бывают связаны с обсуждением проблемы, заявленной в меме, а не с событием, описываемым в новости.

Например, мем на рис. 3 основан на новости о годовой температуре. Далее следует ассоциативная пара: «жара» - «мороженое тает». Затем автор обыгрывает многозначность слова «таять», причем переносное значение слова представлено не вер-бально, а визуализировано - изображены тающие слова. Смысл искажается в соответствии со следующей цепочкой: X ^ Х1 ^ Ъ1 ^ Ъ2 ^ У, где X -новость о потеплении; Х1 - анонс этой новости (фрагмент); Ъ1 - ассоциация (жара - мороженое тает); Ъ2 - полисемия (значения слова «таять»); У - экономические проблемы.

Заключение

Таким образом, мы охарактеризовали новостной мем в соответствии с рядом параметров и в сравнении с первичным текстом и можем сформулировать определение данного явления. Новостной мем - это интернет-жанр, базирующийся на жанре новости и трансформирующий ее содержание. Новостной мем имеет оценочную коммуникативную цель и, как правило, поднимает острые социальные проблемы в экспрессивной форме, провоцируя реакцию читателей, которая фиксируется в форме комментариев. Автор стилизован под обычного человека, дистанция между автором и адресатом размыта. Также новостной мем имеет композицию, отражающую этапы трансформации первичного смысла: анонс, ссылка, иллюстрация, комментарии.

Список литературы

1. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дис. ... д-ра фил. наук. Волгоград, 2009. 40 с.

2. Гриценко Л. М. Особенности виртуального дискурса // Молодой ученый. 2011. Т. 2, № 6. С. 17-20.

3. Кочеткова М. О. Жанровая динамика дискурса блогосферы: социолингвистический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2016. 23 с.

4. Иванов Л. Ю. Язык интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи. М., 2000. С. 35-45.

5. Горошко Е. И. Интернет-коммуникация и компьютерноопосредованный дискурс // Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М.: Флинта: Наука, 2012. С. 9-123.

6. Волошина С. В. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие. Томск: Изд. дом Томского гос. ун-та, 2016. 184 с.

7. Кронгауз М. А. Самоучитель Олбанского. М., 2013.

8. Кронгауз М. А. Публичная интимность // Знамя. 2009. № 12. С. 162-167.

9. Горошко Е. И., Полякова Т. Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. 2015. № 2 (12). C. 119-127.

10. Доккинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. 318 с.

11. Кронгауз М. А. Мем в русскоязычном интернете: опыт деконструкции // Русский язык и новые технологии / сост. Г. Ч. Гусейнов; под ред. М. В. Ахметовой, В. И. Беликова. М.: Новое лит. обозрение, 2014. 256 с.

12. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Собр. соч. М.: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. С. 159-206.

13. Канашина В. А. Мем как единица передачи культурной информации языковыми и неязыковыми средствами. URL: http://mgimo.ru/ files2/2015_05/up91/file_76a8e8533c78efc932d3a99488f0b451.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

14. Шереметова В. С. Интернет-мем как лингвистический феномен // Научное сообщество студентов: материалы VI Междунар. студ. науч.-практ. конф., 2015. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25537652 (дата обращения: 20.03.2019).

15. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. № 3. С. 160-172.

16. Шмелева Т. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. Berlin, 1990. № 2. С. 20-32.

17. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. Вып. 1. С. 88-98.

18. Колесниченко А. В. Практическая журналистика: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского ун-та, 2008.

19. Дед Мороз отказался от пенсии // ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/obschestvo/4815317?utm_campaign=ded-moroz-otkazalsya-ot-svoey-pensiih (дата обращения: 20.03.2019).

20. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максимова Софья Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: hotlines@list.ru

Материал поступил в редакцию 08.04.2019.

Вестник ^m (TSPUBulletin). 2019. 5 (202)

DOI 10.23951/1609-624X-2017-5-95-101 NEWS MEME AS INTERNET GENRE

S. A Maksimova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

Introduction. Virtual discourse is in constant motion and development, the discursive parameters have undergone significant changes over the past 10 years. The composition of internet genres is also unstable: the functions of genres change, the process of integration of different genres takes place, as well as differentiation - it is when we highlight many subtypes in the limits of one genre. In this article we are going to explore the genre of news meme, which is one of the varieties of Internet memes. The aim of this article is to describe the specifics of news meme as an Internet genre in comparison to the news genre.

Materials and methods. During the analysis of material we used general scientific and proper linguistic methods of research, such as: descriptive method, comparative method, methods of interpretation and classification, method of continuous and differentiated sampling. The material for the study was the publications posted on the social network VKontakte (61 news memes).

Results and discussion. The news meme was analyzed according to the model proposed by T. V. Shmeleva, a comparative analysis was conducted with the "news" genre: 1. The communicative aim of news meme is, as a rule, of negative kind, while the news genre is usually of informative kind. 2. The author of the news is a journalist and a professional. The author of the news meme is stylized as an ordinary person and a public opinion holder. There is no distance between the author of the news meme and the addressee. 3. The factor of the past for news is an event, which we have to report to the addressee. For a meme, the factor of the past is the text of the news. 4. The factor of the future is an optional element for news. News is an all-sufficient text. For a news meme, the future factor is a required element, presented in the form of comments. 5. Dictum for news genre is an event which happened in real world. Dictum for a news meme is social, economic and other problems associated with this event. As a rule, this connection is formal. 6. Formal organization. The structure of news meme has four parts: announcement of main news, link to the source, illustration and comments. The carnival beginning of the meme is realized in the illustration, where in an unexpected way it reveals what was stated in the announcement.

Conclusion. After systemazing and generalizing the described parameters we can give the definition to the genre. News meme is a secondary Internet genre, which we base on the news text and which raises the acute social, political, ethical problems in an ironical form and which we stylize to the opinion of the masses of people.

Keywords: Internet meme, Internet discourse, virtual discourse, news meme, Internet genre, secondary genre.

References

1. Lutovinova O. V. Lingvokul'turologicheskiye kharakteristikivirtual'nogo diskursa. Avtoref. dis. dokt. filol. nauk [Linguoculturological characteristics of virtual discourse. Abstract of thesis ... doct. of philol. sci.]. Volgograd, 2009. 40 p. (in Russian).

2. Gritsenko L. M. Osobennosti virtual'nogo diskursa [Special aspects of virtual discourse]. Molodoy uchenyy, 2011, vol. 2, no. 2., pp. 17-20 (in Russian).

3. Kochetkova M. O. Zhanrovaya dinamika diskursa blogosfery: sotsiolingvisticheskyy aspekt. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Genre dynamics of blogosphere discourse: the sociolinguistic aspect. Abstract of thesis doct. of philol. sci.]. Tomsk, 2016. 23 p. (in Russian).

4. Ivanov L. Yu. Yazyk interneta: zametki lingvista [Language of the Internet: notes of a linguist]. Slovar' i kul'tura russkoy rechi [Dictionary and culture of Russian speech]. Moscow, 2000. Pp. 35-45 (in Russian).

5. Goroshko E. I. Internet-kommunikatsiya i kompyuternooposredovanny diskurs [The Internet communication and discourse with the means of computer]. Internet-kommunikatsiya kak novaya rechevaya formatsiya [The Internet communication as a new speech formation]. Moscow, Flinta: Nauka Publ., 2012. Pp. 9-123 (in Russian).

6. Voloshina S. V. Aktivnye protsessy vsovremennom russkom yazyke: ucheb. posobiye [Active processes in the modern Russian language: study book]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2016. 184 p. (in Russian).

7. Krongauz M. A. Samouchitel' Olbanskogo [Self-teaching guide of the Albany language]. Moscow, 2013 (in Russian).

8. Krongauz M. A. Publichnaya intimnost' [Public intimacy]. Znamya, 2009, no. 12, pp. 162-167 (in Russian).

9. Goroshko E. I., Polyakova T. L. K postroyeniyu tipologii zhanrov sotsial'nykh mediy [About constructing typology of social media genre]. Zhanry rechi - Speech Genres, 2015, no. 2 (12), pp. 119-127 (in Russian).

10. Dokkinz R. Egoistichnyy gen [Egoistic gene]. Moscow, Mir Publ., 1993. 318 p. (in Russian).

11. Krongauz M. A. Mem v russkoyazichnom internete: opyt dekonstruktsii [Meme in the Russian-speaking Internet: the experience of deconstruc-tion]. Russkiy yazyk i novye teckhnologii [The Russian language and new technologies]. Assembled by G. Ch. Guseynov; edited by M. V. Akh-metova, V. I. Belikova. Moscow, Novoye literaturnoye obozreniye Publ., 2014. 256 p. (in Russian).

12. Bakhtin M. M. Problema rechevykh zhanrov [Problem of speech genres]. Sobraniye sochineniy. T. 5: Raboty 1940-1960 godov [Collection of works. Vol. 5: Works of 1940-1960-es]. Moscow, Russkiye slovari Publ., 1996. Pp.159-206 (in Russian).

13. Kanashina V. A. Mem kak edinitsa peredachi kul'turnoy informatsiiyazykovymii neyazukovymisredstvami [Meme as a unit of transfer of culture information by verbal and non-verbal means] (in Russian). URL: http://mgimo.ru/files2/2015_05/up91/file_76a8e8533c78efc932d3a99488f 0b451.pdf (accessed 20 March 2019).

14. Sheremetova V. S. Internet-mem kak lingvisticheskiy fenomen [Internet meme as a linguistic phenomenon]. Nauchnoyesoobshchestvostudentov: materialy VI Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Scientific community of students: materials of the VI International Student Scientific Practical Conference, 2015] (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25537652 (accessed 20 March 2019).

15. Shchurina Yu. V. Internet-memy kak fenomen Internet-kommunikatsii [The Internet memes as a phenomen of Internet communication]. Nauchnyy dialog - Scientific Dialogue, 2012, no. 3, pp.160-172 (in Russian).

16. Shmeleva T. V. Rechevoy zhanr. Vozmozhnosti opisaniya i ispol'zovaniya v prepodavanii yazyka [Speech genre. Possibilities of description and use in teaching language]. Russistik. Nauchny zhurnal aktualnih problem prepodavaniya russkogo yazika - Russistik. Scientifical journal of actual problems of teaching Russian language, 1990, no. 2., pp. 20-32 (in Russian).

17. Shmeleva T. V. Model' rechevogo zhanra [Model of speech genre]. Zhanry rechi [Speech genres]. Saratov, Kolledzh Publ., 1997, iss. 1., pp. 88-98 (in Russian).

18. Kolesnichenko A. V. Prakticheskaya zhurnalistika. Uchebnoye posobiye [Practical journalism. Study book]. Moscow, Moscow University Publ., 2008 (in Russian).

19. Ded Moroz otkazalsya ot pensii [Ded Moroz refused his pension]. TASS. Informatsionnoye agentstvo Rossii [TASS. News agency of Russia]. URL: http://tass.ru/obschestvo/4815317?utm_campaign=ded-moroz-otkazalsya-ot-svoey-pensiih (accessed 20 March 2019) (in Russian).

20. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Definition dictionary of the Russian language]. IVIoscow, Azbukovnik, 1999, p. 944 (in Russian).

Maksimova S. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: hotlines@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.